Анализ рынка "Игра на вылет, или Выдержит ли транспорт нагрузку реформ?"


 

Андрей ЛАПТЁНОК

 

Отсутствие новостей – это тоже хорошая новость. В первом квартале нынешнего года никаких новостей и неожиданностей на российском рынке не случилось: он продолжал динамично развиваться. А вместе с ним продолжал прогрессировать автомобильный транспорт России. Нагрузка на него продолжала возрастать. Пока что он с ней справляется.

 

По данным Федеральной службы государственной статистики, в январе – марте 2007 г. объём перевозок грузов с учётом работы транспорта отраслей народного хозяйства и трубопроводного составил 2039,6 млн т (99 % к уровню аналогичного периода 2006 г.), а грузооборот – 1191,4 млрд ткм  (102,7 %). Рост промышленного производства, являющийся основным фактором роста объёма грузоперевозок, в первом квартале текущего года по сравнению с первым кварталом прошлого года составил 108,4 %.

Из общего объёма перевозок доля коммерческих перевозок грузов, выполняемых всеми видами транспорта (за исключением трубопроводного и промышленного железнодорожного), в январе – марте составила 34,8 %, или 709,8 млн т (97,2 % к уровню января – марта 2006 г.). Доля коммерческого грузооборота составила 45 %, или 536,1 млрд ткм (108,7 %).

Основной вклад в прирост объёма перевозки грузов и грузооборота внёс железнодорожный транспорт.

При этом структурно основная нагрузка по перевозке грузов по-прежнему лежит на автомобилистах: доля автотранспорта в общем объёме коммерческих перевозок составила более 53 %, доля железнодорожного транспорта – 45,5 %, внутреннего водного транспорта – 0,56 %, морского – 0,78 %.

В структуре коммерческого грузооборота приоритет остаётся за железнодорожным транспортом (93,7 %), доля автомобильного транспорта здесь составила 3,1 %, а внутреннего водного – около 1 %, доля морского транспорта продолжает падать и составила всего 2,1 %.

За январь – март этого года увеличились темпы роста объёмов перевозок грузов на железнодорожном (106,5 % к уровню января – марта 2006 г.) и внутреннем водном транспорте (104,3 %), снизились – на автомобильном транспорте (объём перевозок – 90,4 %, грузооборот – 98,3 %).

Пассажирооборот всеми видами транспорта общего пользования за январь – март текущего года, по предварительным данным, составил 86,953  млрд пасс.-км, или 103,9 %  к уровню января – марта 2006 г.

Пассажирооборот за I квартал на железнодорожном транспорте составил 103,9 %, на воздушном – 119,6 % к аналогичному периоду прошлого года. Это связано с ростом доходов населения, а также с ростом деловой активности.

По данным Росстата за I квартал 2007 г., на автомобильном транспорте пассажирооборот составил к уровню I квартала 2006 г. 96,7 %.

В структуре пассажирооборота доминируют автомобильный (40,1 %) и железнодорожный транспорт (37,3 %). Доля воздушного транспорта в пассажирообороте за три месяца текущего года составила 22,6 % (за три месяца прошлого года – 19,6 %).

 

За январь – февраль 2007 г. по основным видам экономической деятельности крупных и средних организаций на транспорте и в связи получен положительный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убытки) – 100,1 млрд рублей (161,3 %).

 

Общая сумма убытков в экономике в январе-феврале 2007 г. составила 94,2 млрд. рублей (рост на 37,5 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). Удельный вес убыточных организаций в январе-феврале 2007 г. составил 34,7 % от общего числа организаций (в январе-феврале 2006 года – 38,5 %). Доля убыточных организаций на транспорте и в связи составила 46,1 %, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 42, 6%, в добыче полезных ископаемых – 41,4 %, в строительстве – 39,4%, в обрабатывающих производствах – 35,2 процента.

