Анализ рынка "Дорожает всё!"
В этом году рынок ожил значительно раньше, чем на реках начался ледоход. Перерыв в деловой сфере вообще оказался коротким, поскольку спрос на грузовики производства стран СНГ превзошёл самые смелые прогнозы. Пытаясь угадать рыночные тенденции, торгующие организации стали корректировать свои прайс-листы.
Александр ТРОХАЧЁВ
Производство
Прошлый год был предсказуем по части производства грузовых автомобилей в России. И хотя данные ОАО «АСМ-холдинг» частично расходятся с цифрами «Росстата», тенденция отражена верно: коммерческую технику собирают всё больше и больше.
Если брать в расчёт сведения организаций из месячной формы отчётности № П-1 Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), то станет очевидным рекордный рост производства: +19,5 % в 2006 г. по отношению к 2005 г. Суммарный выпуск всеми предприятиями отрасли составил 248233 единицы техники, тогда как в прошлый отчётный период было 206997 единиц, включая шасси. Кстати, рост производства грузовых автомобилей в России наблюдается уже четвёртый год подряд, причём в прошлом году он был самым внушительным.
Лидером по количеству произведённой техники остаётся ООО «Автомобильный завод ГАЗ»: 144236 коммерческих автомобилей против 126286 в 2005 г. (+14,2 %). Важнейший для армии и народного хозяйства КАМАЗ в прошлом году взял планку 42836 единиц техники, что на 33,9 % больше показателей 2005 г. Только шасси было выпущено 19775 единиц, что на 16,5 % больше показателей позапрошлого года (16975 ед.). Сопоставимыми темпами наращивал производство и автозавод «Урал»: +29,3 % по общему выпуску коммерческой техники, в том числе +24,9 % по шасси.
Прошлый год можно без натяжки назвать удачным как для большинства предприятий российского автопрома, так и для отрасли в целом. Конечно, трудно прогнозировать, сохранится ли набранный темп в этом году, но повод для оптимизма есть. По крайней мере, это справедливо в отношении лидеров рынка. А с аутсайдеров иной спрос – они погоды не делают.
Таблица 1. Производство грузовых автомобилей по сведениям предприятий-изготовителей (данные ОАО «АСМ-холдинг»)
Производитель |
2006 г., ед. |
2005 г., ед. |
2006/2005 гг., % |
ООО «Автомобильный завод ГАЗ», Нижний Новгород |
144 236 |
126 286 |
114,2 |
ОАО «КАМАЗ», Набережные Челны |
42 836 |
31 988 |
133,9 |
АМО «ЗИЛ», Москва |
6 366 |
6 943 |
91,7 |
ОАО «Автомобильный завод «Урал», Миасс Челябинской обл. |
9 420 |
7 283 |
129,3 |
ООО «Ивеко-УралАЗ», Миасс |
195 |
121 |
161,2 |
ОАО «УАЗ», Ульяновск |
19 737 |
19 465 |
101,4 |
ООО «УАЗ-спецавтомобили», Ульяновск |
53 |
32 |
165,6 |
ЗАО «АМУР», Новоуральск |
907 |
1 085 |
83,6 |
ОАО «ИжАвто», Ижевск |
12 267 |
7 220 |
169,9 |
ООО «БАЗ», Брянск |
92 |
55 |
167,3 |
ОАО «Русич-КЗКТ», Курган (тягачи) |
35 |
11 |
318,2 |
ОАО «НефАЗ», Нефтекамск (автосамосвалы) |
19 |
10 |
190 |
ОАО «Саранский завод автосамосвалов», Саранск |
1 560 |
1 977 |
78,9 |
ЗАО «Автотор», Калининград (Yuejin, Zhong Xing) |
512 |
30 |
1706,7 |
ЗАО «Бецема», Красногорск (самосвалы г/п 8-17 т, прицепы) |
627 |
234 |
267,9 |
ЗАО «ВТС-Зеленоград», Московская обл. (Volvo FH и FM) |
397 |
362 |
109,7 |
ЗАО «ВАЗинтерсервис», Тольятти (пикапы) |
3 379 |
3 569 |
94,7 |
ООО «ТагАЗ», Таганрог Ростовской обл. (Hyundai Porter) |
7 162 |
2 311 |
309,9 |
ЗАО «Яровит Моторс», Санкт-Петербург |
12 |
- |
- |
«Филиал машзавод» («Криомаш»), Тверская обл. |
60 |
210 |
28,6 |
ЗАО «Метровагонмаш», Мытищи (самосвалы ЗИЛ-ММЗ) |
879 |
1 004 |
87,5 |
ООО «Завод коммунальных дорожных машин», Ульяновская обл. |
10 |
- |
- |
Суммарно с учётом шасси |
248 233 |
206 997 |
119,9 |
Отгрузка
Не менее важна, чем непосредственно производство, отгрузка техники потребителям. Она даёт представление о реальном состоянии дел в отрасли, а точнее – на каждом отдельно взятом предприятии. По ней можно судить о том, имелись ли товарные (складские) запасы, какая продукция пользовалась на рынке наибольшим спросом. А при желании нетрудно составить свой прогноз относительно изменения цен в определённом диапазоне.
