Есть проблема "Козыри в чужом рукаве, или Ведомства играют, а перевозчики проигрывают"


Виктор СТЕПАНОВ

 

2007 год ознаменовался обострением белорусско-российских экономических противоречий, причём кроме нефтегазовых отношений конфликт охватил уже и сферу транспорта и транзита. В ходе обмена белорусских и российских ведомств административными демаршами с российской стороны вводилось, отменялось и снова внедрялось оформление временного ввоза на легковые автомобили, с белорусской – подвергся платному конвоированию калининградский транзит. Наконец, российский Минтранс лишил белорусских перевозчиков российских разрешений на перевозки между Россией и третьими странами. Белорусскому Минтрансу осталось только констатировать, что в перевозках грузов между Западной Европой и Российской Федерацией участвуют около 6,7 тыс. белорусских автомобилей, что доход от выполнения этих перевозок составляет более 230 млн долларов в год и что этим бизнесом занимаются около 15 тыс. человек, а также высказать надежду на скорейшее урегулирование этой проблемы. Над тем, что происходит в белорусско-российских транспортно-транзитных взаимоотношениях и каким образом можно было бы разрешить конфликт, рассуждает независимый белорусский экономист Дмитрий Бабицкий.

 

– Дмитрий Михайлович, можно ли теперешнее положение в отношениях между транспортными и таможенными ведомствами Беларуси и России назвать кризисом?

 

– Кризис – это, пожалуй, слишком громкое слово. Я бы лучше сказал «охлаждение отношений», тем более что вызвано оно отнюдь не проблемами внутри транспортных отраслей Беларуси и России. Скорее, процессы, которые мы сейчас наблюдаем, являются тактическими ходами в своего рода «экономической войне» наших двух стран. И эти процессы затронули не только транспортную отрасль, а множество других – торговлю продовольственными товарами, например. Так что, как бы это цинично ни звучало, ничего «особенного» в транспортной отрасли сейчас не происходит. Мне это напоминает игру в карты, где каждая из сторон по очереди кладёт на стол козыри.

 

 

– Насколько вескими кажутся вам причины введения белорусской таможней конвоирования для пересекающих территорию Беларуси по пути из Калининградской области российских грузовиков?

 

– Я считаю, что особых причин вводить конвоирование именно сейчас, конечно же, нет. То есть в принципе на перевозку грузов из/в Россию у нас должны быть такие же правила, что и с другими странами. А если были двусторонние соглашения, то они также должны выполняться обеими сторонами. Другое дело, какими они должны быть. Ни для кого не секрет, что в Беларусь через Россию поступает масса «серого» импорта из третьих стран. В результате импортные пошлины поступают в российский бюджет, а оптовые наценки – российскому бизнесу. Но в этом виноваты не российские перевозчики, а внутренняя экономическая политика в Беларуси, в условиях которой проще привезти растаможенный в России товар, чем получить его напрямую даже из стран Европы, а тем более произвести. Хотя для белорусских властей всегда существует мотивация введения дополнительных сборов – пополнение бюджета.

 

– Каковы будут последствия этого кризиса и на ком, по вашему мнению, они отразятся наиболее сильно?

 

– В первую очередь подобные действия властей Беларуси отразятся на их же имидже. Они в очередной раз демонстрируют, что не являются надёжным партнёром ни на Западе, ни на Востоке. Безусловно, происходящее сильно отразится на некоторых российских перевозчиках, но в гораздо большей степени пострадают белорусские перевозчики из-за введения Россией ответных мер. Ведь для них доступ на российский рынок транспортных услуг особенно важен. В Беларуси открытая экономика, которая очень чувствительна к изменениям внешней политической и экономической конъюнктуры.

 

Наши перевозчики вообще оказались заложниками данной ситуации. Сейчас мы удивляемся, как белорусские ведомства ведут себя в отношении российских перевозчиков, забывая, что белорусские перевозчики сталкивались с куда большими проблемами в нашей же стране. Постоянные конфискации грузов, введение запретительных ввозных пошлин на транспортные средства, ужесточение правил деятельности индивидуальных предпринимателей, высокие налоги – всё это рано или поздно приведёт к стагнации автомобильных перевозок в Беларуси.

 

– Что означает последнее развитие событий для продекларированного ранее стремления создать единое транспортное пространство в рамках Союзного государства (ранее в ходе переговоров между транспортниками двух стран обсуждалась возможность полной отмены разрешений на перевозки в/из третьих стран для белорусских перевозчиков), вслед за якобы уже созданным единым таможенным пространством?

 

– По моему мнению, экономические отношения двух стран не должны зависеть от политических игр их руководства. Тем более что так называемое Союзное государство существует исключительно на бумаге. Что касается перспектив, то я глубоко убеждён, что объединение в одно государство не нужно ни белорусскому, ни российскому народу, что, кстати, подтверждается данными многочисленных опросов. Другое дело – зона свободной торговли такая, как, например, NAFTA. Именно в этом направлении нам и нужно сейчас двигаться.

 

– Каковы, по вашему мнению, пути цивилизованного разрешения белорусско-российских противоречий в этой области?

 

– Введение обязательного конвоирования и режим временного ввоза транспортных средств (такой «драконовский», как, например, в Беларуси) уж точно не являются цивилизованными методами. Я уверен, что нам нужно нормализировать отношения, в том числе и в транспортной отрасли, на основе уже сложившейся европейской практики. Должен быть положен конец взаимному шантажу транспортников и таможенников наших стран. Это легко сделать, вернувшись к status quo до данного конфликта. К сожалению, решение такого рода вопросов вряд ли зависит от этих ведомств.