ГСМ "«Пятый элемент» из Фрязино"


 

Александра НОВИЧКОВА

 

Моторные и трансмиссионные масла – это не просто смазочные материалы для ДВС и агрегатов трансмиссии. Это, по сути, «пятый элемент» их конструкции, от которого зависит если не всё, то многое. На минуту представим себе, что в картере соответствующего требованиям Евро-5 двигателя dXi 11 окажется камазовское масло времён заката перестройки… Дальше можно не продолжать, не правда ли?

Поэтому реализация технико-экономического потенциала автомобиля, заложенного в двигателе и трансмиссии, возможна только при использовании смазочных материалов того же поколения, полностью соответствующих по эксплуатационным свойствам их конструкционным особенностям и условиям работы. Это ясно любому транспортнику.

 

Рынок масел: новый игрок

Объём российского рынка транспортных масел, включая моторные и трансмиссионные, в 2005 г. составил 800 тыс. т (нефтяных масел всех типов произведено 2,7 млн т). Около 30 % рынка моторных масел в настоящее время занимает импорт.

Российский рынок на фоне мирового растёт сравнительно высокими темпами, на 3 – 4 % (в основном за счёт увеличения объёмов продаж импортной продукции). Объём продаж российских производителей постепенно снижается. Между тем сегмент смазочных материалов для автомобильного транспорта выглядит перспективным и быстрорастущим. Рынок моторных масел подкрепляется в первую очередь развитием автомобильного рынка, который является одним из самых быстрорастущих в России: согласно прогнозам экспертов, если в данный момент на тысячу жителей страны приходится всего 150-160 легковых автомобилей, то уже через четыре года этот показатель достигнет 230.

Столь же благоприятной является и ситуация на рынке грузовых автомобилей: только за десять месяцев 2006 г. производство грузовых автомобилей возросло на 19,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как общий рост продаж всей грузовой техники в России за 2005 г. оценивается приблизительно в 50 %.

Между тем российские НПЗ теряют позиции на данном рынке, несмотря на то, что отрасль контролируется крупными предприятиями (лидером является компания «Лукойл»). Большинство российских производителей ориентируется на низший ценовой сегмент. Из-за небольшой доходности производство масла не является приоритетным направлением даже для ведущих производителей, технологический уровень российской нефтепереработки до сих пор существенно уступает западному, и оборудование для данной продукции практически не модернизируется. В результате сегодня сегмент высокоиндексных масел для современного автотранспорта (главным образом, для автомобилей иностранного производства, спрос на которые в России стабильно растёт) полностью контролируется иностранными компаниями.

Наряду с ростом импорта увеличивается и экспорт российских смазочных материалов (к настоящему времени объём экспорта достиг практически 40 % от общего объёма произведённых масел в стране), при том, что выпуск масел в России за последние годы практически не увеличивался. Вывозимая российская продукция является базовым сырьём для производства более качественных продуктов, после чего импортируется в виде дорогих видов масел. Наиболее крупными импортёрами масел в страну являются корпорации ExxonMobil, Shell и British Petroleum.

Поскольку доля новых иномарок и российских автомобилей в общем объёме автопарка постоянно увеличивается, спрос будет всё больше смещаться в сторону более качественных и высокоиндексных моторных масел. Поэтому, согласно выводам исследования ABARUS Market Research, концентрация на рынке в ближайшие пять лет, скорее всего, увеличится за счёт укрепления позиций крупнейших игроков, способных инвестировать значительные средства в производство. Присутствие мелких производителей (и особенно тех, чьё производство ограничивается закупкой масла у ведущих компаний и запуском разливочных линий с последующим брендированием) существенно сократится.

Впрочем, это не единственный вариант развития «российской масельной темы».

Действительно, сегодня российский рынок моторных масел можно разделить на две крупные составные части – это рынок так называемых ГОСТовских и высокоэффективных моторных масел. К первым пока относятся малоэффективные, устаревшие сорта масел, которые производятся на заводах, оснащённых несовременным оборудованием, а руководство не располагает финансовыми инвестициями в данную отрасль.

