Обзор рынка "Цены на ДТ: шаг вперёд, полшага назад"


Внутренний спрос в России на дизтопливо растёт. Цена – тоже…

 

Олег ЖАРКО

 

Прогнозирование цен на топливном рынке – занятие любопытное, но ненадёжное: уж слишком много непредвиденных ситуаций могут вызвать их рост. В то время как снижение цен происходит куда реже: производители и трейдеры в России опасаются «откатываться» назад, предпочитая сохранять за собой некий «запас прочности». От этого создаётся иллюзия более высокой стабильности на внутреннем топливном рынке страны.

Зима уже миновала, так что её влияние на мировые цены топлива пока можно не принимать в расчёт. Но и без зимнего фактора субъективных составляющих остаётся немало: не будет ли штормов в Мексиканском заливе, не устроят ли пару-тройку терактов в Нигерии, не подорвут ли иракские партизаны ещё один нефтепровод, ведущий к Персидскому заливу.

Странное дело: казалось бы, какое дело российскому автотранспортному предприятию, которое работает на плече Омск – Актюбинск, до штормов в Мексиканском заливе? В общем-то, никакого, но вот внутренняя цена на дизельное топливо в России от этого почему-то зависит.

И с какими призывами ни обращаются власти к нефтетрейдерам, мировые цены на топливо их сильно смущают (тем более что обращения эти носят скорее декларативный характер: государство ведь тоже не остаётся в накладе от роста цен). Каждый ценовой скачок на мировых биржах хотя и с некоторым запозданием, но сказывается и на внутреннем российском рынке. Правда, здесь есть существенная разница с заграницей: там иногда цены и падают, в отличие от России…

 

Экспортными пошлинами по внутренним ценам!

Впрочем, кроме деклараций и призывов государство принимает и экономические меры воздействия на производителей и продавцов нефти, дабы несколько ограничить их стремление на пока ещё более дорогие зарубежные рынки. Так, с 1 июня 2007 г. экспортная пошлина на нефть будет составлять 200,6 долларов за тонну. Об этом сообщил начальник отдела таможенных платежей департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Александр Сакович. Пошлина на светлые нефтепродукты составляет с 1 июня этого года 147,5 долл./т, на тёмные – 79,4 долл./т. Разумеется, нефтяные компании не приходят от этого в восторг. Но тем самым государство увеличивает поступления в бюджет и сдерживает экспортные устремления собственных производителей и продавцов в надежде оставить в стране такое количество автомобильного топлива, которое не позволит цене на него расти слишком быстро.

Величина экспортной пошлины пересматривается правительством каждые два месяца на основании мониторинга средней цены нефти марки Urals на мировом рынке. За март – апрель 2007 г. стоимость нефти по итогам мониторинга составила 61,134 долл./барр. До 1 июня экспортная пошлина на нефть составляла 156,4 долл./т, а до 1 апреля – 179,7 долл./т.

В январе – марте 2007 г. продолжилось увеличение добычи и производства почти всех видов энергоресурсов – благодаря сохранению благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры рынка топливно-энергетических ресурсов и роста внутреннего спроса. В результате за этот период, по расчётным данным Минэкономразвития России, прирост производства основных первичных топливно-энергетических ресурсов составил 2,5 % к соответствующему периоду прошлого года.

Индекс добычи топливно-энергетических полезных ископаемых в январе – марте 2007 г. превысил уровень соответствующего периода прошлого года на 4 %. Объём добычи нефти в январе – марте 2007 г. увеличился на 4,2 % к январю – марту 2006 г. и составил 121 млн т. Объясняется это довольно просто: в конце нынешней зимы – начале весны погодные условия были лояльны по отношению к российским нефтедобытчикам и избавили их от традиционного весеннего экстрима.

 

 

 

     В марте этого года среднесуточная добыча нефти выросла и составила 103,9 % к соответствующему периоду прошлого года при 102 % в марте 2006 г., что связано с применением новых технологий и увеличенном в прошлом году фондом скважин, вводимых за счёт эффективности вложенных в предыдущем периоде инвестиций. Среднесуточная добыча в апреле этого года оценивается на уровне 101,8 % к соответствующему периоду прошлого года.

И всё же не только благоприятные погодные условия помогли нефтяникам увеличить в первом квартале нынешнего года добычу углеводородного сырья: в большей степени этого удалось добиться благодаря внедрению методов увеличения нефтеотдачи пластов, повышающих коэффициент извлечения нефти.

