Обзор рынка "Как «тяжелеют» автобусы"


Повышение цен на российском рынке

 

Александр ТРОХАЧЁВ

 

Фото автора

 

Пассажирские машины всегда были в цене, а в последнее время – особенно. Итоги 2006 г. подтвердили возросший спрос на автобусы. В одних регионах России транспортная проблема решалась главным образом за счёт субсидий из госбюджета, в других – благодаря перечислениям из муниципальных образований, в остальных – с помощью закупок частных компаний. Однако новую технику приобретают не только партиями и не только фирмы, но и частные перевозчики. И для них стоимость средств производства имеет принципиальное значение. Сделать оптимальный выбор позволяет знание рыночной конъюнктуры.

 

Транспортный комплекс

 

Накануне Нового года министр транспорта России Игорь Левитин дал пресс-конференцию на тему «Итоги работы транспортного комплекса за 2006 г.». На ней были подведены первые отраслевые результаты, по которым можно судить о том, что происходит на рынке. В частности, было отмечено, что в условиях оживления реального сектора экономики РФ за 11 месяцев прошлого года перевозки пассажиров автобусным транспортом на маршрутах общего пользования осуществляли 1977 крупных и средних автотранспортных предприятий, в том числе пассажирских – 1304 и грузопассажирских – 673.

 

Для обслуживания населения на маршруты общего пользования за рассматриваемый период на регулярной основе привлекалось 83172 автобуса. Львиная доля из них принадлежала физическим лицам – 69521. На втором месте по величине автопарка – юридические лица, малые предприятия подотрасли «Автомобильный транспорт» (11411 единиц). Третью прослойку составили транспортные средства юридических лиц других отраслей экономики – 2240 единиц. Всего на предприятиях транспорта общего пользования в минувшем году эксплуатировалось около 79 тыс. автобусов, из которых 62 тыс. единиц были задействованы на маршрутах в городском и пригородном сообщении

 

Сердито – не значит дёшево

 

Купить автобус подешевле не означает выбрать подержанный. Организации и частные лица, имевшие «счастье» работать на российских пассажирских машинах с пробегом, на собственном опыте знают сильные и слабые стороны такого выбора. И потому всё чаще останавливаются на решении приобрести новый автобус, пусть даже в минимальной комплектации. Таким заказчикам безразличны колебания цен на рынке, ведь они не собираются формировать автопарк. Например, сельской школе нужно транспортное средство для сбора детей в соседних деревнях и перевозки их после занятий домой. В этом случае привлекательной стороной и определяющим фактором становится её величество цена. Неспроста в газетах и Интернете появляются объявления следующего содержания: «Приобретём автобус ПАЗ бензиновый, в простейшей пассажирской комплектации, с хранения или новый, по цене до 400 тыс. рублей».

 

Осуществить такой выбор год назад было несложно. Да и удержаться в ценовых рамках труда не составляло. Но за 12 месяцев стоимость автобусов подросла, и порядок цифр существенно изменился. Достаточно взглянуть на действовавший в I квартале 2007 г. прайс-лист по «вахтовкам» (см. табл. 1), чтобы оценить масштаб удорожания. К слову, в ряде случаев вахтовые автобусы «тяжелели» в стоимостном выражении быстрее, чем автобусы малого, среднего, большого и особо большого классов. Одной из причин такого положения дел стал дефицит предложения на фоне возросшего как на дрожжах спроса. Ведь если традиционным автобусам российского производства конкуренцию успешно составляют аналоги из зарубежных стран, то российским «вахтовкам» с их потрясающей проходимостью на бездорожье реальной альтернативы просто нет. К тому же в местах использования такой техники ремонтные базы либо отсутствуют, либо приспособлены для обслуживания грузовых автомобилей повышенной проходимости марок «Урал» и КАМАЗ.

 

В отношении вахтовых автобусов прошедший год подтвердил рыночное правило «спрос рождает предложение» лишь отчасти. Зато на стоимости проданной техники он отразился сполна. Данное обстоятельство не отпугнуло традиционных покупателей (кстати, выпуск «вахтовок» на АЗ «Урал» перевалил за отметку 3 тыс. единиц). Более того, к ним добавились новые клиенты. Так, Министерство внутренних дел России заказало десять вахтовых автобусов на шасси «Урал 43203» с двигателем ЯМЗ 236 Евро-2. Но, в отличие от удалённых районов страны, где подобные машины возят нефтяников и газовиков, геологов и их детей, эти будут доставлять личный состав подразделений ОМОНа. Об особом характере «вахтовок» говорят, в частности, антивандальные решётки на окнах кабины. Установка дополнительного оборудования выполнялась не предприятием-изготовителем автобусов, а Шумерлинским заводом специальных автомобилей.

 

Минувший год отмечен и такой тенденцией, как увеличение числа продавцов-одиночек. Интернет буквально пестрит предложениями новой техники со стоянки и под заказ, как утверждается в рекламных объявлениях, «по ценам завода-изготовителя». Подобный маркетинговый ход прежде себе могли позволить только крупные дилерские центры, торгующие с площадок. Но теперь дефицитную технику реализуют и многочисленные «индивидуалы». В частности, они размещают прайс-листы на собственных сайтах, вывешивают баннеры в крупных Интернет-порталах, делают ссылки в многочисленных поисковых системах. Не заметить навязчивых списков заинтересованному покупателю просто невозможно. Как нетрудно догадаться, львиная доля продавцов пассажирских транспортных средств находится в Московском регионе и в местах расположения предприятий по производству конкретного вида техники. В случае с вахтовыми автобусами на шасси «Уралов» это Миасс и Челябинск, а в случае с изделиями НефАЗ – Казань и Набережные Челны.

 

Таблица 1. Цены на новые вахтовые автобусы

 

Марка и модель автобуса (шасси)

Цена, руб.

Изменение цены за год, %

Прогноз цены на II квартал 2007 г., руб.