Статистика отгрузки готовой продукции лишь в отдельных случаях целиком и полностью совпадает со статистикой производства. И если цифры выпуска грузовиков зачастую говорят о возможностях того или иного предприятия, то данные по поставкам техники свидетельствуют о ситуации на рынке. Это своего рода лакмусовая бумажка, отражающая положение дел на весах спроса и предложения. Есть спрос на конкретные автомобили в регионе – будут и заказы. Застоялись машины на площадке у продавца – и новых заказов от него в прежних объёмах не жди. В то же время некоторые производители требуют от своих дилерских предприятий определённых объёмов продаж. В случае если они окажутся недостаточными, есть даже риск отзыва лицензии. Вот почему некоторые торгующие организации ради увеличения объёмов продаж готовы работать с минимальной прибылью или даже в ноль, если клиент будет потом обслуживаться в их сервис-центре.
Таблица 2. Отгрузка коммерческих автомобилей по сведениям предприятий-изготовителей, выборочно (данные ОАО «АСМ-холдинг»)
Производитель |
2006 г., ед. |
2005 г., ед. |
2006/2005 гг., % |
ООО «Автомобильный завод ГАЗ», Нижний Новгород ГАЗ 3302 «Газель», г/п – 1,5 т ГАЗ 2705 «Газель», г/п – 1,5 т ГАЗ 3309, г/п – 4,5 т ГАЗ 2752 «Соболь» ГАЗ 3307, г/п – 4,5 т ГАЗ 3310 «Валдай», г/п – 3,5 – 5 т ГАЗ 3308 «Садко», г/п – 2 т ГАЗ 2310 «Соболь» |
144 236 86 945 19 827 11 139 9 519 6 917 5 301 3 430 1 158 |
126 286 72 753 20 097 10 525 9 049 8 164 2 056 2 996 646 |
114,2 119,5 98,7 105,8 105,2 84,7 257,8 114,5 179,3 |
ОАО «УАЗ», Ульяновск ГРУЗОВЫЕ УАЗ 3303 УАЗ 3741 4х4 УАЗ 33036 УАЗ 2360, 2363 Farmer СПЕЦАВТОМОБИЛИ УАЗ 3909 Farmer 4х4 УАЗ 39094 4х4 |
19 984 4 493 1 812 1 355 1 324 2 15 491 9 635 5 856 |
19 226 5 306 1 814 2 354 1 024 114 13 920 9 056 4 864 |
103,9 84,7 99,9 57,6 129,3 1,8 111,3 106,4 120,4 |
ОАО «ИжАвто», Ижевск ИЖ 27175 ИЖ 2717, г/п – 0,5 т ИЖ 27171 |
10 116 9 507 607 2 |
7 463 5 7 338 120 |
135,5 190 140 8,3 1,7 |
ЗАО «Бецема», Красногорск САМОСВАЛЫ, Г/П – 8 – 17 Т БЦМ 52 БЦМ 57 БЦМ 59 БЦМ 51 БЦМ 53 БЦМ 56 БЦМ 120 |
616 475 219 124 59 53 14 3 3 |
233 215 90 24 31 57 11 1 1 |
264,4 220,9 243,3 516,7 190,3 93 127,3 300 300 |
АМО «ЗИЛ», Москва |
6 377 |
6 940 |
91,9 |
ЗАО «АМУР», Новоуральск |
961 |
1 146 |
83,9 |
ОАО «КАМАЗ», Набережные Челны |
43 369 |
32 331 |
134,1 |
ОАО «Автомобильный завод «Урал», Миасс Челябинской обл. |
9 843 |
6956 |
141,5 |
ООО «УАЗ-спецавтомобили», Ульяновск |
55 |
- |
- |
ОАО «НефАЗ», Нефтекамск (автосамосвалы) |
19 |
10 |
190 |
ОАО «Саранский завод автосамосвалов», Саранск |
1 562 |
1 976 |
79 |
ООО «БАЗ», Брянск |
101 |
48 |
210,4 |
ЗАО «Автотор», Калининград (Yuejin, Zhong Xing) |
462 |
31 |
1490,3 |
ЗАО «ВТС-Зеленоград», Московская обл. (Volvo FH и FM) |
397 |
362 |
109,7 |
ОАО «Русич-КЗКТ», Курган (тягачи) |
37 |
14 |
264,3 |
ЗАО «ВАЗинтерсервис», Тольятти (пикапы) |
2 990 |
3 951 |
75,7 |
ООО «Ивеко-УралАЗ», Миасс |
178 |
101 |
176,2 |
ООО «ТагАЗ», Таганрог Ростовской обл. (Hyundai Porter) |
7 143 |
1 818 |
392,9 |
ЗАО «Яровит Моторс», Санкт-Петербург |
17 |
- |
- |
«Филиал машзавод» («Криомаш»), Тверская обл. |
188 |
186 |
101,1 |
ЗАО «Метровагонмаш», Мытищи (самосвалы ЗИЛ-ММЗ) |
887 |
994 |
89,2 |
Суммарно с учётом шасси |
249 538 |
210 074 |
118,8 |
Достоверные, а главное – оперативные данные по отгрузке позволяют директорам крупных автотранспортных предприятий успешнее вести переговоры по закупке подвижного состава. Им и их доверенным лицам, уполномоченным заключать сделки, с такими сведениями на руках проще настаивать на увеличении скидок. И если на одной машине отминусованные от прайс-листа одна-полторы тысячи рублей не так заметны, то в рамках всей партии в десятки единиц техники экономия эквивалентна месячному заработку нескольких сотрудников. А это, как говаривал Мюллер устами Броневого в сериале «Семнадцать мгновений весны», совсем не ерунда.