 

Продолжается устойчивое снижение в составе суммарной задолженности предприятий доли их просроченной задолженности. По состоянию на 1 марта 2007 г. она составила 903,3 млрд рублей, а её доля в составе суммарной задолженности – 5,8 % (на 1 марта 2006 г. – 8,2 %).

Продолжается рост задолженности по кредитам банков и займам. На 1 марта 2007 г. объём задолженности составил 7522,6 млрд рублей, в том числе просроченной – 30,6 млрд рублей. В целом доля задолженности по кредитам банков и займам в общем объёме суммарной задолженности на 1 марта 2007 г. составила, по оперативным данным, 48,8 % (на 1 марта 2006 г. – 47,7 %). Доля просроченной задолженности в общей задолженности по кредитам банков на 1 марта 2007 г. снизилась, по оперативным данным, до 0,4 % (на 1 марта 2006 г. – 1,2 %).

Размер кредиторской задолженности на 1 марта 2007 г. составил 7914,8 млрд рублей, что на 26,6 % больше кредиторской задолженности на 1 марта 2006 г.

Положительной тенденцией продолжает оставаться снижение (на 7,3 %) просроченной кредиторской задолженности 840,4 млрд рублей против 906,6 млрд рублей на 1 марта 2006 г.).

 

Суммарная задолженность предприятий и организаций в 2004 – 2007 гг. (на конец периода)

Дебиторская задолженность на 1 марта 2007 г., по оперативным данным, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года возросла на 1960,5 млрд рублей (на 30,7 %) и достигла объёма в 8341,1 млрд рублей. Доля просроченной задолженности в общем объёме дебиторской задолженности в январе – феврале 2007 г. составила 12,8 % и по состоянию на 1 марта равнялась 1071 млрд рублей.

 

Структура просроченной кредиторской задолженности по видам экономической деятельности на 1 марта 2007 г. (на 1 марта 2006 г.)

Без извозчика – никуда…

На улучшение экономических показателей автотранспортных предприятий по-прежнему оказывает влияние подъём экономики страны в целом и розничной торговли в частности. В I квартале 2007 г. розничная торговля развивалась значительно динамичнее, чем в 2006 г. Прирост оборота розничной торговли составил 13,6 % (I квартал 2006 г. – 11,1 %).

В I квартале 2007 г. зафиксирован скачок роста объёмов оборота общественного питания. Прирост оборота общественного питания по сравнению с I кварталом 2006 г. составил 14,1 %, что на 7 процентных пунктов больше соответствующего периода прошлого года.

 

Значительному росту объёма оборота розничной торговли в I квартале 2007 г. способствовало замедление роста цен на потребительские товары за соответствующий период. Так, рост цен на товары составил 1,9 %, тогда как за 2006 г. их рост составлял 4,1 %, при этом продовольственные товары подорожали на 2,6 % (2006 г. – 6,2 %), непродовольственные товары на – 1,1 % (2006 г. – 1,3 %).

Увеличение реальных располагаемых доходов населения (за январь – март 2007 г. на 13 %) и замедление роста цен на товары не только обусловило расширение оборота розничной торговли, но и создало условия для позитивных изменений в его структуре. Более низкая инфляция в сфере непродовольственных товаров, чем продуктов питания, способствовала тому, что продажа этих товаров  продолжает развиваться более динамично. Оборот непродовольственных товаров за I квартал 2007 г. увеличился на 15,3 %, тогда как продовольственных товаров – лишь на 11,7 %. В I квартале 2007 г. произошло ускорение продаж как продовольственных, так и непродовольственных товаров (в 2006 г. прирост продовольственных товаров составил 9 %, непродовольственных товаров – 13,2 %).

В структуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров стабильно занимает более половины, и за март 2007 г., как и за март 2006 г., составила 54,1 %. Это закономерно отразилось и на структуре востребованного для перевозок подвижного состава. Всё большим спросом пользуются промтоварные фургоны для внутригородских перевозок. На междугородних и международных маршрутах нагрузка сместилась с изотермических и рефрижераторных полуприцепов на тентованные.