Лидерами по приростам объёмов добычи нефти в январе – марте 2007 г. стали ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «Лукойл», ОАО «Газпром нефть», доля которых в общей добыче по стране составляет 17,8, 19 и 6,7 % соответственно. При этом высокий рост добычи ОАО «НК «Роснефть» по сравнению с уровнем января – марта 2006 г. обусловлен не только приобретением компанией прошлым летом «Удмуртнефти» у ОАО «ТНК-ВР», но и увеличением добычи на предприятиях «Юганскнефтегаз» и «Пурнефтегаз». Добыча ОАО «Газпром нефть» выросла в основном за счёт дочернего подразделения «Сибнефть-Югра», разрабатывающего южную часть Приобского месторождения.

Введение понижающего коэффициента на НДПИ позволило ОАО «Татнефть» им. В. Д. Шашина за счёт снижения налоговых отчислений направить высвободившиеся средства на продление срока рентабельной эксплуатации месторождений.

Аутсайдером в добыче нефти за январь – март 2007 г. оказалось ОАО «НГК «Славнефть» (снижение добычи на 10,3 %): после активной разработки в прошлом году добыча нефти пошла на спад из-за истощения запасов.

 

Добыча нефти в 2006 – 2007 гг. по основным нефтегазовым компаниям, млн т

Нефтяные компании

2006 г.

2007 г.

Январь – март 2007 г. в % к январю – марту 2006 г.

Январь – март

Январь – март

ОАО “НК “Роснефть”

18,91

21,51

113,7

ОАО “НК “Лукойл”

21,91

23

105

ОАО “Газпром нефть”

7,84

8,15

104

ОАО “Татнефть” им. В. Д. Шашина

6,31

6,41

101,7

ОАО  “НК  “Сургутнефтегаз”

15,99

16,05

100,4

ОАО “НК ЮКОС”

5,28

5,33

100,9

ОАО “Газпром”

3,38

3,38

99,9

ОАО  “АНК “Башнефть”

2,91

2,84

97,5

ОАО “НК  “РуссНефть”

3,70

3,48

94

ОАО “НГК “Славнефть”

5,88

5,28

89,7

ОАО “ТНК-ВР Холдинг”

18,15

17,28

95,2

 

По оперативным данным МЭРТ, в январе – феврале 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года объём эксплуатационного бурения увеличился на 33 %, а объём разведочного бурения – на 44,9 %, при этом капитальные вложения в добычу нефти выросли в соответствующих ценах на 59,3 %.

Индекс производства нефтепродуктов в январе – марте 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 106,1 %. В январе – марте 2007 г. на российских НПЗ переработано нефтяного сырья 56,2 млн т, или 106,5 % к январю – марту 2006 г.

Такая динамика объясняется благоприятной внешнеэкономической  конъюнктурой и ростом добычи нефти. Доля переработки нефти в объёме её добычи увеличилась до 46,3 % (в январе – марте 2006 г. – 45,4 %).

За первые три месяца этого года автомобильного бензина произведено 8,9 млн т, или 109,5 % к соответствующему периоду 2006 г., дизельного топлива – 16,5 млн т (106,8 %), топочного мазута – 15,8 млн т (102,5 %). Глубина переработки нефтяного сырья в январе – марте 2007 г. по-прежнему невысока – 70,8 % (в январе - марте 2006 г. – 69,7 %). Причина, увы, традиционна: уровень использования углубляющих схем переработки мазута на российских НПК по-прежнему оставляет желать лучшего.

 

Глубина переработки нефти на российских НПЗ в 2006 – 2007 гг.

 

2006 г.

2007 г.

2007 г. к 2006 г. в %

Январь – март

в том числе март

Январь – март

в том числе март

Январь – март

в том числе март

Первичная переработка нефти, млн т

52,8

18

56,2

19

106,5

105,4

Производство нефтепродуктов:

 

 

 

 

 

 

автомобильный бензин, млн т,

% выхода

8,1

15,3

2,8

15,6

8,9

15,8

3

16

109,5

107,8

дизельное топливо, млн т,

% выхода

15,5

29,3

5,2

29

16,5

29,4

5,6

29,4

106,8

106,9

мазут топочный, млн т,

% выхода

15,4

29,2

5,2

28,7

15,8

28,1

5,3

27,7

102,5

101,7

 

Переработка нефти по основным нефтегазовым компаниям, млн т

 

Январь – март

2006 г.

Январь – март

2007 г.

Январь – март 2007 г., в %

к январю – марту 2006 г.

ОАО «НК «ТНК-ВР»

ОАО «НК «Роснефть»

ОАО «Газпром нефть»

ОАО «НК «ЮКОС»

«Салаватнефтеоргсинтез»

Хабаровский НПЗ

ОАО «НК «Лукойл»

ОАО «НГК «Славнефть»

Московский НПЗ

ОАО «Газпром»

ОАО «НК «Сургутнефтегаз»

НК «Башнефтехим»

4,9

2,8

3,7

8,1

1,7

0,75

9,7

3,16

2,44

1,68

4,9

4,6

0,05

5,7

3,1

4,1

8,9

1,8

0,79

10,2

3,23

2,46

1,63

4,7

4,3

0,03

115,2

111,3

111

109,4

109,1

105,3

105,1

102,2

100,8

97

96,3

94,1

60

 

Темпы роста объёмов переработки нефти выше средневзвешенного по России сохраняют ОАО «НК «ТНК-ВР», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «ЮКОС» и «Салаватнефтеоргсинтез».

