Топливо "Так нужен ли России биодизель?.."


 

Александр МИХАЙЛОВ

 

Будет неправ тот, кто станет утверждать, что российские перевозчики чрезвычайно озаботились тем обстоятельством, что лет через 20-25 на планете иссякнет нефть, а значит, и привычное топливо для автомобилей. Дело в том, что наш перевозчик – человек, закалённый жизнью, и он чётко знает, что для того, чтобы выжить на рынке, ему надо преодолевать те мыслимые и немыслимые преграды, которые жизнь и власть ежедневно и ежечасно расставляют на его пути. То есть проблемы надо решать по мере их возникновения. А что будет через двадцать лет? Дай Бог дожить. А там, как говорил Ходжа Насреддин, либо ишак сдохнет, либо эмир отправится в лучший мир. Синоптики, например, ползимы обещали, что скоро похолодает, потом примолкли – сами ждут, что будет…

 

Мир спасается от нефти

Может, этим и объясняется олимпийское спокойствие, с которым россияне наблюдают за тем, как весь остальной мир пытается отыскать и применить альтернативу невозобновляемому углеводородному топливу.

Между тем, согласно прогнозу компании Emerging-Markets, мировой рынок биодизельного горючего в ближайшее десятилетие будет активно развиваться. Сегодня около 90 % мирового потребления биодизельного топлива приходится на Европу, однако биодизельная отрасль наиболее высокими темпами развивается в США. При этом ожидается, что в 2015 г. крупнейшим производителем биодизеля в мире станет Бразилия. Если в 2005 г. мировое потребление биоэтанола составило 35,3 млрд л, то к 2010 г., по прогнозам экспертов, оно увеличится до 56 млрд л. Наиболее перспективными рынками сбыта эксперты считают Китай, Индию и страны Евросоюза.

Аналитики компании прогнозируют, что к 2020 г. в Бразилии, Европе, Индии и Китае доля биодизеля в общем объёме используемого автомобильного горючего может достичь 20 %. В случае активной государственной поддержки отрасли, создания благоприятной инвестиционной среды и системы налогообложения производства (а на это есть определённые надежды) этот показатель может оказаться даже выше.

 

 

Биодизель (метиловый эфир, добавка к дизельному топливу) получают из масличных культур (подсолнечник, рапс и проч.). Из всего, что содержит крахмал или сахар (пшеница, кукуруза, сахарная свёкла), вырабатывается биоэтанол (жидкое спиртовое топливо, добавляемое к бензину). Кроме того, развиваются технологии производства биоэтанола из целлюлозы (солома, опилки). Используется как моторное топливо для специальных двигателей с содержанием этилового спирта до 85 % и в качестве компонента топлива для обычных двигателей при содержании этанола от 5 до 24 %. А также как добавка к производимому бензину (до 5 %) и октаноповышающая (до 98 %) добавка при заправке автомобилей. Позволяет снижать объём выделяемого углеводорода при использовании бензина. При сгорании в двигателе автомобиля реагент распадается на воду и углекислый газ, не оставляя токсичных соединений. В США и Европе продукт широко применяется при производстве бензина. В России в настоящее время биоэтанол не применяется, а нефтеперерабатывающие производства для повышения качества автомобильного топлива используют метилтретбутиловый эфир, который при сгорании распадается на токсичные соединения.

 

 

Итак, в США биодизельная отрасль бурно развивается. Только за один год потребление этого горючего увеличилось более чем в три раза: с 25 млн галлонов в 2004 г. до 78 млн галлонов в 2005 г. Дальше – больше: в 2006 г. было произведено 300 млн галлонов биодизеля, а в нынешнем году планируется 750 млн галлонов. С 2005 г. количество пунктов розничной торговли этим видом топлива возросло более чем в три раза – до 950.

