Таможня "Европейский общий транзит – путь интеграции с ЕС"


Вадим МАЦКЕВИЧ,

глава представительства в Беларуси компании Speditions-Kontor Gotthold Kunow GmbH & Co.KG, ФРГ

 

Интеграционные процессы в таможенном деле привлекают всё большее внимание бизнес-сообщества, поскольку новые стандарты взаимодействия таможенных органов с предпринимателями направлены на облегчение международной торговли и создание безопасных таможенных технологий. Положения принятой Всемирной таможенной организацией (ВТО) в 1974 г. международной Конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) обусловили применение новых технологий таможенного оформления и контроля, формирование взаимовыгодных партнёрских отношений предпринимателей с таможенными органами, стремление таможенных органов к предсказуемости и определённости своих решений для участников внешнеэкономической деятельности во всех сферах международной торговли.


Партнёрский подход

Сегодня таможенные правоотношения формируются на основе принципов, рекомендованных ВТО:

– гармонизация и унификация таможенных документов для упрощения таможенного оформления и контроля;

– совершенствование технологий проведения таможенного контроля;

– использование информационных технологий при формировании и обмене данными для таможенных целей между таможенными органами разных стран, таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности;

– партнёрский подход в отношениях между таможенными органами и торговым сообществом, при соблюдении и обеспечении «безопасности» таможенной технологии.

В развитие этих принципов ВТО разработаны рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, которые состоят из четырёх основных элементов:

– гармонизации требований в отношении предварительного электронного уведомления о грузе при входящих, исходящих и транзитных отправках;

– консолидированного подхода к вопросам управления рисками с целью решения вопросов безопасности;

– обоснованного досмотра контейнеров и грузов повышенного риска при экспорте, с использованием неинтрузивной аппаратуры обнаружения, как крупноформатные рентгенаппараты и детекторы радиации;

– предоставления преференций таможенными органами предпринимателям, соблюдающим минимальные стандарты безопасности международной цепи поставок товаров и использующим эффективные методы работы.

Рамочные стандарты ВТО базируются на системе соглашений между таможенными органами по обмену данными для таможенных целей, взаимному признанию в определённых обстоятельствах таможенного контроля и партнёрских отношениях между таможенными органами и предпринимателями.

Таким образом, национальные таможенные органы под эгидой международных организации налаживают взаимодействие между собой и вовлекают бизнес-сообщество в таможенные технологии для обеспечения надёжного таможенного контроля и развития внешнеторговых отношений.

 

Таможенный транзит: совместимая система

Важным вопросом для таможенных органов Республики Беларусь является организация на основе европейского принципа минимальной общей основы взаимодействия МСС (Minimal Common Core) взаимосвязи национальной системы таможенного транзита с системой общего транзита ЕС/ЕАСТ, которая была принята в Европейском союзе (ЕС) в 1987 г. и в настоящее время внедрена в практику таможенного дела 32 европейских стран. Актуальность обусловлена тем, что ЕС-27 стал крупнейшим внешнеторговым партнёром как для Беларуси, так и для России. Естественно, возникла необходимость использования в обслуживании внешнеторгового оборота с ЕС этими странами единой системы таможенного транзита, совместимой с европейской системой общего транзита. Но вопрос не прост. Каждая страна решает его с учётом своих возможностей и национальных особенностей в организации таможенного дела, а также тех условий и договорённостей, которые имеет в двусторонних отношениях с ЕС.

Европейская таможенная транзитная система (ТТС) имеет многоуровневую структуру (рис. 1), в которой выделяются три базовых элемента: 

1. Единый административный документ (ЕАД/SAD – Single Administrative Dokument) принят соглашением стран ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) в качестве единого документа для таможенных целей и используется для оформления перевозки товаров под таможенным контролем. Внедрение ЕАД в практику таможенного дела ЕС/ЕАСТ позволило заменить 150 действовавших в странах ЕС/ЕАСТ различных таможенных документов.