Развитие рынка непродовольственных товаров определяется как  ростом производства и импорта товаров, так и ростом материального благосостояния населения, учитывая существенный размер стоимости товаров длительного пользования.

Наращиванию потребительского спроса на них способствовало ускорение темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения, активизация кредитования банками покупок населения. По данным выборочного обследования организаций торговли, проведённого Росстатом, удельный вес товаров, проданных в кредит, в общем объёме продаж в I квартале 2007 г. составил 14 %. Растут объёмы и таких форм торговли, как продажи по заказам, по почте, через телемагазины, компьютерные сети, их удельный вес в объёмах продаж обследованных организаций составил в I квартале 11 %. В связи с этим всё более востребованы развозные фургоны средней и малой вместимости.

 

Что везём? Как везём?

По данным выборочного обследования, проведённого Росстатом, в 2006 г. произошли изменения в ассортиментной структуре продажи непродовольственных товаров: по сравнению с 2005 г. вырос удельный вес продажи мебели и предметов домашнего обихода, малых электробытовых приборов, стеклянных изделий, столовой посуды и домашней утвари, автомобилей, оборудования для обработки информации, игр и игрушек, предметов для занятий спортом и туризмом, газет, книг и канцелярских принадлежностей, ювелирных изделий, фотографического и кинематографического оборудования, носителей для записи звука и изображения.

Увеличивающийся платёжеспособный спрос населения способствовал росту выпуска продукции российскими организациями обрабатывающих производств. Отмечается высокий темп роста производства отдельных видов мяса и мясопродуктов, который за I квартал 2007 г. составил 12,2 %, растительных и животных жиров – 15,9 %, молочных продуктов – 6 %, безалкогольных напитков – 24,6 %. Производство телевизоров цветного изображения и видеомагнитофонов возросло в 1,5 раза, машин стиральных – в 1,4 раза, прирост производства обуви составил 13,5 %, холодильников и морозильников – 16,2 %, легковых автомобилей – 13,7 %.

Однако опережающий рост доходов и спроса домашних хозяйств по сравнению с динамикой внутреннего производства продолжает покрываться за счёт наращивания импорта. Так, в феврале 2007 г. возросли поставки по импорту рыбы свежей и мороженой в 1,3 раза, кофе – в 1,3 раза, плодов цитрусовых – на 15,6 %, изделий и консервов из мяса – на 23,4 %, мяса свежего и мороженого – на 3,6 %. Из группы непродовольственных товаров по-прежнему сохраняется интерес населения к покупке импортных автомобилей, одежды трикотажной и текстильной, мебели и товаров  длительного пользования. Так, поставки обуви кожаной возросли в 2,6 раза, одежды трикотажной и текстильной – в 2 раза (по стоимости), автомобилей легковых – в 1,6 раза, мебели – в 1,6 раза (по стоимости).

В 2007 г. сохраняется тенденция опережения роста объёмов продаж торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). Их доля в структуре формирования оборота розничной торговли в марте 2007 г. составила 84,4 %, и ими обеспечен прирост оборота в I квартале 2007 г. на 18,5 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Особенностью 2007 г. является замедление продаж товаров на розничных рынках. Объём продаж товаров на розничных рынках составил в январе – марте всего 93,7 % к соответствующему периоду 2006 г., и их доля в обороте розничной торговли в марте снизилась до 15,6 % против 19,6 % в марте 2006 г.

Пока что розничные рынки формируют значительную часть оборота розничной торговли, но при этом наблюдается тенденция к снижению их доли. Так, по продовольственным товарам в 2004 г. доля рынков составляла 17,6 %, 2005 г. – 16,8 %, а в 2006 г. – 15,6 %, по непродовольственным товарам соответственно – 26, 24,5 и 22,8 %.

Число рынков за последние годы сокращается. Так, если на 1 января 2005 г. действовало  6,4 тыс. рынков, то на 1 января 2007 г. – 5,9 тыс. рынков.  Часть из них превращена в современные торговые комплексы, а другие – ликвидированы. В I квартале 2007 г. происходило дальнейшее сокращение количества рынков, и на 1 марта на территории РФ действовало 5,6 тыс. рынков.

