Обзор рынка "Автоперевозчики прибрали рынок к рукам"


Светлана КОГАДЕЕВА

 

После затяжного постперестроечного кризиса, а затем стагнации уже четвёртый год подряд работа грузового пассажирского транспорта России находится на подъёме. Об этом красноречиво свидетельствуют результаты работы за 11 месяцев 2006 г. В чём секрет этого, прямо скажем, обнадёживающего явления?

 

Надёжное плечо перевозчика

В росте цен на нефть на мировом рынке? Да, но не только. Тем более, что с января по ноябрь 2006 г. эффективность работы трубопроводного транспорта была сравнительно невысока. В этот период объём перевозок грузов с учётом работы транспорта отраслей народного хозяйства, включая трубопроводный, составил 7830,5 млн т (101,4 % к уровню аналогичного периода 2005 г.), а грузооборот – 3965,6 млрд ткм (102,5 % к уровню аналогичного периода 2005 г.). В то же время объём коммерческих перевозок грузов, выполняемых всеми видами транспорта (без трубопроводного), составил 2770 млн т, а коммерческий грузооборот – 1780,3 млрд ткм с гораздо более ощутимым ростом к уровню аналогичного периода прошлого года – 108,1 и 103,4 % соответственно.

Возросшая эффективность работы транспорта общего назначения объясняется прежде всего тем, что благодаря серьёзным инвестициям резко набрала обороты вся экономика страны. Так, индекс промышленного производства, являющийся основным фактором роста объёма грузоперевозок, составил 104,3 % (за октябрь 2006 г. этот показатель составил 105,4 % к октябрю 2005 г., а к сентябрю – 102,9 %).

 

 

Тенденции развития грузоперевозок основных перевозчиков сохраняются: темпы объёма перевозок грузов и грузооборота с января по ноябрь минувшего года выросли на железнодорожном (103,1 и 104,5 % соответственно к уровню 2005 г.) и ещё более значительно (113 и 108,8 %) на автомобильном транспорте. По мнению экспертов Минэкономразвития и торговли России, росту объёмов грузоперевозок способствует устойчивый рост промышленного производства. Высокие темпы увеличения объёма перевозок грузов автомобильным транспортом обусловлены развитием рынков товаров и услуг, мелкого и среднего бизнеса, расширением сферы розничной торговли, ростом фермерства в агрокомплексе, где создаётся «ниша» безальтернативного применения грузового автомобильного транспорта. В конкурентных сегментах рынка технологическая и коммерческая гибкость автомобильного транспорта дают ему дополнительные рыночные преимущества.

Другие виды транспорта, как показывают данные Росстата, по-прежнему не составляют серьёзной конкуренции автомобильному. Так, на внутреннем водном транспорте, по уточнённым статистическим данным, объём коммерческих перевозок грузов увеличился относительно уровня 2005 г. на 0,7 %. С июня 2006 г. наблюдается замедление падения грузооборота на этом виде транспорта – за шесть месяцев оно составляло 20,2 %, а по данным на ноябрь – 16,9 %. Это обусловлено высокими темпами роста перевозок грузов в августе, сентябре и октябре, поскольку судоходные компании стремятся выполнить договорные обязательства, несмотря на позднее открытие навигации в текущем году.

Немного оснований для оптимизма и у российских морских перевозчиков. Создание так долго ожидавшегося Российского международного реестра судов (Федеральный закон № 168) пока не дало положительных результатов, и на морском фрахтовом рынке ситуация продолжает оставаться неблагоприятной для развития российского судоходства, в связи с чем на морском транспорте с января по ноябрь 2006 г. объём перевозок грузов составил 92,5 %, грузооборот – 95,4 % по сравнению с соответствующим периодом 2005 г..

 

На железнодорожном транспорте объём перевозок с января по ноябрь 2006 г. составил 1087,7 млн т – 103,1 % к аналогичному периоду 2005 г.

Увеличились объёмы погрузки чёрных металлов (110,7 %), цемента (109,2 %), железной и марганцевой руды (107,7 %), цветной руды (106,9 %), нефти и нефтепродуктов (104,6 %), каменного угля (103,5 %), лесных грузов (102 %), лома чёрных металлов (101,3 %). Вместе с тем сократились темпы погрузки химических и минеральных удобрений (99,7 %), зерна и продуктов перемола, а также комбикормов (99 %), кокса (98,4 %), строительных грузов (97,8 %). Импортных грузов перевезено 98,2 % к уровню десяти месяцев 2005 г.

