Проба руля "Новый Sprinter – новые возможности"


 

Роман МУРАШОВ

 

 

Продажи Mercedes Sprinter на российском рынке начались в августе прошлого года, но для знакомства с этой машиной российское представительство DaimlerChrysler собрало журналистов на подмосковном Дмитровском автополигоне только в апреле 2007 г. Каждому приглашённому была предоставлена возможность протестировать автомобиль в различных дорожных условиях, причём тестовые упражнения отражали те или иные жизненные ситуации.

Дизайн нового Sprinter несёт в себе характерный стиль Mercedes-Benz: фирменные фары, динамичная боковая линия, рельефные задние фонари и сужающаяся в нижней части корма делают его силуэт подтянутым. Автомобиль предлагается в трёх вариантах колёсной базы (3250/3665/4325 мм), четырёх вариантах длины: от 5243 до 7343 мм для «закрытых» моделей, трёх вариантах крыши: стандартная, высокая, супервысокая крыша и полной массой от 3 до 5 т. Полезный объём фургона в зависимости от модели колеблется от 7 до 17 м3.

В базовую комплектацию входят электрические стеклоподъёмники и центральный замок с дистанционным управлением, подушка безопасности водителя, шестиступенчатая коробка передач, зеркало заднего вида с широким углом обзора и система ADAPTIVE ESP®. Новые сиденья водителя с плавной регулировкой по высоте имеют анатомическую форму и обеспечивают хорошую поддержку.

 

Система ADAPTIVE ESP®

В базовую комплектацию всех моделей входит электронная система стабилизации движения (ESP) последнего поколения – ADAPTIVE ESP®, повышающая возможности ходовой части автомобиля до уровня, который прежде в данном классе не встречался. Это одно из главных новшеств Sprinter. Отныне система определяет массу и центр тяжести автомобиля, поэтому в критических ситуациях ADAPTIVE ESP® реагирует более тонко и целенаправленно. Функциональные возможности системы расширяет дополнительный датчик продольного ускорения. В неё интегрированы антиблокировочная (ABS) и антипробуксовочная (ASR) системы, система электронного распределения тормозных сил между мостами (EBV), система экстренного торможения (BAS), а также противоскатная система AAS (трогание на подъёме), которая в качестве дополнительного оборудования устанавливается на автомобили с механическими коробками передач.

Способности электроники хорошо удалось прочувствовать при выполнении упражнения «Экстренное торможение и уход от лобового столкновения». Манёвр осуществлялся на скорости 80 – 90 км/ч, во время тестов ни одной машине работающая система не позволила уйти в непредсказуемый занос.

Эффективность торможения обеспечивают увеличенные 16-дюймовые колёса, позволяющие разместить тормозные диски большего диаметра, что делает процесс торможения гораздо более эффективным, чем на предыдущих моделях. Да и на дороге такую машину (с высоким центром тяжести) держать стало уверенней.

Интегрированный в систему ESP адаптивный алгоритм определяет массу автомобиля и текущие координаты центра тяжести по таким параметрам, как ускорение, скорость, положение педали подачи топлива и давление в гидроконтуре системы торможения. Благодаря этому ADAPTIVE ESP® точнее реагирует на критические ситуации при движении, например, на предельно высокую скорость прохождения поворота. Кроме этого, система ещё точнее регулирует процесс торможения, трогания с места на дорожном покрытии с различными параметрами сцепления шин для левого и правого борта.

AAS – это противоскатная система, облегчающая трогание с места на крутом подъёме. После того, как тормозная педаль отпущена, давление в тормозной системе не снижается ещё около двух секунд. Это позволяет водителю спокойно перенести ногу на педаль подачи топлива, не опасаясь скатывания автомобиля. Противоскатная система активируется только начиная с подъёма 4 % и не включается при трогании с места под уклон. Это, кстати, увеличивает ресурс сцепления.

Трёхточечные ремни безопасности, оснащённые преднатяжителями, оказались весьма эффективны при выполнении резких манёвров на автомобиле – по крайней мере, несколько раз спасали головы пассажиров от прямого контакта с лобовым стеклом.

