Анализ рынка "«Таяние» отменяется!"


Цены на автобусные опции в России идут вверх

 

Александр КАЛУГИН

 

Инфляция не разбирает, каким видом бизнеса вы занимаетесь: покупаете технику, продаёте бензин или осуществляете перевозки. Затраты растут у всех повсеместно, независимо от масштаба, местоположения и специализации фирмы. Вслед за потребительскими ценами и услугами, сырьём и материалами дорожают не только автобусы, но и дополнительное оборудование для них. И хотя рост цен не критический, он имеет устойчивый, ярко выраженный вектор – по восходящей линии.

 

Своя рубаха не дешевле

Рынок пассажирских перевозок в России растёт стремительными темпами. Причём рост оборота отмечен не только в столичном регионе, но и в федеральных округах. Характерной особенностью интенсификации местных линий является их насыщение туристическими и междугородными автобусами с пробегом. При этом пробег этот зачастую довольно внушителен – одному Богу известно, сколько сотен тысяч километров накрутил за время эксплуатации в Европе тот или иной лайнер, прежде чем оказаться в России. Состарившись, эти пассажирские машины доживают свой век в руках российских предпринимателей, которые стремятся выжать из рухляди последние соки.

Покупатели новых автобусов российского производства тоже ориентируются на рыночные тенденции и в момент сделки нередко думают о том, как будут продавать своё приобретение через три-четыре года. Понятно, что чем лучше укомплектовано транспортное средство для выполнения определённого вида перевозок, тем эффективнее будет эксплуатация и выше цена при продаже. Исходя из этого, перевозчики заказывают дополнительное оборудование непосредственно у продавца автобусов, будь то завод-изготовитель или его официальный дилер. При этом нелишне помнить о том, что у регионального дилера цена опций, как правило, немного выше стоимости опций столичного региона или региона расположения завода. В то же время ряд производителей стремится работать по-европейски, т. е. устанавливать на свою продукцию единые цены.

Но не всё так просто во взаимоотношениях участников рынка. Перевозчики сталкиваются с растущими запросами пассажиров, которым надоело мириться с тем, что видавшие виды автобусы то и дело ломаются в пути и не предоставляют должного уровня комфорта. Предложение на рынке таково, что даже в глубинке сегодня можно выбирать: ехать в райцентр или в ближайший крупный город на стареньком «Икарусе» без кондиционера или пересесть пусть даже на подержанный лайнер корейского производства, но с регулируемыми креслами, герметичными окнами и эффективной системой вентиляции. При этом цена билета, как правило, абсолютно одинакова. Стремясь добиться максимального притока пассажиров на свои рейсы, перевозчики идут на дополнительные расходы, связанные с приобретением и установкой опционного оборудования. И если перетяжку потолка, замену обивки кресел и крепёж занавесок они могут выполнить своими силами, то за мини-кухню, химический туалет и пневмоподвеску приходится раскошеливаться. И месяц от месяца – всё больше и больше.

Конечно, на фоне удорожания самих пассажирских машин дополнительное оборудование «тяжелело» в цене не столь заметно и не столь быстро. Однако не нужно забывать, что для приобретаемого автобуса заказчик, как правило, выбирает не одну, а три-четыре, а то и больше позиций. И если на одной опции разница не так существенна, то на нескольких она очень заметна. Особенно – если речь идёт о дорогостоящих агрегатах вроде кондиционера, более мощного двигателя и совершенной коробки передач. В копеечку выливается и установка современной стереосистемы, холодильника, комфортабельных кресел. Да и специальное исполнение обходится недёшево.

Например, утепление автобусов КАвЗ (см. табл. 1) в I полугодии 2006 г. стоило 47.500 рублей, а во II полугодии стоимость услуги поднялась почти на 100 у. е. – до 50.000 рублей. Денежный эквивалент данной услуги не менялся до начала этого года, что позволяет сделать предположение о грядущем повышении цен. Тем более что объём работ достаточно внушителен. Утеплённый вариант подразумевает усиленную термоизоляцию по всему кузову, включая двойные остекление и настил пола. В пакет входит также монтаж аккумуляторной батареи повышенной ёмкости и установка дополнительного топливного бака. Сюда же включён утеплительный чехол облицовки радиатора и капота. А венчает весь набор устанавливаемая на крыше фара прожекторного типа.

