Деловой навигатор "Своё место в «паутине», или Можно ли продать свою услугу старыми методами в новом мире?"


Елена ФЕДОТКИНА,

руководитель службы распространения Издательского Дома «МаксМедиа»

 

Ещё десять лет назад стоило человеку в очереди за колбасой заговорить по мобильному телефону, – и окружающие недовольно косились на него: ишь, «крутой» выискался. А сегодня заботливая мамаша не отпустит без мобильника ребёнка в дворовую песочницу.

Впрочем – это всего лишь отступление, хоть и не очень далёкое от темы. Речь пойдёт о сети Интернет, которую изобрели для отнюдь не мирных нужд Пентагона, а потом увидели в ней отличное средство для продвижения и развития, да и для общения. Итак, речь – о роли «мировой паутины» в повышении эффективности автотранспортного бизнеса.

 

Рунет: от подгузников до штанишек

В отличие от Америки, в России Интернет (проще – Рунет) начал своё существование в совершенно мирных целях – как забава и исключительная прерогатива финансовой и политической элиты общества.

Отношение к нему было примерно как к мобильникам, малиновым пиджакам, компьютерам и десятилетним BMW: круто, а потому – надо не надо – у состоятельного человека этот джентльменский набор должен быть непременно. На этом этапе Рунет по определению не мог быть носителем массовой информации, поскольку сам не был массовым. Первым рубежом, после которого к Рунету можно было относиться более или менее серьёзно, было преодоление в 1998 г. отметки в 1 млн российских пользователей. Впрочем, и до этого ничто не мешало существовать в сети новостным изданиям, серверам и информационным службам на русском языке – правда, были они там лишь в качестве средства доставки данных ограниченному кругу подписчиков, а не в виде электронных СМИ, способных конкурировать с традиционными источниками информации.

Даже самый известный медийный проект раннего Рунета – прямая трансляция результатов президентских выборов 1996 г. на сервере Национальной службы новостей, www.nns.ru – был доступен 3 – 5 тыс. пользователей (да и то значительная их часть находилась за пределами РФ).

Толчок к развитию интернет-изданий в России дал кризис 1998 г. Массовая аудитория российских пользователей впервые обратилась к услугам Интернета не за анекдотами и бесполезной болтовнёй, а за оперативной экономической информацией – на открывшийся в начале 1998 г. сайт ММВБ (www.micex.ru), где всем желающим предоставлялся доступ к текущим валютным котировкам с этой биржи; на сервер РИА «РосБизнесКонсалтинг» (РБК, www.rbc.ru). Через этот сервер начиная с 1996 г. финансовое информагентство обслуживало своих платных подписчиков, предоставляя им доступ к текущим котировкам и аналитике в закрытом режиме. Финансовый кризис завершился, а привычка получать из сети оперативные новостные сообщения осталась.

Следующим успешным интернет-бизнесменом стал политтехнолог Глеб Павловский, глава Фонда эффективной политики, создавший на деньги «ЮКОСА» первую русскую ежедневную интернет-газету, не имевшую бумажного аналога, – «Газета.ру» (www.gazeta.ru).

К осени 2000 г., когда публике был представлен сервер «НТВ.ру», в Рунете уже насчитывалось достаточное количество читателей, желающих получать полноценно иллюстрированные новости. И к весне 2001 г. проект «НТВ.ру» прочно «прописался» в тройке наиболее посещаемых новостных интернет-ресурсов, потеснив прежних лидеров. По данным исследовательской компании «КомКон-2» за первый квартал 2001 г., ежемесячная аудитория сервера «НТВ.ру» в России достигла 397 тыс. человек, в том числе 88 тыс. пользователей в одной только Москве.

 

Время надевать смокинг

Пять лет изменили ситуацию на российском контент-рынке в корне. Многие интернет-издания обзавелись печатными «дублёрами» (особенности здешнего менталитета: ну не хочет российский потребитель отвыкать от бумажных носителей информации). Сайты СМИ носят чаще информационный характер, оставляя аналитику газетчикам и журнальщикам. Компьютер стал обыденным предметом обихода, а Интернет перестал быть уделом избранных.