Лидером по объёмам переработки продолжает оставаться «Лукойл».

В структуре выпуска наблюдается высокая доля мазута и дизельного топлива, предложения на которые превышают спрос внутреннего рынка. В результате эти нефтепродукты экспортируются как топливо и сырьё для дальнейшей переработки.

За январь – март 2007 г. на внутренний рынок нефтеперерабатывающими предприятиями, по данным Росстата, отгружено 7,1 млн т автомобильного бензина (105,1 % к январю – марту 2006 г.), 8,5 млн т дизельного топлива (102,2 %), и 6,5 млн т мазута топочного (85 %).

По данным Росстата, за январь – февраль 2007 г. экспортировано нефтепродуктов 15,9 млн т (103,2 % к соответствующему периоду 2006 г.), в том числе: автобензина – 1 млн т (113,9 %), дизельного топлива – 5,8 млн т (100 %) и мазута – 7,1 млн т (101,3 %).

В марте, несмотря на снижение цен производителей нефти, сохранялся рост цен производителей основных видов нефтепродуктов при незначительном снижении потребительских цен на автомобильное топливо. Индекс цен производителей в марте 2007 г. к предыдущему месяцу составил: по автобензину всех марок – 104,3 %, АИ-92 (АИ-93) – 105,8 %,  дизтопливу – 100,9 % и топочному мазуту – 107,9 %.

На рост цен оказало влияние увеличение экспортных поставок на фоне высоких мировых цен и пониженных экспортных пошлин по сравнению с IV кварталом 2006 г.

Индекс потребительских цен на автомобильный бензин и дизельное топливо в марте 2007 г. к декабрю 2006 года составил 99,1 и 98,7 % при индексе потребительских цен на товары и услуги 103,4 процента – т. е. и на розничном рынке произошло ощутимое снижение цен на автомобильное топливо.

 

А зачем нам качественное топливо?

В 2007 г. темпы роста производства автомобильного бензина составят 104,7 %, дизельного топлива – 103,9 % и топочного мазута – 101,9 % при среднегодовом индексе производства нефтепродуктов – 103,7 %. Об этом сообщило Минэкономразвития в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 г. и параметрах прогноза на период до 2010 г. Темп производства нефтепродуктов опережает темп роста добычи нефти, растёт доля высокооктанового бензина в общем объёме производства автомобильного бензина, продолжается рост экспорта нефтепродуктов.

Согласно этому прогнозу, который рассматривает два основных варианта дальнейшего развития – инерционный и оптимистичный – основными ограничениями развития нефтеперерабатывающего сектора остаются:

– низкий спрос внутреннего рынка на качественное автомобильное топливо в связи с высокой долей использования российского автомобильного парка;

– низкое качество производимой продукции относительно действующих европейских стандартов;

– низкая глубина переработки нефти;

– удалённость большинства НПЗ от границ и морских портов;

– слабая диверсифицированность экспорта по видам нефтепродуктов и регионам поставок.

Разумеется, с уже принятыми официальными документами спорить бесполезно, однако по прочтении Прогноза неизбежно возникают некоторые сомнения. В частности, чиновники МЭРТ полагают, что низкое качество российского топлива объясняется «низким спросом внутреннего рынка на качественное автомобильное топливо в связи с высокой долей использования российского автомобильного парка». Судя по всему, эти чиновники не читают газет, не общаются с людьми, да и свои машины (в основном не российского производства) заправляют на неких заправках для избранных. В общем – всё поставлено с ног на голову…

Между тем те, кто реально, а не на бумаге, добывает и перерабатывает нефть, прекрасно понимают, что не только мировой, но и внутренний рынок давно уже требуют гораздо более качественного топлива, чем сегодня.

Вот вам пример. Заместитель министра Минпромэнерго Андрей Дементьев заявил на недавнем форуме «Трубопроводный транспорт-2007», что высокосернистая нефть Татарстана в результате реализации проекта в Нижнекамске пойдёт на переработку, а не в трубопроводы. Если все проекты будут реализованы, то в республике к 2012 г. будет перерабатываться 21 из добываемых 31 млн т нефти. Аналитики говорят, что оставшиеся 10 млн т по своему качеству схожи с лёгкой сибирской нефтью, а значит, реализация проектов на деле позволит повысить качество и стоимость российской нефти Urals.

