Дороги "Не мытьём, так катаньем"


Решили белорусские дорожники добиться своего - влезть в кошелёк транзитного автоперевозчика, если верить рассуждениям главного технолога УВДС РУП «Белавтострада» И. Рябова, которые мы и приводим

 

Александр ЛУЦЕВИЧ

 

Ни для кого не новость, что своя рубаха – ближе к телу: греет теплее, да и по размеру в самый раз. Вот и надумали белорусские дорожники пошить её. Только для себя же самих, но никак не на простой транзитный проезжий люд. Предлог, знамо, выбрали благовидный: дескать, для интеграции белорусской системы взимания платы за проезд в общеевропейскую систему. Мол, если хотим расширить сеть платных автомобильных дорог и мостов, необходимо идти в ногу с мировыми тенденциями развития систем взимания платы за проезд, в  соответствии с которыми высокоскоростная технология взимания платы за проезд находит всё большее применение на платных дорогах различных государств. А для этого ВНЕДРИТЬ единую систему обработки всех видов карт, используемых для безналичных расчётов на базе одного устройства; ВНЕДРИТЬ на всех пунктах взимания дорожных сборов (ПВДС) цифровую систему видеонаблюдения, позволяющую значительно улучшить качество контроля и отслеживания ситуации на ПВДС по сравнению с действующей аналоговой системой видеонаблюдения и получить большой ресурс для обработки и анализа видеоматериалов; ВНЕДРИТЬ систему обслуживания держателей банковских пластиковых карточек при оплате проезда. Благое нововведение, да вот только транзит всё как-то стороной обходит. А ещё не забудем такой важный фактор, как пополнение бюджетного кармана родного отечества, который скудеет день ото дня.

 

Большие деньги на большой дороге

Прошло более десяти лет с момента введения платы за проезд по автомобильной дороге М1/Е30 Брест (Козловичи) – Минск – граница Российской Федерации (Редьки). В начале пути дорожники взялись сообща за новое, неведомое для них тогда дело. Штабом дорожной отрасли и непосредственно РУП «Белавтострада» был проделан определённый объём работы по становлению и развитию системы взимания платы за проезд. Сегодня наработана уникальная белорусская практика. Функционирующая автоматизированная система взимания дорожных сборов (АС ВДС) пока в целом даёт возможность работать без принципиальных сбоев, что позволило без нарушения производить исполнение договорных обязательств по выплате кредита Европейскому банку реконструкции и развития, выручать некоторые средства на дальнейшую модернизацию автодороги. К уникальному опыту взимания платы за проезд по М1/Е30 обращаются и партнёры по СНГ.

 

Настало время перемен

Как известно, время не стоит на месте. Уровень требований со стороны широкого круга пользователей к главной транзитной автодороге Беларуси постоянно возрастает, как и интенсивность движения по ней, в том числе и транзитного транспорта. В условиях дефицита финансовых средств специалисты нет-нет да и задумываются о расширении в не столь уж отдалённой перспективе практики взимания платы за проезд как по этой автомагистрали, так и по некоторым участкам иных автодорог и мостов Республики Беларусь.

Всё это требует совершенствования системы взимания платы за проезд. Назрела необходимость провести ряд преобразований по многим направлениям. Требуют доработки нормативно-правовая база и в первую очередь -основополагающая статья 13 Закона РБ «О дорожных фондах в Республике Беларусь» от 23 декабря 1991 г., поскольку практическая реализация её отдельных положений затруднительна. Настало время осуществить следующее:

– термины «нерезидент» и «резидент» заменить на термин «владелец (пользователь) транспортного средства»;

– ввести понятие принадлежности транспортного средства и определять её по номерному знаку ТС;

– разрешить взимать плату за проезд в любой из четырёх используемых валют независимо от принадлежности транспортного средства;

– установить тарифы за проезд для каждого ПВДС в зависимости от принадлежности и класса ТС;

– упростить систему классификации ТС (в настоящее время их класс определяется количеством осей и общей высотой); возможен переход на общепринятую во многих странах Европы систему классификации транспортных средств, где класс ТС определяется по его категории (грузовое или легковое) и количеству осей;

– сократить до минимума перечень освобождённых от платы ТС и установить простой порядок их пропуска через ПВДС (например, с помощью льготных пластиковых карточек РУП «Белавтострада»);

– рассмотреть вопросы уравнивания тарифов за проезд транспортных средств различной принадлежности, в частности, в настоящее время необходимо уравнять тарифы за проезд транспортных средств иностранных государств и Российской Федерации;

– разработать и ввести систему административных наказаний за нарушение владельцами (пользователями) ТС порядка пользования платной автомобильной дорогой.

 

Инспектор недоволен…

Современная обстановка требует внедрения новых технических решений. Интенсивность движения по автомобильной дороге М1/Е30 ежегодно растёт в среднем на 5 %, а количество полос на действующих ПВДС остаётся неизменным. Постоянно увеличивается нагрузка работы у инспекторов ПВДС, в связи с чем с их стороны растёт количество жалоб на усложняющиеся условия работы. Всё труднее становится решать кадровую проблему на ПВДС.