Так, по данным очередного опроса, проведённого российским фондом «Общественное мнение» в рамках проекта «Интернет в России/Россия в Интернете», на конец зимы 2006 – 2007 года 28 млн человек (25 % всего населения Российской Федерации) старше 18 лет сравнительно регулярно пользуются сетью Интернет. Для сравнения: осенью 2002 г. их было всего 8,7 млн, или 8 % населения РФ.

В Австралии «мировой паутиной» пользуются 72 % совершеннолетних жителей, в Германии – 63 %, в Великобритании – 62 %, в Испании – 53 %, в Италии – 52 %, во Франции – 46 % совершеннолетнего населения. Это – страны, которые опережают Россию.

 

 

Впрочем, здесь речь идёт лишь о доле взрослого населения этих стран – цифры важные, но отнюдь не ключевые.

Но не будем забывать о том, что россияне едва ли не последними начали получать доступ к «мировой паутине». Как, впрочем, и о том, что статистика – дама по определению коварная и весьма лукавая: скромные 25 % взрослого населения Российской Федерации, систематически пользующиеся услугами Интернета, при пересчёте «по головам» превращаются во впечатляющую цифру – 28 млн человек. А внушительные 72 % населения Австралии – в весьма скромную цифру – 12 млн человек. То есть: Россия по числу пользователей Интернета уже сегодня занимает четвёртое место в мире.

 

 

Однако цифра, вырванная из контекста конкретного времени, мало о чём говорит – сколь бы высока она ни была. Куда более показательны темпы проникновения сети – они в России едва ли не самые высокие в мире. Об этом, кстати, весьма наглядно свидетельствует приведённая ниже диаграмма, показывающая динамику активности пользования сетью Интернет российским населением за последние пять с половиной лет.

 

Этот показатель красноречиво свидетельствует о том, что даже сегодняшняя огромная армия российских получателей информации из «мировой паутины» развивается невероятно высокими темпами. Эта динамика куда более показательна, чем сегодняшнее количество пользователей и их активность: т. е. россияне уже сейчас взялись за освоение мирового электронного информационного пространства более чем серьёзно.

На диаграммах приведены данные сегодняшнего дня. Но специалисты фонда в своём исследовании попытались заглянуть и в обозримое будущее.

Более того: результаты всё того же ежегодного опроса фонда «Общественное мнение» свидетельствуют: в течение ближайшего года российская аудитория Интернета должна увеличиваться едва ли не в геометрической прогрессии.

Результаты этих исследований наглядно иллюстрируют ещё одну тенденцию, характерную преимущественно для Российской Федерации. Дело в том, что в силу огромных расстояний регионы в стране несколько информационно изолированы друг от друга. Существующие сегодня СМИ на бумажных носителях далеко не полностью закрывают эту информационную брешь. Зато эта неразрешимая задача оказалась вполне по силам неосязаемому, но всепроникающему Интернету. Именно поэтому уже сегодня не очень существенна разница в этом плане между более финансово насыщенными центральными и остальными регионами.

 

 

 

Ещё больше впечатляют ближайшие прогнозы на развитие сети и расширение её аудитории в российских регионах. Темпы её ожидаемого роста в разы превосходят результаты даже последних рекордных лет. Кстати, скептики по этому поводу уже в который раз прогнозируют наконец-то и неминуемую кончину печатных средств массовой иформации (впрочем, надо полагать, как всегда, безосновательно).

 

 

Информация делает деньги

Наверное, дело всё-таки не в том, что одни средства массовой информации вытесняют другие, – в реальности уживаются все. Впрочем, у скептиков участь такая: им лишь бы о катастрофах поговорить. Полвека назад обещали, что умрёт кино, останется одно телевидение. Что получилось – сами видите… Просто в жизни каждое средство информации занимает свою нишу. Интернет же – как в мировой, так и в российской практике – стал для пользователей, во-первых, источником сверхоперативной информации, а во-вторых – инструментом ведения бизнеса. Раньше мы только по умным фильмам и книгам предполагали, что где-то и когда-то какая-то информация делает деньги. Теперь же своими глазами увидели ту самую информацию и своими руками пощупали те самые деньги.