Реализация
Помог ли рост производства российским перевозчикам? Да, но только отчасти. Ведь даже с учётом увеличения производства доля грузовиков, выпущенных в России, неуклонно падает.
Если в 2000 г. КАМАЗ занимал 46,4 % (по другим данным – 47,18 %) рынка коммерческого транспорта в России (см. табл. 3), то в прошлом году его доля уменьшилась до 33,1 % (по другим данным – до 33,54 %). Присутствие УралАЗа, занимающего третью строчку отчётности, сократилось с 19,1 % (по другим данным – 19,42 %) в 2000 г. до 9,1 % (по другим данным – до 9,25 %) в 2006 г. Второй по масштабу игрок рынка – МАЗ – за этот же период растерял более половины процентного могущества – 23,6 (23,99) % семь лет назад против 10,4 % (10,56 %) в минувшем году. Меньше всего заметны потери КрАЗа: с 1,6 % в 2000 г. он опустился всего до 1,3 % рынка, правда, и занимает в табели о рангах только тринадцатое место, которое почётным никак не назовёшь. Слабым утешением может служить тот факт, что среди производителей стран Содружества Кременчугский автомобильный – на четвёртом месте.
Таблица 3. Рыночные доли продаж новой техники в России, %
Марка автомобиля |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
ГРУЗОВИКИ ПРОИЗВОДСТВА РОССИИ И СТРАН СНГ |
|||||||
КАМАЗ |
46,4 |
37,4 |
31,2 |
37,2 |
38,1 |
35,5 |
33,1 |
МАЗ |
23,6 |
23,4 |
25,3 |
21,2 |
18,6 |
16,4 |
10,4 |
УралАЗ |
19,1 |
18,7 |
13,3 |
10,2 |
10,7 |
10,9 |
9,1 |
КрАЗ |
1,6 |
2 |
1,3 |
1,8 |
1,2 |
1,1 |
1,3 |
ГРУЗОВИКИ ЗАРУБЕЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА |
|||||||
Volvo |
1,9 |
4 |
6,8 |
6,7 |
5,9 |
7,6 |
8 |
MAN |
1,2 |
2,6 |
4,2 |
4,5 |
4,3 |
4,7 |
6,4 |
Scania |
1,5 |
3,8 |
6,9 |
6,6 |
4,7 |
5,1 |
5,8 |
Renault |
0,4 |
0,9 |
1,3 |
1,4 |
2,1 |
3,4 |
5 |
Freightliner |
0 |
0,1 |
0,3 |
0,6 |
1,9 |
4,2 |
4,6 |
Iveco |
0,6 |
1,2 |
2,4 |
2,4 |
3,2 |
3,5 |
4,2 |
Mercedes-Benz |
1,1 |
2 |
3 |
2,5 |
3,1 |
3,3 |
4 |
DAF |
0,3 |
0,7 |
1,2 |
1,7 |
1,6 |
2,1 |
3,5 |
Другие |
0,8 |
2 |
1,6 |
1,7 |
1,6 |
1,5 |
3,5 |
International |
0,2 |
0,2 |
0,9 |
1,2 |
2,5 |
0,3 |
0,5 |
Tatra |
1,2 |
1 |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
Зато иномарки активно наступают, и их присутствие в рыночном пироге из года в год становится заметнее (см. табл. 4). Некоторые транспортники справедливо полагают, что после вступления России в ВТО торговать машинами российского производства станет ещё сложнее, поскольку стоимость импортных грузовиков должна уменьшиться за счёт либерализации таможенных пошлин. Пока же даже наступление иномарок сдержать невозможно.
Таблица 4. Продажа тяжёлых грузовиков на российском рынке, ед.
Грузовые а/м |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г.* |
ГРУЗОВИКИ ПРОИЗВОДСТВА РОССИИ И СТРАН СНГ |
|||||||
КАМАЗ |
20 591 |
19 085 |
13 631 |
19 499 |
21 918 |
23 714 |
28 592 |
МАЗ |
10 468 |
11 938 |
11 044 |
11 124 |
10 707 |
10 968 |
9 000 |
УралАЗ |
8 475 |
9 546 |
5 818 |
5 347 |
6 130 |
7 261 |
7 883 |
Другие марки СНГ |
700 |
1 000 |
551 |
923 |
673 |
736 |
1 100 |
ГРУЗОВИКИ ЗАРУБЕЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА |
|||||||
Новые |
978 |
1 964 |
1 803 |
22 551 |
3 383 |
4 991 |
9 612 |
Подержанные |
3 129 |
7 500 |
10 849 |
13 258 |
14 642 |
19 186 |
30 168 |
ИТОГО |
44 341 |
51 033 |
43 696 |
52 402 |
57 453 |
66 856 |
86 355 |
*Сведения за 11 месяцев 2006 г. |
Какой цене верить?
