Анализ рынка "Дорожает всё!"


 

В этом году рынок ожил значительно раньше, чем на реках начался ледоход. Перерыв в деловой сфере вообще оказался коротким, поскольку спрос на грузовики производства стран СНГ превзошёл самые смелые прогнозы. Пытаясь угадать рыночные тенденции, торгующие организации стали корректировать свои прайс-листы.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

 

Производство

Прошлый год был предсказуем по части производства грузовых автомобилей в России. И хотя данные ОАО «АСМ-холдинг» частично расходятся с цифрами «Росстата», тенденция отражена верно: коммерческую технику собирают всё больше и больше.

Если брать в расчёт сведения организаций из месячной формы отчётности № П-1 Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), то станет очевидным рекордный рост производства: +19,5 % в 2006 г. по отношению к 2005 г. Суммарный выпуск всеми предприятиями отрасли составил 248233 единицы техники, тогда как в прошлый отчётный период было 206997 единиц, включая шасси. Кстати, рост производства грузовых автомобилей в России наблюдается уже четвёртый год подряд, причём в прошлом году он был самым внушительным.

Лидером по количеству произведённой техники остаётся ООО «Автомобильный завод ГАЗ»: 144236 коммерческих автомобилей против 126286 в 2005 г. (+14,2 %). Важнейший для армии и народного хозяйства КАМАЗ в прошлом году взял планку 42836 единиц техники, что на 33,9 % больше показателей 2005 г. Только шасси было выпущено 19775 единиц, что на 16,5 % больше показателей позапрошлого года (16975 ед.). Сопоставимыми темпами наращивал производство и автозавод «Урал»: +29,3 % по общему выпуску коммерческой техники, в том числе +24,9 % по шасси.

Прошлый год можно без натяжки назвать удачным как для большинства предприятий российского автопрома, так и для отрасли в целом. Конечно, трудно прогнозировать, сохранится ли набранный темп в этом году, но повод для оптимизма есть. По крайней мере, это справедливо в отношении лидеров рынка. А с аутсайдеров иной спрос – они погоды не делают.

 

Таблица 1. Производство грузовых автомобилей по сведениям предприятий-изготовителей (данные ОАО «АСМ-холдинг»)

 

Производитель

2006 г., ед.

2005 г., ед.

2006/2005 гг., %

ООО «Автомобильный завод ГАЗ»,

Нижний Новгород

144 236

126 286

114,2

ОАО «КАМАЗ», Набережные Челны

42 836

31 988

133,9

АМО «ЗИЛ», Москва

6 366

6 943

91,7

ОАО «Автомобильный завод «Урал», Миасс

Челябинской обл.

9 420

7 283

129,3

ООО «Ивеко-УралАЗ», Миасс

195

121

161,2

ОАО «УАЗ», Ульяновск

19 737

19 465

101,4

ООО «УАЗ-спецавтомобили», Ульяновск

53

32

165,6

ЗАО «АМУР», Новоуральск

907

1 085

83,6

ОАО «ИжАвто», Ижевск

12 267

7 220

169,9

ООО «БАЗ», Брянск

92

55

167,3

ОАО «Русич-КЗКТ», Курган (тягачи)

35

11

318,2

ОАО «НефАЗ», Нефтекамск (автосамосвалы)

19

10

190

ОАО «Саранский завод автосамосвалов», Саранск

1 560

1 977

78,9

ЗАО «Автотор», Калининград (Yuejin, Zhong Xing)

512

30

1706,7

ЗАО «Бецема», Красногорск (самосвалы г/п 8-17 т, прицепы)

627

234

267,9

ЗАО «ВТС-Зеленоград», Московская обл. (Volvo FH и FM)

397

362

109,7

ЗАО «ВАЗинтерсервис», Тольятти (пикапы)

3 379

3 569

94,7

ООО «ТагАЗ», Таганрог Ростовской обл. (Hyundai Porter)

7 162

2 311

309,9

ЗАО «Яровит Моторс», Санкт-Петербург

12

-

-

«Филиал машзавод» («Криомаш»), Тверская обл.

60

210

28,6

ЗАО «Метровагонмаш», Мытищи (самосвалы ЗИЛ-ММЗ)

879

1 004

87,5

ООО «Завод коммунальных дорожных машин»,

Ульяновская обл.

10

-

-

Суммарно с учётом шасси

248 233

206 997

119,9

 

 

Отгрузка

Не менее важна, чем непосредственно производство, отгрузка техники потребителям. Она даёт представление о реальном состоянии дел в отрасли, а точнее – на каждом отдельно взятом предприятии. По ней можно судить о том, имелись ли товарные (складские) запасы, какая продукция пользовалась на рынке наибольшим спросом. А при желании нетрудно составить свой прогноз относительно изменения цен в определённом диапазоне.