Спецификация

(колёсная формула, двигатель, опции)

I квартал 2007 г.

I квартал 2006 г.

ГАЗ 3308 «Садко»

545.500

390.000

+ 39,87

599.000

4х4, ЗМЗ 511.10,

17 мест

«СЕМАР» 3257

(ГАЗ 3308)

549.000

420.000

+ 30,76

605.000

4х4, ЗМЗ 511.10,

17 мест

НефАЗ 4208-11-13 (КАМАЗ 43114)

1.800.000

1.250.000

+ 44,0

1.890.000

6х6, КАМАЗ 43114,

22 места

НефАЗ 4208-10-03

(КАМАЗ 43114)

1.900.000

1.210.000

+ 57,02

1.999.000

6х6, КАМАЗ 43114,

28 мест, с лебёдкой

НефАЗ 42111-010-11

(КАМАЗ 4326-02)

1.319.000

1.082.000

+ 21,91

1.388.000

4х4, КАМАЗ 4326,

22 места

НефАЗ 42111-16 ГПА

(КАМАЗ 4326-02)

1.223.000

1.035.000

+ 18,20

1.279.000

4х4, КАМАЗ 740.11-240, 8 мест, с грузовым отсеком

НефАЗ 42111-11 «Мустанг»

(КАМАЗ 4326-02)

1.387.900

1.065.000

+ 30,32

1.485.000

4х4, КАМАЗ 740.11-240, 26 мест

«Урал 3255-0010-41»

1.620.000

1.315.000

+ 23,19

1.712.000

6х6, ЯМЗ 236НЕ2,

30 мест, ИД-П284, ABS

«Урал 3255-0011-41 ГПА»

1.619.000

1.310.000

+ 23,66

1.696.000

6х6, ЯМЗ 236НЕ2,

15 мест, с грузовым отсеком, ИД-П284, ABS

«Урал 32551-0010-41»

1.520.000

1.285.000

+ 18,29

1.595.000

6х6, ЯМЗ 236НЕ2,

22 места

«Урал 32551-0011-41 ГПА»

1.518.000

1.280.000

+ 18,59

1.589.000

6х6, ЯМЗ 236НЕ2,

15 мест, с грузовым отсеком, ОИ-25, ABS

«Урал 32551-0013-41»

1.550.500

1.050.000

+ 47,67

1.659.000

6х6, ЯМЗ 236НЕ2,

22 места, низкий пол

«Урал 325512-0010-41»

1.519.000

1.282.000

+ 18,49

1.586.000

6х6, ЯМЗ 236НЕ2,

8 мест, с открытой грузовой площадкой,

ОИ-25, ABS

«Урал 32552-0010-41»

1.435.000

1.123.000

+ 27,78

1.519.000

4х4, ЯМЗ 236НЕ2,

22 места

«Урал 32552-0011-41 ГПА»

1.433.000

1.120.000

+ 27,95

1.515.000

4х4, ЯМЗ 236НЕ2,

15 мест, с грузовым отсеком

Примечание. Для I квартала 2007 г. приведены цены с НДС: по автобусам на шасси «Урал» – ООО «Урал Спецпроект» (г. Миасс Челябинской обл.); по автобусам на шасси КАМАЗ – частных предпринимателей из г. Казани.

 

 

 

 

 

Почувствуйте разницу

 

При анализе стоимости российских автобусов в IV квартале 2006 г. и сравнении с данными I квартала 2007 г. может показаться, что цены остались без изменений. В отдельных случаях так и есть: чтобы не шокировать потребителей в новом году, ценники были «отредактированы» ещё в декабре. Хороший повод заявить клиентам о том, что цены на автобусы остались прошлогодними, т. е. неизменными. С психологической точки зрения это беспроигрышный ход. Но при покупке пассажирских машин клиент часто обращает внимание не на недавнюю стоимость искомого товара, а на то, приемлемо ли это для него в данный момент времени.

 

Есть и другая особенность открытых цен на автобусы в России. При сопоставлении прайс-листов годичной давности с ныне действующими иногда налицо парадокс: старые цены выше новых. Но никакого абсурда здесь нет, как нет и никакого снижения стоимости. Оказывается, многие торгующие компании публикуют минимальные цены на автобусы в базовой комплектации. А когда клиент обращается в фирму с конкретным намерением приобрести ту или иную модель, выясняется, что заявленная цена – всего лишь приманка. На деле взять «пустышку» практически нереально, поскольку какое-то оборудование уже установлено на заводе, и в дилерскую сеть поставляются только такие модели. Впрочем, где-то это мы уже слышали...

 

В минувшем году традиционными лидерами продаж в количественном выражении оставались незаменимые «Газели». Даже МВД России под занавес прошлого года увеличило свой автопарк сразу на 550 машин ГАЗ 32215-418. Все они предназначены для оперативных частей МВД и оборудованы трёхместной кабиной (включая водителя), шестиместным салоном-купе для сотрудников милиции и отсеком-накопителем для задержанных правонарушителей. Конечно, автобусами их можно назвать с известной долей условности, но тем не менее...

 

Годовой цикл продаж на фоне растущей инфляции и неизбежных при этом инфляционных ожиданий привёл к тому, что сбытовая сеть продукции Павловского автобусного завода реагировала на происходящие в экономике процессы импульсивным увеличением цен. Многие модели перемахнули психологически важный рубеж в полмиллиона рублей (см. табл. 2). О том, насколько адекватным стал «вес» автобусов в денежном выражении, судить не берусь. Но то, что занятые в этой сфере бизнесмены столкнулись с ростом издержек, – это факт неоспоримый. Подорожала не только купленная на заводе техника. Возросли и транспортные расходы на перегон из-за повышения цен на топливо; взлётом тарифов отметились прейскуранты гостиниц; увеличились командировочные затраты и не в последнюю очередь «благодаря» подорожанию авиа- и ж/д билетов.