Разобраться в прайс-листах торгующих предприятий с ходу получается далеко не всегда. Очень часто даже на сайтах официальных дилеров в разделе «Цена» можно найти не конкретную цифру, а нейтральное слово «Договорная» или «По запросу». Что стоит за такой формулировкой, одним составителям известно. Причин подобной скрытности может быть две: стремление не «кормить» конкурентов важной коммерческой информацией или боязнь отпугнуть клиентов высокой ценой. Иногда бывает и так, что продавец не рискует обнародовать стоимость автомобильной техники из-за нежелания упустить контакт с потенциальным заказчиком. Ведь в ходе общения можно получить хотя бы телефонный номер транспортной компании, а потом «окучивать» её на предмет поставки техники. А что толку, если перевозчик посмотрит цены, не пообщавшись с менеджером?! Ведь никто не запретит ему обратиться в другую фирму.
Удивительно, но факт: одна и та же компания-продавец подвижного состава может тиражировать информацию на одну и ту же технику с разными ценами. Как такое возможно, спросите вы. Элементарно. Для примера возьму практику одной из московских фирм, к которой периодически обращаются те, кому нужно приобрести российские грузовики. Данные, размещённые на официальном сайте, в прайс-листах содержат и пресловутую сноску «Цена договорная», и вполне конкретные цифры, отражающие стоимость автомобилей в денежном эквиваленте. Но только если сравнить их с ценами, указанными в прайс-листах на бумажных носителях, всплывут разногласия. Оказывается, в бумажном виде ценники печатаются для выставок, конференций и презентаций, причём нередко – с прицелом на ближайшую перспективу, т. е. с осознанным увеличением. Поэтому в списке указывается не период действия цен, а только дата составления прайса. В случае чего клиенту всегда можно сказать: этот прайс уже устарел или его с такого-то числа заменят более высоким (тенденции уменьшения цен у нас, увы, не наблюдается).
Имеет место и практика указывать цену с учётом НДС или без него. Пока клиент разберётся, где полная рыночная стоимость техники, у продавца уже будут его координаты. И если заказчика испугает неприемлемая цена, его несложно умаслить ласкающей слух фразой «у нас гибкая система скидок». С этими скидками вообще отдельная история. Очевидно, желая угадать рыночную конъюнктуру ближайшего будущего, ещё осенью 2006 г. некоторые компании сознательно завысили цены на продаваемые грузовики, да так, что маржа оказалась чересчур высокой не только в четвёртом квартале прошлого года, но и в первом, а по ряду позиций – даже во втором квартале 2007 г. Попытки выяснить причину таких скачков не увенчались успехом, поскольку представители фирм комментировать ситуацию попросту не хотят.
При обращении в Интернет нужно внимательно изучать сноски и примечания в прайс-листах. Дело в том, что автомобили могут оказаться не на стоянке продавца в свободной продаже, а доставляться под заказ, а это чревато потерей времени. Цена может быть одинаковой для разных регионов центральной части России (Москва, Нижний Новгород, Казань, Санкт-Петербург, Рязань и т. д.), а для Сибири и Дальнего Востока – содержать компенсацию доставки в размере 12 – 15 тыс. рублей. На что ещё нужно обращать внимание, так это на комплектацию: она может быть заводской (в этом случае чаще всего присутствует пометка «цены указаны на автомобили в базовой комплектации») или дилерской, т. е. с учётом установки дополнительного оборудования.
Порой перед перевозчиком возникает дилемма: искать автомобиль дешевле или брать тот, что есть в наличии, но с дополнительной подготовкой. Понятно, что техцентры официальных дилеров заводов-производителей стремятся заработать не только на самой технике, но и на её обслуживании. А потому нередко практикуется обработка машин антикоррозийным составом типа Tectyl, нанесение антигравия на колёсные арки, установка предпусковых подогревателей. Есть даже пакетные услуги по предпродажной подготовке, предусматривающие также полную изоляцию штатной электропроводки, установку электрообогрева наружных зеркал заднего вида, дополнительных габаритов, защиты передних фар. Для КАМАЗов, которые остаются лидерами на внутренних перевозках, предлагаются преобразователи напряжения «Конвертер», подогреватели «Ивель», газовые амортизаторы капота, прикуриватель. Естественно, такой автомобиль не может стоить столько же, сколько и заводской в чистом виде. И перевозчику приходится брать машину в доработанном виде, поскольку другого варианта в данный момент нет. И уже не имеет значения, что у покупателя собственная база, где можно нанести тот же антикор – о нём уже позаботились, правда, за дополнительную плату.
Жажда получения прибыли вынуждает торгующие фирмы заманивать клиентов бонусами в виде скидок на определённое количество техники, подарками для директоров предприятий и менеджеров, принимающих решения. Но самим перевозчикам главное – вовремя получить нужные автомобили по приемлемой цене.
Всё диктует спрос
Его Величество Спрос является настоящим королём рынка. Ситуация, при которой поставщики зарубежной техники диктовали бы свои условия, пока не наступила. Более того, иномарок не хватает для покрытия транспортных потребностей перевозчиков, что вынуждает некоторых из них обращать внимание на автомобили российского производства и производства стран СНГ. Объекты и заказчики не могут ждать, пока перевозчик обзаведётся тем подвижным составом, который ему необходим из соображений рентабельности. Особенно это характерно для компаний, занятых перевозками по России и странам Содружества, строительного сектора и рынка дистрибуции.
