Подвижной состав "FEномен на вспомогательных ролях"


Александр ТРОХАЧЁВ

 

 

Рентабельность бизнеса – два ключевых слова, не упоминаемых, но непременно подразумеваемых при заключении любого контракта на приобретение техники. Ради них транспортники обновляют и пополняют свой автопарк, корректируют финансовые планы и меняют штатное расписание. И от того, насколько верным окажется принятое решение, зависят итоговые показатели. Сегодня объект нашего внимания – новый Volvo FE.

 

Первый из ларца

Буква «Е» в индексе автомобиля ничего не означает. «Но если вам так хочется, – шутят шведы, – то можете расшифровать её как Exclusive, Excellent, Economy, Effective и далее в том же духе, мы не возражаем». 

Основоположник новой модельной гаммы, Volvo FE дебютировал поздней весной 2006 г. одновременно с Volvo FL у себя на родине – в Швеции. Похожий на FL как две капли воды, он первое время заставляет вглядываться в буквенный индекс в левом углу кабины – чтобы не перепутать. И только пристальное знакомство расставляет акценты в спецификации. Поскольку FE являет собой премьерный выход в свет самой свежей модели Volvo, о нём расскажем в первую очередь.

На российский рынок автомобиль попал спустя полгода после официального мирового дебюта. Это только подогрело интерес к нему. Между тем ориентировочная стоимость Volvo FE ожидалась со стартовой отметки в 60 тыс. евро. Сумма немаленькая, и чтобы понять её обоснованность, продукт следует узнать как можно лучше.

В прошлом году, когда автомобиль едва дебютировал на мировой арене, подробно писать о нём было делом неблагодарным. Во-первых, европейскую прессу захлестнула волна хвалебных статей, хотя реального повода для этого ещё не было – опыт транспортных предприятий просто отсутствовал. Во-вторых, желание некоторых изданий раньше конкурентов представить шведский грузовик обернулось банальным описанием продукта без аргументированного анализа его приспособленности к конкретному виду бизнеса. В-третьих, никто не спросил российских перевозчиков, насколько интересен для них этот «швед» и в каком качестве.

Теперь, когда страсти улеглись, самое время отправить машину на «рентген» и дать ей соответствующее заключение без суеты и спешки. Итак, кто вы, мистер Volvo FE?

 

Новая концепция

Нужно отдать должное шведским производителям: работая над новой моделью, они никогда не стремятся создать вещь в себе. На повестку дня встают стандарты соответствия запросам автоперевозчиков. И не каких-то абстрактных, а вполне конкретных (правда, работающих в основном в Западной Европе). В итоге получается продукт высокого качества и такой же высокой стоимости. Для российских транспортников последнее обстоятельство нередко становится непреодолимым барьером с финансовой или психологической точки зрения. Но специалисты Volvo знают, за что «просят» такую цену.

Совершенно новый FE был задуман специалистами Volvo как вспомогательный элемент для клиентов, выбирающих между моделями FL и FM. Сами шведы называют его не иначе как недостающим звеном. Не будем лукавить: сделано это не только для облегчения выбора перевозчиков, но и для увеличения продаж и рыночной доли Volvo Trucks. Ульф Андреассон, менеджер моделей FL и FE отделения производственной стратегии и планирования шведского концерна, считает, что, выпустив модель FE, Volvo предлагает то, что нужно многим современным компаниям для предоставления быстрых и эффективных транспортных услуг».

 

Область применения

Область применения FE простирается от вывоза бытовых отходов и работы на стройках до перевозки насыпных грузов и региональной доставки в сегменте 18 – 26 т. А эффективность использования автомобиля во многом зависит от правильного выбора нужной модификации.

Самый лёгкий 18-тонный двухосный вариант нетрудно представить в роли мусоровоза. Короткая колёсная база, оптимальный для установки пресса задний свес и шестиступенчатая коробка-автомат – вот что необходимо для этого автомобиля. Наличие электронного ограничителя переключателя скоростей позволяет делать частые остановки и трогаться с места без труда. При той же колёсной базе мусоровоз может быть и 26-тонным.

