Таможня "Коммерческое притяжение автомобиля, или Не наступит ли Украина на польские грабли?"


 

Владимир ШЛЯХОВОЙ

 

Законы пишутся не для всех. Беззаконие тоже разрешается выборочно, и тема «прозрачности» авторынка продолжает волновать украинских дилеров. В конце декабря прошлого года Ассоциация «Всеукраинское объединение торговцев транспортными средствами» провела круглый стол на тему «Автомобильный бум-2006: всё ли законно?». Словно в ответ, в завершение 2006 г. в Украине были приняты два закона, регулирующие транспортный сбор с ввозимых в страну автотранспортных средств, а также кузовов автомобилей.

 

Будет ли праздник на дилерской улице?

В обсуждении этого сложного вопроса за круглым столом приняли участие представители Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортёров и дилеров (ВААИД), Государственной таможенной службы, ГП «ГосавтотрансНИИпроект», а также Минэкономики. А вот СБУ и МВД, несмотря на то, что получили приглашение за месяц до проведения встречи, данное мероприятие проигнорировали, сославшись на занятость.

Представители Ассоциации обозначили проблемы, существующие сегодня на рынке торговли новыми автомобилями в Украине. Прежде всего участники собрания высказали пожелание равного и прозрачного отношения ко всем участникам автомобильного рынка со стороны различных госструктур. Ведь на сегодняшний день некоторые дилеры растаможивают автомобили, декларируя таможенную стоимость гораздо ниже реальной, а кроме того, автомобили нередко завозятся по хорошо всем известным «теневым» схемам.

Однако самой болезненной проблемой является занижение таможенной стоимости, на что ориентировано подавляющее число «обходных» технологий. Ведь если прибыль дилера на одном ввозимом автомобиле составляет сейчас около 10 % от его цены, то занижение таможенной стоимости на каждую тысячу долларов обеспечивает ему дополнительную прибыль порядка 500 долларов.

Например, некоторыми дилерами в Украину завозятся «некомплектные» машины, у которых предварительно откручиваются фары или снимаются двери. Естественно, таможенник входит «в положение» и соглашается с тем, что в подобных случаях таможенная стоимость машин должна существенно уменьшиться. Она и снижается, то есть таможня её снижает. Скажем, с 20 до 7 тыс. долларов. Прибыльность таких махинаций вполне объяснима, особенно если учесть информацию представителей Ассоциации о том, что подобным образом лишь через Одесскую таможню завозятся партии в сотни автомобилей.

Кстати, таможенника, уличённого в подобной «оплошности», в худшем случае могут лишь уволить. Но даже одной такой «невнимательности» ему вполне хватит для пожизненного безбедного существования.

Но разве подобным образом могут действовать все дилеры (которых на сегодняшний день в Украине насчитывается около 700)? Конечно же, нет! Что позволено Зевсу, нельзя быку. Такие «вольности» разрешены лишь избранным, у других же подобные «некомплекты» не проходят…

Не совсем прозрачно обстоит дело и с обязательной сертификацией ввозимых автомобилей. И дело здесь даже не в том, что «определение соответствия» современных автомобилей нормам, действующим в Украине, не выдерживает никакой критики. Проблема заключается в том, что сейчас здесь можно сертифицировать практически любое транспортное средство. И если это откажется сделать ведущий сертификационный центр «ГосавтотрансНИИпроект», где утверждают, что до сих пор не сертифицировали ни одного китайского автомобиля, которые уже вовсю бегают по дорогам Украины, то соответствующий сертификат можно сравнительно недорого получить в некоторых из двух десятков других украинских центров сертификации, разбросанных по всем областям Украины. При этом никакой ответственности за выдачу фиктивных сертификатов не предусмотрено. Более того, деятельность центров сертификации, которые находятся под «крышей» Госпотребстандарта, фактически являясь его подразделениями, по мнению представителей «ГосавтотрансНИИпроекта», совершенно бесконтрольна.

