Международные перевозки "Второй антракт в «таможенной вендетте»"


Белорусская таможня «расконвоировала» калининградские транзитные перевозки. Белорусские перевозчики надеются на российские разрешения на перевозки в/из третьих стран

 

Татьяна ВИКТОРОВИЧ


В последнее время в российско-белорусских отношениях появилась своеобразная традиция находить решение экономических противоречий накануне общенародных семейных праздников. Так же, как рождённый в муках договор о поставках газа в Беларусь подписывался за считаные минуты до наступления Нового года, так и решение об отмене конвоирования следующих транзитом по территории Беларуси автопоездов из Калининграда было принято накануне женского дня 8 Марта. Однако на самом деле процесс принятия этого решения, как удалось нам узнать из неофициальных источников, был не так лёгок и прост. Этот вопрос обсуждался Президиумом Совета министров Беларуси ещё 6 марта, причём было известно, что распоряжение найти решение по нему поступило с самого верха властной лестницы. Весь следующий день все причастные к этому лица сохраняли молчание, а заинтересованные ведомства отказывались от комментариев. И лишь на следующий день это решение было распространено в праздничных выпусках теленовостей и посредством государственного информационного агентства БЕЛТА (в сообщении БЕЛТА указывалось даже точное время: 22 часа 7 марта 2007 г.).


Таким образом, как сообщалось БЕЛТА, в Беларуси «вернулись к процедуре таможенного оформления и контроля товаров, следующих из Калининградской области на остальную часть Российской Федерации, в соответствии с действовавшим до января 2007 г. порядком». Так с белорусской стороны был сделан шаг к выходу из транспортного тупика, в который завёл отношения между двумя странами, декларирующими стремление к созданию союзного государства, обмен белорусских и российских ведомств административными демаршами.

Начало этому обмену положили, как известно, российские таможенники, которые с 1 января 2007 г. вдруг стали требовать от переезжавших белорусско-российскую границу владельцев легковых автомобилей с белорусской регистрацией оформления документов о временном ввозе транспортного средства на российскую территорию. Стоила эта процедура вместе с самим документом до 10 долларов. Коснулось это только пунктов пропуска на границе со Смоленской областью, поскольку, например, на границе с Псковской областью такое оформление осуществляется уже давно.

Правда, поток грузового транспорта на этих переходах несравним с выводящими на Москву смоленскими. Таким образом, дело было не в законе как таковом.

Белорусская таможня пообещала устроить этакую таможенную вендетту россиянам. В распространённом тогда сообщении ГТК РБ говорилось: «В связи с наличием в законодательстве Российской Федерации требования об обязательном оформлении удостоверений временного ввоза в отношении иностранных транспортных средств, в том числе и зарегистрированных в Республике Беларусь, при пересечении ими белорусско-российской границы, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в рамках унификации таможенных правил и создания равных условий для граждан и субъектов хозяйствования Республики Беларусь и Российской Федерации подготовил соответствующие документы о введении аналогичного порядка ввоза на территорию республики иностранных транспортных средств, включая те, которые зарегистрированы в России». Но желаемого эффекта этот шаг не дал. Так что вскоре обязательное по действующим нормам требование снова сделалось необязательным, а оформление удостоверений временного ввоза на границе со Смоленской областью прекратилось.

Затем белорусская таможня сделала более эффектный шаг: ввела для всех машин, следующих транзитом между Калининградом и Российской Федерацией не по процедуре МДП или поручительства, принудительное конвоирование с оплатой по 0,5 доллара за километр пути. В результате путь приблизительно в 400 км по белорусской территории стал дороже для попадающих под действие нового порядка калининградских машин более чем на 200 долларов.

Пресс-служба ГТК РБ тогда заявила, что «с 8 января текущего года при выдаче разрешения на транзит автотранспортных средств, приобретённых за пределами Союзного государства, прекращено принятие документов (гарантийных сертификатов), подтверждающих уплату таможенных платежей, выданных российскими таможенными органами. Причиной принятия данного решения послужил отказ российской стороны по формальным основаниям возместить таможенную задолженность, возникшую в связи с недоставкой двух транспортных средств. Их перемещение осуществлялось физическими лицами с использованием российских гарантийных сертификатов». Конечно, два транспортных средства – это серьёзная почва для международного конфликта. Кстати, в официальных документах и заявлениях не указывается, что это были за транспортные средства. По неофициальной же информации, речь шла об одной легковушке и одном малотоннажном фургоне. При желании любую муху можно превратить в слона…