Создатели FE видят его и в строительной спецовке. Когда нужны среднетоннажные работы на сложных участках дорог, 26-тонный самосвал с колёсной формулой 6х4 – то, что нужно. Уверенное движение и надёжность сцепления колёс на разбитой грунтовке обеспечивает задняя тележка на параболических рессорах со стабилизатором поперечной устойчивости. Но в этом случае предпочтение отдаётся самым мощным двигателям с девятиступенчатой механической трансмиссией. На автомобиле предусмотрена коробка отбора мощности, благодаря которой можно использовать гидропривод крана-манипулятора, самосвального кузова и другого оборудования. Для строительного сектора с меньшей нагрузкой возможны также варианты грузовика с колёсными формулами 4х2 и 6х2.

Во всём диапазоне от 18 до 26 т Volvo FE может быть приспособлен для региональных грузоперевозок. Есть даже модификация, рекомендованная для доставки насыпных грузов полной массой 26 т. В этом случае правая сторона рамы не имеет вообще никакого навесного оборудования, что существенно облегчает монтаж нужного кузова.

 

Семь литров D7E

Привлекательных сторон у Volvo FE много, и одна из них – новый силовой привод. Шведы подчёркивают: принципиально новый! Сегодня это действительно один из самых современных на европейском рынке двигатель. Модель D7E представляет собой шестицилиндровый рядный турбодизель Deutz рабочим объёмом 7,2 л с системой впрыска Common Rail. И хотя мотор по сути немецкий, электронное управление всё-таки шведское. Три модификации по мощности (240, 280 и 320 л. с.) позволяют автоперевозчику осуществить оптимальный выбор в соответствии с применением.

Технические характеристики, заявленные производителем, выглядят убедительно. Они гарантируют экономичность эксплуатации машины и минимальные затраты на сервисное обслуживание. При этом специалисты подчёркивают, что максимальный эффект от использования Volvo FE можно получить при содержании автопарка из нескольких таких машин. А на примере одного автомобиля понять его эффективность в полной мере не всегда возможно.

Во время тестовых поездок за рулём нового Volvo FE в Швеции я обратил внимание на тихую работу двигателя. Неужели конструкторы пошли на оптимизацию шумоизоляции кабины, жертвуя «лишним» весом автомобиля? Ситуацию прояснил Мэтс Францен, менеджер разработки двигателей отделения производственной стратегии и планирования Volvo Trucks. Оказывается, бесшумность работающего мотора вызвана применением центрального расположения распределительного вала. Вкупе с использованием системы впрыска Common Rail это позволило сделать силовой агрегат компактным, что уменьшило возникающие вибрации. Инженеры также уверяют, что они добились хорошей экономии топлива.

Оценить способности нового мотора во всех конфигурациях мощности на различных модификациях Volvo FE удалось на фирменном полигоне компании близ Гётеборга. Я специально приготовил блокнот, чтобы делать пометки относительно положительных и отрицательных сторон конкретного автомобиля. Но, сколько я ни старался придраться к работе двигателя, упрекнуть создателей мне было не в чем. Даже 7,2 л рабочего объёма хватало для того, чтобы уверенно взять старт с места. Приличная тяговитость отмечалась даже тогда, когда автомобиль трогался в гору при полной загрузке. И это благодаря способности двигателя развивать высокий крутящий момент в широком диапазоне оборотов.

Несмотря на то, что с 1 октября 2006 г. в ЕС введены экологические нормы Евро-4, для стран, не входящих в Евросоюз, предусмотрен вариант D7E стандарта Евро-3. Это актуально, в частности, для российского рынка.

 

 

Спецификация двигателя D7E 

 

Технические характеристики

240 л. с.

280 л. с.

320 л. с.

