Есть проблема "Под конвой!"
Александр ЛУЦЕВИЧ
В декабре 2003 г. коллегия Таможенного комитета Союзного государства одобрила постановление «О взаимном признании таможенными органами документов, оформленных в России и Беларуси при доставке товаров». Более трёх лет в качестве альтернативного обеспечения уплаты таможенных платежей белорусские таможенники принимали гарантийные сертификаты, выданные российскими коллегами. Однако с января текущего года ГТК Беларуси решил не принимать российские гарантии при транзите грузов по территории республики и ввести обязательное таможенное сопровождение. Эхо грома среди ясного неба «оглушило» российских перевозчиков: новые правила коснулись 90 % грузов, следующих транзитом через Беларусь, в том числе из Калининграда.
Вдруг, как в сказке…
С какой стати в Беларуси отказались верить документам об уплате пошлин, выданным российской таможней?
В ГТК своё решение аргументировали необходимостью пресечения незаконного поступления в Беларусь иностранных товаров под видом российских. «В течение 2005 – 2006 гг. 47 партий грузов оценочной стоимостью около 10 млн долларов, следующих из Калининградской области, не были вывезены за пределы Беларуси. Таким образом часть товаров, заявленных для перемещения между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации, вовлекаются в незаконный экономический оборот республики. При этом используется упрощённая процедура при их транзите по территории нашей страны», – отметили в ГТК. Вердикт однозначен: до тех пор, пока не будет возмещён ущерб, нанесённый национальной экономике, о возобновлении прежнего порядка и речи быть не может.
Однако в белорусском таможенном ведомстве не пояснили, каким образом там намерены определять достоверность российского происхождения транзитного товара. В ФТС и Минэкономразвития РФ и вовсе открестились от проблемы: мол, вопрос не относится к их компетенции.
Получается, Россия не контролировала, доходят ли транзитные товары до пункта назначения, а Беларусь сквозь пальцы смотрела на факты «оседания» транзитных грузов на своей территории?!
В ГТК Беларуси назвали ещё одну причину принятого решения – «отказ российской стороны по формальным основаниям возместить таможенную задолженность, возникшую в связи с недоставкой двух транспортных средств. Их перемещение осуществлялось физическими лицами с использованием российских гарантийных сертификатов». По словам представителя ФТС России, «в 2005 г. не доставлены микроавтобус и мопед, но почему это стало причиной для аннулирования гарантийных документов, непонятно».
В связи с данной ситуацией вспоминаются слова главы белорусского таможенного ведомства Александра Шпилевского на январской пресс-конференции. На вопросы журналистов о возможности восстановления таможенной границы между Беларусью и Россией он ответил: «Насколько я понимаю позицию руководства нашей страны, какие-то усложнения перемещения транспортных средств, товаров и граждан нежелательны. Категорически против этого выступают Правительство Беларуси и глава государства». При этом председатель ГТК подчеркнул, что «ничего невозможного нет».
Персона нон грата
Эксперты в отрасли международных транспортных услуг склонны увязывать причины прекращения принятия российских гарантийных сертификатов, подтверждающих уплату таможенных платежей, с обострением газово-нефтяных отношений между Россией и Беларусью. И это возможно.
Белорусские транспортные операторы пеняют на постоянное сокращение количества российских разрешений на перевозки грузов в/из третьих стран. Данная тенденция негативно сказывается на их работе, отражается на динамике поездок транзитом по территории своей страны (с 2000 по 2005 гг. количество поездок, выполненных белорусскими перевозчиками транзитом по территории республики, сократилось вдвое – с 185409 до 93862).
В свою очередь, российская сторона считает, что очень строгим таможенным контролем и часто предвзятым отношением к перемещаемым товарам РБ «перегибает палку». Белорусская таможня останавливает груз из-за какой-то мелочи и конфисковывает не только его, но и сам транспорт.
Сегодня грузоотправитель в Европе рекомендует водителям объезжать Беларусь. И перевозчики вынуждены ехать через Прибалтику. Доходит до смешного: через латвийскую границу едут в Россию и сами белорусы, и водители из Калининграда, Литвы, Польши, хотя им выгоднее другой путь. На белорусском направлении остались лишь те, кто никак не может сменить маршрут.