Впрочем, если опустить размышления на тему экологического соответствия, то занижение таможенной стоимости не только супервыгодно нечистым на руку дилерам и таможенникам, но и приводит к значительному уменьшению поступлений в бюджет.

Поэтому присутствовавшие за круглым столом представители «белых» и «серых» дилеров высказались за то, чтобы все участники автомобильного рынка работали по единым для всех правилам. А для обеспечения «прозрачности» их работы с баз данных таможни и МВД о ввозимых и регистрируемых автомобилях должен быть снят гриф «для служебного пользования».

Кстати, такие «цветовые» понятия, как «белые» и «серые», дилеры предпочитают обозначать словами «официальные» и «неофициальные».

В отношении объёмов продаж новых автомобилей следует отметить, что если в 2005 г. в Украине было зарегистрировано 265 475 новых автомобилей, то в 2006-м их количество достигло 370 тыс. В 2007 г. количество купленных новых машин может достичь 450 тыс. или даже полумиллиона. При этом основным фактором, способствующим активизации таких продаж, является вовсе не «рост благосостояния украинского народа», как это декларируют в Минэкономики, а главным образом, лишь «лёгкие» кредитные деньги. И если вдруг возникнут проблемы с кредитованием, рынок неизбежно «упадёт».

Напомним, что в случае вступления Украины в ВТО ввозные пошлины на легковые автомобили уменьшатся с 25 до 10 % со дня вступления в эту организацию. Естественно, это неизбежно отразится на тенденциях авторынка. По прогнозам экспертов, общий объём продаж дополнительно возрастёт примерно на 5-7 %. В то же время рынок новых коммерческих автомобилей сократится, как ожидается, с прогнозируемых 47 до 28 тысяч. Одновременно доля подержанных автомобилей этой категории возрастёт с 70 до 83 %. Что касается грузовиков, то, при прогнозируемом сейчас росте их рынка в 2007 г. в целом на 44 %, количество продаж новых автомобилей после вступления в ВТО может значительно снизиться, а доля подержанных возрастёт с 42 до 65 %. Одновременно уменьшатся продажи новых автобусов за счёт импорта подержанных машин, который может увеличиться до 20 %, вместо нынешних 3-4 %.

Кстати, переходный десятилетний период, на который во всех странах, вступающих в ВТО, устанавливаются повышенные ввозные пошлины, по словам представителя Минэкономики Михаила Пивинка, в Украине «стартовал» ещё в 1996 г. и сейчас, оказывается, благополучно завершается… Конечно же, после такого интересного известия многие журналисты поставили в своих блокнотах большой знак вопроса.

В то же время нельзя не отметить, что само вступление Украины в ВТО на сегодняшний день формально невозможно, поскольку в стране тотально нарушаются права частной собственности на использование результатов интеллектуальной деятельности. Применительно к авторынку в данном случае речь идёт о весьма слабой защите мировых брендов и торговых марок в Украине. А ведь решение именно этих проблем было названо одним из обязательных условий вступления страны в ВТО.

Вместе с тем застоявшиеся европейские рынки всё настоятельнее требуют отдушины. Открыть эту «форточку» для их товаров, в том числе и автомобилей, можно лишь в восточном направлении путём снижения ввозных пошлин у близких и дальних соседей. Вопрос о том, что будет после этого с их собственной экономикой и промышленностью, как-то не дискутируется. Принято считать, что всё обойдётся, но это весьма спорная предпосылка. В случае вступления Украины в ВТО потери производства предприятий страны оцениваются так: для грузовиков – в 36 %, для автобусов – в 12,7 %, для лёгких коммерческих автомобилей – до 40 %. То есть может обрушиться целый пласт украинского машиностроения, со всеми вытекающими отсюда социальными, экономическими и политическими последствиями.

Агрегатный ввоз станет невыгодным?

Вопросы, которые всё чаще задают на своих совещаниях и дилеры, и производители автотехники, не могут оставаться без ответа до бесконечности. Определённая реакция на них со стороны государства всё же имеется.

