Макроэкономика "Не спросясь у Нострадамуса…"


 

Светлана АЛЕКСЕЕВА

 

Российское общество всё больше становится обществом потребления. И всё чаще нуждается в современном транспортном обслуживании. Что ждёт страну через три года? Куда, на чём, что и почём повезёт российский автотранспорт? Два ответа на эти вопросы дало Минэкономразвития в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и параметрах прогноза на период до 2010 года.

 

Бурные темпы развития российской экономики продолжают удивлять. Тем не менее, по мнению ведомства Германа Грефа, ещё далеко не всё в порядке в «датском королевстве». Несмотря на высокие темпы инвестиционной активности в начале этого года, продолжают сказываться долгосрочные структурные барьеры развития, которые предопределяют настоятельную необходимость смены модели экономического развития в 2008 – 2010 гг. в сторону усиления факторов инновационного роста, активизации энергосбережения, значительного увеличения инвестиционной активности.

В качестве одного из самых серьёзных отмечается дефицит современной транспортной инфраструктуры (недостаточно развитая система экспортных нефте- и газопроводов, низкая обеспеченность дорожным покрытием, неразвитость аэродромной сети и портового хозяйства).

 

Прямо пойдешь – голову потеряешь…

Разработка прогноза социально-экономического развития и параметров прогноза на период до 2010 г. проведена по двум основным вариантам, основывающимся на гипотезе о единых ценах на нефть. Они отличаются динамикой конкурентоспособности российского бизнеса, масштабами и интенсивностью реализации правительственного пакета мер и инвестиционных проектов, направленных на ускорение экономического роста. Уровень цен на нефть Urals, заложенных при расчёте основных вариантов прогноза, составляет 55 долларов в 2007 г., 53 доллара в 2008 г. со снижением до 52 и 50 долларов за баррель в 2009 – 2010 гг.

Вариант 1 (инерционный) отражает развитие российской экономики в условиях стабилизации объёмов экспорта углеводородов при продолжающемся ухудшении ценовой конкурентоспособности российской продукции и замещении её импортной. Темпы роста ВВП в условиях этого варианта снижаются с 6,7 % в 2006 г. до 5,2 – 5,3 % в 2009 – 2010 гг.

Вариант 2 (умеренно оптимистичный) ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности российского бизнеса и активизацию структурных сдвигов за счёт реализации комплекса мер по ускорению экономического роста. При такой же, как и в первом варианте, конъюнктуре на мировых рынках энергоносителей темпы роста ВВП в 2008 – 2010 гг. составят 6 – 6,2 %. Второй вариант прогноза рассматривается как основной для составления бюджета на 2008 – 2010 гг.

Для оценки влияния изменения цен на энергоносители на макроэкономические показатели дополнительно проработаны варианты, учитывающие различные сценарии развития ситуации на мировом рынке нефти.

Вариант 2 а оценивает перспективы развития российской экономики в условиях значительного снижения нефтяных цен: с 61,1 долларов за баррель в 2006 г. до 49 долларов за баррель в 2007 г. с продолжением снижения до 41 и 39 долларов за баррель в 2009 – 2010 гг. соответственно. В этом случае темпы роста ВВП не превысят 5,4 – 5,5 % даже при относительном улучшении конкурентоспособности российского бизнеса.

Вариант 2 б оценивает перспективы развития российской экономики в условиях достаточно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры: цена на нефть Urals в 2007 г. ожидается в среднем на уровне 55 долларов за баррель, а в 2008 – 2010 гг. увеличивается до 62 долларов. Реализация данного сценария даёт 6,7 % прироста ВВП в 2008 г. и 6,3 % в 2010 г.

 

Российские приоритеты

Приоритеты развития России в 2007 – 2010 гг. будут формироваться под влиянием происходящих изменений в экономике страны. Эксперты Минэкономразвития уверены, что факторы, на которых во многом базировался подъём 2004 – 2006 гг., будут ослабевать. Во-первых, это касается как ухудшения (для России) конъюнктуры мировых рынков энергоресурсов, так и снижения возможностей наращивания энерго-сырьевого экспорта. Во-вторых, усилится действие ограничений – со стороны производственной инфраструктуры и со стороны предложения трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров.

В этих условиях поддержание высоких темпов экономического роста требует перехода к инновационному характеру развития экономики, обеспечения интенсивного развития человеческого капитала, наращивания внешнеэкономической активности российских предприятий.

Первое. Развитие человеческого капитала, создание эффективной, ориентированной на конечный результат, социальной инфраструктуры.

Второе. Улучшение инвестиционного климата, обеспечение конкуренции и создание чётко работающих рыночных институтов. Это требует надёжной защиты прав собственности, совершенствования системы корпоративного законодательства, совершенствования деятельности судебной системы в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2007 – 2011 гг.», повышения эффективности деятельности системы государственного управления в рамках проводимой административной реформы.

Третье. Диверсификация экономики – повышение конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, развитие высокотехнологичных отраслей – «экономики знаний».

Российское правительство планирует осуществить реализацию последовательных действий по поддержке неценовой конкурентоспособности бизнеса страны, включая развитие инфраструктуры особых экономических зон, их новой формы – портовых зон, технопарков, инжиниринговых и дизайн-центров, центров трансфера технологий, содействие продвижению брендов товаров и услуг российских предприятий, реализацию мер по поддержке малого бизнеса. Повышению конкурентоспособности российской автомобильной промышленности будет способствовать стимулирование развития производства автокомпонентов с помощью введённого режима «промышленной сборки».

