Анализ рынка "Российский автотранспортный рынок: передышки не предвидится"


 

Татьяна ВИКТОРОВИЧ

 

Работа транспортного комплекса России – это и «вещь в себе», и отражение того положения, которое складывается в экономике страны в целом. Будь сегодня ситуация в российской экономике иной – не мог бы и транспорт развиваться столь бурными темпами. Впрочем, мы имеем то, что имеем, а именно: в первом полугодии текущего года в стране продолжался настоящий экономический бум, обеспеченный реальным платёжеспособным спросом населения и рекордными инвестициями во все отрасли экономики. И российский транспорт с изрядным напряжением сил, скупая всё, на чём можно перевозить грузы и пассажиров, продолжал обеспечивать потребности хозяйственного комплекса страны.

 

Ахиллесова пята

В первом полугодии 2007 г. грузооборот транспорта, по оценке Росстата, составил 2427,4 млрд ткм, в том числе железнодорожного – 1026,3, автомобильного – 94,7, морского – 23,1, внутреннего водного – 28,7, воздушного – 1,4, трубопроводного – 1253,2 млрд ткм.

 

Грузооборот транспорта

 

Июнь
2007 г.,
млрд
ткм

В % к

I полугодие
2007 г.
в % к
I полугодию
2006 г.

 

июню
2006 г.

маю
2007 г.

июнь 2006 г. в % к

I полугодие
2006 г.
в % к
I полугодию
2005 г.

июню
2005 г.

маю
2006 г.

Грузооборот транспорта

401,7

103,2

94,1

103,4

102,3

95,4

102,0

В том числе

автомобильного

17,1

99,0

102,7

100,7

100,1

105,7

103,6

 

 

 

Структура грузооборота по видам транспорта общего пользования, %

 

(ЭТУ ДИАГРАММУ ВОЗЬМИ ИЗ ФАЙЛА EXEL!!!!)

 

 

Структура пассажирооборота по видам транспорта общего пользования, %

(ЭТУ ДИАГРАММУ ВОЗЬМИ ИЗ ФАЙЛА EXEL!!!!)

 

 

 

 

 

Динамика грузооборота транспорта

 

Млрд ткм

В % к

соответствующему
периоду предыдущего года

предыдущему
периоду

2006 г.

Январь

382,6

99,1

93,5

Февраль

368,0

102,9

96,2

Март

409,8

103,2

111,4

I квартал

1160,4

101,7

95,8

Апрель

390,1

101,8

95,2

Май

408,0

102,7

104,6

Июнь

389,2

102,3

95,4

II квартал

1187,3

102,3

102,3

I полугодие

2347,7

102,0

 

Июль

402,2

104,9

103,3

Август

405,1

103,3

100,7

Сентябрь

394,2

102,1

97,3

III квартал

1201,5

103,4

101,2

Январь – сентябрь

3549,2

102,5

 

Октябрь

407,0

100,0

103,2

Ноябрь

401,0

101,4

98,5

Декабрь

423,0

103,3

105,5

IV квартал

1231,0

101,6

102,5

Год

4780,2

102,3

 

2007 г.

Январь

407,8

106,6

96,4

Февраль

377,2

102,5

92,5

Март

414,1

101,0

109,8

I квартал

1199,2

103,3

97,4

Апрель

399,6

102,4

96,5

Май

426,9

104,6

106,8

Июнь

401,7

103,2

94,1

II квартал

1228,2

103,4

102,4

I полугодие

2427,4

103,4

 

 

Неудивительно, что при таких нагрузках, при таких высоких темпах роста объёмов перевозок обнажилась «ахиллесова пята» автотранспорта страны – изношенность существующего подвижного состава и острая нехватка нового. При том, что российский автопром последние два-три года работает на пределе возможностей.

Так, по данным Росстата, индекс производства транспортных средств и оборудования в июне 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 105,6 %, в I полугодии 2007 г. – 114,9 %.

 

Динамика производства транспортных средств и оборудования

 

В % к

соответствующему
периоду предыдущего года

предыдущему
периоду

2006 г.

I квартал

103,2

77,4

II квартал

108,0

117,8

I полугодие

105,6

 

III квартал

100,6

101,1

IV квартал

103,0

115,9

Год

103,3

 

2007 г.

I квартал

116,4

85,5

Апрель

114,6

104,4

Май

121,3

106,6

Июнь

105,6

98,2

II квартал

113,4

114,1

I полугодие

114,9

 

 

Производство отдельных видов транспортных средств и оборудования

 

Июнь
2007 г.

В % к

I полугодие
2007 г.
в % к
I полугодию
2006 г.

июню
2006 г.

маю
2007 г.

Производство автомобилей, прицепов
и полуприцепов

 

105,6

97,9

116,2

троллейбусы, шт.

46

в 2,6 р.

107,0

103,4

грузовые автомобили, тыс. шт.