По состоянию на 1 марта 2007 г. в среднем на всех розничных рынках не использовалось около четверти торговых мест.

Наибольшая доля рынков в обеспечении населения товарами приходится на Южный (23,8 %), Уральский (17,6 %), Центральный (18,3 %) федеральные округа, а наименьшая – на Северо-Западный федеральный округ (8,9 %). В Москве рынки обеспечивают около 20 % торгового оборота, в Санкт-Петербурге – 6,4 %.

В последние годы российские и иностранные инвесторы активно развивают торговые сети разного формата (от дискаунтеров до гипермаркетов), осуществляют экспансию во всех регионах страны. В ближайшее время эта тенденция сохранится. По оценке экспертов, торговые сети уже контролируют более 15 % (в крупных городах – до 50 %)  внутреннего рынка. Функционируют более 110 торговых сетей, работающих в разных ценовых сегментах рынка.

Тенденция роста сетевой торговли создаёт дополнительные возможности расширения рынка и даёт значительный положительный эффект. Повышается прозрачность торговых операций, выход товарооборота из тени увеличивает налоговые поступления, внедряются современные технологии. Для производителей появляются возможности увеличения объёмов реализации произведённых товаров, и расширяется география сбыта. Сетевая торговля способствует развитию конкуренции, стимулирует производителей повышать качество продаваемых товаров.

 

Почём везём?

Лидирующие позиции по объёмам платных услуг «обязательного» характера занимают услуги пассажирского транспорта и жилищно-коммунальные. Их объём по итогам 2006 г. (по предварительным данным) соответственно составил 21,3 и 23,7 % от всего объёма оказанных платных услуг населению. Несмотря на различные тенденции развития отдельных видов услуг, не происходит существенного изменения их структуры. По-прежнему более половины от общего объёма расходов населения на услуги тратится на услуги «обязательного характера», «не эластичные» к доходам населения (жилищно-коммунальные услуги, отдельные виды услуг, пассажирского транспорта и бытовых услуг).

Стабильный рост доходов населения даже в условиях роста цен и тарифов на услуги пассажирского транспорта способствовал росту объёма практически по всем видам транспорта для населения за исключением автомобильного. В результате совокупного влияния этих факторов, а также благодаря повышению качества транспортного обслуживания населения, прирост объёма услуг транспорта по итогам I квартала 2007 г. составил 3,4 %.

Несмотря на то, что удельный вес числа пассажиров, имеющих право льготного и бесплатного проезда, в общем числе перевезённых пассажиров сократился, он всё равно достаточно высок и оказывает сдерживающее влияние на увеличение темпов предоставления услуг пассажирского транспорта.

Повышению качества транспортного обслуживания населения способствовало внедрение рациональных схем городских маршрутов, оптимизация расписания движения подвижного состава, модернизация автоматизированных систем управления движением с применением радионавигационной связи для осуществления диспетчерского контроля и обеспечения безопасности перевозок, совершенствование способов информации пассажиров о режиме движения транспортных средств, остановочных пунктов и местах пересадок, использование на предприятиях пассажирского транспорта систем контроля качества на основе международных стандартов.

Услуги, «эластичные» к доходам населения, – культуры и связи, медицинские и образования – имеют стабильные темпы развития, но их доля в общем объёме изменяется незначительно.

 

Структура платных услуг (в фактически действовавших ценах, в % к итогу)

 

2005 г. 

2006 г.

(по оперативным данным)

I кв. 2007 г.

