Логистика "Поволжье – вторая Голландия?"


 

Александра НОВИЧКОВА

 

Логистика в России развивается довольно стремительными темпами. Причём не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих других городах огромной страны. Не отстаёт от этого процесса и Поволжье. По мнению президента Поволжской логистической ассоциации (ПЛА) Андрея Иванова, Поволжье, в частности Нижегородская область, имеет большой логистический потенциал.

 

Число складских проектов в Поволжье растёт с каждым годом. Но говорить о появлении здесь национальных логистических операторов, которые оказывают полный комплекс услуг, пока преждевременно.

На сегодняшний день большой интерес для Поволжья представляет европейский опыт, в частности, Нидерландов. По мнению президента ПЛА, Нижегородская область должна стремиться к тому, чтобы повторить логистический опыт Голландии, но в жёсткой конкуренции с двумя российскими столицами. И первый шаг к этому уже сделан – группа руководителей транспортного комплекса регионов округа и представителей поволжского логистического бизнеса побывала в Королевстве Нидерландов в рамках экономической миссии Поволжского федерального округа.

Голландия является мировым лидером в сфере логистики и дистрибуции. В качестве примера можно привести речной порт Роттердама: только один контейнерный терминал (А.Р. Moeller-Maеrsk Group) перерабатывает более 2,6 млн контейнеров в год. (Для сравнения: весь российский контейнерооборот в прошлом году составил около 4 млн ТЕU*.) Кроме того, Нидерланды – страна торгового капитала, оборотной стороной которого является транспортно-логистический капитал: до 70 % общеевропейских дистрибутивных центров крупнейших транснациональных корпораций находится на территории этой страны.

По словам А. Иванова, Нидерланды заняли лидирующие позиции на мировом логистическом рынке благодаря своему выгодному географическому местоположению. Свою роль сыграла и выработка, а затем и целенаправленная реализация общей, скоординированной с бизнесом правительственной политики по продвижению страны как наиболее выгодного центра общеевропейской дистрибуции.

Для того чтобы повторить логистический опыт Голландии, у Нижегородской области тоже есть необходимые условия, прежде всего – выгодное геоэкономическое положение для дистрибуции на всю Россию и страны ближнего зарубежья. Так, в радиусе 1 тыс. км от Нижнего Новгорода проживает больше половины населения страны (43 млн человек – в радиусе до 500 км и 84 млн человек – в радиусе до 1 тыс. км). Центральный город Поволжья находится в 400 км от Москвы, тогда как операционные издержки здесь на 25 – 50 % ниже, чем в российской Северной столице. При этом Нижний Новгород располагается на пересечении международных транспортных коридоров «Север – Юг» и «Запад – Восток».

Поэтому сейчас необходима, по примеру Нидерландов, единая окружная политика, направленная на соответствующее позиционирование и продвижение Поволжья и его основных центров, а также совместное преодоление негласной монополии двух российских столиц на обработку и распределение импорта.

– Если у наших предков во времена Нижегородской ярмарки (бывшей тогда главным товарораспределительным центром страны и одним из крупнейших мировых торговых центров) получилось добиться лидерства в дистрибуции товаров, то почему не должно получиться у нас? – резонно заявил президент ПЛА.

По мнению главного федерального инспектора по Нижегородской области Валерия Евлампиева, наиболее перспективными направлениями в развитии отношений между голландскими и поволжскими логистическими компаниями являются:

– изучение голландского опыта создания «грузовых деревень», производственно-логистических парков, современных складов и информационных логистических систем, реализации проектов логистического аутсорсинга;

– участие компаний Нидерландов в развитии ряда сегментов российских автомобильных грузоперевозок;

– использование опыта голландских дистрибьюторов и логистов при построении трансъевропейской экспортно-импортной товаропроводящей и распределительной системы;

– использование речной, аэропортовой и железнодорожной инфраструктуры Поволжья для развития грузовых транзитных перевозок между Европой и Азией.

 

Поволжско-голландское сотрудничество: есть ли перспективы?

По мнению А. Иванова, Поволжье – идеальная стартовая площадка для прихода западноевропейских компаний на российский рынок. Самым распространённым видом внутренних перевозок в Поволжье, как и в Западной Европе,  считаются магистральные автоперевозки. Находясь на перекрёстке важнейших международных транспортных коридоров «Север – Юг» и «Восток – Запад», ПФО занимает первое место в России по грузообороту автотранспорта (сейчас по основным магистралям округа в сутки проходит более 70 тыс. автопоездов). В арсенале парков крупнейших автоперевозчиков – до 500 автомобилей, среднемесячный пробег которых составляет более 20 тыс. км в месяц на один автопоезд. Очередь на приобретение новых тягачей 4х2 европейского производства – около полугода.

В Поволжье ожидается развитие маршрутных перевозок по чётким графикам, а также применение сменных кузовов для внутригородских и магистральных перевозок. Возможно увеличение длины автопоездов до скандинавского стандарта. И голландские компании могли бы принять активное участие в этом развитии.