Гарантийные сертификаты как альтернативный способ обеспечения уплаты таможенных платежей, напомнили в ГТК, принимались белорусскими таможенными органами с 2003 г. в соответствии с решениями Коллегии Таможенного Комитета Союзного государства. После отмены их действия, как указывалось в сообщении пресс-службы ГТК, «мерами по обеспечению уплаты таможенных платежей являются: гарантии третьих лиц, в том числе банковские гарантии таможенных гарантов, перевозка товаров в соответствии с конвенцией МДП в пределах суммы международной гарантии, поручительство, внесение на текущий (расчётный) счёт таможни причитающихся сумм (для физических лиц при транзите автотранспорта в размере 500 евро, которые возвращаются после доставки транспортного средства в таможню назначения). Меры по обеспечению уплаты таможенных платежей не применяются в случае перевозки товаров и транспортных средств посредством таможенного сопровождения либо сопровождения специальными подразделениями Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь».

Решение об усилении контроля в отношении грузов, перемещаемых из Калининградской области на остальную часть России и в обратном направлении, как пояснили в ГТК РБ, было принято в целях пресечения незаконного поступления в Беларусь иностранных товаров под видом российских. В качестве обоснования своего шага ГТК Беларуси ссылался на результаты «проверочных мероприятий, проведённых в 2005 – 2006 годах, которыми установлено, что для организации незаконного ввоза товаров на территорию Республики Беларусь активно используется перемещение товаров по процедуре «Калининградского транзита». «За этот период 47 партий грузов оценочной стоимостью около 10 млн долларов, следующих из Калининградской области, не были вывезены за пределы Беларуси», – говорилось в сообщении пресс-службы ГТК.

12 февраля российской таможней было возобновлено оформление удостоверений временного ввоза для белорусских автолюбителей. Наконец, российский Минтранс сообщил о намерении лишить белорусских перевозчиков разрешений на перевозки между Россией и третьими странами. А 16 февраля Минтранс Беларуси получил официальное уведомление от Министерства транспорта РФ о невозможности рассматривать вопрос о выделении белорусской стороне российских разрешений на осуществление перевозок грузов в/из третьих стран в связи с изменением условий транзита российских грузов, следующих из Калининградской области. Российское транспортное ведомство совершенно недвусмысленно поставило соседей перед фактом: или вы оставляете в покое наш калининградский транзит, или можете распродавать свой подвижной состав для международных автоперевозок на запчасти. Ведь не секрет: более 70 % перевозимых белорусскими перевозчиками грузов – российские. А без российских разрешений перевозить их невозможно.

Белорусскому транспортному ведомству ничего не оставалось, как только отметить, что в перевозках грузов между Западной Европой и Российской Федерацией участвуют около 6,7 тыс. белорусских автомобилей, доход от выполнения этих перевозок составляет более 230 млн долларов в год, а заняты этим бизнесом около 15 тыс. человек.

Откликнулась на заявление Минтранса России и белорусская таможня. В специальном сообщении для прессы ГТК Беларуси указывалось, что таможенные органы РБ расценивают это заявление Минтранса России как не учитывающее объективные обстоятельства.

Ссылаясь на применение таможенными органами Российской Федерации и Республики Беларусь утверждённой 13 октября 1998 г. Временной технологии организации таможенного контроля за российскими и белорусскими товарами, перемещаемыми в режиме транзита между Калининградской областью и остальной территорией Таможенного союза, в ГТК Беларуси пояснили, что в соответствии с этой Технологией должностные лица расположенных в Калининградской области российских таможенных органов направляют в белорусские таможенные органы электронные уведомления о вывозе товаров с территории Калининградской области и проставляют на товаротранспортных накладных отметки о разрешении вывоза товаров на остальную территорию Российской Федерации, а должностные лица белорусских таможен в пунктах ввоза на белорусско-литовской границе при соблюдении указанных условий осуществляют регистрацию товаров. После указанной регистрации дальнейшее следование товаров в РФ осуществлялось свободно, т. е. без контроля таможенных органов РБ. Согласно заявлению ГТК Беларуси, российская сторона перестала соблюдать договорённости по применению Технологии, начав с конца 2005 г. использовать два различных подхода к таможенному оформлению российских товаров, в зависимости от того, где располагается получатель товаров: в Республике Беларусь либо в Российской Федерации.

Таким образом, по мнению белорусских таможенников, российские таможенные органы прекратили применение Технологии только в отношении товаров, вывозимых из Калининградской области в адрес получателей, расположенных на территории Республики Беларусь, поставив их этим в дискриминационное положение.

В целях урегулирования сложившейся ситуации ГТК неоднократно в течение 2006 г. обращался в ФТС России с заявлениями о необходимости соблюдения Технологии и в отношении товаров, предназначенных для Республики Беларусь. В конце 2006 г. российская сторона проинформировала Беларусь, что Технология применяется российскими таможенными органами в строгом соответствии с российским законодательством, т. е. национальное законодательство имеет приоритет.