(по оперативным данным)

Платные услуги 

100

100

100

Бытовые

10

9,9

9,4

Транспортные

21,4

21,3

18

Связи

18,4

18,7

19,3

Жилищные

5,3

5,3

5,5

Коммунальные

18,7

18,4

21

Учреждений культуры

2,3

2,4

2,6

Туристские

1,5

1,5

1,1

Гостиниц и аналогичных средств размещения

2,6

2,6

2,4

Физической культуры и спорта

0,7

0,5

0,6

Медицинские

4,8

4,8

4,9

Санаторно-оздоровительные

1,6

1,5

1,2

Ветеринарные

0,2

0,2

0,2

Правового характера

2,3

2,5

2,8

Системы образования

6,7

6,8

7,4

Прочие виды

3,5

3,6

3,6

 

В среднем тарифы на перевозки грузов всеми видами транспорта (без трубопроводного) за январь – март 2007 г. выросли на 7,1 % (год назад – на 8,1 %).

В регулируемом секторе оплата за проезд на городском пассажирском транспорте за январь – март 2007 г. увеличилась в среднем на 8,3 против 10,7 % год назад. Тарифы на услуги железнодорожного транспорта за январь – март 2007 г. были повышены в среднем на 10 %, в том числе плата за проезд в поездах дальнего следования возросла на 10,7 %, проезд в пригородном поезде – на 6,8 %.

 

Динамика тарифов на платные услуги населению

 

Рост тарифов на услуги, оказываемые в нерегулируемом секторе, за три месяца с начала года был выше инфляции за этот период в связи с растущим спросом по мере роста доходов населения. По расчёту Минэкономразвития России, прирост тарифов составил в среднем 3,9 % (год назад – 3,6 %). Продолжался рост тарифов на медицинские услуги – прирост на 4,4 %, санаторно-оздоровительные услуги – на 3,7 %, бытовые услуги – на 3,9 % и др. Высокими темпами продолжала расти плата за услуги дошкольного воспитания – с начала года прирост на 5,4 % (за 2006 г. – на 28,5 %) из-за дефицита данных услуг на рынке.

 

Где берём деньги?

Экономический подъём в текущем году в первую очередь связан с существенным ускорением инвестиций в основной капитал. Во второй половине 2006 г. была преодолена пауза в восходящем тренде инвестиций, вызванная аномально суровой зимой. Если в I квартале 2006 г. валовое накопление основного капитала выросло только на 5,7 % (в годовой оценке), то в I квартале 2007 г. рост составил 19,6 %. В целом в 2007 г. валовое накопление основного капитала, по прогнозным оценкам увеличится на 12,9 % против 13,9 % в 2006 г.

Сохранение высокой динамики инвестиционных и потребительских расходов происходит даже при резком замедлении экспортных доходов при существенном замедлении физических объёмов поставок за рубеж. В целом в 2007 г. физический объём поставок товаров и услуг за рубеж вырастет, по прогнозным оценкам, на 3,8 %, в то время как в 2006 г. они увеличились на 7,2 %. Поток валюты от экспорта энергоносителей продолжает укреплять рубль и повышать конкурентоспособность импорта, что ослабляет позиции российских производителей.

 

Хождение за три моря

Темпы наращивания импорта в текущем году продолжают оставаться на высоком уровне. За январь – март 2007 г. стоимостной объём импорта товаров и услуг, по предварительной оценке, составит около 52 млрд долларов против 39,4 млрд за аналогичный период прошлого года. Ожидается, что по итогам 2007 г. рост физических объёмов импорта товаров и услуг (около 17 %) будет хотя и ниже уровня прошлого года (21,7 %), но почти в три раза выше динамики российского производства.

Экспорт товаров, по оценке Минэкономразвития, в I квартале 2007 г. по сравнению с I кварталом 2006 г. увеличился на 5,3 % (в I квартале 2006 г. рост на 34,2 %). При этом суммарный экспорт составил 71 млрд долларов, в том числе поставки в страны дальнего зарубежья – 60,6 млрд долларов (рост на 4,9 %), в страны СНГ – 10,4 млрд долларов (рост на 8,1%).

 

 

Динамика экспорта с исключением сезонной и календарной составляющих (2) и без исключения (1) (январь 1995 г. (2) – 100 %)


 

 

Доля стран дальнего зарубежья в общем объёме экспорта России уменьшилась с 85,8 до 85,4 %, стран СНГ – увеличилась соответственно с 14,2 до 14,6%.