2. Система поручительства в технологии европейской ТТС позволяет гарантировать таможенным органам уплату таможенных платежей при перевозке грузов под таможенным контролем и в зависимости от условий перевозки выбирать наиболее приемлемую для неё форму поручительства.

3. Электронная система обработки данных NCTS (New Computerised Transit SystemSumA) – новая компьютерная система транзита SumA (Summarische Anmeldung – считываемое сообщение) включает в свой состав:

– подсистему предупреждения, позволяющую передавать сведения о перевозке товара с повышенным риском контрабандных действий от таможни пункта отправления на таможенные транзитные пункты и таможню пункта назначения;

– подсистему формирования банка данных, охватывающую информацию о подлинных, утерянных, украденных и фальшивых таможенных печатях и пломбах, оформленных уведомлениях о перевозке груза и поручительских свидетельствах;

– подсистему обозначения и кодирования товаров;

– подсистему формирования и передачи данных в формате Единого административного извещения SAM (Single Administrative Message).

Предварительное уведомление таможенных органов осуществляется с использованием принципа «обратной связи», что позволяет ускорить процесс передачи данных на груз и обозначить условия его перевозки с пункта отправления, получить подтверждение о прибытии груза и транспортного средства в пункт назначения;

– подсистему регистрации перевозки (номер перевозки MRN – Movement Reference Number). Одноразовый MRN способствует ускорению идентификации данных на перевозку груза на всех этапах реализации технологии ТТС.

 

Рис 1. Схема Европейской таможенной транзитной системы

 

 

Европейская ТТС, воплотив принципы ВТО, подтвердила в практической реализации свою эффективность и тем самым актуальность для стран – внешнеторговых партнёров ЕС/ЕАСТ внедрения рамочных стандартов безопасности и содействия мировой торговли в практику таможенного дела.

 

Альтернатива МДП

Так почему именно европейский общий транзит становится приоритетным в таможенной интеграции с ЕС? Анализ наиболее практикуемых систем таможенного транзита, возможно, позволит ответить на этот вопрос.

В практике таможенного дела Беларуси в настоящее время применяются следующие таможенные транзитные системы:

– международная – с использованием в качестве документа контроля доставки карнета АТА в соответствии с Положением о порядке применения Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров и Конвенции о временном ввозе*;

– международная – с использованием в качестве документа контроля доставки книжки МДП в соответствии с Положением о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП**;

– национальная – с использованием в качестве документа контроля доставки формуляра ДКД в соответствии с Положением о порядке перевозки товаров под таможенным контролем***. 

 

* О введении в действие Положения о порядке применения Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров и Конвенции о временном ввозе: приказ ГТК РБ, 15 июля 1998 г., № 256-ОД // Национальный реестр правовых актов РБ. – 2001 г. – № 8/7111.

** Об утверждении Положения о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП: приказ ГТК РБ, 16 июня 1995 г., № 163-ОД: в ред. приказа ГТК РБ от 3 февраля 1998 г., № 37-ОД // Нац. реестр правовых актов РБ. – 1995 г. –  № 961/12. – п. 4.2.

*** О перевозке товаров под таможенным контролем: приказ ГТК РБ, 8 июля 1998 г., № 245-ОД: в ред. приказа ГТК РБ от 16 ноября 1999 г., № 512-ОД, постановлений ГТК РБ от 21 июня

 

Карнет ATA – международный таможенный документ, который используется в качестве таможенной декларации при помещении ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь товаров (за исключением транспортных средств) под таможенные режимы временного ввоза или транзита и при помещении вывозимых за пределы таможенной территории товаров под таможенный режим временного вывоза, а также в качестве действующей международной гарантии (обеспечения) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов на таможенной территории страны в отношении таких товаров.

