Международные перевозки "TIR: в режиме реального времени"


Юрий Сухин: «Россия заинтересована в нормальном функционировании Конвенции МДП»

 

Александра НОВИЧКОВА

Перспективы развития системы МДП обсуждались на международной конференции «Вклад системы МДП в обеспечение безопасности торговли и транспорта», организованной по инициативе АСМАП под эгидой ВТО, ЕЭК ООН при поддержке МСАТ.

Конвенция МДП: реальность и перспективы

Россия заинтересована в нормальном функционировании Конвенции МДП. По словам президента АСМАП РФ Юрия Сухина, за последние несколько лет прирост количества оформляемых книжек МДП российскими таможенными органами и международных перевозок товаров в РФ составил 10 – 15 %. Если в мире ежегодно совершается свыше 3,5 млн перевозок по процедуре МДП, то в России – 1 млн 130 тыс. операций по книжкам МДП, что составляет третью часть мировых показателей прошлого года. В год российские перевозчики используют 500 тыс. книжек МДП, при этом количество нарушений исчисляется единицами. Так, в прошлом году было зафиксировано только семь случаев несоблюдения процедуры МДП.

 

Конвенция МДП – пока единственная глобальная процедура таможенного транзита. Она включает в себя 67 договаривающихся сторон, в том числе Европейский союз, и применяется в 55 странах. Конвенция работает над упрощением процедуры международных перевозок при одновременной защите интересов договаривающихся сторон. Она не содержит ограничений на использование видов транспорта – достаточно, чтобы какая-либо часть перевозки осуществлялась автотранспортом. При использовании контейнеров могут применяться интермодальные системы перевозок.

Представитель секретариата МДП ЕЭК ООН Константин Глухенький отметил, что в перспективе Конвенция МДП будет расширяться географически. В качестве наиболее вероятных и перспективных кандидатов на вступление в неё он назвал Китай, Пакистан и Саудовскую Аравию. В частности, в отношении вступления в Конвенцию МДП Китая все необходимые стратегические решения уже приняты, поэтому вскоре не только эта страна, но и другие государства Юго-Восточной Азии станут участниками Конвенции МДП.

За более чем тридцатилетнюю историю Конвенция МДП сформировала ряд элементов безопасности. К примеру, предварительный отбор – допуск перевозчиков к процедуре МДП. Кроме того, таможенные органы и национальные ассоциации совместно устанавливают строгие критерии допуска перевозчиков. Плюс ко всему – национальные ассоциации могут предъявлять и свои дополнительные требования к перевозчикам. Конвенция МДП также предусматривает обнаружение недобросовестных перевозчиков и лишение их книжек МДП. Информация о тех перевозчиках, которые допущены и включены в режим МДП, вносится в специальную базу данных, которая находится в Женеве и ведётся ЕЭК ООН. Она доступна в режиме он-лайн всем таможенным органам.

Одним из элементов повышения безопасности перевозок в Конвенции МДП является оборудование грузовых отделений и контейнеров для перевозок грузов под таможенными печатями и пломбами. Это делается для того, чтобы идентифицировать товары, которые помещаются в запломбированное грузовое отделение. По мере развития техники и появления новых конструкций эти правила совершенствуются. В качестве последних примеров можно назвать транспортные средства с боковыми стенками в виде штор, которые уже получили широкое распространение в европейских странах. Помимо этого, в Конвенцию МДП были включены и положения об использовании оптоволоконных тросов. Они состоят из оптических нитей, с помощью которых можно выяснить, были ли проведены какие-то манипуляции с этим тросом.

Конвенция МДП пока не устанавливает технические требования по таможенным пломбам. Однако этот вопрос уже обсуждается.

В соответствии с Конвенцией МДП документальный таможенный контроль грузов оформляется в таможне отправления, которая вправе устанавливать свои сроки доставки и маршруты перевозки. В исключительных случаях применяется таможенное сопровождение и может быть проведён досмотр товаров в пограничных таможнях.