Планируется повысить результативность мер поддержки несырьевого экспорта и содействовать эффективному встраиванию российских предприятий в глобальные цепочки добавленной стоимости. Будет продолжена целенаправленная работа по снижению реальной налоговой нагрузки на предприятия несырьевого сектора экономики, совершенствованию налогового и таможенного администрирования, снижению административных барьеров и развитию системы технического регулирования.

Четвёртое. Развитие инфраструктурных отраслей экономики – транспорта и электроэнергетики, в том числе с помощью масштабных проектов Инвестиционного фонда. Правительство планирует стимулировать расширение масштабов частного финансирования инфраструктурных проектов за счёт развития механизмов частно-государственного партнёрства и совершенствования политики тарифного регулирования.

Пятое. Повышение эффективности государственных институтов и развитие институтов гражданского общества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая развитие механизмов управления, ориентированного на результат, последовательное проведение административной реформы, развитие механизмов общественной экспертизы и общественного контроля. 

Шестое. Развитие механизмов частно-государственного партнёрства, направленных на содействие частным инвестициям. Для этого предстоит укреплять государственные институты развития, которые позволят обеспечить концентрацию государственных и частных ресурсов на приоритетных направлениях экономического роста, станут основным инструментом частно-государственного партнёрства.

В течение этого года необходимо решить весь комплекс правовых, организационных и финансовых вопросов, связанных с запуском Банка развития. Требуется обеспечить деятельность Российской венчурной компании по финансированию венчурных фондов, которые должны стать катализатором создания до сотен новых инновационных компаний.

Седьмое. Планируется обеспечить формирование новых региональных центров экономического развития на Дальнем Востоке и на Юге России, преодоление отставания депрессивных регионов.

Российская власть намерена проводить активное проведение кластерной политики, обеспечивающей стимулирование развития конкурентоспособных комплексов взаимосвязанных производств в регионах.

В ближайшие три года произойдут значительные изменения в факторах, определяющих рост экономики. 

Фактор внешнеэкономической конъюнктуры, в значительной степени определявший высокие темпы роста в предшествующие годы, заметно снижается: с 2,7 % (из 7,2 % прироста ВВП) в 2004 г. и 2,6 % в 2005 г. до 1 % в 2008 г. (по второму варианту). На протяжении последующих лет прогнозного периода вклад внешних факторов в прирост экономики стабилизируется на уровне 1 – 1,5 % прироста ВВП. Доля внешних факторов будет обеспечивать лишь 17 – 21 % в приросте ВВП.

Сокращение влияния внешних факторов отражает тенденцию замедления темпов роста физического объёма экспорта с 10 и 4,7 % прироста в 2004 и 2005 гг. до 1,4 – 3,2 % на протяжении прогнозируемого периода. Рост стоимостного объёма экспорта будет определяться сдержанной динамикой цен на нефть и другие топливно-энергетические товары российского экспорта. Таким образом, в отличие от прошлых лет, рост экономики будет опережать динамику экспорта и не сможет поддерживаться на прогнозируемом уровне внешнеэкономическими факторами.

Внутренние факторы всё в большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста. В связи с этим значительно возрастает роль инвестиционного климата и государственной экономической политики.

В рамках первого варианта развития ухудшение внешнеэкономических условий не компенсируется соответствующим улучшением качества экономического роста и конкурентоспособности российского бизнеса. Это ведёт к снижению темпов роста до 5,7 – 5,2 % в 2008 – 2010 гг.

Для стабилизации траектории экономического роста на уровне не ниже 6 % в год, соответствующей второму варианту развития, необходимо существенное увеличение эффективности и конкурентоспособности экономики, а также усиление инвестиционной составляющей экономического роста.

Увеличение инвестиций в целях увеличения экспорта нефти и газа по второму варианту обеспечат дополнительно к первому варианту от 0,09 до 0,15 % прироста ВВП в год.

В целом общий рост инвестиций в расширение экспорта и импортозамещение, а также инвестиции для преодоления инфраструктурных ограничений обеспечат от 0,16 до 0,53 % дополнительного прироста ВВП в год.

 

Транспорт: грузов и пассажиров станет больше

Согласно прогнозу МЭРТ, объём коммерческих перевозок грузов в 2007 г. составит 4208,0 млн т (105 % к 2006 г.), коммерческий грузооборот – 2252,9 млрд ткм (104,1 % к 2006 г.).

Пассажирооборот транспорта общего пользования, включая городской электрический, в 2007 г. вырастет до 489 млрд пасс.-км (103 % к 2006 г.).

Развитие транспортного комплекса проходит на фоне:

– стабильного роста объёмов коммерческих перевозок грузов;

– постоянно возрастающего объёма перевалки грузов в морских портах,

роста подвижности населения;

– снижения транспортоёмкости ВВП;

– структурных изменений в пассажиропотоках (увеличивается доля воздушного транспорта в магистральном сообщении, уменьшается доля наземного городского электрического транспорта за счёт переключения части пассажиропотока на автомобильный транспорт малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (маршрутные такси и пр.).

Отмечается, что основными ограничениями наращивания объёмов перевозок грузов остаются:

– неразвитость транспортно-логистической системы;

– существенное отставание темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации общества (ввод автомобильных дорог с твёрдым покрытием составил в 2006 г. только 19 % от ввода дорог в 1990 г., а количество автотранспорта за этот период увеличилось в 2,5 раза);

– недостаточная техническая оснащённость пограничных пунктов пропуска;

– неоправданно высокая стоимость топлива.

