Геополитика "Семь раз отмерь"


Инна ЗАЕЦ

 

Неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры – одна из ключевых проблем восточных регионов России. Этой теме была посвящена международная конференция «Трансконтинентальная магистраль Евразия – Америка через Берингов пролив».

 

Речь шла о строительстве трансконтинентальной магистрали (ТКМ) длиной 6 тыс. км Якутск – Магадан – Анадырь – Уэлен – Ном – Фербэнкс – Форт-Нельсон с тоннелем под Беринговым проливом. Из общей протяжённости трассы 2 тыс. км пройдут по территории США, 4 тыс. – по территории России. В рамках единого транспортного коридора она объединит скоростную железную дорогу, автомагистраль, линии электропередач, газо- и нефтепроводы, а также оптоволоконные линии связи.

Подобный проект может осуществляться только в международном масштабе. Поэтому в рамках конференции планировалось подготовить обращение к президентам трёх заинтересованных стран: России, США и Канады – с предложением изучить план строительства магистрали и подписать соответствующее межгосударственное соглашение.

Ещё в мае прошлого года на пресс-конференции заместитель председателя правительства Якутии Артур Алексеев сообщил журналистам, что принято постановление «О неотложных мерах по строительству железнодорожных линий Беркакит – Томмот – Якутск», которое позволит закончить так называемую стройку века. Он рассказал, что в скором времени возможна постановка вопроса о доведении железной дороги до Берингова пролива с перспективой выхода на Аляску. Якутия может стать транзитным центром между Европой и Америкой со всеми вытекающими возможностями. Этот проект дал бы толчок развитию всех видов промышленности в регионах, особенно в Дальневосточном.

Впервые мысль связать железной дорогой Россию и Америку была высказана американским железнодорожным магнатом Эдвардом Гарриманом. Он бредил идеей создания кругосветной железной дороги, которая объединит мир посредством тоннеля под Беринговым проливом. В 1903 г. он разработал технико-экономическое обоснование своей «кругосветки», согласно которому железная дорога должна была пройти от Канска до Якутска и дальше – через Оймякон, Верхнеколымск и т. д.

Длина дороги должна была составить 5 тыс. вёрст. Со стороны правительства России ожидалась помощь в виде отчуждения части Якутии, Колымы и Чукотки на 90 лет в пользу концерна Гарримана. Для реализации проекта была даже создана акционерная компания «Транс - Аляска - Сибирь», которая начала выпуск акций для сбора средств.

Но царское правительство, оскорблённое поведением американцев (компания действовала под лозунгом «Только у Америки есть силы, чтобы освоить дикую Сибирь, до которой у России не доходят руки!»), отказалась от контакта с дельцами.

В 1908 г., уже после первой революции в России, об идее железнодорожной связи с Америкой вспоминает французский бизнесмен Лоик де Лобель, который с этой целью основал акционерную компанию с главным офисом в Нью-Йорке и филиалом в Париже. У него был несколько иной подход к этому вопросу. Главной целью было строительство прямого железнодорожного полотна, которое, пронизывая Россию, должно было соединить Париж и Нью-Йорк.

Лоик де Лобель нашёл инженеров для разработки проекта, который впоследствии был представлен российскому правительству.

В силу невыгодности и несоответствия интересам России, которая в то время слабо контролировала Дальний Восток, проект отправили в урну. Интересный факт – в этом проекте не рассматривался Якутск: железная дорога через тоннель между мысами Дежнёва и Принц Валлийский должна была выйти на Чукотку.

Исторические факты дают возможность реально оценить ситуацию – каждый преследует свои интересы. И то, что мы вернулись к этому вопросу, несколько настораживает.

Понятно, что в экономическом и промышленном планах ТКМ – недостающий элемент глобальной транспортной сети мира. Представить страшно, сколько можно будет заработать только на одном грузообороте.