Книжка МДП – тоже элемент безопасности, поскольку считается единым таможенным гарантийным документом, который содержит специальные защитные символы, затрудняющие его подделку.

По мнению К. Глухенького, существующие элементы безопасности Конвенции МДП необходимо развивать. В частности, нужно внедрять достижения научно-технического прогресса, повышать эффективность работы Конвенции, бороться с нарушениями таможенных правил, применять методы управления рисками и иметь предварительную информацию о товарах. Ведь если таможенные органы не обладают этой информацией, становится очень трудно применять методы управления рисками.

Несмотря на все свои преимущества, книжки МДП имеют и свои минусы. Во-первых, бумажная система отнимает много времени. Во-вторых, процедура ввода данных на пути перевозки повторяется во всех таможенных органах.

Поэтому процедуры Конвенции МДП планируется капитализировать. Работа над этим ведётся уже в течение пяти лет в рамках проекта Е-TIR. Идея состоит в том, чтобы, используя уже имеющиеся компьютерные технологии, завершить капитализацию жизненного цикла книжек МДП (процесс перевозки по процедуре МДП) до того, как таможенные органы примут их в таможне оформления, и завершится перевозка. Национальные ассоциации и международные организации – вне рамок этого проекта, потому что они уже и так капитализированы.

Сегодня таможенные органы практически всех стран применяют компьютерные системы. Однако между ними пока нет обмена централизованной информацией. Система Е-TIR как раз и будет использоваться для этого. Благодаря ей таможенные органы смогут получать предварительную информацию о товаре. Кроме того, гарантийная цепь будет подтверждать наличие гарантий по той или иной перевозке в этой системе. Если система Е-TIR будет внедрена, то гарантийная цепь получит гораздо больше достоверной информации о том, как проходит перевозка, не только с таможен назначения, но и с промежуточных. Помимо этого, будет даваться информация о завершении перевозки МДП.

По словам представителя секретариата МДП ЕЭК ООН, Конвенция МДП может облегчить процесс торговли и транспортировки и другими методами. Во-первых, путём расширения применения интермодальных конвенций МДП. Такой вид перевозки может привести к расширению географии подобных операций МДП – включить страны Чёрноморского, Средиземноморского и Балтийского регионов. Пока в отраслях морских и железнодорожных перевозок книжки МДП фактически не применяются. Обычно процедура МДП приостанавливается, если имеется участок перевозки другим транспортом. Но ничто не мешает распространить Конвенцию МДП и на эти перевозки, и в будущем, скорее всего, такая работа будет проводиться.

Конвенция МДП играет немаловажную роль и в обеспечении стабильности внешнеэкономических связей России с другими странами. Так, начальник отдела Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Министерства экономического развития и торговли РФ М. Антипов отметил стабильность внешнеэкономических связей России с другими странами. Объёмы внешней торговли общего оборота по сравнению с 2005 г. в прошлом году увеличились на 25 %. При этом импорт возрос на 30 %.

 

Совместный проект

Система контроля за книжками МДП Safe TIR также представляет собой элемент безопасности Конвенции. Она расширяет возможности таможенных органов, которые могут проверить статус той или иной книжки МДП в режиме реального времени.

В рамках конференции заместитель начальника отдела Главного научно-информационного вычислительного центра ФТС РФ Андрей Воеводин и руководитель системы МДП (МСАТ) Жан Акри представили совместный проект ФТС РФ и МСАТ «Safe TIR в режиме реального времени». Напомним, что его осуществление началось в мае прошлого года (см. «АП» № 1, 2007 г.).

Ежегодно в России прекращается более 800 тыс. операций МДП, что и послужило одной из причин создания этой системы. Она должна укрепить торговое партнёрство РФ с Европой, Азией и Ближним Востоком, сделать более тесным взаимодействие государственного и частного секторов, а также повысить устойчивость системы МДП и обеспечить безопасность.

