Безопасность движения "Если вы приехали в Киев…"


 

Владимир ШЛЯХОВОЙ

 

Киевская ГАИ уже давно практикует в своей работе, как бы сейчас сказали, нетрадиционные методы. Так, ещё в 1970-х годах в Киеве (впервые в СССР) был введён негласный контроль за участниками дорожного движения. Любители быстрой езды получали по почте фотографии, на которых они были изображены за рулём своих автомобилей, а рядышком указывались скорость, дата и время нарушения, проставленные «умным» фоторадаром. Конечно, услуга эта была платной и стоила 10 рублей. Но тогда, несмотря на отсутствие компьютеров и современных баз данных, никто и не помышлял уклоняться от уплаты штрафа. Подобное непременно повлекло бы за собой серьёзные проблемы. Такие были времена…

Однако введение новшеств продолжается. О них, наверное, интересно будет узнать российским и белорусским водителям, собирающимся посетить столицу Украины.

 

Летом 2003 г. киевская ГАИ приступила к эксперименту по увеличению пропускной способности наиболее загруженных улиц центральной части города.

Всё началось с того, что по инициативе начальника городской ГАИ Анатолия Павловского на нескольких центральных перекрёстках был разрешён правый поворот на красный сигнал светофора. Для этого там установили большие щиты, на которых было написано: «Внимание! (Эксперимент.) На данном перекрёстке разрешается выполнять правый поворот при красном сигнале светофора, в случае беспрепятственного пропуска пешеходов и транспорта с других направлений». А одновременно с этим, на уровне красного сигнала светофора, справа от него, появилась небольшая белая табличка с зелёной стрелкой.

Постепенно количество таких перекрёстков стало расти, однако щиты с надписями обосновались только на некоторых центральных перекрёстках. Говорят, их решили больше не устанавливать из-за дороговизны, поскольку каждый из них стоит около 200 долларов. Впрочем, водители и без того быстро сориентировались, что к чему.

Сейчас количество киевских перекрёстков с разрешённым правым поворотом на красный сигнал светофора возросло до 82. Однако таблички с зелёными стрелками размещают не где попало, а лишь там, где правый поворот на «красный», во-первых, разгрузит проезжую часть, а во-вторых, сделает это безопасно.

Следует заметить, что за всё время проведения эксперимента в Киеве не было зафиксировано (во всяком случае, официально) ни одного ДТП, связанного с его проведением. Да и водители всё чаще стараются оставлять правый ряд свободным для тех, кто собирается повернуть направо.

Что касается ГАИ, то она отслеживает ситуацию на «льготных» перекрёстках, и при несоблюдении водителями требований безопасности, а также в случае жалоб пешеходов таблички с зелёными стрелками убирают. За время эксперимента такие «санкции» применялись лишь трижды.

Казалось бы, все таблички с зелёными стрелками можно безболезненно заменить на обычную зелёную стрелку светофора, но на самом деле они имеют различное значение. Зелёная стрелка светофора используется только тогда, когда пешеходам на пересекаемой дороге движение запрещено. В то же время табличка с зелёной стрелкой используется в тех случаях, когда водителю при правом повороте нужно пропускать и транспорт, и пешеходов.

К сожалению, результаты данного эксперимента пока не изучены, однако повышение пропускной способности перекрёстков и без того стало заметно невооружённым глазом. Поэтому в начале 2004 г. подобные таблички с зелёными стрелками появились в Харькове, а затем в Днепропетровске, Одессе и ряде других крупных городов. А сейчас они есть практически во всех областных центрах Украины. Причём и здесь всё шло не по указанию «сверху», а по инициативе «снизу». Начальники областных ГАИ, посещая Киев, обратили внимание на нововведение и охотно переняли опыт, предварительно заручившись поддержкой Департамента ГАИ Украины.

Впрочем, что касается новизны правого поворота на красный сигнал светофора, то здесь никто Америку не открыл. Подобное (правда, без всяких табличек со стрелками) разрешали «Правила движения по улицам и дорогам СССР», утверждённые приказом Министерства внутренних дел СССР 11 января 1960 г. В 1965 г. эту вольность отменили, но и сейчас в ряде стран (например, в США, Канаде и некоторых других) разрешён правый поворот на красный сигнал светофора. А вот, скажем, в Германии и Литве устанавливаются таблички со стрелками.

