Топливо "Детектор лжи" для топливного бака"


 

Олег ЖАРКО

 

Господа! У вас воруют!


Наше логическое мышление строится в основном на парадоксах и исключениях. Возьмём, к примеру, фразу, давно ставшую афоризмом: «В России воруют». Её никто даже не пытается оспаривать. Но понимаем мы её каждый по-своему: воруют везде, но у меня – ни-ни. Или: да, все воруют, а я – что? Разве ж это воровство?

В общем, всё плохое происходит где-то и с кем-то. Но только не со мной. И директор автобусного парка, читая в газете или журнале статью о том, как манипулируют нормами расхода топлива водители, лишь сочувствует коллеге-директору: эк его, бедолагу, разули… Но за себя он спокоен: у меня водители – народ кремень, годами проверенный и закалённый, у меня они воровать не станут.

Наш журнал уже неоднократно писал о том, как много неприятных открытий приходится сделать руководителям транспортных компаний, которые решили проконтролировать фактический расход топлива на своём подвижном составе (впрочем, неприятны они только в тот момент, когда понимаешь, на сколько же тонн топлива тебя «обнесли»; зато когда начинаешь подсчитывать экономию на текущем расходе топлива, положительных эмоций ощутимо прибавляется).

В ста случаях из ста возможных руководитель транспортной компании, установив на автомобили датчики контроля расхода топлива, с изумлением узнаёт о том, что в течение многих лет водители «экономили» от его зоркого глаза от 15 до 25 % топлива (на спецтехнике, где, как известно, расход топлива считается не на километры, а на моточасы, эта цифра достигает оскорбительных для шефа 50 %). Когда оно стоило относительно недорого, на это ещё можно было закрыть глаза. Но когда цена литра солярки «на столбе» достигла 18 рублей и оказалось, что до 5 рублей из них вылетают вовсе не в выхлопную трубу, а в «вытяжку» водительского персонала, руководители очень и очень многих транспортных компаний предпочли заплатить за установку приборов контроля расхода топлива.

 

Как проверить расход топлива?


Своеобразные полиграфы, или в просторечье «детекторы лжи», определяющие уровень доверительных отношений между карманом водителя и топливным баком грузовика, принадлежащего предприятию, на российском рынке существуют уже около десятка лет в двух версиях.

Системы FMS, измеряющие и запоминающие данные, полученные от штатных датчиков техники, производит ООО «Омникомм Технологии» (Россия). А производитель систем, использующих в качестве средства измерения турбинку, врезанную в топливную магистраль, – Siemens VDO Kienzle (Германия).

На рынке представлены два основных типа систем контроля расхода топлива: системы аналитического и проточного типа.

Первые фиксируют основные параметры движения и работы двигателя, изменения уровня топлива в баках, расход топлива в различных режимах эксплуатации, записи всех заправок и сливов топлива и т. д. («чёрный ящик»). Главное их достоинство – полный контроль работы транспортного средства или спецтехники и расхода топлива.

Вторые получают информацию от турбинки в топливопроводах автомобиля. Их достоинство заключается в том, что они показывают мгновенный расход топлива. Недостатки: производители транспортных средств и спецтехники официально запрещают «врезаться» в топливные магистрали из-за угрозы выхода из строя топливного насоса высокого давления; турбинки забиваются грязью, в зимних условиях топливо загеливается и парафинизируется, что также приводит к закупорке топливной магистрали.

Главный же недостаток в том, что их можно обмануть, продув турбинку воздухом. С системой FMS такой фокус не проходит.

 

 

Плетью обуха не перешибёшь

Когда в 2005 г. российские автотранспортные предприятия столкнулись с катастрофическим ростом цен на топливо, все они обратили свои протесты в адрес нефтяных и топливных компаний. Наверное, это было верно, но некоторые решили: плетью обуха не перешибёшь, и, пока паны дерутся, стоит поберечь свой чуб и поискать не глобальных, а локальных способов сокращения топливной составляющей в транспортной работе.

Например, топливная компания «Инфорком», устав объяснять своим клиентам причину так называемых недоливов и чрезмерно высокого расхода топлива, включила в свой пакет предложений систему контроля за расходом топлива – FMS. «Инфорком» подписал соглашение с компанией «Омникомм» о закупке крупной партии оборудования, способного контролировать весь процесс оборота топлива на грузовом автомобиле. Что это даёт автоперевозчикам?