Макс. мощность, кВт, при 2300 об/мин

177

206

235

Макс. крутящий момент, Н·м, при 1200 – 1700 об/мин

920

1050

1200

Экологический стандарт

Евро-3, -4, -5

Число цилиндров

6

Количество клапанов на цилиндр

4

Рабочий объём, дм3

7,2

Диаметр цилиндра / ход поршня, мм

108 / 130

Степень сжатия

18:1

Экономичный режим, об/мин

1200 – 1700

Мощность тормозов, кВт, при 2800 об/мин

188

Объём системы смазки, л

27,5

Объём системы охлаждения, л

21,5

 

 

 

Выбор трансмиссии

Для Volvo FE предусмотрены три модели коробок передач: шести- и девятиступенчатая механические производства фирмы ZF и шестиступенчатая автоматическая от Allison Transmission. В перспективе должен появиться свой «автомат» вроде I-Shift, но это – дело будущего. А пока каждая из предлагаемых коробок передач хороша по-своему. Однако перед покупкой машины представители фирмы рекомендуют проконсультироваться с ними на предмет максимальной эффективности для конкретных условий эксплуатации. За спрос, как известно, не бьют в нос.

Несложно догадаться, что большинство российских перевозчиков предпочтёт механическую коробку. По крайней мере, так было в ряде случаев с контрактами на покупку Volvo FL и Volvo FM. «Механика» отличается прочностью и лёгкостью в управлении, а сервопривод селектора характеризуется чёткостью переключения и малой вибрацией. Механическая КП действительно хорошо зарекомендовала себя в России, к тому же она стоит дешевле «автомата».

Традиционные для России механические КП на Volvo FE получили бесспорный плюс в виде функции Overdrive и мощного моторного тормоза. Наличие «Овердрайва» свидетельствует о том, что передаточные числа высшей передачи меньше единицы. Это означает возможность двигаться по дороге с ровным асфальтовым покрытием в экономичном режиме с минимальным расходом топлива.

«Автомат» хорош тем, что он легче механического аналога, бережёт ресурс двигателя и нередко исправляет ошибки водителя. К тому же он позволяет сосредоточиться на дорожной обстановке и делает управление автомобилем более безопасным и экономичным.

 

 

Коробки передач Volvo FE 

 

Технические

параметры

Механическая

6-ступенчатая

Механическая

9-ступенчатая

Автоматическая

6-ступенчатая

Модель

ZTO 1006

ZTO 1109

AL 306

Крутящий момент, Н·м

1050

1200

1085

Назначение

до 32 т

 до 44 т

до 30 т

Передаточные числа:

 

 

 

- 1-я передача

6.75

6.58

3.49

- 2-я передача

3.60

4.70

1.86

- 3-я передача

2.12

3.48

1.41

- 4-я передача

1.39

2.62

1.00

- 5-я передача

1.00

1.89

0.75

- 6-я передача 

0.78

1.35

0.65

- 7-я передача 

-

1.00

-

- 8-я передача 

-

0.75

-

- главная передача 

-

9.48

-

- задний ход

6.06

8.97

5.03

 

 

 

Конфигурации

Но одной коробки для удачного решения транспортных задач недостаточно. Важно ещё и не ошибиться с выбором заднего моста. Для желающих стать владельцем Volvo FE шведские инженеры подготовили четыре варианта: два одиночных моста с одноступенчатым редуктором, один одиночный с колёсным редуктором и тележкой со сдвоенным мостом. Сама тележка может оснащаться подъёмной осью с гидравлическим управлением.

На ведущих мостах Volvo FE конструкторы применили классическую главную передачу и как вариант – редукторы в ступицах колёс. Блокировку дифференциала включили в базовую комплектацию. Выбор подвески оставили за потребителем. На его усмотрение она может быть полностью рессорной, пневматической или комбинированной: спереди – параболические рессоры, сзади – воздушные баллоны. При этом пневматика передней оси возможна только на версиях с колёсными формулами 4х2 и 6х2.

