Компоненты "Победа над сумраком: хорошие фары помогают зарабатывать"


Андрей АРТАМОНОВ,

 

эксперт Off-road-light.ru

 

Каждая автомобильная фара имеет своё узкое и конкретное предназначение. Например, фара головного света призвана формировать световой поток на определённое расстояние вперёд, определённой ширины и яркости, не превышая установленных норм. Инженеры постоянно привносят что-то новое в конструкцию фар: если раньше на грузовых автомобилях устанавливались галогеновые рефлекторные фары, то в настоящее время в качестве штатной оптики большинство марок автомобилей оснащается оптическими приборами со специальными линзами и газоразрядными ксеноновыми лампами, использующими современные технологии для формирования более чёткой светотеневой границы. Это позволяет автомобилю иметь перед собой плотный мощный световой поток, не ослепляющий встречных водителей.

 

Многие автолюбители ошибочно полагают, что такого же эффекта можно добиться, установив ксеноновые лампы в штатную рефлекторную оптику, особенности конструкции которой не позволяют создать узконаправленный поток света: после «реконструкции» такие фары слепят встречных водителей и не формируют ожидаемого плотного мощного светового потока впереди автомобиля.

 

Новые технологии «рабочего света»

 

К фарам рабочего света применимы несколько иные требования: их главная задача – осветить максимально большую площадь территории, где производятся те или иные работы. Доступных марок и моделей фар (различного типа) рабочего света на российском рынке представлено множество. Наше внимание привлекла продукция известного производителя Hella. Без преувеличения скажем, лидирующие позиции для своих изделий Hella обеспечивает за счёт применения самых последних технических достижений в области создания приборов автомобильного света.

 

Галогеновые рефлекторные фары, теперь уже старого образца, устроены по следующей схеме: параболический зеркальный светоотражатель с лампой в центре фокусирует световой пучок от излучения нити накаливания, проецирует его на выпуклую стеклянную линзу, которая рассеивает свет на плоскости и в пространстве перед фарой. О чётких границах светового потока в этом случае говорить не приходится: чрезмерная неравномерная яркость в начале светового пятна на плоскости сменяется постепенным полным рассеиванием в конце по мере удаления от источника освещения.

 

Принцип работы новых фар основывается на иной технологии: изначальным формированием светового потока здесь занимается не стеклянная линза, а непосредственно сам светоотражатель. Линза с нанесённым на неё градиентом лишь регулирует плотность заливки внутри светового пятна, делая её равномерной по всей площади освещаемой плоскости. В этом случае у человека зрачок не сужается от излишне яркого отражённого света (вследствие неравномерного освещения), глаза не переутомляются, возрастает дальность зрения, увеличивается количество различаемых глазом деталей.

 

Все фары рабочего света, которые производит Hella, имеют максимальный уровень защиты: они практически не подвержены механическим повреждениям от ударов, выдерживают натиск любых атмосферных осадков и грязи – на тестовых испытаниях эти фары «заставляют» в течение нескольких суток отрабатывать цикл «включения – выключения» под толщей воды. Как показала практика, такие фары очень эффективны на среднетоннажных грузовиках, занятых доставкой грузов в период короткого светового дня. И вот почему.

 


Свет как конкурентное преимущество

 

Компания, продающая и доставляющая строительные и отделочные материалы покупателям, ежегодно с наступлением осенне-зимнего периода начинала испытывать экономические трудности в связи с падением сбыта. Причём сезонное снижение покупательской активности экономисты предприятия учитывали.

 

Далеко не все строительные площадки расположены в хорошо освещённых центрах крупных городов. Поиск причин дал неожиданные результаты: количество доставок и соответственно - продаж строительных и отделочных материалов напрямую зависело от продолжительности светового дня. И при том, что компания имеет возможность в любое время доставить груз адресату, потенциальные покупатели отказывались его принимать с наступлением темноты и, следовательно, оплачивать, обосновывая это тем, что без света на строительной площадке невозможно проконтролировать сортамент и количество доставляемых материалов. Световой же мощности фар заднего хода, штатно устанавливаемых на грузовиках, не всегда хватает для манёвра, и о том, чтобы с их помощью осветить место разгрузки, речь, конечно, не идёт.

