Международные перевозки "Белорусские особенности допуска к процедуре МДП: то ли ещё будет"


 

Игорь ТРОФИМОВ

 

Чем стабильнее законодательство государства, тем более привлекателен в нём бизнес. Это правило относится в том числе и к сфере международных транспортных услуг. Увы, но Беларуси это не свойственно: за последние четыре года условия допуска к процедуре МДП изменяются уже в третий раз и далеко не в сторону облегчения жизни международных автоперевозчиков.

 

Чтоб жизнь малиной не казалась

Семь лет назад вступил в силу ряд поправок к Конвенции МДП 1975 г., устанавливающих дополнительные требования к перевозчикам: устойчивое финансовое положение, отсутствие серьёзных нарушений таможенного или налогового законодательства, представление национальному объединению, выдающему книжки МДП, письменной декларации с обязательствами перевозчика. В то время в Беларуси условия допуска к процедуре были более чем либеральные. Предусматривалось два условия. Первое – стаж работы в области международных перевозок у специалиста или руководителя не менее двух лет и второе – наличие в собственности предприятия имущества (причём любого) на сумму около 20 тыс. долларов. Естественно, при отсутствии нарушений таможенного законодательства и задолженности перед бюджетом.

Перевозчики активно работали, бизнес развивался, в карман государства поступали немалые деньги от экспорта транспортных услуг. Однако некоторые решили воспользоваться «либерализацей» в свою пользу, грубо попирая законодательство. В итоге количество претензий к белорусским перевозчикам исчислялось сотнями, а суммы по ним – миллионами долларов. Причём большинство недоставок совершалось на арендованном транспорте.

Как результат, в ноябре 2002 г. Государственный таможенный комитет Беларуси утвердил новый порядок допуска к процедуре МДП. Вменено в обязанность использование 20 % собственных транспортных средств. Время работы в международных перевозках предприятия (а не его сотрудника) должно составлять не менее шести месяцев. Наличие в собственности имущества на сумму не менее 30 тыс. евро, причём не любого, а именно основных производственных фондов. И в заключение – перевозчик обязан был взять в банке гарантию на сумму 10 тыс. долларов в счёт обеспечения выполнения своих обязательств по процедуре МДП.

Оказалось, что и этого недостаточно. Через год вводится ещё одно условие: наличие удовлетворительной структуры баланса. Принятие за основу финансовой устойчивости компании никаких задач не решало, более того, усугубило положение перевозчиков. Некоторые компании имели в собственности основных средств, недвижимого имущества на сумму более 100 тыс. долларов, но бухгалтерский баланс не соответствовал критериям удовлетворительной структуры. Эти участники рынка международных транспортных услуг остались «за бортом».

Вот так из года в год, медленно, но уверенно сокращалось количество перевозчиков, «верных» процедуре МДП. Из почти трёхтысячной армии осталось чуть больше тысячи.

Существенно сократилось и количество нарушений процедуры МДП. Казалось бы, цель достигнута. Но чиновники посчитали, что «нет предела совершенству», и в сентябре 2006 г. вступила в силу новая Инструкция о порядке допуска к процедуре МДП.

 

 

Новые правила знакомой игры

Рассмотрим основные отличия новых условий от ранее действовавшего порядка (изменения выделены курсивом).

№№

Условия получения разрешения на допуск (в редакции постановления ГТК № 92 от 2003 г.)

Условия получения разрешения на допуск (в редакции Постановления ГТК № 60 от 2006 г.)

1.

Опыт осуществления международных автомобильных перевозок грузов

1.1.

Подтверждается предоставлением не менее трёх CMR-накладных за срок не менее шести месяцев

Подтверждается предоставлением не менее десяти CMR-накладных за срок не менее шести месяцев. Предоставлена возможность подтверждения опыта работы справками БАМАП для юридических лиц, созданных индивидуальными предпринимателями, ранее работавшими по процедуре МДП

2.

Устойчивое финансовое положение

2.1.

Наличие основных средств (для юридических лиц) или имущества (для индивидуальных предпринимателей) на сумму 30 тыс. евро

Наличие основных средств (для юридических лиц) или имущества (для индивидуальных предпринимателей) на сумму 30 тыс. евро

с 1 января 2007 г. – 35 тыс. евро,

с 1 января 2008 г. – 40 тыс. евро

2.2.

