Анализ рынка "Восемь месяцев одного года"


Ситуация на российском рынке остаётся динамичной и напряжённой. Хотя бурный рост экономики с начала года несколько замедлился, нагрузка на транспорт продолжает возрастать

 

Светлана АЛЕКСЕЕВА

 

Высокий спрос + инвестиции =…

Для того чтобы понять, что происходит в нынешнем году на транспорте, небесполезно взглянуть на общую ситуацию в экономике страны. Собственно говоря, именно индекс промышленного производства и является основным фактором образования объёма грузоперевозок. Итак, летом этого года российская экономика сохраняла высокие темпы роста при их некотором замедлении в августе по сравнению маем – июлем. По оценке Минэкономразвития России, в августе 2007 г. прирост ВВП к соответствующему периоду 2006 г. составил 6,4 %, а в целом за январь – август – 7,7 % (против 6,2 % в январе – августе прошлого года). Очищенный от сезонного и календарного факторов месячный прирост ВВП оставался на высоком уровне (0,7 % в среднем за месяц в январе – августе 2007 г.). Быстрые темпы экономики обеспечивались высокими темпами роста инвестиционного спроса, строительства, уровнем потребительского спроса, при увеличении вклада импорта в удовлетворение внутреннего спроса на фоне замедления роста обрабатывающих производств и экспорта.

Прирост инвестиций в основной капитал в январе – августе 2007 г. относительно января – августа 2006 г. составил 22,1 % (в январе – августе 2006 г. соответственно 11,1 %). В августе темпы инвестиций несколько замедлились, но сохранились на высоком уровне (прирост на 18,8 %). Как и в первой половине года, рост инвестиционного спроса в августе сопровождался высокими темпами строительства (прирост в январе – августе 2007 г. на 24,4 % против 10,1 % в январе – августе 2006 г.). Сохраняются высокие темпы роста ввода общей площади жилых домов (в январе – августе 2007 г. прирост на 34,4 % к соответствующему периоду 2006 г., в том числе в августе – на 25,5 %).

В январе – августе 2007 г. сохранялись высокие темпы потребительского спроса, поддерживаемые устойчивым ростом реальных располагаемых доходов населения при опережающем росте реальной заработной платы. Относительно января – августа 2006 г. соответствующие приросты составили 12,2 и 16,7 % (против 10,9 и 12,8 % в январе – августе 2006 г.).

Прирост экспорта (в стоимостном выражении) в августе 2007 г., по оценке Минэкономразвития России, после июльского ускорения вновь оказался примерно на июньском уровне, но продолжал существенно отставать от роста в 2006 г. В целом в январе – августе 2007 г., относительно соответствующего периода прошлого года, прирост составил 9,5 % (в январе – августе 2006 г. – 29,5 %). Замедление роста экспорта в январе – августе этого года определялось снижением мировых цен на нефть и металлы.

В январе – августе 2007 г. сохранялся достигнутый во второй половине 2006 г. высокий темп роста розничной торговли – прирост оборота розничной торговли относительно января – августа 2006 г. составил 14,7 % (в январе – августе 2006 г. – 13,1 %). В августе рост торговли поддерживался устойчивым увеличением реальных денежных доходов населения, реальной заработной платы, а также высокой активностью банков на рынке потребительского кредитования.

В августе 2007 г. рост промышленного производства в сравнении с июнем – июлем заметно замедлился.

В январе – августе 2007 г., по оценке Минэкономразвития России, прирост импорта относительно января – августа 2006 г. существенно ускорился и составил 37,5 % (в январе – августе 2006 г. – 27,7 %). В январе – августе 2007 г. существенную роль в поддержке роста импорта играли как рост спроса населения, так и высокий уровень инвестиционной активности. Кроме того, рост импорта продолжал стимулироваться повышением реального курса рубля.

В августе 2007 г. инфляция на потребительском рынке снизилась до 0,1 % (в августе 2006 г. – прирост на 0,2 %) после ускорения темпов в предыдущие четыре месяца, прежде всего, за счёт существенного сезонного удешевления плодоовощной продукции. При этом продолжали нарастать темпы роста базовой инфляции – в августе прирост на 1,1 % (в июле – на 0,9 %). Это свидетельствует о сохранении высоких инфляционных рисков до конца года на фоне роста денежных доходов населения и повышения мировых цен на ряд ведущих сельскохозяйственных продуктов.

 

Таблица 1. Основные показатели развития экономики, в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

2006 г.

2007 г.

август

январь – август

август

январь – август

ВВП¹

106,9

106,2

106,4

107,7

Индекс потребительских цен, на конец периода, к декабрю предыдущего года

100,2

107,1

100,1

106,7

Индекс промышленного производства²

105,6

104,3

103,8

107,0

Индекс производства продукции сельского хозяйства

97,3

99,6

104,6

104,7

Инвестиции в основной капитал

113,7

111,1

118,8

122,1

Объёмы работ по виду деятельности «строительство»

112,4

110,1

119,8

124,4

Реальные располагаемые денежные доходы населения

116,2

110,9

112,5

112,2

Реальная заработная плата

113,9

112,8

114,43³

116,73³

Оборот розничной торговли

115,3

113,1

116,0

114,7

Объем платных услуг населению

107,5

107,6

107,5

107,6

Экспорт товаров

130,5

129,5

106,01³

109,51³

Импорт товаров

134,5

127,7

137,31³

137,51³

¹Оценка Минэкономразвития России.