23,0

107,6

108,1

119,8

в том числе грузоподъёмностью свыше 3 т

8,8

113,7

97,9

131,8

автобусы, тыс. шт.

7,2

88,2

112,5

95,4

в том числе с дизельными двигателями, шт.

880

120,5

103,8

113,1

автомобили-фургоны и автоцистерны
специализированные, тыс. шт.

2,1

102,1

99,9

107,2

машины для городского коммунального
хозяйства, шт.

876

123,9

103,2

115,4

прицепы и полуприцепы к грузовым
автомобилям, тыс. шт.

2,2

162,1

125,6

129,2

прицепы и полуприцепы тракторные, шт.

914

150,8

99,3

164,7

машины для строительства и
планового ремонта путей, шт.

18

150,0

85,7

181,7

аккумуляторы и аккумуляторные батареи
свинцовые автомобильные, тыс. шт.

418

89,8

104,5

86,3

Производство прочих машин и
оборудования специального назначения

 

112,7

95,7

117,7

 

Однако даже такие объёмы производства российского автопрома оказались не в состоянии удовлетворить потребность российских транспортных компаний в новой технике. Наиболее динамично в первом полугодии развивался импорт машин, оборудования и транспортных средств, металлов и изделий из них. Импорт машин, оборудования и транспортных средств увеличился по стоимости в 1,6 раза, в том числе поставки из стран дальнего зарубежья выросли в 1,7 раза, из стран СНГ – в 1,5 раза. Импорт легковых автомобилей увеличился в натуральном выражении в 1,6 раза, грузовых – в 1,7 раза. Стоит также отметить то обстоятельство, что большинство российских дилеров европейских грузовых автомобильных концернов уже практически закрыло контракты даже на следующий год… Словом, техники будет не хватать всё больше, а цены на неё (согласно подзабытым законам дефицита) будут расти. Неудивительно, что в последнее время приумолкли глашатаи введения ограничительных таможенных санкций на ввоз в Россию подвижного состава зарубежного производства… Поскольку всё острее стоит не проблема обеспечения работой российских автомобилестроителей, а гораздо более существенный вопрос: сможет ли в обозримом будущем российский автотранспорт обеспечить потребности хозяйственного комплекса страны?

 

Внутренний рынок: большой прорыв

Потребности эти растут более чем динамично. Так, в июне 2007 г. темпы роста ВВП ускорились и составили 8,2 %, заметно превысив уровень мая и особенно апреля. Относительно января – июня 2006 г. прирост составил 7,8 %, что существенно выше прироста в январе – июне 2006 г. (6 %). В течение всего I полугодия 2007 г. действовала тенденция ослабления вклада экспорта в экономический рост, повышалась ориентация экономики на внутренний спрос. При этом рост импорта характеризовался существенным ускорением, что позволяло удовлетворять постоянно растущий спрос населения, сдерживать инфляцию на потребительском рынке, поддерживать (наряду с ускорением роста внутреннего производства) ускорение роста инвестиционной активности.

 

 

Динамика ВВП с исключением сезонной и календарной составляющих (2) и без исключения (1), (январь 1995 г. (2) – 100 %)

 

В течение всего I полугодия текущего года экономический рост обеспечивался ускорением роста инвестиций, продукции строительства, высокими темпами обрабатывающих производств, устойчивым ростом торговли. В январе – июне 2007 г. прирост инвестиций в основной капитал относительно января – июня 2006 г. составил 22,3 % (по оценке), в строительстве – 25,5 %, оборота розничной торговли – 14,2 %, обрабатывающих производств – 12,2 %.

Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения в январе – июне 2007 г. сохранилась на высоком уровне: прирост относительно соответствующего периода прошлого года составил 11,2 % при опережающем приросте реальной заработной платы (17,5 %). Рост реальных доходов населения обеспечил высокий рост оборота розничной торговли (14,2 %) и денежных сбережений населения.

 

Среднемесячные темпы прироста основных показателей экономики (сезонность исключена)

 

 

2006 г.

2007 г.

 

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

год

I кв.

апр.

май

июнь

II кв.

ВВП

0,0

1,3

1,0

0,2

0,6

0,7

0,8

0,8

0,7

0,8

Промышленное производство

-0,3

0,3

0,3

1,0

0,3

1,3

-0,3

1,2

1,7

0,9

Строительство

1,6

3,5

1,9

1,2

2,0

5,0

2,8

2,4

1,9

2,3

Оборот розничной торговли

1,8

2,0

1,2

0,5

1,4

0,7

1,2

2,6

3,1

2,3

Экспорт товаров

1,9

0,6

1,2

1,0

1,2

0,9

2,7

3,1

1,8

2,5

Импорт товаров

3,1

3,6

2,8

2,8

3,1

2,1

3,2

3,4

2,9

3,2

 

Важнейшую роль в обеспечении ускорения роста ВВП в первой половине 2007 г. играло ускорение роста промышленного производства. Динамика промышленного производства в первой половине этого года заметно ускорилась. Если прирост выпуска промышленности за январь – июнь 2007 г. составил 7,7 % к соответствующему периоду предыдущего года, то за январь – июнь 2006 г. – только 4,4 %. Решающее значение при этом имело ускорение роста обрабатывающих производств (особенно производства машин и оборудования) при некотором внутригодовом замедлении их роста во II квартале по сравнению с I кварталом – соответственно 9,5 и 14,5 %.