- Идея заключается в том, – сказал в интервью нашему журналу генеральный директор «Инфоркома» М. П. Никин, – что мы готовы предоставлять это оборудование нашим клиентам в аренду за очень умеренную плату. Компания «Омникомм» уже давно устанавливает на грузовики оборудование, которое полностью контролирует оборот топлива – сколько было залито, как оно расходовалось, сливалось ли оно из бака. Вся эта информация переносится на офисный компьютер и может обрабатываться персоналом, в то время как водитель не имеет к ней никакого доступа. Несмотря на то, что компания «Омникомм» присутствует на рынке достаточно давно, всё же до массовых продаж этого оборудования именно для автоперевозчиков дело пока не дошло. Продажи были, и довольно масштабные, но так называемые чёрные ящики компания успешно продавала в основном для спецтехники. Объясняется это очень просто. Во-первых, прибыльность компаний, которые пользуются спецтехникой, достаточно высока (это горно-обогатительные комбинаты, строительные компании и т. п.), так что для них расходы приблизительно в 500 евро за один комплект не представляют особых проблем. Во-вторых, данное оборудование для них является просто предметом первой необходимости, потому что проконтролировать расход топлива на экскаваторе, тракторе, асфальтоукладчике практически невозможно. Неудивительно, что оно там и пользовалось спросом.

Почему же это оборудование весьма сдержанно покупали автоперевозчики? Они работают в иных условиях. Многих отпугивало то, что нужно вложить серьёзную сумму, а результат поначалу непонятен – окажется ли это контрольное устройство столь эффективным, как заявлено в исходных данных, будет ли оно полезным. (Между тем практика показала, что для приобретения этого устройства руководителю нужны очень крепкие нервы: когда он лишь догадывается, что у него за спиной «что-то там приворовывают», – это одно, а когда он получает первые распечатки, он своими глазами видит, что не «что-то там» и не «приворовывают»… В общем, чтобы узнать масштабы того воровства, которое происходит буквально у тебя под носом, необходимо немалое мужество…)

Наше предложение, надеюсь, заинтересует перевозчиков. Что это означает в конкретных цифрах? Мы предлагаем взять в аренду с правом последующего выкупа за 50 евро в месяц оборудование, которое стоит почти 500 евро. За квартал – 110 евро, полгода – 210 евро. Согласитесь, это не такие уж огромные суммы. Даже если поставить контрольные устройства на десять автомобилей, за полгода затраты составляют около 1900 евро. Выгодность аренды заключается ещё и в том, что это оборудование можно переставлять с одного автомобиля на другой. То есть если у предприятия имеются различные типы подвижного состава, маршруты, то прибор не обязательно использовать постоянно на одной машине. Можно поставить его на конкретный маршрут, определить оптимальный алгоритм и т. д.

Кроме традиционных бухгалтерских документов, которые предоставляет «Инфорком» (счёт, счёт-фактура и т. д.), система FMS позволяет получить информационную распечатку, где указывается точная информация по каждой машине, дате, времени, объёму, месту, цене.

- Установка стоит 90 евро, – продолжил Михаил Павлович, – но это несопоставимо по масштабам с потерями на каждом рейсе. Берём довольно популярный маршрут: Нижний Новгород – промышленная зона Германии. Навскидку – около 5 тыс. км. Что у нас получится при расходе топлива 45 л/100 км? За кругорейс мы израсходовали 2250 литров дизтоплива. Цифра это очень условная, потому что водитель после ездки не одну печальную сказку расскажет про свою тяжкую долю и про бесчинства на дороге полицейских, весовщиков, таможенников и операторов заправок. Опыт показывает, что после установки контрольного устройства затраты на топливо сокращаются в среднем на 15 %. На кругорейсе Нижний Новгород – Германия получается около 340 л. Но будем помнить, что это – не просто литры: в Европе 1 литр – это тот же 1 евро, только жидкий. Вот и получается, что за один рейс, кроме зарплаты и командировочных, в награду за тяжкую долю водителю дарится 340 евро. На эти деньги можно оснастить целую автоколонну и на 15 % снизить затраты на топливо. А вы говорите – цены, скидки… Вот где деньги лежат! А ведь речь идёт об очень распространённой среди водителей практике…