В настоящий момент на российском рынке высокоэффективных масел одновременно присутствуют масла импортного и российского производства. Однако особенность сложившейся ситуации заключается в том, что понятия «импортные» и «российские» весьма условны, поскольку все компоненты, базовые масла и присадки, которые поступают на заводы, – импортного производства, при этом произведены они из российского сырья. Поэтому сложно судить о том, какое масло импортное, а какое российское – запутаешься…

Так или иначе, в нише российских моторных масел имеются две группы производителей масел: это собственно производители масел и держатели брендов. К первым можно отнести нефтяные компании, такие как «Лукойл», «ВР», «ТНК», «ЮКОС» – на рынке смазочных материалов эти компании играют существенную роль. Из этих нефтяных магнатов на рынке реально присутствуют бурно прогрессирующие бренды – это «Лукойл», «ВР», «ТНК».

 

Лидеры по объёму производства моторных масел

 

Безусловный лидер среди производителей моторных масел по объёму производства – «Лукойл» – 120-140 тыс. т в год, второе место делят между собой ВР и ТНК – 25-30 тыс. т, «ЮКОС» же на данный момент производит лишь 4 тыс. т в год.

К лидерам по производству моторных масел можно также отнести и таких независимых производителей, как Consol, «Люксойл» и другие.

В 2005 г. на российском «игровом поле» появился ещё один игрок – НК «Селект», который уже сегодня производит в год 12,5 тыс. т моторных масел. Неплохой результат для начала. При этом самим фактом своего существования он категорически опровергает версию об устаревшем оборудовании и допотопных технологиях.

Предприятие сотрудничает с известными российскими фирмами. У многих из них изменилась политика: поскольку они обладают раскрученными брендами, известными торговыми марками, а их продукция и без того пользуется неплохим спросом, многие из них решили отойти от такого сложного процесса, как производство масла, и заниматься лишь его реализацией под своей торговой маркой. Сам же процесс производства был передан фрязинскому заводу. Сегодня предприятие ведёт переговоры и с зарубежными компаниями. Возможно, в скором будущем на заводе начнётся производство импортных масел под контролем и в присутствии специалистов зарубежных фирм. На данный момент переговоры идут уже не в принципиальном, а в организационном плане.

Итак, ЗАО «НК «Селект» ввело в эксплуатацию в городе Фрязино Московской области новый завод по производству масел. Предприятие оснащено передовым технологическим оборудованием, позволяющим в автоматизированном режиме контролировать технологический процесс производства смазочных материалов. Здесь постоянно поддерживается оптимальный уровень основных количественных и качественных показателей процесса, что позволяет выпускать продукцию высокого качества.

 

Немного истории

Предприятие по смешению масел в городе Фрязино начало строиться в 2002 г., а спустя четыре года было сдано Госкомиссии и с 1 ноября 2006 г. начало свою жизнедеятельность. Его производственная мощность составляет 50 тыс. т технических масел в год, причём номенклатура масел не ограничена. Однако в силу того, что завод специализируется в основном на моторных маслах, здесь производится большой ассортимент моторных и трансмиссионных масел.

В настоящее время введена в эксплуатацию первая очередь комплекса, связанная с непосредственным производством моторных масел. В дальнейшем здесь же, на соседней территории, планируется создать цех розлива современных масел, где предполагается расположить автоматизированные линии розлива и склад логистики, в котором оно будет храниться. Строительство планируется закончить уже в этом году.

Сегодня завод функционирует далеко не в полном объёме. Предприятие работает лишь на 20 % своей мощности. Отсюда и маленький штат сотрудников, трудящихся на заводе, – около 50 человек. Когда все работы по организации жизнедеятельности предприятия будут завершены, завод начнёт функционировать в круглосуточном режиме.

В ближайшем будущем на заводе начнётся производство не только моторных масел, но и охлаждающих жидкостей.

Предприятие получает сырьё, в частности базовые масла и пакеты присадок, как российских, так и импортных производителей. Из базовых компонентов и присадок производятся товарные масла, которые здесь же хранятся и отгружаются. Когда комплекс будет полностью достроен, процесс производства масла станет замкнутым. На данный же момент прерогатива предприятия – это рынок фасованных масел (от 1 до 200 л).

 

Морозоустойчивость как залог успеха

 

 

Железнодорожная эстакада позволяет одновременно производить слив или налив двух железнодорожных цистерн. На ней стоят современные насосные установки, обогреваемые трубопроводы и фильтры. Благодаря этому возможен слив и налив низковязких продуктов при отрицательной температуре воздуха. К слову, запуск производства на заводе начался зимой 2005 г., когда температура воздуха достигала - 40 ºС. Производство здесь не остановилось, а завод прошёл «боевое крещение» морозами.

