Таможня "Таможенные кодексы без знака равенства"
Ирина КРУПСКАЯ,
юрист
В последнее время в экономических взаимоотношениях между Беларусью и Россией наблюдается кризис, что не могло не найти своего отражения в сфере таможенного регулирования. Созданный в далёком 1995 году Таможенный союз не стал стартовой площадкой активного процесса интеграции. Однако сложившаяся геополитическая ситуация, равно как и тесные внешнеторговые связи, заставляют задуматься о необходимости формирования полноценного Таможенного союза, непременным условием которого является унификация законодательства обеих стран. Белорусская сторона сделала очередной шаг в сторону такой унификации – после трёх лет «законотворческой работы» принят новый Таможенный кодекс Республики Беларусь. Он вступает в силу с 1 июля текущего года.
Не дословно, но похоже
Белорусское законодательство в части таможенного регулирования постоянно «догоняет» российское. Не стал исключением и данный законодательный акт, положения которого хотя и не дословно списаны с Таможенного кодекса (ТК) Российской Федерации, но восприняли основные его новации.
Подобно тому, как в своё время отмечалась либеральность российского ТК, так же и отдельные предписания нового ТК Республики Беларусь можно рассматривать в качестве позитивного шага на пути либерализации сферы таможенных правоотношений.
Ещё одна общая тенденция белорусского и российского ТК – значительная детализация правового регулирования таможенных отношений. За счёт более подробного изложения норм, а также внесения предписаний подзаконных актов эти кодексы в определённой мере стали законами прямого действия. Причём детализация в большей степени свойственна белорусскому ТК, чем российскому. Речь идёт о содержащихся в кодексе РБ предписаниях, которые не нашли своего отражения в ТК РФ. Например, в новой редакции ТК Беларуси оговорены случаи возникновения, прекращения и сроки исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей применительно к каждому таможенному режиму и таможенной процедуре.
Как и в России, из новой редакции ТК РБ исключены предписания, касающиеся валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, поскольку данный порядок описан в Законе Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле». Кроме того, в связи с введением в действие Кодекса РБ об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г., являющегося единственным актом, который может содержать нормы об административных и экономических правонарушениях, в ТК РБ уже не содержатся предписания, затрагивающие данную сферу правоотношений.
Рассмотрим основные особенности и отличия таможенных кодексов России и Беларуси.
Со своей колокольни видней
Белорусское законодательство предоставляет Президенту страны довольно широкие полномочия в различных сферах правоотношений, в особенности в экономических вопросах. Не удивительно, что общее руководство таможенным делом осуществляет глава государства. В России же это прерогатива правительства.
Либеральность российского таможенного законодательства достаточно явно проявляется в шестой статье кодекса. В соответствии с ней, положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало свои права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. При этом никто не может быть привлечён к ответственности за нарушение таможенных правил, если это вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела. (Нашла ли применение данная норма на практике? Вопрос, как говорится, остаётся открытым. В любом случае её наличие – уже большое достижение. – Авт.)
Срок действия предварительного решения о классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в отношении конкретного товара, а также о происхождении товара из конкретной страны в соответствии с Таможенным кодексом РБ составляет три года. В России предварительное решение действует в течение пяти лет со дня его принятия.
При ввозе товаров на территорию Российской Федерации ТК определяет возможность применения специальных упрощённых процедур таможенного оформления, которые предусматривают подачу периодической таможенной декларации, выпуск товаров при представлении идентификационных сведений о них, проведение таможенного оформления непосредственно на объектах, хранение товаров на складах и пр. По белорусскому кодексу из вышеперечисленных процедур определена разве что возможность отдельных таможенных операций вне пунктов таможенного оформления с письменного разрешения таможенного органа.
Прежней редакцией ТК РБ наряду с таможенным режимом транзита применялась процедура внутренней перевозки товаров под таможенным контролем. В этой части нормы белорусского кодекса во многом были схожи с российским режимом международного таможенного транзита. Однако в новой редакции ТК РБ таможенный режим транзита и процедура внутренней перевозки товаров под таможенным контролем заменены одним обобщающим понятием – таможенной процедурой таможенного транзита. Она применяется как для международных, так и для внутриреспубликанских перевозок товаров, находящихся под таможенным контролем. В отношении транспортных средств международной перевозки и припасов такая процедура не применяется.