30 ноября минувшего года Верховной Радой был принят Закон № 395-V, который внёс ряд изменений в базу налогообложения, преимущественно подакцизных товаров. Как рассказал начальник отдела платежей Киевской региональной таможни Юрий Кульбако, с 1 января 2007 г. вступили в силу изменения и дополнения к уже устоявшемуся перечню товаров, относящихся к числу подакцизных. А их сравнительно немного – это энергоносители, табак, алкоголь (в том числе и пиво) и, конечно же, автомобили.

А сейчас к этой группе добавили кузова и кабины (код 8707) для всех моторных транспортных средств товарных позиций 8701 – 8705 (сюда входят колёсные тракторы, автобусы, легковые автомобили, грузовики, а также всевозможная специальная техника, приводимая в движение от двигателя внутреннего сгорания.) Таким образом, сейчас акцизным сбором облагаются все импортируемые кузова и кабины, начиная с тех, которые входят в состав тракторных машинокомплектов, и заканчивая машинами специального назначения, если коды УКТВЭД соответствуют указанным в Законе.

Подобная мера была принята исходя из следующих соображений. Во-первых, чтобы перекрыть один из каналов беспошлинного ввоза автомобилей, через который они до настоящего времени завозились поагрегатно, практически без уплаты налогов, а во-вторых, для уменьшения необоснованных льгот различным автосборочным предприятиям, собирающим автомобили с использованием импортируемых кузовов.

Отныне кузова и кабины вышеперечисленных транспортных средств облагаются акцизным сбором, ставка которого фиксирована и не зависит ни от стоимости автомобиля, ни от его типа или размера. В то же время эта ставка существенно отличается для новых и подержанных кузовов. Так, для новых кузовов и кабин установленная ставка акцизного сбора минимальна и составляет всего 40 долларов за единицу товара.

Что же касается автомобилей, которые завозятся или будут завозиться в разобранном состоянии, то в данном случае ставка акцизного сбора за соответствующий кузов или кабину, бывшие в эксплуатации, возрастает до 800 долларов.

В то же время, в соответствии с Законом об НДС, в базу налогообложения данным налогом входит и сумма акцизного сбора. Таким образом, новые кузова, ввозимые автосборочными предприятиями, с учётом акцизного сбора и НДС, подорожали в общей сложности на 48 долларов. А вот стоимость импортируемых подержанных кузовов увеличилась уже на 960 долларов, независимо от того, с какой целью эти изделия ввозятся в Украину.

Так с помощью принятого Закона Украина рассчитывает существенно пополнить бюджет. Причём не только за счёт акцизного сбора, но и благодаря уплате других налогов в большем объёме, поскольку на подакцизные товары не распространяются ни вексельная форма расчётов по НДС, ни другие льготы.

Кроме того, новый Закон позволяет получать налоги с автосборочных предприятий, работающих сегодня в целом ряде существующих у нас свободных экономических зон (СЭЗ) и территорий приоритетного развития (ТПР), где собирают такие автомобили, как Volkswagen, Audi, Škoda и другие. Ведь всем прекрасно известно, как эти машины «собирают» на самом деле.

Чтобы дифференцировать налогообложение автозаводов и сборочных предприятий, в бюджете прописано, что льготы и для СЭЗ, и для ТПР не распространяются на подакцизные товары, каковыми отныне являются и автомобильные кузова.

В то же время импортируемые кузова и кабины используются не только на автосборочных предприятиях СЭЗ Закарпатья, но и на АвтоЗАЗе, на Луцком, Черкасском и некоторых других автозаводах, где также производится сборка легковых, грузовых и пассажирских автомобилей.

При этом не следует путать акцизный сбор на кузова и кабины с акцизом на транспортные средства как готовые изделия. Последний остался без изменений, так что ставки и порядок налогообложения готовых автомобилей, ввозимых на таможенную территорию Украины, остались прежними. То есть акцизом по-прежнему облагаются лишь транспортные средства, относящиеся к категории 8703 (легковые автомобили), а все остальные считаются неподакцизным товаром.

