Международные перевозки "Выпьем помаду, похмелимся пудрой"


 

Татьяна ИГНАТОВИЧ,

Александр ЛУЦЕВИЧ

 

Изворотливость и сообразительность нашего народа в плане выпивки в полной мере проявились в период горбачёвской компании по борьбе за трезвость. Помимо промышленно-домашних напитков, которые были в большом дефиците, в ход шли одеколон, денатурат, гуталинчик на хлебушке… Словом, пили всё, что горит и хоть малость отдаёт спиртовым духом.

С той поры минуло двадцать лет. И тут наш ушлый народ узнаёт, что пить можно, например, помаду, а похмеляться – пудрой. Какие там шутки! Загляните в перечень товаров, которые Совмин Беларуси отнёс к непищевой спиртосодержащей продукции, непищевому этиловому спирту.

Впрочем, обо всём по порядку.

 

«Подконвойная» косметика

В сентябре 2005 г. глава Беларуси подписал декрет № 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта», которым утверждено положение практически аналогичного названия. Согласно п. 56 Положения, ввезённые (предназначенные для вывоза) юридическими лицами на таможенную территорию республики алкогольная (за исключением алкогольных напитков, промаркированных акцизными марками), непищевая спиртосодержащая продукция и непищевой этиловый спирт, перемещаемые по территории Беларуси, подлежат обязательному сопровождению подразделениями департамента охраны МВД (при перемещении автомобильным транспортом) независимо от предоставления таможенным органам обеспечения уплаты таможенных платежей.

К слову сказать, стоимость данной услуги далеко не малая. Даже несмотря на то, что снижена она почти на треть (с 0,75 до 0,5 доллара за 1 км сопровождения), выходит кругленькая сумма – более 300 долларов за один автопоезд от Бреста до Смоленска.

Маховик запущен. И понеслось.

В начале ноября того же 2005 г. своим постановлением Совет Министров утверждает перечень товаров с указанием кода ТН ВЭД, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции, непищевому этиловому спирту.

Ровно через месяц ГТК республики принимает постановление, которое регулирует таможенное оформление непищевых продуктов, произведённых с использованием непищевого этилового спирта, иных спиртосодержащих продуктов с объёмной долей этилового спирта 7 и более, но не более 80 % и этилового технического спирта, получаемых из пищевого или непищевого сырья с объёмной долей этилового спирта более 80 %.

А теперь заглянем в совминовский перечень товаров, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции и непищевому этиловому спирту. Раздел «Непищевая спиртосодержащая продукция» включает группу 33 «Эфирные масла и резиноиды, парфюмерные, косметические или туалетные средства», в которую входят (ВНИМАНИЕ! Держитесь крепче, если сидите, а если стоите, то лучше сядьте): духи и туалетная вода; средства для ухода за кожей (кроме лекарственных); средства для маникюра и педикюра; средства для макияжа губ и глаз; пудра; шампуни, лаки и лосьоны для волос; средства для гигиены полости рта или зубов, включая нитки, используемые для очистки межзубных промежутков; средства, используемые до, во время или после бритья; дезодоранты индивидуального назначения и дезодоранты для помещений; составы для принятия ванн; средства для удаления волос…

Всего же более двух сотен кодов ТН ВЭД!

Ассортимент народу расширили. Однако он не выстроился в очередь к парфюмерным прилавкам с целью испробовать предложенные средства. А вот участники международного рынка транспортных услуг возмутились: почему это чиновники в конце сочинённого ими перечня не посоветовали, как международному перевозчику в очередной раз «вылечить» профессиональную болезнь водителя, которая всякий раз обостряется при проезде по территории Беларуси.

Иностранные поставщики, узнав о белорусском ноу-хау, поначалу впали в ступор (ну никак они не могли понять, что восточнославянский менталитет подразумевает употребление, например, французских духов стоимостью 50 долларов за 50 мл не только по прямому назначению, но и в качестве средства для снятия похмельного синдрома), а затем последовали «оргвыводы»: Беларусь объезжать стороной.

 

С чем боролись и на что напоролись?

Беларусь долгие годы отстаивала свой статус транзитной державы. Однако проблемы и преграды при въезде на территорию страны растут, как снежный ком.

Ситуация с обязательным конвоем через всю страну за одну паллету «тройного одеколона», безусловно, не могла не отразиться на настроениях и транспортных операторов, и поставщиков, и заказчиков. Они били во все колокола, поднимая на различных уровнях вопрос о сокращении перечня товаров, подлежащих обязательному сопровождению, взывая к здравому смыслу чиновников, доказывая и показывая на цифрах абсурдность «спиртовведения».

Словом, они надеялись быть услышанными. Но надежды рухнули 1 декабря 2006 г. С этого дня вступила в силу Инструкция о порядке обязательного сопровождения подразделениями департамента охраны МВД Беларуси алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, перемещаемых по территории республики автотранспортом, утверждённая совместным Постановлением МВД и ГТК № 302/115. В ней закреплены единые требования к обязательному сопровождению, изложена форма договора, определён порядок осуществления данного «действа», обозначено время формирования наряда и пр.

Образумятся ли чиновники белорусского правительства и снизойдут ли до того, чтобы сократить перечень «пьяной» продукции до ассортимента, который действительно заслуживает обязательного сопровождения? Вопрос остаётся открытым. А может быть, у них работает своя логика. Ведь, напомним, сопровождение – это вливание средств в госбюджетный карман, и кто посмеет воспротивиться дополнительным денежным поступлениям?

 

***

Транзитная привлекательность любого трансграничного государства зависит от созданных условий перемещения товаров через его территорию. Не перегнуть палку, а найти золотую середину между недопущением нарушений законодательства и созданием нормальных условий хозяйствования – вот цивилизованный путь решения вопросов.

В Беларуси же реалии таковы, что транзит через её территорию по разным причинам постоянно сокращается. А введение обязательного сопровождения большегрузов с лосьонами уж точно не прибавило на дорогах страны автопоездов. В конечном итоге конвоирование спиртосодержащей продукции ударило не только по перевозчикам, отправителям и получателям, но и по карману потребителя. Ведь в цену реализации вошла и стоимость обязательного сопровождения.