Удовлетворительная структура баланса (только для юридических лиц)

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами менее 0,85 (только для получающих разрешение на допуск юридических лиц)

3.

Отсутствие нарушений налогового законодательства Республики Беларусь

3.1.

Отсутствие серьёзных или неоднократных нарушений налогового законодательства

подтверждается справкой налогового органа (по месту регистрации перевозчика) об отсутствии задолженности перед бюджетом по состоянию на месяц, предшествующий обращению за получением разрешения на допуск

Отсутствие нарушений налогового законодательства подтверждается справкой налогового органа (по месту регистрации перевозчика) об отсутствии задолженности перед бюджетом по состоянию на месяц, предшествующий обращению за получением разрешения на допуск

4.

Отсутствие нарушений таможенного законодательства и таможенной задолженности

4.1.

Подтверждается ГТК после проведения соответствующей проверки

Подтверждается ГТК после проведения соответствующей проверки

5.

Знания в области Конвенции МДП

5.1.

Наличие у руководителя юридического лица или его уполномоченного сотрудника, осуществляющего организацию международных перевозок, либо у индивидуального предпринимателя знаний в области применения Конвенции МДП 1975 г.

Наличие у руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченных ими работников, осуществляющих организацию международных перевозок, а также водителей знаний в области применения Конвенции МДП 1975 г.

6.

Наличие в собственности транспортных средств

6.1.

Наличие в собственности не менее 20 % активных моторных средств транспортировки от общего количества транспортных средств, заявленных для выполнения международных перевозок грузов

Наличие в собственности не менее 25 % активных моторных средств транспортировки от общего количества транспортных средств, заявленных для выполнения международных перевозок грузов.

В случае отсутствия у перевозчика в собственности такого количества транспортных средств, перевозчик должен представить документы, подтверждающие наличие в собственности недвижимого имущества (дополнительно к 30 тыс. евро) на сумму не менее 9 тыс. евро при использовании только одного арендованного или лизингового транспортного средства, а также не менее 5 тыс. евро за каждое последующее несобственное транспортное средство

7.

Гарантия выполнения процедуры МДП

7.1.

Банковская гарантия (договор-поручительство) таможенного гаранта («таможенный гарант» – банк или иная небанковская кредитно-финансовая организация, получившие лицензию Национального банка Республики Беларусь на проведение операций в иностранной валюте, признанные в установленном порядке в качестве гаранта уплаты таможенных платежей и включённые в реестр, который ведёт ГТК);

договор страхования;

внесение денежных сумм на депозитный счёт БАМАП.

Сумму гарантии устанавливает БАМАП исходя из рекомендаций МСАТ и ГТК (до января 2006 г. составляла 10 тыс. долларов)

Банковская гарантия (договор-поручительство) таможенного гаранта («таможенный гарант» – банк или иная небанковская кредитно-финансовая организация, получившие лицензию Национального банка Республики Беларусь на проведение операций в иностранной валюте, признанные в установленном порядке в качестве гаранта уплаты таможенных платежей и включённые в реестр, который ведёт ГТК);

внесение денежных сумм на депозитный счёт БАМАП.

Сумму гарантии устанавливает БАМАП исходя из рекомендаций МСАТ и ГТК (с января 2006 г. составляет 8 тыс. долларов)

А теперь комментарий к некоторым положениям.

Наличие опыта осуществления международных автомобильных перевозок грузов подтверждается представлением не менее десяти CMR-накладных (ранее было трёх). Вряд ли в данном случае количество перерастёт в качество.

Возможность подтверждения опыта работы справками БАМАП. Такое исключение сделано для индивидуальных предпринимателей, которые имели допуск к процедуре МДП, но вынуждены были создать юридическое лицо (в Беларуси индивидуальный предприниматель не может принять более трёх наёмных работников). Причём имеются некоторые требования к учредителям таких предприятий:

– все учредители (или единственный, если это УП) должны осуществлять международные автомобильные перевозки с применением процедуры МДП;

– должно быть осуществлено не менее десяти перевозок с использованием книжек МДП в течение года, предшествующего дате обращения за допуском;

– отсутствие непогашенной задолженности по уплате таможенных платежей;

– отсутствие нарушений таможенного законодательства в течение годичного срока, предшествующего дате обращения за разрешением на допуск.