 

Динамика физического объёма ВВП и валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности (прирост, в % к предыдущему году)

Наименование показателей

2006 г.

2007 г.*

I п/г

год

I п/г

год

Валовой внутренний продукт

6,0

6,7

7,8

7,0

 

Строительство

6,3

14,1

24,0

18,7

 

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

9,8

8,7

9,2

9,7

 

Транспорт и связь

8,4

9,4

7,5

7,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Оценка Минэкономразвития России.

 

Высокие темпы роста продолжает сохранять торговля. Если в I полугодии 2006 г. оборот розничной торговли вырос на 12,3 %, то в первой половине 2007 г. его рост ускорился до 14,2 %. Благодаря высокой динамике, деятельность по оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования занимает в структуре вклада в рост ВВП наибольшую среди отраслей долю (более 25 %).

Серьёзное влияние на динамику экономического роста в 2007 г. оказывает увеличение производства в строительстве, вызванное резким ростом капитальных вложений. Производство в строительстве за январь – июнь 2007 г. выросло на 25,5 % против 8,3 % за аналогичный период 2006 г.

В первой половине текущего года российская экономика развивалась в условиях внутренне ориентированной модели воспроизводства. По сравнению с 2006 г. в приросте ВВП наметились изменения, связанные с ростом вклада обрабатывающих производств, строительства, оптовой и розничной торговли, государственного управления и обеспечения военной безопасности. Снижение вклада наметилось в секторах добычи полезных ископаемых, транспорта и связи.

 

Структура вклада в производство ВВП отдельных отраслей экономики

(в % к итогу)

 

I полугодие 2006 г.

I полугодие 2007 г.

прирост

в % к итогу

прирост

в % к итогу

ВВП в основных ценах

6,1

100

8,1

100

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

2,3

37,3

2,2

27,2

Транспорт и связь

1,0

16,5

0,9

11,2

 

Экономический подъём первой половины этого года в значительной мере связан с повышением инвестиционной активности. Экономике удалось сохранить высокие темпы инвестиций, отмечаемые с начала IV квартала 2006 г. и в I полугодии 2007 г. Они устойчиво сопровождаются высокими темпами строительства (прирост в январе – июне 2007 г. составил 25,5 % против 8,3 % в соответствующем периоде прошлого года). В сравнении с I полугодием 2006 года сохраняются высокие темпы роста ввода общей площади жилых домов (в январе – июне 2007 г. прирост – 34,8 %). Валовое накопление основного капитала за январь – июнь выросло на 27 процентов против 11% в 2006 г. В целом в этом году валовое накопление основного капитала, по оценке, увеличится на 19 % против 13,9 % в прошлом году.

Продолжает быстро расширяться и потребительский рынок. Рост потребления товаров и услуг обеспечивает лидерство в производстве добавленной стоимости оптовой и розничной торговле, гостиницам и ресторанам, транспорту и связи, а высокая динамика капитальных вложений – и строительству. Основу расширения потребления определяет сохраняющийся высокий рост располагаемых доходов домашних хозяйств и соответственно их потребление. Если расходы на конечное потребление домашних хозяйств в годовой оценке в I полугодии 2006 г. выросли на 10,2 %, то в I полугодии   текущего года – на 11,8 %. В 2007 г. конечное потребление домашних хозяйств возрастёт, по оценке, на 11,8 % против 11,2 % в 2006 г. (конечное потребление в целом – на 9,8 %), т. е. выше уровня прошлого года (9,3 %).

Динамика инвестиционных и потребительских расходов поддерживает экономический рост на фоне резкого замедления экспортных доходов и замедления физических объёмов экспорта. В целом в 2007 г. физический объём поставок товаров и услуг за рубеж вырастет, по прогнозным оценкам, на 4 %, в то время как в 2006 г. они увеличились на 7,2 %. Поток валюты от экспорта энергоносителей продолжает укреплять рубль и повышать конкурентоспособность импорта, что ослабляет позиции российских производителей.

 

Динамика физических объёмов элементов использования ВВП

(прирост в % к соответствующему периоду предыдущего года)

 

2006 г.

2007 г.

I кв.

II кв.

I полу годие

Год

I кв.

II кв.