²Агрегированный индекс производства по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "производство и распределение электроэнергии, газа и воды", с учётом поправки на неформальную деятельность.

³Предварительные данные.

 

В августе 2007 г. темпы прироста ВВП в сравнении с июнем и июлем несколько замедлились, но сохранялись на высоком уровне и составили относительно августа 2006 г., по оценке Минэкономразвития России, 6,4 %. Относительно января – августа 2006 г. прирост составил 7,7 %, что заметно выше прироста в январе – августе 2006 г. (6,2 %).

 


Динамика ВВП с исключением сезонной и календарной составляющих (2) и без исключения (1), (январь 1995 г. (2) – 100 %)

 

 

Рост грузооборота замедлился

По предварительным данным Федеральной службы государственной статистики, в январе – августе 2007 г. объём перевозок грузов с учётом работы транспорта отраслей народного хозяйства и трубопроводного составил порядка 6113 млн т (100,1 % к уровню аналогичного периода 2006 г.), а грузооборот – 3236 млрд ткм (102,4 %). Рост объёма промышленного производства, являющийся основным фактором роста объёма грузоперевозок, за восемь месяцев текущего года по сравнению с этим же периодом 2006 г. составил 107 % (в январе – августе 2006 г. – на 4,3 %). В августе 2007 г. замедление прироста промышленного производства до 3,8 % в основном обусловлено замедлением роста обрабатывающих производств (прирост 5,5 % против 12,5 % в июле 2007 г.). Прирост объёмов добычи полезных ископаемых в январе – августе 2007 г. составил 2,4 % относительно соответствующего периода 2006 г. Это практически соответствует приросту в январе – августе 2006 г. В секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды в мае – августе 2007 г. наблюдались положительные темпы роста, но они не смогли компенсировать спад в начале года, и общий прирост за январь – август остался отрицательным (- 2,7 %).

В составе обрабатывающих производств в январе – августе сохранялся устойчивый рост производства основных видов продукции для строительства. Так, увеличение производства строительного стекла к январю – августу 2006 г. составило 41,9 %, цемента – 14 %, конструкций и изделий сборных железобетонных – 16,4 %, плитки керамической облицовочной – 8,4 %, производства готовых металлических изделий – 5,9 %. Выросло производство машин и оборудования, используемых в жилищном и дорожном строительстве: бульдозеров (на 56 %), кранов (башенных – на 35,2 %, на автомобильном ходу – на 29,5 %), лифтов (на 24,2 %), экскаваторов (на 24,9 %). Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования увеличилось на 17,1 %, транспортных средств и оборудования – на 16,2 %, легковых автомобилей – на 10,2 %.

Нестабильная и замедляющаяся динамика секторов, ориентированных на конечный спрос, во многом вызвана опережающим ростом импорта.

Объём коммерческих перевозок грузов, выполняемых всеми видами транспорта (без трубопроводного), в январе – августе 2007 г. составил 2190 млн т (100,3 %), а коммерческий грузооборот – 1520,5 млрд ткм (107,5 %).

 

 

За январь – август текущего года темп роста объёма коммерческих перевозок грузов составил на железнодорожном транспорте 102,9 %, внутреннем водном – 119,6 %, морском транспорте – 107,6 % к уровню января – августа 2006 г.

 

 

На железнодорожном транспорте объём перевозок за январь – август 2007 г. составил 884,2 млн т.

 

 

 

С начала года увеличились темпы объёма погрузки большинства важнейших видов грузов на железнодорожном транспорте: зерна и продуктов перемола (115,4 % к уровню января – августа 2006 г.), кокса (115,3 %), цемента (114 %), черных металлов (106 %), химических и минеральных удобрений (105,3 %), лома чёрных металлов (104,9 %), нефти и нефтепродуктов (103,2 %), руды цветной (103,1 %), лесных грузов (103 %), руды железной и марганцевой (102,1 %). Комбикормов, каменного угля и строительных грузов перевезено соответственно 99,8, 99 и 98,5 %. Импортных грузов перевезено 129,2 % к уровню восьми месяцев 2006 г.

 

Перевозки пассажиров: авиаторы «уходят в отрыв»

Пассажирооборот всеми видами транспорта общего пользования за январь – август текущего года, по предварительным данным Росстата, составил 294,148 млрд пасс.-км или 102,1 % к уровню января – августа 2006 г.

Рост пассажирооборота за восемь месяцев этого года наблюдался лишь на воздушном транспорте (116 % к уровню аналогичного периода 2006 г.). Это связано с ростом реально располагаемых доходов населения (112,2 %), а также с ростом деловой активности.

По предварительным данным Росстата, за восемь месяцев 2007 г. на железнодорожном транспорте пассажирооборот составил 99,9 % по отношению к аналогичному периоду прошлого года. При этом падение темпов наблюдается в течение всего года. На автотранспорте пассажирооборот составил 96,1 % к уровню восьми месяцев 2006 г.

 

 

Тенденции в изменении структуры пассажирооборота сохранились: доля железнодорожного транспорта (по итогам восьми месяцев это 42 % от общего пассажирооборота) сокращается (аналогичный показатель прошлого года – 42,9 %). Часть автотранспорта также уменьшается (с 35,1 до 33 %). Доля воздушного транспорта продолжает расти (за январь – август текущего года она составила 24,8 %, тогда как за аналогичный период прошлого года – 21,9 %). В августе более 31 % пассажирооборота пришлось на воздушный транспорт.