 

Корректировка цен за год оказалась настолько существенной, что многие автобусы «потяжелели» не на одну тысячу условных единиц. И это при том, что курс этих самых «у. е.» остался на прежних позициях и даже откатился вниз. В итоге первая цифра в рублёвых прайс-листах автобусных заводов и их дилеров поменялась не один раз, а дважды. Например, грузопассажирский ПАЗ 32053-20 за год перескочил рубеж 500 тыс. рублей и с цены 435 тыс. достиг отметки 622 тыс. рублей (см. табл. 2). Аналогичная метаморфоза произошла и с популярной продукцией Курганского автобусного завода (см. табл. 3). Максимальный скачок цен произошёл на автобусы ПАЗ в так называемом вездеходном варианте с полным приводом и в северном исполнении – почти наполовину. Это лишь подтверждает тезис о том, что пока мы не справились с одной из бед, упомянутых ещё Н. В. Гоголем, спрос на технику для труднодоступных районов не ослабеет.

 

 

Таблица 2. Цены на новую продукцию ОАО «Павловский автобус»

 

Марка и модель автобуса (шасси), назначение

Цена, руб.

 

Изменение цены за год, %

Прогноз цены, на II квартал 2007 г., руб.

Спецификация

(колёсная формула, двигатель, мост, опции)

 

I квартал 2007 г.

 

I квартал 2006 г.

ПАЗ 32053-07

(ЗИЛ)

753.000

569.000

+ 32,34

812.000

4х2, ММЗ Д-245.7,

22/37 мест, РЗАА, ABS, 1 дверь

ПАЗ 32053-20

(ЗИЛ) грузопассажирский

622.000

435.000

+ 42,98

680.000

4х2, ЗМЗ 5234.10,

КААЗ, ABS, 1 дверь

ПАЗ 32053-50

(ЗИЛ) мягкие сиденья

654.000

465.000

+ 40,64

719.000

4х2, ЗМЗ 5234.10,

25/41 мест, РЗАА, ABS, 1 дверь

ПАЗ 32053-60

(ЗИЛ) северный

637.000

453.000

+ 40,61

700.000

4х2, ЗМЗ 5234.10,

25/41 мест, КААЗ, ABS, 1 дверь

ПАЗ 32053-80

(ЗИЛ) ритуальный

642.000

465.000

+ 38,06

678.000

4х2, ММЗ Д-245.7,

16+1 мест, РЗАА, ABS, 1 дверь

ПАЗ 32054

(ЗИЛ)

611.000

475.000

+ 28,63

655.000

4х2, ЗМЗ 5234.10,

23/42 мест, РЗАА, ABS, 2 двери

ПАЗ 32054-07

(ЗИЛ)

768.000

610.000

+ 25,90

817.000

4х2, ЗМЗ 5234.10,

20/38 мест, КААЗ, ABS, 2 двери

ПАЗ 3206-110

(ГАЗ) вездеход

687.000

459.000

+ 49,67

749.000

4х4, ЗМЗ 5234.10,

24+1 мест, ГАЗ, 1 дверь

ПАЗ 3206-110-60

(ГАЗ)

вездеход северный

728.000

499.000

+ 45,89

805.000

4х4, ЗМЗ 5234.10,

25 мест, ГАЗ, 1 дверь

ПАЗ 4230-01У «Аврора»

1.224.000

1.000.000

+ 22,40

1.288.000

4х2, ММЗ Д-245.9,

31/54 мест, РЗАА упрощ., 2 двери

ПАЗ 4230-02 «Аврора»

(регулир. сиденья)

1.547.000

1.256.000

+ 23,19

1.620.000

4х2, ММЗ Д-245.9,

29 мест, РЗАА, ABS,

2 двери

ПАЗ 4230-03 «Аврора»

городской

1.299.000

1.010.000

+ 28,61

1.389.000

4х2, ММЗ Д-245.9,

27/56 мест, РЗАА, ABS, 2 двери, без подиума

ПАЗ 4234 удлинённый

960.000

739.000

+ 29,91

1.030.000

4х2, ММЗ Д-245.9,

30/50 мест, РЗАА, ABS, 2 двери

ПАЗ 4234-50П (нерегулируемые сиденья)

1.021.000

750.000

+ 36,13

1.112.000

4х2, ММЗ Д-245.9,

28 мест, РЗАА, ABS,

2 двери, подиум

ПАЗ 4234-50П (регулируемые сиденья)

1.052.000

799.000

+ 31,66

1.135.000

4х2, ММЗ Д-245.9,

28 мест, РЗАА, ABS,

2 двери, подиум

Примечание. Прогноз цен на конец II – начало III квартала 2007 г. дан исходя из среднеквартального роста цен в 2006 г.

 

Маленькие хитрости

 

Из тенденций 2007 г. приятно отметить относительную стабильность ценового пространства, на котором предлагаются автобусы российского производства. Ряд торгующих организаций ещё в начале января обнародовал прайс-листы на весь квартал. Так поступил, например, торговый центр «Русский Автобус», указав в документах срок действия объявленных цен: с 1 января по 31 марта 2007 г. включительно. Официальное подтверждение указанных цен позволило покупателям без ажиотажа выбрать и приобрести необходимые модели автобусов или договориться о заключении сделки по фиксированной стоимости в начале II квартала.

 

Однако так поступили далеко не все продавцы автобусной техники. Некоторые фирмы оставили себе поле для манёвра, указав в прайс-листах только срок начала действия – скажем, «с 20.01.2007 г.», и ни слова о том, до какой даты ориентироваться на заявленные цены. Отсутствие второй границы говорит о том, что компания готова изменить розничную стоимость в любой момент, и окончание квартала для них – не указ. Действительно, мало кто из продавцов ориентируется на календарную смену отрезков времени. По большей части бизнесмены присматриваются и прислушиваются к изменениям в экономике, на валютном рынке и к положению дел у конкурентов. Впрочем, равнение на конкурентов в последнее время не в чести. Времена, когда было принято играть на понижение и балансировать на грани нулевой рентабельности, прошли. Сегодня каждый считает деньги и не намерен их терять даже из соображений конкурентоспособности.

