Международные перевозки "TIR: в режиме реального времени"


 

(Окончание. Начало в «АП» № 5, 2007 г.)

 

Александра НОВИЧКОВА

 

В прошлом номере «АП» мы начали рассказ о международной конференции «Вклад системы МДП в обеспечение безопасности торговли и транспорта», которая была проведена в Москве по инициативе АСМАП под эгидой ВТО, ЕЭК ООН при поддержке МСАТ. В этом номере мы заканчиваем повествование о ней.

 

SOS для TIR?

Генеральный секретарь АСМАП Республики Молдова (AITA) В. Пендиурин рассказал о позиции Координационного транспортного совещания (КТС) стран СНГ по вопросу функционирования Конвенции МДП. Перспективы, прямо скажем, не радужные. На недавно прошедшем совещании государств-участников СНГ был поднят вопрос о сохранении Конвенции МДП, которая отвечает интересам международных автоперевозчиков стран СНГ. Для этого в ближайшее время необходимо поручить исполнительному комитету КТС СНГ обратиться в ООН, прежде всего в органы ЕЭК ООН, для того чтобы добиться взаимовыгодных отношений между странами.

Этот вопрос был поднят неслучайно. В последнее время использование книжек МДП странами Евросоюза сокращается, тогда как в странах СНГ и Азии – напротив, возрастает. По итогам прошлого года, больше всего книжками МДП пользовались в России, Украине, Беларуси и Молдове – они использовали 1 млн книжек. Что касается других стран, то в Турции, например, было использовано 800 книжек и столько же – в Болгарии и Румынии. Хотя по прогнозам, после вступления последних двух стран в Евросоюз потребление книжек МДП должно сократиться на 30 – 50 %.

В. Пендиурин также высказал своё мнение по поводу внедрения систем Е-TIR и Safe TIR. Конечно, их преимущества очевидны – переход на компьютерные технологии позволяет сократить и время, и количество ошибок, допущенных в таможнях. К тому же такие носители информации можно использовать неоднократно, в отличие от бумажного варианта документации, выданной перевозчику. Однако внедрение новых технологий не должно отбросить весь наработанный годами опыт – в частности, МСАТ, который имеет богатый опыт управления централизованной гарантийной цепью через национальные ассоциации. Внедрение электронного TIR тоже влечёт некоторые проблемы: различные сбои самой системы либо накладки по её защите. Поэтому работа с бумажным и электронным TIR должна проводиться параллельно.

 

Safe TIR: «за» и «против»

Президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Польши (ZMPD) Ян Бучек рассказал о вкладе системы МДП в обеспечение безопасности торговли и транспорта на примере этой страны.

Торговля, как известно, появилась тогда, когда возникла необходимость в обмене товарами. Сегодня этот процесс происходит на международном уровне. Поэтому появляются различные транспортные технологии, в том числе и мультимодальные перевозки. Но всё-таки дорожный транспорт сегодня занимает лидирующие позиции на мировом рынке, а грузополучатели чаще всего делают заказы именно дорожным грузоперевозчикам.

Перевозчики освобождают своего клиента от сложных и дорогих процедур гарантий на транзит, беря на себя все формальные процедуры. Это удобно заказчику, ведь грузополучатель должен быть уверен, что международный перевозчик применяет систему МДП, а значит – не является случайным и непроверенным. Если он – член ассоциации, то обязан выполнять определённые требования. Перевозчик также должен пройти процесс допуска к системе МДП, который осуществляют таможенные органы. Он обязан соблюдать все формальности, выполнять инструкции и т. д. Поэтому перевозчик, прежде чем стать пользователем системы МДП, должен пройти тщательную проверку. И если он в прошлом был замечен в недобросовестности (например, занимался контрабандой или не рассчитывался с гарантийным или таможенными органами), то, конечно, он останется «за бортом» Конвенции, не пройдя даже первую проверку. Кроме того, пользователем системы МДП может быть только перевозчик с хорошей репутацией, который должен проходить обязательную учебную подготовку по TIR. А благодаря системе страховок и гарантий он практически полностью отвечает за все отклонения от процедуры своим имуществом.

По словам Я. Бучека, на сегодняшний день в Польше в системе МДП задействованы только перевозчики с хорошим имиджем. Они не пытаются обходить законы, а стараются выполнять все процедуры. Следует отметить, что товар перевозится только по территории стран-участниц Конвенции МДП. Поэтому в случае нестандартной ситуации, к примеру, когда груз потерян или похищен, незамедлительно начинается его поиск.

Конечно, заказчики хотят, чтобы их товар попал в надёжные руки. Президент ZMPD отметил, что процесс поиска товара или нарушителя как такового должен начинаться как можно раньше, чтобы предотвратить криминал. В этом и заключается основное преимущество системы Safe TIR по сравнению с другими процедурами.

Польша тщательно следит за процессом использования книжек МДП, отслеживает все процедуры, и нарушения снижены практически до нуля: в настоящий момент коэффициент нарушений составляет 0,045 %. Это, безусловно, очень хороший показатель. Конечно, на достижение этой цели можно тратить меньше времени, чем сейчас, но для этого, по мнению Я. Бучека, нужно искоренить существующие недостатки в работе таможенных органов. И такая возможность уже есть благодаря современной электронной технике. Однако в этом вопросе польский ZMPD сталкивается с некоторыми проблемами.

– Нам непонятно, почему некоторые западные таможенные администрации, в том числе польские, не хотят сотрудничать с нами и не воспринимают систему Safe TIR как надёжный, успешно функционирующий инструмент. Safe TIR повышает безопасность международной торговли и международных перевозок. Однако для этого необходимо, чтобы эта система была признана во всех странах-участницах Конвенции. Этого от нас ожидают наши партнёры и наша торговля, – заключил президент ZMPD.