Пожалуй, важнейшими причинами того, что автоперевозчики сдают свои позиции на рынке перевозки пассажиров, являются состояние автодорог и критическая нехватка современного комфортабельного подвижного состава.

 

Грузи больше – вези дальше

По оценке Минэкономразвития России, в январе – августе 2007 г. грузооборот увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 18,8 % (в январе – августе 2006 г. – на 28,9 %), в том числе со странами дальнего зарубежья – на 17,5 % (30,1 %), со странами СНГ – на 26,3 % (22,1 %).

 

Внешняя торговля Российской Федерации (в январе – августе 2005 – 2007 гг., млрд долларов)

 

 

В общем объёме товарооборота на долю экспорта приходилось 61,7 %, импорта – 38,3 %. Это предопределило замедление темпов роста товарооборота России в результате существенного снижения темпов роста экспорта (109,5 %). Однако высокие темпы роста импорта (137,5 %) предотвратили резкое замедление роста внешней торговли страны.

Сокращение положительного сальдо торгового баланса на 17,9 % в январе – августе 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло за счёт опережающих темпов роста импорта над темпами роста экспорта. При этом со странами дальнего зарубежья сальдо торгового баланса снизилось на 20,8 %, со странами СНГ – увеличилось на 2 %.

 

Динамика внешней торговли РФ в 2005 – 2007 гг., в % нарастающим итогом

 

 

 

Среди важнейших товаров импорта в первом полугодии 2007 г. значительно увеличился ввоз легковых автомобилей, доля которых в общем объёме импорта составила 10,7 против 8,9 % годом раньше, чёрных металлов, грузовых автомобилей, труб, мяса, напитков и одежды. За этот период среди важнейших товаров импорта сократился ввоз медикаментов (по стоимости).

В географической структуре внешней торговли России важнейшее место занимает Евросоюз. На его долю в январе – июле 2007 г. приходилось 51,8 % российского товарооборота (в январе – июле 2006 г. – 55,8 %), на страны СНГ – 15,3 % (14,5 %), на страны АТЭС – 18,8 % (16,3 %).

 

Внешняя торговля РФ со странами – основными торговыми партнёрами в январе – июле 2007 г. (по данным таможенной статистики) 

 

Страна

Доля стран в товарообороте, %

Темпы роста, %

 

2006 г.

2007 г.

Весь мир

100,0

100,0

120,9

Германия

9,9

9,4

114,2

Италия

7,4

6,5

106,9

Нидерланды

8,9

8,3

112,5

Польша

3,5

3,3

112,2

Финляндия

3,1

2,7

106,9

Соединённые Штаты

3,4

3,2

113,8

Япония

2,6

3,5

162,9

Китай

5,9

7,0

142,6

Республика Корея

2,2

2,7

145,3

Индия

0,7

0,9

139,5

Турция

3,8

4,1

130,0

Страны СНГ

14,5

15,3

128,1

Беларусь

4,6

4,7

122,1

Казахстан

2,7

3,2

140,2

Украина

5,5

5,7

125,2

 

Изменение географической структуры внешней торговли РФ в январе – июле 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года произошло за счёт увеличения доли стран Азии в общем объёме товарооборота: Китая (с 5,9 до 7 %), Японии (с 2,6 до 3,5 %), Республики Кореи (с 2,2 до 2,7 %).

В январе – июле 2007 г. наблюдалось снижение доли в товарообороте России с европейскими странами: с Германией (с 9,9 до 9,4 %), с Нидерландами (с 8,9 до 8,3 %) и Италией (с 7,4 до 6,5 %).

Произошло увеличение внешней торговли со странами СНГ: с Казахстаном (с 2,7 до 3,2 %), с Украиной (с 5,5 до 5,7 %) и Беларусью (с 4,6 до 4,7 %). Это связано как с ростом экспорта, так и импорта.

Таким образом, наиболее динамично развивалась внешняя торговля с азиатскими странами и основными торговыми партнёрами из стран СНГ.

 

Товарооборот РФ с основными торговыми партнёрами в январе – июле 2007 г., млрд долларов 

 

Внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья в январе – июле 2007 г. составил 255,9 млрд долларов и относительно аналогичного периода 2006 г. вырос на 17,8 %. При этом экспорт увеличился на 8,2 %, импорт – на 37,4 %. Сальдо торгового баланса сложилось положительное и составило 60,7 млрд долларов. Однако в результате того, что рост стоимостных объёмов российского импорта превзошёл рост экспорта, сальдо торгового баланса в январе – июле 2007 г. уменьшилось на 19,3 %. На долю стран дальнего зарубежья в январе – июле 2007 г. пришлось 84,8 % внешнеторгового оборота России, в том числе – 84,7 % экспорта и 85 % импорта.