 

В целях защиты своей коммерческой информации от других продавцов ряд торгующих организаций и структур перестал публиковать цены на сайтах. Теперь для получения достоверных данных следует позвонить по указанному телефону или оформить заявку с указанием профиля и адреса вашей компании, контактных телефонов и электронной почты. И даже в этом случае никакой гарантии получения всего прайс-листа никто не даст. В большинстве случаев продавец рекомендует указать интересующую вас марку и модель автобуса, но никак не весь модельный ряд. Даже по телефону сотрудники фирмы-продавца нередко уклоняются от озвучивания цен, спрашивая, на какой номер факса сбросить ответ. А иногда ответ так и не приходит, и объяснение этому лежит на поверхности: фирмы боятся «происков конкурентов». Впрочем, получить достоверную информацию из первых рук по силам любому желающему, поэтому поведение компаний при общении с потенциальными заказчиками по меньшей мере кажется странным. Например, мне не потребовалось прибегнуть к особым ухищрениям, чтобы получить сведения по продукции КАвЗ (см. табл. 3) и других предприятий российского автопрома.

 

В списке модификаций КАвЗ недавно появилась и автономная лаборатория для забора, хранения и транспортировки донорской крови. Базой для нее послужил автобус КАвЗ 3976-52, половина окон которого в задней части отсутствует, – вместо них установлен стальной лист заподлицо с кузовом. Это изделие разработали специалисты Центра инженерно-технического обеспечения Внутренних войск МВД РФ и военными медиками-трансфузиологами. Мобильную лабораторию предполагается использовать для выезда в части и соединения для сбора донорской крови на местах. Не исключено, что новинкой заинтересуется МЧС. Но то, что с её появлением статистика продаж курганских автобусов пойдёт вверх, сомневаться не приходится.

 

Выбор техники для перевозки пассажиров иногда приобретает довольно странный оттенок. Например, в Алтайском крае решением губернатора утверждён новый порядок формирования автобусных маршрутов. Теперь каждую новую линию нужно согласовывать с органами местного самоуправления. Но это ещё полбеды. Специально созданная комиссия будет следить за интенсивностью перевозок, безопасностью пассажиров и соответствием типа транспортного средства заявленным перевозкам. В случае нарушения одного из условий она вправе закрыть действующий маршрут. Вроде бы благое дело, но где гарантия того, что ответственные люди не переусердствуют? Скажем, как понять, соответствует ли перевозкам на конкретном маршруте «Газель», «Богдан» или ПАЗ? Каковы критерии? Перевозчики говорят, что это похоже на проявление недобросовестной конкуренции – не больше и не меньше...

 

Таблица 3. Цены на новую продукцию ОАО «Курганский автобусный завод»

 

Марка и модель автобуса (шасси), назначение

Цена, руб.

 

Изменение цены за год, %

Прогноз цены на II квартал 2007 г., руб.

Спецификация

(колёсная формула, двигатель, мост, опции)

I квартал 2007 г.

I квартал 2006 г.

КАвЗ 324400

(ЗИЛ 5301)

689.000

490.000

+ 40,61

755.000

4х2, ЗМЗ Д-245.12,

15/29 мест, ЗИЛ 5301 БО, 4-ступ. КПП

КАвЗ 324410

(ЗИЛ 5301)

715.000

539.000

+ 32,65

770.000

4х2, ЗМЗ Д-245.12,

19/22 мест, ЗИЛ 5301 ЕО, 4-ступ. КПП, отделка «люкс»

КАвЗ 397614

грузопассажирский

(ГАЗ 33074)

519.000

389.000

+ 33,42

550.000

4х2, ЗМЗ 513.10,

4/8/12 мест, ГАЗ 33074,

5-ступ. КПП

КАвЗ 397620

(ГАЗ 33074)

522.000

390.000

+ 33,84

560.000

4х2, ЗМЗ 513.10,

20 мест, ГАЗ 33074,

4-ступ. КПП

КАвЗ 397620

утеплённый

(ГАЗ 33074)

557.000

425.000

+ 31,06

597.000

4х2, ЗМЗ 513.10,

20 мест, ГАЗ 33074,

5-ступ. КПП, двойное остекление

КАвЗ 397630

(ГАЗ 33074)

635.000

472.000

+ 34,53

687.000

4х2, ММЗ 245.7,

20 мест, ГАЗ 33074,

4-ступ. КПП

КАвЗ 397652

(ГАЗ 33074)

682.000

445.000

+ 53,26

750.000

4х2, ЗМЗ 513.10,

28 мест, ГАЗ 33074,

4-ступ. КПП

КАвЗ 397652

утеплённый

(ГАЗ 33074)

718.000

490.000

+ 46,53

798.000

4х2, ЗМЗ 513.10,

28 мест, ГАЗ 33074,

5-ступ. КПП, двойное остекление

КАвЗ 397653

для перевозки детей

(ГАЗ 33074)

692.000

469.000

+ 47,55

765.000

4х2, ЗМЗ 513.10,

22 места, ГАЗ 33074,

4-ступ. КПП, ABS

КАвЗ 397662

(ГАЗ 3308)

759.000

530.000

+ 43,21

835.000

4х4, ЗМЗ 513.10,

20 мест, ГАЗ 3308,

4-ступ. КПП

КАвЗ 397663

(ГАЗ 3308)

799.000

582.000

+ 37,29

870.000

4х4, ММЗ 245.7,

20 мест, ГАЗ 3308,

4-ступ. КПП

КАвЗ 397665

(ГАЗ 3308)

834.000

629.000

+ 32,59

900.000

4х4, ММЗ 245.12,

20 мест, ГАЗ 3308,

5-ступ. КПП

КАвЗ 397670

(ГАЗ 33074)

694.000

485.000

+ 43,09

760.000

4х2, ММЗ 245.7,

28 мест, ГАЗ 33074,

4-ступ. КПП

КАвЗ 422430

(«Урал 4320»)

1.299.000

1.050.000

+ 23,71

1.400.000

6х6, ЯМЗ 236М2,

26 мест, «Урал 4320»,

4-ступ. КПП

КАвЗ 422430

грузопассажирский

(«Урал 4320»)

1.195.000

920.000

+ 29,92

1.290.000

6х6, ЯМЗ 236М2,

17 мест, «Урал 4320»,

4-ступ. КПП

Примечание. Указанная стоимость относится к технике, предлагаемой клиентам на столичном рынке. Информация не является официальным прайс-листом конкретной компании, а носит справочный характер.