Статистика отгрузки готовой продукции лишь в отдельных случаях целиком и полностью совпадает со статистикой производства. И если цифры выпуска грузовиков зачастую говорят о возможностях того или иного предприятия, то данные по поставкам техники свидетельствуют о ситуации на рынке. Это своего рода лакмусовая бумажка, отражающая положение дел на весах спроса и предложения. Есть спрос на конкретные автомобили в регионе – будут и заказы. Застоялись машины на площадке у продавца – и новых заказов от него в прежних объёмах не жди. В то же время некоторые производители требуют от своих дилерских предприятий определённых объёмов продаж. В случае если они окажутся недостаточными, есть даже риск отзыва лицензии. Вот почему некоторые торгующие организации ради увеличения объёмов продаж готовы работать с минимальной прибылью или даже в ноль, если клиент будет потом обслуживаться в их сервис-центре.

 

Таблица 2. Отгрузка коммерческих автомобилей по сведениям предприятий-изготовителей, выборочно (данные ОАО «АСМ-холдинг»)

 

Производитель

2006 г., ед.

2005 г., ед.

2006/2005 гг., %

ООО «Автомобильный завод ГАЗ»,

Нижний Новгород

ГАЗ 3302 «Газель», г/п – 1,5 т

ГАЗ 2705 «Газель», г/п – 1,5 т

ГАЗ 3309, г/п – 4,5 т

ГАЗ 2752 «Соболь»

ГАЗ 3307, г/п – 4,5 т

ГАЗ 3310 «Валдай», г/п – 3,5 – 5 т

ГАЗ 3308 «Садко», г/п – 2 т

ГАЗ 2310 «Соболь»

144 236

86 945

19 827

11 139

9 519

6 917

5 301

3 430

1 158

126 286

72 753

20 097

10 525

9 049

8 164

2 056

2 996

646

114,2

119,5

98,7

105,8

105,2

84,7

257,8

114,5

179,3

ОАО «УАЗ», Ульяновск

ГРУЗОВЫЕ

УАЗ 3303

УАЗ 3741 4х4

УАЗ 33036

УАЗ 2360, 2363 Farmer

СПЕЦАВТОМОБИЛИ

УАЗ 3909 Farmer 4х4

УАЗ 39094 4х4

19 984

4 493

1 812

1 355

1 324

2

15 491

9 635

5 856

19 226

5 306

1 814

2 354

1 024

114

13 920

9 056

4 864

103,9

84,7

99,9

57,6

129,3

1,8

111,3

106,4

120,4

ОАО «ИжАвто», Ижевск

ИЖ 27175

ИЖ 2717, г/п – 0,5 т

ИЖ 27171

10 116

9 507

607

2

7 463

5

7 338

120

135,5

190 140

8,3

1,7

ЗАО «Бецема», Красногорск

САМОСВАЛЫ, Г/П –  8 – 17 Т

БЦМ 52

БЦМ 57

БЦМ 59

БЦМ 51

БЦМ 53

БЦМ 56

БЦМ 120

616

475

219

124

59

53

14

3

3

233

215

90

24

31

57

11

1

1

264,4

220,9

243,3

516,7

190,3

93

127,3

300

300

АМО «ЗИЛ», Москва

6 377

6 940

91,9

ЗАО «АМУР», Новоуральск

961

1 146

83,9

ОАО «КАМАЗ», Набережные Челны

43 369

32 331

134,1

ОАО «Автомобильный завод «Урал», Миасс

Челябинской обл.

9 843

6956

141,5

ООО «УАЗ-спецавтомобили», Ульяновск

55

-

-

ОАО «НефАЗ», Нефтекамск (автосамосвалы)

19

10

190

ОАО «Саранский завод автосамосвалов», Саранск

1 562

1 976

79

ООО «БАЗ», Брянск

101

48

210,4

ЗАО «Автотор», Калининград (Yuejin, Zhong Xing)

462

31

1490,3

ЗАО «ВТС-Зеленоград», Московская обл. (Volvo FH и FM)

397

362

109,7

ОАО «Русич-КЗКТ», Курган (тягачи)

37

14

264,3

ЗАО «ВАЗинтерсервис», Тольятти (пикапы)

2 990

3 951

75,7

ООО «Ивеко-УралАЗ», Миасс

178

101

176,2

ООО «ТагАЗ», Таганрог Ростовской обл. (Hyundai Porter)

7 143

1 818

392,9

ЗАО «Яровит Моторс», Санкт-Петербург

17

-

-

«Филиал машзавод» («Криомаш»), Тверская обл.