 

Индексы внешней торговли РФ со странами дальнего зарубежья в первом полугодии 2007 г. (по данным таможенной статистики) 

Код ТНВЭД

Наименование товара

Индексы (I полугодие 2006 г. = 100)

 

ЭКСПОРТ

 

 

ИМПОРТ

 

стоимости

физич. объёма

цен

стоимости

физич. объёма

цен

 

ВСЕГО*

107,0

101,1

105,5

150,1

144,9

103,5

01-24

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (кроме текстильного)

169,9

127,5

133,3

140,7

124,4

113,1

27

Топливно-энергетические товары

98,9

99,1

99,8

148,2

123,6

119,9

28-40

Продукция химической промышленности, каучук

120,4

106,1

113,5

121,8

128,1

95,1

44-49

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

129,2

103,0

125,4

130,3

123,1

105,9

72-83

Металлы и изделия из них

134,7

107,5

125,3

185,3

172,0

107,7

84-90

Машины, оборудование и транспортные средства

106,7

107,2

99,5

159,1

155,7

102,2

*По изменённым данным ФТС России.

 

В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья в январе – июле 2007 г. (по данным таможенной статистики), по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, сократился удельный вес основной экспортной группы – топливно-энергетических товаров. В то же время удельный вес металлов и изделий из них увеличился.

Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) в страны дальнего зарубежья вырос в январе – июле 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. более чем в полтора раза, поскольку увеличился экспорт важнейшего товара этой группы – пшеницы – более чем в два раза в стоимостном выражении, при росте цен и физических объёмов на 55,4 и 30,1 % соответственно.

Экспорт продукции химической промышленности и каучука в январе – июле 2007 г. вырос по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. на 22,6 %. Это связанно с ростом стоимостных объёмов минеральных удобрений, метанола и каучука синтетического соответственно на 36,2, 50,2 и 9,9 %.

Экспорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий увеличился на 30,2 % в основном за счёт повышения стоимости экспорта основных товаров этой группы – обработанных и необработанных лесоматериалов, составляющих около 70 % всего стоимостного объёма экспорта этой группы.

Экспорт металлов, драгоценных камней и изделий из них в январе – июле 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. увеличился на 25,9 %. Росту экспорта этой группы способствовало увеличение экспорта чёрных металлов, никеля необработанного и алюминия необработанного, составляющих 82,4 % в этой группе товаров. Причём чёрные металлы «выросли» на 17,1 % только за счёт роста цен, никель необработанный – более чем в два раза так же за счёт роста цен, а алюминий необработанный – на 41,4 % как за счёт роста цен, так и за счёт роста физических объёмов.

Экспорт машин, оборудования и транспортных средств в январе – июле 2007 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 12,6 %.

Товарная структура импорта России из стран дальнего зарубежья не претерпела значительных изменений. Преобладает ввоз машин, оборудования и транспортных средств, причём доля этих товаров в общем объёме импорта продолжала расти. Увеличился также ввоз продукции химической промышленности и каучука, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) несмотря на некоторое уменьшение доли этих групп в товарной структуре. Это означает, что основу импорта России продолжают составлять машины.

Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) в январе – июле 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вырос на 38,7 %. Рост импорта этих товаров в основном произошёл за счёт увеличения стоимости основных товаров этой группы. На 45 % увеличился импорт мяса, рыбы – на 51,8 %, цитрусовых – на 38,7 % и напитков алкогольных и безалкогольных – почти в 2,5 раза.

 

Изменение структуры импорта РФ из стран дальнего зарубежья (по данным таможенной статистики)

 

Внешняя торговля РФ со странами дальнего зарубежья (в январе – июле 2007 г.), млрд долларов

 

Основными внешнеторговыми партнёрами России среди стран-членов Евросоюза остаются Германия, Нидерланды и Италия. На их долю приходится 46,8 % внешнеторгового оборота с данной группой стран или 28,6 % внешнеторгового оборота дальнего зарубежья.

Наиболее важными внешнеторговыми партнёрами России среди стран АТЭС являются Китай, Япония, США и Республика Корея. На их долю приходится 87,5 % внешнеторгового оборота с данной группой стран или 19,4 % внешнеторгового оборота дальнего зарубежья.

Значительное преобладание российского экспорта над импортом характерно для торговли с Нидерландами, Италией, где доля экспорта в обороте составляла в январе – июле 2007 г. 91,7 и 76,6 % соответственно. Такие же пропорции в российском товарообороте были характерны для торговли с Польшей, Финляндией, Индией и Турцией. Почти равные пропорции между экспортом и импортом сложились в товарообороте России и Германии, а также США.

Товарооборот России с другими странами СНГ в январе – июле 2007 г. (по методологии платёжного баланса) составил 46 млрд долларов. Это выше уровня января – июля 2006 г. на 27,4 %. Доля региона в общем товарообороте возросла с 14,2 до 15,2 %. Экспорт России в другие страны СНГ увеличился на 21,8 % (до 28,7 млрд долларов), импорт – на 37,8 % (до 17,3 млрд долларов). Доля региона в общем экспорте возросла с 13,9 до 15,3 %, в импорте не изменилась – 15 %. Положительное сальдо торговли России с другими странами СНГ увеличилось до 11,4 млрд долларов.

В структуре экспорта в страны СНГ в январе – июле 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года продолжала снижаться доля топливно-энергетических товаров в результате снижения физических объёмов экспорта нефти и газа – основных товаров, составляющих 77 % стоимости товаров этой группы.

Вместе с тем, увеличился удельный вес машин, оборудования и транспортных средств. В целом экспорт этой группы товаров в стоимостном выражении вырос на 28,9 %, в том числе легковых автомобилей – на 29,3 %, грузовых – на 50,1 %.