Замена четырёхступенчатой коробки передач на пятиступенчатую тоже подорожала, хотя и незначительно – на 1000 рублей. Однако такой «либерализм» может продлиться недолго: нет никаких гарантий того, что в нынешнем году цены будут меняться в сторону увеличения такими же темпами, как и в прошлом. Продавцы заводского допоборудования считают, что многомесячная стабилизация цены на рынке отнюдь не гарантирует сохранения такого положения на длительный срок. То же самое справедливо и в отношении замены двигателя на машинах Курганского автобусного завода. Полгода – достаточно внушительный отрезок времени, чтобы оплата трудоёмкой работы механиков поднялась хотя бы на 2 - 3 тыс. рублей. И это – заметьте – оптимистичный прогноз. При пессимистичном варианте удорожание может быть вдвое, а то и втрое выше прогнозируемых значений.

Восходящая динамика цен на опции для автобусов заметна и при анализе стоимости дополнительного оборудования автобусов ПАЗ. Амплитуда колебаний в середине прошлого года задала темп на второе полугодие. Достигнутый уровень остался неизменным на протяжении IV квартала 2006 г. и I квартала 2007 г. Дельта цен в период корректировки прайс-листов составила от 1 до 3 тыс. рублей. Скорее всего, такой же прирост будет наблюдаться и во II квартале нынешнего года, поскольку обнародованные в январе ценники практически не менялись несколько месяцев подряд. Именно поэтому при составлении таблицы 1 использовались повышающие коэффициенты, характерные для минувшего года.

 

Таблица 1. Изменение цен на дополнительное оборудование российских автобусов на столичном рынке

 

 

Название опции

Цена, руб.

I квартал 2007 г.

Цена, руб. II квартал 2007 г.*

Автобусы НефАЗ

Северное исполнение

113.000

120.000

Междугородний вариант с импортными шинами

46.000

50.000

Оригинальная покраска по заявке покупателя

10.000

12.500

Окраска кузова в цвет «металлик»

30.000

30.000

Установка электронного маршрутоуказателя

37.000

39.000

Кондиционер Thermo King

299.000

299.000

Видеосистема Blaupunkt

218.820

220.000

Комплект импортных шин

43.600

45.000

Специальное исполнение для перевозки людей с нарушением опорно-двигательного аппарата

412.000

415.000

Автобусы КАвЗ

Утепление для моделей 397620, 397652, 397652 «Школьный»

50.000

52.000

Замена 4-ступ. КПП на 5-ступ. КПП для моделей 397620, 397652

25.000

27.000

Замена двигателя ЗМЗ-513.10 на ММЗ-245.12 для моделей 397620, 397652

110.000

112.000

Автобусы ПАЗ

Грузопассажирский вариант моделей 32053, 3206

26.000

28.000

Ритуальный вариант моделей 32053, 3206

14.000

15.000

Северный вариант моделей 32053, 32054, 3206

41.000

44.000

Мягкие нерегулируемые сиденья (невысокая спинка) на моделях 32053, 32054, 3206

11.000

12.000

Мягкие нерегулируемые сиденья (высокая спинка) на моделях 32053, 32054, 3206

26.000

28.000

Подиумный, с мягкими нерегулируемыми сиденьями на моделях 32053, 32054, 3206

63.000

65.000

Подиумный, с высокими регулируемыми сиденьями (27 шт.), багажное отделение для модели 4234

70.000

72.000

Автобус ГолАЗ-5291 «Круиз»

Туалет химический (число мест сокращается до 45)

200.000

206.000

Доплата за кондиционер Thermo King SR-50S-W с климат-контролем

80.000

85.000

Дисковые тормозные механизмы на передней оси

45.000

50.000

Электронное управление КП (джойстик)

55.000

59.000

Ретардер

105.000

109.000

Установка двигателя Scania DSC11 Евро-3 (340 л. с.)

110.000

115.000

Видеосистема с двумя 15” ЖК-мониторами, DVD Blaupunkt

165.000

168.000

Микрофон гида (совместно с аудиосистемой)

4.500

5.500

Микрофон водителя (только с аудиосистемой)

4.500

5.000

Мини-кухня с холодильником и бойлером (перегородка)

85.000

90.000

Шторы на заднем и боковых окнах

20.000

22.000

Ковровое покрытие пола, центральный проход

10.000

12.000

Тонированное остекление

25.000

27.000

Спальное место водителя с отопителем и телефоном

55.000

57.000

Ковровое покрытие в багажном отделении

10.000

11.000

Пассажирские сиденья с сеткой и столиком

44.000

46.000

Упоры для ног пассажирских сидений

35.000

36.000

Пассажирские сиденья с ремнями безопасности

32.000

34.000

Пассажирские сиденья с устройством перемещения в центр

33.000

36.000

Автобусы ЛиАЗ-5256.23 и ЛиАЗ-5256.33**

Установка двигателя Cat-3126 Евро-3 мощностью 300 л. с. вместо 235 л. с.