188

186

101,1

ЗАО «Метровагонмаш», Мытищи (самосвалы ЗИЛ-ММЗ)

887

994

89,2

Суммарно с учётом шасси

249 538

210 074

118,8

 

Достоверные, а главное – оперативные данные по отгрузке позволяют директорам крупных автотранспортных предприятий успешнее вести переговоры по закупке подвижного состава. Им и их доверенным лицам, уполномоченным заключать сделки, с такими сведениями на руках проще настаивать на увеличении скидок. И если на одной машине отминусованные от прайс-листа одна-полторы тысячи рублей не так заметны, то в рамках всей партии в десятки единиц техники экономия эквивалентна месячному заработку нескольких сотрудников. А это, как говаривал Мюллер устами Броневого в сериале «Семнадцать мгновений весны», совсем не ерунда.

 

 

Реализация

Помог ли рост производства российским перевозчикам? Да, но только отчасти. Ведь даже с учётом увеличения производства доля грузовиков, выпущенных в России, неуклонно падает.

Если в 2000 г. КАМАЗ занимал 46,4 % (по другим данным – 47,18 %) рынка коммерческого транспорта в России (см. табл. 3), то в прошлом году его доля уменьшилась до 33,1 % (по другим данным – до 33,54 %). Присутствие УралАЗа, занимающего третью строчку отчётности, сократилось с 19,1 % (по другим данным – 19,42 %) в 2000 г. до 9,1 % (по другим данным – до 9,25 %) в 2006 г. Второй по масштабу игрок рынка – МАЗ – за этот же период растерял более половины процентного могущества – 23,6 (23,99) % семь лет назад против 10,4 % (10,56 %) в минувшем году. Меньше всего заметны потери КрАЗа: с 1,6 % в 2000 г. он опустился всего до 1,3 % рынка, правда, и занимает в табели о рангах только тринадцатое место, которое почётным никак не назовёшь. Слабым утешением может служить тот факт, что среди производителей стран Содружества Кременчугский автомобильный – на четвёртом месте.

 

Таблица 3. Рыночные доли продаж новой техники в России, %

 

Марка автомобиля

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

ГРУЗОВИКИ ПРОИЗВОДСТВА РОССИИ И СТРАН СНГ

КАМАЗ

46,4

37,4

31,2

37,2

38,1

35,5

33,1

МАЗ

23,6

23,4

25,3

21,2

18,6

16,4

10,4

УралАЗ

19,1

18,7

13,3

10,2

10,7

10,9

9,1

КрАЗ

1,6

2

1,3

1,8

1,2

1,1

1,3

ГРУЗОВИКИ ЗАРУБЕЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Volvo

1,9

4

6,8

6,7

5,9

7,6

8

MAN

1,2

2,6

4,2

4,5

4,3

4,7

6,4

Scania

1,5

3,8

6,9

6,6

4,7

5,1

5,8

Renault

0,4

0,9

1,3

1,4

2,1

3,4

5

Freightliner

0

0,1

0,3

0,6

1,9

4,2

4,6

Iveco

0,6

1,2

2,4

2,4

3,2

3,5

4,2

Mercedes-Benz

1,1

2

3

2,5

3,1

3,3

4

DAF

0,3

0,7

1,2

1,7

1,6

2,1

3,5

Другие

0,8

2

1,6

1,7

1,6

1,5

3,5

International

0,2

0,2

0,9

1,2

2,5

0,3

0,5

Tatra

1,2

1

0,3

0,4

0,3

0,4

0,5

 

Зато иномарки активно наступают, и их присутствие в рыночном пироге из года в год становится заметнее (см. табл. 4). Некоторые транспортники справедливо полагают, что после вступления России в ВТО торговать машинами российского производства станет ещё сложнее, поскольку стоимость импортных грузовиков должна уменьшиться за счёт либерализации таможенных пошлин. Пока же даже наступление иномарок сдержать невозможно.

 

Таблица 4. Продажа тяжёлых грузовиков на российском рынке, ед.

 

Грузовые а/м

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.*

ГРУЗОВИКИ ПРОИЗВОДСТВА РОССИИ И СТРАН СНГ

КАМАЗ

20 591

19 085

13 631

19 499

21 918

23 714

28 592

МАЗ

10 468

11 938

11 044

11 124

10 707

10 968

9 000

УралАЗ

8 475

9 546

5 818

5 347

6 130

7 261

7 883

Другие марки СНГ

700

1 000

551

923

673

736

1 100

ГРУЗОВИКИ ЗАРУБЕЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Новые

978

1 964

1 803

22 551

3 383

4 991

9 612

Подержанные

3 129

7 500

10 849

13 258

14 642

19 186

30 168

ИТОГО

44 341

51 033

43 696

52 402

57 453

66 856

86 355

*Сведения за 11 месяцев 2006 г.

 

Какой цене верить?