Пассажирооборот всех видов транспорта общего пользования      (кроме городского электрического) за январь – октябрь минувшего года составил 344,1 млрд пасс.-км, или 101,8 % к уровню января – октября 2005 г.

 

 

 

На железнодорожном и воздушном транспорте продолжается рост объёма пассажирооборота, который с января по ноябрь 2006 г. составил соответственно 103,6 и 108,7 % к уровню аналогичного периода 2005 г. Снижение пассажирооборота на автомобильном транспорте связано с продолжающимся в некоторых регионах России введением в действие Федерального закона № 122-ФЗ (о «монетизации» льгот).

 

Подвижной состав: с пылу, с жару

Реализация национальных проектов очень ощутимо поддержала российский автопром. Сейчас, разумеется, ещё рано говорить о том, насколько эффективно было оснащать «Газели» дорогостоящим медицинским оборудованием – только время ответит на весьма актуальный вопрос: справились ли с поставленной задачей автомобилестроители из Нижнего Новгорода и надолго ли станут широко разрекламированные 6 тыс. автомобилей скорой помощи действительно скорой и действительно помощью. Бесспорно только одно: мощные финансовые вливания в автопром со стороны государства должны в конечном итоге способствовать тому, чтобы количество перешло в качество.

В любом случае, реализация нацпроектов стала не последним фактором в резком подъёме российской автомобильной промышленности: за январь – ноябрь 2006 г. производство автобусов в стране увеличилось по отношению к аналогичному уровню 2005 г. на 7,7 %. Но справедливости ради стоит отметить, что на столь ощутимый подъём существенное влияние оказали также увеличение спроса со стороны региональных транспортных предприятий.

Ещё более высокими темпами в октябре – ноябре прошлого года росло в стране производство грузовых автомобилей (оно увеличилось на 17,8 %). Это, по мнению аналитиков Минэкономразвития и торговли, обусловлено ростом платёжеспособного спроса со стороны транспортных хозяйств и строительных организаций, а также развитием сборочных производств грузовых автомобилей. Рост автомобильных перевозок естественным образом обусловил увеличение спроса как на российские, так и на импортные грузовые автомобили.

 

 

 

К слову, вопреки расхожему мнению, положение с экспортом продукции российского автопрома тоже обнадёживает. Стоимостной объём экспорта машин, оборудования и транспортных средств увеличился на 27,1 % (полностью за счёт роста физических объёмов – на 28,1 %), в том числе в страны дальнего зарубежья – на 24 %, в страны СНГ – на 30,9 %.

 

Доля экспорта в производстве важнейших товаров, (в %)*

 

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г. (предварительные данные)

Нефть сырая

46,5

49,7

53,1

56,1

53,7

57

Нефтепродукты

35,5

40,8

40,9

42,1

46,9

47,8

Газ природный

31,2

31,2

32,7

33,9

32,6

31,3

Уголь каменный

22,2

23,8

30,8

52,9

51,8

53,8

Лесоматериалы необработанные

53,4

51

46,1

49,6

56,9

62,7

Фанера клееная

64,5

64,2

60,9

64,4

59,9

61,2

Целлюлоза древесная

83,7

85,1

82,9

77,6

80,7

79,2

Бумага газетная

67,4

68,6

66

65,6

67,7

57,3

Прокат плоский из углеродистой стали

43

50,5

47,1

46,1

45,3

39,7

Автомобили легковые

10,1

12,3

11,7

11,8

12,3

10,7

Автомобили грузовые

12,3

20,8

19,3

23

24,1

20,6

*По данным Росстата, таможенная статистика.

 

В целом же индекс производства транспортных средств и оборудования составил 103,5 % по отношению к аналогичному периоду 2005 г.