«В указанных обстоятельствах Республика Беларусь также была вынуждена принять меры к применению Технологии в рамках действующего законодательства Республики Беларусь. Поскольку в соответствии с законодательством Республики Беларусь таможенному оформлению не подлежат только товары, происходящие из Российской Федерации, то таможенными органами были приняты меры по усилению контроля с целью исключения случаев применения Технологии к иным товарам, ввозимым в Республику Беларусь из Калининградской области», – говорится в заявлении ГТК Беларуси.

По мнению белорусской таможни, для упрощения порядка таможенного оформления товаров, перемещаемых из Калининградской области на остальную часть Российской Федерации транзитом через территорию Республики Беларусь, необходима разработка в рамках Таможенного комитета Союзного государства отдельного порядка, аналогичного ранее действовавшему, и жёсткий контроль его соблюдения как российской, так и белорусской стороной.

Не принесла успеха состоявшаяся 19 – 20 февраля в Смоленске встреча таможенных экспертов двух стран, куда они отправились, чтобы «обсудить возможные пути выхода из ситуации, сложившейся на белорусско-российской таможне», но обсудили лишь «вопросы обмена электронной информацией».

Тем не менее 28 февраля белорусский премьер Сергей Сидорский заявил, что вопрос транзита калининградских грузов будет решён. «Есть вопрос, его надо решать. Не премьер-министрам, не правительствам, а конкретным чиновникам, которые занимаются этой работой. В первую очередь – с российской стороны, так как они нарушают, и с белорусской стороны, так как мы максимально стремимся создать единое таможенное пространство», – подчеркнул С. Сидорский. «Такой подход, по крайней мере, был услышан. В Смоленске собирались рабочие группы. Мне было доложено, что в ближайшие день-два эти вопросы будут сняты», – пояснил он. Кроме того, белорусская сторона обратилась к российской с предложением создать постоянно действующую рабочую группу по урегулированию транспортных вопросов.

И вправду, пусть не через два дня, а через неделю таможенными органами Беларуси и России, согласно заявлению начальника управления организации таможенного контроля ГТК Беларуси Сергея Борисюка, был найден путь, «обеспечивающий надёжный и полноценный контроль при транзите данной категории товаров по территории Беларуси», утверждённый председателем таможенного комитета Союзного государства, председателем Федеральной таможенной службы РФ и одобренный Советом министров Беларуси.

С. Борисюк пояснил, что товары из Калининградской области будут перемещаться по территории Беларуси без дополнительных мер по уплате таможенных платежей и конвоя при некоторых условиях. В первую очередь, перевозчики должны иметь на товаросопроводительных документах для представления их в пунктах пропуска, находящихся на белорусско-литовской границе, отметки таможенных органов России о том, что данный груз следует из Калининградской области, а также информацию в электронном виде, полученную таможенными органами Беларуси от российских коллег. "Однако подакцизные товары и дальше будут проходить по территории республики в соответствии с порядком, установленным законодательством, т. е. с обязательным сопровождением. Под конвоем будет также проходить продукция, в состав которой входят спиртосодержащие жидкости. Перечень таких товаров уточняется, и в ближайшее время его планируется пересмотреть и уменьшить", – подчеркнул начальник управления.

Таким образом, белорусскую таможню заставили сделать жест, очевидно направленный в адрес российского Минтранса, от которого теперь ждут дезавуирования его прежних заявлений.

В среде белорусских перевозчиков относительно наиболее вероятного последствия прекращения выдачи белорусам разрешений на перевозки между Россией и третьими странами существует полное единство мнений: в Беларуси произойдёт критическое снижение объёма международных перевозок и экспорта услуг, а перевозчики, 70 % которых, по неофициальным данным, сейчас уже имеют зарегистрованную в России фирму-двойника, уйдут с белорусского рынка окончательно.

Характерный пример: в Смоленской области участие в росте перевозок и увеличении парка белорусских перевозчиков оценивается приблизительно в 55 %. А вскоре количество действительных членов АСМАП в регионе может вырасти сразу в полтора раза: представителями 46 членов этой организации на собрании было рассмотрено 39 заявок на вступление, 24 из которых было рекомендовано удовлетворить. Согласно неофициальной информации, большую часть из них составляют белорусские фирмы.

Таким образом, сохранить подотрасль международных перевозок в Беларуси от полного краха может теперь только ответный жест со стороны российского транспортного ведомства, времени для которого остаётся совсем немного, так как выделяются разрешения поквартально, и, как правило, заканчиваются за несколько дней до конца квартала.