Пользуясь случаем, продавцы техники стран СНГ не теряются и стремятся держать цены на максимально возможном уровне. При этом ранг высокой стоимости применим не только для автомобилей, но и для устанавливаемого на них оборудования. Конъюнктура рынка как в зеркале отражается в прайс-листах компаний. Так, доплата за сдвоенную кабину на бортовом «Урал 43206-0551-41» грузоподъёмностью 4,2 т в сравнении с аналогичной модификацией 0111-41 ещё квартал тому назад составляла 45 тыс. рублей, а сейчас перевалила за 50 тыс. Разница в цене шеститонного «Урал 4320-0111-41» с лебёдкой и без неё составляет ни много ни мало 65 тыс. рублей, хотя совсем недавно была в пределах 56 – 58 тыс.
Тенденция в ценообразовании такая: чем проще автомобиль, тем медленнее он дорожает. Наглядный пример – бортовые грузовики. А вот в случае с шасси это правило действует далеко не всегда, поскольку спрос остаётся не просто стабильно высоким, но и постоянно растёт. Стремительно набирают цену самосвалы, без которых невозможно представить ни одну стройку, ни одно промышленное предприятие. Кстати, нужно иметь в виду, что ряд торгующих организаций объявляет на новый квартал предварительную цену, которую они корректируют с учётом сложившейся ситуации. Бывает и так, что ценник переписывается в сторону уменьшения. Но это скорее исключение из правил, чем само правило.
В ряде случаев повышение розничных цен связано с ростом отпускных цен завода-изготовителя, хотя и далеко не всегда. Чаще всего завод подолгу сохраняет стоимость своей продукции на одном уровне, а дилеры увеличивают прайс в связи с ростом накладных расходов (доставка, предпродажная подготовка, реклама). Но есть немало случаев, когда заявленные цены являются декларируемыми, а на самом деле продавец готов отпускать технику по старой цене или с небольшой прибавкой. В таком случае покупателю приятно осознавать, что ему идут навстречу, хотя фактически продавец ничего не теряет из своего кармана. Но, как говорится, тут уж каждый выбирает для себя то, что ему в данный момент наиболее выгодно.
Таблица 5. Изменение цен на автомобили «Урал»
Модель автомобиля |
Колёсная формула |
Модель двигателя |
Грузо-подъём-ность, т |
Описание и особенности комплектации |
I квартал 2007 г. |
II квартал 2007 г. |
Б О Р Т О В Ы Е А В Т О М О Б И Л И |
||||||
6367-0010 |
4х2 |
300 л. с. |
8,8 |
Деревянная платформа |
1.340.000 |
1.349.000 |
43206-0111-41 |
4х4 |
ЯМЗ 236НЕ2 |
4,2 |
Металл. платформа, тент |
1.250.000 |
1.259.000 |
4320-0110-41 |
6х6 |
ЯМЗ 236НЕ2 |
6 |
Мет. платф., тент, лебёдка |
1.340.000 |
1.355.000 |
4320-0611-41 |
6х6 |
ЯМЗ 236НЕ2 |
7 |
Деревянная платформа |
1.275.000 |
1.280.000 |
4320-0911-40 |
6х6 |
ЯМЗ 236НЕ2 |
10 |
Металлическая платформа |
1.380.000 |
1.388.000 |
С Е Д Е Л Ь Н Ы Е Т Я Г А Ч И |
||||||
44202-0311-41 |
6х6 |
ЯМЗ 236НЕ2 |
8,1 |
Дневная кабина |
1.300.000 |
1.312.000 |
44202-0321-41 |
6х6 |
ЯМЗ 236НЕ2 |
8,1 |
Гидрофикация |
1.310.000 |
1.316.000 |
44202-0511-41 |
6х6 |
ЯМЗ 236НЕ2 |
8,1 |
Спальное место |
1.340.000 |
1.349.000 |
542362-0011-10 |
6х6 |
220/300 |
14 |
Дневная кабина |
2.085.000 |
2.094.000 |
43204-1153-41 |
6х6 |
ЯМЗ 236НЕ2 |
7,5 |
Трубовозный тягач |
1.395.000 |
1.399.000 |
С А М О С В А Л Ы |
||||||
55571-40 |
6х6 |
ЯМЗ 236НЕ2 |
10 |
Задняя разгрузка |
1.530.000 |
1.543.000 |
45289 |
6х6 |
ЯМЗ 236НЕ2 |
9,6 |
Двухстор. боков. разгрузка |
1.630.000 |
1.640.000 |
63685-0110 |
6х4 |
ЯМЗ 7601 |
20 |
Задняя разгрузка |
1.980.000 |
1.990.000 |
63685-0010 |
6х4 |
ЯМЗ 7601 |
20 |
Спальник, задн. разгрузка |
1.995.000 |
1.999.000 |
6563-0010 |
8х4 |
ЯМЗ 7601 |
16 м3 |
Бак – 335 л, АБС, подогрев. |
2.240.000 |
2.256.000 |
Т О П Л И В О З А П Р А В Щ И К И |
||||||
АТЗ-6,5-4320 |
6х6 |
ЯМЗ 236НЕ2 |
6 500 л |
6,5 м3 |
1.495.000 |
1.499.000 |
АТЗ-7,5-5557 |
6х6 |
ЯМЗ 236НЕ2 |
7 500 л |
7,5 м3 |
1.555.000 |
1.562.000 |
АТЗ-9-5557 |
6х6 |
ЯМЗ 236НЕ2 |
9 000 л |
9 м3 |
1.575.000 |
1.584.000 |
АТЗ-12-4320 |
6х6 |
ЯМЗ 236НЕ2 |
12 000 л |
12 м3 |
1.610.000 |
1.619.000 |
АТМЗ-7,5-5557 |
6х6 |
ЯМЗ 236НЕ2 |
7 500 л |
7,5 м3 топливомаслозаправ. |
1.805.000 |
1.811.000 |
Примечание. Цены указаны в рублях, с учётом НДС. |
Любопытно, что розничная стоимость некоторых автомобилей «замораживается» на психологически важном рубеже. Особенно это характерно для пересечения рубежа в 2 млн рублей или круглой цифры, относящейся к очередной сотне тысяч (см. табл. 5). В этой связи интересно одно наблюдение: ценник на какое-то время замирает около коварного рубежа, а затем стремительно его преодолевает. Делая подобную паузу, продавец сознательно готовит покупателя к тому, что будет всплеск: дескать, бери сейчас, пока дёшево. И позволить себе это может крупный поставщик – например, ООО «Урал Спецпроект» из г. Миасса Челябинской области, где, собственно, и собирают «Уралы».