В соответствии с Договором от 15 июня 1998 г., заключённым между Белорусской торгово-промышленной палатой (БелТПП) и ГТК РБ, БелТПП признана таможенным гарантом, т. е. является для таможенных органов гарантом уплаты соответствующих таможенных платежей в случае несоблюдения держателем карнета АТА условий таможенного режима временного ввоза товаров с момента их доставки на таможенную территорию Беларуси. Карнеты АТА в силу сложности технологического процесса по предоставлению обеспечения уплаты таможенных платежей используются редко.

Международные дорожные перевозки грузов под таможенным контролем по территории Беларуси в настоящее время осуществляются преимущественно в соответствии с условиями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 г.). Управление гарантийной системой МДП осуществляет Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ), который принял на себя обязательство по гарантийному обеспечению доставки грузов в международном сообщении перед таможенными органами 70 стран мира. Перевозчики в этот союз не входят, непосредственное участие в его деятельности принимают национальные ассоциации (в Республике Беларусь – БАМАП).

Показательными являются данные по использованию книжек МДП грузоперевозчиками из разных стран ЕС-25 и СНГ (табл. 1) в период до и после расширения ЕС в 2004 г. Так, в отдельных странах ЕС-15 и странах – новых членах ЕС-25 за период 2003 – 2006 гг. отмечена тенденция к снижению спроса на книжки МДП, и напротив, в странах СНГ – транзитёрах и основных потребителей транспортных услуг с использованием автомобильного транспорта в международном сообщении, устойчивый спрос. В отдельных странах ЕС-25 показатель среднего количества использованных книжек МДП одним предприятием (табл. 2) характеризует то, что для перевозчиков транспортировка грузов в международном сообщении под таможенным контролем с использованием книжек МДП не является необходимым условием, поскольку имеется альтернативная возможность оформления таможенной процедуры европейского общего транзита. Как правило, книжку МДП грузоперевозчики из стран ЕС-27 используют для транспортировки грузов в/из стран СНГ. Но именно на этом направлении доминирующее положение имеют грузоперевозчики автомобильным транспортом из Беларуси, России и Украины, которые своим участием в системе МДП обеспечивают на восточном направлении не только её устойчивое положение, но и дальнейшее развитие.

 

Таблица 1. Количество книжек МДП (шт.), выданных отдельным национальным ассоциациям

Группа стран ЕС-15

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Австрия 

15.100 

21.100 

18.100 

20.900 

19.850 

21.700 

14.150 

Бельгия/Люксембург 

2.400 

2.200 

1.150 

1.300 

1.200 

800 

500 

Великобритания 

10.900 

9.800 

7.650 

6.000 

4.400 

2.600 

1.650 

Германия 

41.400 

42.950 

42.950

39.950

42.050

35.200

32.300

Дания

7.350

6.350

6.550

5.100

2.600

300

1.000

Италия

40.000

41.000

44.000

45.500

37.000

25.000

19.500

Нидерланды

46.450

33.350

30.950

22.600

22.200

15.600

21.000

Франция

18.750

14.250

13.700

13.050

12.300

10.000

8.200

Всего

 

 

 

154.400

 

 

98.300

Группа стран – новых членов ЕС-25

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Венгрия

150.600

123.500

95.450

67.650

44.900

34.300

35.800

Латвия

127.500

124.300

132.000

154.500

91.000

90.000

105.500

Литва

247.000

275.900

299.500

327.200

148.700

151.600

165.000

Польша

244.500

167.000

231.500

244.000

273.500

188.000

291.500

Словакия

35.550

31.100

28.050;

34.800

18.450

20.900

23.050

Словения

20.500

19.300

17.800

18.600

22.000

6.550

16.400

Эстония

79.600

97.000

90.000

91.000

56.000

43.000

47.000

Всего

 

 

 

937.750

 

 

684.250

  Группа стран СНГ 

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Беларусь

230.200

232.000

284.200

237.600;

187.000

182.200

197.500

Россия

236.800

192.800

263.700;

313.550

375.650

424.000

499.900

Украина  

184.000

200.000

190.000

222.500

251.000

266.000

324.000

Всего

 

 

 

773.650

 

 

1.021.400

Всего выдано книжек МДП

2.782.600

2.707.950

3.095.200

3.298.000

3.211.050

3.240.650

3.599.850

Удельный вес стран из группы № 1, %

 

 

 

4,7

 

 

2,7

№ 2, %

 

 

 

28,4

 

 

19

№ 3, %

 

 

 

23,5

 

 

28,4

 

 

Таблица 2. Количество предприятий – пользователей книжек МДП (по состоянию на 5 января 2007 г.)