Выгодность нашего предложения заключается ещё и в том, что, даже имея парк в 50 машин, предприятие может взять в аренду 10 изделий, распределив их по разным маршрутам, составить для себя картину, заложив её как алгоритм расчётов с водителями за топливо, и придерживаться их впредь. Но если компания решила использовать это оборудование постоянно, она доплачивает оставшуюся до полной стоимости разницу и оставляет его у себя. Допустим, за 210 евро она пользовалась прибором полгода, а потом решила: почему бы не доплатить оставшиеся 180 евро и не оставить его насовсем, ведь 210 уже проплачено…

Первые же наши предложения вызвали большой интерес перевозчиков. Реальный спрос превысил наши ожидания. Уже возникла очередь на установку этого оборудования, потому что, как я уже сказал, первыми откликнулись достаточно крупные компании, а установка оборудования на большой парк занимает определённое время.

 

 «Детектор лжи» для топливного бака


Что представляет из себя система FMS? Это плоская чёрная пластиковая коробочка, которая монтируется в любом удобном месте в кабине автомобиля, чаще всего – на «торпеде». В ней запаяна микросхема, которая считывает с контрольных приборов данные о расходе топлива. Источником информации о количестве топлива в баке является высокоточный ёмкостный датчик уровня топлива производства российской компании «Омникомм Технологии», а для вычисления пробега (моточасов) используется штатный либо дополнительный датчик скорости. FMS (Fuel Monitoring System) – это возможность инструментального контроля основных параметров использования техники. В первую очередь – расходуемого топлива и пройденного пути. Система даёт необходимые доказательства в возникающих спорах с водителями. FMS непрерывно записывает количество топлива в баке, пробег (моточасы) и контролирует, включён двигатель или нет. Затем – хоть ежедневно, хоть еженедельно, хоть ежемесячно – «чёрный ящик» легко снимается с машины, вставляется в разъём персонального компьютера, оснащённого соответствующей программой, и руководитель транспортного предприятия скачивает с него на офисный компьютер все необходимые данные по расходу топлива. Впрочем, возможно производить считывание, не снимая прибор с техники, автоматически. Дальнейшая обработка происходит с помощью программного обеспечения.

Получаемые графики и таблицы позволяют получить детальную информацию о выполнении работ или рейса водителем. Важно, что программа рассчитана на пользователя ПК, не отягощённого чрезмерно глубокими компьютерными знаниями.

Помимо контроля расхода топлива, по показаниям прибора FMS руководитель предприятия может анализировать эффективность работы техники, определять, простаивала она или работала, просто был заведён двигатель или техника двигалась, а также как именно она передвигалась.

Применение FMS даёт перевозчику тройной эффект: во-первых, экономия за счёт прекращения обмана со стороны водителей; во-вторых, повышение эффективности использования парка за счёт увеличения экономичности вождения, анализа топливной составляющей рейса, оптимизации непроизводительных простоев; в-третьих, косвенный контроль за состоянием топливной аппаратуры автомобиля.

Но самое главное: доступа у водителя к «корректировке» данных нет, так называемый человеческий фактор исключён полностью – это не оператор АЗС, с ним не договоришься…. Сотрудники OmniCOMM сами неоднократно пытались вскрыть прибор или исказить информацию с целью самоконтроля. Способ «обмана» нашли только один: уничтожить «чёрный ящик».

 

Маленькая радость: воруют не только у нас…

Я заехал в офис «Омникомм Технологии» с одной простой целью: узнать, как развивается сотрудничество с «Инфоркомом», как отнеслись автоперевозчики к такому несколько неожиданному предложению – устанавливать приборы FMS в кредит.

- Хорошо отнеслись, – заверил директор по продажам компании «Омникомм Технологии» Станислав Емельянов. – В принципе, плотно работать начали только месяца полтора-два назад, но уже установили клиентам «Инфоркома» больше восьмидесяти приборов FMS.

- Уже очередь стоит. Клиентов подгоняет не столько реклама, сколько «директорский телеграф». Один руководитель установил прибор, подсчитал итоги, удивился – рассказал другому, и так до бесконечности, – добавил подошедший генеральный директор «Омникомм Технологии» Борис Паньков.

Его загорелое лицо выглядело несколько неуместно в сером офисе в Москве, которая уже больше месяца не видела даже намёка на солнце.

- Из отпуска? – поинтересовался я.

