Международные перевозки "SafeТIR в реальном времени, или Рекомендация длиною в 10 лет"


 

Александр ЛУЦЕВИЧ

 

В основе деятельности Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) – защита интересов отрасли и развитие всестороннего сотрудничества в области грузового и пассажирского автотранспорта. Одно из средств решения этой задачи – обеспечение надёжного и действенного контроля доставки товаров в таможни мест их назначения по процедуре МДП. О том, какая работа проводится в данном направлении, наш корреспондент беседует с главным экспертом по таможенным вопросам Постоянного представительства МСАТ в СНГ Аркадием ШМЕЛЁВЫМ.

 

– Первым шагом стало введение системы электронного контроля за книжками МДП, рассказывает Аркадий Павлович. – МСАТ разработал и применяет систему SafeTIR для совершенствования управления в рамках процедуры МДП. Но чтобы сделать её эффективной, все требуемые данные должны предоставляться в режиме реального времени.

Хотя эта система не заменяет необходимые национальные таможенные процедуры, она уже сегодня стала для транспортной отрасли и гарантийной цепи МДП важнейшим инструментом управления рисками при использовании режима МДП в коммерческих целях.

Кроме того, доступ таможенных органов к базе данных SafeTIR значительно упрощает процедуры розыска после прекращения операций МДП.

Договаривающиеся стороны Конвенции МДП пришли к выводу, что компьютеризация самой процедуры неизбежна в связи с возникающими таможенными правонарушениями, борьба с которыми должна вестись самыми современными и эффективными средствами. Компьютеризация процедуры МДП была включена в третий этап процесса пересмотра Конвенции.

К сожалению, принятое 20 декабря 1995 г. Административным комитетом Конвенции решение о введении системы контроля за использованием книжек МДП на протяжении почти 10 лет оставалось лишь… рекомендацией, к которой не всегда относились с должным пониманием и вниманием. В тех же странах, где рекомендация исполнялась, сроки передачи данных от таможенных постов до МСАТ составляли до 15-20 дней. Отсутствие полноты данных о всех закрытых книжках МДП в определённой степени негативно отражалось на результатах борьбы с недоставками грузов.

И лишь активное участие ряда делегаций стран Восточной Европы, включая Беларусь, в деятельности Группы WP.30 Eвропейской Экономической Комиссии ООН, и положительные результаты применения на протяжении ряда лет системы SafeTIR в Российской Федерации помогли принятию 4 февраля 2005 г. предложений по внесению поправок в Конвенцию МДП 1975 г. относительно передачи информации по стандартной форме в отношении всех книжек МДП, предъявляемых в таможнях места назначения.

Словом, в Конвенции появилась новая ст. 42–тер и Приложение № 10 к Конвенции МДП. В соответствии с Приложением таможенные органы должны передавать такую информацию «…по возможности, на ежедневной основе». Названная поправка вступила в силу 12 августа текущего года.

Федеральная таможенная служба России и МСАТ на протяжении почти двух лет разрабатывали совместный проект «SafeTIR в реальном времени». Он успешно прошёл многочисленные тестирования, и его рабочая эксплуатация началась с 16 мая. B связи с чем на сессии Рабочей группы по таможенным вопросам, связанным с транспортом Европейской Экономической Комиссии ООН, состоявшейся в Женеве с 29 мая по 2 июня этого года, была проведена совместная презентация проекта МСАТ и ФТС РФ «SafeTIR в режиме реального времени» руководителем Департамента Международного союза автомобильного транспорта г-ном Ж. Акри и первым заместителем директора Главного научно-информационного вычислительного центра ФТС РФ А. Хотько.

– Насколько важна своевременная передача данных о подтверждении статуса книжки МДП и прекращении операций МДП, доказывать не приходится. И всё же, видимо, были веские причины образования именно такого тандема: ФТС России – МСАТ?

– В Российской Федерации в среднем ежегодно производится более 800 тыс. прекращений операций МДП. Если учесть, что в прошлом году в мире было использовано 3 млн 234 тыс. 858 книжек МДП, то это означает, что каждая четвёртая перевозка по процедуре МДП прекращалась в России.

По информации из ФТС РФ, по состоянию на 14 июля этого года процент недоставки товаров в таможни мест их назначения в 2006 г. составил 0,009 % от общего числа перевозок грузов в Россию по процедуре МДП.

Одновременно следует отметить, что в России прослеживается положительная динамика по устойчивости системы МДП. Она достигается благодаря партнёрству государственного и частного секторов и принятию соответствующих мер по безопасности в самом широком смысле этого слова.

– Какова цель проекта «SafeTIR в реальном времени»?

– Это усиление контроля за перевозками по процедуре МДП путём:

- подтверждения в автоматическом режиме статуса книжки МДП при её предъявлении российскому таможенному органу;

- незамедлительной передачи данных SafeTIR (в соответствии с Приложением № 10 к Конвенции МДП).

Проект направлен в первую очередь на создание условий для сотрудников таможенных органов в части предупреждения мошенничества и повышения безопасности цепей поставок благодаря возможности раннего обнаружения несоответствия в представляемых данных.

В конечном же итоге проект обеспечивает упрощение процедур транзита, ускорение таможенного оформления на границе, а также может рассматриваться в качестве одного из элементов системы управления рисками.

В этом проекте произошло совпадение интересов государственного и частного секторов, в результате чего предоставлены взаимные преимущества как для держателей книжек МДП, так и для таможенных органов и всей гарантийной цепи.