Подобные дискуссии ведутся уже давно, а главное — поддерживаются правительством. В июне 2006 г. одобрено выделение «Татнефти» 16,5 млрд рублей из Инвестфонда на строительство перерабатывающих мощностей в Нижнекамске. Весь проект оценивается в 130 млрд рублей. В его рамках будут построены новый НПЗ мощностью 7 млн т нефти в год, завод глубокой переработки нефти в составе установки гидрокрекинга и комплекса переработки тяжёлых остатков мощностью 3,5 млн т в год (мазут), а также нефтехимический завод мощностью 900 тыс. т в год в составе производств по дальнейшей переработке ароматических углеводородов. Плановый срок завершения строительства – 2008, 2009 и 2010 годы соответственно.

Воодушевлённые поддержкой «Татнефти» со стороны чиновников, малые нефтяные компании (их в республике около 30) заявили о намерении построить НПЗ для переработки собственной нефти мощностью 7 млн т в год. Компания Technip Italy к 1 июля 2007 г. должна подготовить ТЭО проекта, в качестве площадки рассматривается поселок Камские Поляны в Нижнекамском районе. Предполагается, что завод будет построен к 2011 – 2012 гг. Вместе с тем в Татарстане уже есть один НПЗ — он также расположен в Нижнекамске (принадлежит ОАО «ТАИФ-НК») и перерабатывает до 7 млн т нефти в год.

В 2006 г. в республике было добыто 31,3 млн т нефти, из них около 6 млн т добыли малые нефтекомпании, совокупная же мощность всех НПЗ составит лишь 21 млн т. Аналитик Константин Черепанов из компании Rye, Man & Gor Securities напоминает, что в прошлом году «Татнефть» добыла 25 млн т нефти, из которых экспортировала 10 млн т. «Это 5 % от общего объёма экспорта российской нефти в 2006 году», – говорит он. К. Черепанов отмечает, что мощность нового комплекса не позволит перерабатывать всю нефть, полученную «Татнефтью», однако очевидно, что смесь Urals станет чище, а значит, дороже. «Высокосернистую нефть на экспорт поставляет также «Башнефть» – около 2,5 % в общем объёме», – напоминает он.

Другой аналитик – Александр Блохин из компании «Ак Барс Финанс» – говорит, что две трети нефти, добываемой «Татнефтью», схожи по качеству с Siberian Light и лишь 7 – 8 млн т – высокосернистая нефть, которая и будет перерабатываться в Нижнекамске. По его мнению, несмотря на затишье вокруг проекта создания «банка качества» российской нефти, чиновники о нём не забыли. «Татнефти» необходимо успеть закончить строительство до введения данного стандарта, ведь не вся её нефть низкого качества», – считает он.

 

Дизтоплива станет больше?

Однако вернёмся к прогнозу Минэкономразвития. В соответствии с ним, в период до 2010 г. основными направлениями экспорта нефтепродуктов будут по-прежнему страны Европы (около 70 %) и страны Азии (порядка 22 %) и останутся таковыми на рассматриваемый прогнозный период.

В структуре экспорта нефтепродуктов доля автобензина составит 6,4 %, дизельного топлива – 35 %, мазута топочного – 31,1 %.

В структуре спроса автобензина на внутреннем рынке доля потребления автотранспортом составит 23,8 %, сельским хозяйством – 6,9 % и продажи населению – 45,8 %.

 

Структура спроса на автомобильное топливо на внутреннем рынке, данные МЭРТ

 

В структуре спроса дизельного топлива потребление транспортом составит 39,3 %, сельским хозяйством – 18,5 %, остальными видами деятельности – 42,2 %.

Разработка прогноза социально-экономического развития и параметров прогноза на период до 2010 г. проведена МЭРТ по двум основным вариантам, основывающимся на гипотезе о единых ценах на нефть. Они отличаются прежде всего различной динамикой конкурентоспособности российского бизнеса, а также масштабами и интенсивностью реализации правительственного пакета мер и инвестиционных проектов, направленных на ускорение экономического роста. Уровень цен на нефть Urals, заложенных при расчёте основных вариантов прогноза, составляет 55 долларов в 2007 г., 53 доллара в 2008 г. со снижением до 52 и 50 долларов за баррель в 2009 – 2010 гг.

Вариант 1 (инерционный) отражает развитие российской экономики в условиях стабилизации объёмов экспорта углеводородов при продолжающемся ухудшении ценовой конкурентоспособности российской продукции и замещении её импортной. Темпы роста ВВП в условиях данного варианта снижаются с 6,7 % в 2006 г. до 5,2 – 5,3 % в 2009 – 2010 гг.

