Топливо "Воровство топлива – организованный бизнес!"


 

Станислав ЕМЕЛЬЯНОВ,

Олег МАЗАЕВ

 

Когда вы едете по городу на своей любимой легковой машине, у вас открывается масса возможностей: как провести время и потратить свои сбережения, где и как можно получить прибыль. Каждая улочка знакома и приглашает поучаствовать в её жизни. Когда же едешь на легковушке по трассе, то иногда возникает ощущение дискомфорта. Здесь столько тягачей, что кажется – этот участок земли принадлежит великанам и всё, что предлагается на нём, предназначено для них. Проезжая, мы часто не замечаем некоторых вещей, но дальнобойщик знает, что в этом месте он может пообедать, здесь поспать, тут заправиться, а здесь и подзаработать.

Речь идёт о пунктах незаконной скупки топлива, которые расположены вдоль всей трассы. Представьте себе размах этого бизнеса, если на одной из трасс расстоянием в 70 км подобных пунктов было обнаружено одиннадцать! Однако привлечь к ответственности хозяев таких предприятий практически невозможно: что возьмёшь с «неместного», который утверждает, что он – не хозяин этого заведения, а собственника не знает. Да и сообщению между такими пунктами впору позавидовать даже нашим правоохранительным органам – одного поймали, а остальных и «в чистом поле не сыскать»!

 

Солярка по дешёвке?

Что представляет из себя незаконный пункт приёма топлива? Ярких вывесок «Скупаем топливо!» на трассе не встретишь. Обычно это неприметные на первый взгляд вагоны или будки, расположенные неподалёку от трассы. Однако их выдают бочки и другие ёмкости, куда сливается купленное топливо. Размер такой ёмкости на пункте может достигать 30, а иногда и 50 м³! А ещё – канистры и ёмкости для забора небольших объёмов топлива. Для скромных продавцов-водителей имеются вёдра, для VIP-клиентов, которые продают а 500 и 1000 л, сервис по высшему классу: насосы.

Интересно то, что такой пункт незаконен в принципе: земля не частная, предприятие не зарегистрировано, налоги явно не платит, работники на таком предприятии – незваные гости без регистрации, да при этом они ещё и электричество воруют. Такая деятельность приводит и без того загрязнённые земли около трассы в совершенно «неживой вид».

Сколько можно подзаработать, создав такой пункт (оговоримся заранее: это не реклама нелегального бизнеса)? Оборот такого «милого» для водителей пункта в сутки может составлять от 10 до 20 т топлива, а порой – и больше. Стоит учесть и тот факт, что скупаемое топливо ещё и разбавляется, например, газолином. О последствиях заправки машины таким топливом знающим людям можно не рассказывать.

На что водитель только не идёт, чтобы получить дополнительный заработок! О хитростях водителей можно лекции читать и сказки-небылицы сочинять: и погода не та, и сломался, и в пробке простоял, и машина плохая, и с топливной системой не лады, и на заправкехронические недоливы, и спидометр «глючит». В итоге же страдает предприятие, которое и предоставляет работу, и за топливо платит в двойном размере, и за техническое содержание тягача отвечает.

Воровство топлива – это хорошо организованный бизнес, возникший благодаря совпадению интересов хозяев пунктов приёма топлива и водителей, которые хотят получать больше.

Водители сговариваются и с заправщиками АЗС, и даже играют на разнице в стоимости топлива за рубежом и в России.

Приведём пример. С проблемой махинаций с топливом столкнулось предприятие ООО «Трансмороз», осуществляющее перевозки в основном между Центральной Россией и странами Центральной Европы. Предприятие эксплуатирует тягачи МАN и специализируется на перевозке рефрижераторных и опасных грузов. Одна машина в год проходит в среднем 120 – 140 тыс. км. Основной объём заправок на территории России и Беларуси – 70 %; в Польше, Германии, Чехии, Австрии – 30 %.