 

Диктат сезона

 

Продукция ЛиАЗ в процентном отношении традиционно дорожает медленнее многих других российских брендов. Но кажущаяся ценовая стабильность – только иллюзия. Не будем забывать о том, что применительно к машинам «Ликинского автобуса» используется совсем иной порядок цифр. Если при заключении сделок по тем же ПАЗам счёт идёт на сотни тысяч рублей за единицу техники, то здесь на повестке дня – миллионы. Естественно, при семиразрядных цифрах даже небольшая процентная дельта выливается во внушительный рублёвый эквивалент – от десятков тысяч в рамках одного квартала или полугодия до сотен тысяч на протяжении календарного года. В то же время «Ликинский автобус» остаётся в немногочисленной когорте российских предприятий, чьи ежегодные продажи произведённой продукции исчисляются тысячами единиц. Вдобавок ко всему коллективу удаётся не только сохранять достигнутый уровень продаж, но и ежегодно поднимать планку более чем на 10 %. Результат достойный, если не сказать больше.

 

Пытаясь угадать рыночный спрос, ЛиАЗ расширяет линейку моделей, работающих на природном газе. Метан, конечно, дешевле солярки, но его расход в городском цикле на машинах большого и особо большого класса не даёт такого экономического эффекта, чтобы за подобной продукцией выстраивались очереди. Привлекательность газового транспорта в другом: он более экологичен, а значит, способен стать объектом рассмотрения муниципальных (т. е. дотируемых) программ. Кроме того, ресурс двигателя, работающего на газе, составляет 12 лет – срок, достаточный для списания. Импульсом к увеличению спроса на газобаллонные автобусы может послужить возросшее качество изделий, в частности, улучшенная герметичность запорно-крановой аппаратуры. Не будем сбрасывать со счетов и программу ОАО «Газпром» по развитию в России сети авто- газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), число которых к 2020 г. должно вырасти в семь раз.

 

Середина зимы охарактеризовалась для предприятия относительным затишьем. Обеспеченные товарным запасом дилеры не спешили закупать новую технику, что никак не повлияло на ценовую политику по данной марке. Состояние ожидания отразилось в равной степени и на остальных участниках рынка, пристально наблюдавших за развитием событий. Впрочем, и другие автобусные заводы находились в одинаковом положении. Зато весной поток заказов увеличился. С наступлением тепла спрос проснулся и на городские, и на пригородные машины. Как говорил первый и единственный президент СССР, процесс пошёл...

 

 

 

Таблица 4. Цены на новую продукцию ООО «Ликинский автобус»

 

Марка и модель автобуса, назначение

Цена, руб.

 

Изменение цены за год, %

Прогноз цены на II квартал 2007 г., руб.

Спецификация

(колёсная формула, двигатель, мост, опции)

I квартал 2007 г.

I квартал 2006 г.

ЛиАЗ 5256.25

городской

2.435.000

2.030.000

+ 19,95

2.555.000

4х2, КАМАЗ 740.31-240, 22/116 мест, КПП

Voith, мост Raba

ЛиАЗ 5256.26

городской

2.790.000

2.450.000

+ 13,88

2.908.000

4х2, Cat 3116, 22/116 мест, АКПП Allison, мост Raba

ЛиАЗ 5256.35

городской

1.910.000

1.689.000

+ 13,08

1.990.000

4х2, ЯМЗ 236НЕ2, 22/116 мест, КПП

ЯМЗ-236НЕ, мост К

ЛиАЗ 5256.45

городской

2.035.000

1.790.000

+ 13,69

2.105.000

4х2, КАМАЗ 740.31-240, 22/116 мест,

КПП КАМАЗ 141,

мост К (ИШ) модерниз.