В первой половине 2006 г. спрос на биодизельное топливо увеличился в США настолько, что существующие 65 предприятий по производству этой продукции уже не могли его удовлетворить в полной мере. Сейчас дополнительно возводится 50 новых заводов, которые будут введены в эксплуатацию до 2008 г.; в результате производственные мощности возрастут в два раза.

Активно ищет источники производства биотоплива, использование которого снижает выбросы СО2 в атмосферу, и Европа. Эта проблема является одной из главных в европейском энергетическом секторе. Директива Европарламента и Совета Европы 2003/30/ЕС от 8 мая 2003 г. по использованию биологических источников энергии предусматривает, что доля биодизельного топлива в общем потреблении бензина и дизельного топлива в 2010 г. должна достичь 5,75 %.

В соответствии с принятой Директивой, Европе необходимо решать проблему выращивания рапса. Но даже если засеять этой масличной культурой всю Европу, необходимое количество биодизеля получить невозможно из-за недостатка территорий.

В Евросоюзе доля биодизеля в общем объёме потребляемого автомобильного горючего составляет около 2 %, ожидается, что в 2010 г. она достигнет 6 %.

«Старые» члены Евросоюза не стоят в стороне от «магистрального пути» и новичков ЕС. Так, министры сельского хозяйства стран ЕС приняли решение о распространении системы предоставления финансовой помощи из бюджета содружества на выращивание сельхозкультур, являющихся сырьём для производства биотоплива, на новых членов ЕС. Это такие страны, как Болгария, Чешская Республика, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Польша, Румыния и Словакия. Эта финансовая помощь составляет с 2004 г. 45 евро/т. В результате площадь под посев «энергетических культур» увеличится с 1,5 до 2 млн га. В 2006 г. площадь их посева составила 1,2-1,3 млн га.

Кроме того, правительства стран-членов ЕС получили право оказывать на национальном уровне финансовую поддержку производству растительного сырья в размере 50 % от необходимых расходов для территорий, в отношении которых была направлена заявка на получение помощи ЕС.

В феврале 2006 г. Еврокомиссия приняла амбициозную Стратегию в отношении биотоплива. Ожидается, что её выполнение позволит снизить зависимость ЕС от импорта энергоносителей, уменьшить выброс в атмосферу парниковых газов и повысить уровень благосостояния сельхозпроизводителей.

 

«А нам – всё равно»?..

Энергетической безопасности России, конечно, зависимость от импорта углеводородов в обозримом будущем не угрожает. Однако и на российском рынке в последнее время происходят заметные перемены в отношении к использованию экологически чистого автомобильного топлива растительного происхождения. Впрочем, здесь, как обычно, больше проблем, чем решений и действий.

В конце осени минувшего года в московском Президент-отеле прошёл первый в России международный конгресс «Биодизель-2006», на котором специалисты из России, Казахстана, Беларуси, Украины и Австрии обсудили состояние и перспективы развития этой новой отрасли. О своих разработках рассказали представители крупнейших производителей оборудования по переработке масличных культур и аграрии. В начале своего формирования отрасль пытается решить ряд проблем.

Для начала – о грустном. Прежде всего, масштабы, в которых сегодня рапс выращивается в России, смехотворно малы для нужд отрасли даже в том состоянии, в котором она находится сегодня. Имеющегося количества недостаточно даже для строительства одного завода по получению метилового эфира. Этот вопрос пытаются решить аграрии.

Далее. В России нет государственной программы, подобной Директиве ЕС, предусматривающей использование биотоплива. Этот вопрос пытается решить Биотопливная ассоциация.