Не будем ходить вокруг да около: нас интересуют те ресурсы Сети, которые помогают в бизнесе российским автомобильным перевозчикам пассажиров и грузов. Зададим самые простые вопросы: может ли рядовой российский транспортник найти в Сети партнёров по бизнесу? Для этого пойдём по самому простому пути и обратимся к услугам только одной поисковой системы (коих в Сети предостаточно) – www.yandex.ru.

Зададим поисковику простую задачу: слово «Грузоперевозки». Результат поиска: страниц – 7 311 879, сайтов – не менее 3 011, в каталоге – 231. Запросов за месяц: грузоперевозки – 46 052. Выводы из полученной информации ни здесь, ни далее делать не будем: они очевидны.

Следующая задача: «Грузовые автомобильные перевозки». Результат поиска: страниц – 337 929, сайтов – не менее 2 170, в каталоге – 7. Запросов за месяц: грузовые – 60 762, автомобильные – 199 723, перевозки – 106 119.

А как с информацией о себе и коллегах? Спросим: «Автотранспортная компания». Результат поиска: страниц – 121 876, сайтов – не менее 2 143. Запросов за месяц: автотранспортная – 8 642, компания – 758 013.

Усложним задачу (на случай, если у нас есть в распоряжении подвижной состав либо нам требуется заказать или что-то узнать о перевозках негабаритных грузов): «Перевозка негабаритных грузов». Результат поиска: страниц – 428 668, сайтов – не менее 2 193. Запросов за месяц: перевозка – 106 119, негабаритных – 1 267, грузов – 60 863.

Результаты впечатляют. Хорошо, конкретизируем задачу: «Срочная перевозка грузов». Результат поиска: страниц – 38 288, сайтов – не менее 2 590
Запросов за месяц: срочная – 15 547, перевозка – 106 119, грузов – 60 863.

А можем ли мы предложить или заказать грузоперевозки «от двери до двери»? Результат поиска: страниц – 16 478, сайтов – не менее 2 105.
Запросов за месяц: грузоперевозки – 46 052, двери – 232 243.

А найти попутный транспорт? Результат поиска: страниц – 90 586, сайтов – не менее 2 413. Запросов за месяц: попутный – 2 903, транспорт – 85 318. А присоединиться к попутной загрузке? Результат поиска: страниц – 18 860, сайтов – не менее 1 557. Запросов за месяц: попутные – 2 903, загрузки – 53 304.

А что же в отношении сборных грузов? Результат поиска: страниц – 978 088, сайтов – не менее 1 827. Запросов за месяц: сборные – 45 914, грузы – 60 863.

Теперь попробуем сменить тему. Что у нас есть о пассажирских автобусных перевозках? Результат поиска: страниц – 53 631, сайтов – не менее 2 205. Запросов за месяц: пассажирские – 16 633, автобусные – 34 656, перевозки – 106 119.

Теперь попробуем забыть о любимой истрёпанной записной книжке, исчёрканной вдоль и поперёк адресами и телефонами, отбросим в сторону вчерашнюю газету и попробуем подыскать экспедитора. Запрашиваем: «Экспедирование грузов». Результат поиска: страниц – 465 136, сайтов – не менее 1 758, в  каталоге – 51. Запросов за месяц: экспедирование – 1 928, грузов – 60 863.

Теперь сузим круг поиска – попробуем подыскать подходящий подвижной состав – что, где, почём и какого качества. Итак: «Аренда автобусов». Результат поиска: страниц – 492 223, сайтов – не менее 2 040. Запросов за месяц: аренда – 337 692, автобусов – 144 229.

Или «Аренда грузовых автомобилей». Результат поиска: страниц – 45 552, сайтов – не менее 1 336. Запросов за месяц: аренда – 337 692, грузовых – 60 762, автомобилей – 756 888.

Впрочем, с арендой мы погорячились, да и ладно: за спрос в Сети не бьют. Поинтересуемся техникой в лизинг. Итак: «Грузовые автомобили в лизинг». Результат поиска: страниц – 161 336, сайтов – не менее 1 800. Запросов за месяц: грузовые – 60 762, автомобили – 756 888, лизинг – 43 992. Или: «Автобусы в лизинг». Результат поиска: страниц – 267 356, сайтов – не менее 1 912. Запросов за месяц: автобусы – 144 229, лизинг – 43 992.

