Консультант "Возврат излишне уплаченных авансовых таможенных платежей. Возможно ли это?"
Ырысбек ТАШБАЕВ
Компания-импортёр, регулярно ввозившая грузы в Российскую Федерацию, распорядилась о списании авансовых средств в счёт поданной в таможенные органы декларации. Каково же было удивление её представителей, когда таможенный орган отказал в зачёте денежных средств на основании их списания в федеральный бюджет. Правомерны ли действия таможенного органа?
В соответствии с п. 1 ст. 330 Таможенного кодекса (ТК) Российской Федерации авансовыми платежами являются денежные средства, внесённые на счёт таможенного органа в счёт предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Авансовые платежи могут быть внесены в кассу или на счёт таможенного органа в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте в соответствии с законодательством РФ о валютных регулировании и контроле (п. 2 ст. 330 ТК РФ). Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает соответствующее распоряжение таможенному органу, либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со ст. 353 ТК РФ. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей (п. 3 ст. 330 ТК РФ). Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным ТК РФ для возврата таможенных пошлин, налогов (гл. 33 ТК РФ), если заявление об их возврате подано в течение трёх лет со дня внесения их в кассу или поступления на счёт таможенного органа (п. 5 ст. 330 ТК РФ).
Из приведённых нормативных положений следует, что авансовые платежи являются собственностью внесшего их лица, а подача заявления о возврате (зачёте) денежных средств – не единственный способ распоряжения ими по истечении трех лет со дня поступления на счёт таможенного органа. При этом таможенное органы не наделены правом распоряжения авансовыми платежами, в том числе и правом на списание неизрасходованных авансовых платежей в федеральный бюджет. Период нахождения денежных средств на счетах (в кассе) таможенного органа каким-либо определённым сроком не ограничен. Следовательно, истечение трёхгодичного срока возврата авансовых платежей со дня их внесения на счёт (в кассу) таможенного органа не изменяет правовой режим денежных средств, не является основанием прекращения права собственности на них и не препятствует распоряжению ими другими способами, в частности, путём подачи таможенной декларации.
Однако п. 8.21 Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений ТК РФ, относящихся к таможенным платежам, утверждённых распоряжением ГТК РФ от 27.11.03 № 647-р (далее – Методические указания) устанавливает правило, согласно которому, если заявление о возврате авансовых платежей не подано в установленные сроки, указанные денежные средства подлежат перечислению в федеральный бюджет. Заявление о возврате авансовых платежей должно быть подано в таможенный орган в течение трёх лет со дня внесения их в кассу или поступления на счёт таможенного органа (п. 8.13 Методических указаний). Данные правила были подтверждены письмом ФТС России от 17.04.2007 № 05-11/14254 «О зачёте авансовых платежей»:
«Принимая во внимание, что зачёт авансовых платежей в счёт уплаты таможенных пошлин, налогов может осуществляться на основании заявления или поданной таможенной декларации, в случае, если таможенная декларация подана по истечении трёх лет со дня внесения авансовых платежей в кассу или поступления на счёт таможенного органа, их зачёт в счёт уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьями 330 и 355 Таможенного кодекса не производится».
Обратимся к перспективе рассмотрения дел данной категории в судах. Анализ судебной практики показал, что при рассмотрении дел данной категории суды выносят решения как в пользу таможенных органов, так и в пользу лиц, чьи авансовые платежи были списаны в федеральный бюджет.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что авансовые платежи сами по себе являются излишне уплаченными денежными средствами, и существует судебная перспектива по признанию незаконными действия таможенных органов по списанию авансовых платежей в федеральный бюджет.