И, наверное, самое главное: в России нет конечных потребителей биодизеля. Точнее сказать, ни один оператор топливного рынка пока не проявил заинтересованности в получении метилового эфира для создания такого вида топлива и реализации его в стране. А зачем это операторам? Есть же её величество нефть! Она и без рапса неплохо кормит… А потребители топлива? Их выбор невелик: вставил пистолет в горловину бака – и жди: что потечёт, то и потечёт…

Однако Россия тоже ратифицировала Киотский протокол, и рано или поздно ей придётся серьёзно задуматься об улучшении экологических характеристик топлива. Выходит, экологи должны с завидным упорством и настойчивостью подталкивать в спину государство, упорно втолковывая, что одной нефтью долго сыт не будешь. Именно они должны инициировать создание регулируемого рынка сбыта биодизеля в России. Необходима и российская государственная программа, подобная Директиве ЕС, определяющая долю биодизельного топлива в общем потреблении бензина и дизельного топлива и меры по стимулированию его производства. В среднесрочной перспективе спрос на биодизель в мире будет формироваться в первую очередь за счёт господдержки – налоговой политики и законодательного закрепления минимальной доли жидкого биотоплива в топливе для транспорта, полагают эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (OECD). В России этого пока незаметно. Оно и понятно:

– У нас много нефти, так что власти к таким инновациям относятся холодно, – констатирует заместитель генерального директора ВНИИ по переработке нефти Александр Данилов.

– Ввести льготы для производителей отдельного вида продукции, например биотоплива, и создать механизм их администрирования «технологически сложно», – сказал заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы Сергей Штогрин. – Для производителей отдельных товаров есть лишь льготы по НДС, но проблему стимулирования использования биотоплива нужно изучить комплексно и предусмотреть другие меры поддержки, в том числе и неналоговые.

В декабре 2006 г. группа сенаторов и депутатов внесла в Госдуму законопроект, освобождающий моторные топлива, содержащие не больше 10 % этилового спирта, от регулирования как алкогольной продукции и вводящий налоговые вычеты по акцизам для такой продукции. Профильные комитеты могут начать рассматривать его в осеннюю сессию 2007 г.

Если решить проблему господдержки, всё остальное станет несущественным. Агрокомплекс вырастит рапс, производители оборудования построят заводы по производству рапсового масла и биодизеля.

Впрочем, есть ещё один вариант государственного «участия» в решении проблемы внедрения экологически чистого топлива. Например, власти Москвы предлагают запретить строить в столице РФ автозаправочные станции, не торгующие альтернативными видами топлива. Соответствующий проект постановления городского правительства подготовил Департамент транспорта и связи Москвы. Как сообщил на заседании комиссии Мосгордумы по экологической политике начальник отдела департамента Игорь Чурсин, речь идёт о проекте «О расширении применения диметилового эфира и других альтернативных видов моторного топлива».

Кроме того, документ призван утвердить некую концепцию целевой среднесрочной программы по снижению влияния выбросов с отработавшими газами от автотранспорта. Программа рассчитана на 2008 – 2010 гг., в ней упоминается перевод городских автомобилей на альтернативные, экологически более чистые виды моторного топлива.

Чурсин также сообщил, что департамент предлагает запретить с 2008 г. покупать автотранспорт, работающий на негазовом топливе или топливе, не соответствующем стандарту Евро-3, на бюджетные деньги.
Необходимость перехода на альтернативные виды топлива власти объясняют ухудшением экологической обстановки в Москве. Помимо этого, использование альтернативных видов топлива, по мнению Чурсина, выгодно и властям, и автовладельцам. Оно значительно менее вредное, а его стоимость в объёме, эквивалентном одному литру бензина, составляет около семи рублей.

А чем не вариант? Захочешь остаться на московском топливном рынке – ещё не так извернёшься…

 

Телушка – полушка…

Парадокс заключается в том, что в стране есть всё, что нужно для выращивания рапса, – огромные пригодные территории и подходящий климат. Рапс можно выращивать, интенсивно осваивая почвы — между озимыми и яровыми пшеницами. Именно это и привлекает в России «альтернативных топливщиков» из Европы: у них там с климатом – ещё туда сюда, а вот с территориями – совсем беда. Так что Европа крайне заинтересована в импорте сырья для своих заводов, полученного из рапса. Европа, конечно, могла бы предложить, например, огромной Бразилии выращивать рапс там, но, как говорится, телушка – полушка, да рупь – перевоз... К тому же бразильцы предпочитают перерабатывать тростник и использовать в качестве топлива спирт.