I полу

годие

Год

Валовой внутренний продукт

5,0

7,0

6,0

6,7

7,9

7,6

7,8

7,0

Расходы на конечное потребление

7,9

9,1

8,5

9,3

9,7

9,7

9,7

9,8

          Домашних хозяйств

9,6

10,7

10,2

11,2

11,9

11,7

11,8

11,8

    Валовое накопление

4,0

16,9

11,2

13,4

34,2

21,8

27,0

19,0

          Инвестиции в основной капитал

5,6

14,8

11,0

13,9

19,8

23,8

22,2

18,7

    Внутренний спрос

7,2

10,7

9,0

10,2

13,8

12,5

13,0

11,9

    Чистый экспорт

-5,9

-14,3

-10,0

-15,8

-21,9

-23,4

-21,5

-26,1

            Экспорт

9,0

6,4

7,6

7,2

3,4

4,5

4,0

4,0

            Импорт 

22,9

21,7

22,2

21,7

25,5

22,1

23,7

21,8

Структура вклада в рост ВВП, %

100

100

100

100

100

100

100

100

    Расходы на конечное потребление

107,8

89,0

97,2

91,7

87,0

92,7

89,9

92,0

   Валовое накопление

11,8

43,1

30,6

40,3

61,4

56,1

58,8

54,5

 Чистый экспорт

-19,5

-32,1

-27,7

-32

-48,4

-48,8

-48,6

-46,5

 

В условиях ослабления динамики экспорта экономический рост становится всё более ориентированным на внутренний рынок.

Внутренний спрос, как потребительский, так и инвестиционный, в 2007 г. продолжает расти высокими темпами. За I полугодие его увеличение составило 13 % против 9 % за аналогичный период 2006 г.

Высокие темпы потребительского спроса в I полугодии 2007 г. поддерживаются значительным ростом реальных располагаемых доходов населения, которые за январь – июнь выросли на 11,2 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (против 10,2 % в 2006 году). Расширение потребительского спроса обеспечено увеличением роста оборота розничной торговли, составившим за январь – июнь 2007 г. 14,2 % по сравнению с 12,3 % за I полугодие 2006 г.

Увеличение расходов на покупку товаров и услуг домашних хозяйств за январь – июнь 2007 г., по оценке, составило 13,8 и 9,1 %, а за год в целом ожидается рост на 14 и 8,6 % против 13,8 и 8,6 % в 2006 г. соответственно. Расходы на конечное потребление домашних хозяйств в целом вырастут в текущем году на 11,8 % (11,2 % в прошлом году).

Несмотря на ускорение внутреннего производства, конечный потребительский спрос растёт быстрее и покрывается за счёт расширения импорта товаров и услуг. Повышение технологической конкурентоспособности российской продукции пока отстаёт от темпов, задаваемых требованиями конкуренции и открытия рынков.

Прирост расходов на конечное потребление в целом в текущем году оценивается на уровне 9,8 против 9,3 % в 2006 г. В структуре расходов на конечное потребление в 2007 г. увеличится доля домашних хозяйств с 48,6 % ВВП в прошлом году до 49,7 % ВВП в этом году.

Конъюнктура мирового рынка продолжает оказывать благоприятное влияние на развитие российской внешней торговли. В I полугодии 2007 г. товарооборот, по оценке Минэкономразвития России, составил 257,2 млрд долларов, увеличившись на 20,4 % (в I полугодии 2006 г. – на 29,6 %).

 

Что везём? Куда и откуда?

Вновь значительно увеличился объём работы для российских международных автоперевозчиков. Причём всё чаще им приходится подавать под погрузку для перевозки импортных грузов порожний транспорт: продолжает усиливаться преобладание импорта над экспортом.

Экспорт товаров, по оценке Минэкономразвития России, в I полугодии 2007 г. составил 160,5 млрд долларов и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 11,6 % (в I полугодии 2006 г. на 31,1 %). Замедление экспорта связано с более низкими экспортными ценами на нефть и замедлением физического объёма экспорта ряда важнейших товаров при некотором улучшении этих условий в апреле – мае. В этот период наметилось некоторое ускорение темпов роста цен и физических объёмов экспорта.

 

 
Динамика экспорта с исключением сезонной и календарной составляющих (2) и без исключения (1) (январь 1995 г. (2) – 100 %)

 

Доля стран дальнего зарубежья в общем объёме экспорта России уменьшилась с 86,3 до 84,8 %, стран СНГ – увеличилась соответственно с 13,7 до 15,2 %.

В целом прирост объёмов экспорта в январе – мае 2007 г. был получен на 60,6 % за счёт увеличения цен и на 39,4 % – за счёт наращивания физических объёмов.

 

Изменение товарной структуры экспорта Российской Федерации, %

 

 

Доля основных товаров экспорта в производстве, %

 

 

Экспорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий увеличился по стоимости на 26,5 %. Повысились физические объёмы вызова пиломатериалов на 17,3 %, снизились поставки необработанных лесоматериалов на 7,9 %, клеёной фанеры – на 5,5 %, древесной целлюлозы – на 4,1 %, газетной бумаги – на 10,4 %.

В структуре данной группы повысилась доля круглого леса с 1,2 % до 1,3 %, пиломатериалов – с 0,7 до 1 %, удельный вес целлюлозы (0,3 %), фанеры клеёной (0,2 %) и бумаги газетной (0,2 %) остался без изменений.

