Анализ рынка "«Таяние» отменяется!"
Цены на автобусные опции в России идут вверх
Александр КАЛУГИН
Инфляция не разбирает, каким видом бизнеса вы занимаетесь: покупаете технику, продаёте бензин или осуществляете перевозки. Затраты растут у всех повсеместно, независимо от масштаба, местоположения и специализации фирмы. Вслед за потребительскими ценами и услугами, сырьём и материалами дорожают не только автобусы, но и дополнительное оборудование для них. И хотя рост цен не критический, он имеет устойчивый, ярко выраженный вектор – по восходящей линии.
Своя рубаха не дешевле
Рынок пассажирских перевозок в России растёт стремительными темпами. Причём рост оборота отмечен не только в столичном регионе, но и в федеральных округах. Характерной особенностью интенсификации местных линий является их насыщение туристическими и междугородными автобусами с пробегом. При этом пробег этот зачастую довольно внушителен – одному Богу известно, сколько сотен тысяч километров накрутил за время эксплуатации в Европе тот или иной лайнер, прежде чем оказаться в России. Состарившись, эти пассажирские машины доживают свой век в руках российских предпринимателей, которые стремятся выжать из рухляди последние соки.
Покупатели новых автобусов российского производства тоже ориентируются на рыночные тенденции и в момент сделки нередко думают о том, как будут продавать своё приобретение через три-четыре года. Понятно, что чем лучше укомплектовано транспортное средство для выполнения определённого вида перевозок, тем эффективнее будет эксплуатация и выше цена при продаже. Исходя из этого, перевозчики заказывают дополнительное оборудование непосредственно у продавца автобусов, будь то завод-изготовитель или его официальный дилер. При этом нелишне помнить о том, что у регионального дилера цена опций, как правило, немного выше стоимости опций столичного региона или региона расположения завода. В то же время ряд производителей стремится работать по-европейски, т. е. устанавливать на свою продукцию единые цены.
Но не всё так просто во взаимоотношениях участников рынка. Перевозчики сталкиваются с растущими запросами пассажиров, которым надоело мириться с тем, что видавшие виды автобусы то и дело ломаются в пути и не предоставляют должного уровня комфорта. Предложение на рынке таково, что даже в глубинке сегодня можно выбирать: ехать в райцентр или в ближайший крупный город на стареньком «Икарусе» без кондиционера или пересесть пусть даже на подержанный лайнер корейского производства, но с регулируемыми креслами, герметичными окнами и эффективной системой вентиляции. При этом цена билета, как правило, абсолютно одинакова. Стремясь добиться максимального притока пассажиров на свои рейсы, перевозчики идут на дополнительные расходы, связанные с приобретением и установкой опционного оборудования. И если перетяжку потолка, замену обивки кресел и крепёж занавесок они могут выполнить своими силами, то за мини-кухню, химический туалет и пневмоподвеску приходится раскошеливаться. И месяц от месяца – всё больше и больше.
Конечно, на фоне удорожания самих пассажирских машин дополнительное оборудование «тяжелело» в цене не столь заметно и не столь быстро. Однако не нужно забывать, что для приобретаемого автобуса заказчик, как правило, выбирает не одну, а три-четыре, а то и больше позиций. И если на одной опции разница не так существенна, то на нескольких она очень заметна. Особенно – если речь идёт о дорогостоящих агрегатах вроде кондиционера, более мощного двигателя и совершенной коробки передач. В копеечку выливается и установка современной стереосистемы, холодильника, комфортабельных кресел. Да и специальное исполнение обходится недёшево.