Экспорт металлов и изделий из них увеличился в январе – июле 2007 г. на 44,2 %. Экспорт чёрных металлов, составляющий 53,7 % в этой группе в стоимостном выражении, вырос почти в полтора раза (за счёт увеличения как физических объёмов, так и цен). На рост экспорта этой группы отчасти повлиял значительный рост экспорта цветных металлов: меди – почти в 3,5 раза (за счёт опережающего роста физических объёмов), никеля – более чем в три раза (за счёт роста цен), алюминия – на 74,3 % (за счёт роста физических объёмов).

В товарной структуре импорта России из других стран СНГ в январе – июле 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года продолжал увеличиваться удельный вес машин, оборудования и транспортных средств, металлов и изделий из них.

Импорт машин, оборудования и транспортных средств увеличился почти в полтора раза, в том числе за счёт роста физических объёмов и цен на легковые и грузовые автомобили.

Импорт металлов и изделий из них увеличился на 80,8 %. Это было обусловлено ростом импорта чёрных металлов и труб на 92,5 и 80,8 % соответственно, при значительном росте физических объёмов и цен.

Снизилась доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), текстиля, текстильных изделий и продукции химической промышленности.

Импорт продовольственных товаров вырос на 13 %. В то же время по основным товарам, составляющим около 26,1 % в этой группе, наблюдалось снижение стоимости. Так, снизился импорт мяса птицы на 33,1 %, зерновых культур – на 50,8 % , напитков алкогольных и безалкогольных – на 7,8 %, молока и сливок сгущённых – на 16,3 %, масла сливочного – на 6 %, сахара белого – на 28,9 % (за счёт значительного снижения физических объёмов).

Основными торговыми партнёрами России среди других стран СНГ продолжают оставаться Украина, Беларусь и Казахстан. На их долю в январе – июле 2007 г. приходилось 13,6 % внешней торговли.

 

Внешняя торговля РФ с другими странами СНГ (в январе – июле 2007 г.), млрд долларов 

 

 

Среди этих стран первое место занимает Украина, доля которой составляет (5,7 %). Часть Беларуси во внешней торговле с Россией составила 4,7 %. Вместе с тем динамично продолжают развиваться торговые связи с Казахстаном. Так, доля в товарообороте с Россией увеличилась (с 2,7 до 3,2 %) как за счёт роста экспорта, так и импорта.

 

Подвижной состав: как обновляться?

Производство ТС и оборудования в январе – августе 2007 г. увеличилось на 16,2 % по отношению к аналогичному периоду 2006 г.

 

 

Сохраняется тенденция увеличения объёмов производства магистральных тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов (на 81, 20,2 и 9 % соответственно). Это связано с ростом спроса со стороны ОАО «РЖД» и независимых перевозчиков на подвижной состав вследствие роста объёмов инвестиций на закупки техники, обусловленного необходимостью модернизации существующего парка. При этом отмечается увеличение объёмов проводимого потребителями железнодорожной техники капитального ремонта и модернизации подвижного состава. Это может негативно отразиться на объёмах производства в ближайшей перспективе.

Производство легковых автомобилей в январе – августе 2007 г. увеличилось на 10,2 %. Это обусловлено, в основном, увеличением производства на сборочных предприятиях (СП). Указанная динамика объясняется ростом спроса, связанного с увеличением реальных доходов населения и развитием системы кредитования. При этом увеличение спроса приводит как к росту производства российских автомобилей (в основном на СП), так и к росту объёмов импортируемой техники. При этом необходимо отметить продолжающееся сокращение уровня ценовой конкурентоспособности российских автомобилей. Это приводит к опережающему росту продаж машин, произведённых на СП, и импортной автотехники.

 

В январе – августе 2007 г. производство грузовых автомобилей увеличилось на 16,7 %, что обусловлено ростом платёжеспособного спроса со стороны транспортных и строительных организаций (производство автобусов за этот же период сократилось на 7,2 %).

 

Индекс производства резиновых и пластмассовых изделий в августе 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. составил 126,7 %, в январе – августе 2007 г. – 121,8 %.

 

Выпуск автомобильных шин в январе – августе 2007 г.

Наименование продукции

2006 г.

2007 г.

2007 г. к 2006 г., в %

январь – август

в том числе август

январь – август

в том числе август

январь – август

в том числе август

Шины для грузовых автомобилей, тыс. штук

7077

983

7583

1089

107,1

110,9

Шины для легковых автомобилей, тыс. штук

18008

2406

19138

2700

106,3

111,8

 

В январе – августе 2007 г. по сравнению с январём – августом 2006 г. производство шин для легковых автомобилей увеличилось на 6,3 %, а для грузовых – на 7,1 %.

Индекс производства нефтепродуктов в январе – августе 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 103,6 %, в том числе в августе – 101,9 %.

В январе – августе 2007 г. на российских НПЗ переработано 151,4 млн т нефтяного сырья, или 105 % к январю – августу 2006 г.

Такая положительная динамика по-прежнему объясняется благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и ростом добычи нефти.

Доля переработки нефти в объёме её добычи увеличилась до 46,4 % (в январе – августе 2006 г. – 45,3 %).

За указанный период произведено автомобильного бензина 23,5 млн т, или 104,9 % к соответствующему периоду 2006 г., дизельного топлива – 44 млн т (104,4 %), топочного мазута – 40,6 млн т (105,3 %).