Чтобы исключить махинации с топливом, руководство установило нормы после проверки расхода каждого автомобиля на протяжении всего рейса: 29 л на 100 км при порожнем пробеге + 0,45 л на каждую тонну груза.

В итоге был исключён лишний пробег автомобилей, на них были поставлены тахографы, контролировались время и километраж. Заправки производились исключительно по пластиковым картам, оборот наличных был исключён. Однако водители нашли выход и из этой ситуации – играли на разнице в ценах в России и в Европе. При въезде в Польшу они сами оплачивали пошлину польским таможенникам и брали чек и определённую сумму за незаправленное топливо на ближайшей заправке у оператора. Невозможно было исключить сговор с операторами заправок в Беларуси и России.

Что делать? Смириться?

Ловить каждого, когда у тебя в парке сто машин? Да и закрывать незаконные пункты приёма топлива – работа не руководителя транспортной компании.

Проконтролировать машину без ущерба для своего драгоценного времени – вполне возможно. Для того чтобы у руководства транспортного предприятия появилась возможность контролировать свои рабочие авто, компания «Омникомм Технологии» уже на протяжении девяти лет производит систему контроля расхода топлива FMS.

Примечательно то, что эту российскую систему покупают и транспортники в странах дальнего зарубежья (Аргентина, США, ЮАР, Турция, Бразилия и др.). Так что воровство топлива актуально не только для России.

Сегодня «Омникомм Технологии» – лидер по производству профессиональных систем, позволяющих контролировать расход топлива в России, и успешно осваивает рынок зарубежных стран. Интересна и другая разработка компании – высокоточный ёмкостный датчик уровня топлива. Он может устанавливаться на топливные баки любых размеров и даже на большие ёмкости с топливом. Этот датчик пользуется большим спросом среди компаний, предлагающих различные навигационные системы (хотя, конечно, его использование оптимально только в комплекте с установкой системы FMS, поскольку создавался он под неё. Только в таком сочетании возможно получение объективной информации о расходе топлива транспортным средством).

Наш журнал уже подробно описывал, что из себя представляет система контроля расхода топлива FMS (см. «АП» № 1, 2007 г.). Сейчас мы приведём опыт эксплуатации системы.

Рассказывает генеральный директор компании «Трансмороз» Светлана Железова:

– О системе контроля FMS мы слышали уже давно и присматривались к ней года два. Резкий рост цен на ДТ подтолкнул нас к установке системы контроля расхода топлива компании, о которой мы не жалеем. Установка системы на сервисной станции OmniCOMM производилась в декабре прошлого года на двух автомобилях, а окупилась она за два-три зимних месяца эксплуатации. Сегодня ею у нас оснащён весь автопарк. В количественном выражении за период окупаемости экономия топлива составила 3 – 4 л на 100 км пробега, около 10 – 15 % от общего расхода, а в стоимостном выражении для нас это выразилось в экономии средств по сравнению с прошлым годом до 20 %. Появилась также возможность отслеживать недобросовестных заправщиков на АЗС. Правда, бороться с этим оперативно нельзя – недолив выявляется только после снятия показаний   прибора. Мы информируем нашего держателя карт и просто игнорируем недобросовестную АЗС. Водителей известили об установке FMS и предложили несогласным, во избежание недоразумений и попыток влезть в систему, поискать другое место работы. Благодаря системе FMS мы пресекли не только махинации с топливом. Появилась возможность и анализировать   стиль езды, использование технических возможностей автомобилей (например, темпомат), правдивость информации от водителей о времени простоя на границе, скоростной режим и пр.

Установка таких систем целесообразна на любом виде транспорта всем организациям (кроме, конечно, тех владельцев, которые сами сидят за рулём этой машины). Для нас, помимо экономической выгоды, очень важным является исключение человеческого фактора на одном из этапов рабочего процесса.