Основной задачей персонала является создание наиболее благоприятных условий проезда через ПВДС и недопущение очередей. В ближайшее время в связи с ростом транспортных потоков эта задача может стать неразрешимой. Необходимо решать проблему увеличения пропускной способности ПВДС. Существуют два пути её решения: увеличение количества полос движения до такого уровня, который позволит обеспечить пропуск всего потока транспортных средств без создания очередей с учётом существующей технологии взимания платы за проезд, или внедрение новых технологий взимания платы за проезд при незначительном увеличении количества полос.

Расчёты свидетельствуют, что для обеспечения взимания платы за проезд со всех владельцев (пользователей) транспортных средств необходимо на четырёх ПВДС построить дополнительно около 25 аналогичных полос с учётом перспективы на десять лет. Для строительства дополнительных полос движения в условиях действующих ПВДС потребуются большие капиталовложения (около 8 млн долларов) и значительное время (не менее трёх лет). Окупаемость данного проекта – около семи-восьми лет. При этом необходимо учесть, что на всех ПВДС создана завершённая инфраструктура без учёта наращивания мощностей в виде новых полос. В настоящее время проблематично построить даже по одной дополнительной полосе с учётом расположения всех полос и офисного здания в одну линию.

Поэтому целесообразнее обратить внимание на внедрение более производительных технологий, которые минимизируют участие персонала ПВДС в процессе взимания платы за проезд. В настоящее время такие технологии существуют и применяются на практике в других странах.

В 2004 г. было предложено внедрить новую технологию взимания платы за проезд с использованием высокоскоростной технологии без участия инспекторов ПВДС. Её суть заключается в следующем: взимание платы производится безналичным способом путём автоматического списывания тарифа за проезд в момент проезда по специальной полосе движения с любой скоростью движения без остановки. В случае если баланс счёта клиента недостаточен для такой оплаты,  компьютер полосы формирует сигнал на перенаправление транспортного средства на смежную комбинированную полосу для оплаты проезда другим способом.

 

Много и без очереди

Высокоскоростная технология взимания платы за проезд находит всё большее применение на платных дорогах различных государств. Например, в Австрии взимание платы осуществляется только с использованием данной технологии. За первое полугодие 2004 г. дорожные сборы за проезд по платным автомобильным дорогам этой страны протяжённостью чуть более 2 тыс. км составили 425 млн евро. В Словении, Италии, Франции и других странах наряду с традиционной  используется новая высокоскоростная технология на отдельно выделенных полосах. Это позволяет обслуживать большие потоки транспортных средств без создания очередей. Единственное условие для успешного функционирования данной технологии – необходимо перевести значительное количество клиентов автомобильной дороги на данный способ расчётов.

Чем раньше будет принято решение по этим вопросам, тем быстрее, думается, можно приступить к взиманию платы за проезд со всех владельцев (пользователей) транспортных средств, устранив их дискриминацию в зависимости от принадлежности. Представляется целесообразным утвердить концепции развития платных дорог и мостов в Республике Беларусь и развития автоматизированной системы взимания дорожных сборов. Это позволит целенаправленно идти вперёд и уверенно смотреть в будущее: решать задачи по увеличению дорожного фонда и, как следствие, улучшить качество белорусских автомобильных дорог и мостов.

Одной из важнейших задач развития республики является внедрение научно-технического прогресса во всех сферах деятельности. Если мы хотим расширить сеть платных автомобильных дорог и мостов, необходимо идти в ногу с мировыми тенденциями развития систем взимания платы за проезд. В странах ЕС в настоящее время наблюдаются интеграционные процессы в данной области, внедряется единый стандарт, а также общие подходы к организации и функционированию систем взимания платы за проезд (CEN/TC 278). Возможно, и нам необходимо предпринять определённые шаги для интеграции нашей системы взимания платы за проезд в общеевропейскую, объединив усилия для её реформирования.

 

Не разово, а постоянно

Если говорить о повседневной деятельности РУП «Белавтострада», то необходимо реализовать ряд намеченных мероприятий, направленных на улучшение работы действующей АС ВДС и, что особенно важно, на сокращение времени оформления транспортных средств на ПВДС. Следует провести модернизацию ПВДС «Федьковичи», «Крупки», «Редьки», заменив действующие специальные компьютерные системы (СКС) на свои – СКС ККС А-001 с программным обеспечением «Полоса» версии 1.5, имеющие много новых возможностей; внедрить более надёжные в работе бесконтактные пластиковые электронные карты (ПЭК) и постепенно вывести из обращения контактные ПЭК РУП «Белавтострада», тем самым увеличив надёжность и производительность системы безналичных расчётов; внедрить единую систему обработки всех видов карт, используемых для безналичных расчётов на базе одного устройства; ввести на всех ПВДС цифровую систему видеонаблюдения, позволяющую значительно улучшить качество контроля и отслеживания ситуации на ПВДС по сравнению с действующей аналоговой системой видеонаблюдения и получить большой ресурс для обработки и анализа видеоматериалов; внедрить систему обслуживания держателей банковских пластиковых карточек при оплате проезда.

 

***

И ещё одна проблема. В последнее время изменилась система финансирования управления по взиманию дорожных сборов РУП «Белавтострада»: оно теперь осуществляется напрямую из казначейства Министерства финансов разовыми перечислениями. Такая перемена сразу же негативно сказалась на ритмичной деятельности организации: стала ощущаться нехватка денежных средств для решения самых необходимых задач по обеспечению процесса взимания платы за проезд.