Глубина переработки нефтяного сырья в январе – августе 2007 г. составила 72,1 % (в январе – августе 2006 г. – 72,2 %). Относительно низкая глубина переработки, как и прежде, обусловлена недостаточным использованием углубляющих схем переработки мазута.

 

 

 

 

 

2006 г.

2007 г.

2007 г. к 2006 г., %

январь – август

в том числе август

январь –  август

в том числе август

январь –  август

в том числе август

Первичная переработка нефти, млн т

144

19,0

151

19,7

105,0

103,8

ПРОИЗВОДСТВО НЕФТЕПРОДУКТОВ

Автомобильный бензин, млн т

% выхода

22,4

15,5

3,1

16,5

23,5

15,5

3,1

15,8

104,9

99,9

Дизельное топливо, млн т

% выхода

42,1

29,2

5,6

29,2

44,0

29,1

5,8

29,2

104,4

103,9

Мазут топочный, млн т

% выхода

38,5

26,7

4,8

25,2

40,6

26,8

5,0

25,2

105,3

103,8

Переработка нефти по основным нефтегазовым компаниям характеризуется следующими показателями:

                                                             млн т

 

январь – август

2006 г.

январь – август

2007 г.

январь – август 2007 г. в %

к январю – августу 2006 г.

Московский НПЗ

ОАО «НК «Лукойл»

ОАО «НК «Роснефть» (вкл. ОАО «НК «Юкос»)

ОАО «НК «ТНК-ВР»

ОАО «Газпром нефть»

ОАО «НК «Сургутнефтегаз»

Хабаровский НПЗ

Салаватнефтеоргсинтез

ОАО «НГК «Славнефть»

НК «Башнефтехим»

ОАО «Газпром»

ОАО «Татнефть»

6,2

25,4

 

29,9

14,3

10,9

12,9

2,13

4,44

8,7

12,7

4,2

0,15

6,9

27,8

 

32,3

14,6

11,1

13,0

2,14

4,41

8,5

12,3

3,9

0,13

110,4

109,8

 

107,9

102,3

102,1

100,6

100,5

99,3

97,4

96,8

92,8

86,7

 

Темпы роста объёмов переработки нефти выше средневзвешенного по России сохраняют Московский НПЗ, ОАО «НК «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть» (включая ОАО «НК «Юкос»). Лидером по объёмам переработки является ОАО «НК «Роснефть» (вкл. ОАО «НК «Юкос»).

В структуре выпуска наблюдается высокая доля мазута и дизельного топлива, предложения на которые превышают спрос внутреннего рынка. В результате эти нефтепродукты экспортируются как топливо и сырьё для дальнейшей переработки.

В январе – августе 2007 г. на внутренний рынок нефтеперерабатывающими предприятиями, по данным Росстата, отгружено 19,3 млн т автобензина (103,9 % к январю – августу 2006 г.), 22,4 млн т дизельного топлива (103,4 %), и 14,4 млн т мазута топочного (91,2 %).

 

Что почём?

По расчётам Минэкономразвития, за август (август к июлю текущего года) реальное укрепление рубля к евро составило 0,4 %, к английскому фунту стерлингов – около 0,8 %, реальный курс к доллару не изменился. В целом за январь – август (август к декабрю 2006 г.) укрепление рубля к доллару в реальном выражении составило 6,3 %, к евро – 4,9 %, фунту стерлингов – 7 %. Укрепление реального эффективного курса рубля за август оценивается в 0,1 %, а в целом за январь – август – в 4 %.


По состоянию на конец августа текущего года курс доллара в реальном выражении составил 121,4 % от предкризисного уровня (июля 1998 г.), курс евро – 104,1 %, реального эффективного курса – 106,3 %.

На непродовольственные товары в августе прирост цен составил 0,6 % (год назад – 0,8 %). С начала года цены в среднем выросли на 3,2 против 3,5 % год назад. Умеренная динамика цен отчасти объясняется продолжающимся укреплением национальной валюты. Это положительно сказывается как на ценах импорта, так и на ценовой политике российских производителей.

 

Динамика цен на основные виды непродовольственных товаров

 

 

Разумеется, одна из главных составляющих в ценообразовании транспортной работы – цены на дизельное и другие виды топлива. Поэтому неудивительно, что в последние годы всё внимание пристально приковано к этой теме.

Динамика мировых цен на нефть в августе была подвержена колебаниям. Они росли из-за погодного фактора, связанного с началом ураганов. Позже основной причиной падения цен на нефть явилась нестабильность финансовых рынков.

В начале августа цены на нефть достигли исторического максимума, но затем они опустились ниже 69 долларов за баррель несмотря на сокращение запасов сырой нефти, а также незначительное ухудшение погодных условий (ураган Дин не нанёс урона американским нефтепромыслам), поскольку падение цен на бензин и рост загруженности нефтеперерабатывающих мощностей в США повлияли на рынок сильнее.

В конце августа цена на нефть превысила 70 долларов за баррель. Возобновившийся рост цен во многом был обусловлен существенным сокращением в США коммерческих запасов сырой нефти, а также прогнозом формирования в Атлантике новых ураганов и их прохождения через районы нефте- и газодобычи в Мексиканском заливе.