- Нет, с работы, – издевательски безмятежно ответил мой собеседник. – Из Аргентины.

- Если можно, с этого места поподробнее…

- А вы что же, думаете, только в России воруют?

- В общем-то, полагаю, в этом деле нас ещё никто не переплюнул.

- Да, это так. Но «конкуренты» есть весьма достойные. Эта поездка по Аргентине и Бразилии была на редкость насыщенной – на то, чтобы искупаться в Атлантике и мне выделили только минут десять, да и то под ливнем. Работы там много. И воруют там тоже по-русски широко. Наш дилер, как говорится, сам нас нашёл и загрузил работой. Хотя цены на топливо в Южной Америке ощутимо ниже, чем у нас, тамошние водители добирают масштабами. Всю поездку проводил обучение персонала установке и правилам пользования системой FMS. Среди самых серьёзных клиентов – крупнейшая государственная железнодорожная компания, автотранспортные предприятия, добывающие компании. На очереди – Флорида, Мексика, Германия, Италия, Франция, Испания, Эстония.

- Вот удивили, Борис Валерьевич, так удивили. Я-то думал, что в старой Европе – не так, как у нас…

- Я поначалу тоже недоумевал. А удивляться, собственно говоря, нечему: где есть ценности – там есть искушение. А цена литра дизтоплива в этой самой Европе уже перевалила за один евро. Если учесть, что по одному литру никто не ворует – вот вам и искушение…

Впрочем, пока генеральный директор налаживает мосты за Атлантический океан, компания продолжает устанавливать приборы в России.

- На российском, белорусском и украинском транспорте уже работает более 17 тыс. установок FMS, – говорит Станислав Емельянов. – Наша сеть дистрибьюторов и дилеров действует уже в 24 только российских городах, не говоря о ближнем и дальнем зарубежье. – Если восемь лет назад мы объясняли транспортникам, зачем им нужны эти установки, то сегодня едва успеваем расширять дилерскую сервисную сеть – уже добрались до Камчатки. Приборы FMS сегодня успешно работают на золотодобывающем руднике ЗАО «Многовершинное» в Хабаровском крае, на золоторудном месторождении «Звёздное» в поселке Майский на Чукотке. ОАО «Сургутнефтегаз» эксплуатирует приборы FMS как на автотранспортных средствах, так и на спецтехнике. В конце 2005 г. был подписан контракт на оснащение всего автопарка ООО «Надымгазпром». Оборудование FMS напрямую закупается такими мировыми производителями грузовой автомобильной техники, как Tatra, для оснащения предназначенного для России нового транспорта непосредственно на конвейере.

Поначалу интерес автомобильных перевозчиков к FMS был относительно невелик. Изначально наше оборудование было востребовано в добывающей промышленности – там, где действительно много спецтехники, где огромные расходы топлива, где его хищение на самом деле стало серьёзной экономической проблемой. Да, всё больший интерес к этой продукции проявляют не только транспортники, но и строительные компании, горно-добывающие предприятия и карьеры, расходомеры топлива устанавливаются на самосвалы, экскаваторы, карьерную технику, погрузчики, трубоукладчики, дизельные электростанции, тепловозы, топливозаправщики, буровые установки – на любые типы транспортных средств и спецтехники. Опыт показал: после установки FMS расход топлива снижается как минимум на 20 %. При тех гигантских масштабах и объёмах, которые свойственны горно-добывающей промышленности, речь идёт об астрономических суммах экономии – и топлива, и, естественно, денег.

Но в последнее время интерес к FMS всё больше проявляют и автомобильные перевозчики: при нынешних ценах топливная составляющая стала во многом определять состояние самого бизнеса. Серьёзный импульс к этому дало и наше сотрудничество с топливной компанией «Инфорком».

Я полистал знакомую серую папку с входящими письмами. Статистика статистикой, но живое слово тоже дорогого стоит…

 

«Уважаемый Борис Валерьевич!

В октябре 2005 г. наша фирма приобрела у Вас полный комплект оборудования для контроля расхода дизельного топлива на двух автомобилях МАЗ 543203 За истекший период мы получили отличные результаты, и в дальнейшем фирма намерена устанавливать, системы контроля расхода топлива на все машины. Не сегодняшний день это более шестидесяти единиц автомобильной техники.