Так что, похоже, придётся самим европейцам озаботиться поднятием агрокультуры возделывания рапса в России (решая у нас свои проблемы, пусть заодно решают и наши…). Кстати, выращивание рапса могло бы стать в России толчком для развития аграрного сектора экономики и сельского хозяйства в целом. Можно было бы и забыть про нищету и пьянство русской деревни…

 


В январе – ноябре 2006 г. производство продукции сельского хозяйства в России по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. увеличилось на 1,3 %.

По данным Минсельхоза России, в целом по Российской Федерации в хозяйствах всех категорий намолочено около 84 млн т зерна в первоначально оприходованном весе, что на 0,2 млн т больше по сравнению с 2005 г.

Кукуруза на зерно убрана с площади 989,3 тыс. га. Намолочено 4,1 млн т зерна, что на 2 млн т больше 2005 г. Урожайность составила почти 41,8 ц/га.

Подсолнечник обмолочен на площади 6 млн га (98,5 % от посевной площади). Намолочено 6,8 млн т маслосемян, или на 0,4 млн т больше 2005 г. Урожайность составила 11,4 ц/га. Урожайность семян рапса составила 9,8 ц/га.

Сами видите – средняя урожайность этих культур в России почти вдвое отстаёт от европейской. Есть где руки приложить европейским гостям…

В общем, выходит, что занять эту нишу на мировом рынке некому. Кроме России.

 

 

Планов громадьё

Наш журнал уже писал о том, что в России появился первый тепловоз с дизельным двигателем, адаптированным к работе на рапсовом масле. Специалисты считают, что его использование в десять раз снизит топливные затраты перевозчиков. В РФ уже проведён эксперимент, в рамках которого заправленный рапсовым маслом тепловоз провёз два вагона по маршруту «станция Строитель – Белгород». Владелец экспериментального тепловоза – компания «Железнодорожное» – планирует перевести все курсирующие по этому маршруту тепловозы на рапсовое масло в течение года. Поставщик использовавшегося в эксперименте биотоплива – российская компания «Интеко-агро». Её представители отмечают, что топливо из рапса обойдётся компании как минимум в четыре раза дешевле, чем солярка.

Ориентировочная стоимость литра биотоплива составила 4-5 рублей при прогнозной стоимости солярки в 2006 г. 19-20 рублей за 1 л. По данным «Интеко-агро», в 2005 г. компания собрала около 8 тыс. т рапса, из которых можно получить 2500 – 3000 т масла.

Только в прошлом году в России несколько компаний объявили о намерении построить заводы по производству «зелёного бензина» почти на 1 млрд долларов. Эта цифра сравнима с объявленным объёмом инвестиций в свиноводство – один из самых динамичных секторов агробизнеса. В биоэтанольных гонках участвуют примерно 25 компаний, подсчитал вице-президент Российской биотопливной ассоциации Алексей Аблаев. Из них около десяти готовят проекты, из которых точно будут реализованы три-четыре. Похожие цифры, утверждает он, и по биодизельным заводам.

География проектов обширна. Так, в Волгоградской области планирует выпускать биоэтанол компания «Випойл-агро». По данным PricewaterhouseCoopers (консультант проекта), завод обойдётся в 500 млн долларов.

В Ростовской области могут появиться сразу два биоэтанольных производства. В течение 2007 г. рассчитывают подготовить проектно-сметную документацию, а затем начать строительство «Башнефть-Юг» (130 млн евро) и агроиндустриальная корпорация «Астон» (100-120 млн евро).