Более того, причиной роста цен на нефть стали сбои в работе ряда крупных нефтеперерабатывающих предприятий США. Хотя рынок нефти к осени слабее реагировал на динамику цен на бензин. Тем не менее, их рост, вызванный опасениями по поводу сокращения нефтепереработки, способствовал повышению цены на сырую нефть в рамках общего удорожания энергоносителей.

В августе 2007 г. средняя мировая цена на нефть сорта Urals составила 69 долларов за баррель, сократившись на 7,1 % по сравнению с июлем 2007 г. и увеличившись на 0,4 % по сравнению с августом 2006 г.

 

Динамика мировых цен на нефть (долларов за баррель)

 

 

 

Тем не менее, в России, благодаря воздействию ряда экономических и административных рычагов (в предыдущих номерах «АП» об этом писалось немало), ситуация на рынке автомобильного топлива остаётся более стабильной.

За последние месяцы автотоплива подорожали незначительно – за месяц – на 1,3 % (в августе 2006 г. – на 5,4 %) несмотря на высокий сезонный спрос. За период с апреля цены выросли на 3 % (по отношению к декабрю 2006 г. – на 2,1 против 9,3 % год назад). Если сравнивать с изменением мировых цен на углеводородное топливо, такую динамику цен можно считать весьма символической – она не покрывает даже уровня инфляции.

 

Динамика и уровень цен на дизельное топливо и бензин

 

 

На платные услуги населению прирост тарифов в августе 2007 г. составил 0,5 %, а с начала года – 11,1 % (год назад – 11,5 %).

Продолжали повышаться тарифы на услуги пассажирского транспорта – прирост на 0,9 %, с начала года – на 14,4 против 13,6 % год назад, за счёт значительного ускорения темпов роста тарифов на услуги пассажирского железнодорожного транспорта по сравнению с прошлым годом. В августе услуги железнодорожного транспорта подорожали на 2,9 % (преимущественно в поездах дальнего следования), за период с начала года прирост тарифов достиг 31 % (год назад – 21,2 %).

В августе 2007 г. прирост цен производителей промышленных товаров составил в среднем 2,1 %. За январь – август 2007 г. цены в среднем выросли на 17,7 % (год назад – на 13,7 %).

 

Динамика цен по основным видам экономической деятельности

 

 

Среди товаров, динамика стоимости которых формируется в зависимости от мировых цен, в августе цены на добытую нефть, продаваемую на рынке (за исключением внутрикорпоративных цен), выросли на 6,2 %, а за период с апреля – на 59,1 %, вслед за ростом цен на мировых рынках в феврале – июле (примерно на 45 %).

Также продолжился ускоренный рост цен на ряд инвестиционных товаров в машиностроительной продукции и чёрной металлургии. В производстве машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства цены с начала года выросли на 11,7 % (в 2006 г. – на 2,7 %), подъёмно-транспортного оборудования – на 12 % (10,6 %), оборудование для электроэнергетики (двигатели и турбины, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных двигателей) подорожало на 15,2 % (за 2006 г. – 19,8 %) в связи с реализацией инвестиционных программ субъектами естественных монополий.

В целом в производстве машин и оборудования прирост цен за январь – август 2007 г. ниже – 9,2 % (6,7 % год назад). В производстве автомобилей прирост цен умеренный – на 4,8 %, сдерживаемый расширением производства предприятиями с иностранным капиталом и ростом импорта автомобилей. Поэтому в производстве частей и принадлежностей для машин и их двигателей рост цен ещё ниже – на 3 %, а резиновых шин, покрышек и камер выше – на 7,6 % в связи с ростом спроса из-за увеличения автопарка.

Цены на нефтепродукты в августе в среднем выросли на 3,1 % (в июле – на 3 %). Среди них подорожал бензин автомобильный – на 1,5 %, с начала года – прирост на 17,5 % (а за годовой период – на 3,6 %). Более высокими темпами растут цены на мазут топочный – в августе – на 4,1 %, с начала года – на 30,2 % (по отношению к августу 2006 г. – на 2,1 %). Это обусловлено отставанием внутренних цен от мировых и растущим внешним спросом на мазут (реализация мазута на внутреннем рынке в первом полугодии 2007 г. сократилась на 7,7 % по сравнению с первым полугодием 2006 г.). На дизельное топливо рост цен более умеренный – в августе – прирост на 1,9 %, за период с начала года – на 6,3 % (за годовой период – снижение на 7,3 %). При этом реализация на внутреннем рынке выросла на 19,9 % за первое полугодие 2007 г.

В среднем тарифы на перевозки грузов всеми видами транспорта (без трубопроводного) за январь – август 2007 г. выросли на 7,4 % (год назад – на 8,5 %). На автотранспорте тарифы увеличились на 6,7 % (5,3 %) в связи со снижением конкуренции со стороны железнодорожного транспорта, тарифы на котором на перевозки грузов в январе 2007 г. были увеличены на 8 % (в 2006 г. – на 7,5 %).

В июле 2007 г. по большинству видов экономической деятельности наблюдались высокие темпы роста заработной платы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Наиболее высокие темпы роста отмечались в сельском хозяйстве (132,2 %), производстве кокса и нефтепродуктов (132,1 %), производстве машин и оборудования (131,8 %), добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (131 %).