 

 

Факторы, определяющие развитие транспортного комплекса

 

 

Комплекс

(вид деятельности)

Первый вариант

Второй вариант
(дополнительные факторы роста)

Объём перевозок грузов, грузооборот

Инерционная динамика модернизации транспортного комплекса.

Реализация Федерального закона № 168-ФЗ в части создания российского международного реестра судов, с 2009 г.

Рост объёмов инвестиций за счёт создания условий для привлечения частных инвесторов.

Более высокие темпы развития отраслей народного хозяйства

Реализация Федерального закона № 168-ФЗ в части создания российского международного реестра судов с 2008 г.

Рост экспорта транспортных услуг

Пассажирооборот

Инерционная динамика модернизации транспортного комплекса.

Инерционный вариант роста доходов населения

 

Создание условий для роста объёмов инвестиций.

Высокие темпы коммерциализации общественного транспорта.

Совершенствование государственного регулирования на общественном транспорте

 

По первому варианту объём коммерческих перевозок грузов (без трубопроводного транспорта) в 2010 г. составит 4,71 млрд т (117,6 % к 2006 г.), а коммерческий грузооборот – 2449,2 млрд ткм (113,2 % к 2006 г.).

Низкая динамика роста объёмов грузовых перевозок морским транспортом вызвана задержкой принятия нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов».

Инвестиции в транспортный комплекс через три года составят 902,8 млрд рублей (138,4 % к прошлому году), а за 2008 – 2010 гг. – 2455 млрд рублей (включая ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 гг.)». Доля собственных средств составит порядка 40 %, федерального бюджета – 25 %, средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 18 %.

В течение 2008 – 2010 гг. будет введено 800 км новых железнодорожных линий, увеличена пропускная способность морских портов на 202,4 млн т грузов в год, реконструирована 21 взлётно-посадочная полоса, введено 8,5 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, приобретено 34,6 тыс. грузовых и 2,2 тыс. пассажирских железнодорожных вагонов, 1470 единиц тепловозов и электровозов, 236 воздушных судов российского производства.

 

 

 

Темпы роста коммерческих грузоперевозок по видам транспорта

 

Объём коммерческих

 перевозок,

2010 г. к 2006 г. в %

Коммерческий грузооборот,

2010 г. к 2006 г. в %

Первый вариант

Второй вариант

Первый вариант

Второй вариант

Всего (без трубопроводного транспорта)

117,6

122,2

113,2

120,7

в том числе:

 

 

 

 

железнодорожный общего пользования

113,3

119,3

113,3

119,3

железнодорожный необщего пользования

113,3

119,3

113,3

119,3

автомобильный

123,6

126,4

123,6

126,4

внутренний водный

100,0

100,0

100,0

100,0

морской

116,0

187,5

111,1

187,5

воздушный

110,9

113,5

110,9

113,5

 

Прогнозом предусматривается, что объём перевалки грузов в российских морских портах к 2010 г. достигнет 540 млн т (128 % к 2006 г.).

Подвижность населения (количество пасс.-км на одного человека в год) увеличится в 2010 г. по сравнению с уровнем 2006 г. на 9,5 %, а с учётом использования личного автотранспорта – на 19 %.

Объём пассажирооборота транспорта общего пользования через три года составит 513,2 млрд пасс.-км или (108,1% к 2006 г.).

 

Динамика основных показателей деятельности транспортного комплекса (без трубопроводного)

 

2006 г.,

отчёт

2007 г.,

оценка

2010 г., прогноз

2010 г./2006 г., %

Первый вариант

Второй вариант

Первый вариант

Второй вариант

Объём перевозок грузов в целом по народному хозяйству, млн т

 

 

8960,9

 

 

9079,4

 

 

9664,2

 

 

9795,8

 

 

107,8

 

 

109,3

Объём коммерческих перевозок - всего,

млн т

 

 

4007,3

 

 

4208,0

 

 

4710,7

 

 

4898,6

 

 

117,6

 

 

122,2

Коммерческий грузооборот транспорта – всего, млрд ткм

 

 

2164,1

 

 

2252,9

 

 

2449,2

 

 

2613,1

 

 

113,2

 

 

120,7

Пассажирооборот транспорта общего пользования – всего, млрд пасс.-км

 

 

 

474,8

 

 

 

489,0

 

 

 

513,2

 

 

 

535,9

 

 

 

108,1

 

 

 

112,9

Ввод автомобильных дорог (всего), км

2422,2

2514

2870,0

4170,0

118,5

172,2

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

 

475,2

 

625,9

 

902,8

 

1422,5

 

138,4

 

216,5

 

По второму варианту объём коммерческих перевозок всеми видами транспорта (без трубопроводного) в 2010 г. составит 4,9 млрд т (122,2 % к 2006 г.), коммерческий грузооборот 2613,1 млрд ткм (120,7 % к 2006 г.).

Более высокие темпы инвестиций в основной капитал из всех источников финансирования по транспортному комплексу предусматриваются за счёт ускорения темпов инвестирования в дорожную отрасль (дополнительно 360 млрд рублей) и реализации комплексных инвестиционных проектов с использованием схем государственно-частного партнёрства (порядка 565 млрд рублей).

Рост инвестиций по второму варианту за 2008 – 2010 гг. на 48 % (на 1180 млрд рублей) предполагает реализацию положений Федерального закона «О концессионных соглашениях», утверждённые Правительством РФ типовые концессионные соглашения в сфере транспорта, а также принятие законопроектов «О платных автомобильных дорогах», «О морских портах», «Об автомобильных дорогах».

Кредиты и лизинг станут играть важную роль в реализации инвестиционных программ на транспорте, которые составят порядка 175 млрд рублей или 12,5 % от общего объёма инвестиций.