Например, утепление автобусов КАвЗ (см. табл. 1) в I полугодии 2006 г. стоило 47.500 рублей, а во II полугодии стоимость услуги поднялась почти на 100 у. е. – до 50.000 рублей. Денежный эквивалент данной услуги не менялся до начала этого года, что позволяет сделать предположение о грядущем повышении цен. Тем более что объём работ достаточно внушителен. Утеплённый вариант подразумевает усиленную термоизоляцию по всему кузову, включая двойные остекление и настил пола. В пакет входит также монтаж аккумуляторной батареи повышенной ёмкости и установка дополнительного топливного бака. Сюда же включён утеплительный чехол облицовки радиатора и капота. А венчает весь набор устанавливаемая на крыше фара прожекторного типа.
Замена четырёхступенчатой коробки передач на пятиступенчатую тоже подорожала, хотя и незначительно – на 1000 рублей. Однако такой «либерализм» может продлиться недолго: нет никаких гарантий того, что в нынешнем году цены будут меняться в сторону увеличения такими же темпами, как и в прошлом. Продавцы заводского допоборудования считают, что многомесячная стабилизация цены на рынке отнюдь не гарантирует сохранения такого положения на длительный срок. То же самое справедливо и в отношении замены двигателя на машинах Курганского автобусного завода. Полгода – достаточно внушительный отрезок времени, чтобы оплата трудоёмкой работы механиков поднялась хотя бы на 2 - 3 тыс. рублей. И это – заметьте – оптимистичный прогноз. При пессимистичном варианте удорожание может быть вдвое, а то и втрое выше прогнозируемых значений.
Восходящая динамика цен на опции для автобусов заметна и при анализе стоимости дополнительного оборудования автобусов ПАЗ. Амплитуда колебаний в середине прошлого года задала темп на второе полугодие. Достигнутый уровень остался неизменным на протяжении IV квартала 2006 г. и I квартала 2007 г. Дельта цен в период корректировки прайс-листов составила от 1 до 3 тыс. рублей. Скорее всего, такой же прирост будет наблюдаться и во II квартале нынешнего года, поскольку обнародованные в январе ценники практически не менялись несколько месяцев подряд. Именно поэтому при составлении таблицы 1 использовались повышающие коэффициенты, характерные для минувшего года.
Таблица 1. Изменение цен на дополнительное оборудование российских автобусов на столичном рынке
Название опции |
Цена, руб. I квартал 2007 г. |
Цена, руб. II квартал 2007 г.* |
Автобусы НефАЗ |
||
Северное исполнение |
113.000 |
120.000 |
Междугородний вариант с импортными шинами |
46.000 |
50.000 |
Оригинальная покраска по заявке покупателя |
10.000 |
12.500 |
Окраска кузова в цвет «металлик» |
30.000 |
30.000 |
Установка электронного маршрутоуказателя |
37.000 |
39.000 |
Кондиционер Thermo King |
299.000 |
299.000 |
Видеосистема Blaupunkt |
218.820 |
220.000 |
Комплект импортных шин |
43.600 |
45.000 |
Специальное исполнение для перевозки людей с нарушением опорно-двигательного аппарата |
412.000 |
415.000 |
Автобусы КАвЗ |
||
Утепление для моделей 397620, 397652, 397652 «Школьный» |
50.000 |
52.000 |
Замена 4-ступ. КПП на 5-ступ. КПП для моделей 397620, 397652 |
25.000 |
27.000 |
Замена двигателя ЗМЗ-513.10 на ММЗ-245.12 для моделей 397620, 397652 |
110.000 |
112.000 |
Автобусы ПАЗ |
||
Грузопассажирский вариант моделей 32053, 3206 |
26.000 |
28.000 |
Ритуальный вариант моделей 32053, 3206 |
14.000 |
15.000 |
Северный вариант моделей 32053, 32054, 3206 |