Сегодня Поволжье занимает второе место в России по плотности железных дорог. По территории округа проходят линии Северной, Горьковской, Приволжской, Куйбышевской, Юго-Восточной и Свердловской железных дорог, а также Северный и Южный ходы Транссиба. Развиваются частные операторские компании (на сегодняшний день в их собственности насчитывается более 100 тыс. вагонов).

Если западный бизнес станет использовать Россию как транспортный мост между Востоком и Западом, объёмы транзита через страну достигнут 1 млн ТЕU в год. При этом преимущество РФ состоит в том, что транзитное время при доставке азиатских грузов в Европу через Транссиб в 2 – 2,5 раза меньше, чем при морской доставке через Индийский океан, которая преобладает сейчас.

Вместе с транзитом операторы подвижного состава могли бы разработать и запустить скоростные железнодорожные поезда из Роттердама на Нижний Новгород, Самару, Казань и Пермь с гарантированной экспортной загрузкой.

Сейчас Россия стоит на пороге контейнерного бума. Контейнеризация в Поволжье имеет потенциал в миллионы тонн: 15 – 20 % − ежегодный прирост контейнерного импорта по Транссибу; 20 % − ежегодное увеличение контейнеропригодных грузов. Успешно реализованы проекты по контейнеризации экспортно-импортных операций и доставке проектных грузов для компаний «ОМК – ВМЗ», «ЦБК Волга», «ГАЗ», «Ижавто», «Логопром Сормово» и др.

В связи с этим высока актуальность проектов по производству и сервисному обслуживанию всех типов контейнеров, судов-контейнеровозов смешанного плавания, подвижного состава, платформ, ричстакеров, речных и ж/д контейнерных перегружателей. Уже сейчас в Шахунье (Нижегородская область) организовывается производство термос-контейнеров.

Что касается воздушного транспорта, то Поволжье представляет собой идеальную транзитную площадку для грузовых авиаперевозок между Европой, странами Азии и Африки, включая кросс-полярные рейсы. Дело в том, что ПФО обладает неплохим потенциалом (18 аэропортов, 9 из которых являются международными, уникальный аэропорт «Ульяновск-Восточный» с резервной полосой для космического корабля «Буран», авиакомпания «Волга-Днепр», контролирующая более половины мировых авиаперевозок негабаритных, сверхтяжёлых и уникальных грузов).

Этим уже много лет пользуется авиакомпания «Эйр Франс», доставляя французские вина в Японию с дозаправкой в «Ульяновске-Восточном». Её примеру могла бы последовать голландская компания «ТНТ» – один из мировых лидеров экспресс-доставки . Используя аэропортовую инфраструктуру Поволжского макрорегиона, она получила бы значительные конкурентные преимущества.

Протяжённость Единой глубоководной системы (ЕГС) европейской России (основой которой является Волга) – 6500 км, гарантированные габариты – до 200 м, глубина судового хода – до 4,5 м. Навигация в Волжско-Камском бассейне составляет более 250 суток.

Вступление в 2008 – 2010 гг. России в ВТО ставит задачу открытия внутренних водных путей для судов зарубежных стран. Это позволит интегрировать ЕГС в Большое Европейское воднотранспортное кольцо. Голландские судоходные компании в партнёрстве с волжскими речниками могут стать лидерами нового международного транспортного пути, имеющего колоссальные перспективы.

Большой интерес для Поволжья представляет европейский опыт создания производственно-логистических парков в окрестностях региональных центров, высотных складов с несущими стеллажными системами в черте городов, внедрения современных информационных логистических систем, реализации проектов логистического аутсорсинга.

 

Логистические проекты ПФО

Сейчас в Поволжье разрабатываются проекты строительства крупных интермодальных логистических центров в некоторых российских городах (Свияжске, Нижнем Новгороде, Тольятти, Самаре, Сызрани, Кирове, Ульяновске и Перми). Кроме того, в Свияжске также вскоре будет построен мультимодальный терминал, а в Казани – современный терминал в городском аэропорту. Об этом заявил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Павел Чернов.

Используя новый закон о концессиях, на условиях государственно-частного партнёрства возобновляется строительство железнодорожной магистрали Белое море – Коми – Урал («Белкомур»). Магистраль должна выйти к Архангельску. Одним из лучших вариантов для трансшипмента может стать порт Роттердама.

Летом этого года одно из голландских предприятий намеревается открыть серию крупных современных логистических и транспортных терминалов во Владимирской области. По словам полномочного представителя Президента РФ в ПФО Александра Коновалова, в Приволжском округе планируют ознакомиться с владимирским проектом. Уже достигнута предварительная договорённость о привлечении этого бизнеса сначала в Нижегородскую область, а затем и в другие регионы Поволжья.

Так что Поволжье имеет неплохие шансы для того, чтобы стать лидером российской логистики. Осталось только реализовать не использованный пока потенциал.

 


*TEU – Twenty-foot Equivalent Unit – единица измерения, равная объёму, занимаемому стандартным 20-футовым контейнером.