ЛиАЗ 5256.45

городской

2.075.000

1.810.000

+ 14,64

2.105.000

4х2, КАМАЗ 740.31-240, 22/116 мест, КПП

КАМАЗ 141, мост Raba

ЛиАЗ 5256.55

городской

2.600.000

2.270.000

+ 14.54

2.689.000

4х2, Cummins C-245Е2, 22/116 мест, АКПП Allison, мост Raba

ЛиАЗ 5293

сочленённый полунизкопольный

3.135.000

2.880.000

+ 8,12

3.205.000

6х2х0, Cat 3126, 25/100 мест, АКПП Allison, мост Raba

ЛиАЗ 6212

городской сочленённый

4.550.000

4.239.000

+ 7,34

4.640.000

6х2х0, Cat 3126, 31/178 мест, АКПП Voith, мост Raba

ЛиАЗ 6212.7

городской сочленённый

5.750.000

4.680.000

+ 22,86

5.950.000

6х2х0, Cummins CG-285, 31/178 мест,АКПП Allison, мост Raba

ЛиАЗ 5256.57

городской

на природном газе

3.530.000

3.069.000

+ 15,02

3.657.000

4х2, Cummins CG-250, 22/116 мест, АКПП Allison, мост Raba

ЛиАЗ 5293.7 город

полунизкопольный

на природном газе

4.080.000

3.478.000

+ 17,31

4.199.000

4х2, Cummins CG-285, 25/100 мест, АКПП Allison, мост Raba

ЛиАЗ 5256.26-01

пригородный

2.875.000

2.679.000

+ 7,32

2.939.000

4х2, Cat 3126, 44/94 мест, АКПП Allison, мост Raba

ЛиАЗ 5256.35-01

пригородный

1.985.000

1.760.000

+ 12,78

2.060.000

4х2, ЯМЗ 236НЕ2, 44/94 мест, КПП

ЯМЗ-236НЕ, мост К

ЛиАЗ 5256.45-01

пригородный

2.090.000

1.820.000

+ 14,84

2.165.000

4х2, КАМАЗ 740.31-240, 44/94 мест, КПП

КАМАЗ 141, мост К

ЛиАЗ 5256.45-01

пригородный

2.135.000

1.865.000

+ 14,48

2.202.000

4х2, КАМАЗ 740.31-240, 44/94 мест, КПП

КАМАЗ 141, мост Raba

ЛиАЗ 5256.55-01

пригородный

2.680.000

2.345.000

+ 14,28

2.780.000

4х2, Cummins C245 E2, 44/94 мест, АКПП Allison, мост Raba

Примечание. Приведённые цены не являются основанием для заключения коммерческой сделки. За получением точной текущей информации нужно обращаться непосредственно в торгующие организации.

 

Где родился – там и пригодился

 

Как и в других регионах России, в Татарстане можно встретить много транспортных средств местного производства, а именно – Нефтекамского автобусного завода. Идея поддержки своего предприятия не нова, но очень часто помогает увеличивать объёмы выпуска пассажирских машин и придаёт городам региона особенный колорит. Недавно ОАО «КАМАЗ» подписало контракт с «Лизинговой компанией «КАМАЗ» на передачу одному из крупнейших перевозчиков в Набережных Челнах – ЗАО «ПАК-Инвест» 50 городских автобусов НефАЗ 5299-10-15 на сумму 161 млн рублей. Конечно, такое случается нечасто, поскольку объёмы закупок транспортными предприятиями других регионов зачастую скромнее. И хотя изделия НефАЗ дорожают не столь заметными темпами, как продукция иных предприятий отрасли, общерыночные тенденции отражаются на стоимости автобусов таким же образом – цены постоянно растут (см. табл. 5).

 

Одной из составляющих стоимости автобусов являются затраты на конструкторские работы. Они тоже увеличиваются, поскольку российские перевозчики предъявляют к технике всё более высокие требования по надёжности и долговечности узлов и агрегатов. Стремясь решить эту проблему малой кровью, не мудрствуя лукаво, заводчане прибегают к использованию импортных узлов и агрегатов. Это тоже ведёт к тому, что российские автобусы «тяжелеют» в цене. Посмотрите внимательно на предложение НефАЗа, и вы увидите, что на многих моделях устанавливаются американские двигатели Cummins и Caterpillar, немецкая коробка передач ZF и трансмиссия Voith. И даже ведущий мост, как правило, иностранный – в частности, марки Raba. По подсчётам специалистов, такой «конструктор» обходится всё же дешевле, чем использование готового иностранного шасси. Да и зависимость от поставщиков меньше: в любое время импортный агрегат можно заменить камазовским.

 

Таблица 5. Цены на новую продукцию ОАО «Нефтекамский автобусный завод»

 

Марка и модель автобуса (шасси), назначение

Цена, руб.

 

Изменение цены за год, %

Прогноз цены на II квартал 2007 г., руб

Спецификация

(колёсная формула, двигатель, мост, опции)

I квартал 2007 г.

I квартал 2006 г.

НефАЗ 3299 городской

(КАМАЗ 3307)

1.290.000

1.220.000

+ 5,74

1.309.500

4х4, Cummins B3.9 140, 14/40 мест, КПП ZF S5-42, мост КАМАЗ

НефАЗ 3299-02

междугородний

(КАМАЗ 3307)

1.368.000

1.289.000

+ 6,13

1.399.000

4х4, Cummins B3.9 140, 22/36 мест, КПП ZF S5-42, мост КАМАЗ

НефАЗ 5299-04 городской

 

2.390.000

2.279.000

+ 4,87

2.426.000

4х2, Cat-3116, 25/114 мест, КПП ZF S6-85, мост Raba

НефАЗ 5299-05 пригородный

 

2.522.000

2.395.000

+ 5,30

2.559.000

4х2, Cat-3116, 45/77 мест, КПП ZF S6-85, мост Raba

НефАЗ 5299-06 междугородний

 

2.845.000

2.640.000

+ 7,77

2.896.000

4х2, Cat-3116, 47/53 мест, КПП ZF S6-85, мост Raba

НефАЗ-5299-10-13 междугородний

 

3.098.000

2.880.000

+ 7,57

3.156.800

4х2, Cat 3116, 47/53 мест, КПП Voith D851.3E, мост Raba

НефАЗ-5299-10-15 городской

 

1.985.000

1.826.000

+ 8,71

2.029.000

4х2, КАМАЗ 740.31-240, 25/114 мест, КПП КАМАЗ 142, мост Raba

НефАЗ-5299-10-16

пригородный

 

2.104.000

2.010.000

+ 4,68

2.129.000

4х2, КАМАЗ 740.31-240, 45/77 мест, КПП КАМАЗ 141, мост Raba

НефАЗ-5299-10-17

междугородний

 

2.435.000

2.320.000

+ 4,96

2.465.500

4х2, КАМАЗ 740.31-240, 47/53 мест, КПП КАМАЗ 141, мост Raba

НефАЗ-5299-10-21

городской

на природном газе

2.710.000

2.500.000

+ 8,40

2.766.000

4х2, КАМАЗ 820.53-260, 20/94 мест, КПП КАМАЗ 142, мост Raba

НефАЗ-5299-11-21

пригородный

на природном газе

2.905.000

2.799.000

+ 3,79

2.939.000

4х2, КАМАЗ 820.53-260, 41/72 места, КПП КАМАЗ 141, мост Raba

НефАЗ-5299-20-04 городской

 