Целью проекта является усиление контроля за перевозками по процедуре МДП путём:

– подтверждения в автоматизированном режиме статуса книжки МДП при её представлении российскому таможенному органу;

– незамедлительной передачи данных Safe TIR (в соответствии с Приложением № 10 к Конвенции МДП).

Благодаря этому проекту осуществляется взаимодействие государственного и частного секторов. Подтверждение статуса книжки МДП для государственного сектора происходит путём проверки книжки МДП в базе данных МДП МСАТ, для частного – путём предоставления компьютерного доступа к базе данных МДП МСАТ – и то и другое в режиме реального времени. Прекращение операций МДП для государственного сектора осуществляется, когда данные Safe TIR направляются незамедлительно после проставления печати в книжке МДП в таможенном органе назначения; для частного – предоставляется доступ к данным Safe TIR незамедлительно после получения их, а также подробных сведений о статусе книжки МДП.

Партнёрство государственного и частного секторов обеспечивает предупреждение мошенничества и повышение безопасности благодаря возможности раннего обнаружения, а также упрощение транзита путём совершенствования системы управления рисками и ускорения процедуры таможенного оформления на границах.

Это свидетельствует о том, что система МДП даёт немалые преимущества всем: держателям книжек МДП, таможенным органам и гарантийной цепи в целом.

 

 

Совершенствование действия инструментов управления рисками как в государственном, так и в частном секторе в ближайшем будущем будет эффективно способствовать обеспечению безопасности торговли и перевозок с использованием процедуры МДП.

 

АСМАП в системе МДП

По мнению руководителя департамента МДП АСМАП Михаила Савина, построение работы системы МДП в российской ассоциации отличается от того, как этот процесс организуется в других странах – договаривающихся сторонах Конвенции МДП, а также в иных национальных ассоциациях.

Поскольку АСМАП является гарантийным объединением Конвенции МДП на территории Российской Федерации, она выполняет определённый набор функций:

– выдаёт книжки МДП российским перевозчикам, допущенным к процедуре МДП;

– совместно с ФТС РФ проводит отбор перевозчиков, желающих получить доступ к процедуре МДП на основе требований Конвенции МДП;

– выступает в качестве поручителя перед таможенными органами России как за российских, так и за иностранных перевозчиков, допустивших нарушения в процедуре МДП на территории РФ;

– осуществляет тесное сотрудничество с национальными компетентными органами для обеспечения надлежащего использования книжек МДП и сокращения нарушений процедуры МДП в соответствии со статьёй 42-бис, вступившей в силу в соответствии с Приложением № 10 Конвенции МДП.

Процедура МДП пользуется большой популярностью у российских транспортных, экспортных и импортных компаний в сфере выполнения международных автоперевозок. По оценке АСМАП, она функционирует более чем в 80 % случаев. В представленной диаграмме можно проследить увеличение числа выдачи книжек МДП. Сегодня эти показатели адекватно отражают рост внешней торговли РФ, который в среднем составляет порядка 15 % в год. По итогам 2006 г. ассоциацией выдано почти 500 тыс. книжек МДП.

 

 

 

 

Ежегодно к системе МДП в России допускается около 150 – 170 предприятий – всего в настоящее время к ней допущено 1830 российских транспортных компаний.

– Анализ статистики ЕЭК показывает, что 1830 перевозчиков, допущенных к МДП, – это далеко не предел, и в России есть ещё огромные резервы для увеличения числа предприятий, выполняющих перевозки в системе МДП, особенно учитывая сегодняшние объёмы и темпы роста внешней торговли РФ, – отметил М. Савин. – На данный момент российский автотранспорт перевозит внешнеторговые грузы на сумму 30 млрд долларов.