Разобраться в прайс-листах торгующих предприятий с ходу получается далеко не всегда. Очень часто даже на сайтах официальных дилеров в разделе «Цена» можно найти не конкретную цифру, а нейтральное слово «Договорная» или «По запросу». Что стоит за такой формулировкой, одним составителям известно. Причин подобной скрытности может быть две: стремление не «кормить» конкурентов важной коммерческой информацией или боязнь отпугнуть клиентов высокой ценой. Иногда бывает и так, что продавец не рискует обнародовать стоимость автомобильной техники из-за нежелания упустить контакт с потенциальным заказчиком. Ведь в ходе общения можно получить хотя бы телефонный номер транспортной компании, а потом «окучивать» её на предмет поставки техники. А что толку, если перевозчик посмотрит цены, не пообщавшись с менеджером?! Ведь никто не запретит ему обратиться в другую фирму.

Удивительно, но факт: одна и та же компания-продавец подвижного состава может тиражировать информацию на одну и ту же технику с разными ценами. Как такое возможно, спросите вы. Элементарно. Для примера возьму практику одной из московских фирм, к которой периодически обращаются те, кому нужно приобрести российские грузовики. Данные, размещённые на официальном сайте, в прайс-листах содержат и пресловутую сноску «Цена договорная», и вполне конкретные цифры, отражающие стоимость автомобилей в денежном эквиваленте. Но только если сравнить их с ценами, указанными в прайс-листах на бумажных носителях, всплывут разногласия. Оказывается, в бумажном виде ценники печатаются для выставок, конференций и презентаций, причём нередко – с прицелом на ближайшую перспективу, т. е. с осознанным увеличением. Поэтому в списке указывается не период действия цен, а только дата составления прайса. В случае чего клиенту всегда можно сказать: этот прайс уже устарел или его с такого-то числа заменят более высоким (тенденции уменьшения цен у нас, увы, не наблюдается).

Имеет место и практика указывать цену с учётом НДС или без него. Пока клиент разберётся, где полная рыночная стоимость техники, у продавца уже будут его координаты. И если заказчика испугает неприемлемая цена, его несложно умаслить ласкающей слух фразой «у нас гибкая система скидок». С этими скидками вообще отдельная история. Очевидно, желая угадать рыночную конъюнктуру ближайшего будущего, ещё осенью 2006 г. некоторые компании сознательно завысили цены на продаваемые грузовики, да так, что маржа оказалась чересчур высокой не только в четвёртом квартале прошлого года, но и в первом, а по ряду позиций – даже во втором квартале 2007 г. Попытки выяснить причину таких скачков не увенчались успехом, поскольку представители фирм комментировать ситуацию попросту не хотят.

При обращении в Интернет нужно внимательно изучать сноски и примечания в прайс-листах. Дело в том, что автомобили могут оказаться не на стоянке продавца в свободной продаже, а доставляться под заказ, а это чревато потерей времени. Цена может быть одинаковой для разных регионов центральной части России (Москва, Нижний Новгород, Казань, Санкт-Петербург, Рязань и т. д.), а для Сибири и Дальнего Востока – содержать компенсацию доставки в размере 12 – 15 тыс. рублей. На что ещё нужно обращать внимание, так это на комплектацию: она может быть заводской (в этом случае чаще всего присутствует пометка «цены указаны на автомобили в базовой комплектации») или дилерской, т. е. с учётом установки дополнительного оборудования.

Порой перед перевозчиком возникает дилемма: искать автомобиль дешевле или брать тот, что есть в наличии, но с дополнительной подготовкой. Понятно, что техцентры официальных дилеров заводов-производителей стремятся заработать не только на самой технике, но и на её обслуживании. А потому нередко практикуется обработка машин антикоррозийным составом типа Tectyl, нанесение антигравия на колёсные арки, установка предпусковых подогревателей. Есть даже пакетные услуги по предпродажной подготовке, предусматривающие также полную изоляцию штатной электропроводки, установку электрообогрева наружных зеркал заднего вида, дополнительных габаритов, защиты передних фар. Для КАМАЗов, которые остаются лидерами на внутренних перевозках, предлагаются преобразователи напряжения «Конвертер», подогреватели «Ивель», газовые амортизаторы капота, прикуриватель. Естественно, такой автомобиль не может стоить столько же, сколько и заводской в чистом виде. И перевозчику приходится брать машину в доработанном виде, поскольку другого варианта в данный момент нет. И уже не имеет значения, что у покупателя собственная база, где можно нанести тот же антикор – о нём уже позаботились, правда, за дополнительную плату.

Жажда получения прибыли вынуждает торгующие фирмы заманивать клиентов бонусами в виде скидок на определённое количество техники, подарками для директоров предприятий и менеджеров, принимающих решения. Но самим перевозчикам главное – вовремя получить нужные автомобили по приемлемой цене.

Всё диктует спрос

Его Величество Спрос является настоящим королём рынка. Ситуация, при которой поставщики зарубежной техники диктовали бы свои условия, пока не наступила. Более того, иномарок не хватает для покрытия транспортных потребностей перевозчиков, что вынуждает некоторых из них обращать внимание на автомобили российского производства и производства стран СНГ. Объекты и заказчики не могут ждать, пока перевозчик обзаведётся тем подвижным составом, который ему необходим из соображений рентабельности. Особенно это характерно для компаний, занятых перевозками по России и странам Содружества, строительного сектора и рынка дистрибуции.