 

Летом прошлого года для увеличения безопасности при маневрировании грузовых автомобилей задним ходом в тёмное время суток в Евросоюзе был принят закон об оснащении грузовых транспортных средств фарами заднего и бокового света (рис. 1). Это и подсказало выход компании-автоперевозчику: в порядке эксперимента несколько машин оснастили двумя задними фарами рабочего света, ещё по одной фаре было установлено внутри грузовых отсеков автомобилей (рис. 2). Таким образом, пространство в кузове грузовика и территория (на десятки метров), прилегающая к открываемому заднему борту (рис. 3), в темное время суток стали освещаться почти как днём (свет фары идентичен по спектру солнечному). При этом у заказчиков не стало проблем с идентификацией и учётом доставляемых отделочных и строительных материалов: применённый на автомобилях рабочий свет Hella не искажал цвет товара и без труда позволял прочитать служебную информацию на упаковке.

 

Таким образом, компания посредством применения на своих машинах рабочего света получила существенное конкурентное преимущество на рынке строительных и отделочных материалов – уровень продаж предприятия заметно вырос. В настоящее время все грузовики предприятия, а их около трёх десятков, оборудованы дополнительными осветительными приборами для работы в тёмное время суток.

 

На длинномерных грузовиках устанавливаются дополнительные боковые фары, которые специально создавались для заднего хода и потому не слепят попутных водителей (рис. 4, 5, 6). На автомобилях без прицепа, оснащённых манипулятором, фары рабочего света устанавливаются не только сзади, по правому и по левому борту автомобиля, но и непосредственно под стрелой самого манипулятора. Делается это для того, чтобы оператор, производящий погрузку или разгрузку автомобиля, мог видеть, не заденет ли стрела высоко расположенные инженерные или строительные сооружения, а также иные препятствия.

 

Hella разработала и производит специальные фары для автомобильных эвакуаторов, которые освещают только плоскость погрузочной площадки и такое же место за ней. За борта – справа и слева от эвакуатора – свет практически не распространяется, благодаря чему не слепит водителей проезжающих рядом попутных автомобилей, когда приходится забирать машину с дороги.

 

На каждое автотранспортное средство можно прикрепить не более четырёх фар: две – на заднюю часть автомобиля и по одной – с каждой стороны. Высота размещения осветительных приборов над землёй должна составлять не менее 250 мм.

 

Рефлекторы, используемые в рабочих фарах Hella

 

Параболический рефлектор рабочего света

 

Чтобы создать мощный направленный световой поток, нить накаливания лампы фары устанавливают в фокусе отражателя, представляющего собой параболоид. В этом случае отражённые лучи направлены параллельно.

 

Для равномерного освещения пучок света, направляемый отражателем, должен быть рассеян. Для этого используется рассеиватель из рифленого стекла. Он же защищает рефлектор от загрязнения. Рассеиватель формирует световой поток в зависимости от своего рисунка: дальний свет, заливающий ближний с широким пучком и заливающий свет с узким пучком. Эффективность параболического рефлектора зависит от его размеров. Чем больше рефлектор, тем больше света он может отразить.

 

Технология отражателя free form (FF) для рабочего света

 

В отличие от фар с параболическим рефлектором, в современных фарах с отражателем FF в формировании пучка света участвуют и рассеиватель, и отражатель. Рефлектор FF имеет сложную форму отражающей поверхности, математически рассчитанную с помощью компьютера, формирует световой поток, а применяемые рассеиватели завершают распределение светового пятна.

 

Преимущества FF технологии по сравнению с классическими параболическими рефлекторами заключаются в том, что рефлекторы FF при меньших габаритах отражают большее количество света от лампы, позволяют достичь большего рассеивания и создать поток света большей ширины. Формируемый FF рефлектором световой поток распределяется ровнее, чем от классического параболического рассеивателя: на плоскости создаётся равномерно залитый светом участок с мягкими переходами освещённости без резких контрастов внутри светового пятна.

 

Новые технологии в области автомобильного света позволяют существенно увеличить яркость и дальность освещения фар рабочего света, благодаря оснащению их газоразрядными источниками света – ксеноновыми лампами.