Среди клиентов компании «Омникомм» много строительных фирм, карьеров, железнодорожных компаний и др. И везде проблема перерасхода топлива актуальна. Cмириться с этим положением дел или нет, решает руководитель…

 

Воруют одни, претензии – к другим…

– В последнее время среди наших клиентов всё больше автоперевозчиков, особенно международных, – рассказывает генеральный директор компании «Омникомм Технологии» Борис Паньков. – Это неудивительно: стоимость дизельного топлива на зарубежном отрезке перевозки составляет львиную долю расходов транспортных компаний, перевозящих российские экспортно-импортные грузы. Большой интерес к устройствам FMS российские перевозчики проявили после того, как мы подписали соглашение о сотрудничестве с компанией «Инфорком», которая осуществляет заправки автотранспорта топливом по пластиковым картам. В этом соглашении объединились интересы трёх сторон: наши, «Инфоркома», поскольку именно к нему транспортные компании предъявляют претензии за реальные и придуманные водителями недоливы, и сами перевозчики, которых нещадно обворовывают.

Такой же точки зрения придерживается и руководитель отдела по работе с клиентами компании «Инфорком» Артём Ким:

– На протяжении пятнадцати лет своей работы с клиентами «Инфорком» всё время сталкивался с перечнем одних и тех же вопросов. И главный среди них всегда один: что делать с недоливами? Компания, которая профессионально занимается танкованием топлива, не имела на него внятного ответа. А действительно – что делать? Сажать водителей? Можно попытаться, но и это в наших условиях практически нереально… В общем, не было ответа…

– С того момента, когда реализовалось сотрудничество между компаниями «Инфорком» и «Омникомм», ответ этот появился, – продолжает Артём Ким. – Эффективность нашего партнёрства наглядно подтверждает то обстоятельство, что спрос на покупку этого устройства резко пошёл вверх. Тут сказался ещё и второй фактор – то, что «Инфорком» делает своим клиентам гораздо более интересное предложение, чем банальная покупка устройства FMS. Впрочем, обо всём по порядку.

Главная маркетинговая идея заключается в том, что мы предоставляем это оборудование нашим клиентам в аренду за умеренную плату. Компания «Омникомм» уже давно устанавливает на грузовики оборудование, которое полностью контролирует оборот топлива – сколько было залито, как оно расходовалось, сливалось ли оно из бака. Вся эта информация переносится на офисный компьютер и может обрабатываться персоналом, в то время как водитель не имеет к ней никакого доступа. Несмотря на то, что компания «Омникомм» присутствует на рынке достаточно давно, действительно массовыми продажи этого оборудования именно для автоперевозчиков стали относительно недавно. Продажи были, и довольно масштабные, но так называемые чёрные ящики компания успешно продавала больше для спецтехники. Объясняется это очень просто. Во-первых, прибыльность компаний, которые пользуются спецтехникой, достаточно высока (это горно-обогатительные комбинаты, строительные компании и т. п.), так что для них затрата приблизительно в 500 евро за один комплект не представляет особых проблем. Во-вторых, данное оборудование для них является просто предметом первой необходимости, потому что проконтролировать расход топлива на экскаваторе, тракторе или асфальтоукладчике практически невозможно. Неудивительно, что оно там и пользовалось спросом.

Почему же это оборудование весьма сдержанно покупали автоперевозчики? Потому что они работают в иных условиях. Многих отпугивало то, что нужно вложить достаточно серьёзную сумму, а результат поначалу непонятен – окажется ли это контрольное устройство столь эффективным, сколь заявлено в исходных данных, будет ли оно полезным. (Между тем практика показала, что для приобретения этого устройства руководителю нужны очень крепкие нервы: когда он лишь догадывается, что у него за спиной «что-то там приворовывают», – это одно, а когда он получает первые распечатки, то своими глазами видит, что не «что-то там» и не «приворовывают»… В общем, чтобы узнать масштабы того воровства, которое происходит буквально у тебя под носом, необходимо немалое мужество…)

