Регионы "На власть не надейся и сам не плошай…"


Автоперевозчики Приангарья видят решение собственных проблем в объединении усилий

 

Игорь АЛЕКСИЧ

 

Об уровне развития того или иного региона можно судить по отношению его руководства к транспортникам, считает президент Ассоциации автотранспортных организаций Иркутской области Александр Дечко. И Приангарье по этому показателю явно не входит в лидеры среди российских регионов.

 

- Александр Ильич, на основании чего Вы делаете такой вывод?

- Исходя из сравнения с другими регионами. Например, Кемеровская область. Заезжаешь в неё и сразу же чувствуешь хозяйскую руку. Это проявляется во многих деталях, самая очевидная из которых – состояние дорог, не идущее ни в какое сравнение с нашими, с позволения сказать, транспортными артериями. И в самом Кемерово – новенькие муниципальные автобусы, на которые приятно смотреть… Да что там говорить! В областной администрации у нас нет департамента транспорта и дорожного хозяйства, как в других регионах. Вместо этого у нас существует какой-то не очень вразумительный департамент коммуникационного развития.

- В чём конкретно Вы видите неподобающее, по Вашим словам, отношение к транспортникам?

- Приведу один из примеров. У всех ещё свежа в памяти авиакатастрофа 9 июля 2006 г., когда в Иркутске при посадке потерпел аварию самолёт А-310. Около полутора сотен человек тогда погибли, и надо было вывозить трупы, а для этого нужны были фуры. Областная администрация привлекла нашу Ассоциацию для выполнения этой задачи, а рассчитаться за выполненную работу почему-то «забыла». Такое отношение оскорбляет. Мы не то чтобы очень хотели нажиться на гибели людей – но можно было просто попросить нас о помощи, не обещая никакого вознаграждения. Мы бы, конечно же, откликнулись и помогли людям в их беде. А тут получилось какое-то жульничество, особенно неприятное при немалых масштабах этой трагедии… Естественно, после таких примеров не может идти и речи о нормальных деловых взаимоотношениях с областной властью. Между тем такие отношения жизненно необходимы. Ведь автоперевозки – очень серьёзный вид производства. Постоянно нужно решать массу оперативных вопросов по безопасности движения, состоянию мостов и ледовых переправ, по поборам на дорогах и многое другое.

- И ваша Ассоциация решает эти вопросы самостоятельно? Для этого она и была создана?

- Приходится… Хотя хватает и своих, внутренних проблем, для решения которых и была образована наша Ассоциация из 13 предприятий-перевозчиков. Для того чтобы понять эти проблемы, стоит обратиться к истории возникновения нашего объединения. В 1990-х годах, когда распалось Восточно-Сибирское территориальное транспортное управление, автотранспортные организации оказались предоставленными сами себе в условиях возникающего рынка. А рынок этот в Приангарье был и остаётся довольно специфичным. Многие предприятия, наши потенциальные клиенты, начали обзаводиться своим подвижным составом, а у некоторых он оставался ещё с советских времен. И это не принесло ничего хорошего ни нам, ни им.

- Как это понимать? Ясно, что транспортники при таком положении дел теряют часть перспективной клиентуры. Но отчего же эта ситуация не идёт на пользу организациям, которые обзаводятся собственным автопарком?

- Во-первых, дело в том, что деньги, пущенные на приобретение автотехники, эти предприятия могли бы направить на расширение своего бизнеса. Например, тот же «Иркутскнефтепродукт» мог бы на эти средства расширять свою сеть заправок. Во-вторых, эти организации не используют свой транспорт с полной отдачей. СПХ ОАО «Белореченское», скажем, перевозит свою продукцию фурами в Читу – обратно они идут пустыми, порожняком. Или ещё один пример: «Иркутсктеплоэнерго» использует самосвалы для поставки угля в котельные. А это – сезонная работа, и подвижной состав занят только в отопительный сезон. Летом он простаивает, хотя вполне мог бы обслуживать нужды строителей. Ну и в-третьих, я считаю, что каждый должен заниматься своим делом.

- Таким образом, первой задачей вашей Ассоциации, насколько я понимаю, является поиск клиентов?

- Совершенно верно. Вместе это делать проще. Среди наших клиентов есть такие крупные организации, как «Верхнечонскнефтегаз». Их потребности в перевозках по отдельности не смогло бы перекрыть ни одно предприятие – член нашей Ассоциации. Ещё один момент – клиент клиенту рознь, встречаются и недобросовестные. Не заплатив за оказанные транспортные услуги, в следующий раз они обращаются к другому перевозчику. А если последний является членом Ассоциации, он уже располагает информацией, что с данным клиентом лучше не связываться. Также мы ведём обмен информацией и относительно работников. Печально это констатировать, но за последние годы водительский состав изрядно деградировал. Нередки случаи, когда шофёры употребляют наркотики – и в одурманенном состоянии садятся за «баранку». Также нередко приходится иметь дело с так называемыми водителями-«бегунами». Это относится к тем предприятиям, которые осуществляют перевозку грузов за рубеж – в тот же Китай. Естественно, эти предприятия специально обучают водителей, решают вопросы с их загранпаспортами и визами, вкладывают в это свои деньги. И очень неприятно, когда после решения всех этих вопросов водитель увольняется. Но, по крайней мере, впредь он не может рассчитывать устроиться на работу в другую организацию, входящую в Ассоциацию. Так что вопросов хватает. И в принципе, решать их за эти прошедшие годы мы научились.