За счёт дополнительных инвестиций в объёме 1180 млрд рублей в 2008 – 2010 гг. прогнозируется ввести 2700 – 2800 км автомобильных дорог общего пользования, осуществить мероприятия по обеспечению технической безопасности объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, системы канала им. Москвы, ускорить ввод мощностей объектов морского и воздушного транспорта, обеспечить проектирование и строительство железнодорожных обходов территорий сопредельных государств (Казахстан и Украина), а также создание терминально-логистических комплексов мощностью 228 млн т грузов в год.

По морскому транспорту предполагается реализация положений Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов» (от 20 декабря 2005 г. № 168-ФЗ) уже в 2008 г. (принятие постановления Правительства РФ «О порядке освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов» и др.), что будет способствовать увеличению тоннажа российского флота и, как следствие, росту объёмов перевозок к 2006 г. на 87,5 %.

За счёт увеличения перевалки нефти, угля и других сухих грузов на 200 млн т к 2010 г. прогнозируется увеличение грузооборота морских портов более чем в полтора раза по сравнению с 2006 г. (его объём составит порядка 625 млн т).

Объём пассажирооборота в 2010 г. составит 535,9 млрд пасс.-км (112,9 % к 2006 г.), а количество перевезённых транспортом общего пользования пассажиров увеличится на 9,7 % и достигнет к 2010 г. 48,5 млрд человек.

В 2010 г. предполагается ввод отдельных участков строящихся новых метрополитенов в Омске, Красноярске и Челябинске. Благодаря этому чрезмерная нагрузка на автотранспорт и дороги в этих городах будет существенно снижена.

В 2010 г. предполагается ввод отдельных участков строящихся новых метрополитенов в Омске, Красноярске и Челябинске. Благодаря этому чрезмерная нагрузка на автотранспорт и дороги в этих городах будет существенно снижена.

Темпы роста объёмов пассажирооборота

 

2010 г. в % к 2006 г.

Первый вариант

Второй вариант

Пассажирооборот транспорта общего пользования

108,1

112,9

в том числе:

 

 

железнодорожного

104,6

113,3

автомобильного

100,3

101,1

внутреннего водного

100,0

100,0

воздушного

132,3

137,7

городского электрического - всего

99,4

101,0

    в том числе:

 

 

    наземного

83,6

85,3

    метрополитена

108,1

109,8

 

Подвижность населения увеличится в 2010 г. по сравнению с уровнем 2006 г. на 14,4 %, а с учётом использования личного легкового автотранспорта – на 22 %.

 

Структура пассажирооборота транспорта общего пользования, %

Виды транспорта

2006 г.

2010 г.

Первый вариант

Второй вариант

Железнодорожный

37,2

36,1

37,4

Автомобильный

28,4

26,4

25,5

Воздушный

19,8

24,0

24,1

Горэлектротранспорт

14,4

13,3

12,9

Прочие

 0,2

 0,2

 0,1

 

Руководители Минэкономразвития рассчитывают, что на развитие пассажирских перевозок окажет влияние принятие разработанного законопроекта «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации», направленного на развитие конкуренции перевозчиков. Это предполагает увеличение объёмов и качества пассажирских перевозок. Организация биржевой торговли нефтепродуктами позволит обеспечить прозрачность и обоснованность формирования цен на нефтепродукты, создать предпосылки для их снижения и – как следствие –себестоимости перевозок, что будет способствовать росту пассажирских перевозок.

 

Динамика ВВП и экспорт товаров и услуг

 (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

 

 

Где взять подвижной состав?

Разумеется, в этой ситуации никак не обойти вопрос – как решить проблему соответствия качества и количества выпускаемого в России подвижного состава для автотранспортных перевозок новым требованиям и новым нагрузкам?

В этом году темп роста производства транспортных средств и оборудования составит 105 % к 2006 г. (темп роста производства легковых автомобилей – 103,8 %, грузовых автомобилей – 108,2 %).

Основными тенденциями развития производства транспортных средств и оборудования являются:

– увеличение издержек производства и сокращение уровня рентабельности, в том числе в связи с ростом тарифов естественных монополий;

– темп роста экспорта превышает темп производства (один из немногих экспортно-ориентированных высокотехнологических сегментов);

– рост спроса на коммерческие грузоперевозки и, как следствие, на автотранспортную технику;

– увеличение объёмов военно-технического сотрудничества и финансирования государственного оборонного заказа;

– обновление автотранспортного парка.

Конкурентными преимуществами сектора являются:

– наличие крупных потребителей, ориентированных преимущественно на российскую продукцию, и рост спроса с их стороны (ОАО «РЖД», Минобороны России);

– значительный экспортный потенциал продукции оборонно-промышленного комплекса, особенно в части военной продукции.

Основными ограничениями отрасли остаются:

– высокая материало- и энергоёмкость, низкая производительность труда и, следовательно, высокая себестоимость производимой продукции;

– недостаток финансовых ресурсов, в том числе на проведение НИОКР, что существенно сокращает количество новых конкурентоспособных разработок;

– значительная зависимость от поставок импортных комплектующих;

– зависимость экспортных поставок вооружений и военной техники от геополитической конъюнктуры;

– существенная доля финансирования развития сектора за счёт средств федерального бюджета;

– дефицит квалифицированных кадров.

 

Факторы, определяющие развитие производства транспортных средств и оборудования

Вид деятельности

 Первый вариант

Второй вариант

(дополнительные факторы роста)

Производство автомобилей

Производство на сборочных предприятиях (СП) не компенсирует сокращение производства российских автомобилей.