Вариант 2 (умеренно оптимистичный) ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности российского бизнеса и активизацию структурных сдвигов за счёт реализации комплекса мер по ускорению экономического роста. При такой же, как и в первом варианте, конъюнктуре на мировых рынках энергоносителей темпы роста ВВП в 2008 – 2010 гг. составят 6 – 6,2 %. Второй вариант прогноза рассматривается как основной для составления бюджета на 2008 – 2010 гг. Для оценки влияния изменения цен на энергоносители на макроэкономические показатели дополнительно проработаны варианты, учитывающие различные сценарии развития ситуации на мировом рынке нефти.

 

Факторы, определяющие развитие производства нефтепродуктов

Вид Деятельности

1 вариант,

инерционный

2 вариант (дополнительные факторы роста), оптимистичный

Производство нефтепродуктов

Стабилизация объёмов нефтепереработки в 2008 – 2010 гг. на уровне 228 млн т. Умеренный рост внутреннего спроса и незначительное сокращение экспортного спроса на российские нефтепродукты.

Рост нефтепереработки за счёт ввода мощностей Нижнекамского нефтегазохимического комплекса, загрузки действующих производственных мощностей и более высоких темпов модернизации НПЗ, более высокого роста спроса.

 

По первому, так называемому инерционному, варианту, не планируется интенсивный ввод новых мощностей и увеличение загрузки действующих. Объём первичной переработки нефти стабилизируется на уровне 228 млн т. Индекс производства нефтепродуктов в 2010 г. составит 106,4 % к уровню 2006 г., за счёт изменения структуры товарной продукции в пользу нефтепродуктов с большей добавленной стоимостью.

На рост объёмов производства светлых нефтепродуктов окажет влияние увеличение глубины переработки нефти до 73,9 % в 2010 г. (при 71,9 % в 2006 г.), которое будет обеспечено за счёт ввода в эксплуатацию новых производственных процессов (висбрекинг – суммарной мощностью 4,22 млн т/год).

Экспорт нефтепродуктов сократится с 109 млн т в 2007 г. до 107 млн т в 2010 г. Сокращение экспорта будет вызвано стабилизацией объёмов нефтепереработки (228 млн т), ростом спроса на внутреннем рынке и снижением спроса в «еврозоне» на российские нефтепродукты.

Рост внутреннего спроса составит в 2010 г. на автобензин и дизельное топливо 114,4 и 114,3 % соответственно, а мазут топочный – 97,8 % к уровню 2006 г.

Суммарные инвестиции в нефтепереработку в 2008 – 2010 гг. прогнозируются в объёме 223 млрд рублей.

 

Динамика производства основной продукции нефтеперерабатывающего комплекса, млн т

Наименование продукции

2006 г., отчёт

2007 г., оценка

2010 г., прогноз (1 вар.)

2010 г., прогноз (2 вар.)

2010/2006 гг., в % (1 вар.)

2010/2006 гг., в % (2 вар.)

Автобензин

34,4

36

38,5

40,2

112

117

Дизельное топливо

64,2

66,7

68,5

71,7

106,7

111,7

Топочный мазут

59,3

60,4

57

57,2

96,2

96,5

 

По второму, умеренно оптимистичному, варианту в 2010 г. планируется рост объёмов переработки нефти на НПЗ до 235 млн т (107 % к 2006 г.) и увеличение глубины переработки нефтяного сырья до 74,6 % (+ 0,7 % к первому варианту) за счёт модернизации и реконструкции действующих нефтеперерабатывающих производств с опережающим вводом мощностей вторичных процессов, углубляющих переработку нефти, а также повышающих качество и конкурентоспособность нефтепродуктов. Рост объёмов переработки нефти вызван более интенсивным спросом на нефтепродукты со стороны внешнего рынка (дополнительно 5 млн т к первому варианту) и ростом спроса внутреннего рынка (1,9 млн т).

Повышение качества нефтепродуктов будет связано с принятием Федерального закона «Специальный технический регламент «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам».

Индекс производства нефтепродуктов в 2010 г. составит 111,1 % за счёт роста производства нефтепродуктов и изменения структуры товарной продукции в пользу нефтепродуктов с большей добавленной стоимостью.

При сохранении оптимального соотношения экспортных пошлин на нефтепродукты и нефть прогнозируется рост их экспорта в 2010 г. до 112 млн т. В структуре экспорта увеличится доля светлых нефтепродуктов за счёт снижения доли мазута топочного с 31,1 % в 2007 г. до 28,4 % в 2010 г.

Прогнозируемый рост внутреннего спроса в 2010 г. на автобензин и дизельное топливо составит 115,7 и 115,5 % соответственно, а мазут топочный – 90,7 % к уровню 2006 г.