30.000

32.000

Установка АКПП Voith вместо ZF S6-85

210.000

216.000

КондиционерThermo King SR-50S с боковой раздачей воздуха

400.000

408.000

Видеосистема Blaupunkt с двумя 15” ЖК-мониторами

165.000

170.000

Дисковые тормозные механизмы на передней оси

45.000

49.000

Электронное управление КПП (джойстик)

55.000

58.000

Ретардер

105.000

108.000

Установка двигателя Scania DSC11 Евро-3 (340 л. с.)

110.000

115.000

Облицовка боковин и потолка тканью

22.000

25.000

Гардинные шторы на заднем и боковых окнах

20.000

21.000

Ковровое покрытие пола, центральный проход

4.000

5.000

Аудиосистема импортная

6.500

7.500

*Прогнозируемая цена.

**Стандартная комплектация автобуса ЛиАЗ включает: тканевую обивку салона, мягкие регулируемые сиденья, кондиционер Thermo King SR-50S-W, стеклопакет, аудиосистему Blaupunkt, багажные отделения объёмом 11,5 м3, белый цвет.

 

 

Доплата к «иностранцам»

Заказчики автобусов импортных марок и производства стран СНГ (Украины и Беларуси в первую очередь) тоже нередко оснащают свою технику дополнительным оборудованием. Ведь, согласитесь, глупо приобретать туристический лайнер без туалета и кондиционера. Раз-другой житель конкретного региона согласится отправиться на таком автобусе в дальнее путешествие, а потом предпочтёт лучшее качество обслуживания у конкурентов. Прекрасно понимая это, транспортные компании комплектуют приобретаемую технику всем необходимым. И расходы на опции нередко выливаются в приличную сумму. Она возрастает, если дополнительное оборудование было заказано не при покупке автобуса, а «вдогонку».

В то время как опции для российских автобусов дорожают в основном из-за увеличения стоимости работ, опции для лайнеров иностранного производства «тяжелеют» в цене и по другим причинам. В частности, из-за удорожания материалов и колебания курсов валют. И что интересно: ценник меняется только в сторону увеличения, хотя объективных предпосылок для этого зачастую не существует. В лучшем случае он на какое-то время замирает на определённом уровне, но потом вновь переписывается. Для корректировки цен на дополнительное оборудование пассажирских иномарок характерен постепенный рост, в то время как опциям к автобусам российского производства присущ скачкообразный стиль: их стоимость повышается если не от месяца к месяцу, то разом за квартал. Поэтому примечательной особенностью прайс-листов торгующих компаний является указание срока действия – с такого-то по такое-то число. Причём дата необязательно соответствует календарным границам месяца: в ряде случаев новый ценник начинает действовать с 10-го, 15-го, а иногда и с произвольного «некруглого» числа.

Анализ показывает, что среднестатистическое увеличение цен на опции к импортным автобусам значительно отстаёт от роста стоимости на сами пассажирские машины. По некоторым позициям даже на значительном отрезке времени (два-три квартала, а в отдельных случаях – в течение года) стоимость услуг и оборудования не меняется. Но это лишь приятное исключение из правил, а не финансовая закономерность. Поэтому покупатели техники зарубежного производства в определённом смысле находятся в более выгодном положении, чем покупатели машин стран СНГ. Расходы на опции у сторонников «иностранцев» меньше ещё и потому, что серийное оснащение импортных автобусов, как правило, богаче. А значит, потребность в дополнительном оборудовании меньше.

Например, в малом междугородном автобусе «Isuzu-Богдан А-0921», рассчитанном на 27 сидячих и 8 стоячих мест, серийно устанавливается много агрегатов японского производства. К ним относятся: двигатель и коробка передач, передняя ось и задний мост, карданы и рулевое управление с гидроусилителем, элементы гидросистемы – генератор, стартер и прочее. Водительское кресло, панель приборов, система вентиляции и отопление водительской кабины, а также трубы системы отвода отработавших газов с «горным тормозом» – тоже «made in Japan». Есть и европейские комплектующие – скажем, тормозная система с вакуумным усилителем и ABS первой категории немецкой фирмы Wabco. Новая шестиступенчатая механическая КПП вместо пятиступенчатой на А-091 и новый задний мост позволяют автобусу с полной загрузкой развивать до 120 км/ч. Кажется, ну что ещё надо?! Второй люк для улучшения вентиляции пассажирского салона, кондиционер, откидные сиденья – всё это есть в списке опций, который украинские производители позиционируют на экспорт в долларах. А вот цена самого автобуса на российском рынке указывается в рублях. Так, рассматриваемый «Isuzu-Богдан А-0921» в марте 2007 г. предлагался за 1.269.000 рублей.

