Международные перевозки "АСМАП: работа над ошибками"


 

Роман МУРАШОВ

 

Апрельское собрание автоперевозчиков Центрального федерального округа – членов АСМАП – изначально планировалось как отчётно-подготовительное накануне проведения Всероссийской конференции АСМАП и ничего экстраординарного не предвещало. В проекте решения собрания, розданном участникам при регистрации, в числе первых пунктов сплошь значились рабочие вопросы: «принять к сведению», «рекомендовать – не рекомендовать», «направить на рассмотрение», «разработать» и пр. И лишь в конце документа следовало: «Всем членам АСМАП ЦФО принять активное участие в обсуждении изменений, предлагаемых Комиссией Правления по внесению изменений в Устав АСМАП, на внеочередном съезде в октябре текущего года».

Трудно было представить, что слова «внеочередной съезд» и «изменения в Уставе» оставят людей равнодушными. В результате сценарий собрания стихийно изменился, и рабочие вопросы отошли на задний план. Сразу после отчётного выступления руководителя представительства АСМАП ЦФО Сергея Баклицкого собрание перешло к прениям.

Как оказалось, у автоперевозчиков накопилось немало претензий к администрации АСМАП России, поскольку именно она отвечает за проведение решений ассоциации международных автоперевозчиков в жизнь. Многие выступающие сетовали на то, что год от года решения собраний не находят своего практического воплощения. В течение последних трёх-четырёх лет протоколы решения собраний в той части, где записаны поручения автоперевозчиков администрации, выглядят словно переписанные под копирку. Даты меняются, а проблемы визового обеспечения остаются: по-прежнему крайне сложно, а зачастую практически невозможно российскому автоперевозчику получить долгосрочную визу в европейские страны. И речь уже не о том, чтобы администрация АСМАП нашла общий язык с зарубежными консульствами – те исполняют волю администраций своих государств и защищают свои рынки. Почему АСМАП не удаётся инициировать защитных мер со стороны государства на российском рынке международных автоперевозок? Администрация ассоциации парирует обвинение: на лоббирование принятия таких мер недостаточно средств.

Казалось бы, коллективная заправка топливом подвижного состава членов АСМАП должна происходить со значительной скидкой – перевозчики в состоянии обеспечить подтверждённый большой объём выкупаемого топлива. На деле же это не происходит. Администрация АСМАП получила упрёк в поспешности заключения и слабой проработке договорных условий с одной из нефтяных российских компаний: льготная цена литра дизельного топлива соответствовала розничной цене литра того же топлива на заправочных станциях других компаний, а в некоторых случаях и превышала её. То есть без всякого договора на других заправках можно было заправляться гораздо дешевле по розничным ценам.

Возможность коллективной закупки подвижного состава по приемлемым ценам настолько часто обсуждалась на собраниях АСМАП различного уровня, что выступающие оценили это как миф, передаваемый из уст в уста и не имеющий практического подтверждения. Дело в том, что, разместив заказ на производство определённого количества единиц подвижного состава, при оплате в рассрочку, предприятие – гарант сделки (в данном случае АСМАП) должно иметь некий материальный гарантийный фонд. В противном случае ни один автопроизводитель не примет заказ. Как следует из сопоставления этих фактов, либо нет необходимого количества желающих обновить свой подвижной состав, либо отсутствует гарантийный фонд, либо он недостаточен.

В любом случае Совет АСМАП ЦФО во главе с Валерием Алексеевым обеспокоен неисполнительностью и хроническим «безденежьем» (в то время как взносы члены ассоциации уплачивают исправно, равно как и оплачивают книжки МДП) исполнительного органа АСМАП – администрации. Совет попробовал проконтролировать административную деятельность в ассоциации, но натолкнулся на стену непонимания, поскольку Устав организации дозволяет Совету вырабатывать решения (т. е. советовать – в прямом смысле), но управлять ассоциацией не разрешает. Может быть, такая постановка вопроса правильна: есть исполнительная структура, она и осуществляет оперативное управление предприятием. Но контроль за деятельностью наёмной администрации в рамках существующего Устава членам АСМАП вести, мягко говоря, сложно.

Как одно из доказательств слабости организационной структуры – долгострой учебно-административного АСМАПовского комплекса «Олимп-2». Подрядчик, нанятый администрацией, несколько раз увеличивал смету в процессе строительства, при этом размеры самого здания не менялись – до сих пор выстроен только нулевой цикл и часть первого этажа. Смета продолжала бы расти, но Совет АСМАП ЦФО в прошлом году смог в рамках Устава наложить «вето» на продолжение строительства комплекса, чтобы совсем не обескровить организацию. С сентября 2006 г. предпринимались вялые попытки продать долгострой, но не смогли определить реальную цену – нужна объективная экспертиза. Администрация АСМАП считает, что с учётом повышения цен на московскую недвижимость, вырученная от продаж сумма сможет покрыть все убытки ассоциации, возникшие в связи с долгостроем. Но этого пока не случилось.

Собрание международных автоперевозчиков поддержало предложение совета АСМАП ЦФО о созыве в октябре 2007 г. внеочередного съезда ассоциации. Окончательное решение будет за Конференцией АСМАП, которая пройдёт в конце этого месяца.