 

Группа стран ЕС-15

2006 г.

Кол-во книжек МДП, использованных одним предприятием

Австрия

232

61

Бельгия/Люксембург

38

13

Великобритания

67

25

Германия

490

66

Дания

36

28

Италия

327

60

Нидерланды

496

42

Франция

57

144

Всего

1743

56

Группа стран – новых членов ЕС-25

2006 г.

Кол-во книжек МДП, использованных одним предприятием

Венгрия

1362

26

Латвия

638

165

Литва

1018

162

Польша

4773

61

Словакия

243

95

Словения

310

53

Эстония

456

103

Всего

8800

7

Группа стран СНГ

2006 г.

Кол-во книжек МДП, использованных одним предприятием

Беларусь

1317

150

Россия

1775

282

Украина

1923

169

Всего

5015

204

 

По оценке экспертов в области таможенного дела, система МДП имеет следующие недостатки при использовании книжки МДП в качестве таможенного документа контроля доставки:

– периодическое оформление книжек по истечении срока действия;

– высокая степень вероятности утери и воровства книжек;

– недобросовестное и небрежное заполнение книжек (внесение исправлений, отсутствие подписей и неполный объём данных);

– несоответствие информации в книжке сведениям из прилагаемых сопроводительных документов;

– нечёткое толкование терминов и положений относительно количества таможен отправления и назначения, которое не должно превышать четырёх;

– необеспеченность системы МДП контролем электронной сети Safe Tir;

– отсутствие регламентации перевозок в условиях интеграционных объединений (зоны свободной торговли, таможенные союзы).

Неоспоримым преимуществом системы МДП является признание таможенными органами стран-участниц гарантий МСАТ и предоставление таможенных преференций грузоперевозчикам в части перемещения товаров и транспортных средств под таможенным контролем по таможенной территории стран-участниц под обеспечение уплаты таможенных платежей.

 

Поручительство как новый способ обеспечения уплаты таможенных платежей

Национальная система таможенного транзита с использованием документа контроля доставки формы ДКД (рис. 2), по оценкам экспертов, в том числе европейских, является в Республике Беларусь надёжной и перспективной для взаимодействия с другими системами таможенного транзита, в том числе европейской. Для организации такого взаимодействия необходимо было выполнить ряд условий, одним из которых является привлечение хозяйствующих субъектов в качестве поручителей или гарантов в систему таможенного транзита и тем самым переход на новый уровень таможенных правоотношений между таможенными органами и предпринимателями, которые преимущественно осуществляют свою деятельность в области таможенного дела. Существующие способы обеспечения уплаты таможенных платежей (депозит, залог, банковская гарантия) ограничивали возможности грузоперевозчиков, что побуждало их использовать гарантии международных организаций и союзов.

 

Рис 2. Структура процедуры перевозки под таможенным контролем с использованием формуляра ДКД

 

 

В соответствии с Указом Президента РБ от 16 мая 2005 г. № 227 «О дополнительных мерах по обеспечению уплаты таможенных платежей», Постановлением ГТК РБ от 1 июля 2005 г. (в редакции постановления от 31 марта 2006 г. № 25), зарегистрировано в НРПА 15 августа 2006 г. № 8/13018 в Беларуси был введён в практику таможенного дела новый способ обеспечения уплаты таможенных платежей – поручительство. Допуск к системе поручительства получили только резиденты РБ, которые соответствуют определённым критериям, установленным в положениях этих правовых актов.

