Презентация "Большой поход на север начинается, или Один автобус и 2,5 млрд его пассажиров"


Марина МАКСИМОВА

 

В рамках Национальной выставки Китая в России, проходившей в конце марта – начале апреля этого года в международном выставочном комплексе "Крокус Экспо", состоялась пресс-конференция компании Zhengzhou Yutong Bus Co Ltd.

 

Штрихи к портрету: цифры и факты

Китайская автобусная техника в последние годы стала привычным атрибутом российских улиц и дорог. Она потеснила мировых автогигантов и на рынках с традиционно более жёсткой конкуренцией – в странах Европы и в США. Уже и рядовой потребитель начинает понимать, что дело здесь не только в дешевизне: лучшие китайские автопроизводители вышли на тот уровень качества, который удовлетворяет и требованиям избалованных американцев и европейцев. Yutong Bus Co Ltd занимает достойное место в их ряду.

Компания была основана в 1993 г. на базе бывшей фабрики по производству автобусов города Чженчжоу. Акции компании Yutong были впервые выставлены на шанхайской фондовой бирже в 1997 г. На протяжении более десяти лет своего развития компания Yutong принимала на вооружение и использовала самые современные технологии мирового уровня, равно как и занималась собственными технологическими разработками.

К концу 2003 г. объём производства автобусов достиг 15 тыс. единиц, а продаж – 4,5 млрд юаней (примерно 562,5 млн долларов), составив долю 20 % внутреннего рынка Китая. Рост экономического индекса компании Yutong на протяжении девяти лет составлял ежегодно 50 %.

Самые популярные в производственной гамме компании – городской автобус ZK 6737 D, туристический ZK 6129 H, туристический и пригородный ZK 6119 HA и городской автобус ZK 6118 HGA.

Промышленно-коммерческий банк Китая присвоил компании Yutong сроком на восемь лет статус ААА (категорию максимального кредитования). В 2002 г. компания Yutong была признана лучшим производителем автобусов, а в 2003 г. BAAV признал компанию Yutong лучшим производителем туристических автобусов повышенной комфортности. Сегодня эта компания является крупнейшей модернизированной производственной базой в Азии. По данным государственного статистического бюро КНР, группа Yutong  занимает 324-ое место в рейтинге  500 самых крупных китайских групп предприятий и 41-ую строчку в рейтинге 500 конкурентоспособных китайских групп предприятий за 2006 г.

Yutong имеет сертификаты ISO 9001, ISO/TS 16949:2002. По данным «World Вrand Lab», Yutong – «Марка номер один 2006 года» в Китае. Комплектующие – Wabco, Allison, Cummins, Webasto, ZF, Sachs, Contitech. Единственный китайский производитель прошёл в США сертификацию «Red Dot». А автобусы, поставляемые в РФ, имеют «Одобрение типа транспортного средства».

В прошлом году доход Yutong составил 10,1398 млрд юаней, доля внутреннего рынка автобусов превысила 22 %. В 2006 г. компания экспортировала 1802 автобусов в более 20 стран и регионов. Автобусы этой марки сегодня перевозят пассажиров в России, Европе, Африке, на Среднем Востоке и в США. Крупнейшие покупатели – Казахстан, Румыния, Словакия, Алжир, Ливия, Гана, Саудовская Аравия, Иран, Объединённые Арабские Эмираты, Египет, Сирия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бруней, Гонконг, США, Ямайка, Сальвадор, Куба, Венесуэла, Чили и Перу.

За десять лет стабильного активного развития Yutong превратился в крупного международного производителя автобусов для пассажирского и общественного транспорта, туризма. Yutong работает в более чем 30 странах по всему миру и, по данным  Bus and Coach, входит в пятёрку самых продаваемых брендов в мире, уступая пальму первенства пока лишь только Mercedes-Benz:

1. Mercedes-Benz – 27 969.

2. Yutong – 20 340.

3. Tata – 14 300.

3. ПАЗ – 13 681.

4. Volvo – 9 298.

Однако основная часть продукции компании предназначена для гигантского китайского рынка. В 2006 г. здесь реализовано 72 % произведённых автобусов.

Кстати, о цифрах. В 2004 г. выпущено 17 тыс. автобусов марки Yutong, в 2005 – 20 тыс., в 2006 – 22 198 единиц. А производственная программа на нынешний год рассчитана на выпуск 30 тыс. автобусов. Сегодня с конвейера предприятия сходит около 70 автобусов в день разного класса. Как утверждает производитель, ежегодно автобусы компании Yutong преодолевают в Китае 7 млрд км. Кроме того, ежегодно объём перевозок автобусов Yutong только в Китае составляет 2,5 млрд человек.

Числом или умением?

Пресс-конференции в российской столице отличаются, мягко говоря, определённой жёсткостью журналистов. Неудивительно поэтому, что интерес к китайскому автопроизводителю был достаточно пристальным. К продукции китайского автопрома отношение в России настороженное: обжегшись на дешёвом китайском ширпотребе, по инерции «дуешь» и на все остальные товары.