Экспорт продукции химической промышленности по стоимости увеличился на 21,8 %. В структуре группы повысилась доля удобрений калийных с 0,4 до 0,5 %, метанола – с 0,1 до 0,2 %; каучука синтетического – с 0,4 до 0,5 %; сохранилась на уровне базового периода доля аммиака – 0,3 %, удобрений смешанных – 0,5 %, удобрений азотных – 0,6 %.

Экспорт машин, оборудования и транспортных средств вырос по стоимости на 16,1 %. При этом экспорт в страны дальнего зарубежья повысился на 5,4 %, в страны СНГ – на 29,1 %.

Снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля экспорта в производстве практически по всем основным позициям российского экспорта, кроме нефти сырой, угля каменного и каучука синтетического.

Импорт товаров в I полугодии 2007 г. составил, по оценке Минэкономразвития России, 96,7 млрд долларов и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 38,5 % (в I полугодии 2006 г. – на 26,6 %).

Доля стран дальнего зарубежья в общем объёме импорта России выросла с 85 до 84,9 %, стран СНГ уменьшилась соответственно с 13,7 до 15,1 %.

 
Динамика импорта с исключением сезонной и календарной составляющих (2) и без исключения (1) (январь 1995 г. (2) – 100 %)

 

С начала года существенную роль в поддержке роста импорта играл рост как спроса населения, так и инвестиционной активности. Кроме того, увеличение импорта продолжало стимулироваться продолжающимся повышением реального курса рубля.

Увеличение стоимости импорта в январе – мае 2007 г. обеспечивалось преимущественно ростом физических объёмов ввоза.

В структуре российского импорта в январе – мае 2007 г. по сравнению с январём – маем 2006 г. увеличилась доля машин, оборудования и транспортных средств, металлов и изделий из них, текстиля, текстильных изделий и обуви. Снизилась доля продукции химической промышленности и каучука, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, минеральных продуктов, древесины и целлюлозно-бумажных изделий.

 

Изменение товарной структуры импорта Российской Федерации, %

 

 

Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья вырос по стоимости в 1,4 раза. В наибольшей степени увеличились физические объёмы ввоза рыбы свежемороженой – в 1,4 раза, ячменя – в 1,9 раза, напитков алкогольных (по стоимости) – в 1,9 раза, шоколадных изделий – в 1,3 раза. Уменьшились закупки пшеницы – в 3,6 раза, кукурузы – в 2,3 раза, сахара белого – в 2,1 раза.

Расширение импорта отмечалось и по другим позициям товарной номенклатуры: руд и концентратов алюминиевых – в 1,9 раза, обуви – в 2,4 раза, химических средств защиты растений – в 1,7 раза, каучука натурального – в 1,4 раза, мебели (по стоимости) – в 1,7 раза.

Положительное сальдо торгового баланса в I полугодии этого года составило, по оценке Минэкономразвития России, 63,8 млрд долларов и снизилось по сравнению с I полугодием 2006 г. на 10,3 млрд долларов (на 13,8 %). На 84,6 % сальдо сформировалось в торговле со странами дальнего зарубежья.

Внешнеторговый оборот России, по оценке Минэкономразвития (по методологии платёжного баланса), в январе – мае 2007 г. составил 206,3 млрд долларов, что выше уровня соответствующего периода 2006 г. на 18,7 %, в том числе со странами дальнего зарубежья – 175 млрд долларов (рост на 17,4 %), со странами СНГ – 31,3 млрд долларов (рост на 26,9 %).

В общем объёме товарооборота на долю экспорта приходилось 62,5 %, импорта – 37,5 %.

Значительное превышение темпов роста импорта (140,1 %) над темпами роста экспорта (108,7 %) привело к снижению положительного сальдо торгового баланса в январе – мае 2007 г. на 18,6 % по сравнению с январём – маем 2006 г. Замедление темпов роста экспорта по сравнению с соответствующим периодом прошлого года обусловлено в основном сокращением экспорта топливно-энергетических товаров.

 

Динамика важнейших показателей внешнеторговой деятельности

Российской Федерации в январе – мае 2005 – 2007 гг. (млрд долларов)

 

 

 

В географической структуре внешней торговли в январе – апреле 2007 г. (в январе – апреле 2006 г.) в первую десятку стран – основных торговых партнёров России – вошли Германия – 9,5 % (10,3 %), Нидерланды – 8,3 % (8,5 %), Китай – 6,9 % (6 %), Италия – 6,5 % (7,7 %), Украина – 5,9 % (5,7 %), Беларусь – 4,6 % (4,8 %), Япония – 3,7 % (2,5 %), Польша – 3,4 % (3,6 %), Соединённое Королевство – 3,1 % (3,3 %), Казахстан – 3 % (2,6 %).

