Международные перевозки "Лучше отстоять очередь в Латвии…"


 

Александр МИХАЙЛОВ

 

За последнее время латвийские международные автомобильные перевозчики существенно укрепили свои позиции среди конкурентов. Подтверждением может служить уже тот факт, что в прошлом году они приобрели 1600 новых машин. Словом, отрасль развивается, увеличивается грузооборот. Однако не всё так радужно. Возникают проблемы, решение которых зависит от… белорусских коллег. Об этом и шёл разговор на заседании Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения между Беларусью и Латвией, которое в середине апреля прошло в Риге. Итогами встречи её участники поделились с журналистами в посольстве Беларуси в Латвии.

 

С больной головы на здоровую

Директор департамента автомобильного транспорта Министерства сообщений Латвии Марис Пиекалис обратил внимание белорусских коллег на необходимость совершенствования системы выдачи разрешений на перевозки, которыми страны ежегодно обмениваются. Дефицит «дозволов» может вновь спровоцировать ситуацию, когда грузы в направлении Беларуси нельзя вывезти из портов, как это уже было в конце 2005 и 2006 гг.

По этому поводу белорусская делегация привела уже набивший оскомину аргумент: мол, мы защищаем своего перевозчика.

– Действительно, возникают некоторые сложности при обмене разрешениями, потому что в соответствии с белорусским законодательством двусторонние перевозки должны выполняться на паритетной основе, чтобы поддерживать и защищать отечественного перевозчика, – сказал заместитель генерального директора БАМАП Иван Манкевич. – Но за последние годы у нас уменьшились парк транспортных средств и количество перевозчиков. Несмотря на то, что белорусские транспортные операторы обеспечивают ежегодный прирост объёма перевозок и поступление в страну валюты, что немаловажно, мы не столь успешно можем конкурировать, особенно с новыми странами Евросоюза – Латвией, Литвой и Польшей, учитывая, что у них автопарк практически удвоился. Поэтому при росте товарооборота и потока грузов, в том числе и между Беларусью и Латвией, возникла проблема, когда белорусские перевозчики не могут осуществить свою половину перевозок. В то же время мы не можем предоставить необходимое количество разрешений для латвийских перевозчиков, чтобы они обеспечивали этот товарооборот.

Позвольте, но зачем валить с больной головы на здоровую? Не вина же Латвии, что за последние три года с подачи законотворцев около 280 белорусских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей покинули международный сегмент белорусского транспортного рынка. Вместе с ними «уехало» 40 % парка подвижного состава (около 5,5 тыс. автомобилей). По мнению ряда экспертов, около 70 % «ушло» в Россию, 20 % – в Литву и 10 % – в Украину.

Впрочем, И. Манкевич сделал оптимистичный прогноз: «Благодаря решениям, которые приняты на уровне руководителя государства, в текущем году мы планируем приобрести не менее 1 тыс. новых автомобилей. Для сравнения, в прошлом году приобретено 450, а в 2005 г. – только 150. Мы начинаем работать более активно, в том числе и на латвийском рынке. Наши ассоциации будут совместно трудиться в направлении привлечения белорусских транспортных операторов для перевозок между Латвией и Беларусью, с тем чтобы дать таким образом возможность для предоставления большего количества перевозок латвийским коллегам.

Ещё одна проблема – визовый режим. По мнению президента латвийской ассоциации международных автоперевозчиков Latvijas auto Валдиса Трезиньша, ситуацию надо менять, поскольку установленный срок пребывания только в течение 90 дней в году для перевозчика неприемлем:

– Многие мне говорят, что за полгода лимит расходуется, и перевозки останавливаются.

 

Ваши пробки – не наша вина

В ходе заседания Смешанной комиссии Марис Пиекалис затронул и тему автомобильных пробок на российско-латвийской границе:

– Возникают большие проблемы, когда весь транзит из Западной Европы в сторону России двигается через Латвию, и на границе часто возникают огромные очереди, – сказал он. – Недавно была ситуация, когда в очереди стояли 1200 машин. При пропускной способности 450 машин в сутки, приходилось ждать в очереди как минимум по трое суток.

По этому поводу посол Беларуси в Латвии Александр Герасименко парировал:

– Когда возникают очереди на российско-латвийской границе, в средствах массовой информации появляются обвинения в адрес белорусской стороны. Но цифры говорят об обратном: через Беларусь в прошлом году перевезено 7,8 млн т грузов, в то время как 4 млн т – по северной части через Литву и Латвию, а также по южной части. Это говорит о том, что Беларусь, которая находится на основном направлении транзита с Востока на Запад или с Запада на Восток, свои функции выполняет. У нас каждый год растёт число перевозок автомобильным транспортом. То есть белорусская территория является в принципе приемлемой и привлекательной для транзита. Всё зависит в первую очередь от грузовладельца – он указывает перевозчику, куда ехать. Надо, чтобы грузовладельцы понимали, что следует ехать через Беларусь. Мы готовы к этому. Дорожная инфраструктура у нас сегодня в нормальном состоянии. Если тысячи машин собираются на латвийско-российской границе, то белорусская граница свободна: пожалуйста – поезжайте. Тем более что у нас постоянно принимаются меры по упрощению проезда через границу.

Выслушав доводы белорусских коллег, М. Пиекалис заявил:

– Мы, конечно, очень высоко ценим информацию, которую получили. И знаем статистику о постоянном приросте транзитных доставок грузов через Беларусь – где-то на 20 % в год. Но почему перевозчики всё же выбирают путь через Латвию и простаивают по три дня в очереди? Где эти экономические расчёты?

По его словам, для Латвии важен прогноз развития ситуации, поскольку она планирует предпринять значительные усилия по увеличению пропускной способности латвийско-российской границе.

– В случае если действительно грузопоток пойдёт через Беларусь, все эти усилия утратят смысл. Поэтому нам важно работать вместе, чтобы понять, какой поток пойдёт через Беларусь в этом году, через два года, – это важно прогнозировать, – сказал он.

– Причин того, что перевозчики едут через Латвию, несколько, – считает В. Трезиньш. – Во-первых, отправитель в Европе уже когда-то обжёгся, направляя груз через Беларусь. Во-вторых, латвийский перевозчик ищет самый лёгкий путь, стремясь уменьшить расходы на прохождение границ, включая оформление виз. Чем больше границ, тем больше препятствий. Учитывая, что 90 % грузов идут в Россию, а Латвия является внешней границей Евросоюза, то здесь одна граница, одни формальности. Это уже достаточное преимущество, чтобы груз шёл через нашу страну. Я думаю, те перевозчики, которые исторически осуществляли транзит через Беларусь, остались и дают упомянутый прирост. А новые объёмы и потоки грузов из Европы в Россию растут, в основном они идут автомобильным транспортом, мы их чувствуем на своей границе с Россией. Наша общая задача – распределить эти потоки.

***

В таком вот русле проходило обсуждение вопросов международного автомобильного сообщения между Беларусью и Латвией на заседании Смешанной комиссии. Насколько конструктивной получилась встреча, определят реальные дальнейшие действия. Конечно, если до них дойдёт дело. Во всяком случае, заместитель начальника управления внешнеэкономической деятельности Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей Негрей сказал, что латвийские коллеги проинформированы об указах президента Беларуси, постановлениях правительства, которые снимают ряд транзитных вопросов.

– Надеюсь, ближайшее будущее покажет правильность этих шагов и того курса, который взяло правительство как на развитие собственных перевозок, так и на повышение транзитного имиджа. Курс очень верный и должен скоро сказаться и на наших отношениях с ближайшими соседями, в том числе и с Латвией, – заключил он.