Предельный срок нахождения товаров на складе временного хранения в соответствии со ст. 103 ТК РФ составляет четыре месяца, в то время как новый ТК РБ по-прежнему предусматривает 60 календарных дней.
Кодексами обеих стран определено, что при убытии товаров с таможенной территории они должны быть вывезены в том же количестве и состоянии, в котором находились при помещении под таможенный режим и (или) под таможенную процедуру. За исключением естественных изменений их качественных и (или) количественных характеристик при нормальных условиях транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве. Однако при этом ст. 122 ТК РФ определена возможность вывоза российских товаров в меньшем количестве (вне зависимости от причин, по которым это произошло), чем заявлено при помещении под определённый таможенный режим. Белорусским ТК такой возможности не предусмотрено.
Согласно ст. 129 ТК РФ, таможенная декларация на ввозимые товары подаётся не позднее пятнадцати дней со дня их предъявления таможенным органам в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование производится не в месте прибытия товаров. Прежняя редакция ТК Беларуси предусматривала аналогичный срок подачи таможенной декларации. По новому же кодексу таможенная декларация должна представляться в таможенный орган до истечения срока временного хранения товаров, который составляет 60 календарных дней.
Подобно российскому, новый ТК РБ содержит нормы, значительно упрощающие процедуру таможенного оформления. Например, устанавливается возможность предварительного декларирования, использования электронной декларации. Однако имеются нормы, характерные только для российского кодекса. Речь идёт о выпуске товаров, в том числе условном, а также осуществляемом до подачи таможенной декларации.
Чей карман глубже?
В ТК РФ, принятом в 2003 г., наиболее значимые нововведения коснулись условий деятельности таможенного брокера, таможенного перевозчика, владельца таможенного склада и склада временного хранения. Например, к желающим осуществлять деятельность в качестве таможенного перевозчика предъявляется требование о наличии договора страхования риска своей гражданской ответственности на сумму не менее 20 млн рублей. На аналогичный денежный эквивалент должен заключаться договор страхования риска гражданской ответственности таможенным брокером. Для владельцев склада временного хранения и таможенного склада данный договор заключается на сумму, которая определяется из расчёта 3500 рублей за 1 м² полезной площади (если склад открытого типа), или 1000 рублей за 1 м³ полезного объёма (при использовании помещения), но не менее 2 млн рублей.
Кроме того, одним из условий осуществления вышеназванных видов деятельности является предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей, размеры которого должны составлять не менее:
– 50 млн рублей для таможенного брокера;
– 2,5 млн рублей + 1000 рублей за 1 м² полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 рублей за 1 м³ полезного объёма помещения для владельцев складов временного хранения и таможенных складов открытого типа;
– 2,5 млн рублей для владельцев складов временного хранения и таможенных складов закрытого типа;
– 20 млн рублей для таможенного перевозчика.
Поскольку проект нового Таможенного кодекса РБ был ориентирован на положения ТК РФ, белорусские субъекты хозяйствования опасались ужесточения требований к своей деятельности. Отчасти предположения оправдались. Для таможенного агента (представителя) размер суммы, на которую должен быть заключён договор страхования риска гражданской ответственности, остался прежним (примерно 145 тыс. долларов). А вот условия осуществления деятельности в качестве таможенного перевозчика изменились: теперь необходимо представить поручительство банка, небанковской кредитно-финансовой организации либо иного лица об исполнении налогового обязательства таможенного перевозчика по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов на сумму около 216 (!) тыс. долларов (ранее было немногим менее 14500 долларов).
Белорусское таможенное законодательство по-прежнему не предусматривает необходимость внесения обеспечения уплаты таможенных платежей для осуществления деятельности в качестве таможенного перевозчика, таможенного агента (представителя) и владельца склада временного хранения и таможенного склада, как это определено российским кодексом.
«Режимные отклонения»
Основные отличия в перечне таможенных режимов, используемых в соответствии с рассматриваемыми кодексами, заключаются в том, что белорусское таможенное законодательство уже не предусматривает применение таможенных режимов транзита (аналог российского режима международного таможенного транзита) и переработки под таможенным контролем (переработка для внутреннего потребления), перемещение же припасов в соответствии с ТК РБ является таможенной процедурой, а не режимом.