Разрешение поворачивать на «красный» подумывали ввести в 2000 г. и в Украине в последней редакции Правил дорожного движения, однако тогда мнения разделились. Многие убеждали, что это повысит пропускную способность улиц, но руководство сочло, что на дорогах от такого нововведения воцарится ещё больший хаос. Поэтому в Киеве и решили ввести данное новшество в порядке эксперимента. Чем он завершится, сказать пока никто не берётся.

По словам директора ГНИЦ БДД МВД Украины Владимира Душника, теоретически вместо таблички с зелёной стрелкой можно было бы вполне обойтись дополнительной зелёной стрелкой светофора, предусмотренной Правилами. Однако автомобиль, который остановился перед стрелкой, при её включении должен ехать в направлении, в котором она указывает. Поэтому в подобных случаях всегда должна быть предусмотрена выделенная полоса. В условиях же крупных городов-миллионников с интенсивным движением транспорта расширить дорогу для выделения дополнительной полосы нередко просто невозможно.

Поэтому предложение киевской Госавтоинспекции по проведению подобного эксперимента было одобрено. В то же время однозначно сказать, как данный эксперимент влияет на безопасность дорожного движения, довольно сложно.

С одной стороны, при правом повороте на красный свет на перекрёстке с наземным пешеходным переходом возникает конфликтная точка транспорт-пешеход. Но с другой стороны, это позволяет ликвидировать пробки и увеличить интенсивность движения.

В реальной жизни затор, в который попадает водитель, заставляет его потом навёрстывать упущенное время. Отсюда и превышение скорости, и выезд на встречную полосу, и проезд на запрещающий сигнал светофора. Соответственно растёт аварийность. Поэтому ликвидация заторов позволяет существенно улучшить дорожное движение. Но увязывать аварийность в каком-то месте с неудобствами проезда перекрёстка перед этим достаточно сложно.

Однако, по мнению Владимира Душника, узаконивать данный эксперимент и вводить соответствующие изменения в Правила дорожного движения вряд ли целесообразно. Ведь зелёная стрелка – это не панацея, а лишь одна из возможностей уменьшить на 5-7 % заторы без внесения изменений в Правила. При этом возрастает вероятность конфликтов при проезде перекрёстков.

В то же время в Департаменте ГАИ МВД Украины считают, что данный эксперимент имеет определённые перспективы. После сбора соответствующей статистики и её анализа целесообразно было бы определить критерии установки табличек, разрешающих правый поворот на красный сигнал светофора, и внести это в соответствующий стандарт, а затем, возможно, и в Правила дорожного движения.

Кстати, практически одновременно с этим для повышения пропускной способности улиц в центре Киева было увеличено количество полос для движения за счёт уменьшения их ширины. Считается, что в советские времена ширина полос на всех улицах и дорогах устанавливалась в 3,75 м исключительно для того, чтобы при необходимости по ним можно было организовать беспрепятственное движение танковых колонн. В то время как в мирной Европе полосы для движения намного уже.

Поэтому и в Киеве на ряде центральных улиц уменьшили ширину полос до 3 м, а кое-где и того меньше, ограничив соответственно в этих местах движение грузовиков.

Кроме того, на двух киевских мостах через Днепр – им. Е. О. Патона и Московском – была организована дополнительная полоса с реверсивным движением, позволившая повысить их пропускную способность в часы пик. Одновременно реверсивное движение было введено на Парковой аллее и Днепровском спуске: утром здесь движение разрешено только в сторону центра, а вечером – в обратном направлении. В остальное же время суток на этих улицах двустороннее движение. Без неприятных сюрпризов не обошлось – на реверсивных полосах стало расти количество ДТП. Учитывая традиции и уровень культуры многих наших водителей, движение здесь впору было бы регулировать не реверсивными светофорами с зелёной стрелкой и красным Х-образным сигналом, а передвижными бетонными отбойниками. Но поскольку осуществить подобное пока достаточно сложно, с начала ноября ГАИ Киева приняла решение разрешить движение по реверсивным полосам только в часы пик. А в остальное время на этих полосах с обеих сторон включены запрещающие сигналы, на которые, кстати, многие водители просто не обращают внимания, хотя въезжать на них нельзя даже тогда, когда светофор над ними не работает.