Но долго рынок не может держаться на одном уровне, ведь инфляцию и рост тарифов на энергоносители, равно как и повышение цен на сырьё, никто пока не отменял. В итоге дорожает не только техника российских заводов, но и продукция предприятий из стран СНГ. И наглядно говорит об этом конъюнктура цен автомобилей Минского автозавода (см. табл. 6). При этом стоимость по отдельным позициям указывается не на весь квартал, а только на самое начало, а впоследствии она может корректироваться до трёх раз, т. е. в среднем раз в месяц. Зато ориентир для транспортников надёжный, поскольку цены оглашает солидный участник рынка вроде официального представителя белорусского завода – ЗАО «МосМАЗсервис».
Таблица 6. Изменение цен на автомобили МАЗ
Модель автомобиля |
Колёсная формула |
Модель двигателя |
Грузо-подъём-ность, т |
Описание и особенности комплектации |
I квартал 2007 г. |
II квартал 2007 г. |
Б О Р Т О В Ы Е А В Т О М О Б И Л И |
||||||
533603-220 |
4х2 |
ЯМЗ 236БЕ2 |
10 |
Длина кузова – 6,1 м |
1.110.000 |
1.126.000 |
630305-220 |
6х4 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
14 |
Длина кузова – 7,7 м |
1.566.000 |
1.579.000 |
630308-224 |
6х4 |
ЯМЗ 7511 |
15 |
Тент, 43 м3, кузов – 7,7 м |
1.646.000 |
1.659.000 |
437041-261 |
4х2 |
ММЗ Д245.30 |
4,8 |
Тент, 30 м3, кузов – 5 м |
792.000 |
805.000 |
437041-262 |
4х2 |
ММЗ Д245.30 |
4,6 |
Тент, 35 м3, кузов – 6 м |
846.000 |
856.000 |
С Е Д Е Л Ь Н Ы Е Т Я Г А Ч И |
||||||
543203-222 |
4х2 |
ЯМЗ 236БЕ2 |
КП 8-ст. |
Диски, верхний выхлоп |
1.068.000 |
1.089.000 |
544008-060-031 |
4х2 |
ЯМЗ 7511 |
КП ZF 16-ст. |
Высокая кабина, тахограф, пневмоподвеска, АБС |
1.648.000 |
1.679.000 |
544069-320-031 |
4х2 |
MAN D2866 |
КП ZF 16-ст. |
Высокая кабина, тахограф, пневмоподвеска, АБС |
2.327.000 |
2.349.000 |
642208-230 |
6х4 |
ЯМЗ 7511 |
Eaton 12-ст. |
Бак 500 л, диски, верхний выхлоп |
1.577.000 |
1.588.000 |
642205-222 |
6х4 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
КП 8-ст. |
Под п/пр. МАЗ 9506, гидроотбор |
1.630.000 |
1.644.000 |
С А М О С В А Л Ы |
||||||
555102-223 |
4х2 |
ЯМЗ 236НЕ2 |
10 |
Задняя разгрузка, 8,3 м3 |
977.000 |
990.000 |
555102-225 |
4х2 |
ЯМЗ 236НЕ2 |
9,5 |
Трёхстор. разгрузка, 5,5 м3 |
1.118.000 |
1.129.000 |
551605-271 |
6х4 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
20 |
Усиленная рама, 12,5 м3 |
1.868.000 |
1.890.000 |
551605-275 |
6х4 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
20 |
Трёхсторонняя разгрузка, усиленная рама, 11 м3 |
1.980.000 |
1.995.000 |
551608-236 |
6х4 |
ЯМЗ 7511 |
20 |
Двухстор. разгрузка, 22 м3 |
2.298.000 |
2.310.000 |
Ш А С С И |
||||||
533603-240 |
4х2 |
ЯМЗ 236БЕ2 |
10 |
250 л. с., КП 8-ст. |
1.089.000 |
1.100.000 |
630305-240 |
6х4 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
15 |
330 л. с., КП 8-ст. |
1.583.000 |
1.595.000 |
437041-280/281 |
4х2 |
ММЗ Д245.30 |
5 |
155 л. с., КП 5-ст. |
767.000 |
790.000 |
631705-220 |
6х6 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
11 |
330 л. с., КП 9-ст., 27,5 м3, односкатный, борт/тент |
2.027.000 |
2.039.000 |
631708-261 |
6х6 |
ЯМЗ 7511 |
13,1 |
400 л. с., КП 9-ст., длина 6,08 м, односкатный |
2.174.000 |
2.189.000 |
Примечание. Цены указаны в рублях, с учётом НДС. |
Цены на автомобили Кременчугского автозавода на территории России далеко не одинаковы. Некоторые компании в начале этого года сохраняли уровень цен лета прошлого года. А есть и такие фирмы, у которых сегодняшняя стоимость КрАЗов ниже цены на такие автомобили, предлагавшиеся их конкурентами несколькими месяцами ранее (см. табл. 7). И если обычно принято искать самые дешёвые автомобили в Москве, то украинских богатырей по приемлемой цене несложно найти и в регионах. Наглядное подтверждение тому – ООО «Реал» из Томска. Не факт, что у рекламирующего технику продавца все автомобили есть в наличии на момент размещения списка в Интернете или распространения ценника в бумажном виде. Поэтому, связавшись с продавцом, не забудьте поинтересоваться сроками поставки техники и расположением стоянки, если таковая имеется.