Незначительный рост экспорта автомобильной техники

Увеличение производства российских автомобилей в результате реструктуризации и модернизации российских автомобилестроительных предприятий.

Опережающий рост выпуска на СП.

Развитие СП в части производства комплектующих.

Рост экспорта автомобильной техники, в том числе производимой на СП

Производство железнодорожной техники

Низкая динамика инвестиций в компаниях железнодорожного транспорта.

Увеличение объёмов проводимого капитального ремонта подвижного состава

Расширение использования механизмов лизинга, увеличение спроса со стороны независимых транспортных операторов.

Рост объёмов инвестиций на закупки тягового состава, обусловленный необходимостью модернизации существующего парка ОАО «РЖД».

Расширение действующих производств по ряду направлений

Производство судов

Низкий рост внутреннего спроса, увеличение конкурирующего импорта.

Сокращение экспортных заказов

 

Приоритетное использование российской продукции при разработке континентального шельфа, промысле водных биоресурсов, а также развитие системы лизинга для поддержки строительства судов на отечественных верфях.

Увеличение объёмов воздушных транспортных судов (ВТС) (реализация значительной части предполагаемых контрактов)

Производство летательных и космических аппаратов

Увеличение поставок импортной авиатехники.

Стагнация объёмов ВТС

Расширение объёма лизинга отечественной авиационной техники.

Увеличение объёмов ВТС (реализация значительной части предполагаемых контрактов)

По первому варианту в 2010 г. производство транспортных средств и оборудования вырастет по сравнению с 2006 г. на 21 %, в частности, автомобилей легковых – на 20,9 %, автомобилей грузовых – на 28,6 %.

На развитие сектора окажет влияние увеличение производства автомобилей на сборочных предприятиях при одновременном сокращении производства российских автомобилей и росте импорта.

Темпы роста экспорта транспортных средств и оборудования будут опережать темпы роста производства и составят в среднем около 7 % в год, в результате экспорт увеличится в 2010 г. по сравнению с 2006 г. на 31,4 %. При этом основной вклад в указанное увеличение внесёт как военная, так и гражданская продукция оборонно-промышленного комплекса (основные рынки – Венесуэла, Алжир, Малайзия, Китай, Индия), а также поставки автомобильной и железнодорожной техники (основные рынки – страны СНГ).

Доля российского производства на внутреннем рынке существенно различается по разным группировкам продукции, при этом в среднем по сектору в 2010 г. по сравнению с 2006 г. она сократится с 55 до 52 %. Этому будет способствовать рост объёмов экспорта и импорта, опережающий увеличение производства.

По второму варианту через три года производство транспортных средств и оборудования вырастет по сравнению с прошлым годом на 32,3 %, в частности, производство отдельных товарных позиций к уровню 2006 г. составит: автомобилей легковых – 148,9 %, автобусов – 113,8 %.

Дополнительный прирост производства машин и оборудования по сравнению с первым вариантом в 2010 г. относительно 2006 г. (11,3 %) обусловлен:

– ростом выпуска автомобилей на СП (в том числе с учётом реализации предполагаемых инвестиционных проектов суммарной мощностью до 305 тыс. автомобилей), а также развитием СП в части производства комплектующих, что позволит обеспечить прирост легковых автомобилей, произведённых на СП (дополнительно к первому варианту – 68,8 %);

– реструктуризацией и модернизацией российских автомобилестроительных предприятий, что, в сочетании с обновлением модельного ряда и увеличением использования импортных и произведённых на СП комплектующих, позволит обеспечить прирост автомобилей, произведённых на российских предприятиях (дополнительно к первому варианту – 15,6 %);

– увеличением реальных располагаемых доходов населения (дополнительно к первому варианту – 5,5 %);

– ростом объёмов инвестиций на закупки тягового состава, обусловленного необходимостью модернизации существующего парка ОАО «РЖД», сопровождающимся развитием производственных мощностей предприятий железнодорожного машиностроения, что позволит обеспечить прирост электровозов магистральных (дополнительно к первому варианту – 19,2 %), вагонов грузовых (дополнительно к первому варианту – 6 %);

– увеличением коммерческого грузооборота транспорта (прирост по железнодорожному транспорту дополнительно к первому варианту – 6 %, по автомобильному транспорту дополнительно к первому варианту – 2,7 %);

– реализацией предполагаемых соглашений на поставку военной и гражданской продукции ОПК;

– совершенствованием механизмов экспортной поддержки в сочетании с увеличением объёмов выделяемых средств и совершенствованием администрирования.

 

Производство транспортных средств и оборудования

Наименование продукции

2006 г.,

отчёт 

2007 г., оценка

2010 г.,  

прогноз 

2010/2006, % 

Первый вариант

Второй вариант

Первый вариант

Второй вариант

Электровозы магистральные, шт.

156

180

220

250

141,0

160,3

Вагоны грузовые магистральные, тыс. шт.

33,5

35,0

38,0

40,0

113,4

119,4

Автомобили грузовые, тыс. шт.

245

265

315

335

126,0

132,5

Автомобили легковые, тыс. шт.

1175

1220

1420

1750

120,9

148,9

Автобусы, тыс. шт.

79,1

81

87

90

110,0

113,8

 

Прирост экспорта транспортных средств и оборудования по второму варианту в 2010 г. по сравнению с 2006 г. составит 15,5 %. Это будет связано с ростом объёмов поставок продукции ОПК (реализацией предполагаемых контрактов), автомобильной и железнодорожной техники (в том числе запасных частей для технического обслуживания поставленной ранее техники).