Инфляция на потребительском рынке

 

Кадры решают всё…

Всё острее перед транспортными компаниями стоит кадровая проблема. Увеличение объёма перевозочной работы требует всё большего количества специалистов самого разного уровня – от водителей до менеджеров высшего звена. Однако всё острее становится дефицит кадров. И при этом всё выше их требования по заработной плате. По оценке Росстата, численность экономически активного населения к концу августа текущего года составила 75,3 млн человек, или около 53 % от общей численности населения. Согласно данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, в августе 2007 г. по сравнению с августом 2006 г. численность занятых в экономике увеличилась на 1 млн человек и составила 71 млн человек. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних предприятиях и организациях (54,3 % общей численности занятых).

Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, в августе 2007 г. составила 4,3 млн человек, или 5,7 % экономически активного населения. По сравнению с августом 2006 г. общая численность безработных уменьшилась на 600 тыс. человек.

Количество официально зарегистрированных безработных в августе 2007 г. по сравнению с августом 2006 г. уменьшилась на 253 тыс. человек и составила 1,45 млн человек, или 1,93 % экономически активного населения.

Коэффициент напряжённости (численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, в расчёте на одну вакансию) по сравнению с августом 2006 г. уменьшился с 1,7 до 1,2 в августе текущего года. Потребность в работниках, только заявленная работодателями в государственные учреждения службы занятости населения, увеличилась в конце августа 2007 г. по сравнению с августом прошлого года на 264,6 тыс. человек. Число вакансий в конце июля текущего года составило 1417,6 тыс. человек.

Среднемесячная начисленная заработная плата, по предварительным данным Росстата, в августе 2007 г. составила 13410 рублей и возросла по сравнению с августом 2006 г. на 24,2 %. Реальная заработная плата за январь – август текущего года относительно того же периода 2006 г. составила 116,7 %.

 

 

В июле 2007 г. по большинству видов экономической деятельности наблюдались высокие темпы роста заработной платы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Наиболее высокие темпы роста отмечались в сельском хозяйстве (132,2 %), производстве кокса и нефтепродуктов (132,1 %), машин и оборудования (131,8 %), добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (131 %).

Наиболее низкие темпы роста заработной платы – по таким видам экономической деятельности, как транспорт (108,2 %) и рыбоводство (112,3 %). Продолжает оставаться высокой дифференциация среднемесячной заработной платы в различных секторах экономики.

Среди отраслей реального сектора экономики наиболее высокий уровень заработной платы в январе – июле 2007 г. отмечался в финансовой деятельности – 33928 рублей (превышение общероссийского уровня в 2,7 раза), добыче топливно-энергетических полезных ископаемых – 31110 рублей (в 2,5 раза), транспортировании по трубопроводам – 28437 рублей (в 2,3 раза), в производстве кокса и нефтепродуктов – 26945 рублей (в 2,1 раза). Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы по-прежнему сохраняется в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 5436 рублей (43 % от общероссийского уровня), в текстильном и швейном производстве – 5936 рублей (47 %), производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви – 6622 рубля (53 %).

Отмеченные диспропорции в оплате труда способствуют возникновению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в большинстве отраслей промышленности. Такая ситуация, по оценке специалистов, в перспективе может создать препятствия для дальнейшего экономического роста, затруднить выполнение задачи диверсификации экономики и повышения её эффективности.

В 2007 г. ухудшилось соотношение темпов прироста реальной заработной платы и производительности труда в промышленности. Если в январе – июле 2006 г. они составляли 10,6 и 6,8 % соответственно, то в январе – июле 2007 г. – 15 и 7,1 %.

Усилился разрыв в опережении темпов роста заработной платы на фоне замедления роста производительности труда в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий, в текстильном и швейном производстве.

В то же время в таких видах промышленной деятельности, как производство машин и оборудования, химическое производство, производство ТС и оборудования наблюдается опережение темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы.

В целом за рассматриваемый период численность работников во всех видах промышленной деятельности увеличилась на 0,5 %.

 

Как развиваться?

Рост инвестиций за первое полугодие 2007 г. обеспечивался в первую очередь за счёт увеличения капитальных вложений в добывающий и энергетический сектор, АПК, недвижимость и социальный сектор.

 

 

 

В структуре инвестиций увеличилась доля капиталовложений в добычу полезных ископаемых до 20,4 % (против 19,5 % в 2006 г.). При этом рост в большей степени обеспечивался за счёт увеличения объёма инвестиционных ресурсов в добычу полезных ископаемых, не относящихся к топливно-энергетическим (за указанный период рост инвестиций составил 42,1 %). Повысился удельный вес инвестиций в производство и распределение электроэнергии, газа и воды – до 6,9 %.

Рост инвестиционных ресурсов в АПК обеспечивался преимущественно за счёт увеличения капиталовложений в растениеводство и животноводство (рост инвестиций составил соответственно 33,7 и 80,3 %).

В социальном секторе повышенная инвестиционная активность наблюдалась в дошкольном и начальном общем образовании, среднем и высшем профессиональном образовании. Общий рост инвестиций по виду деятельности «Образование» за первое полугодие 2007 г. составил более 50 %.

Вместе с тем, появилась негативная тенденция сокращения доли обрабатывающих производств, а также транспорта и связи в общем объёме инвестиций в основной капитал до 17,5 и 23,3 % соответственно. В инвестициях в России транспорт, как видно, не числится среди приоритетов…

 

В материале использованы данные Росстата, Минэкономразвития, ГТК РФ.