Внешнеторговый оборот России, по оценке Минэкономразвития (по методологии платёжного баланса), в I квартале 2007 г. составил 113,4 млрд долларов, что выше уровня соответствующего периода 2006 г. на 15,2 %, в том числе со странами дальнего зарубежья – 96,4 млрд долларов (рост на 14,9 %), со странами СНГ – 17 млрд долларов (рост на 17,4 %).

В общем объёме товарооборота на долю экспорта приходилось 62,6 %, импорта – 37,4 %.

 

Снижение уровня мировых цен на нефть, значительный рост импорта, превысивший рост экспорта, привели к снижению положительного сальдо торгового баланса в I квартале 2007 г. на 21,4 % по сравнению с I кварталом 2006 г.

Покрытие импорта экспортом со странами дальнего зарубежья уменьшилось с 221,5 до 169,6 %, со странами СНГ – с 195,1 до 155,6 %.

В географической структуре внешней торговли России особое место, как крупнейший экономический партнёр страны, занимает Европейский союз. На его долю в январе – феврале 2007 г. приходилось 52,4 % российского товарооборота (в январе – феврале 2006 г. его доля составляла 55,5 %), на страны СНГ – 15,2 % (14,8 %), на страны ЕврАзЭС – 8,4 %, (7,9 %), на страны АТЭС – 18,2 % (14,8 %).

Основными торговыми партнёрами в товарообороте России из стран Европейского союза являлись: Германия – 9,4 % (10,7 %), Нидерланды – 8,9 % (8,2 %), Италия – 7,3 % (8 %), Соединённое Королевство – 2,7 % (3,8 %); из стран СНГ: Украина – 5,8 % (5,9 %), Беларусь – 4,7 % (4,8 %), Казахстан – 2,9 % (2,4 %); из стран  АТЭС: Китай – 7,1 % (6,1 %), Япония – 3,3 % (2,4 %).

Под влиянием сезонных колебаний, нестабильности политической, экономической и товарной конъюнктуры в различных регионах мира экспортная деятельность носила неравномерный характер.

 

Помесячная динамика экспортно-импортных операций в 2005 – 2007 гг. (по данным таможенной статистики, млрд долларов)

 

 

Товарооборот России со странами дальнего зарубежья в январе – феврале 2007 г. (по данным таможенной статистики) составил 56,4 млрд долларов, что выше уровня января – февраля 2006 г. на 16,2 %. Доля стран дальнего зарубежья в общем товарообороте снизилась с 85,2 до 84,8 %, в общем экспорте сократилась с 86,4 до 85,8 %, в импорте увеличилась с 81,6 до 82,7 %.

Экспорт России в страны дальнего зарубежья в январе – феврале 2007 г. увеличился на 4 %. Продолжилась тенденция снижения темпов роста российского экспорта, начавшаяся с середины 2006 г.

Состав основных экспортных позиций в страны дальнего зарубежья существенно не изменился и включает энергоносители, базовые металлы, круглый лес, пиломатериалы и продукцию химической промышленности.

 

Товарная структура экспорта России в страны дальнего зарубежья в январе – феврале 2007 г. (в январе – феврале 2006 г.)

 

 

Импорт России из стран дальнего зарубежья в январе – феврале 2007 г., по данным таможенной статистики, увеличился на 54,6 %. Рост внутреннего спроса, обусловленный увеличением доходов в условиях укрепления российского рубля, продолжил оказывать стимулирующее влияние на повышение физических объёмов ввоза практически по всему ассортименту товарной номенклатуры. Ещё одним фактором, оказавшим влияние на рост импортных поставок, стало улучшение таможенного администрирования.

 

Товарная структура импорта России из стран дальнего зарубежья  

в январе – феврале 2007 г. (в январе – феврале 2006 г.)