2.919.000

2.812.000

+ 3,81

2.949.900

4х2, Cat 3116, 25/114 мест, КПП Voith D851.3E, мост Raba

НефАЗ-5299-20-15 городской

 

2.380.000

2.298.000

+ 3,57

2.405.000

4х2, КАМАЗ 740.11-240, 25/114 мест, КПП Voith D851.3E, мост Raba

НефАЗ-52991-10

туристический

 

5.198.000

5.049.000

+ 2,95

5.249.900

4х2, КАМАЗ 740.50-360, 44 места, КПП ZF 6S 1600, мост Raba

НефАЗ-52991-11

туристический

 

5.139.000

4.996.000

+ 2,86

5.190.000

4х2, КАМАЗ 740.50-360, 32 места, КПП ZF 6S 1600, мост Raba

Примечание. Цены I квартала 2007 г. даны на автобусы в стандартной комплектации, выставленные на продажу в Москве.

 

Загадочная русская душа...

 

Обилие предложений на российском рынке техники для пассажирских перевозок, казалось бы, должно было бы стимулировать спрос на российскую продукцию. Но не тут-то было. В течение всего календарного года наблюдался, как говорят на флоте, дифферент в сторону новых китайских автобусов и подержанных корейских. Если год назад это понизило долю российской  грузоперевозки на рынке с 80 до 76 %, то за 12 месяцев эта величина стала ещё меньше. По мнению обозревателей, подобная тенденция сохранится и в 2007 г. Наряду с внутренней конкуренцией продукция российских заводов испытывает напор иностранных производителей. Никого уже не удивляет, что в качестве «маршрутных такси» используются те же «Богданы». Впрочем, об украинских автобусах – отдельный разговор.

 

Число новых моделей и модификаций украинской сборки растёт удивительно высокими темпами. И примечательно то, что многие новинки ориентированы на российский рынок – как самую перспективную и ёмкую площадку сбыта. Ряд изделий базируется на шасси китайских грузовиков, спрос на которые растёт как в Украине, так и в России. Подразумевается, что с увеличением пассажирского парка из Поднебесной и развитием сервисной сети популярность «китайцев» будет расти. Впрочем, это ещё бабушка надвое сказала, ведь у российских транспортников нет многолетнего опыта эксплуатации продукции «made in China». Пока же перевозчики сталкиваются с тем, что на приобретаемых автобусах многое приходится менять или совершенствовать – от установки простой ручки при входе в салон до смены узлов и агрегатов.

 

Например, никто и предположить не мог, что сиденья китайских автобусов рассчитаны на маленький вес пассажиров (50 – 60 кг), тогда как расчётная норма европейцев – 75 кг. Представляете, что происходило с креслами, когда в них садились солидные русские мужчины и дамы весом за 100 кг?! Правильно: после нескольких рейсов «седушки» подлежали списанию. И даже без поломок их приходилось менять на кресла с механизмом выдвижения в проход – иначе пассажирам было очень тесно: комплекция россиян и китайцев несопоставима. Не выдерживают испытаний нашим климатом некоторые материалы, степень износостойкости которых оставляет желать лучшего. Да и шины неизвестных марок стираются на российских дорогах, как ластик художника на карандашном эскизе. В итоге транспортники заказывают резину европейского производства, что, само собой, влечёт увеличение цены автобуса. Но, как ни крути, новые китайские лайнеры и машины российского производства остаются единственной реальной альтернативой европейским и корейским автобусам с пробегом. Да и сами заводы оперативно реагируют на замечания и просьбы перевозчиков о внесении в конструкцию определённых «коррективов» и усовершенствований.

 

Таблица 6. Цены на новые модели автобусов на столичном рынке

 

Марка и модель автобуса, назначение

Цена, руб.

 

Спецификация

(колёсная формула, двигатель, мост, опции)

I квартал 2007 г.

II квартал 2007 г.*

ПАЗ 3203 пригородный

1.100.000

1.139.000

4х2, дизельный Cummins, 37/23 места, КПП ZF, мост КААЗ

ПАЗ 3204 городской

1.130.000

1.170.000

4х2, дизельный Cummins, 52/18 мест, КПП ZF, мост КААЗ

ПАЗ 3237 городской низкопольный

2.110.000

2.149.000

4х2, дизельный Cummins, 54/16 мест, АКПП Allison, мост Raba

ПАЗ 3238 пригородный

1.868.000

1.880.000

4х2, дизельный Cummins B 180-20 180 л. с. Евро-2, 35 мест

ЛиАЗ 5292 городской низкопольный

3.690.000

3.750.000

4х2, MAN D0836 Евро-3, АКПП ZF, мост ZF 25/100

ЛиАЗ 525623 междугородний

2.850.000

2.900.000

4х2, Cat-3126 Евро-3 235 л. с., КПП ZF S6-85, 44 места, мост Raba

ЛиАЗ 525633 междугородний

2.450.000

2.500.000

4х2, ЯМЗ-236 Н Евро-2 236 л. с., КПП ЯМЗ, 44 места, мост Raba

ГолАЗ 5291 «Круиз» туристический

5.500.000

5.550.000

4х2, Scania DSC 903 Евро-3 300 л.с., КПП GR 801, 47 мест, мост Scania

HIGER KLO 6840 междугородний

1.830.000

1.850.000

4х2, Cummins EOB 180-20 180 л. с. Евро-2, 31 место, ABS

HIGER KLO 6885 междугородний

2.020.000

2.039.000

4х2, Cummins EOB 210-20 210 л. с. Евро-2, 35 мест, ABS

HIGER KLO 6129О туристический

4.150.000

4.170.000

4х2, Cummins С300-20 300 л. с. Евро-2,

47+1+1 мест, ABS

HIGER KLO 6109О туристический

3.180.000

3.200.000

4х2, Cummins С245-20 245 л. с. Евро-2,

41+1+1 мест, ABS

HIGER KLO 6891 GA средний городской

1.650.000

1.670.000

4х2, Cummins EOB 180-20 180 л. с. Евро-2, 58 (31+1) мест, ABS

HIGER KLO 6118 G большой городской

2.700.000

2.720.000

4х2, Cummins С245-20 245 л. с. Евро-2,

88 (33+1) мест, ABS

HIGER KLO 6720 В1 малый городской

1.060.000

1.075.000

4х2, Cummins B 3.9 Евро-2,

20+1 мест, ABS

*Прогнозный показатель носит справочный характер.