 

 

Фары Hella имеют три типа светораспределения: Long Range, Close Range, Ground illumination. Long Range – большинство фар с таким индексом имеют чистое прозрачное стекло, без рисунка. Фары такого типа формируют световое пятно на некотором удалении от источника света, причём промежуток между источником света и световым пятном остаётся неосвещённым, с чёткой светотеневой границей. Подобное светораспределение защищает от нежелательной засветки конструктивных элементов транспортного средства: капота машины или трактора, ковша или отвала. Close Range – фары ближнего заливающего света, они дают широкий и равномерный луч, освещающий большую площадь. Световое пятно на плоскости формируется в непосредственной близости от источника света. Ground illumination – специализированная фара для освещения плоскости земли с очень широким и ярким световым пучком. По типу светораспределения она очень похожа на противотуманную фару, но имеет более широкий световой поток в горизонтальной плоскости и необрезанный – в нижней части. Фара создаёт мягкую, равномерную заливку с одинаковой яркостью освещённости на всей площади светового пятна, имеет чёткую верхнюю светотеневую границу, благодаря чему не ослепляет встречных водителей. С успехом используется и как нижний свет для погрузчиков, так как освещает большую территорию 45х60 м, но ослепляет персонал.

 

Особенности фары заднего света Ultra Beam FF (Hella)

 

Это фара местного освещения с широким ярким пучком, создающая равномерное световое пятно в непосредственной близости от автомобиля. Тип – заливающий ближний свет, световой поток – с мягкими, плавными переходами и резкими границами. Она крепится с помощью кронштейна на плоскую поверхность и может вращаться вокруг своей оси, возможно также боковое крепление, интеграция в кузовные панели автомобиля. Компактные размеры светового прибора позволяют производить монтаж в ограниченном пространстве. Вертикальный диапазон наклона – 140°. Фара имеет модификации с удобной ручкой для управления светом, двойной кронштейн для двух фар с поворотным основанием (предоставляет широкие возможности по точной настройке светового пятна). Корпусы фар имеют различные типы разъёмов, отличающиеся по степени защиты.

 

Отражатель выполнен по технологии FF (free form) – рефлектор отражает большее количество света от лампы, чем устаревший параболический рефлектор. Используемые лампы – H3 12В или 24В. Рассеиватель выполнен из прочного стекла. Корпус соответствует классу защиты IP6K4K и IPX9K – для версии с разъёмом AMP и IP5K4K – для версии с резиновым уплотнителем. Конструкция корпуса обеспечивает защиту отражающего элемента и рассеивателя.

 

Этот световой прибор эффективен для освещения пути при движении задним ходом, поскольку позволяет свободно ориентироваться по зеркалам заднего вида, контрастно высвечивая препятствия. Он удобен при движении по пересечённой местности в условиях плохой видимости, при необходимости ярко осветить место работ или ремонта. Наилучшая высота установки – 1,5 – 2 м от уровня земли. Фара устанавливается на любой автомобиль.

 

Сравнительный тест Hella, Nordic, Wesem

 

Чтобы на практике оценить преимущества технологий Hella, был проведён сравнительный тест фар Hella Ultra Beam FF Close Range, Nordic и Wesem 5LKR. Фары Hella Ultra Beam FF Close Range (с современным рефлектором типа FF) поставляются на конвейеры некоторых производителей автомобильной и специальной техники. Фарами Nordic комплектуется большинство погрузчиков. Hella считает эту продукцию Nordic своим основным конкурентом, хотя в приборе применяется старый классический отражатель параболического типа. Фары Wesem в основном присутствуют в свободной продаже (эти световые приборы выполнены также с классическими параболическими отражателями).

 

В качестве тестового полигона избрали не освещённый ничем, кроме сравниваемых фар, участок заснеженного поля примерно 30х40 м. Фары всех производителей имеют одинаковый размер, схожую форму корпуса и одинаковые лампы 55w. Все снимки выполнены с одинаковой экспозицией F22, выдержка 30 c. Баланс белого 3400K. Пожалуй, это самое красноречивое свидетельство возможностей или способностей каждого из трёх представленных световых приборов, составляющих вместе основную долю рынка.