Выбор заднего моста влияет и на конфигурацию шасси, которых в базовом оснащении четыре: от тягача и грузовика с неподвижным кузовом с колёсной формулой 4х2 до автомобиля-фургона и бортовой платформы с колёсными формулами 6х2 и 6х4. Список модификаций Volvo FE расширяется за счёт трёх различных вариантов высоты шасси, двух вариантов высоты рамы (266 и 300 мм) и топливных баков различной ёмкости – от 160 до 830 л из стали, пластика или алюминия.

Однако, как показывает практика, будь у компании-производителя хоть тысяча вариантов шасси, но если нет одного-единственного, актуального именно для вашего бизнеса, значит, продукт фирмы для вас не актуален. Дело, конечно, не в количестве вариантов шасси, а в возможности выбора необходимого варианта для конкретных условий перевозок.

Важно упомянуть ещё одну примечательную особенность Volvo FE. Если какое-то время шведский производитель очень щепетильно относился к установке кузовов, надстроек и специального оборудования на свои автомобили, то теперь в этом плане он стал гораздо демократичнее. Свидетельством тому – подготовка машин новой серии под самостоятельный монтаж кузовов. Для этого уже на заводе электрооборудование и бортовые приборы подготовлены к подключению систем будущей надстройки. Внутри рамы проложен жгут с проводами, так что тянуть линию в автосервисе не придётся. Ценно и то, что автомобили с конвейера имеют отверстия для установки буксирного захвата – нет нужды в кустарных условиях сверлить раму. Хорошим подспорьем являются и предусмотрительно смонтированные кронштейны: самостоятельное вмешательство не ослабит металлическую конструкцию.

Из двух десятков машин, подготовленных для тестов на полигоне Volvo Trucks, опробовать в деле удалось меньше половины. Но даже по ним можно судить о высокой манёвренности автомобилей с различным типом шасси. Во многом это заслуга нового для Volvo рулевого механизма ZF и большого угла поворота управляемых колёс – он составляет 50 градусов.

 

 

Пневмоподвеска Volvo FE

 

Высота шасси

Передняя ось,

мм

Задняя ось,

мм

CHH-STD

150 – 100

140 – 60

CHH-MED

190 – 60

140 – 60

CHH-LOW

140 – 60

140 – 60

 

Варианты возможного применения Volvo FE 

 

Характеристики

19 т

18 – 19 т

22 – 26 т

26 т

Тип автомобиля

4х2 тягач

4х2 шасси

6х2 шасси

6х4 шасси

Полная масса, т

26 – 44

26 – 44

32 – 44

32 – 44

Размер колёс, дюймов

R22.5

R22.5

R22.5

R22.5

Тип подвески: передняя/задняя

Ресс. или

пневмат.

Ресс. или

пневмат.

Ресс. или

пневмат.

Рессорная

Нагрузка на переднюю ось, т

7.1; 7.5; 8.0

7.1; 7.5; 8.0

7.1; 7.5; 8.0

7.1; 7.5; 8.0

Нагрузка на заднюю ось, т

11.5; 13.0

11.5; 13.0

19.0; 21.0

21.0

 

Всё для водителя

Плоды глобализации отразились не только на применяемости мотора и коробок передач, но и на самой кабине Volvo FE – она создана на базе кабины Renault Trucks. Её каркас делают на заводе во французском Бленвиле, а окончательную сборку осуществляют в бельгийском Генте. В отличие от кабины Renault Premium, она, по заверениям шведов, имеет дополнительное усиление каркаса. Вызвано это необходимостью соответствовать более жёстким требованиям национального законодательства Швеции по нормам пассивной безопасности.

Наружный обвес у кабины Volvo FЕ свой – от передней панели с фирменной решёткой и бампера с вертикальными фарами до боковых дефлекторов и заводского обозначения. А презентационный цвет кабин нового семейства грузовиков Volvo выбран словно с намёком: голубой металлик – как «голубая мечта» автоперевозчика.