41.000 |
44.000 |
Мягкие нерегулируемые сиденья (невысокая спинка) на моделях 32053, 32054, 3206 |
11.000 |
12.000 |
Мягкие нерегулируемые сиденья (высокая спинка) на моделях 32053, 32054, 3206 |
26.000 |
28.000 |
Подиумный, с мягкими нерегулируемыми сиденьями на моделях 32053, 32054, 3206 |
63.000 |
65.000 |
Подиумный, с высокими регулируемыми сиденьями (27 шт.), багажное отделение для модели 4234 |
70.000 |
72.000 |
Автобус ГолАЗ-5291 «Круиз» |
||
Туалет химический (число мест сокращается до 45) |
200.000 |
206.000 |
Доплата за кондиционер Thermo King SR-50S-W с климат-контролем |
80.000 |
85.000 |
Дисковые тормозные механизмы на передней оси |
45.000 |
50.000 |
Электронное управление КП (джойстик) |
55.000 |
59.000 |
Ретардер |
105.000 |
109.000 |
Установка двигателя Scania DSC11 Евро-3 (340 л. с.) |
110.000 |
115.000 |
Видеосистема с двумя 15” ЖК-мониторами, DVD Blaupunkt |
165.000 |
168.000 |
Микрофон гида (совместно с аудиосистемой) |
4.500 |
5.500 |
Микрофон водителя (только с аудиосистемой) |
4.500 |
5.000 |
Мини-кухня с холодильником и бойлером (перегородка) |
85.000 |
90.000 |
Шторы на заднем и боковых окнах |
20.000 |
22.000 |
Ковровое покрытие пола, центральный проход |
10.000 |
12.000 |
Тонированное остекление |
25.000 |
27.000 |
Спальное место водителя с отопителем и телефоном |
55.000 |
57.000 |
Ковровое покрытие в багажном отделении |
10.000 |
11.000 |
Пассажирские сиденья с сеткой и столиком |
44.000 |
46.000 |
Упоры для ног пассажирских сидений |
35.000 |
36.000 |
Пассажирские сиденья с ремнями безопасности |
32.000 |
34.000 |
Пассажирские сиденья с устройством перемещения в центр |
33.000 |
36.000 |
Автобусы ЛиАЗ-5256.23 и ЛиАЗ-5256.33** |
||
Установка двигателя Cat-3126 Евро-3 мощностью 300 л. с. вместо 235 л. с. |
30.000 |
32.000 |
Установка АКПП Voith вместо ZF S6-85 |
210.000 |
216.000 |
КондиционерThermo King SR-50S с боковой раздачей воздуха |
400.000 |
408.000 |
Видеосистема Blaupunkt с двумя 15” ЖК-мониторами |
165.000 |
170.000 |
Дисковые тормозные механизмы на передней оси |
45.000 |
49.000 |
Электронное управление КПП (джойстик) |
55.000 |
58.000 |
Ретардер |
105.000 |
108.000 |
Установка двигателя Scania DSC11 Евро-3 (340 л. с.) |
110.000 |
115.000 |
Облицовка боковин и потолка тканью |
22.000 |
25.000 |
Гардинные шторы на заднем и боковых окнах |
20.000 |
21.000 |
Ковровое покрытие пола, центральный проход |
4.000 |
5.000 |
Аудиосистема импортная |
6.500 |
7.500 |
*Прогнозируемая цена. **Стандартная комплектация автобуса ЛиАЗ включает: тканевую обивку салона, мягкие регулируемые сиденья, кондиционер Thermo King SR-50S-W, стеклопакет, аудиосистему Blaupunkt, багажные отделения объёмом 11,5 м3, белый цвет. |
Доплата к «иностранцам»
Заказчики автобусов импортных марок и производства стран СНГ (Украины и Беларуси в первую очередь) тоже нередко оснащают свою технику дополнительным оборудованием. Ведь, согласитесь, глупо приобретать туристический лайнер без туалета и кондиционера. Раз-другой житель конкретного региона согласится отправиться на таком автобусе в дальнее путешествие, а потом предпочтёт лучшее качество обслуживания у конкурентов. Прекрасно понимая это, транспортные компании комплектуют приобретаемую технику всем необходимым. И расходы на опции нередко выливаются в приличную сумму. Она возрастает, если дополнительное оборудование было заказано не при покупке автобуса, а «вдогонку».