Внешнеторговый оборот России за январь – апрель 2007 г. относительно января – апреля 2006 г. увеличился со странами ЕС на 14,5 %, странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) – на 45 %, странами СНГ – на 26,8 %, странами Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) – на 27,9 %.

Основные товары российского экспорта – топливно-энергетические, металлы и изделия из них традиционно направляются в страны дальнего зарубежья, доля которых в общем объёме российского экспорта этих сырьевых товаров составила в январе – апреле 2007 г. 89,2 и 87,7 % соответственно. На страны дальнего зарубежья приходится практически весь объём экспорта драгоценных камней, драгоценных металлов и изделий из них – 99 %. Большая часть экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий, а также кожевенного сырья, пушнины и изделий из них также приходится на страны дальнего зарубежья.

Тогда как в страны СНГ экспортируется больше товаров с большей добавленной стоимостью менее конкурентоспособных на рынках стран дальнего зарубежья. Так, в январе – апреле 2007 г. на страны СНГ приходилось 52,3 % всего российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств, 60 % текстиля, текстильных изделий и обуви и почти половина продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного).

Основные товары российского импорта – машины, оборудование и транспортные средства вполне закономерно приходятся на страны дальнего зарубежья, доля которых составляет 89,5 % общего объёма российского импорта этих товаров. Вряд ли экономически целесообразно столь явное преобладание стран дальнего зарубежья в импорте продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) – 87,8 %. Страны дальнего зарубежья преобладают в таких важнейших позициях российского импорта, как продукция химической промышленности, каучук (88,1 %) и кожевенное сырье, пушнина и изделия из них (93,4 %).

В I полугодии определяющим фактором на валютном рынке стало   укрепление евро по отношению к доллару (с 1,3214 долл./евро в среднем за декабрь 2006 г. до 1,3411 долл./евро в среднем за июнь 2007 г.). В результате в целом за январь – июнь текущего года реальное укрепление курса российской национальной валюты (из расчёта июнь 2007 г. к декабрю 2006 г.) к доллару составило, по оценке Минэкономразвития, 3,9 %, к евро – 4,1 %,   английскому фунту стерлингов – 5,6 %, реального эффективного курса – 3,3 %.

 

В январе – июне 2007 г. рост промышленного производства составил 7,7 % к соответствующему периоду 2006 г. При этом июньский прирост характеризуется существенным ускорением, на уровне 10,9 %.

 


Наибольший вклад в прирост всего промышленного производства за январь – июнь текущего года по сравнению с январём – июнем прошлого года внесла сфера деятельности «Обрабатывающие производства». При индексе производства 112,2 % их вклад составил 97 % (за шесть месяцев 2006 г. индекс производства – 104,5 %, вклад – 69 %). Из производств этой сферы деятельности 16 % общего роста обеспечило «производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака» (индекс – 109,9 %), 10,2 % – «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» (индекс 104,6 %), 13,2 % – «производство транспортных средств и оборудования» (индекс 114,9 %), 11,7 % – «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» (индекс 122,5 %), 11,9 % – «производство машин и оборудования» (индекс 123,4 %), 8,8 % – «производство прочих неметаллических минеральных продуктов» (индекс 117,5 %), 6,5 % – «химическое производство» (индекс 108,2 %).

Индекс производства резиновых и пластмассовых изделий в первом полугодии 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 года составил 121,1 %, что обусловлено сложившейся конъюнктурой на рынке шин всех групп (производство шин для грузовых автомобилей составило 107,9 %, для легковых автомобилей – 107,2 %), а также ростом в подгруппе "производство пластмассовых изделий" (126,5 %).

Индекс производства машин и оборудования в январе – июне 2007 г. составил 123,4 % относительно аналогичного периода предыдущего года. Увеличение производства отмечается по большинству видов входящих в них видов экономической деятельности за исключением производства машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства (снижение на 3,5 %).

Индекс производства транспортных средств и оборудования в январе – июне 2007 г. увеличился на 14,9 % по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

При этом производство легковых автомобилей в целом за полугодие в январе – июне 2007 г. увеличилось на 9,5 % (хотя в июне относительно июня 2006 г. производство сократилось на 2,9 %). Рост производства автомобилей обусловлен в основном увеличением производства на сборочных предприятиях на 82,5 % в результате роста спроса, связанного с увеличением реальных доходов населения и развитием системы кредитования, при этом увеличение спроса приводит к росту как производства российских автомобилей (в основном, на СП), так и объёмов импортируемой техники.

Как мы уже отмечали, в январе – июне текущего года производство грузовых автомобилей увеличилось на 19,8 %, что обусловлено ростом платёжеспособного спроса со стороны транспортных и строительных организаций, при этом рост спроса отмечается как по российской, так и по импортной технике.

 

Цена вопроса, или Что почём?