Подушка безопасности водителя является стандартным оснащением, в опциях предлагаются подушка безопасности для переднего пассажира, оконные и боковые подушки безопасности для защиты головы и грудной клетки.

Как рассказали технические инструкторы, многие элементы рамы и кузова в Sprinter соединены при помощи метода лазерных сварки и пайки, а также клея. Тщательная герметизация швов, защита соответствующих участков от ударов камней и щебня, защита днища обеспечивают сохранность эксплуатационных качеств автомобиля.

Для защиты кузова от коррозии на всех этапах предварительной обработки, включая катафорезное грунтование методом погружения (KTL), используется новейшая технология RoDip: «черновой» кузов полностью погружается в ванну, вращаясь вокруг поперечной оси. При этом достигается равномерное и безупречное грунтование, обеспечивающее максимальную защиту металла во всех скрытых полостях автомобиля.

В автомобилях без многофункционального рулевого колеса устанавливается стандартная комбинация приборов, которая предоставляет водителю всю необходимую информацию. Её отличительным признаком является наличие монохромного двухсекционного дисплея, расположенного по центру. На нём отображается индикатор уровня топлива в виде гистограммы. Данные о пробеге, времени суток, наружной температуре, выбранной передаче АКПП и прочие сведения выводятся на дисплей, поделённый на сегменты. В остальном рабочее место водителя ни восторгов, ни протестов не вызывает: в меру комфортно и вместе с тем качественно, хотя в некоторых экземплярах Sprinter пластиковые элементы издавали причудливые звуки.

 

Светотехника

В базовую комплектацию входят галогенные фары повышенной мощности с лампами Н7. В качестве дополнительного оборудования предлагаются биксеноновые фары. Переключение дальнего и ближнего света осуществляется поворотной шторкой с электромагнитным приводом. Биксеноновые фары оборудованы автоматической системой регулировки угла наклона фар и омывателем.

В сочетании с ксеноновыми фарами предлагается статичная система дополнительного освещения поворота, преимущества которой становятся очевидными при движении на крутых поворотах, по серпантинам, на перекрёстках и при перестроении, когда недостаточно освещена внешняя сторона поворота.

В таких случаях в дополнение к ближнему свету включается галогенная лампа накаливания Н7 для освещения поворота. При движении по криволинейным участкам дополнительное освещение включается автоматически при работающем ближнем свете и определённых углах поворота на скорости до 70 км/ч. На скорости до 40 км/ч система включается при срабатывании светового сигнализатора. Для этого блок управления оценивает скорость движения автомобиля, угол поворота и момент включения указателей поворота.

 

Двигатель и трансмиссия

В базовую комплектацию включён четырёхцилиндровый турбодизельный двигатель GDI ОМ 646 рабочим объёмом 2,148 см3, имеющий четыре варианта мощности в диапазоне от 65 кВт (88 л. с.) до 110 кВт (150 л. с.). Двигатель действительно развивает хорошее тяговое усилие на низких оборотах, машина уверенно и плавно трогается даже на подъёме. Некоторые модели оснащаются двигателями с двухступенчатым наддувом: два установленных последовательно турбонагнетателя с приводом от отработавших газов обеспечивают высокую мощность и крутящий момент во всех диапазонах частоты вращения.

Все дизельные двигатели соответствуют экологическим нормам Eвро-4 и оснащаются сажевым фильтром в базовой комплектации. Интервал смены масла, по заверениям инженеров производителя, составляет 40 тыс. км. Компьютер встроенной системы комплексного контроля Assyst увеличит или уменьшит этот интервал в зависимости от фактических условий эксплуатации. К слову, российские дорожные условия относятся к сложным для эксплуатации автомобиля.

На авторизованной станции техобслуживания автомобилей Mercedes нам подтвердили, что дизельные двигатели GDI, которыми оснащается линейка Sprinter, довольно экономичны и имеют большой срок службы. Но утверждение производителя о том, что менять масло требуется только раз в два года или после пробега 40 тыс. км (прежде – 30 тыс. км), опровергли. Как потенциальному владельцу Sprinter, мне определили межсервисный интервал в 15 тыс. км.