Пользуясь случаем, продавцы техники стран СНГ не теряются и стремятся держать цены на максимально возможном уровне. При этом ранг высокой стоимости применим не только для автомобилей, но и для устанавливаемого на них оборудования. Конъюнктура рынка как в зеркале отражается в прайс-листах компаний. Так, доплата за сдвоенную кабину на бортовом «Урал 43206-0551-41» грузоподъёмностью 4,2 т в сравнении с аналогичной модификацией 0111-41 ещё квартал тому назад составляла 45 тыс. рублей, а сейчас перевалила за 50 тыс. Разница в цене шеститонного «Урал 4320-0111-41» с лебёдкой и без неё составляет ни много ни мало 65 тыс. рублей, хотя совсем недавно была в пределах 56 – 58 тыс.

Тенденция в ценообразовании такая: чем проще автомобиль, тем медленнее он дорожает. Наглядный пример – бортовые грузовики. А вот в случае с шасси это правило действует далеко не всегда, поскольку спрос остаётся не просто стабильно высоким, но и постоянно растёт. Стремительно набирают цену самосвалы, без которых невозможно представить ни одну стройку, ни одно промышленное предприятие. Кстати, нужно иметь в виду, что ряд торгующих организаций объявляет на новый квартал предварительную цену, которую они корректируют с учётом сложившейся ситуации. Бывает и так, что ценник переписывается в сторону уменьшения. Но это скорее исключение из правил, чем само правило.

В ряде случаев повышение розничных цен связано с ростом отпускных цен завода-изготовителя, хотя и далеко не всегда. Чаще всего завод подолгу сохраняет стоимость своей продукции на одном уровне, а дилеры увеличивают прайс в связи с ростом накладных расходов (доставка, предпродажная подготовка, реклама). Но есть немало случаев, когда заявленные цены являются декларируемыми, а на самом деле продавец готов отпускать технику по старой цене или с небольшой прибавкой. В таком случае покупателю приятно осознавать, что ему идут навстречу, хотя фактически продавец ничего не теряет из своего кармана. Но, как говорится, тут уж каждый выбирает для себя то, что ему в данный момент наиболее выгодно.

 

Таблица 5. Изменение цен на автомобили «Урал»

 

Модель автомобиля

Колёсная формула

Модель двигателя

Грузо-подъём-ность, т

Описание и особенности комплектации

I

квартал

2007 г.

II квартал

2007 г.

Б О Р Т О В Ы Е  А В Т О М О Б И Л И

6367-0010

4х2

300 л. с.

8,8

Деревянная платформа

1.340.000

1.349.000

43206-0111-41

4х4

ЯМЗ 236НЕ2

4,2

Металл. платформа, тент

1.250.000

1.259.000

4320-0110-41

6х6

ЯМЗ 236НЕ2

6

Мет. платф., тент, лебёдка

1.340.000

1.355.000

4320-0611-41

6х6

ЯМЗ 236НЕ2

7

Деревянная платформа

1.275.000

1.280.000

4320-0911-40

6х6

ЯМЗ 236НЕ2

10

Металлическая платформа

1.380.000

1.388.000

С Е Д Е Л Ь Н Ы Е  Т Я Г А Ч И

44202-0311-41

6х6

ЯМЗ 236НЕ2

8,1

Дневная кабина

1.300.000

1.312.000

44202-0321-41

6х6

ЯМЗ 236НЕ2

8,1

Гидрофикация

1.310.000

1.316.000

44202-0511-41

6х6

ЯМЗ 236НЕ2

8,1

Спальное место

1.340.000

1.349.000

542362-0011-10

6х6

220/300

14

Дневная кабина

2.085.000

2.094.000

43204-1153-41

6х6

ЯМЗ 236НЕ2

7,5

Трубовозный тягач

1.395.000

1.399.000

С А М О С В А Л Ы

55571-40

6х6

ЯМЗ 236НЕ2

10

Задняя разгрузка

1.530.000

1.543.000

45289

6х6

ЯМЗ 236НЕ2

9,6

Двухстор. боков. разгрузка

1.630.000

1.640.000

63685-0110

6х4

ЯМЗ 7601

20

Задняя разгрузка

1.980.000

1.990.000

63685-0010

6х4

ЯМЗ 7601

20

Спальник, задн. разгрузка

1.995.000

1.999.000

6563-0010

8х4

ЯМЗ 7601

16 м3

Бак – 335 л, АБС, подогрев.