Однако не секрет, что автомобильная техника российского производства не всегда устраивает российских перевозчиков. Это предусмотрено и в Прогнозе.

Создатели документа констатируют, что одним из важнейших направлений работы в области таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности является снижение ставок ввозных таможенных пошлин в соответствии с тарифными договорённостями, достигнутыми в ходе переговорного процесса по присоединению России к ВТО.

Средневзвешенная ставка таможенного тарифа в этом году составит в целом 11,7 %, в том числе по товарам сельскохозяйственной группы – 18,6 %, промышленной группы – 10,5 %. С учётом тарифных льгот и преференций средний уровень ставки таможенной пошлины по уплаченным суммам таможенной пошлины составит, по информации ФТС РФ, 11,7 %.

В 2008 – 2010 гг. будет осуществляться последовательное снижение ставок ввозных таможенных пошлин. С учётом выполнения обязательств по снижению ставок ввозных таможенных пошлин в связи с присоединением Российской Федерации к ВТО средневзвешенные ставки таможенного тарифа составят: в 2008 г. – 11,6 %; в 2009 г. – 11 %; в 2010 г. – 10,2 %.

В 2007 г. планируется введение на постоянной основе беспошлинного режима ввоза технологического оборудования. В 2008 – 2010 гг. снижение или отмена ставок ввозных таможенных пошлин на оборудование будет продолжена, прежде всего в привязке к реализации федеральных целевых программ и национальных проектов. При подготовке предложений о снижении ставок ввозных таможенных пошлин приоритет отдаётся предложениям, связанным с импортом высокотехнологичного оборудования, поставка которого способна заметно повысить конкурентоспособность российской продукции и одновременно минимизировать негативные последствия от роста импорта для российского станкостроения.

Будут установлены дифференцированные ставки ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении целого ряда комплектующих элементов. Это позволит увеличить ввоз товаров, имеющих инвестиционный характер, а также обеспечить достаточный уровень тарифной защиты российских производителей аналогичного товара. В этом году планируется введение режима «промышленной сборки» специальной техники без обязательств по локализации производства.

Намечено проведение ревизии таможенного тарифа в целях приведения размеров ставок пошлин в соответствие с принципом эскалации, т. е. повышение ставок пошлин по мере роста степени обработки продукции.

Продолжится совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в части определения происхождения товаров, ввозимых из стран-членов СНГ.

В торговле с рядом стран применяется преференциальный режим, а также режим свободной торговли. В частности, в соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключёнными между РФ и государствами-членами СНГ, товары, происходящие из указанных стран и ввозимые на территорию РФ, ввозными таможенными пошлинами не облагаются. В связи с этим в РФ под видом товаров, происходящих с территории стран-членов СНГ, могут поступать иностранные товары, подвергнувшиеся незначительной обработке, существенно не изменяющей их состояние.

В связи с этим, а также учитывая проводимую работу поэтапной отмены ограничений во взаимной торговле государств-участников СНГ, необходимо продолжать работу по совершенствованию механизма защиты российских товаропроизводителей. Одним из направлений такой работы является внесение изменений и дополнений в Правила определения страны происхождения товаров, утверждённые Советом глав Правительств СНГ.

Кроме того, ожидается, что в рамках международных переговоров будут выработаны и тиражированы механизмы взаимного самоограничения при поставках товаров.

 

Производство машин и оборудования

В этом году темп роста производства машин и оборудования составит 104,5 % к прошлому году (производство лифтов увеличится на 17,4 %, тракторов – на 11,4 %, холодильников и морозильников – на 7 %, комбайнов зерноуборочных – на 2 %, станков металлорежущих – на 1,1 %).

Развитие производства машин и оборудования проходит на фоне тенденций, качественно изменяющих структуру производства:

– рост производства связан с насыщением внутреннего рынка, темп роста экспорта незначительный;

– увеличиваются объёмы капитальных вложений и НИОКР, и, как следствие, растёт уровень рентабельности производства;

– отмечается концентрация ресурсов и производства в эффективных компаниях, оперирующих в секторах производства сельхозтехники, энергетического машиностроения, дорожно-строительной техники.

Основными ограничениями развития производства машин и оборудования остаются:

– технологическая отсталость ряда производств, высокая материало- и энергоёмкость;

– слабые позиции в части готовых комплексных решений (по поставкам оборудования «под ключ» в сочетании с сервисным обслуживанием), что обусловлено как малым спектром предлагаемого оборудования, так и отсутствием опыта по предоставлению сопутствующих услуг и послепродажного обслуживания;

– дефицит квалифицированных кадров.

 

Факторы, определяющие развитие производства

Вид

деятельности

Первый вариант

Второй вариант

(дополнительные факторы роста)

Производство машин и оборудования для сельского хозяйства

Удовлетворение потребности в сельхозтехнике преимущественно за счёт импортных машин и ремонта существующей техники.

Стагнация объёмов лизинга и субсидирования процентных ставок по кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники

 

Разработка новых моделей сельхозтехники (реализация мероприятий плана по развитию российского сельскохозяйственного машиностроения).

Замещение выбывающей сельскохозяйственной техники преимущественно за счёт российской продукции в сочетании с расширением лизинга сельскохозяйственной техники (в том числе в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК»)

Производство дорожно-строительной техники и подъёмно-транспортного оборудования

Увеличение объёмов строительства и дорожных работ по первому варианту

Использование российской строительной техники при проведении строительных работ с целью сокращения издержек.

Более высокие темпы роста жилищного и дорожного строительства.

Увеличение использования импортных комплектующих

Производство энергетического оборудования

Реконструкция и увеличение уровня загрузки мощностей действующих предприятий.