Изменение пропорций выпускаемой в России транспортной техники красноречиво свидетельствует о перераспределении ощутимой части грузопотоков с железнодорожного транспорта на автомобильный. Что, в свою очередь, говорит о том, что экономика страны становится более мобильной, а перевозимые грузы – более дорогостоящими. Так, по итогам с января по ноябрь 2006 г. отмечено сокращение производства грузовых магистральных вагонов на 5,2 %, что, по мнению специалистов МЭРТ России, кроме перераспределения грузопотоков на автотранспорт, связано с определённым насыщением сегмента рынка грузоперевозок, стабилизацией объёмов производства, а также увеличением объёмов проводимого потребителями железнодорожной техники капитального ремонта подвижного состава. В то же время Росстат отмечает увеличение производства магистральных маневровых тепловозов, электровозов и пассажирских вагонов (на 49,5, 48,2 и 31,9 % соответственно). Причина этого очевидна: объёмы перевозок пассажиров растут, а подвижной состав устарел и нуждается в модернизации. При этом ОАО «РЖД» и независимые перевозчики в состоянии увеличить объёмы инвестиций на закупки техники.

 

 

Индекс производства легковых автомобилей за этот же период 2006 г. составил 110,5 %. Рост производства автомобилей обусловлен как увеличением производства иномарок на сборочных предприятиях в России, так и ростом производства на собственно российских заводах. Такая динамика определяется ростом реальных доходов населения, развитием системы кредитования, увеличением производства новых моделей (Lada Kalina, UAZ Patriot).

На динамике развития отрасли негативно сказались снижение производства автомобилей на СП «GM-АвтоВАЗ» (что связано с сокращением спроса на автомобили Chevrolet Niva и неудачей проекта по производству Chevrolet Viva) и сокращение производства на ООО «ТагАЗ» (это обусловлено затруднениями с поставками комплектующих).

 

 

Во что «обуем» автомобиль?

За месяц до окончания прошлого года ситуация в российской шинной промышленности оставалась, увы, менее оптимистичной: выпуск шин для грузовых автомобилей составил 9038 тыс. шт., что составило 92,5 % к соответствующему периоду 2005 г. Снижение объёмов производства связано с проводимой реконструкцией и организацией строительства нового производства покрышек для грузовых автомобилей в воронежском ОАО «Шинный комплекс Амтел-Черноземье»: там выпуск продукции практически прекращён. Кроме того, было остановлено производство грузовых шин и в ОАО «Московский шинный завод».

В ОАО «Красноярский шинный завод» произошла смена собственника. Сейчас на предприятии идёт коренная модернизация производства, по завершении которой будут выпускаться качественные крупногабаритные шины, пользующиеся на российском рынке высоким спросом.

Производство шин для сельскохозяйственных машин составило 75,3 % к соответствующему периоду 2005 г. На снижение объёмов производства шин для сельскохозяйственных машин закономерно повлияло уменьшение объёмов производства сельскохозяйственной техники (мини-тракторов – 87,9 %, тракторных сеялок – 78,5 %, культиваторов тракторных – 69,7 %, тракторных плугов – 42 % и т. д.).

За январь – ноябрь 2006 г. производство машин и оборудования увеличилось на 0,5 % относительно аналогичного периода предыдущего года, при этом производство в октябре 2006 г. увеличилось по отношению к октябрю 2005 г. на 43,3 %.

Увеличилось производство тракторов (на колёсном ходу – на 22,3 %, на гусеничном – на 19,7 %), что обусловлено ростом спроса (в том числе со стороны строительных организаций), развитием государственной системы лизинга, реализацией национальных проектов, а также проведением структурных преобразований в отрасли (речь идёт о консолидации производителей сельхозтехники на базе концерна «Тракторные заводы»).

 

 

 

В целом же производство шин для легковых автомобилей увеличилось на 1,7 % по сравнению с соответствующим периодом 2005 г., что вызвано ростом производства легковых автомобилей – 10,5 %.

Рост производства легковых шин был обеспечен значительным увеличением выпуска продукции на следующих предприятиях: в ООО «Мишлен», Московская обл. (146,4 %), ОАО «Нижнекамскшина» (106,9 %), ОАО «Кировский шинный завод» (112,2 %).

Индекс химического производства составил 101,2 % по сравнению с соответствующим периодом 2005 г., производства резиновых и пластмассовых изделий – 111,1 %.

 

Выпуск основных видов продукции отрасли с января по ноябрь 2006 г.