2.240.000

2.256.000

Т О П Л И В О З А П Р А В Щ И К И

АТЗ-6,5-4320

6х6

ЯМЗ 236НЕ2

6 500 л

6,5 м3

1.495.000

1.499.000

АТЗ-7,5-5557

6х6

ЯМЗ 236НЕ2

7 500 л

7,5 м3

1.555.000

1.562.000

АТЗ-9-5557

6х6

ЯМЗ 236НЕ2

9 000 л

9 м3

1.575.000

1.584.000

АТЗ-12-4320

6х6

ЯМЗ 236НЕ2

12 000 л

12 м3

1.610.000

1.619.000

АТМЗ-7,5-5557

6х6

ЯМЗ 236НЕ2

7 500 л

7,5 м3 топливомаслозаправ.

1.805.000

1.811.000

Примечание. Цены указаны в рублях, с учётом НДС.

 

Любопытно, что розничная стоимость некоторых автомобилей «замораживается» на психологически важном рубеже. Особенно это характерно для пересечения рубежа в 2 млн рублей или круглой цифры, относящейся к очередной сотне тысяч (см. табл. 5). В этой связи интересно одно наблюдение: ценник на какое-то время замирает около коварного рубежа, а затем стремительно его преодолевает. Делая подобную паузу, продавец сознательно готовит покупателя к тому, что будет всплеск: дескать, бери сейчас, пока дёшево. И позволить себе это может крупный поставщик – например, ООО «Урал Спецпроект» из г. Миасса Челябинской области, где, собственно, и собирают «Уралы».

Но долго рынок не может держаться на одном уровне, ведь инфляцию и рост тарифов на энергоносители, равно как и повышение цен на сырьё, никто пока не отменял. В итоге дорожает не только техника российских заводов, но и продукция предприятий из стран СНГ. И наглядно говорит об этом конъюнктура цен автомобилей Минского автозавода (см. табл. 6). При этом стоимость по отдельным позициям указывается не на весь квартал, а только на самое начало, а впоследствии она может корректироваться до трёх раз, т. е. в среднем раз в месяц. Зато ориентир для транспортников надёжный, поскольку цены оглашает солидный участник рынка вроде официального представителя белорусского завода – ЗАО «МосМАЗсервис».

 

Таблица 6. Изменение цен на автомобили МАЗ

 

Модель автомобиля

Колёсная формула

Модель двигателя

Грузо-подъём-ность, т

Описание и особенности комплектации

I

квартал

2007 г.

II квартал

2007 г.

Б О Р Т О В Ы Е  А В Т О М О Б И Л И

533603-220

4х2

ЯМЗ 236БЕ2

10

Длина кузова – 6,1 м

1.110.000

1.126.000

630305-220

6х4

ЯМЗ 238ДЕ2

14

Длина кузова – 7,7 м

1.566.000

1.579.000

630308-224

6х4

ЯМЗ 7511

15

Тент, 43 м3, кузов – 7,7 м

1.646.000

1.659.000

437041-261

4х2

ММЗ Д245.30

4,8

Тент, 30 м3, кузов – 5 м

792.000

805.000

437041-262

4х2

ММЗ Д245.30

4,6

Тент, 35 м3, кузов – 6 м

846.000

856.000

С Е Д Е Л Ь Н Ы Е  Т Я Г А Ч И

543203-222

4х2

ЯМЗ 236БЕ2

КП 8-ст.

Диски, верхний выхлоп

1.068.000

1.089.000

544008-060-031

4х2

ЯМЗ 7511

КП ZF 16-ст.

Высокая кабина, тахограф, пневмоподвеска, АБС

1.648.000

1.679.000

544069-320-031

4х2

MAN D2866

КП ZF 16-ст.

Высокая кабина, тахограф, пневмоподвеска, АБС

2.327.000

2.349.000

642208-230

6х4

ЯМЗ 7511

Eaton 12-ст.

Бак 500 л, диски, верхний выхлоп

1.577.000

1.588.000

642205-222

6х4

ЯМЗ 238ДЕ2

КП 8-ст.

Под п/пр. МАЗ 9506, гидроотбор

1.630.000

1.644.000

С А М О С В А Л Ы

555102-223

4х2

ЯМЗ 236НЕ2

10

Задняя разгрузка, 8,3 м3

977.000

990.000

555102-225

4х2

ЯМЗ 236НЕ2

9,5

Трёхстор. разгрузка, 5,5 м3

1.118.000

1.129.000

551605-271

6х4

ЯМЗ 238ДЕ2

20

Усиленная рама, 12,5 м3

1.868.000

1.890.000

551605-275

6х4

ЯМЗ 238ДЕ2

20

Трёхсторонняя разгрузка, усиленная рама, 11 м3

1.980.000

1.995.000

551608-236

6х4

ЯМЗ 7511

20

Двухстор. разгрузка, 22 м3

2.298.000

2.310.000

Ш А С С И

533603-240

4х2

ЯМЗ 236БЕ2

10

250 л. с., КП 8-ст.

1.089.000

1.100.000

630305-240

6х4

ЯМЗ 238ДЕ2

15

330 л. с., КП 8-ст.