Стагнация объёмов экспорта

Интенсивное перевооружение предприятий электроэнергетики.

Реализация инвестиционной программы РАО «ЕЭС России» и программы развития атомной энергетики.

Рост объёмов экспортных контрактов

 

По первому варианту рост производства машин и оборудования в 2010 г. по сравнению с 2006 г. увеличится на 16,6 %: тракторов – на 41,5 %, бульдозеров – на 26 %, холодильников и морозильников – на 24,3 %, станков металлорежущих – на 1,5 %.

На динамику развития окажут влияние:

– рост объёмов строительства (жилищного – на 44,7 %, дорожного – на 35 %);

– выход на плановый уровень загрузки сборочных предприятий по производству бытовой техники, что, в сочетании с соответствующим ростом доходов населения (на 33,4 %), позволит обеспечить рост производства и продаж бытовой техники;

– стагнация объёмов субсидирования процентных ставок по кредитам на приобретение сельхозтехники;

– недостаточная эффективность предпринимаемых предприятиями мер по повышению качества и надёжности российской техники.

Темпы роста экспорта машин и оборудования будут отставать от производства и составят в среднем около 2 % в год. В результате экспорт через три года увеличится по сравнению с прошлым годом на 8,5 – 9 %. Основной экспортной продукцией останется энергетическое машиностроение (объём экспорта будет ограничен высоким спросом на внутреннем рынке и невозможностью в короткие сроки значительно увеличить производственные мощности), а также сельскохозяйственная техника, а основным рынком – страны СНГ (около 65 – 70 % поставок).

Доля российского производства на внутреннем рынке существенно различается по разным группировкам продукции, при этом в среднем по сектору в 2010 г. по сравнению с 2006 г. она сократится незначительно – с 54 до 52 %. В большей степени существенному сокращению доли российского производства будет препятствовать развитие ряда импортозамещающих производств (бытовой техники, лифтов).

По второму варианту в 2010 г. производство машин и оборудования возрастет на 25 %. При этом произойдёт увеличение производства: тракторов – на 47,9 %, бульдозеров – на 35 %, холодильников и морозильников – на 28,7 %, станков металлорежущих – на 4,2 %.

Дополнительный прирост на 8,4 % по второму варианту обусловлен:

– реализацией инвестиционной программы ОАО «РАО ЕЭС России» в части ввода новых и реконструкции действующих энергетических мощностей с приоритетным использованием российского энергетического оборудования (прирост объёмов капитальных вложений по электроэнергетике составит дополнительно к первому варианту 42,2 %);

– реализацией плана мер по развитию сельскохозяйственного машиностроения (в части разработки новых моделей сельхозтехники) и стратегий развития сельхозмашиностроительных предприятий (в частности, в области повышения качества и надёжности производимой продукции), развитием сборочных производств (комбайнов Klaas, тракторов МТЗ), что позволит обеспечить прирост производства тракторов (дополнительно к первому варианту – 6,4 %) и зерноуборочных комбайнов (дополнительно к первому варианту – 8,7 %);

– увеличением объёмов жилищного строительства (прирост в 2010 г. по сравнению с 2006 г. дополнительно к первому варианту составит 12,8 %), а также привлечением частных инвестиций в дорожное строительство, что позволит обеспечить прирост производства кранов башенных (дополнительно к первому варианту – 16,1 %), бульдозеров (дополнительно к первому варианту – 9 %) и экскаваторов (дополнительно к первому варианту – 8,8 %);

– снижением ставок ввозных таможенных пошлин на комплектующие, необходимые для производства машин и оборудования – станков, кузнечно-прессовых машин, тракторов;

– увеличением реальных располагаемых доходов населения (дополнительно к первому варианту – 5,5 %), вводом новых и расширением действующих мощностей по производству бытовой техники;

– принятием нормативных правовых актов, стимулирующих ускоренную амортизацию оборудования.

 

Производство основной продукции

Наименование продукции

2006 г.,

отчёт 

2007 г., оценка 

2010 г., 

прогноз 

2010/2006 гг., % 

Первый вариант

Второй вариант

Первый вариант

Второй вариант

 Тракторы, тыс. шт.

10,9

12,2

15,5

16,2

141,5

147,9

Экскаваторы, шт.

3990

4300

5000

5350

125,3

134,1

Станки металлорежущие, шт.

4973

5030

5050

5180

101,5

104,2

 

Прирост экспорта машин и оборудования в 2010 г. по сравнению с 2006 г. составит около 5 %. Низкая динамика экспорта вызвана высоким спросом на производимую продукцию на внутреннем рынке, в результате чего по основным экспортным продуктам (энергетическое машиностроение) предполагается дефицит производственных мощностей. Увеличение объёмов экспорта будет основываться на дополнительных поставках сельхозтехники, бытовой техники, продукции станкостроения (в том числе запасных частей).

Ежегодные темпы прироста инвестиций за период 2007 – 2010 гг. составят 9 – 12 %.

Всего же в 2008 – 2010 гг. годовые темпы прироста промышленного производства по первому варианту прогноза составят 2,7 – 3,2 %, а по второму варианту, с учётом дополнительных мер, направленных на ускорение роста и диверсификацию экономики, достигнут 4,8 – 5,2 %.

Более высокие темпы роста второго варианта опираются на улучшение неценовой конкурентоспособности российской экономики и активизацию структурных сдвигов в пользу высокотехнологичного сектора.

На период до 2010 г. сохранится тенденция опережающего роста обрабатывающих производств по сравнению с производством сырья и материалов и топливно-энергетических ресурсов.