Наименование продукции

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Волокна и нити химические,

тыс. т

12,1

11,7

13,1

12,8

13,9

12,9

11

13,3

12,5

13,2

Шины для грузовых автомобилей, тыс. шт.

632

815

946

970

853

878

934

968

991

1052

Шины для легковых автомобилей,

млн шт.

1,8

2,1

2,4

2,3

2,2

2,3

2,5

2,4

2,4

2,5

 

За этот период предприятия Российской Федерации выработали 946,4 тыс. т синтетических каучуков, что равно объёму производства соответствующего периода 2005 г. Стабильно, с наращиванием выпуска продукции, работали ОАО «Нижнекамскнефтехим» (108,8 %), ОАО «Тольяттикаучук» (105,7 %), ОАО «Омский каучук» (105,1 %). При этом конъюнктура внешнего рынка в январе – сентябре 2006 г. была благоприятной для экспорта синтетических каучуков – 114,1 %.

Объём производства химических волокон и нитей составил 126 тыс. т, что на 4,7 % ниже, чем за аналогичный период 2005 г. Снижение производства химических нитей, особенно синтетических нитей для кордных тканей и технических изделий, произошло в результате уменьшения объёмов производства на предприятиях, выпускающих шины для автомобилей.

Очень высокими темпами по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. росло производство на следующих предприятиях: ОАО «Комитекс» (212,1 %), ЗАО «Сертов», г. Серпухов (148,1 %).

 

 

Инвестиции

В январе – сентябре 2006 г. в экономику России поступило 35,3 млрд долларов иностранных инвестиций, что на 31,7 % больше, чем в январе – сентябре 2005 г. При этом прямых иностранных инвестиций поступило 10,3 млрд долларов, или на 55,5 % больше, чем в январе – сентябре 2005 г. Их доля в общем объёме поступивших иностранных инвестиций увеличилась с 24,6 до 29,1 %.

Объём портфельных иностранных инвестиций за указанный период 2006 г. значительно вырос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – на 82,3 %. Доля портфельных инвестиций в общем объёме поступивших иностранных инвестиций возросла с 1,4 до 1,9 %.

Объём прочих иностранных инвестиций в январе – сентябре 2006 г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. на 22,8 %, а их доля в общем объёме поступивших иностранных инвестиций хотя и снизилась, но осталась по-прежнему высокой – 69 % (в январе – сентябре 2005 г. – 74 %).

Основной вид иностранных инвестиций на автомобильном транспорте, – лизинг – по сравнению с 2005 г. увеличился на 30,6 % (год назад рост, благодаря принятию Постановления Правительства РФ № 147, был гигантским – в 7,1 раза).

 

Структура иностранных инвестиций в январе – сентябре 2006 г.,

млн долларов

 

 

Январь – сентябрь 2006 г.

Справочно
январь – сентябрь 2005 г.,
в % к

 

млн
долларов

в % к

 

январю – сентябрю 2005 г.

итогу

 

январю – сентябрю 2004 г.

итогу

 

Инвестиции

35323

131,7

100

92,1

100

 

из них:

 

 

 

 

 

 

прямые инвестиции

10268

155,5

29,1

118,1

24,6

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

взносы в капитал

6192

131,3

17,5

129,3

17,6

 

из них реинвестирование

206

  в 5,1 р.

0,6

в 2,3 р.

0,2

 

лизинг

41

30,6

0,1

в 7,1 р.

0,5

 

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций

2209

138,6

6,3

133,7

5,9

 

прочие прямые
инвестиции

1826

в 11,6 р.

5,2

21,6

0,6

 

портфельные инвестиции

665

182,3

1,9

160,5

1,4

 

из них акции и паи

625

  в 2,4 р.

1,8

125,3

1

 

прочие инвестиции

24390

122,8

69

85,2

74

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

торговые кредиты

6973

163,1

19,7

162,2

15,9

 

прочие кредиты

17180

111,7

48,6

75,5

57,3

 

прочее

237

113,3

0,7

64,4

0,8

 

 

В структуре иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в январе – сентябре 2006 г. наибольшую долю занимали инвестиции, направляемые в добычу полезных ископаемых, – 23,1 % от общего объёма поступивших иностранных инвестиций; в обрабатывающие производства – 25,6 %; в оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 20,9 %; в транспорт и связь – всего лишь 12,4 % (впрочем, это на 3,3 % больше, чем год назад).