В АСМАП создан Департамент МДП, который выполняет все функции, связанные с работой системы МДП (начиная с выдачи книжки и заканчивая разработкой информационных систем ассоциации, отслеживающих работу перевозчиков в системе МДП). Сегодня в Департаменте уже работает централизованная система учёта движения книжек МДП. Она охватывает практически все федеральные округа, за исключением Дальнего Востока, а также все территориальные подразделения ассоциации. При этом она осуществляет удалённое управление и контроль региональных подразделений ассоциации, в основе которых лежит универсализация работы пунктов выдачи и обеспечения пунктов выдачи информационными ресурсами.

Эта система построена на существующей в АСМАП работе по единым технологическим документам, которые применяются во всех подразделениях ассоциации. Она формирует базу данных в режиме реального времени, чем не располагают другие системы. По мнению М. Савина, реализация этих принципов позволяет обеспечить высокий стандарт уровня перевозчиков и резко повысить эффективность контроля книжек МДП, по которым работают российские перевозчики.

Архитектура системы выстроена так, что терминальный доступ обеспечивает централизованное управление по существующим в АСМАП программам. При этом используются медленные каналы связи. В случае обрыва связи происходит автоматическое восстановление соединения. Трафик печати ограничен. За счёт увеличения размеров передаваемых пакетов удалось сократить их количество. Текст отображается на экране мгновенно, а для предотвращения повторного ввода указатель мышки превращается в песочные часы.

Надёжность работы системы обеспечивают следующие параметры:

1. Отсутствие единых точек сбоя:

– построение хранилища данных MetaFrame на кластере Oracle9i RAC;

– построение сервиса терминальных лицензий Microsoft на кластере Windows 2000 Advanced Server;

– построение балансировки нагрузки между серверами фермы MetaFrame.

2. Повышенный уровень антивирусной безопасности.

3. Защита от несанкционированного вмешательства пользователя.

Сегодня российские перевозчики всё чаще просят ассоциацию открывать новые подразделения на местах, дабы сократить транспортные расходы. Решения, реализованные АСМАП, позволяют делать это в считаные дни.

– Наше последнее ноу-хау состоит в том, что мы открываем доступ к существующей в ассоциации базе данных для перевозчиков, – отметил руководитель департамента МДП АСМАП.

Благодаря системе, предложенной ассоциацией, у перевозчика появляются новые сервисные возможности. К примеру, подключение предприятия-держателя книжек МДП к системе с целью получения информации по своим книжкам МДП в режиме реального времени через Интернет по безопасному соединению. Для этого Департамент МДП и транзитных систем АСМАП разработал «Страницу держателя». В перспективе к ней будет допущено каждое российское предприятие, являющееся пользователем системы МДП. Их доступ также будет осуществляться в режиме реального времени. Доступ к данным осуществляется после установки электронного сертификата для каждого держателя.

С помощью «Страницы держателя» перевозчик может:

– упорядочить учёт своих книжек МДП на предприятии и контролировать срок действия каждой книжки МДП;

– узнать об оформлении процедуры МДП таможнями назначения через систему Safe TIR;

– планировать деятельность с помощью имеющейся в системе информации о выделенной квоте книжек МДП на предприятие и оперативно узнавать причины сокращения квоты;

– иметь информацию о возможных приостановках выдачи книжек МДП и их причинах;

– узнать, какие транспортные средства учтены в его квоте на книжки МДП;

– лучше контролировать персонал предприятия, не допуская несанкционированного получения книжек МДП.

В первом квартале этого года было проведено тестирование системы, а начало её функционирования для перевозчиков назначено на второй квартал 2007 г.

В России, в отличие от других договаривающихся сторон Конвенции МДП, очень большой процент выполнения международных перевозок на арендованном транспорте – около 50 %. Поэтому ассоциация предусмотрела ряд дополнительных требований к российским перевозчикам.

В компьютерной системе Департамента МДП и ТС используется система Safe TIR. Она интегрирована в информационную структуру Департамента МДП и ТС в режиме реального времени. При контроле каждой возвращённой книжки МДП осуществляется автоматическая сверка использованной книжки МДП с данными Safe TIR. Эта схема работы идентична как в Москве, так и в региональных филиалах АСМАП в режиме реального времени.