Поручительство распространяется на ввоз товаров и транзитные перевозки грузов под таможенным контролем по территории РБ (кроме транзита в Россию) и транспортировку товаров между складами временного хранения и таможенными складами на территории РБ. Распространение поручительства в Беларуси на транзитные перевозки грузов под таможенным контролем в/из России – это вопрос времени и зависит от темпов таможенной интеграции этих стран.

В настоящее время первый и пока единственный поручитель – РУП «Белтаможсервис» – успешно практикует новый способ обеспечения уплаты таможенных платежей. Национальные грузоперевозчики имеют возможность приобретать на пограничных пунктах таможенного оформления РБ сертификаты обеспечения, что позволяет многим из них избежать «непопулярной» меры по соблюдению таможенного законодательства – таможенного сопровождения транспортного средства по территории Беларуси, а также не использовать дорогостоящие банковские гарантии или гарантии третьих лиц, в том числе, международных организаций и союзов. Несомненно, что поручительство укрепляет национальную систему таможенных гарантий и даёт возможность интернационализации как гарантийных систем, так и деятельности операторов новой услуги – таможенных агентов, брокеров, экспедиторов и др.

 

Гармонизация документов контроля доставки

Следующим условием является гармонизация таможенных документов контроля доставки как процесс, который имеет весомые предпосылки и является этапом на пути вероятного замещения Единым административным документом иных национальных таможенных документов (ГТД, ДКД, СД) в практике таможенного дела.

Согласно данным сравнительного анализа по двум белорусским пунктам пропуска «Козловичи» и «Берестовица-2», доля перевозок грузов под таможенным контролем с использованием ДКД постепенно увеличивается: 2002 г. – около 7 % от общего количества; 2003 г. – почти 8; 2004 г. – более 9,5; 2005 г. – свыше 10,5 %. С конца 2003 г. стал очевиден рост (в среднем на 27,6 % за 2002 – 2005 гг.) количества оформленных национальных ДКД по отношению к процедуре МДП в международных транзитных перевозках грузов (рис. 3) по территории Беларуси.

Этот показатель имел максимальное значение в мае 2004 г., в период расширения ЕС и приближения внешних границ Евросоюза к таможенной границе РБ. Последующее его снижение связано с тем, что технологии национальной таможенной транзитной системы с использованием ДКД и европейской системы общего транзита с использованием ЕАД не были гармонизированы. Отдельные перевозчики, ощутив определённые «неудобства», выбрали альтернативные маршруты следования – в объезд таможенной территории Беларуси.

Такая ситуация побудила белорусские органы государственного управления принять ряд важных решений по совершенствованию мер таможенного регулирования международных автомобильных грузоперевозок и систем таможенного транзита. В соответствии с Постановлением ГТК РБ № 29 от 20 апреля 2006 г. «О внесении дополнений и изменений в приказ ГТК РБ от 8 июля 1998 г. № 245-ОД», перевозка экспортных товаров под таможенным контролем в страны ЕС/ЕАСТ может осуществляться с использованием гармонизированного документа контроля доставки формы ДКД/ЕАД. Оформление нового таможенного транзитного документа производится таможенным агентом на территории Беларуси, при этом данные для таможенных целей на перевозку передаются на сопредельную сторону стран ЕС (Польша, Литва, Латвия) в электронном виде для регистрации перевозки в европейской системе NCTS или национальных локальных системах.

 

Рис 3. Количество оформленных национальных ДКД по отношению к процедуре МДП в международных транзитных перевозках грузов на территории РБ

 

 

 

 

Рис.2 Динамика перевозок грузов по процедурам ДКД и МДП

 

И с т о ч н и к: [9-А].