В новой редакции ТК РБ таможенные режимы описаны достаточно подробно. Помимо определения соответствующего режима кодекс указывает, какие категории товаров подлежат помещению под режим и изменяется ли при этом их статус (т. е. становятся ли иностранные товары отечественными или наоборот); требуется ли соблюдение налогового обязательства при помещении товаров под режим; является ли необходимым представление соответствующих разрешений и (или) лицензий; действия, которые могут совершаться с товарами, помещенными под режим; порядок прекращения действия режима, а также случаи возникновения и прекращения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, срок его исполнения. (Подробная регламентация условий таможенных режимов предполагает отмену актов Государственного таможенного комитета Беларуси, которые регулировали помещение товаров под тот или иной режим. – Авт.)
Принятие новой редакции ТК РБ существенно сблизило условия таможенных режимов, применяемых в обеих странах. Ранее при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории Беларуси предусматривалась уплата ввозных таможенных пошлин и налогов, возвращавшихся при условии вывоза продуктов переработки в соответствии с режимом экспорта. Теперь белорусский кодекс, ориентируясь на ТК РФ, предполагает помещение товаров под данный режим без исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов.
Однако отметим, что российское законодательство, в отличие от белорусского, носит более упрощённый характер в плане помещения товаров под таможенные режимы переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории, поскольку не требуется заключение уполномоченного органа (как правило, это отраслевое министерство) об условиях переработки товаров на (вне) таможенной территории.
В соответствии с новым кодексом РБ под таможенный режим таможенного склада помещаются только иностранные товары. ТК РФ предусматривает возможность помещения под данный режим товаров, предназначенных для вывоза, в числе которых могут быть и российские.
Срок хранения товаров на белорусском таможенном складе сократился до двух лет, хотя ранее составлял три года, как и в России.
Примечательны положения ТК РФ по таможенному режиму уничтожения. В отношении образовавшихся в результате уничтожения отходов необходима уплата таможенных пошлин, налогов, как если бы они были ввезены на таможенную территорию России в этом состоянии, за исключением случаев, когда указанные отходы вывезены с таможенной территории РФ или переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории. В то же время белорусским законодательством предусмотрено, что товары, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, помещённых под таможенный режим уничтожения (отходы), не подлежат таможенному оформлению и приобретают статус отечественных товаров без возникновения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов.
Ввоз/вывоз транспортных средств
В заключение несколько слов о наиболее часто применяемой таможенной процедуре – перемещении транспортных средств через таможенную границу. По российскому кодексу она производится в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза. При этом конкретный срок временного ввоза не оговаривается. ТК РФ содержит лишь указание на то, что в исключительных случаях в целях осуществления таможенного контроля таможенный орган вправе устанавливать срок временного ввоза транспортного средства исходя из заявления перевозчика и с учётом всех обстоятельств, связанных с осуществлением предполагаемой транспортной операции.
Обратный вывоз временно ввезённого транспортного средства должен осуществляться незамедлительно после завершения транспортной операции, для совершения которой оно было временно ввезено. Сроки временного вывоза транспортных средств не ограничиваются.
При таможенном оформлении транспортных средств таможенный орган принимает в качестве въездной или выездной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами Российской Федерации в области транспорта, если в них содержатся необходимые сведения. В случае отсутствия в документах исчерпывающей информации, недостающие сведения сообщаются в таможенный орган путём представления соответственно въездной или выездной декларации. Таможенное оформление транспортных средств с использованием указанных деклараций производится и в некоторых других ситуациях.
Новой редакцией белорусского ТК предусмотрено применение таможенных процедур ввоза и вывоза транспортных средств международной перевозки, во многом схожих по своему содержанию с режимами, действующими в России. Однако имеются и отличия. Так, срок действия процедуры ввоза транспортных средств международной перевозки составляет тридцать календарных дней со дня выдачи таможенным органом разрешения на ввоз. Документом, подтверждающим помещение транспортных средств под процедуру, является разрешение на ввоз (вывоз) транспортного средства международной перевозки.
Полномочиями по определению формы и порядка выдачи разрешений на ввоз и вывоз транспортных средств международной перевозки наделён Государственный таможенный комитет РБ. Поэтому сделать однозначный вывод о том, что из себя будет представлять данная процедура, можно будет только после принятия данным органом соответствующего акта, устанавливающего порядок вышеназванных разрешений.