Какой бы совершенной ни была техника, каким бы безупречным ни оказался расчёт, на экономику перевозок существенное влияние оказывает пресловутый человеческий фактор. От манеры вождения автомобиля зависит не только расход топлива, но и потребность в техобслуживании. Поэтому спокойный и ровный характер вождения обязательно даст хороший результат. А чтобы труд сидящего за рулём был производительным, кабина должна быть и просторной, и удобной. Ведь как себя чувствует водитель в плохой кабине? Он быстрее устаёт, совершает утомительные манипуляции и не так стрессоустойчив, как его коллега в добротном автомобиле. Психологи установили, что даже такие факторы, как плохая обзорность, затруднённое включение передач или жёсткое сиденье, способны снижать работоспособность автоперевозчика. Поэтому в оборудовании кабины коммерческого автомобиля мелочей не бывает.

Создатели Volvo FE приготовили три варианта кабины: дневную с максимальной полезной длиной шасси, увеличенную кабину повышенной комфортности со спальным местом для непродолжительных поездок и большую спальную с полноценным местом для отдыха при поездках на дальние расстояния.

Поскольку специфика работы Volvo FE предусматривает возможность частых остановок и покидания кабины в течение смены, разработчики постарались найти компромисс между максимальным комфортом во время движения и удобством входа и выхода. Скажу по собственному опыту: посадка и высадка водителя и его напарника не сопряжены с неудобствами. Причём занять рабочее место можно аккуратно, не испачкав брюк о грязные ступеньки. Сами ступеньки и широкие, и глубокие одновременно, в противоскользящем исполнении. Дверь в кабину распахивается на 90 градусов, а вертикальный шершавый поручень удобно перехватывать рукой при подъёме или спуске водителя. В общем, никаких претензий.

На Volvo FE сиденья имеют ту же платформу, что и на автомобилях тяжёлого класса Volvo FH и Volvo FM. Они поставляются с несколькими уровнями комфортабельности – от самого простого до усовершенствованного на пневмоподвеске. Пивной животик не мешает занять оптимальное положение за рулём, настроив рулевую колонку под себя. Обзор по зеркалам безупречный. Развёрнутый к водителю щиток приборов и расположенная в зоне вытянутой руки верхняя часть консоли с переключателями свидетельствуют о том, что тут работали специалисты в области эргономики.

Как и на других моделях Volvo, на серии FE допускается установка пневматической подвески кабины. Это особенно актуально для региональных перевозок, поскольку зачастую наличие второго водителя там не предусмотрено. Сидящему за рулём приходится за рейс проезжать по нескольку сотен километров, и права на усталость, а уж тем более – переутомление у него нет.

Для максимального соответствия запросам транспортных компаний Volvo FE выпускается с тремя типами кабин: Distribution (D), Distribution+ (D+), Vocational (V). По словам представителей компании, первая оптимальна для местной доставки грузов, вторая – для региональных перевозок, а третья – для автомобилей технического обслуживания и служб спасения.

 

Формула защиты

Инженеры позаботились о том, чтобы у сидящего за рулём FE не было головной боли относительно степени защиты и уровня безопасности. Как уже говорилось, кабина имеет дополнительные элементы усиления с целью придания большей жёсткости и сохранения жизненного пространства при опрокидывании, столкновении с другим автомобилем или неподвижным предметом, а также в случае падения груза. Любая модификация Volvo FE оборудована дисковыми тормозами, управляемыми системой EBS. Благодаря этому у машины более короткий тормозной путь и стабильное поведение при резком замедлении. Наличие EBS позволяет дополнительно интегрировать систему ESP: на скользких участках проезжей части умные «мозги» способны распознать и предотвратить ситуацию потери сцепления колёс с дорожным полотном. Достоинство EBS и в том, что она позволяет применять встраиваемую функцию помощи трогания с места на подъёме. Проще говоря, она предотвращает откат грузовика при начале движения в гору.

О противоподкатной защите Volvo FE можно не распространяться: она есть и спереди, и по бокам, и сзади. Причём не для галочки, как на некоторых других грузовиках, а для эффективного снижения тяжести последствий столкновения.