С 1995 г. АСМАП совместно с МСАТ и таможенными органами России реализовывали процесс передачи информации. Однако до 15 мая прошлого года он осуществлялся через Национальную гарантийную ассоциацию. Три года назад, обсудив возможности сокращения времени передачи этой информации, решили, что система должна передавать информацию непосредственно в МСАТ. И с середины мая 2006 г. этот принцип был реализован. Это повысило оперативность предоставления информации по закрытию книжек МДП в национальные ассоциации перевозчиков, и сегодня АСМАП в режиме реального времени, так же, как и другие национальные ассоциации, сверяет данные, полученные с мест, о закрытии книжки в cиcтеме Safe TIR.

Ключевым вопросом по использованию системы Safe TIR является оперативность оформления данных книжек МДП. На диаграмме проанализировано, каким образом российские таможенные органы в этом году приходят к тому, что формирование базы данных системы Safe TIR идёт в режиме реального времени. На диаграмме видно, что в 2001 г. средний срок передачи данных по всем странам-участницам составлял порядка 20 дней. В России он длился около семи дней. По итогам прошлого года он стал составлять шесть дней (во всех странах-участницах Конвенции МДП), а в России сократился до трёх дней. В начале этого года основная масса информации передаётся в режиме реального времени в течение суток с момента закрытия книжки МДП.

 

 

 

На сегодняшний день на территории России завершается более 40 % перевозок, осуществляемых российскими транспортными компаниями. Однако доля перевозчиков из соседних стран – Беларуси, Польши, Литвы, Украины, Латвии и других – тоже велика. Как уже было отмечено выше, в прошлом году было выдано 1 млн 136 тыс. книжек МДП.

В качестве ещё одного ноу-хау АСМАП М. Савин назвал некоторые аспекты превентивной работы с рисками при допуске к процедуре МДП, а именно:

– автоматизированный учёт транспортных средств и оценка рисков при использовании арендованного транспорта;

– учёт и мониторинг финансового состояния держателей книжек МДП;

– использование дополнительного страхования прямых таможенных рисков держателей.

Эти требования предъявляются не ко всем перевозчикам, а только к двум группам автопредприятий. Первая – это компании, которые используют большое количество арендованного подвижного состава. Вторая – предприятия, которые систематически не соблюдают правила работы системы МДП. Конечно, это мелкие нарушения, которые не приводят к каким-либо финансовым последствиям ни для государства, ни для гарантийных цепей. Сегодня такие требования предъявлены к 15 % держателей книжек МДП – это порядка ста предприятий.

Большое значение для ассоциации имеет работа с предуведомлениями. На диаграммах отражена статистика предъявлений в АСМАП предуведомлений и их превращение в гарантийную цепь. Четырёхлетний опыт работы ассоциации с предуведомлениями говорит о том, что при адекватном оперативном действии перевозчика и ассоциации во многих случаях предъявленные претензии можно было урегулировать на местах.

 

 

 

 

В результате превентивной работы АСМАП удалось добиться: строгого учёта и контроля соответствия держателей книжек МДП требованиям Конвенции МДП; достоверной проверки книжек МДП с использованием системы Safe TIR и при выявлении нарушений – принятия оперативных мер; существенного сокращения количества претензий по книжкам МДП российских перевозчиков. Из диаграммы видно, что количество недоставок в последние годы существенно уменьшилось.

 

 

 

Национальные ассоциации должны использовать систему превентивных мер в целях предотвращения нарушений процедуры МДП. Использование передовых информационных технологий позволяет повысить эффективность мер. Только при условии, что аналогичная работа будет проводиться во всех странах-участницах Конвенции МДП, система МДП станет стабильно функционировать и будет способствовать повышению безопасности перевозок.