 

 

 

 

Нефть и топливо

В этом году темпы роста производства автомобильного бензина составят 104,7 %, дизельного топлива – 103,9 % и топочного мазута – 101,9 % при среднегодовом индексе производства нефтепродуктов 103,7 %.

Темп производства нефтепродуктов опережает темп роста добычи нефти. Растёт доля высокооктанового бензина в общем объёме производства автомобильного бензина, продолжается рост экспорта нефтепродуктов.

Основными ограничениями развития нефтеперерабатывающего сектора остаются:

– низкий спрос внутреннего рынка на качественное автомобильное топливо в связи с высокой долей использования российского автомобильного парка;

– низкое качество производимой продукции относительно действующих европейских стандартов;

– низкая глубина переработки нефти;

– удалённость большинства НПЗ от границ и морских портов;

– слабая диверсифицированность экспорта по видам нефтепродуктов и регионам поставок.

Основными направлениями экспорта нефтепродуктов являются страны Европы (около 70 %) и страны Азии (порядка 22 %) и сохранятся таковыми на рассматриваемый прогнозный период.

В структуре экспорта нефтепродуктов доля автобензина составит 6,4 %, дизельного топлива – 35 %, мазута топочного – 31,1 %.

В структуре спроса автобензина на внутреннем рынке доля потребления автотранспортом составит 23,8 %, сельским хозяйством – 6,9 % и продажи населению – 45,8 %. В структуре спроса дизельного топлива потребление транспортом составит 39,3 %, сельским хозяйством – 18,5 %, остальными видами деятельности – 42,2 %.

 

Факторы, определяющие развитие производства нефтепродуктов

Вид

деятельности

Первый вариант

Второй вариант

(дополнительные факторы роста)

Производство нефтепродуктов

Стабилизация объёмов нефтепереработки в 2008 – 2010 гг. на уровне 228 млн т.

 

Умеренный рост внутреннего спроса и незначительное сокращение экспортного спроса на российские нефтепродукты

Рост нефтепереработки за счёт ввода мощностей Нижнекамского нефтегазохимического комплекса, загрузки действующих производственных мощностей и более высоких темпов модернизации НПЗ,

более высокого роста спроса

 

По первому варианту не планируется интенсивный ввод новых мощностей и увеличение загрузки действующих. Объём первичной переработки нефти стабилизируется на уровне 228 млн т. Индекс производства нефтепродуктов в 2010 г. составит 106,4 % к уровню 2006 г., за счёт изменения структуры товарной продукции в пользу нефтепродуктов с большей добавленной стоимостью.

На рост объёмов производства светлых нефтепродуктов окажет влияние увеличение глубины переработки нефти до 73,9 % в 2010 г. (при 71,9 % в 2006 г.), которое будет обеспечено за счёт ввода в эксплуатацию новых производственных процессов (висбрекинг – суммарной мощностью 4,22 млн т/год).

Экспорт нефтепродуктов сократится с 109 млн т в 2007 г. до 107 млн т в 2010 г. Сокращение экспорта вызвано стабилизацией объёмов нефтепереработки (228 млн т), ростом спроса на внутреннем рынке и снижением спроса в «еврозоне» на российские нефтепродукты.

Рост внутреннего спроса в 2010 г.: составит на автобензин и дизельное топливо 114,4 – 114,3 % соответственно, а мазут топочный – 97,8 % к уровню 2006 г.

Суммарные инвестиции в нефтепереработку в 2008 – 2010 гг. прогнозируются в объёме 223 млрд рублей.

 

Динамика производства основной продукции  нефтеперерабатывающего комплекса, млн т

Наименование продукции

2006 г., отчёт 

2007 г., оценка 

2010 г.,  

прогноз 

2010/2006 гг.,

 в % 

Первый вариант

Второй вариант

Первый вариант

Второй вариант

Автобензин

34,4

36,0

38,5

40,2

112,0

117,0

Дизельное топливо

64,2

66,7

68,5

71,7

106,7

111,7

Мазут топочный

59,3

60,4

57,0

57,2

96,2

96,5

 

По второму варианту в 2010 г. планируется рост объёмов переработки нефти на НПЗ до 235 млн т (107 % к 2006 г.) и увеличение глубины переработки нефтяного сырья до 74,6 % (+ 0,7 % к первому варианту) за счёт модернизации и реконструкции действующих нефтеперерабатывающих производств с опережающим вводом мощностей вторичных процессов, углубляющих переработку нефти, а также повышающих качество и конкурентоспособность нефтепродуктов. Рост объёмов переработки нефти обусловлен более интенсивным спросом на нефтепродукты со стороны внешнего рынка (дополнительно 5 млн т к первому варианту) и ростом спроса внутреннего рынка (1,9 млн т).

Повышение качества нефтепродуктов будет связано с принятием Федерального закона «Специальный технический регламент «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам».

Индекс производства нефтепродуктов в 2010 г. составит 111,1 % за счёт роста производства нефтепродуктов и изменения структуры товарной продукции в пользу нефтепродуктов с большей добавленной стоимостью.

При сохранении оптимального соотношения экспортных пошлин на нефтепродукты и нефть прогнозируется рост экспорта нефтепродуктов в 2010 г. до 112 млн т. В структуре экспорта увеличится доля светлых нефтепродуктов за счёт снижения доли топочного мазута с 31,1 % в 2007 г. до 28,4 % в 2010 г.

Прогнозируемый рост внутреннего спроса в 2010 г. на автобензин и дизельное топливо составит 115,7 – 115, 5 % соответственно, а на мазут топочный – 90,7 % к уровню 2006 г.