В то время как опции для российских автобусов дорожают в основном из-за увеличения стоимости работ, опции для лайнеров иностранного производства «тяжелеют» в цене и по другим причинам. В частности, из-за удорожания материалов и колебания курсов валют. И что интересно: ценник меняется только в сторону увеличения, хотя объективных предпосылок для этого зачастую не существует. В лучшем случае он на какое-то время замирает на определённом уровне, но потом вновь переписывается. Для корректировки цен на дополнительное оборудование пассажирских иномарок характерен постепенный рост, в то время как опциям к автобусам российского производства присущ скачкообразный стиль: их стоимость повышается если не от месяца к месяцу, то разом за квартал. Поэтому примечательной особенностью прайс-листов торгующих компаний является указание срока действия – с такого-то по такое-то число. Причём дата необязательно соответствует календарным границам месяца: в ряде случаев новый ценник начинает действовать с 10-го, 15-го, а иногда и с произвольного «некруглого» числа.
Анализ показывает, что среднестатистическое увеличение цен на опции к импортным автобусам значительно отстаёт от роста стоимости на сами пассажирские машины. По некоторым позициям даже на значительном отрезке времени (два-три квартала, а в отдельных случаях – в течение года) стоимость услуг и оборудования не меняется. Но это лишь приятное исключение из правил, а не финансовая закономерность. Поэтому покупатели техники зарубежного производства в определённом смысле находятся в более выгодном положении, чем покупатели машин стран СНГ. Расходы на опции у сторонников «иностранцев» меньше ещё и потому, что серийное оснащение импортных автобусов, как правило, богаче. А значит, потребность в дополнительном оборудовании меньше.
Например, в малом междугородном автобусе «Isuzu-Богдан А-0921», рассчитанном на 27 сидячих и 8 стоячих мест, серийно устанавливается много агрегатов японского производства. К ним относятся: двигатель и коробка передач, передняя ось и задний мост, карданы и рулевое управление с гидроусилителем, элементы гидросистемы – генератор, стартер и прочее. Водительское кресло, панель приборов, система вентиляции и отопление водительской кабины, а также трубы системы отвода отработавших газов с «горным тормозом» – тоже «made in Japan». Есть и европейские комплектующие – скажем, тормозная система с вакуумным усилителем и ABS первой категории немецкой фирмы Wabco. Новая шестиступенчатая механическая КПП вместо пятиступенчатой на А-091 и новый задний мост позволяют автобусу с полной загрузкой развивать до 120 км/ч. Кажется, ну что ещё надо?! Второй люк для улучшения вентиляции пассажирского салона, кондиционер, откидные сиденья – всё это есть в списке опций, который украинские производители позиционируют на экспорт в долларах. А вот цена самого автобуса на российском рынке указывается в рублях. Так, рассматриваемый «Isuzu-Богдан А-0921» в марте 2007 г. предлагался за 1.269.000 рублей.
Среди автобусов иностранного производства минимальной ценой дополнительного оборудования отличается продукция китайских и корейских компаний. Часто это объясняется не объективной реальностью, а желанием завоевать умы и кошельки российских перевозчиков. Самыми дорогими являются опции для немецких и шведских автобусов. И если последних в России продаётся раз - два и обчёлся, то реализация немецких лайнеров растёт год от года. Дороговизна их дополнительного оборудования обусловлена курсом евро. Впрочем, в ряде случаев стоимость опций вполне сопоставима. Кроме того, нужно иметь в виду: приобретая автобус определённой марки, вы не можете заказывать часть опций «на стороне». Ну кто вам предложит коробку передач для конкретного двигателя или второй люк в салоне, не отличающийся от заводского?! Есть и такие позиции, по которым не обязательно обращаться непосредственно к производителю техники. Тот же кондиционер можно заказать у официального дилера такой техники и сэкономить на этом тысячу-другую рублей, а то и больше.