Вряд ли стоит до бесконечности видоизменять задачу поисковой системе: и без того понятно, что сегодня объём и количество предложения в мировой цифровой информационной сети разного рода товаров и услуг, равно как и спрос на них, носят некий фантастический характер. Их настолько много, что если бы кто-то рискнул попробовать выпустить этакое мировое рекламное издание на бумаге, у него просто ничего бы не вышло: такой объём работы невыполним по определению. Наша задача была простой и незатейливой – задать вопрос:

– Всё ли можно найти в Интернете?

И получить почти очевидный ответ:

– Почти всё.

– Могут ли вас там найти?

– Непременно, если вы там есть.

Мы не пытались охватить интернет-поисковиком все стороны жизни автотранспортника: журнальной площади не хватит. Очевидно и то, что не всё, что найдёт поисковик, пригодится (но уж процентов 40 – 50 наверняка можно анализировать).

Какой же отсюда напрашивается вывод?

 

Если о тебе не знают – тебя нет…

Сегодня российский рынок автотранспортных услуг переживает период небывалого подъёма. Спрос на перевозки – огромный. И в то же время перевозчику продать свои услуги достаточно дорого и системно далеко не так просто, как кажется. Потому что признаем: сегодня и рынок автоперевозок, и рынок экспедирования грузов в России, как и на всём постсоветском пространстве, находятся ещё на той стадии, которую принято именовать дикой. Международным перевозчикам в силу разных причин удалось создать определённые рычаги борьбы с демпингом. А у транспортников, которые работают исключительно внутри России, таких рычагов нет, и возникновения их в обозримом будущем не предвидится.

В то же время довольно скоро, после вступления России во Всемирную торговую организацию, приходится ожидать и прихода на внутрироссийский рынок иностранных перевозчиков (что будет хорошо алюминиевым и стальным магнатам, но вряд ли придётся по душе многим другим отраслям). Иностранные перевозчики придут сюда со своим современным подвижным составом, со своими отработанными транспортными технологиями, с имеющей богатейший опыт экспедицией, с наработанным опытом и навыком продаж своих услуг.

Есть ли всё это сегодня у российских мелких автоперевозчиков? Есть ли у них шанс не проиграть? Одна из основных проблем заключается в том, что мы по-прежнему не умеем продвигать свой продукт. Эта болезнь у нас осталась от предыдущей социально-экономической системы. Очень многие товары и услуги в СССР (как мы понимаем только сейчас, пощупав своими руками и попробовав на зуб многое из того, что хлынуло на наш рынок) были не только не худшими, но и зачастую лучшими в мире. Но умение преподнести себя, свою услугу, свой товар как были, так, за редким исключением, и остались на уровне «ниже плинтуса».

Разумеется, сегодня, как и позавчера, можно время от времени публиковать три строчки объявления в местной рекламной газете тиражом в десять тысяч экземпляров. Это ещё срабатывает и какое-то время, наверное, ещё будет срабатывать. Но беда в том, что, к примеру, питерские бизнесмены не читают самарских газет, оренбургские – хабаровских, а ростовские – смоленских и т. д.

Так что о продвижении и развитии своего транспортного бизнеса мелким транспортным компаниям, использующим исключительно дедовские информационные технологии, можно забыть.

Собственно говоря, зачем далеко ходить и долго ждать? ВТО хотя уже и не за горами, но всё же ещё не в России. Несмотря даже на сегодняшний избыток работы, мелкого перевозчика уже серьёзно потеснили на собственном рынке автотранспортных услуг не иностранные, а свои же, российские, более крупные предприятия. Они берут не только численностью подвижного состава, но и – прежде всего – организацией работы, грамотным продвижением своей услуги. Как из песни слов не выкинешь, так и из современной организации работы транспортной компании не выкинешь использование современных информационных технологий.

Размещение информации о своей услуге в мировом информационном пространстве – только часть этой работы, но очень значимая.

Да, сегодня хорошим тоном у перевозчиков считается иметь свой сайт. Это удобно и сводит к минимуму праздные или наивные вопросы, а также облегчает поиск партнёров по бизнесу. Но подчеркнём: это считается хорошим тоном прежде всего у крупных транспортных, экспедиционных и т. п. компаний, причём прежде всего в центральных регионах России.