ТКМ «World – Link» является технически реализуемым проектом с предварительно оценённым экономическим эффектом (ВНД > 7,5 %) при сроке окупаемости 30 лет с момента выхода на проектный грузопоток в 70 млн т в год. Общая сумма необходимых инвестиций в проект оценивается в 65 млрд долларов (в объёмах апреля 2006 г.). Ориентировочная продолжительность работ по возведению тоннеля составляет 15 – 20 лет.

Предполагается, что ТКМ «World – Link» обеспечит:

– доступ к использованию уникальных природных богатств Востока России;

– освоение крупнейшего в мире потенциала гидроресурсов Востока России;

– ежегодную экономию в размере 20 млрд долларов за счёт планируемого в рамках проекта объединения энергосистем Сибири, Дальнего Востока и Северной Америки;

– комплексный рост экономики и улучшения социально-демографических условий жизни жителей восточных регионов (70 % экспортного потенциала страны);

– территориальную целостность и стратегическую безопасность государства;

– принципиальное усиление геополитических позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мире в целом;

– позиции России как одного из ведущих игроков на мировом рынке транспортных услуг и топливно-энергетических ресурсов;

– поступление средств в государственную казну за счёт транзита грузов (более 3 % мирового грузооборота);

– импульс развития экономики не только на Восток, но и на Запад.

Если рассматривать каждый пункт отдельно, открывается очень интересная картина.

Итак, доступ к использованию природных богатств Востока России, который обладает гигантским ресурсным потенциалом (нефть, газ, крупнейшие в мире гидроресурсы, металлические руды, уголь). Понятно, почему именно он станет транзитным узлом мировой экономики. У России пока нет возможности осваивать эти ресурсы – до Востока «руки не дошли», зато у Америки всегда хватает времени и сил на освоение чужих ресурсов. И хотя ТКМ «World – Link» восторженно пропиарен, не всё так гладко, как позиционируется. Достаточно вспомнить историю с Русской Америкой.

В 1867 г. Россия продала Аляску Америке, поскольку опасалась её захвата Англией и, кроме того, была не в состоянии оградить русские владения в Америке от североамериканских зверопромышленников и контрабандистов. На тот момент в российской казне не хватало средств не то что на освоение ресурсов, но даже на благоустройство этих земель!

Приобретение Русской Америки упрочило позиции США в северо-восточной части Тихого океана, значительно облегчив их дальнейшую экспансию в этом регионе. Помимо этого, Аляска для американцев стала настоящим Эльдорадо. Вложив 7,2 млн долларов, США добилась благосостояния всей своей нации.

Ещё один интересный момент – деньги за Аляску Россия так и не получила. Значительная часть была выплачена золотом, которое погрузили на корабль «Оркней», взявший курс на Санкт-Петербург. В Балтийском море группа заговорщиков попыталась захватить золото, но потерпела неудачу, а судно по каким-то причинам затонуло вместе с драгоценным грузом.

Итак, приобретение Аляски для Америки было достаточно выгодным, но прошло много времени, её ресурсы истощились, и взоры американцев обратились на Восток.

Далее очень интересный момент – ТКМ должна обеспечить принципиальное усиление геополитических позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мире в целом. Можно сделать некоторые предположения. Первое: всё произойдёт с точностью до наоборот. На это есть свои предпосылки – Америка наращивает системы противоракетной обороны (ПРО). Возможность создания на территории бывших российских союзников противоракетных комплексов (в Польше), РЛС (в Чехии) и радара (в Венгрии) наводит на неприятные мысли.  Благодаря этой системе ПРО, вся Россия будет просматриваться до Урала. Американцы предлагают России в одностороннем порядке отказаться от стереотипов мышления эпохи «холодной войны».

Представим, что Америка, словно ангел-хранитель, попытается средствами ПРО защитить христианский мир от мусульманского, «цивилизованную» Европу от «террористической» Азии. Тогда ТМК станет для России и Америки «мировым» шагом к дружбе длиной в 6 тыс. км. Возможно, что благодаря этой трассе в отношениях между двумя странами главной составляющей будет усиление транспарентности. Но возможен и иной вариант…