– Что это означает в конкретных цифрах? «Инфорком» предлагает взять в аренду с правом последующего выкупа за 50 евро в месяц оборудование, которое стоит почти 500 евро, – продолжает Артём Ким. – За квартал – 110 евро, полгода – 210 евро. Согласитесь, это посильные суммы. Даже если поставить контрольные устройства на десять автомобилей, за полгода затраты составляют около 1900 евро. Выгодность аренды заключается ещё и в том, что это оборудование можно переставлять с одного автомобиля на другой. То есть если у предприятия имеются различные типы подвижного состава и различные маршруты, то прибор не обязательно использовать постоянно на одной машине. Можно поставить его на конкретный маршрут, определить оптимальный алгоритм и т. д. Впрочем, практика показывает, что после установки прибора FMS «на пробу» перевозчики уже оставляют его на автомобилях насовсем и, как правило, оснащают приборами FMS весь свой автопарк..

Но всё это вместе взятое несопоставимо по масштабам с потерями на каждом рейсе. Берём довольно популярный маршрут: Нижний Новгород – промышленная зона Германии. Навскидку – около 5 тыс. км. Что у нас получится при расходе топлива 35 л/100 км? Получится, что за кругорейс мы израсходовали 1750 л дизтоплива. Цифра это очень условная, потому что водитель после ездки не одну печальную сказку расскажет про свою тяжкую долю и про бесчинства на дороге полицейских, весовщиков, таможенников и операторов заправок. Опыт показывает, что после установки контрольного устройства затраты на топливо сокращаются в среднем на 15 %. На кругорейсе Нижний Новгород – Германия экономия получается около 270 л. Но будем помнить, что это – не просто литры: в Европе 1 литр – это тот же 1 евро, только жидкий. Вот и получается, что за один рейс, кроме зарплаты и командировочных, в награду за тяжкую долю, дарится водителю 270 евро. На эти деньги можно оснастить целую автоколонну.

Выгодность нашего предложения заключается ещё и в том, что, даже имея парк в 50 машин, предприятие может взять в аренду десять изделий, распределив их по разным маршрутам, составить для себя картину, заложив её как алгоритм расчётов с водителями за топливо, и придерживаться их впредь. Но если компания решила использовать это оборудование постоянно, она доплачивает оставшуюся до полной стоимости разницу и оставляет его у себя. Допустим, за 210 евро она пользовалась прибором полгода, а потом решила: почему бы не доплатить оставшиеся 180 евро и не оставить его насовсем, ведь 210 уже проплачено…

Наши предложения вызвали большой интерес перевозчиков, особенно – у крупных и очень крупных компаний, у которых парк подвижного состава превышает 50, а тем более 100 машин. Это объяснимо: у них велики и затраты, и потенциальные потери. А проблема воровства топлива уж очень актуальна и болезненна…

Мы попросили Артёма помочь нам связаться с несколькими клиентами, которые пользуются прибором, чтобы узнать конкретное мнение конкретных перевозчиков.

– Давайте я не буду связывать вас, – предложил Артём Ким. При этом принтер выдал список из нескольких страниц. – Выбирайте любого – и звоните, спрашивайте. Чтобы это было более объективно.

После третьего разговора с перевозчиками мы поняли, что продолжать попытки бессмысленно: мы услышим то же самое. Например, директор транспортной компании «ТрансМет» из Таганрога Илья Людницкий и индивидуальный предприниматель из Люберец Андрей Болотов ответили на наш вопрос об эффективности применения FMS одинаково – почти дословно:

– Вопрос не в том, что мы сэкономили на топливе. И даже не в том, что наконец-то узнали, что у нас приворовывают: в принципе, каждый руководитель прекрасно понимает, что мелкое воровство у него в фирме практически неизбежно. Но размеры этого воровства, о которых узнаёшь, когда снимаешь первые показания прибора, вызывают настоящий шок! Потому что поражают масштабы этого воровства! Если раньше винили технику – в неэкономичности, заправщиков – в недоливах, то теперь понимаешь, что тебя грабили свои…