1.583.000

1.595.000

437041-280/281

4х2

ММЗ Д245.30

5

155 л. с., КП 5-ст.

767.000

790.000

631705-220

6х6

ЯМЗ 238ДЕ2

11

330 л. с., КП 9-ст., 27,5 м3, односкатный, борт/тент

2.027.000

2.039.000

631708-261

6х6

ЯМЗ 7511

13,1

400 л. с., КП 9-ст., длина 6,08 м, односкатный

2.174.000

2.189.000

Примечание. Цены указаны в рублях, с учётом НДС.

 

Цены на автомобили Кременчугского автозавода на территории России далеко не одинаковы. Некоторые компании в начале этого года сохраняли уровень цен лета прошлого года. А есть и такие фирмы, у которых сегодняшняя стоимость КрАЗов ниже цены на такие автомобили, предлагавшиеся их конкурентами несколькими месяцами ранее (см. табл. 7). И если обычно принято искать самые дешёвые автомобили в Москве, то украинских богатырей по приемлемой цене несложно найти и в регионах. Наглядное подтверждение тому – ООО «Реал» из Томска. Не факт, что у рекламирующего технику продавца все автомобили есть в наличии на момент размещения списка в Интернете или распространения ценника в бумажном виде. Поэтому, связавшись с продавцом, не забудьте поинтересоваться сроками поставки техники и расположением стоянки, если таковая имеется.

 

Таблица 7. Изменение цен на автомобили КрАЗ

 

Модель автомобиля

Колёсная формула

Модель двигателя

Грузо-подъём-ность, т

Описание и особенности комплектации

I

квартал

2007 г.

II квартал

2007 г.

Б О Р Т О В Ы Е  А В Т О М О Б И Л И

6322-…02

6х6

ЯМЗ 238ДЕ2

10,1

Односкатная ошиновка

1.498.000

1.509.000

6322-…10-02

6х6

ЯМЗ 238ДЕ2

12

Односкатная ошиновка

1.499.000

1.509.000

65053-…02

6х4

ЯМЗ 238ДЕ2

17,1

330 л. с.

1.502.000

1.512.000

65053-…40-02

6х4

ЯМЗ 238ДЕ2

19

330 л. с.

1.509.000

1.519.000

260 (б/у)

6х6

ЯМЗ 238Л

9,5

300 л. с.; лебёдка, делитель

799.000

800.000

С Е Д Е Л Ь Н Ы Е  Т Я Г А Ч И

64431-…40-02

6х4

ЯМЗ 238ДЕ2

32

Дневная кабина

1.398.000

1.409.000

64431-…80-02

6х4

ЯМЗ 238ДЕ2

32

Кабина со спальн. местом

1.411.000

1.420.000

6443-…40-02

6х6

ЯМЗ 238ДЕ2

48

Дневная кабина

1.478.000

1.490.000

6443-…80-02

6х6

ЯМЗ 238ДЕ2

48

Кабина со спальн. местом

1.506.000

1.516.000

6446-…10-02

6х6

ЯМЗ 238ДЕ2

34

Односкатная ошиновка

1.489.000

1.499.000

С А М О С В А Л Ы

6510-…10-01

6х4

ЯМЗ 238М2

15

Платформа – 8 м3

1.315.000

1.325.000

65055-…40-02

6х4

ЯМЗ 238ДЕ2

18

Подогрев кузова, 10,5 м3

1.411.000

1.422.000

65055-…54-02

6х4

ЯМЗ 238ДЕ2

20

Подогрев кузова, Webasto, задний борт, 12 м3

1.494.000

1.499.000

65032-…43-02

6х6

ЯМЗ 238ДЕ2

20

Задний борт, подогрев кузова, 12 м3

1.632.000

1.644.000

7133С4-…10

8х4

ЯМЗ 238ДЕ2

24

Платформа 20 м3

1.970.000

1.980.000

Ш А С С И

65101-…100

6х4

ЯМЗ 238М2

 

Длиннобазное

1.271.000

1.284.000

6322-…100-02

6х6

ЯМЗ 238ДЕ2

330 л. с.

Односкатная ошиновка

1.528.000

1.536.000

63221-…044-02

6х6

ЯМЗ 238ДЕ2

330 л. с.

Двускатная ошиновка, усиленная задняя подвеска

1.595.000

1.600.000

63221-…045-02

6х6

ЯМЗ 238ДЕ2

330 л. с.

Двускатная ошиновка, без лебёдки

1.578.000

1.585.000

7133Н4-…100

8х4

ЯМЗ 238ДЕ2

330 л. с.

Двускатная ошиновка

1.752.000

1.760.000

Примечание. Цены указаны в рублях, с учётом НДС.