 

Основные рыночные конкуренты Volvo FE 

DAF CF

IVECO Stralis ActiveDay/ActiveTime

MAN TGM

Mercedes-Benz Axor

Renault Premium Distribution

Scania P-Series

 

 

Важные мелочи

Не имея многомесячного опыта эксплуатации, трудно быть объективным в суждениях о достоинствах и недостатках автомобиля. Особенно – с учётом российской специфики. Но некоторые замечания всё-таки напрашиваются сами собой.

Низкое расположение передних блок-фар наводит на мысль о том, что их неплохо бы защитить металлической сеткой. Причём это актуально не только для машин, которым предстоит работать на стройке. Что ни говори, но и на асфальтированных шоссе летящих из-под колёс впереди идущего транспорта камней – в избытке.

Утопленные по краям бампера противотуманки создают предпосылки для тех же проблем. Правда, конструкторы сознательно включили их в пластиковую съёмную секцию – для быстрой и удобной замены в случае повреждения. Поэтому ставить на маленькую амбразуру круглого сечения сетку вряд ли целесообразно.

Обтекатели зеркал из чёрного пластика, конечно, функциональны – им царапины нипочём. Но они скрывают подлинные габариты автомобиля и слишком заманчивы для похитителей. Не сомневаюсь, что в некоторых транспортных компаниях предпочтут самостоятельно окрасить обтекатели наружных зеркал заднего вида в цвет кабины – и заметнее, и лучше с точки зрения идентификации.

Крышка капота не имеет замка, но назвать это недостатком язык не повернётся. Что ни говори, автомобиль следует оценивать с точки зрения удобства обслуживания, а не с колокольни обеспечения антивандальных мер. Для российских условий эксплуатации у перевозчиков один выход – не оставлять автомобиль без присмотра там, где это вызовет соблазн воришек влезть в моторный отсек.

Погоня за эстетичностью не лучшим образом сказалась на форме и расположении ручек для доступа к лобовому стеклу. Понятно, что водитель не будет десятки раз в день вставать на бампер, чтобы протереть от грязи «ветровик». Но с учётом специфики российских дорог и «мокрой» погоды эту операцию волей-неволей придётся выполнять не единожды в день. И будь форма ручки другой, протирка стекла не превращалась бы в неприятную процедуру. Хорошо, если бы конструкторы учли это пожелание и придумали что-нибудь попроще и поудобнее.

Изначально подразумевается, что транспортники не будут обслуживать технику самостоятельно, а доверят это фирменным станциям и сервисным центрам. И чтобы содержание автопарка было максимально эффективным, предусмотрены различные пакеты услуг – например, такие, как Синий сервисный контракт Volvo.

 

 

Синий сервисный контракт

- Годовое обслуживание (около 100 проверочных операций);

- Базовое обслуживание (около 50 проверочных операций);

- Замена топливного фильтра;

- Замена топливного водосепаратора;

- Замена фильтра осушителя воздуха;

- Протяжка колёсных гаек;

- Регулировка клапанов и насос-форсунок;

- Замена воздушного фильтра;

- Замена регулятора зарядки;

- Замена фильтра вентиляции топливного бака;

- Замена ремня генератора и ремня вентилятора;

- Замена масла в коробке передач и мосту;

- Замена масла и фильтров в двигателе (при годовом и базовом ТО);

- Замена фильтра ГУР и фильтра кабины (при годовом ТО).

 

 

С появлением нового Volvo FE рынок получил универсальное транспортное средство для решения многопрофильных задач любой степени сложности. Российским перевозчикам он может быть интересен во всём спектре их бизнеса, пожалуй, за исключением международных перевозок на дальние расстояния. Что же касается цены, то есть такое мнение: автомобиль стоит тех денег, которые за него «просят». В конечном итоге всё зависит от возможностей предприятия и двух слов, упомянутых в начале статьи: рентабельность бизнеса. Если расчёты показывают, что в ваших условиях автомобиль хорошо «отбивается» и приносит прибыль, приобретайте его.