Не берёмся поддерживать или опровергать это мнение. Упомянем лишь цифры, озвученные руководством ГТК во время упомянутой январской пресс-конференции. Они говорят сами за себя и проливают свет на некоторые тонкости взаимоотношений белорусских таможенников с участниками рынка международных транспортных услуг. Задание по формированию доходной части республиканского бюджета таможенные службы выполнили на 102,14 %. За 2006 г. поступления в бюджет от деятельности таможенных органов в 1,33 раза больше, чем в 2005 г. Руководитель ГТК А. Шпилевский отметил, что благодаря активной работе правоохранительного блока таможни в 2006 г. возбуждено 36 уголовных дел, в том числе 29 по фактам контрабанды, семь – по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере. Выявлено около 15 тыс. административных таможенных правонарушений. Кроме того, в ходе специальных мероприятий был пресечён ряд попыток ввоза в Беларусь спиртосодержащих жидкостей, в состав которых входят компоненты, являющиеся ядовитыми и отравляющими веществами.
Впрочем, власти Беларуси не считают, что «отпугивают» предпринимателей. По словам министра транспорта и коммуникаций республики Владимира Сосновского, «в стране просто больше порядка, поэтому на границах нет проблем, а если и есть очереди, то они не имеют такого масштаба, как на российско-латвийской границе. Все службы, которые участвуют в транзите, чётко выполняют свои обязанности». Ехать через республику, по мнению руководителя транспортного ведомства, не хотят только те, кто везёт «сомнительный» груз.
Министр пояснил, что белорусские эксперты проводили опрос перевозчиков, которые стоят в очередях на российско-латвийской границе. Им задавались вопросы о причинах объезда Беларуси. «Нам отвечали, что если есть сомнения в правильности оформления грузов или другие вопросы, то мы через Беларусь ехать не хотим, поскольку здесь очень чётко отслеживаются все сомнительные моменты», – сказал В. Сосновский, пояснив, что «на других границах требования таможни более либеральны.
«Очерёдный» цейтнот
Ещё свежа в памяти международных автоперевозчиков прошлогодняя ситуация, сложившаяся на латвийско-российской границе (тогда в очереди на КПП «Гребнёво» стояли более пятисот машин, а на «Терехово» – около тысячи). В связи с транзитным обострением в Беларуси специалисты международных автоперевозок прогнозируют очередной «очерёдный» цейтнот на латвийско-российской границе.
По их мнению, с переориентацией транспортных потоков с белорусско-российского на латвийско-российский участок границы положение дел будет ещё более критическим, поток грузового транспорта возрастёт в разы.
Латвийские власти также опасаются роста очередей на границе с Россией и увязывают свои опасения с ужесточением Беларусью режима транзита.
Договорятся ли таможенники?
Около 4,5 тыс. российских грузовиков, в том числе и везущих грузы в Калининград, оказались в непростой ситуации. Экспортёров вынуждают тратить на транзит через территорию Беларуси больше денег и времени. Вместо гарантийных сертификатов, подтверждающих уплату таможенных платежей, можно предоставить некоторые другие документы или же временно внести на счёт таможни 500 евро. Если же перевозчик предпочтёт таможенное сопровождение либо сопровождение специальными подразделениями департамента охраны МВД, то сумма обеспечения с него не берётся. Однако придётся выложить энную сумму по ставкам таможенных сборов за таможенное сопровождение товаров. Приведём конкретные цифры (за каждый полный и неполный час):
– с использованием транспорта, предоставляемого перевозчиком, – 5 евро;
– с использованием одной единицы транспорта таможенного органа – 20 евро;
– с использованием двух единиц транспорта таможенного органа – 40 евро.
Следует иметь в виду, что перечисленные ставки касаются только таможенного сопровождения (осуществляется должностными лицами таможенных органов), но никак не обязательного, которое может осуществляться как таможенными органами, так и подразделениями «Охрана» МВД РБ. Согласно постановлению Правительства Беларуси, тарифы на услуги по обязательному сопровождению товаров и транспортных средств составляют 0,5 доллара за 1 км пробега.