 

Самые популярные грузовики для внутренних перевозок по России и странам СНГ предлагают множество торговых структур, от небольших до очень крупных. Однако разброс цен таков, что впору проводить собственное исследование. Например, дилерский центр «Автосила» ещё в октябре 2006 г. опубликовал прайс-лист, цены в котором оказались выше, чем в описании машин со стоимостью весной 2007 г. (см. табл. 8). И та и другая информация из первоисточника: одна взята у представителя компании на Международном Автотранспортном Форуме в прошлом году, другая – с официального сайта компании в апреле этого года. Но подобные казусы присущи и некоторым другим участникам рынка, так что удивляться не приходится. Зато даже по противоречивым источникам составить картину совсем не сложно. Её главный лейтмотив – грузовики Камского автозавода будут дорожать, причём по ряду моделей – с опережением темпов инфляции. По некоторым прогнозам, быстрее всего будут дорожать самосвалы и седельные тягачи. Вслед за ними «потяжелеют» в цене шасси, спрос на которые высок в нефтегазовой отрасли и других секторах экономики. Более или менее стабильными останутся цены на бортовые автомобили, стоимость которых будет увеличиваться пропорционально инфляционным ожиданиям.

 

Таблица 8. Изменение цен на автомобили КАМАЗ

 

Модель автомобиля

Колёсная формула

Мощность двигателя, л. с.

Грузо-подъём-ность, т

Описание и особенности комплектации

I

квартал

2007 г.

II квартал

2007 г.

Б О Р Т О В Ы Е  А В Т О М О Б И Л И

4308-021

4х2

178

5,5

Бак – 170 л, КП 5-ст., еврофаркоп, АБС

875.000

909.000

43118-011-10

6х6

260

10,50

Бак – 210+350 л, КП 10-ст., лебёдка, тент-каркас

1.269.000

1.289.000

43253-010-15

4х2

240

7,5

Бак – 500 л, КП 10-ст.

809.000

819.000

53215-051-15

6х4

240

11

Бак – 500 л, КП 10-ст., борт 6,1 м, ТНВД Bosch, фаркоп

1.079.000

1.099.000

65117-030

6х4

260

14

Бак – 500 л, КП 10-ст., борт 7,8 м, нижний пояс DAF

1.245.000

1.258.000

С Е Д Е Л Ь Н Ы Е  Т Я Г А Ч И

44108-010-10

6х6

260

10

Бак – 210+350 л, КП 10-ст., г/п автопоезда 32 т

1.159.000

1.178.000

54115-011-15

6х4

240

12

Бак – 350 л, КП 10-ст., г/п а/поезда 34 т, ТНВД Bosch

869.000

884.000

5460-046-22

4х2

400

10,5

Бак – 500 л, КП 16-ст., г/п а/поезда 40 т, пневмоподв.

1.399.000

1.417.000

6460-028

6х4

360

16,5

Бак – 600 л, КП 16-ст., г/п а/поезда 46 т, пояс DAF

1.531.000

1.545.000

65116-020

6х4

260

15

Бак – 350 л, КП 10-ст., г/п а/поезда 37 т, пояс DAF

1.045.000

1.058.000

С А М О С В А Л Ы

55102-063-15

6х4

240

7,15

С/х, бак 210 л, КП 10-ст., надставные борта, кузов 16 м3, боковая разгрузка

1.167.000

1.249.000

55111-015-15

6х4

240

13

Бак – 350 л, КП 10-ст., подогрев кузова, 6,6 м3, фаркоп, ТНВД Bosch

1.191.000

1.221.000

65115-017

6х4

260

15

Бак – 350 л, КП 10-ст., подогрев кузова, 10,5 м3, фаркоп, лестница, полог

1.651.000

1.680.000

6520-001

6х4

320

20

Бак – 350 л, КП ZF 16-ст., подогрев кузова, 12 м3, нижний пояс DAF

2.060.000

2.099.000

6540-013-10

8х4

260

18,5

Бак – 2х210 л, КП 10-ст., кузов 11 м3, брус безоп., боковая защита, АБС

1.449.000

1.470.000

Ш А С С И

4308-1013

4х2

178

6,5

КП 5-ст., бак 170 л, АБС, гип. мост, еврофаркоп

829.000

849.000

4308-1033

4х2

178

6,5

КП 5-ст., бак 170 л, АБС, гип. мост, еврофаркоп, доработка в дил. центре

840.000

862.000

53215-1069-15

6х4

240

12

КП 5-ст., АБС, еврофаркоп

1.090.000

1.120.000

53228-1960-15

6х6

240

15,8

КП 5-ст., АБС, еврофаркоп

1.089.000

1.120.000

43114-027-15

6х6

210

6,

Лебёдка, спальное место

1.199.000

1.239.000

Примечание. Цены указаны в рублях, с учётом НДС.

 

Новый сезон уже в самом разгаре, и «пляска» цен скоро закончится. Тем более что впереди отпускной сезон, а летом цены тоже имеют обыкновение «отдыхать».