Так что на конференции журналисты интересовались прежде всего надёжностью, применяемыми на Yutong технологиями, используемыми узлами и агрегатами. Общий подтекст всех вопросов можно выразить так: а сколько выдержит китайский автобус в России?

Попробуем аккумулировать основные ответы.

Численность инженерного персонала на предприятии составляет 18 % от общего количества работающих. В качестве научно-технической базы используется Государственная база автобусостроения Китая.

 Компания Yutong – первое в Китае предприятие, применившее для защиты кузова от коррозии технологию его полного фосфатирования – т. е. до полного погружения кузова в ванну с фосфорным раствором. Это защищает автобус от ржавчины на протяжении всего срока его эксплуатации.

Для обеспечения точности и высокого качества компания применяет на линиях сборки технику, использующуюся в авиапромышленности. Системы автоматизированного проектирования – автоматизированного производства (CAD/CAM) позволяют координировать ключевые моменты и сокращать сроки исследований. Введение в строй нового сборочного и сварочного оборудования обеспечивает производства всех типов деталей и совместимость производственных линий. Использование техники предотвращения растяжек обеспечивает плавность линий и хороший внешний вид лакокрасочного покрытия. Техника прокатной, точечной и защитной сварки на основе диоксида углерода улучшает качество сварки, а использование внутренней и внешней техники герметизации обеспечивает защиту от грязи и дождя.

Автоматическая линия контроля сохраняет высокое качество автобусов компании Yutong. Все типы автобусов проходят обследование на автоматической линии контроля качества, которая оснащена самыми передовыми в Китае цифровыми приборами контроля и слежения, отвечают новым государственным стандартам надёжности и соответствуют передовым мировым стандартам 1990-х годов. Новая линия контроля получила государственный сертификат первой степени. Линия компьютеризирована, и вся статистика контроля качества и её результаты могут быть собраны и распечатаны автоматически, что исключает пресловутый человеческий фактор.

Думаю, некоторые ответы стоит воспроизвести полностью.

– Какие двигатели, коробки передачи и мосты применяются при сборке автобусов Yutong?

– Двигатели Cummins мощностью от 140 до 360 л. с. Основные коробки переключения передач:  ZF S6-90, Allison T 310R , QG (китайского производства). Мосты – китайского производства, рулевое управление – ZF, сцепление – Sachs, основные элементы пневмосистемы – Wabco, пневмоподвеска – Contitech, передние и задние оси китайского производства.

– Могут ли дилеры в России и СНГ полностью обеспечить покупателей запасными частями и ремонтом? Есть ли здесь склад запасных частей?

– Склад запчастей – примерно на 3 тыс. наименований. Кстати, именно широкий ассортимент и бесперебойные поставки  запасных частей позволяет устранять поломки в кратчайший  срок и без задержек.

– Каковы сроки поставки автобусов и запчастей в Россию?

– По заказу – до трёх месяцев, но, кроме этого, практически всегда в наличии автобусы в стандартной комплектации со склада в Санкт-Петербурге.

– Удовлетворяют ли автобусы Yutong Правилам Европейской комиссии по безопасности и экологическим нормам Eвро-2, -3 и выше?

– Автобусы Yutong прошли весь комплекс испытаний, получено Одобрение типа транспортного средства. Экологическим нормам Eвро-2 и -3 соответствуют.

– Какова гарантия на автобус целиком и отдельно на кузов от сквозной коррозии?

– 12 месяцев на автобус.

– Какая сталь применяется для изготовления каркаса кузова – обычная углеродистая или легированная? Применяются ли в изготовлении кузовов нержавеющая сталь, алюминий?

– Низкоуглеродистая сталь, кузов фосфатируется. Некоторые элементы кузова изготавливаются из алюминия.

– Как осуществляется контроль качества?

– Контроль за качеством осуществляется на каждом этапе производства. Плюс окончательный контроль в цехе, оснащённом японской аппаратурой.

Автобусы, которые производятся для России, дополнительно проходят антикоррозийную обработку и имеют антигравийную защиту.

– Есть ли модели Yutong с несущим кузовом или только на шасси?

– Есть модели с полуинтегрированной рамой. Есть автобусы полностью интегрированные.

Полагаю, эти ответы развеют некоторые сомнения российских пассажирских перевозчиков.

 

Поход на Север

Однако более богатый и убедительный практический опыт эксплуатации уже есть в России. Наш журнал писал о работе автобусов Yutong в Санкт-Петербурге. Петербургская транспортная компания уже закупила более 500 автобусов этой марки и, по имеющейся у нас информации, планирует закупку ещё около двухсот пассажирских машин.

Санкт-Петербургская компания  «Сторк», официальный дистрибьютор Zhengzhou Yutong Bus Co Ltd в России, активно развивает дилерскую сеть. Подписаны дилерские контракты с компаниями в Москве, Челябинске, Казани, Перми, Чебоксарах и Самаре. На очереди – Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Омск,  Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград,   Красноярск, Краснодар, Саратов, Воронеж, Тольятти и Барнаул. Изучается возможность открытия сборочного предприятия на территории Российской Федерации.