Таблица 2. Изменение цен на дополнительное оборудование импортных автобусов на столичном рынке
Название опции |
Цена, руб. I квартал 2007 г. |
Цена, руб. II квартал 2007 г.* |
Автобусы HIGER |
||
Горный тормоз для 31-местной модели KLO 6840 |
65.000 |
67.000 |
Стеклопакет на боковых окнах |
20.000 |
24.000 |
Бортовой холодильник для моделей KLO 6840, 6885 |
14.500 |
15.000 |
Бортовой холодильник для моделей KLO 6129О, 6109О |
16.000 |
17.000 |
DVD + LCD-монитор |
39.000 |
40.000 |
Система центральной смазки |
37.000 |
38.000 |
Пневмоподвеска |
65.000 |
67.000 |
Окраска кузова в цвет «металлик» для 20-местной городской модели KLO 6720 В1 |
12.000 |
15.000 |
Окраска кузова в цвет «металлик» |
15.000 |
17.000 |
Биотуалет для 47-местной модели KLO 6129O |
80.000 |
82.000 |
Кулер для 41-местной модели KLO 6109O |
8.000 |
9.500 |
Кулер для 47-местной модели KLO 6129O |
9.000 |
10.000 |
Кондиционер для 20-местной городской модели KLO 6720 В1 |
60.000 |
63.000 |
Кондиционер для 58-местной городской модели KLO 6891 GA |
220.000 |
225.000 |
Автобусы YUTONG 19 |
||
Туалет без окна |
199.800 |
205.000 |
Туалет с окном |
208.000 |
212.000 |
Тонировка стекол в серый цвет |
21.630 |
23.000 |
Водный диспенсер (кухня) |
14.530 |
16.500 |
Бортовой холодильник |
20.250 |
22.000 |
Система ASR и круиз-контроль (только для Евро-3) |
19.500 |
21.900 |
Система ECAS (изменение просвета, для Евро-3) |
62.300 |
64.900 |
Шины Michelin |
49.140 |
49.900 |
Ксенон (дальний свет) |
23.760 |
25.000 |
Двигатель Cummins Евро-3 |
405.000 |
409.000 |
Дополнительная гарантия (2 года или 160 тыс. км) |
282.000 |
285.000 |
Автобусы «ISUZU-Богдан А-0921» |
||
Второй люк в крыше |
340 у. е. |
350 у. е. |
Динамики «Фукуду», 4 шт. |
75 у. е. |
80 у. е. |
Кондиционер, полочки с обдувом, клееные стекла, дверь с пневмоподводкой |
12.000 у. е. |
12.200 у. е. |
Откидные пассажирские сиденья |
800 у. е. |
840 у. е. |
Тонировка полоски лобового стекла |
150 у. е. |
160 у. е. |
Указатель маршрута |
20 у. е. |
25 у. е. |
Шторка водителя |
15 у. е. |
18 у. е. |
*Прогнозный показатель носит справочный характер. |
При заказе опций главное – не переусердствовать. Стремление сэкономить во что бы то ни стало на покупке опций не у дилера, а в свободной продаже грозит обернуться лишними хлопотами. Например, приобретённый биотуалет может не вписаться в интерьер по габаритам или дизайну. Заказанные без консультации кресла способны сузить центральный проход или создать неудобства сидящим сзади людям из-за большого угла наклона спинок. Купленный на рынке «ксенон» может оказаться просто эффектной безделушкой с голубым светом, но никак не средством улучшения освещённости дороги.
Так что при заказе опций важно помнить две вещи. Первая: на российском рынке дополнительное оборудование для автобусов дешеветь не будет (по крайней мере, в обозримой перспективе). Вторая: скупой платит дважды. Иными словами, заказывать оригинальное дополнительное оборудование всё-таки лучше у лицензированного дилера, обеспечивающего продаваемый товар с гарантией. А покупка «вслепую» может привести к прямо противоположному эффекту.