Среди автобусов иностранного производства минимальной ценой дополнительного оборудования отличается продукция китайских и корейских компаний. Часто это объясняется не объективной реальностью, а желанием завоевать умы и кошельки российских перевозчиков. Самыми дорогими являются опции для немецких и шведских автобусов. И если последних в России продаётся раз - два и обчёлся, то реализация немецких лайнеров растёт год от года. Дороговизна их дополнительного оборудования обусловлена курсом евро. Впрочем, в ряде случаев стоимость опций вполне сопоставима. Кроме того, нужно иметь в виду: приобретая автобус определённой марки, вы не можете заказывать часть опций «на стороне». Ну кто вам предложит коробку передач для конкретного двигателя или второй люк в салоне, не отличающийся от заводского?! Есть и такие позиции, по которым не обязательно обращаться непосредственно к производителю техники. Тот же кондиционер можно заказать у официального дилера такой техники и сэкономить на этом тысячу-другую рублей, а то и больше.

 

Таблица 2. Изменение цен на дополнительное оборудование импортных автобусов на столичном рынке

 

 

Название опции

Цена, руб.

I квартал 2007 г.

Цена, руб. II квартал 2007 г.*

Автобусы HIGER 

Горный тормоз для 31-местной модели KLO 6840

65.000

67.000

Стеклопакет на боковых окнах

20.000

24.000

Бортовой холодильник для моделей KLO 6840, 6885

14.500

15.000

Бортовой холодильник для моделей KLO 6129О, 6109О

16.000

17.000

DVD + LCD-монитор

39.000

40.000

Система центральной смазки

37.000

38.000

Пневмоподвеска

65.000

67.000

Окраска кузова в цвет «металлик» для 20-местной городской модели KLO 6720 В1

12.000

15.000

Окраска кузова в цвет «металлик»

15.000

17.000

Биотуалет для 47-местной модели KLO 6129O

80.000

82.000

Кулер для 41-местной модели KLO 6109O

8.000

9.500

Кулер для 47-местной модели KLO 6129O

9.000

10.000

Кондиционер для 20-местной городской модели KLO 6720 В1

60.000

63.000

Кондиционер для 58-местной городской модели KLO 6891 GA

220.000

225.000

Автобусы YUTONG 19

Туалет без окна

199.800

205.000

Туалет с окном

208.000

212.000

Тонировка стекол в серый цвет

21.630

23.000

Водный диспенсер (кухня)

14.530

16.500

Бортовой холодильник

20.250

22.000

Система ASR и круиз-контроль (только для Евро-3)

19.500

21.900

Система ECAS (изменение просвета, для Евро-3)

62.300

64.900

Шины Michelin

49.140

49.900

Ксенон (дальний свет)

23.760

25.000

Двигатель Cummins Евро-3

405.000

409.000

Дополнительная гарантия (2 года или 160 тыс. км)

282.000

285.000

Автобусы «ISUZU-Богдан А-0921»

Второй люк в крыше

340 у. е.

350 у. е.

Динамики «Фукуду», 4 шт.

75 у. е.

80 у. е.

Кондиционер, полочки с обдувом, клееные стекла, дверь с пневмоподводкой

12.000 у. е.

12.200 у. е.

Откидные пассажирские сиденья

800 у. е.

840 у. е.

Тонировка  полоски лобового стекла

150 у. е.

160 у. е.

Указатель маршрута

20 у. е.

25 у. е.

Шторка водителя

15 у. е.

18 у. е.

*Прогнозный показатель носит справочный характер.

 

При заказе опций главное – не переусердствовать. Стремление сэкономить во что бы то ни стало на покупке опций не у дилера, а в свободной продаже грозит обернуться лишними хлопотами. Например, приобретённый биотуалет может не вписаться в интерьер по габаритам или дизайну. Заказанные без консультации кресла способны сузить центральный проход или создать неудобства сидящим сзади людям из-за большого угла наклона спинок. Купленный на рынке «ксенон» может оказаться просто эффектной безделушкой с голубым светом, но никак не средством улучшения освещённости дороги.

Так что при заказе опций важно помнить две вещи. Первая: на российском рынке дополнительное оборудование для автобусов дешеветь не будет (по крайней мере, в обозримой перспективе). Вторая: скупой платит дважды. Иными словами, заказывать оригинальное дополнительное оборудование всё-таки лучше у лицензированного дилера, обеспечивающего продаваемый товар с гарантией. А покупка «вслепую» может привести к прямо противоположному эффекту.