Таблица 7. Изменение цен на автомобили КрАЗ
Модель автомобиля |
Колёсная формула |
Модель двигателя |
Грузо-подъём-ность, т |
Описание и особенности комплектации |
I квартал 2007 г. |
II квартал 2007 г. |
Б О Р Т О В Ы Е А В Т О М О Б И Л И |
||||||
6322-…02 |
6х6 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
10,1 |
Односкатная ошиновка |
1.498.000 |
1.509.000 |
6322-…10-02 |
6х6 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
12 |
Односкатная ошиновка |
1.499.000 |
1.509.000 |
65053-…02 |
6х4 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
17,1 |
330 л. с. |
1.502.000 |
1.512.000 |
65053-…40-02 |
6х4 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
19 |
330 л. с. |
1.509.000 |
1.519.000 |
260 (б/у) |
6х6 |
ЯМЗ 238Л |
9,5 |
300 л. с.; лебёдка, делитель |
799.000 |
800.000 |
С Е Д Е Л Ь Н Ы Е Т Я Г А Ч И |
||||||
64431-…40-02 |
6х4 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
32 |
Дневная кабина |
1.398.000 |
1.409.000 |
64431-…80-02 |
6х4 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
32 |
Кабина со спальн. местом |
1.411.000 |
1.420.000 |
6443-…40-02 |
6х6 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
48 |
Дневная кабина |
1.478.000 |
1.490.000 |
6443-…80-02 |
6х6 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
48 |
Кабина со спальн. местом |
1.506.000 |
1.516.000 |
6446-…10-02 |
6х6 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
34 |
Односкатная ошиновка |
1.489.000 |
1.499.000 |
С А М О С В А Л Ы |
||||||
6510-…10-01 |
6х4 |
ЯМЗ 238М2 |
15 |
Платформа – 8 м3 |
1.315.000 |
1.325.000 |
65055-…40-02 |
6х4 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
18 |
Подогрев кузова, 10,5 м3 |
1.411.000 |
1.422.000 |
65055-…54-02 |
6х4 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
20 |
Подогрев кузова, Webasto, задний борт, 12 м3 |
1.494.000 |
1.499.000 |
65032-…43-02 |
6х6 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
20 |
Задний борт, подогрев кузова, 12 м3 |
1.632.000 |
1.644.000 |
7133С4-…10 |
8х4 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
24 |
Платформа 20 м3 |
1.970.000 |
1.980.000 |
Ш А С С И |
||||||
65101-…100 |
6х4 |
ЯМЗ 238М2 |
|
Длиннобазное |
1.271.000 |
1.284.000 |
6322-…100-02 |
6х6 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
330 л. с. |
Односкатная ошиновка |
1.528.000 |
1.536.000 |
63221-…044-02 |
6х6 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
330 л. с. |
Двускатная ошиновка, усиленная задняя подвеска |
1.595.000 |
1.600.000 |
63221-…045-02 |
6х6 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
330 л. с. |
Двускатная ошиновка, без лебёдки |
1.578.000 |
1.585.000 |
7133Н4-…100 |
8х4 |
ЯМЗ 238ДЕ2 |
330 л. с. |
Двускатная ошиновка |
1.752.000 |
1.760.000 |
Примечание. Цены указаны в рублях, с учётом НДС. |
Самые популярные грузовики для внутренних перевозок по России и странам СНГ предлагают множество торговых структур, от небольших до очень крупных. Однако разброс цен таков, что впору проводить собственное исследование. Например, дилерский центр «Автосила» ещё в октябре 2006 г. опубликовал прайс-лист, цены в котором оказались выше, чем в описании машин со стоимостью весной 2007 г. (см. табл. 8). И та и другая информация из первоисточника: одна взята у представителя компании на Международном Автотранспортном Форуме в прошлом году, другая – с официального сайта компании в апреле этого года. Но подобные казусы присущи и некоторым другим участникам рынка, так что удивляться не приходится. Зато даже по противоречивым источникам составить картину совсем не сложно. Её главный лейтмотив – грузовики Камского автозавода будут дорожать, причём по ряду моделей – с опережением темпов инфляции. По некоторым прогнозам, быстрее всего будут дорожать самосвалы и седельные тягачи. Вслед за ними «потяжелеют» в цене шасси, спрос на которые высок в нефтегазовой отрасли и других секторах экономики. Более или менее стабильными останутся цены на бортовые автомобили, стоимость которых будет увеличиваться пропорционально инфляционным ожиданиям.