Суммарные инвестиции в 2008 – 2010 гг. прогнозируются в объёме порядка 287 млрд рублей (среднегодовой прирост инвестиций 6 – 7 %). За счёт увеличения инвестиций в 2007 – 2009 гг. прогнозируется ввод мощностей Нижнекамского нефтегазохимического комплекса, а также более напряжённая программа вводов углубляющих вторичных процессов на заводах ведущих нефтяных компаний.

 

Как победить цены?

Второй квартал 2007 г. начался с замедления роста цен на автомобильное топливо в оптовом секторе российского рынка. Средние цены на низкооктановый бензин А-76/80 и летнее дизельное топливо выросли за неделю на 270 руб./т. Высокооктановый бензин АИ-92 подорожал в среднем на 450 руб./т. Это было вызвано частичной стабилизацией баланса спроса и предложения на внутреннем рынке. За неделю до этого наблюдалось практически полное отсутствие предложения, связанное с острым нежеланием трейдеров реализовывать топливо на рынке, сохраняющем потенциал дальнейшего роста.

Кроме того, за март конкурентоспособность российского рынка по отношению к европейскому заметно возросла. Так, средние цены на топливо в Европе за месяц выросли на 112 долл./т (бензин АИ-92) и 37 долл./т (дизельное топливо). За этот же период средние отпускные цены российских производителей увеличились на 104 долл./т (бензин АИ-92), 57 долл./т (бензин А-76/80) и 58 долл./т (летнее дизельное топливо). Если учесть, что пошлины на экспорт светлых нефтепродуктов упали с начала апреля на 15,7 долл./т, то потенциал роста всё ещё остаётся, однако он достаточно ограничен.

В апреле рост цен на российском рынке нефтепродуктов сохранился. Поддержку ценам оказывали такие факторы, как сохранение повышенных объёмов реализации топлива на внешних рынках, а также увеличение спроса на нефтепродукты внутри России. Кроме того, росту цен на топливо будет способствовать увеличение отпускных цен на нефть для переработки на внутреннем рынке.

Отпускные цены на нефть с поставкой в мае находились в пределах 7500 – 7900 руб./т, что обусловило существенное увеличение себестоимости нефтепродуктов. Прежде всего это затронуло те компании, которые осуществляют переработку нефти на давальческих условиях, однако эти участники рынка оказывают значительное влияние на рынок в целом, поскольку география их реализации крайне обширна.

Тем не менее именно в мае многое зависело от динамики цен на нефтепродукты в Европе. С дальнейшим увеличением конкурентоспособности внутреннего рынка по отношению к внешним, структура реализации топлива будет постепенно смещаться в сторону увеличения поставок потребителям в России. Частично это будет компенсироваться ростом потребительского спроса в РФ с наступлением активной фазы автомобильного сезона, однако в случае резкого ухудшения экспортной конъюнктуры этот фактор может заметно скорректировать предполагаемый рост в меньшую сторону. В связи с этим стоит отметить, что на сегодняшний день перспективы европейского рынка остаются крайне неопределёнными. Основным драйвером роста для цен в Европе сейчас является уровень спроса на моторное топливо в США. За последние два месяца товарные запасы бензина в этой стране заметно понизились, однако возобновление работ на американских НПЗ после проведения плановых профилактических работ может привести к резкому увеличению объёмов производства бензина, что, несомненно, скажется на ценах в Европе.

Таким образом, с первой недели мая в оптовом секторе российского рынка нефтепродуктов началось плавное увеличение цен. В целом же, по оценкам экспертов, в мае цены на высокооктановые бензины и дизельное топливо выросли в среднем на 5 – 6 %.

Относительно слабый рост спотовых цен закончился резким скачком цен как у трейдерских компаний, так и у производителей. В преддверии праздников большинство участников рынка успело сформировать свой майский уровень цен, что и стало определяющим фактором роста отпускных цен. Исключительно благоприятная экспортная конъюнктура рынка к середине апреля фактически завершилась отсутствием предложений на свободном рынке нефтепродуктов. Если в первую неделю месяца высокий уровень цен ещё сдерживал активный спрос на рынке, то к концу следующей недели реализация нефтепродуктов проходила ударными темпами независимо от выставляемой продавцом цены. Так, тендерные торги «Газпром нефти», прошедшие 10 апреля, показали, что стартовая цена предложения автобензина А-92/93, произведённого на Московском НПЗ, превышена на 900 руб. (до 18400 руб./т). Цена на летнее дизельное топливо с «ЯрославНОС» в ходе торгов выросла на 300 – 400 руб. (до 14900 – 15000 руб./т), а на свободном рынке объёмы предлагались уже по цене от 15100 до 15200 руб./т. Победитель тендера на лот по автобензину марки А-76/80 вообще не реализовывал продукцию на свободном рынке, отправив все объёмы на собственные нужды. А к концу недели на российском рынке нефтепродуктов начал ощущаться дефицит, который пока в большей степени затронул автобензин марки АИ-92/93. По остальным продуктам предложение на рынке есть, однако продавцы отмечали, что объёмы ограничены.