«Башнефть-Юг» собирается построить завод по производству биоэтанола на территории принадлежащего ему предприятия «Азоврыба», рассказал глава группы Али Узденов. Сейчас ведутся предпроектные работы, которые должны завершиться к лету 2007 г., после чего начнётся строительство завода мощностью 250 тыс. т в год. Строительство займёт от 18 до 24 месяцев. Узденов оценивает проект в 130 млн евро и рассчитывает 85 % от этой суммы привлечь в виде кредитов западных банков, переговоры с которыми уже ведутся. Срок окупаемости инвестиций он оценил в семь лет.

«Астон» сейчас рассматривает под строительство завода годовой мощностью 250 тыс. т две площадки – в Каменском районе на базе недавно приобретённого предприятия «Северский Донец» и в левобережной промзоне Ростова, где находится основной терминал «Астона». В течение 2007 г. планируется согласовать техническую документацию, а в конце года начать строительство.

– Такие заводы строятся быстро, поэтому от предпроекта до пуска пройдёт не более полутора лет, – сказал председатель наблюдательного совета компании Вадим Викулов. Он оценил инвестиции в проект в 100-120 млн евро (40 % – собственные средства), срок окупаемости – в 4,5 года.

Ростовские биоэтаноловые проекты – не единственные. В середине ноября 2006 г. Юрий Сутягинский, генеральный директор АПК «Титан», входящей в ГК «Титан», подписал рамочное соглашение о поставке зерна. Из этого сырья ГК «Титан» планирует производить биоэтанол на своём новом производственном комплексе в Омске.

Подписанное соглашение специалисты оценивают как начало большой совместной работы между ГК «Титан» и сельскохозяйственным сектором Омской области. Первый комплекс по производству биоэтанола «Титан» совместно с казахстанской компанией «Баско» построили всего за 13 месяцев в поселке Тайынша (Северо-Казахстанская область Республики Казахстан).

Положительный опыт определил дальнейшие планы ГК «Титан» в этом направлении. В ноябре 2006 г. в Омске планируется начало строительства производственного комплекса, который превзойдёт своего «старшего брата» в Казахстане по производственным мощностям в три раза.

Сегодня ГК «Титан» известна как один из крупнейших производителей метилтретбутилового эфира (МТБЭ) – высокооктановой кислородосодержащей добавки к бензинам, поставляемой на основные нефтеперерабатывающие комбинаты России. В сентябре 2006 г. ГК «Титан» запустил проект по производству альтернативного топлива на основе возобновляемых источников энергии. Производимый методом глубокой переработки пшеницы биоэтанол станет основой для производства экологически чистой присадки к топливу – этилтретбутилового эфира (ЭТБЭ).

Группа компаний «Титан» на этом не остановилась и пошла ещё дальше, направив в ОАО "Лукойл" проект строительства двух заводов по производству биоэтанола в Болгарии и Румынии. По оценке специалистов «Титана», использование биологической присадки к топливу позволит российской нефтяной компании продавать в Восточной Европе бензин стандарта Евро-3.

По словам генерального директора ГК «Титан» Михаила Сутягинского, пока идёт предварительное обсуждение проекта. Объём инвестиций в строительство заводов по производству биоэтанола оценивается в 200 млн долларов.

Объявила о планах создания биодизельного производства в эстонском порту Мууга и компания «Русские масла». Изучают возможности создания биоэтанольного или биодизельного производства и лидеры зернового рынка: «Настюша», «Разгуляй» и другие.

Кроме того, немецкие инвесторы намерены построить в Нижегородской области три завода по переработке маслосемян рапса. В 2006 г. сельхозпредприятия области увеличили посевные площади под рапс до 20 тыс. га, что почти в десять раз больше уровня 2005 г. Более ста хозяйств создали хорошую материально-техническую базу растениеводства, позволяющую выполнить всю технологию выращивания рапса от посева до уборки и хранения.

В настоящее время министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области разрабатывается программа увеличения выращивания рапса в регионе. По предварительной оценке, уже в 2007 г. посевы рапса на маслосемена могут возрасти до 50 тыс. га. В перспективе посевные площади под рапс могут быть увеличены до 200-300 тыс. га.