Таблица 8. Изменение цен на автомобили КАМАЗ
Модель автомобиля |
Колёсная формула |
Мощность двигателя, л. с. |
Грузо-подъём-ность, т |
Описание и особенности комплектации |
I квартал 2007 г. |
II квартал 2007 г. |
Б О Р Т О В Ы Е А В Т О М О Б И Л И |
||||||
4308-021 |
4х2 |
178 |
5,5 |
Бак – 170 л, КП 5-ст., еврофаркоп, АБС |
875.000 |
909.000 |
43118-011-10 |
6х6 |
260 |
10,50 |
Бак – 210+350 л, КП 10-ст., лебёдка, тент-каркас |
1.269.000 |
1.289.000 |
43253-010-15 |
4х2 |
240 |
7,5 |
Бак – 500 л, КП 10-ст. |
809.000 |
819.000 |
53215-051-15 |
6х4 |
240 |
11 |
Бак – 500 л, КП 10-ст., борт 6,1 м, ТНВД Bosch, фаркоп |
1.079.000 |
1.099.000 |
65117-030 |
6х4 |
260 |
14 |
Бак – 500 л, КП 10-ст., борт 7,8 м, нижний пояс DAF |
1.245.000 |
1.258.000 |
С Е Д Е Л Ь Н Ы Е Т Я Г А Ч И |
||||||
44108-010-10 |
6х6 |
260 |
10 |
Бак – 210+350 л, КП 10-ст., г/п автопоезда 32 т |
1.159.000 |
1.178.000 |
54115-011-15 |
6х4 |
240 |
12 |
Бак – 350 л, КП 10-ст., г/п а/поезда 34 т, ТНВД Bosch |
869.000 |
884.000 |
5460-046-22 |
4х2 |
400 |
10,5 |
Бак – 500 л, КП 16-ст., г/п а/поезда 40 т, пневмоподв. |
1.399.000 |
1.417.000 |
6460-028 |
6х4 |
360 |
16,5 |
Бак – 600 л, КП 16-ст., г/п а/поезда 46 т, пояс DAF |
1.531.000 |
1.545.000 |
65116-020 |
6х4 |
260 |
15 |
Бак – 350 л, КП 10-ст., г/п а/поезда 37 т, пояс DAF |
1.045.000 |
1.058.000 |
С А М О С В А Л Ы |
||||||
55102-063-15 |
6х4 |
240 |
7,15 |
С/х, бак 210 л, КП 10-ст., надставные борта, кузов 16 м3, боковая разгрузка |
1.167.000 |
1.249.000 |
55111-015-15 |
6х4 |
240 |
13 |
Бак – 350 л, КП 10-ст., подогрев кузова, 6,6 м3, фаркоп, ТНВД Bosch |
1.191.000 |
1.221.000 |
65115-017 |
6х4 |
260 |
15 |
Бак – 350 л, КП 10-ст., подогрев кузова, 10,5 м3, фаркоп, лестница, полог |
1.651.000 |
1.680.000 |
6520-001 |
6х4 |
320 |
20 |
Бак – 350 л, КП ZF 16-ст., подогрев кузова, 12 м3, нижний пояс DAF |
2.060.000 |
2.099.000 |
6540-013-10 |
8х4 |
260 |
18,5 |
Бак – 2х210 л, КП 10-ст., кузов 11 м3, брус безоп., боковая защита, АБС |
1.449.000 |
1.470.000 |
Ш А С С И |
||||||
4308-1013 |
4х2 |
178 |
6,5 |
КП 5-ст., бак 170 л, АБС, гип. мост, еврофаркоп |
829.000 |
849.000 |
4308-1033 |
4х2 |
178 |
6,5 |
КП 5-ст., бак 170 л, АБС, гип. мост, еврофаркоп, доработка в дил. центре |
840.000 |
862.000 |
53215-1069-15 |
6х4 |
240 |
12 |
КП 5-ст., АБС, еврофаркоп |
1.090.000 |
1.120.000 |
53228-1960-15 |
6х6 |
240 |
15,8 |
КП 5-ст., АБС, еврофаркоп |
1.089.000 |
1.120.000 |
43114-027-15 |
6х6 |
210 |
6, |
Лебёдка, спальное место |
1.199.000 |
1.239.000 |
Примечание. Цены указаны в рублях, с учётом НДС. |
Новый сезон уже в самом разгаре, и «пляска» цен скоро закончится. Тем более что впереди отпускной сезон, а летом цены тоже имеют обыкновение «отдыхать».