С третьей недели апреля на рынке исчезли объёмы практически всех марок автобензинов на заводах ТНК-ВР. С «ЯрославНОС» не стало предложений по автобензину А-76/80. С Уфимской группы НПЗ также не было предложения на эту марку бензинов, а реализация АИ-95 осуществлялась в ограниченных объёмах. «СалаватНОС» прекратил отгрузку нефтепродуктов на свободный рынок в связи с отсутствием объёмов. Такая же ситуация сложилась на Нижнекамском НПЗ, который отгрузил свои объёмы на экспорт. «ПермНОС» ввёл ограничения по регионам отгрузки, а в Кировскую, Челябинскую область и в Северо-Западную часть России отгрузки были прекращены. Ажиотажные настроения на рынке сказались даже на повышении цен на зимнее дизельное топливо.

Ожидание предстоящего повышения цен обусловило незначительную динамику их роста в конце апреля. В этот период у большинства производителей свободных объёмов практически не осталось. Это усилило позиции трейдерских компаний, и они в зависимости от собственных предпочтений могли либо придерживать продукцию в ожидании майского роста цен, либо повышать цену при реализации своих объёмов. Основной рост в этот период пришёлся на автобензины как наиболее востребованный продукт на рынке.

Майский уровень внутренней цены на нефть сложился в среднем на 25 % выше, чем в апреле. Для большинства игроков это послужило отправной точкой при формировании отпускных цен. Флагманом их резкого повышения стали трейдерские компании, которые наиболее значительно повысили цены на автобензины. Лидером роста рыночных цен на нефтепродукты стали компании «Лукойл», «Газпром нефть», «Роснефть» и «ЮКОС». Общая динамика роста цен на нефтепродукты не оставила без внимания и цены на летнее дизтопливо, даже несмотря на то, что в последнее время его объёмы превалировали на рынке. Значительный рост цен отмечен и на рынке топочного мазута.

На рынке автобензинов марки А-76/80 в конце апреля – начале мая повышение спотовых цен отмечено в интервале от 250 до 900 руб./т на продукцию следующих заводов: Московского НПЗ (+ 900 руб./т), «ЯрославНОС» (+ 650 руб./т), Самарской гр. НПЗ (в среднем + 300 руб./т), Нижнекамского НПЗ (в среднем + 400 руб./т), Сургутского ЗСК (в среднем + 450 руб./т), Ангарской НХК (+ 300 руб./т).

Затем повышение цен на А-76/80 произошло на Московском НПЗ (в среднем + 250 руб./т), «ЯрославНОС» (+ 500 руб./т), «Волгограднефтепереработка» (+ 1150 руб./т), «НижегородНОС» (+ 1400 руб./т), Самарской гр. НПЗ (+ 150 руб./т), «ПермНОС» (+ 1500 руб./т), Уфимской гр. НПЗ (+ 700 руб./т), «СалаватНОС» (в среднем + 275 руб./т), Ачинском НПЗ (в среднем + 650 руб./т), Ангарской НХК (в среднем + 850 руб./т).

На автобензин марки А-92/93 спотовые цены повысились в интервале от 100 до 1300 руб./т на продукцию: «КиришиНОС» ( +700 руб./т), Московского НПЗ (в среднем + 475 руб./т), Рязанской НПК (в среднем + 150 руб./т), «ЯрославНОС» (+ 400 руб./т), Самарской гр. НПЗ (в среднем + 475 руб./т), Нижнекамского НПЗ (в среднем + 750 руб./т), Сургутского ЗСК (в среднем + 250 руб./т), Омского НПЗ (в среднем + 1250 руб./т), Ангарской НХК (+ 300 руб./т).

К концу недели спотовые цены повысились на продукцию Московского НПЗ (в среднем + 550 руб./т), «ЯрославНОС» (+ 800 руб./т), «Волгограднефтепереработка» (+ 2200 руб./т), «НижегородНОС» (+ 1700 руб./т), «ПермНОС» (+ 1700 руб./т), Уфимской гр. НПЗ (+ 1500 руб./т), Ачинского НПЗ (в среднем + 1775 руб./т), Ангарской НХК (в среднем + 1750 руб./т).

На высокооктановый бензин АИ-95/96 повышение спотовых цен прошло в интервале от 100 до 600 руб./т на продукцию «КиришиНОС» (+ 400 руб./т), Московского НПЗ (в среднем + 500 руб./т), Рязанской НПК (в среднем + 75 руб./т), «ЯрославНОС» (+ 300 руб./т), Самарской гр. НПЗ (+ 600 руб./т), Уфимской гр. НПЗ (+ 100 руб./т), Омского НПЗ (+ 400 руб./т).