В конце концов, после выдачи разрешения на допуск указанным юридическим лицам этим индивидуальным предпринимателям допуск к процедуре МДП отзывается. Иными словами, если индивидуальный предприниматель, следуя народной мудрости «не клади все яйца в одну корзину», решит продолжать перевозки с применением процедуры МДП (т. е. его транспортные средства будут оформлены и на юридическое лицо, и на индивидуального предпринимателя), юридическому лицу придётся подтверждать наличие опыта в международных перевозках по общей процедуре, т. е. нарабатывать шестимесячный стаж.

 

Подтверждение устойчивого финансового положения

Удовлетворительная структура баланса.

В ранее действовавшем порядке одним из условий получения допуска к процедуре МДП было наличие у юридических лиц удовлетворительной структуры баланса. Что это означает? В качестве критерия используются коэффициенты, оценивающие платёжеспособность за короткий промежуток времени и не отражающие реального наличия средств организации.

Теперь одним из критериев подтверждения устойчивого финансового положения юридических лиц является наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами менее 0,85. Немаловажным является то, что данное требование учитывается только при выдаче разрешения на допуск. То есть те перевозчики, которые уже имеют допуск к процедуре МДП до момента вступления Инструкции, не обязаны будут подтверждать соответствие указанному критерию. В отличие от других новых требований, введённых Инструкцией.

Наличие в собственности основных средств.

Один из критериев подтверждения устойчивого финансового положения, обеспечивающего выполнение обязательств перевозчика, предусмотренных Конвенцией МДП 1975 г., – наличие у юридического лица в собственности или в хозяйственном ведении основных средств: транспортных средств, зданий, сооружений, машин, оборудования и иного имущества, учитываемого в качестве таких средств в соответствии с законодательством Республики Беларусь по бухгалтерскому учёту, остаточная стоимость (первоначальная, т. е. восстановительная, стоимость за вычетом начисленной амортизации) которых эквивалентна сумме не менее 30 тыс. евро на день подачи заявления о получении разрешения на допуск, а для индивидуальных предпринимателей в собственности имущества (за исключением квартир, жилых домов, дачных домиков, гаражей, легковых автомобилей) на эту же сумму. Данное требование новостью для перевозчиков не является. Но с 1 января 2007 г. эта сумма увеличилась до 35 тыс. евро, а через год – с 1 января 2008 г. – составит 40 тыс. евро. Перевозчику остаётся принять решение: стоит ли начинать (или продолжать) заниматься этим видом деятельности.

Наличие в собственности транспортных средств.

Много это или мало – 20 % транспортных средств в собственности? Смотря с чем сравнивать и как к этому вопросу подходить. Например, в Украине к процедуре МДП допускаются только собственные транспортные средства. Но ведь норму эту можно применять по-разному. Например, считать, что лизинговый подвижной состав когда-нибудь станет собственным, что по договору лизинга у перевозчика есть определённые обязательства перед лизингодателем и он не исчезнет с рынка. Именно так поступают в Украине. В Беларуси же решили, что 20 % собственных транспортных средств – чуть ли не привилегия, и подняли планку до 25 %. Обновление подвижного состава – одна из серьёзнейших проблем белорусских перевозчиков, которым приходится лавировать между нестыкующимися требованиями законодательства. С одной стороны – нужен собственный транспорт, а с другой – импортную машину старше трёх лет (тягач – старше пяти лет) не купишь – больно много придётся «отстегнуть» государству за растаможку. Казалось бы, выход есть – возьми новую машину в лизинг. Но это только теоретически. На практике же изменение условий ввоза импортных автомобилей в режиме временного ввоза делает международный лизинг экономически нецелесообразным. Как говорится, «корабли лавировали-лавировали, да и не вылавировали».

Проблему эту попытались решить, предоставив перевозчикам возможность (в случае отсутствия необходимого количества собственных транспортных средств) обойти это требование, если есть в собственности недвижимость на первое находящееся в аренде или лизинге транспортное средство 9 тыс. евро, на каждое последующее – 5 тыс. евро. Только в этом ли выход?

 

***

Время «Ч» – 1 июля 2007 г. – неумолимо приближается. До этого перевозчикам, получившим разрешение на допуск к процедуре МДП и пользованию книжками МДП до 18 сентября 2006 г. (дату вступления в силу Инструкции), необходимо представить в БАМАП документы, подтверждающие соответствие указанным условиям допуска.