Таким образом, фактически произошло лишь небольшое увеличение себестоимости иномарок, собираемых в Украине с использованием готовых кузовов, ввозимых из-за границы. В то же время на цене автомобилей украинского производства новый закон никак не сказался. А вот автомобили, которые завозятся поагрегатно (преимущественно физическими лицами), подорожают гораздо существеннее, так что подобный вид бизнеса станет, по-видимому, менее привлекательным.

Однако под занавес 2006 г. Закон № 395-V оказался не единственным, призванным оказать влияние на развитие украинского авторынка.

 

Барьеры для «старья»

Шестого декабря 2006 г. Верховная Рада приняла наконец законопроект № 2082, инициированный депутатом Дмитрием Святашем, и в Украине вступил в силу Закон «О внесении некоторых изменений в законодательные акты Украины (в отношении регистрации транспортных средств)». Согласно этому документу, с 1 января 2007 г. увеличен транспортный сбор при первой регистрации в Украине подержанных транспортных средств, что, как ожидается, должно стать барьером на пути ввоза старых автомобилей. При этом размеры транспортного сбора, взимаемого во время прохождения периодических техосмотров, остались без изменений.

Что касается коммерческого сегмента, то здесь картина не столь однозначна. Благодаря усилиям АсМАП Украины удалось сохранить прежние ставки транспортного сбора для тягачей до восьми лет. А вот для грузовиков ставки налога возросли, тем сильнее, чем больше их возраст. При этом на общем фоне явно выделяется запрет на ввоз пятилетних грузовиков с объёмом двигателя до 8,2 л, производство (а вернее, сборка) которых в последнее время активно развивается в Украине.

 

Ставка транспортного сбора при первой регистрации коммерческих автомобилей в зависимости от их возраста, долл./100 см3

 

Прежние ставки

Новые автомобили

До 5 лет

5-8 лет

Старше 8 лет

Седельные тягачи

3

3

3

3

100

Автобусы и микроавтобусы до 6 л

1

1

1

1

100

Автобусы свыше 6 л

1

1

1

1

2

Грузовики до 8,2 л

3

3

10

140

200

Грузовики 8,2 – 15 л

4

4

6

10

200

Грузовики свыше 15 л

5

5

6

10

60

 

Конкуренция украинскому автобусостроению со стороны подержанных импортных автобусов и микроавтобусов, по-видимому, мало заботит законодателей. И здесь особенно удивляет разрешение беспрепятственного ввоза старых автобусов большого и особо большого класса, т. е. техники, выпускаемой и украинскими предприятиями.

Вышеуказанный Закон Украины в законодательном порядке решил ещё один важный вопрос. Ст. 1 принятого в 2005 г. Закона Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств» гласила, что «Пропуск на таможенную территорию Украины с целью свободного оборота (в том числе с целью разукомплектования на запасные части) тракторов колёсных для перевозки полуприцепов (седельных тягачей), автобусов, легковых автомобилей, грузовых автомобилей, автомобилей специального назначения и шасси с установленными двигателями… допускается при условии, что на момент перемещения через таможенную границу Украины прошло не более восьми лет с даты их изготовления».

В ст. 3-1 этого же Закона указано, что ст. 1 упраздняется через пять лет после вступления Украины в ВТО. А вот Закон Украины «О внесении некоторых изменений в законодательные акты Украины (в отношении регистрации транспортных средств)», принятый, как уже упоминалось, в декабре 2006 г., в ст. 8, п. 4, слова «через 5 лет» из предыдущего Закона исключает.

То есть возрастные ограничения на ввозимые в Украину автомобили будут отменены сразу после её вступления в ВТО. Помочь всплыть в этой проруби украинскому автопрому призваны высокие пошлины на ввозимое «старьё». Будем надеяться, что это сработает и на польские грабли Украина всё же не наступит.