Цена на А-98 выросла на Омском НПЗ (+ 500 руб./т) и на «ЯрославНОС» (+ 200 руб./т).

 

Средневзвешенные оптовые цены производителей на основные нефтепродукты, руб./т (с налогами)

 

На 13.04.2007 г.

Федеральные округа

А-76/80

АИ-92/93

АИ-95/96

Дизельное топливо

Северо-Западный

16353

19179

20351

16503

Центральный

15645

18064

19847

15403

Приволжский

15361

17725

19552

14710

Южный

15363

17519

19424

15173

Уральский

14449

16609

19293

15104

Сибирский

15900

18879

20766

15438

Средние по России

15501

18043

19794

15192


На 20.04.2007 г.

Федеральные округа

А-76/80

А-92/93

АИ-95/96

Дизельное топливо

Северо-Западный

16353

19179

20351

16503

Центральный

15995

18541

20020

15385

Приволжский

15371

17904

19562

14738

Южный

15586

17697

19424

15317

Уральский

14754

17317

19293

15104

Сибирский

16328

19279

20766

15555

Средние по России

15696

18333

19857

15236

 

На 27.04.2007 г.

Федеральные округа

А-76/80

А-92/93

АИ-95/96

Дизельное топливо

Северо-Западный

17171

19736

20662

16518

Центральный

16330

19008

20285

15419

Приволжский

16441

19519

20811

15026

Южный

16013

19322

20283

15666

Уральский

15253

17641

19293

15104

Сибирский

17075

20916

21643

15799

Средние по России

16468

19614

20669

15450

 

ФАС атакует

Цены растут не только потому, что по весне трейдеры и нефтепереработчики привычно придерживают товар «под прилавком» в ожидании скачка спроса, а значит, и цены. И высокий спрос на углеводородное сырьё на мировом рынке тоже не единственная причина удорожания моторного топлива на российском оптовом рынке нефти и в розничной сети. В не меньшей степени тяжким бременем на кошелёк перевозчика ложатся и субъективные интересы нефтяных монополистов.

Поэтому Федеральная антимонопольная служба запланировала атаку на нефтяные компании, занимающие монопольное положение на региональных рынках топлива. Ведомство Игоря Артемьева разработало поправку в Земельный кодекс, налагающую запрет на выделение земли под строительство АЗС для нефтекомпаний, контролирующих более трети местного рынка топлива.

Как рассказал замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, согласно этой поправке компании-монополисты, занимающие долю более чем 35 % на соответствующем товарном рынке, не будут допускаться к распределению новых земельных участков под строительство АЗС. В ФАС рассчитывают, что норма начнёт действовать в 2008 г., что постепенно приведёт к демонополизации розничной торговли нефтепродуктами.

Сейчас полностью демонополизированными среди российских регионов ФАС считает лишь Москву и Санкт-Петербург. По словам А. Голомолзина, российский рынок делится примерно пополам: половина объёма продаётся независимыми заправками, половина монополизирована вертикально интегрированными нефтяными компаниями, которые кроме розницы доминируют ещё в оптовом звене рынка нефтепродуктов. Самое распространённое нарушение антимонопольных норм крупными компаниями в регионах – «злоупотребление монопольным положением», когда, например, собственным АЗС компания продаёт бензин по существенно более низкой цене, нежели сторонним заправкам. На оптовое звено, по мнению Голомолзина, можно будет воздействовать, используя механизм биржевой торговли нефтепродуктами – по его данным, постановление о запуске такой биржи премьер Михаил Фрадков должен подписать в ближайшее время.

Поправки в Земельный кодекс поддерживают в Российском топливном союзе. По мнению РТС, монополизация рынка особенно характерна для регионов, где расположены НПЗ, которые контролируются крупными нефтекомпаниями. С этим согласен зам. руководителя курского УФАС Олег Князев. Даже если бы АЗС в Курской области распределялись равномерно, все участники розницы всё равно были бы вынуждены закупать топливо только у «Курскоблнефтепродукта» (контролируется «ТНК-ВР»), который занимает 65 % как оптового, так и розничного местных топливных рынков. «Демонополизация розницы не повлияет на распределение игроков на региональном оптовом рынке», – делает вывод О. Князев.

Большинство представителей региональных управлений ФАС сошлись во мнении, что поправка постепенно сможет сделать конкуренцию в топливной рознице более реальной. «Если поправка заработает, то мэры и главы муниципальных образований просто не будут подписывать постановления о выделении земельных участков монополистам. Мы же сможем отслеживать этот процесс на основе тех жалоб, которые будут поступать в нашу службу»,– прогнозирует руководитель УФАС по Ульяновской области Геннадий Спичагов.

 

По материалам Минэкономразвития, Росстата, Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.