Московская компания «Роэл групп» намерена построить два завода по переработке рапса в биотопливо в Орловской области с общей суммой инвестиционных вложений более шестисот миллионов рублей. По мнению аналитиков аграрного рынка, Орловская область входит в число немногих регионов России, где рапс можно выращивать с наибольшей урожайностью. Проектная мощность этого предприятия рассчитана на ежегодное производство 100 тыс. т биодизеля, около 10 тыс. т глицерина и 150 тыс. т рапсового шрота.

В Томске производить до 15 тыс. т биоэтанола намерен спиртзавод «Экстрасиб», прорабатывает детали проекта волгоградская ГК «Випойл». А вскоре список инвесторов может расшириться: не исключают участия в подобных проектах президент агросоюза «Юг Руси» Сергей Кислов и гендиректор компании «Югтранзитсервис» Кирилл Подольский. Но тесно на рынке не будет: эксперты сходятся во мнении, что в России возможно разместить до десяти заводов по производству биоэтанола.

О намерении израильской компании Agrotop Ltd построить завод биоэтанола в Пензенской области заявил губернатор Василий Бочкарёв. По его словам, кроме завода израильтяне планируют строительство элеватора на 350 тыс. т зерна. Сам проект, по словам Бочкарёва, может разместиться в Сердобском районе, а инвестиции в него составят 180 млн долларов. Представитель Agrotop Ltd подтвердил намерение строить завод и элеватор в Пензенской области.

– После этого мы определимся и с объёмами производства, – говорит он. Инвестиции в проект составят не менее 100 млн долларов. Agrotop Ltd сегодня строит два аналогичных завода в США.

Директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько полагает, что дешевле производить биоэтанол из кукурузы, но сомневается, что на юге такого сырья будет достаточно. Производство биоэтанола из пшеницы, по его мнению, увеличивает себестоимость продукции на «десятки процентов». По данным регионального минсельхоза, в 2006 г. валовой сбор зерновых в Ростовской области составил почти 6 млн т (на уровне 2005 г.), а ожидаемый сбор кукурузы превысит прошлогодний на 20 % и составит около 500 тыс. т.

Проекты дают возможность производства бензина по европейским нормам, а это может увеличить российскую долю в европейском бензиновом импорте, полагает аналитик ИК «Финнам» Владислав Исаев. По его мнению, на внутреннем рынке биоэтанол пока вряд ли будет пользоваться спросом из-за низкой по сравнению с Европой стоимости обычного бензина и мягких экологических норм.

 

Протоколы… Намерения…

Впрочем, пока эксперты говорят лишь о желании компаний первыми занять место на рынке. Перспективы многих проектов до конца не ясны, говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. Потенциальные владельцы биоэтанольных заводов рассчитывают в основном на экспорт своей продукции. Это и понятно: средняя себестоимость литра биоэтанола на российских заводах должна составить около 0,35 доллара, а на европейских – 0,35 евро (и это – при том, что у них 50 % затрат дотируется). Разница, объясняет Аблаев, создаётся за счёт цен на зерно и электроэнергию (на это приходится до 90 % себестоимости). А покупать биоэтанол европейцы готовы по 0,60 доллара за литр, продолжает он. «Навар» – почти двукратный. Для начала – на экспорт, а там, глядишь, и экологии России что-то перепадёт от чистого топлива растительного происхождения…

 

Биржевые цены на рапсовое масло в Германии

(данные от 25 декабря 2006 г.)

 

Рапсовое масло

max 2 % FFA, FOB (евро/т)

февраль – апрель 635.00

май – июль 635.00

август – октябрь 635.00

Рапсовое масло рафинированное

Германия. FOB Гамбург (евро/т)

январь 706.00

февраль – апрель 700.00

май – июль 705.00

август – октябрь 700.00