Регионы "Сибирь: переводим дороги на «новые рельсы»"


В Иркутске прошла выставка «Транспорт и дороги Сибири. Сибавтосалон»

 

Игорь АЛЕКСИЧ

 

 

Уже тринадцатый раз в столице Приангарья состоялся этот праздник для автомобилистов. Первая автомобильная выставка в Иркутске прошла в 1995 г. – она и дала начало этому выставочному направлению в Приангарье. Тогда она называлась «Сибавтосервис», и на ней в основном были представлены сервисные фирмы и СТО. Об автомобилях как объектах продаж в то время только начинали говорить – люди тогда преимущественно пригоняли себе подержанные японские машины с Дальнего Востока. Но тем не менее старт был дан.

 

На следующий год региональный автосалон «переехал» с площадки спорткомплекса «Динамо» в павильоны «СибЭкспоЦентра», где и проходит по сей день, получив статус ежегодного. А спустя ещё некоторое время выставка обрела новое имя – «Транспорт и дороги Сибири. Сибавтосалон»,  обозначив основные составляющие отрасли в соответствии с меняющимся рынком.

– В последние годы на первое место выходит серьёзная проблема, связанная с состоянием сибирских дорог, – отмечает директор выставки, заместитель генерального директора ОАО «СибЭкспоЦентр» Геннадий Луценко, – проводятся конференции, обсуждаются острые вопросы, в том числе строительство важных северных трасс. Этот год для дорожной отрасли Иркутской области уже стал знаковым. Если в последние три года федеральный центр вкладывал средства в основном в дороги юга страны – курортов Краснодарского края – и Санкт-Петербурга, то сейчас очередь, похоже, дошла и до нас. В 2007 г. на содержание, ремонт и строительство наших дорог выделена сумма, в полтора раза превышающая прошлогоднюю (1,7 млрд рублей против 1,1 млрд в 2006-м). Это позволит уже в этом году сдать первую очередь «многострадального» нового моста через Ангару и начать строительство обходной дороги, которая разгрузит город от транзитных потоков, идущих по трассе Улан-Удэ – Красноярск. Увеличено и финансирование работ по ликвидации гравийных разрывов на участке трассы Иркутск – Красноярск. В 2007 г. начнётся также строительство обходной дороги вокруг Тайшета.

Предполагается, что и в ближайшие годы дорожникам Приангарья без дела не придётся сидеть. Не за горами окончание работ на трассе Хабаровск – Чита, которая сейчас местами просто в ужасном состоянии. И, как следствие, резко увеличится транспортный поток, который пойдёт через Улан-Удэ – Иркутск – Красноярск. Нам нужно будет приводить свой участок магистрали в порядок и, конечно, окончательно ликвидировать гравийные разрывы между Иркутском и Красноярском. Сейчас они составляют около 120 км – это работа на два-три года. Примерно к тому же времени начнётся реконструкция и на участке Иркутск – Слюдянка.

Ну и, конечно, не стоит забывать об агломерации Иркутска, Ангарска и Шелехова. Для того чтобы объединить их в один мегаполис, потребуются современные скоростные магистрали. И строиться они будут по новым технологиям. Это обусловлено постоянно изменяющимися нормативами по нагрузкам, которые должна выдерживать дорога (они увеличиваются буквально в разы!), а также по её безопасности и обустройству. К 2012 г. будут пересмотрены и окончательно определены все требования, предъявляемые к дорогам. И в переходе на «новые рельсы» дорожникам очень помогают автомобильные выставки в «СибЭкспоЦентре». Здесь широко представлены все новейшие материалы, технологии и оборудование, которые способны кардинально изменить наши дороги.

В принципе, представленные новинки уже сегодня находят своё место в дорожном хозяйстве. Как рассказывает президент Союза дорожников Иркутской области Анатолий Косяков, уже три-четыре года используются современные геотекстили и георешётки, которые были представлены в своё время на выставке в «СибЭкспоЦентре». Они позволяют в два-три раза усилить земельное полотно, что сохранит дороги от быстрого проседания. То же самое можно сказать и о новом дорожном оборудовании: год от года его становится всё больше на вооружении в фирмах и компаниях, занятых в этой отрасли, и сегодня оно составляет от 30 до 80 %  всей техники предприятий-дорожников – в зависимости от их достатка.

Проблемам дорог была посвящена и деловая программа выставки. В первый день её работы состоялась научно-практическая конференция, в которой приняли участие преподаватели Байкальского государственного университета экономики и права. На ней были затронуты проблемы развития автосервиса и предпринимательской деятельности в сфере транспорта.

Открывая конференцию, проректор БГУЭП Виктор Самаруха отметил, что развитию транспортной отрасли не только Иркутской области, но и всей России препятствует, в частности, отсутствие разработанной схемы движения транспорта в городах. Это в значительной мере способствует созданию пробок. Как один из вариантов решения данной проблемы в Иркутске он предложил закрыть для проезда всех видов транспорта ряд центральных улиц города.

А на следующий день на круглом столе, организованном Фондом регионального развития Иркутской области, обсуждались перспективы развития транспортных артерий Сибирского региона.

– В случае развития транспортной сети на севере области откроются большие возможности для освоения северных территорий, – отметил председатель Фонда Алексей Козьмин. – Так, сегодня уже обсуждается необходимость строительства лесовозных дорог. Эту тему пока поднимают только в узкопрофессиональных кругах. Без строительства этих дорог освоить лесные массивы на севере области мы не сможем.

Помимо этого, были рассмотрены вопросы, касающиеся транспортной инфраструктуры иркутской агломерации, внутригородского скоростного транспорта и формирующихся транспортных узлов.

Что же касается собственно автосалона, то он, конечно, в чём-то проигрывает московским и зарубежным автошоу: к середине весны, когда проходит выставка в «СибЭкспоЦентре», до Иркутска только-только добираются прошлогодние «премьеры». Тем не менее местные дилеры стремятся выделиться среди конкурентов. Это приводит к тому, что с каждым годом «Сибавтосалон» становится всё более ярким и насыщенным интересными новинками. Так, в 2005 г. сюда приезжали автопроизводители из Китая – присмотреться к местному рынку и представить свой товар. Таким образом местные автолюбители впервые познакомились с продукцией автопрома Поднебесной. В этом году «изюминкой» «Сибавтосалона» стала представленная в «тяжёлой» весовой категории линейка китайских самосвалов и тягачей Howo.