 

Товарооборот России со странами СНГ в январе – феврале 2007 г. (по данным таможенной статистики с учётом Беларуси) составил 10,1 млрд долларов, что выше уровня января – февраля 2006 г. на 20 %. Доля стран СНГ в общем товарообороте увеличилась с 14,8 до 15,2 %, в общем экспорте – с 13,6 до 14,2 %, в импорте – снизилась с 18,4 до 17,3 %.

 

 

Географическая структура торговли России со странами СНГ в январе – феврале 2007 г. (в январе – феврале 2006 г.)

 

 

В структуре экспорта в страны СНГ значительно снизилась доля топливно-энергетических товаров, вследствие сокращения закупок Украиной российской нефти.

 

Товарная структура экспорта России в страны СНГ в январе – феврале 2007 г. (в январе – феврале 2006 г.)

 

В структуре импорта России из стран СНГ в январе – феврале 2007 г. увеличился удельный вес машин, оборудования и транспортных средств, металлов и изделий из них, продукции химической промышленности, снизилась доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства, топливно-энергетических товаров.

Высокий внутрироссийский спрос на стальные трубы привёл к росту их импорта по стоимости в 2,1 раза, что повлияло на рост стоимостных объёмов импорта металлов и изделий из них на 81,7 %.

Импорт топливно-энергетических товаров увеличился на 33 % из-за количественного роста ввоза электроэнергии в 2,5 раза, нефти – на 18 %.

При увеличении импорта машин, оборудования и транспортных средств на 54,5 % возрос в натуральном выражении импорт легковых автомобилей – на 71,2 %, грузовых автомобилей – на 15,2 %.

Значительный рост стоимости импорта продукции химической промышленности на 57,3 % обусловлен прежде всего низкой базой сравнения (годом ранее прирост составил 5,8 %) и повышением цен по большинству товаров.

При снижении стоимости импорта продовольственных товаров на 9,3 % наиболее значительное уменьшение отмечено по физическим объёмам поставок пшеницы – в 2,8 раза, кукурузы – в 9,2 раза, масла подсолнечного – на 38,8 %. Увеличились поставки ячменя – на 46,4 %, шоколадных изделий – на 54,6 % и чая – на 7,5 %, а также плодоовощной продукции (в основном из Узбекистана из-за высокого урожая в этой стране и льготных российских железнодорожных тарифов на её перевозку). Вследствие ограничений с российской стороны и смещения спроса потребителей в России в пользу более качественных товаров из стран дальнего зарубежья уменьшился импорт мяса свежего и мороженого – на 4,4 %, мясных консервов – на 15,7 % и сахара белого – в 8,6 раза.

 

Товарная структура импорта России из стран СНГ в январе – феврале 2007 г. (в январе – феврале 2006 г.)

 

 

В поддержке экспорта товаров и услуг усилия российских властей были направлены на реализацию системы мер государственной поддержки российских экспортёров в целях повышения экспортного потенциала и роста доли высокотехнологичной и наукоёмкой продукции в общем объёме российского экспорта. Главная задача заключалась в обеспечении с помощью экономических мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности стабильности и предсказуемости режима экспорта и импорта, поддержки конкурентоспособности российских товаров и допуска их на внешние рынки, эффективного уровня защиты внутреннего рынка и российских производителей, присоединения страны к ВТО и расширения сотрудничества с другими международными организациями.

Одним из действенных механизмов поддержки экспорта является финансовая поддержка, реализуемая в настоящий момент в форме предоставления государственных гарантий и возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым российскими экспортёрами. По итогам 1 квартала 2007 г. было принято решение о возмещении 29 российским экспортёрам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам на общую сумму 1693 млн рублей из выделенных 3 млрд рублей на эти цели в федеральном бюджете.

Вместе с тем в целях дальнейшего совершенствования механизмов поддержки экспорта Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами проводит работу по сокращению перечня документов, необходимых для получения возмещений из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях (Постановление Правительства РФ от 06.07.2005 г. № 357).

 

На чём поедем?