Надеюсь, теперь понятно, зачем мы проделали этот несколько наивный на первый взгляд экскурс в Сеть. Тысячи транспортников помельче по сей день к услугам Интернета обращаются, «когда рак на горе свистнет». В то время как с поиском деловых партнёров вообще и загрузок в частности у них обстоит всё не так благополучно… Дело не только в незнании (хотя зачастую – и в нём тоже), а прежде всего в средствах и непосильных хлопотах. Согласитесь: не хватало ещё перевозчику с тремя грузовиками, где директор, он же и водитель, и главбух, нанимать веб-дизайнера и вести собственный сайт. Нет на это ни времени, ни денег.

Честно говоря, завидую ребятам, которым сегодня 15 – 20 лет: они легко общаются через Интернет, знакомятся, находят друзей и любую информацию. Им легче сжиться с современным информационным пространством, чем многим из тех, кому под и за 50. И задачи, на реализацию которых представители старшего поколения тратят часы, дни, недели, они, приступив уже к первой своей работе, будут решать за минуты – и, наверное, более эффективно.

 

Как продаться подороже?

Так уж устроен мир: если откинуть социалистическую риторику, каждый из нас, чтобы жить, должен продать свой товар или свои услуги. Желательно – продать выгоднее. Это нормально. Формулу Смита и Маркса «Деньги – товар – деньги» ещё никто не отменял. Несколько цинично, но предельно точно.

Сайт www.perevozchik.com существует уже семь лет – столько, сколько существуют журналы «Автоперевозчик» и «Спецтехника». Создавался он исключительно для интернет-поддержки этих двух изданий. Однако в последнее время такое узкое использование уже вряд ли достаточно. К уверенности о необходимости преобразования сайта www.perevozchik.com в сайт, предназначенный прежде всего для бизнес-нужд мелких и средних автотранспортных предприятий Российской Федерации, мы пришли в результате тесного общения с перевозчиками во время Первого и Второго Международного Автотранспортного Форума. К нам обращались в поиске перевозчиков и экспедиторов. Несмотря на то, что вокруг, кажется, немыслимое количество информации, конкретным людям этой конкретной информации не хватает.

И мы решили: а почему бы не сделать сайт рабочим инструментом для транспортных компаний – особенно мелких и средних? Почему не помочь им в разработке собственных сайтов? Причём это могут быть сайты-визитки или полноценные сайты с полным сопровождением, на которых будет вывешиваться конкретная информация о тех же текущих загрузках, о предложении и спросе на рынке. Это могут быть и более «навороченные» сайты, которые будут работать и в режиме обратной связи, где можно будет оформить заявку, заказ, непосредственно сделку. Тем более что подготовленных высококвалифицированных кадров в нашем Издательском Доме более чем достаточно.

И мы решили, что такая помощь будет востребована российскими автоперевозчиками. Пессимисты могут усомниться: мол, сегодня огромное количество компаний предлагает разработку сайтов. Это верно. Но никто из них не сможет продвигать сайт перевозчика при помощи двух авторитетных в своих отраслях печатных изданий – «Автоперевозчик» и «Спецтехника», имеющих к тому же и собственный раскрученный сайт. А при желании – подключить и другие средства массовой информации. Да и заявить таким образом о себе на Международном Автотранспортном Форуме, который проводится при участии Министерства транспорта РФ, АСМАП России, Российского автотранспортного союза, тоже сможет не каждый.

 

Начнём?

Именно поэтому в ближайшее время под эгидой Международного Автотранспортного Форума сайт www.perevozchik.com начинает работать в тестовом режиме как бизнес-партнёр автотранспортных компаний. И именно поэтому мы приглашаем поделиться информацией о себе, о своей деятельности перевозчиков, экспедиторов, сервисные, страховые, шинные компании, дилеров производителей автомобильной техники и комплектующих. В общем – всех, кто имеет отношение к автотранспортному бизнесу. Чтобы вы нашли друг друга. Как пел Булат Окуджава, – «…чтоб не пропасть поодиночке…».

Начнём?