– Наверное, в ходе реализации проекта Федеральной таможенной службы России и Международного союза автомобильного транспорта особое внимание было уделено вопросам информационной безопасности?

– Действительно, необходимо было исключить возможность искажения или утери данных при их передаче. Поскольку в качестве способа передачи используется Интернет, применялся комплекс протоколов и технологий, направленных на обеспечение безопасности именно в сети. Шифрование данных осуществляется с учётом применения международных и российских стандартов.

Авторизация участников информационного взаимодействия осуществляется с использованием электронных сертификатов, которыми Международный союз автомобильного транспорта и ФТС России обменялись перед началом работ.

– Для достижения целей проекта были созданы специальные информационные системы в ФТС России и МСАТ. Они ориентированы на автоматизированное взаимодействие между собой в реальном времени и без участия операторов?

– Основные усилия проектной команды были сосредоточены на разработке и согласовании технических спецификаций, подробно описывающих правила информационного взаимодействия систем ФТС России и МСАТ. Такой подход позволил каждой из сторон сосредоточиться на реализации и отработке своего сегмента системы, соответствующего правилам, изложенным в технической спецификации. В результате в проекте нет общего программного обеспечения, нет проблем с его дальнейшим развитием и сопровождением. У каждой из сторон свои собственные программно-технические решения, соответствующие требованиям совместно разработанных технических спецификаций.

В результате такого подхода на практике был реализован известный принцип интеграции информационных систем «Business-To-Business» (В2В).

Использование VEB-технологии позволяет сократить ручные операции в процессе приёма и передачи данных, а также обеспечивает возможности для дальнейшего развития проекта, наращивания его функциональной мощности.

А за счёт того, что в проекте использовались современные международные стандарты и спецификации в области передачи и обработки информации, достаточно легко может быть расширена область применения для различных категорий пользователей.

– Одним из ключевых положений проекта является предоставление услуги по подтверждению статуса книжки МДП…

– Исходные данные для сервиса подтверждения статуса книжки МДП содержатся в базе данных системы Cute Wise, формируемой Международным союзом автомобильного транспорта.

При оформлении документов в пограничном пункте пропуска инспектор считывает штрих-код с предъявленной ему перевозчиком книжки МДП. В этот момент формируется запрос, который автоматически передаётся в Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России, в Москву. Здесь запрос преобразуется, шифруется и отправляется для проверки в Международный союз автомобильного транспорта.

В полученном (в режиме реального времени) ответе содержится информация о текущем статусе книжки МДП (действительна, недействительна, не выдавалась, утеряна, похищена и т. п.).

Ответ также обрабатывается в Главном научно-информационном вычислительном центре ФТС РФ, т. е. расшифровывается и преобразуется в формат, необходимый для таможенных органов, после чего возвращается тому инспектору, который инициировал запрос.

Также необходимо отметить, что вызов сервиса может быть реализован из других систем и процессов. Например, если при функционировании системы управления рисками выявлена необходимость дополнительной проверки информации о книжке МДП. Это может быть сделано автоматически, а инспектор таможни может и не знать, что такая проверка осуществлялась.

Сервис передачи информации о прекращении операции МДП запускается после поступления информации из таможенного органа в Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России.

В настоящее время система должна обеспечивать 24-часовой регламент передачи информации, т. е. в течение 24 часов с момента прекращения операции МДП в таможенном органе данные об этом должны быть переданы в систему SafeTIR. В дальнейшем, по мере развёртывания в России новой автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом, время передачи информации будет сокращаться.

– Есть ли уже конкретные результаты, подтверждающие эффективность работы системы SafeTIR в реальном времени?

– Отработка системы в ряде таможенных органов Российской Федерации подтвердила эффективность выбранных проектных решений. Так, среднее время обработки запроса таможенного органа при использовании сервиса подтверждения статуса книжки МДП составило 5 минут. При этом время обработки запроса в МСАТ при максимальной нагрузке составляет около одной минуты. Очевидно, что при таких характеристиках производительности появляется реальная возможность использования сервиса подтверждения статуса книжки МДП в процессах оформления в пограничных пунктах пропуска.

В ходе применения сервиса передачи в реальном времени информации о прекращении операции МДП было установлено, что среднее время передачи сообщения в МСАТ по одной книжке МДП составляет около 10 секунд. Ежедневно из ФТС России в систему SafeTIR передаётся от 3 до 6 тыс. таких сообщений. Подобный разброс в количестве передаваемых сообщений объясняется различным числом перевозок, осуществляемых в различные месяцы года. Словом, система обеспечивает заявленные характеристики производительности и имеет значительный (до 35 %) запас ресурса.

МСАТ и ФТС России считают, что отработанные технические решения и опыт реализации данного проекта могут быть использованы при решении задач по предварительному информированию таможенных органов. Это особенно важно ещё и потому, что предварительное информирование является одним из основополагающих принципов, заложенных в недавно принятые Всемирной таможенной организацией Рамочные стандарты безопасности и содействия торговле.

Более того, наличие предварительного информирования позволяет переходить на более высокий уровень организации таможенного контроля и таможенного оформления – предварительное электронное декларирование.

МСАТ и ФТС России 27 мая текущего года подписали соответствующий документ о продолжении успешного сотрудничества, который предусматривает, в частности, и предварительное информирование. И я хочу особо подчеркнуть, что воплощение в жизнь этого совместного проекта Международного союза автомобильного транспорта и Федеральной таможенной службы России полностью подтвердило девиз МСАТ: «Работать совместно ради лучшего будущего».