 

Без лизинга как без рук

 

Наряду с реализацией российских и китайских автобусов постепенно увеличивается и сбыт европейских лайнеров. Так, ООО «МАН Автомобили Россия» во втором полугодии 2006 г. продало 28 новых пассажирских машин немецких марок Neoplan и MAN против всего-навсего четырёх машин в 2005 г. Количество реализованных автобусов с пробегом выросло до 54 машин, и это только начало. Напомним: после смены руководства компания взяла курс на завоевание позиции лидера российского рынка среди зарубежных производителей. И основания для столь амбициозных планов есть на все 100 %.

 

Другой пример возрастающей популярности импортной техники в России – контракт, подписанный между ГУП «Мострансавто» и ООО «ЕвоБус Русслэнд», дочерней компанией DaimlerChrysler. По нему подрядчик обязуется поставить крупнейшему транспортному предприятию Подмосковья 600 пригородных автобусов Mercedes-Benz Connecto Н. Из них 400 машин рассчитаны на число мест 52+1, а 200 – на компоновку 51+1. Контракт заключён на довольно короткий срок, зато очень внушителен по финансовой составляющей – более 4 млрд рублей. «Потянуть» такие расходы без надёжного финансирования было бы невозможно. И, по мнению экспертов, роль кредитных организаций при составлении договоров на покупку техники будет неуклонно возрастать.

 

Важность финансирования ощутили на себе и одиночные перевозчики, покупающие подвижной состав в кредит, а в последнее время – и в лизинг. Предложений на российском рынке достаточно, и выбор приемлемых условий не занимает много времени. Впрочем, даже сейчас остаётся определённая часть транспортников, предпочитающих не связывать себя финансовыми обязательствами. Они готовы выложить всю сумму сразу, занимая деньги у родственников и знакомых, продавая личный транспорт и недвижимость (гаражи, дачи) или используя все сбережения. Такие покупатели, как ни странно, составляют довольно внушительную прослойку. И именно для них приводятся различные схемы покупки коммерческого транспорта.

 

Таблица 7. Сравнительные условия приобретения автобусов для маршрутных такси

 

Параметры / Марка и модель автобуса

Ford Transit

MB Sprinter

VW LT46

Розничная цена автобуса 2007 г.

 От 39.500 долл.

От 39.900 долл.

От 42.900 евро

Розничная цена автобуса 2000 – 2003 гг.

 От 20.950 долл.

От 21.950 долл.

От 21.500 евро

Число пассажирских мест

17 – 19

16 – 20

15 + 1 VIP

Гарантия на основные узлы и агрегаты

До 30 месяцев

До 24 месяцев

До 24 месяцев

Срок поставки

7 – 12 дней

3 – 4,5 месяца

Есть в наличии

Примечание. Данные автосалона «Транспортный центр».

 

Таблица 8. Условия приобретения автобусов с пробегом в кредит

 

Цена автобуса, долл.

Число месячных платежей

Размер месячного платежа, долл.

Авансовый платёж, долл.

Удорожание техники в год, %

Итоговая стоимость автобуса, долл.

21.220

36

512

5.730

От 4,6

24.162

12.640

25

411

3.412

От 4,1

13.678

22.700

21

860

6.130

От 3,75

24.190

Примечание. Аналогичные платежи действительны и при оформлении договора в европейской валюте.

 

Таблица 9. Программа приобретения автобусов Mercedes-Benz в лизинг

 

Модель автобуса

Стоимость, евро

(с НДС и таможней)

Срок лизинга, месяцев

Авансовый платёж, евро

Ежемесячный платёж, евро

Sprinter MRT 413 CDI

40.800

36

8.160

1.260

Sprinter 416 CDI

59.000

36

11.800

1.820

Tourismo O 350 RHD

275.000

60

38.783

6.235

Примечание. Срок принятия решения о финансировании – 3 дня.

 

Таблица 10. Сравнительные условия приобретения новых автобусов в лизинг и кредит

 

Параметры договора

Лизинг

Кредит

Первый взнос (от полной стоимости автобуса), %

От 5

От 20

Удорожание техники в год, %

От 6

От 12

Максимальный срок действия договора

До 5 лет

До 3 лет

Примечание. Данные компании «BUS Group».

 

Активный вывод на российский рынок новых моделей автобусов иностранного производства свидетельствует о растущем интересе зарубежных компаний. А использование эффективных финансовых инструментов делает продвижение успешным. Не будем забывать о том, что есть сферы, в которых российские автобусостроители пока не могут конкурировать с зарубежными коллегами. В частности, речь идёт о крупных транспортных узлах. Неспроста в московских аэропортах «Шереметьево», «Домодедово», «Внуково» и региональных вроде «Кольцово» (г. Екатеринбург) доминирует техника европейского производства, и в частности, марки Neoplan.

 

Из-за высоких таможенных сборов стоимость импортных автобусов в России на 25 – 30 % выше стоимости таких же машин в Европе. Но это не останавливает заказчиков, предпочитающих иметь дело с качественной и надёжной техникой, создающей компании-перевозчику престижный статус. Согласитесь, трудно представить спортивные клубы премьер-лиги, перемещающиеся на продукции российских заводов. Однако иномарки ещё долго не смогут сравниться с российскими брендами по объёмам продаж. Что же касается техники с маркировкой «Сделано в России», она будет дорожать и во втором квартале нынешнего года. Увы, таковы рыночные реалии.