 

Иностранные инвестиции по ВЭД в январе – сентябре 2006 г.,

млн долларов

 

 

Январь – сентябрь 2006 г.

Накоплено на конец

 

Поступило

Погашено
(выбыло)

Переоценка
и прочие
изменения активов и обязательств

сентября 2006 г.

всего

в %

к итогу

Всего

35323

29253

3824

129998

100

в том числе:

 

 

 

 

 

 

ремонт АТС, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

7381

10444

11

26465

20,4

транспорт и связь

4381

2253

-20

11881

9,1

финансовая деятельность

2060

844

184

6881

5,3

предоставление персональных услуг

171

101

0,0

690

0,5

 

Кошелёк

Расширению спроса населения на платные услуги по-прежнему способствует сохраняющаяся тенденция замедления роста цен и тарифов на платные услуги. Так, с начала года цены выросли на 12,5 против 19,3 % год назад. Тарифы на услуги пассажирского железнодорожного транспорта в сентябре – октябре снизились на 14,4 % (в том числе проезд на поездах дальнего следования – на 16,8 %) по окончании отпускного и дачного сезонов. В целом за январь – октябрь 2006 г. прирост данных тарифов составил 3,8 против 11,7 % год назад.

Вместе с тем по-прежнему сохраняется тенденция опережения темпов роста цен и тарифов на платные услуги населению по сравнению с общей динамикой потребительских цен, что оказывает преобладающее влияние на спрос населения на услуги.

Несмотря на различные тенденции развития отдельных видов услуг, не происходит существенного изменения их структуры. По-прежнему более 50 % от общего объёма расходов населения на услуги тратится на услуги «обязательного характера», не зависящие от доходов населения (жилищно-коммунальные услуги, отдельные виды услуг пассажирского транспорта и бытовых услуг).

Рост цен на платные услуги населению происходит под влиянием нескольких факторов, среди которых одним из основных является рост административно регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, отдельные виды пассажирского транспорта (проезд в метро, на городском муниципальном автобусе, трамвае, троллейбусе, железнодорожном транспорте), объём которых в общем объёме услуг достаточно высок. В 2006 г. жилищные услуги подорожали на 17,1 %, коммунальные – на 17,1 %, пассажирского транспорта – только на 11,3 %. Вместе с тем рост цен на эти услуги ниже, чем за соответствующий период предыдущего года.

Ускорение роста реальных располагаемых денежных доходов (на 11,5 %) позволило сохранить позитивную динамку развития рынка платных услуг в целом, при весьма неравномерной тенденции развития его отдельных сегментов. Сохраняются опережающие темпы роста на весьма чувствительные к изменению доходов населения виды услуг.

Наблюдается значительное опережение темпов роста (по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года) расходов на бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта, медицинские, образовательные, туристические услуги и ряд других.

 

Динамика тарифов на платные услуги населению

 

 

 

 

Динамика цен в отдельных секторах экономики

 

 

 

 

Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения

с исключением сезонной и календарной составляющих (2)


и без исключения (1) (январь 1995 г. (2) – 100 %)

 

Ускорение роста реальных располагаемых денежных доходов позволило сохранить позитивную динамику развития рынка платных услуг в целом, при весьма неравномерной тенденции развития его отдельных сегментов. Сохраняются опережающие темпы роста на весьма чувствительные к изменению доходов населения виды услуг.

 

 

 

 

Динамика инфляции на потребительском рынке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При этом, по оценке Минэкономразвития, с начала 2006 года реальное укрепление рубля к доллару оценивается в 12,3 %, к евро – в 6,5 %, реального эффективного курса – 8,1 %.


Курс доллара в реальном выражении составил 110 % от предкризисного уровня (июля 1998 г.), курс евро1 – 100,5 %, реального эффективного курса – 100,6 %.

 

В материале использованы данные Росстат, МЭРТ и ГТК РФ.

 

 


1 Значения евро до 1999 г. рассчитаны по корзине валют 12 стран, впоследствии перешедших на единую валюту.