Исходя из изложенного, прошу выставить счёт на приобретение очередных четырёх комплектов регистраторов уровня топлива FMS с датчиками уровня жидкости. Установка оборудования производится специалистами фирмы самостоятельно.

 

С уважением, генеральный директор ООО «СпецТяжЛогистика» С. С. Савин» 

 

«Уважаемый Борис Валерьевич!

В июне 2006 г. на автобус ЛиАЗ 5256 25 с АКПП фирмы «Аллисон» Вами был установлен датчик контроля расхода топлива с самописцем данных. Проведя анализ записанной информации, можно смело утверждать: данная система вполне работоспособна. Все заявленные возможности, как то:

1. Графики расхода топлива в нескольких видах (привязанные ко времени суток и к моточасам работы двигателя);

2. Тахограмма движения автомобиля;

3. Список заправок и сливов топлива с указанием объёмов и времени,
а также отчёты по следующим параметрам:

 – количество топлива на начало периода; количество топлива на конец периода;

– общее количество истраченного топлива;

– общее количество заправленного топлива;

– общее количество слитого топлива;

– пробег машины в километрах;

– средний расход топлива в литрах на 100 км;

– средний расход топлива в литрах на моточас;

– средний расход топлива в литрах на холостом ходу;

– время работы двигателя;

– время транспортного средства в движений –

позволяют получить реальную картину движения автобуса и процессов, связанных с заправкой и сливом топлива и его фактическим расходом.

Кроме этого, возможность контроля работы двигателя на холостом ходу позволяет оценить техническую грамотность работы водителя при эксплуатации дизельных двигателей с турбонаддувом, имеющих некоторые особенности при данном режиме работы.

Также немаловажной является возможность оценки экономичности работы автобуса в зависимости от вида перевозок. В частности, данная машина в силу объективных причин эксплуатировалась в городском режиме движения.

Данные по этому виду перевозок отражены в приведённой ниже таблице.

 

Маршрут

Городской

Средняя скорость

18,5 км/ч

Максимальная скорость

47км/ч

Расход на 100 км

34,4 л

 

24 июня 2006 г. мы провели эксперимент – машина отработала по пригородному маршруту. Согласно данным таблицы, показатель снижения расхода топлива – 27,5 %.

 

Маршрут

№30

Средняя скорость

35,1 км/ч

Максимальная скорость

77 км/ч

Расход на 100 км

28,2 л

 

С 1 июля 2006 г. данная машина была переведена на пригородные маршруты. Отчёт о них представлен в таблице.

 

Маршрут

Пригородный

Средняя скорость

33,7 км/ч

Максимальная скорость

94 км/ч

Расход на 100 км

29 л

 

В дальнейшем мы планируем провести анализ фактического расхода топлива по маркам ЛиАЗ на всех маршрутах городского и пригородного сообщения и пролонгировать его с соответствующей интерпретацией на остальные марки автобусов.

Хотелось бы отметить простоту работы с данной системой, удобство и наглядность выводимых данных.

Также считаем целесообразным проработать возможность дополнения записываемых данных, к примеру, показаниями рабочей температуры двигателя, температуры в салоне и пр.

Кроме того, немаловажным положительным фактором для использования системы послужит бесконтактный процесс работы с FMS, особенно для аналогичных нам предприятий с парком более 200 машин.

 

А. Н. Умяров,

главный инженер

Автоколонны № 1417 ГУП «Мострансавто»

 

«Уважаемый Борис Валерьевич!

Компанией ООО «Евротранс» (г. Курск) приобретены, установлены в период 2004 – 2005 гг. у ЧП Замотаевой четыре комплекта системы FMS. За время эксплуатации системы мы убедились в функциональности и востребованности Вашего продукта. В ходе проведения мониторинга выявлено следующее:

Заинтересованность технического отдела Управления ГИБДД Курской области в целях обеспечения учёта рабочего времени водителей и контроля скоростного режима;

Огромный интерес проявлен Управлением Государственного Дорожного Надзора по Курской области;

Проявлен интерес частными перевозчиками, осуществляющими львиную долю всех транспортных перевозок нашего региона.

Изучив спрос на данную систему, мы пришли к выводу о необходимости и востре6овлиности вашей системы в нашем регионе.

Компания ООО «Евротранс» является действительным членом АСМАП с 1999 г., занимается международными перевозками грузов.

 

С уважением, директор ООО «Евротранс» А. Г. Степанов»