Дороги "Российский бизнес: без «нефтяной иглы»"


 

Юрий КАЛИНИН

 

Ни для кого не секрет, что условия работы российских компаний в несырьевом секторе существенно отличаются от условий, в которых работают сырьевые гиганты, – по уровню рентабельности производства, обеспеченности трудовыми ресурсами, возможностям доступа к инвестиционному капиталу и преодоления административных барьеров. Вместе с тем упрочение позиций и пополнение рядов «среднего класса», а значит, и рост благосостояния россиян и будущее российской экономики во многом зависят именно от преодоления сырьевой зависимости России, развития перерабатывающего сектора, диверсификации экономики и формирования свободного конкурентного рынка – задач, выполнение которых невозможно без создания эффективной, развивающейся опережающими темпами транспортной инфраструктуры.

В середине июля этого года в Москве состоялся круглый стол «Власть и бизнес: строим вместе? Частно-государственное партнёрство в развитии транспортной инфраструктуры».

 

Модераторами круглого стола выступили министр транспорта РФ Игорь Левитин и президент группы «Промышленные инвесторы» Сергей Генералов.

В сфере транспорта в России, раскинувшейся на евро-азиатских просторах в девяти часовых поясах, состояние дел далеко от идеального. Техническая отсталость основных фондов, недофинансирование развития инфраструктуры в стране, неэффективный характер управления инвестициями, коррупция – всё это привело к ситуации, когда на всех направлениях транспортной инфраструктуры (кроме железнодорожной отрасли) сложилась кризисная или предкризисная ситуация.

Государство принимает соответствующие программы для исправления сложившейся ситуации. Согласно долгосрочной стратегии Правительства РФ, отражённой в федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы в 2002 – 2010 гг.» и принятой недавно «Транспортной стратегии Российской Федерации», транспорт является важнейшим компонентом продуктивной инфраструктуры, а его развитие – государственным приоритетом. Эта программа определяет, что будущее развитие транспортной системы должно фокусироваться на общей координации различных транспортных режимов и способствовать снижению дисбаланса между регионами страны. Эта цель может быть достигнута за счёт оптимизации юридической базы, приведения её в соответствие с современными правилами конкуренции и доступа к инфраструктуре, разработки правил и стандартов, обеспечивающих гарантии предоставления транспортных услуг всему населению и всем субъектам экономических отношений во всех регионах страны.

Одна из важнейших системных составляющих транспортной инфраструктуры страны – сеть автомобильных дорог. Из-за бездорожья и плохого технического состояния дорог экономика России ежегодно теряет 400 – 500 млрд рублей. Ежегодно, построив 1 км новой дороги, страна теряет около 10 км уже существующих. Для поддержания дорожной сети в нормативном состоянии по итогам 2006 г. было выделено только 43 % необходимых средств, падение объёмов финансирования  произошло более чем в два раза по всей стране. За пять лет количество населённых пунктов, не имеющих круглогодичной связи по дорогам с твёрдым покрытием, возросло с 33 до 50 тыс., а это составляет 33 % от всего количества населённых пунктов страны. И динамика эта растёт, – даже  при том, что 17 тыс. населённых пунктов за этот период перестало существовать вообще. Сегодняшний уровень финансирования дорожного хозяйства неприемлемо низок и не соответствует аналогичным показателям большинства не только развитых, но и развивающихся стран. В прошлом году значительно снижен объём субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых из федерального бюджета на финансирование строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений, – 77 % от объёма субсидий 2005 г. Принятая процедура одногодичного бюджетирования и даже внедрение в процессе бюджетной реформы системы трёхгодичного бюджета не в полной мере удовлетворяют потребности дорожного хозяйства, инвестиционный цикл в котором, как правило, гораздо больше установленных трёх лет.

Руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозёров рассказал о проблемах и перспективах работы своего ведомства. Так, согласно поручению Президента РФ, федеральные сети в результате капитального ремонта будут приведены в нормативное состояние в течение трёх ближайших лет. С территориальной дорожной сетью дела обстоят хуже, поскольку в нормативном состоянии там находится не более 23 % дорог. При этом такой резкой позитивной тенденции, как на федеральном уровне, в части приведения в нормативное состояние пока не наблюдается. Ещё хуже ситуация обстоит на муниципальном уровне. На сегодня тех источников, которые закреплены именно для поддержания муниципальных дорог, не хватает. Для приведения общей сети в нормативное состояние потребуется не менее десяти лет. Ежегодно на поддержание и приведение в нормативное состояние федеральных дорог необходимо 130 – 140 млрд рублей. В 2008 г. планируется выйти на требуемый объём финансирования. В целом на развитие дорожной сети в год требуется около 600 – 800 млрд рублей.

Что касается развития дорог в Сибири и на Дальнем Востоке, то к 2009 г. будет сдана асфальтобетонная трасса Чита – Хабаровск, в этом году будет достроен и сдан в эксплуатацию последний грунтовой разрыв на трассе «Колыма», начата реализация плана по строительству и передача в федеральную собственность дороги «Вилюй», которая соединит Республику Саха (Якутия) с Иркутском. Ведётся строительство и приведение в нормативное состояние дорог в Приморье, строительство на Курильских, островах, острове Сахалин, на Камчатке.

Коснулся руководитель Федерального дорожного агентства и планов  создания новых международных транспортных коридоров. В ближайшей перспективе – открытие международного транспортного коридора Китай – Казахстан – Казань – Санкт-Петербург – Финляндия. Уже состоялись переговоры с  руководством Казахстана и Финляндии. Состояние дорог на протяжении этой трассы удовлетворительное, и при открытии этого коридора, на перспективу, в бюджете будут предусмотрены средства на развитие и содержание этой трассы.

В последнее время ведутся обширные дискуссии по вопросам строительства и эксплуатации платных автомобильных дорог. О. Белозёров рассказал о требованиях, предъявляемых к участникам концессионных конкурсов. На первом этапе будет производиться отбор и предварительная квалификация. Претендент должен показать свой оборот, возможность строить платные дороги, управлять ими, предоставить гарантии и выполнить ряд специфических условий. Участник конкурса не должен быть банкротом или иметь претензии со стороны налоговых органов. И по российскому, и по международному законодательству на инвестирование таких проектов предусмотрены достаточно большие средства. Поэтому в концессионном конкурсе участвуют не отдельные фирмы, а консорциумы, которые способны выполнить весь комплекс задач. Второй этап будет более длительным: конкурсанты должны будут ознакомиться непосредственно с проектной документацией и выработать свои финансовые модели и альтернативные проекты их решения. Могут быть рассмотрены и наиболее интересные международные наработки в этой области.

Свою программу развития сети автодорог, модернизации транспортной инфраструктуры России и дальнейшей интеграции её в общемировую транспортную систему, предложила и Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». Состоялся живой разговор представителей власти и бизнеса, заинтересованных в развитии и процветании России.

В 2007 – 2008 гг. пройдут очередные парламентские и президентские выборы. Тем, кто сегодня готовится взять на себя ответственность за будущее, экономическое, политическое и социальное развитие страны, необходимо понимать, что российская экономика обладает огромным потенциалом роста, и что они имеют все возможности сделать государство одной из ведущих стран в мире по уровню жизни. Для достижения этой цели необходимо реализовать новую экономическую программу, основанную на развитии свободного массового конкурентного рынка, диверсификации производства, формирования рыночной социальной системы.

Предпринимательское сообщество России готово активно участвовать в разработке и реализации новой экономической политики и, опираясь на свой практический опыт, предлагать государству эффективные решения стоящих перед страной проблем, брать на себя ответственность за результат.