Рядом с железнодорожной эстакадой расположился резервуарный парк, который состоит из 22 резервуаров общим объёмом 3 тыс. м³. Этот парк состоит их трёх групп резервуаров. Первый ряд (первый – шестой резервуары) предназначен для базовых масел, а точнее, первый и второй – для самых ходовых марок масел; третий – для остаточного компонена и производства трансмиссионных масел; четвёртый – шестой – буферные резервуары. Все резервуары снабжены электроподогревом, что позволяет поддерживать технологические параметры.

На предприятии функционирует система коммерческого учёта хранящихся нефтепродуктов, благодаря чему можно с большой точностью контролировать количество нефтепродуктов. Данная система определяет уровень слива, объём, вес, плотность, температуру, подтоварную воду и уровень свободного объёма в резервуаре. Все данные компьютеризированы, заархивированы и отражаются на пульте управления.

Предприятие имеет собственную подстанцию на 1260 кВт, которая в перспективе сможет полностью обеспечить энергией создаваемое дополнительное производство. Рядом расположена котельная, которая недавно была передана администрацией города в аренду предприятию. В дальнейшем планируется её полный выкуп. Котельная будет модернизирована, поскольку на данный момент она находится в удручающем состоянии. В настоящее время она снабжает не только завод, но и всю промышленную зону города.

В общем, на заводе есть всё необходимое для производства масла.

 

«Мозговой центр» завода

 

 

Здесь же имеется и система весового дозирования: мешалки, в которых непосредственно готовится масло, дозатор, мешалка, в которой растворяется загуститель для производства загущенных масел. Все компоненты взвешиваются, дозируются, базовые масла загружаются в мешалки, затем присадки добавляются непосредственно в мешалки. Дозаторы стоят на отдельных весах, чем достигается высочайшая точность процесса.

В операторской также находится система производственного температурного контроля, с помощью которой можно определить температуру в той или иной мешалке. Все данные фиксируются компьютером.

В «мозговой центр» сведена система коммерческого учёта, а также система оперативного контроля технологического режима.

Система видеонаблюдения также является частью операторской. Камера записывает всё, что происходит на предприятии.

 

 

Цех и лаборатория

 

Технологический цех представляет собой помещение общей площадью 750 м² (12-метровое в высоту и 15-метровое в ширину). Его составной частью является центральная насосная станция завода, предназначенная для закачки: базового масла из резервуаров в мешалки; масла из резервуаров на автомобильные эстакады; масла на железнодорожную эстакаду. В цехе находятся три мешалки, в которых производится масло: две по 16 кубов и одна – 10 кубов.

В настоящее время в цехе работают только четыре оператора. В перспективе, если на повестку дня встанет вопрос об увеличении производительности, то часть цеха будет запланирована под перспективное развитие.

Ни одно производство не может обойтись без системы контроля как поступающего сырья, так и готовой продукции. Для этого на предприятии функционирует лаборатория, аттестованная и аккредитованная Ростехрегулированием России в соответствии с современными правовыми нормами.

 

 

Каждая партия продукции перед отправкой проверяется на соответствие нормативно-технической документации. Все моторные и трансмиссионные масла имеют сертификаты соответствия, санитарно-эпидемиологические заключения. Испытательная лаборатория позволяет не только контролировать основные физико-химические свойства масел, но и оценивать возможность введения в рецептуру продукции новейших пакетов присадок ведущих фирм-производителей. В лаборатории проводятся исследования по оценке ресурса работы моторных масел в реальных условиях эксплуатации, которые позволяют давать рекомендации по срокам замены масла и по его фактическому состоянию. Это продлевает ресурс работы двигателя. В лаборатории полностью исключена возможность ошибки лаборанта – так называемый человеческий фактор, данные исследований абсолютно объективны. Здесь проводятся испытания как нового, так и отработанного масла. В лаборатории проводят различные анализы: определяют плотность, вязкость, содержание воды, металлов и фосфора в масле. Здесь же проводятся исследования отработанного масла с точки зрения его противоизносных свойств.