Однако дефицит предложения закономерно привёл и к росту цен на новый подвижной состав. Кроме того, продолжался неравномерный, но устойчивый рост цен да автомобильные топлива. Так, в июне индекс потребительских цен на бензин автомобильный составил 100,3 % (за период с начала года – 100,5 %), индекс цен производителей – 99,7 % (113,1 %).

 

(ВЗЯТЬ ДИАГРАММУ ИЗ ФАЙЛА EXEL)

 

 

 

Динамика потребительских цен и цен производителей на бензин и дизельное топливо на конец периода, в процентах

 

К предыдущему месяцу

Июнь 2007 г. к

 

январь

март

июнь

июню
2006 г.

декабрю
2006 г.

 

Индекс потребительских цен

на бензин автомобильный

в том числе:

 

 

99,9

99,8

100,3

108,7

100,5

 

марки А-76 (АИ-80 и т. п.)

99,9

99,8

100,3

107,3

100,4

 

марки АИ-92 (АИ-93 и т. п.)

99,9

99,7

100,3

109,4

100,6

 

марки АИ-95 и выше

99,9

99,9

100,3

110,1

100,6

 

на дизельное топливо

99,9

99,4

100,1

102,4

99,2

 

Индекс цен производителей

на бензин автомобильный

в том числе:

94,9

104,3

99,7

113,1

113,1

 

марки А-76 (АИ-80 и т. п.)

95,3

102,2

100,9

109,2

107,1

 

марки АИ-92 (АИ-93 и т. п.)

93,8

105,8

98,8

115,2

119,4

 

марки АИ-95 и выше

97,2

104,5

100,0

115,8

105,7

 

на дизельное топливо

97,4

100,9

97,9

92,2

104,4

 

Индекс потребительских
цен на товары и услуги

101,7

100,6

101,0

108,5

105,7

 

Индекс цен производителей
промышленных товаров

101,9

100,0

102,5

112,6

114,5

 

 

В июне повышение потребительских цен на бензин автомобильный было отмечено в 43 субъектах Российской Федерации. Самым значительным оно было в Республике Коми – на 3,3 %. По сравнению с предыдущим месяцем цены на бензин остались без изменения в 35 субъектах Российской Федерации. Незначительное снижение цен на бензин наблюдалось в восьми субъектах, в том числе в Агинском Бурятском автономном округе – на 0,8 %.

В Москве потребительские цены на бензин за июнь в среднем снизились на 0,1 %, в Санкт-Петербурге увеличились на 0,2 %.

В июне цены производителей на бензин автомобильный снизились на 0,3 %. Он стал дешевле в пяти субъектах Российской Федерации (от 10,1 % в Самарской области до 0,2 % в Красноярском крае). На уровне мая сохранились цены производителей на автомобильный бензин в четырёх субъектах Российской Федерации, в десяти субъектах отмечено его удорожание (от 0,4 % в Ленинградской области до 6,1% в Республике Башкортостан).

 

Средние потребительские цены и цены производителей на бензин автомобильный, дизельное топливо и нефть по отдельным субъектам Российской Федерации в 2007 г. на конец периода, руб. за л

 

 

Январь

Март

Июнь

Справочно
декабрь 2006 г.

Потребительские цены
на бензин автомобильный

 

 

 

 

марки А-76 (АИ-80 и т. п.)

в том числе:

15,73

15,61

15,81

15,75

 

 

 

 

Москва

16,79

16,79

16,80

16,79

Санкт-Петербург

15,27

15,27

15,27

15,27

Астраханская область

15,07

15,04

15,30

15,08

Саратовская область

14,47

14,42

15,04

14,71

Омская область

16,00

16,00

16,00

16,00

марки АИ-92 (АИ-93 и т. п.)

18,65

18,48

18,79

18,68

в том числе:

 

 

 

 

Москва

19,27

19,27

19,27

19,28

Санкт-Петербург

18,70

18,70

18,73

18,70

Астраханская область

18,15

18,12

18,38

18,16

Саратовская область

17,62

17,60

18,14

17,95

Омская область

19,50

19,50

19,50

19,50

марки АИ-95 и выше

20,13

20,03

20,26

20,15

в том числе:

 

 

 

 

Москва

20,27

20,27

20,27

20,28

Санкт-Петербург

20,12

20,12

20,27

20,12

Астраханская область

19,70

19,72

19,97

19,73

Саратовская область

19,18

19,14

19,63

19,51

Омская область

20,76

20,76

20,76

20,83

на дизельное топливо

17,05

16,85

16,93

17,07

в том числе:

 

 

 

 

Москва

17,78

17,78

17,79

17,79

Санкт-Петербург

17,49

17,49

17,49

17,49

Астраханская область

16,22

16,33

16,22

16,33

Саратовская область

15,42

15,25

15,84

15,62

Омская область

18,00

18,00

17,50

18,00

Цены производителей
на бензин автомобильный

 

 

 

 

марки А-76 (АИ-80 и т. п.)