В этой связи также важно отметить, что время формирования конвоя не должно превышать восьми часов с момента уведомления таможней отправления соответствующего подразделения МВД (данный норматив введён совместным Постановлением ГТК и МВД Беларуси от 15 декабря 2005 г. № 93/397).
Заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Владимир Гошин сообщил, что до 1 марта текущего года белорусские и российские таможенные органы должны подписать соглашение о транзите. По его словам, подписание документа позволит решить целый комплекс вопросов, в том числе и с калининградским транзитом. Также данным документом будет определено, каким образом товары направляются из Беларуси в Россию и что делать в случае пропажи груза на территории одной из стран.
Кроме того, таможенным органам обеих стран до 1 апреля предстоит унифицировать перечень товаров, на которые требуются сертификаты происхождения СТ-1 во взаимной торговле. «Наше постановление даёт исчерпывающий перечень товаров, на которые мы требуем эти сертификаты при ввозе в республику. В него входит порядка 70 товаров. Мы их не изобретали, а выявляли случаи, когда под видом российского ввозится иностранный товар либо продукция, которая явно не может производиться в России», – проинформировал В. Гошин. – Российская сторона также может потребовать предоставление сертификата СТ-1. Но в более 90 % случаев таможенные органы РФ определяли белорусский товар».
При транзите через Республику Беларусь под обязательное сопровождение перевозчики «попадают» в случаях:
* непоступления в установленные сроки из таможни назначения информации о доставке товаров либо получения из таможни назначения сведений о недоставке товаров такими перевозчиками;
* поступления из российских таможенных органов информации об отсутствии сведений о регистрации в российских пунктах принятия уведомлений, расположенных на белорусско-российской границе, товаров и транспортных средств, в отношении которых истёк установленный белорусскими таможенными органами срок доставки товаров в российскую таможню назначения;
* превышения сумм таможенных платежей по товарам, перевозимым с использованием книжек МДП, суммы, эквивалентной 50 тыс. долларов;
* обнаружения следов отсоединения на товаросопроводительных документах и в книжке МДП (дополнительные изгибы, отверстия, несовпадения следов оттисков печатей и штампов и т. п.);
* отсутствия в товаросопроводительных документах информации о:
– наименовании и месте нахождения перевозчика либо отправителя и получателя товаров;
– стоимости товаров по каждому коду ТН ВЭД;
– кодах товаров, не менее чем на уровне товарной позиции (первых четырёх знаков), в соответствии с ТН ВЭД;
– месте и дате составления CMR-накладной;
* невозможности наложения средств таможенной идентификации на автомобильных транспортных средствах и контейнерах, имеющих грузовые отделения, предназначенные по своей конструкции и оборудованию для перевозки товаров (за исключением автомобильных транспортных средств, перемещающих живых животных, крупногабаритные и тяжеловесные товары), а также если транспортные средства и контейнеры не допущены к перевозке под таможенными печатями и пломбами и идентификация перемещаемых товаров иным способом, чем наложение пломб на грузовые отделения этого транспортного средства, не исключает возможность подмены товаров;
* если уточнение заинтересованным лицом сведений, содержащихся в товаросопроводительных документах (при обнаружении их несоответствия действительности) не производится в течение трёх часов с момента выявления недостоверности таких сведений;
* перевозки спиртосодержащей продукции по установленному Советом министров Беларуси перечню.
Неразрешённые разрешения,
или Российский ответ на белорусский «произвол»
Всякому действию есть равное противодействие. Выпад белорусской таможни в отношении транзитных товаров, доставляемых из Калининграда на основную территорию России, выразившийся в противоречащем Конвенции МДП (TIR) тотальном досмотре всех грузов, а также обязательном конвоировании автомобилей при транзитном пересечении территории республики, вызвал адекватные меры со стороны Минтранса РФ.
В сообщении пресс-службы этого ведомства действия таможенных органов Беларуси определены как «нарушение совместных договорённостей 1998 г. по вопросам перевозок российских товаров из Калининградской области на остальную часть территории России транзитом через Беларусь, которое создало напряжённость на границах. Транспортные компании Калининградской области при перевозках российских грузов на остальную часть страны несут существенные убытки, вызванные простоями, срывом контрактных обязательств, оплатой конвоев и стоянки». Поэтому Минтранс РФ посчитал невозможным рассматривать вопрос о выделении белорусской стороне российских разрешений на осуществление перевозок грузов в/из третьих стран.