 

Рис. 3 Динамика перевозок грузов по процедурам ДКД и МДП по территории Беларуси *

 

Электронный обмен данными

Предварительный электронный обмен данными для таможенных целей – это следующее условие для организации взаимодействия систем таможенного транзита. Важным фактором является достоверность формируемых данных на международную грузоперевозку и взаимное признание таможенного контроля товаров и транспортных средств. Передача данных на грузоперевозку в формате Единого административного извещения (SAM) на сопредельную сторону рассматривается как предварительное уведомление таможни ЕС о предстоящем ввозе белорусских экспортных товаров на территорию ЕС/ЕАСТ, которое регистрируется в соответствующей подсистеме, а в подтверждение принятия уведомления таможенному агенту сообщается номер перевозки (MRN, LRN, VRN). После прибытия транспортного средства на пограничный пункт таможенного оформления одной из указанных стран ЕС таможенный орган производит идентификацию перемещаемых товаров и транспортного средства и актуализацию номера перевозки и тем самым открывает для перевозчика таможенный транзит по территории ЕС/ЕАСТ. По данной технологии дополнительные операции таможенного оформления и контроля сторонами не практикуются.

Таким образом, в практику таможенного дела внедряются не только новые таможенные документы (ДКД/ЕАД, сертификат обеспечения), но и изменяются условия для выполнения международных грузоперевозок (новый порядок таможенный правоотношений, предварительное уведомление, интенсификация пересечения границ и др.).

 

***

Нововведения в практику таможенного дела в РБ соответствуют международным стандартам ВТО, способствуют гармонизации национальной таможенной транзитной системы с элементами европейской системы общего транзита и, несомненно, расширяют транзитные возможности государства, повышают эффективность работы таможенных органов и конкурентоспособность национальных грузоперевозчиков на рынках транспортных услуг Беларуси, стран ЕС/ЕАСТ и СНГ.

 

От редакции

Страны-транзитёры и крупные производители транспортных услуг в международном сообщении по-разному подходят к формированию систем таможенных гарантий. В гарантийной системе МДП участвуют национальные ассоциации и союзы грузоперевозчиков, причём в некоторых странах таких союзов несколько: в Германии – BGL, AIST, в Нидерландах – TLN, KNV, EVO, в Великобритании – RHA, FTA.

Гарантийная система по процедуре общего транзита в ЕС преимущественно опирается на поручительство, что позволяет хозяйствующим субъектам (перевозчикам, экспедиторам и др.) собственными и/или привлечёнными средствами самостоятельно обеспечивать уплату таможенных платежей. Уже есть немалый практический опыт участия национальных союзов грузоперевозчиков автотранспортом в качестве поручителей или таможенных гарантов по процедуре общего транзита, например, в Литве – LINAVA. В Российской Федерации как таможенные брокеры, так и ACMAП активно развивают услуги в области таможенного дела, в том числе по обеспечению уплаты таможенных платежей для практикуемых систем таможенного транзита.

В Республике Беларусь практическая реализация нормативных актов по формированию гарантийной системы на основе поручительства, как и внедрение гармонизированного таможенного транзитного документа формы ДКД/ЕАД осуществляется ГТК РБ. Международные грузоперевозчики и их союзы (БАМАП, БАМЭ), для развития которых, собственно, и принимались эти решения, свою заинтересованность и участие пока не обозначили, оставаясь сторонними наблюдателями. А пора бы!

 

С начала текущего года в России введена новая форма грузовой и транзитной таможенной декларации. Она носит название «Единый административный документ» (ЕАД) и призвана сблизить РФ и Европу в области таможенного оформления.

Новая декларация позволяет использовать единый комплект бланков в отличие от применяемых ранее отдельных бланков грузовой декларации и транзитной декларации. Каждый комплект бланков новой декларации состоит из пяти сброшюрованных листов, правила заполнения которых различаются в зависимости от таможенного режима, под который помещается доставляемый товар.

Новая декларация сопровождает груз от начала ввоза на территорию РФ до таможни назначения, а транзитные товары – до момента их убытия с территории страны.

Введение новой формы декларации – промежуточный шаг в подготовке России к интеграции в общеевропейскую процедуру транзита, регламентированную подписанной в 1987 г. Евросоюзом и рядом государств Конвенцией о процедуре общего транзита.