Международные перевозки "Благие намерения привлекут транзит? Или опять мимо?"


 

Сергей МИХАЙЛОВИЧ

 

Президент Беларуси поручил правительству снять все искусственные препоны на пути перемещения внешнеторговых грузов через Беларусь.

Согласно заявлению Александра Лукашенко, сделанному им в послании белорусскому народу и Национальному собранию (апрель 2007 г.), «в Беларуси далеко не в полной мере задействованы имеющиеся резервы по созданию эффективной и надёжной транспортной системы, которая бы полностью удовлетворяла потребности в транспортных услугах как нашей экономики и населения, так и внешних рынков».

В связи с этим он поручил правительству выработать чёткие подходы к использованию благоприятного географического расположения страны. В первую очередь, принять меры по развитию инфраструктуры транспортных коридоров, проходящих через территорию республики, проводить взвешенную политику в области экспорта транспортных услуг. Кроме того, Совету Министров следует комплексно решить вопросы привлечения дополнительных объёмов транзитных перевозок через Беларусь.

По словам президента, для укрепления позиций белорусских международных перевозчиков на европейском рынке транспортных услуг потребуются дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, обновление парка подвижного состава, оснащение его современными транспортными средствами. Говоря о развитии придорожного сервиса, президент обратился к правительству и губернаторам:

– У вас есть этот и следующий год для того, чтобы цивилизация пришла на белорусские дороги. Привлекайте негосударственные субъекты хозяйствования.

 

***

Итак, с высокой трибуны дано «добро пожаловать» транзиту через территорию Беларуси. Только вот поедет ли международный автоперевозчик по «цивилизованным» местным дорогам, если его на протяжении нескольких лет нецивилизованными методами вынуждали сторониться белорусских таможенных пунктов пропуска? В последнее время из Беларуси приходит всё больше хороших новостей: то отменят одни ограничения для транзитного транспорта, то другие (в основном недавно введённые). Вот только энтузиазма у транзитных перевозчиков это не вызывает. Трудно назвать парадоксом то обстоятельство, что бизнесу гораздо больше нравится стабильность, а не хорошие новости как таковые. И привлекают бизнесменов почему-то те места, где годами ничего не меняется, а не те, где семь пятниц на неделе.

Чиновники белорусского Минтранса, впрочем, не унывают: во-первых, они рады очередной промежуточной победе в коридорах власти, а во-вторых, чего, мол, унывать, если и так через Беларусь за прошлый год прошло 8 млн т транзитных грузов, а через Украину и страны Балтии, вместе взятые, – всего 4 млн т. Но беда в том, что дороги и АПП по северному транзитному маршруту не выдерживают и этой нагрузки, а через РБ это идут грузы относительно недорогие – владельцы грузов хотят таковыми и остаться, а не вверять свою судьбу в руки белорусской таможни (несмотря на все заверения в наилучших намерениях, репутацию изменить трудно, и дело это долгое…).

Скорее всего, у главы белорусского государства самые лучшие намерения. Но вряд ли кому дано изменить то, что мощный класс чиновничества живёт своей жизнью, не понятной никому – ни нижестоящим, ни вышестоящим, а порой даже и самому себе…

 

А между тем…

Апрельское заседание межгосударственного совета глав правительств Евро-азиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС) закончилось полным провалом. Россия не согласилась с требованиями формирования единой энергетической политики, выдвинутыми Беларусью и Казахстаном. А казахский премьер не поддержал российские планы по созданию Таможенного союза сообщества, предложив отложить этот вопрос до тех пор, пока все страны – участницы ЕврАзЭС не станут членами Всемирной торговой организации.

В рамках заседания ЕврАзЭС белорусский вице-премьер Андрей Кобяков отметил, что никакого прогресса в создании единого транспортного пространства, а также в реализации межгосударственных отраслевых программ не наблюдается. Поэтому Беларусь отказалась подписывать девять проектов международных договорно-правовых актов.