Комментируя ответные шаги Минтранса РФ на «произвол» белорусских властей, чиновник АСМАП подчеркнул необходимость ограничения доступа иностранцев на российский рынок международных автомобильных перевозок.
Принятие мер в отношении белорусских компаний к сиюминутному эффекту не приведёт. Квота разрешений выделяется на квартал. Так что до конца марта этого года белорусы смогут работать с теми документами, которые у них уже есть. Дальнейшее развитие событий непредсказуемо. Тем не менее, получив предупредительный сигнал, транспортные операторы Беларуси подумывают со своими компаньонами, которые имеют российский юридический статус, над тем, как перераспределить доставку грузов.
На прошлогоднем отчётно-выборном собрании БАМАП предлагалось провести совместный форум российских и белорусских перевозчиков или объединённое заседание членов правления обеих ассоциаций для выработки конструктивных решений и создания совместных структур, которые позволили бы решать кризисные вопросы, возникающие в деятельности международных перевозчиков двух стран. Думается, в условиях нынешнего конфликта достичь взаимопонимания вряд ли удастся.
В середине января 2007 г. ФТС России официально обращалась в ГТК Беларуси с предложениями по урегулированию ситуации. В частности, белорусским таможенным органам предлагалось производить досмотр в упрощённом порядке на основании актов приёма-передачи товаров и транспортных средств, прибывших под конвоем, с отметками российских таможенных органов. Этого не произошло. Как результат – на белорусско-литовском участке границы возникли очереди транспортных средств, простаивающих в ожидании оформления электронных и бумажных документов контроля доставки товаров, а также формирования «подконвойной группы». Впрочем, за это время международные автоперевозчики успевают подсчитать, сколько им придётся выложить на оплату принудительного сопровождения доставляемого груза. Тариф на маршруте от Ошмянской таможни на белорусско-литовской границе до российской составит порядка 270 долларов с каждой фуры. При перевозке от польской границы в Бресте конвой обойдётся примерно в 450 долларов.
На фоне сложившейся ситуации не очень убедительно выглядят утверждения многочисленных белорусских чиновников о том, что они не понимают, почему российские перевозчики стоят в очередях на границе с Латвией вместо того, чтобы избрать более «комфортный» белорусский транзитный маршрут.
Чиновники воюют, демонстрируют максимумы суверенитетов – они любят это делать. А перевозчики… Перевозчики здесь – не более чем герои поговорки «Паны дерутся – у холопов чубы трещат»…
Россия вставила пробку?
В середине февраля этого года с белорусской стороны при въезде на территорию России образовались многокилометровые очереди легкового и грузового автотранспорта. По предварительной информации таможенного ведомства Беларуси, причиной стало возобновление российской стороной процедуры временного ввоза автомобилей. В ГТК отметили, что «никаких уведомлений об изменении порядка въезда на российскую таможенную территорию не получали».
Напомним, что очереди на белорусско-российском пропускном пункте уже наблюдались в начале года, когда российские таможенники возобновили практику обязательного оформления удостоверения временного ввоза транспортного средства для граждан Беларуси. Однако вскоре это требование было отменено.
По словам представителя Государственного таможенного комитета Беларуси, ведомство разбирается в причинах нынешних «автопробок» и уже обратилось к российской стороне за соответствующими разъяснениями. Согласно предварительной информации, таможенники «сопредельной стороны» вернулись к процедуре оформления временного ввоза белорусских автомобилей. При этом никаких официальных уведомлений об изменении порядка въезда на российскую таможенную территорию ГТК не получал.
Думается, сложившаяся ситуация – продолжение транзитно-транспортного конфликта, возникшего между двумя странами. И утверждение белорусского Минтранса о том, что «между национальными транспортными администрациями России и Беларуси достигнуты необходимые договорённости для обеспечения белорусских автоперевозчиков российскими специальными разрешениями в/из третьих стран и специальные разрешения выдаются в соответствии с имеющимися заявками», не даёт оснований для оптимизма в среде международных автоперевозчиков.