Казалось бы, результаты продаж в прошлом году зарубежной коммерческой автомобильной техники в России должны вызывать определённую тревогу у российских автомобилестроителей. Практически все они серьёзно укрепили свои позиции на российском рынке. Не говоря уже о том, что Volvo Truck Corporacion начинает здесь строительство завода, рассчитанного на ежегодный выпуск 10 тыс. грузовиков Volvo и 5 тыс. – Renault.

 

Импорт новых тяжёлых грузовиков по брендам (2005 – 2006 гг.)

 

Импорт новых и б/у тяжёлых грузовиков в 2006 г.

 

 

Структура импорта новых тяжёлых грузовиков (всего продано 9 447 грузовиков)

 

 

 

Однако существующий сегодня на российском рынке объём транспортной работы таков, что фактический спрос на технику с трудом удовлетворяют общими усилиями российские и зарубежные автопроизводители.

Рост производства транспортных средств и оборудования в январе – марте 2007 г. составил 16,4 % по отношению к аналогичному периоду 2006 г.

Эксперты отмечают рост производства магистральных тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов (в 4,3 раза, на 20 и 11,1 % соответственно), что связано с ростом спроса со стороны ОАО «РЖД» и независимых перевозчиков на подвижной состав вследствие роста объёмов инвестиций на закупку техники, обусловленного необходимостью модернизации существующего парка. При этом по ряду сегментов железнодорожной техники отмечается некоторое насыщение рынка, а также увеличение объёмов проводимого потребителями железнодорожной техники капитального ремонта подвижного состава, что может негативно сказаться на объёмах производства в ближайшей перспективе.

Рост производства автомобилей обусловлен как увеличением производства на сборочных предприятиях, так и ростом производства на российских заводах. Указанная динамика обусловлена ростом спроса, связанным с увеличением реальных доходов населения, развитием системы кредитования, при этом увеличение спроса приводит как к росту производства российских автомобилей, так и к росту объёмов импортируемой техники.

 

 

В январе – марте 2007 г. производство грузовых автомобилей увеличилось на 28,8 %, автобусов – на 7,9 %, что обусловлено ростом платёжеспособного спроса со стороны транспортных и строительных организаций, региональных транспортных предприятий, а также закупкой техники в рамках реализации национальных проектов, при этом рост спроса отмечается как по российской, так и по импортной технике.

 

 

 

Также отмечен ускоренный рост цен на ряд инвестиционных товаров в производстве машиностроительной продукции. Так, оборудование для электроэнергетики (двигатели и турбины, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных) подорожало на 6,9 % (за 2006 г. – на 19,8 %), печей и печных горелок – 6 % (11,8 %).

В производстве автомобилей прирост цен за I квартал 2007 г. умеренный – на 2 %, поскольку он сдерживается расширением производств с иностранным капиталом. Более высокий рост цен в производстве частей и принадлежностей для автомобилей и их двигателей – на 4,3 %, резиновых шин, покрышек и камер – на 5,3 %  – в связи с отставанием предложения от спроса.

В частности, индекс производства резиновых и пластмассовых изделий за январь – март 2007 г. составил 124,1 %.

 

Выпуск основных видов продукции отрасли в январе – марте 2007 г.

Наименование продукции

2006 г.

2007 г.

2007 г. к 2006 г., в %

январь – март

в том числе март

январь – март

в том числе март

январь – март

в том числе март

Шины для грузовых автомобилей, тыс. штук

2392

946

2570

1019

107,4

107,8

Шины для легковых автомобилей, тыс. штук

6334

2420

6609

2608

104,3

107,7

 

Индекс производства пластмассовых изделий в январе – марте 2007 г. по сравнению аналогичным периодом 2006 г. составил 134,2 %.

В январе – марте 2007 г. по сравнению с январём – мартом 2006 г. производство шин для легковых автомобилей увеличилось на 4,3 %, выпуск шин для грузовых автомобилей вырос на 7,4 %.

По материалам Минэкономразвития, Росстата и ГТК РФ.