 

БАМАП бдит

Президент БАМАП Николай Боровой напомнил участникам конференции о том, что генеральная ассамблея МСАТ приняла решение о проведении на территории таких стран, как Россия, Украина, Беларусь и Казахстан, превентивных мероприятий, которые будут направлены на укрепление позиции МДП. Причиной тому послужило большое количество недоставок грузов на их территории. Поэтому ассоциации этих стран вынуждены принимать ряд соответствующих превентивных мер.

В Беларуси было принято постановление, которое обязывает предприятия, работающие по процедуре МДП, представлять ежегодный финансовый отчёт, о своей деятельности, и только тогда они могут осуществлять международные перевозки. В результате 1200 предприятий республики доказывают свою финансовую состоятельность для получения допуска к процедуре МДП.

Предъявляются условия и по другим направлениям, в частности, связанным с качеством подготовки персонала предприятия: каждый водитель, который допускается к процедуре МДП, должен пройти обучение по спецпрограмме, согласованной с таможенным комитетом, после чего получает соответствующее удостоверение. По словам Н. Борового, в Республике Беларусь проводятся экзамены на базе учебных центров, что позволяет установить степень подготовленности водительского персонала к международным перевозкам. Аналогичным испытаниям подвергаются и менеджеры транспортных предприятий, которые отвечают за управление системой МДП на них.

В отличие от других стран СНГ, в Беларуси было принято постановление правительства, согласно которому на БАМАП возложена функция принятия окончательного решения по допуску автотранспортных предприятий к системе МДП.

Другой составной частью работы БАМАП стала организация оперативного выявления нарушений и принятия мер по их устранению. Белорусская ассоциация во взаимодействии с таможенными органами создала систему оперативного получения информации таможенной процедуры МДП РБ не только белорусских, но и иностранных перевозчиков. Обнаружив нарушение процедуры МДП, таможенные органы производят его оформление (составляют соответствующий протокол). В течение двух дней после составления копия этого протокола направляется в БАМАП, где применяются меры (начинают требовать объяснительные, составлять соответствующие документы, проводить расследования по случаю такого нарушения). В соответствии с условиями соглашения об информационном обмене, которое заключено между БАМАП и ГТК РБ, ассоциация ежедневно получает информацию из центральной минской таможни.

– Надо сказать, что на первом этапе, в 2003 – 2004 гг., за счёт мониторинга, связанного с допуском к системе МДП, подтверждения финансовой устойчивости, а также оперативного выявления нарушений процедуры МДП, мы вынуждены были не лишить допуска к системе МДП 800 перевозчиков, – отмечает президент БАМАП.

Информация о нарушениях, зафиксированных на территории РБ, а также допущенных белорусскими перевозчиками на территории других государств, вносится в базу данных ассоциации.

По мнению Н. Борового, все принимаемые меры позволяют ассоциации оперативно реагировать на допущенные нарушения таможенных правил. Поэтому в заключение своего выступления он рассказал о результатах работы ассоциации. В 2005 – 2006 гг. белорусскими таможенными органами к БАМАП официально предъявлена только одна претензия. То есть фактически на территории РБ отсутствуют нарушения таможенных правил на протяжении последних двух лет.

 

За всё ответит заказчик

В свете событий, которые в последнее время происходят, для автоперевозчиков стран СНГ Латвия начинает ассоциироваться с многокилометровыми очередями на российско-латвийской границе. Периодически просматривая новостную ленту, понимаешь, что «покой нам только снится». То очереди уменьшаются, то вновь разрастаются. Своё мнение по этому поводу выразил генеральный секретарь Latvijas Auto П. Грошев.

Конечно, подобная ситуация отражается и на экономике автотранспортных компаний, чей транспорт следует через российско-латвийскую границу, и, в конечном счёте, на экономике потребителя. П. Грошев рассматривает эту проблему с разных сторон. Во-первых, структура погранпереходов и их мощность не соответствуют росту товарооборота, который наблюдается в последнее время. Аналогичная ситуация складывается и в Финляндии, и в Эстонии.

Из Латвии идёт большой транзитный поток. Поэтому российское и латвийское правительства предпринимают шаги для того, чтобы расширить и укрепить материальную базу переходов и организацию зон для прибывающих автомобилей. Ведь простои в очередях могут доходить до трёх или четырёх суток.

Во-вторых, благодаря системе МДП можно добиться ускорения пересечения границ. Например, если изначально известно, что данное транспортное средство опломбировано, все документы в наличии, то контроль будет осуществляться максимально быстро. Однако на российско-латвийской      границе участились случаи проведения контрольных операций – от чисто документальных до досмотров, выгрузки и пересчёта. И если перевозчик имел несчастье указать, что он принял груз без возможности пересчёта, то вероятность досмотра его транспортного средства становится 100-процентной. Получается, что в то время как пропускная способность погранпереходов и так используется полностью, появляются ещё и дополнительные операции, которые должны проводиться в пункте назначения, поскольку ТС идёт по плану и уже прошло какие-то проверки при открытии Конвенции с одной стороны пограничного пункта.

Генеральный секретарь Latvijas Auto также выразил давно сформировавшееся общее мнение о том, что все таможенные операции на таможенном пункте доставки должны выполняться в присутствии клиента. Именно он должен объяснять и доказывать, почему товар не тот, а не перевозчик, который реально не владеет этой информацией. Впрочем, для этого необходимо либо пересмотреть условия пользования системой МДП, либо становиться пользователями другой системы.