7,87

7,22

8,65

8,03

в том числе:

 

 

 

 

Москва

7,64

7,29

8,43

7,80

Ленинградская область

9,48

9,11

9,48

9,48

Астраханская область

7,08

6,86

8,06

7,87

Саратовская область

7,73

6,59

7,80

7,73

Омская область

7,67

6,84

8,81

7,92

марки АИ-92 (АИ-93 и т. п.)

7,48

7,34

9,75

8,03

в том числе:

 

 

 

 

Москва

7,85

7,38

9,74

8,08

Ленинградская область

9,99

9,73

9,99

9,99

Астраханская область

6,99

6,73

9,35

7,74

Саратовская область

7,51

6,56

8,59

7,51

Омская область

7,64

6,81

9,80

8,05

марки АИ-95 и выше

9,16

9,08

10,53

9,86

в том числе:

 

 

 

 

Москва

9,25

8,47

10,44

9,25

Ленинградская область

11,27

11,08

12,10

11,27

Астраханская область

9,54

9,13

10,18

10,10

Саратовская область

9,35

8,72

9,35

9,35

Омская область

10,25

8,78

10,69

10,50

на дизельное топливо

9,18

9,14

9,47

9,31

в том числе:

 

 

 

 

Москва

8,26

8,02

8,81

8,05

Ленинградская область

11,34

10,86

10,18

11,30

Астраханская область

7,90

8,28

8,69

7,90

Саратовская область

9,87

8,95

9,02

9,16

Омская область

8,77

8,50

8,76

8,79

на нефть, за тонну

4604

3926

5946

4434

в том числе:

 

 

 

 

Республика Коми

3403

3660

5297

4335

Республика Татарстан

5129

4341

6964

6902

Республика Башкортостан

5137

3992

5468

5229

Тюменская область

4555

3726

5805

4060

Самарская область

4518

4711

5987

4487

 

В июне потребительские цены на автомобильное топливо различных марок в среднем по Российской Федерации превышали цены производителей в 1,8 – 1,9 раза (в июне 2006 г. – в 1,9 – 2,2 раза).

Поэтому трудно удивляться тому, что, в свою очередь, в среднем тарифы на перевозки грузов всеми видами транспорта (без трубопроводного) за январь – июнь 2007 г. выросли на 7,3 % (год назад – на 8,4 %). На автотранспорте тарифы на грузоперевозки выросли на 6 % (4,7 %). Подорожали услуги пассажирского транспорта – на 11,9 % (10,9 %), в том числе регулируемые на местах – на 9,9 %.

Услуги пассажирского железнодорожного транспорта за январь – июнь подорожали на 23,6 % (14 % годом ранее). Оплата проезда в поездах дальнего следования в регулируемом секторе (плацкартные и общие вагоны) в соответствии с решением Правительства была поднята на 12 %. В нерегулируемом секторе тарифы увеличились на 37 % (год назад – на 15,7 %), при этом выросли ассортимент и качество оказываемых услуг. На конкурирующем воздушном транспорте оплата выросла на 5,1 % (7,7 %).

 

 

Динамика цен в отдельных секторах экономики

 

 

 

 

 

 

Рост цен на услуги населению происходил под влиянием нескольких факторов, среди которых одним из основных является значительный рост административно регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, отдельные виды пассажирского транспорта (проезд в метро, на городском муниципальном автобусе, трамвае, троллейбусе, железнодорожном транспорте), объём которых в общем объёме услуг достаточно высок. За I полугодие 2007 г. жилищные услуги подорожали на 10,5 %, коммунальные – на 13,8 %, транспортные – на 11,9 %. 

Лидирующие позиции по объёмам платных услуг «обязательного» характера занимают услуги пассажирского транспорта и жилищно-коммунальные услуги. Объём этих услуг по итогам I полугодия 2007 г. (по предварительным данным) соответственно составил 20,4 и 24,4 % от всего объёма оказанных платных услуг населению.

Стабильный рост доходов населения даже в условиях роста цен и тарифов на услуги пассажирского транспорта способствовал росту объёма практически по всем видам транспорта для населения за исключением автомобильного. В результате совокупного влияния этих факторов, а также повышения качества транспортного обслуживания населения, прирост объёма услуг транспорта по итогам I полугодия 2007 г. составил 5,1 %.

Несмотря на то, что удельный вес числа пассажиров, имеющих право льготного и бесплатного проезда, в общем числе перевезённых пассажиров сократился, он всё равно достаточно высок и оказывает сдерживающее влияние на увеличение темпов роста предоставления платных услуг пассажирского транспорта.

Повышению качества транспортного обслуживания населения способствовали внедрение рациональных схем городских маршрутов, оптимизация расписания движения подвижного состава, модернизация автоматизированных систем управления движением с применением радионавигационной связи для осуществления диспетчерского контроля и обеспечения безопасности перевозок, совершенствование информационного обеспечения пассажиров по режиму движения транспортных средств, остановочным пунктам и местам пересадок, использование на предприятиях пассажирского транспорта систем контроля качества на основе международных стандартов.