 

Шестиступенчатая коробка передач

С дизельными двигателями устанавливается шестиступенчатая механическая коробка передач. Предлагается два её варианта в зависимости от двигателя, передаточных отношений и допустимой полной массы. Коробки отличаются допустимой нагрузкой, передаточные отношения адаптированы к конкретной модификации автомобиля.

Лёгкость переключения и высокую допустимую нагрузку на нижних передачах обеспечивает применение синхронизаторов с несколькими кольцами. Задняя передача также синхронизирована. При установке механизмов отбора мощности, например, для опрокидывающейся платформы коробки дополнительно оборудуются устройством его управления.

 

Ходовая часть и тормозная система

Для лучшей виброизоляции кабины и кузова обновлены опоры подвески. В новом Sprinter установлен передний неприводной мост с амортизационными стойками и независимой подвеской колёс. Поперечная рессора во всех вариантах изготавливается из стеклопластика (GfK). Её основные преимущества по сравнению со стальными рессорами – снижение массы и принципиально лучшая демпфирующая способность.

Сзади установлен неразрезной мост с параболическими рессорами. По сравнению с автомобилями предыдущей серии амортизаторы установлены намного дальше от продольной оси машины и более вертикально, это заметно лучше гасит поперечные колебания.

 

Манёвренность

Рулевое управление с изменяемым передаточным отношением отзывчиво реагирует на малейшие движения рулевого колеса, что позволяет лучше контролировать и компенсировать характерную для Sprinter недостаточную поворачиваемость. Благодаря нелинейной характеристике привода рулевого управления, маневрирование и парковка не требуют значительных усилий. Число оборотов рулевого колеса «от упора до упора» снижено до 3,3 (по сравнению с 3,8 оборотами у предшественника с линейным передаточным отношением).

Благодаря большому углу поворота колёс диаметр разворота Sprinter, как и у предшествующей модели, относительно мал. Он составляет всего 12,3 м при колёсной базе 3250 мм, 13,5 м – при средней колёсной базе 3665 мм и 15,6 м – у длиннобазной версии (4325 мм).

Заметно повышена жёсткость каркаса нового кузова Sprinter за счёт второй, третьей и задней стоек, выполненных из замкнутого профиля поперечного сечения. Жёсткость задней стенки по сравнению с предыдущей моделью увеличена более чем в два раза. Повысилась жёсткость капота и дверей кабины, несмотря на то, что они выполнены из листа металла меньшей толщины.

 

Стоимость владения автомобилем

Розничные цены на Sprinter в кузовах «компакт» (стандартная комплектация) и «шасси» с кабиной начинаются примерно от 25 тыс. евро, микроавтобус стоит в два раза дороже. Поскольку автомобиль новый, данные об остаточной стоимости после двух-трёх лет эксплуатации привести не представляется возможным. Мы можем лишь судить об остаточной стоимости, т. е. об удешевлении автомобилей Sprinter предыдущей серии: эти машины в различных исполнениях (габариты, грузоподъёмность и техническое оснащение) 2001 – 2003 годов выпуска теряют от трети до половины, а иногда и до 60 % своей первоначальной цены. Речь идёт об автомобилях, до этого не эксплуатировавшихся в России.

Ещё одной причиной столь значительного удешевления немецких полуторок, видимо, является завышенная начальная цена нового автомобиля. Хотя упрекнуть создателей нового Sprinter в недостатке технической оснащённости машины (новые электронные системы поглотили солидные суммы инвестиций) невозможно. Но тогда, может быть, она излишняя? Через некоторое время спросим об этом владельцев.


Средний расход топлива, л/100 км (для дизельных двигателей):

а) механическая коробка передач:

– город – 11,8 – 13,3;

– трасса – 7,7 – 8,7;

– смешанный цикл – 9,2 – 10,4;

б) автоматическая коробка передач:

– город – 11,3 – 11,9;

– трасса – 7,5 – 8,3;

– смешанный цикл – 8,9 – 9,6.

Расход для бензиновых двигателей (коробка – автомат) (л/100км):

– город – 17,3 – 17,9;

– трасса – 10,3 – 11,2;

– смешанный цикл – 12,8 – 13,7.

Данные о расходе топлива предоставлены производителем.