Бизнес-практика "«ТЭК-Навигатор» держит курс"


 

Александр ЛУЦЕВИЧ

Фото Андрея МАХОТИНА

 

Удержаться на плаву в непредсказуемых условиях рынка международных транспортных услуг – дело непростое. Штиль стабильных фрахтов и налаженных маршрутов в миг могут нарушить шквалы экономических потрясений. За тринадцать лет группа компаний «ТЭК-Навигатор» не только удержала штурвал в различных перипетиях, но и чётко вычислила пути следования своих сухопутных судов – большегрузных автомобилей – и определила местоположение на просторах рынка доставки грузов.

 


История компании началась с покупки в 1994 г. СуперМАЗа с тентовым полуприцепом объёмом 82 м³. Перевозили грузы по России и СНГ, прокладывали пути в Европу.

Через четыре года ООО «ТЭК-Навигатор» стало действительным членом АСМАП. К 1999 г. в автопарке насчитывалось более десятка большегрузных сцепок.

По мере развития в компании понимали, что на экологически «грязных» и экономически малорентабельных грузовиках белорусского производства далеко не уедешь. В 2001 г. были закуплены 12 автопоездов Renault объёмом 120 м³, а через год в ряд с ними встали ещё 26 аналогичных машин.

Сегодня автопоезда с логотипом «Navigator (international transport expedition)» доставляют грузы из Скандинавии и Великобритании, между государствами Западной и Восточной Европы, странами СНГ, а также внутри России.


 

 

Воспользовавшись Интернет-ресурсами для предварительного ознакомления с деятельностью компании, мы натолкнулись на сайт по международным перевозкам, где представлены «паспорта надёжности» различных транспортных фирм. «ТЭК-Навигатор» удостоен оценки «отлично». Подстать и отзывы тех, кто доверил этой компании комплексную обработку и доставку своих грузов: «Хорошие ставки. Приятно работать с людьми, которые выполняют договорные обязательства, а также никогда не уходят в сторону при решении проблем, выходящих за пределы договора. Надеемся на дальнейшее сотрудничество». А в довершение – ободряющие пожелания: «Успехов вам! Так держать!».

По этому поводу вице-президент компании «ТЭК-Навигатор» Владимир Потапцев, с которым мы встретились для беседы, заметил:

– С годами у нас сложилась сплочённая команда профессионалов – менеджеров, экономистов, водителей и специалистов других направлений. Нынешние достижения компании – именно их заслуга.

Мы сотрудничаем с крупными промышленными и торговыми предприятиями. Коль на протяжении нескольких лет они доверяют нам решение проблем, связанных с организацией доставки грузов, значит, уверены в стабильности соблюдения контрактных обязательств.

Весьма необычно услышать о человеческом факторе как основе успехов деятельности компании, а не о коммерческом прагматизме ведения бизнеса…

– Стаж менеджеров, которые непосредственно работают с клиентами, – более десяти лет. Не у каждого, конечно. Но костяк – специалисты с большим опытом в транспортном обслуживании. Их квалификация подтверждена сертификатами АСМАП и IRU. Все имеют высшее образование и постоянно пополняют багаж знаний на всевозможных курсах.

Мы не отмахиваемся в одночасье от тех, кто не имеет за плечами опыта, а стремимся помочь определиться с выбором. Для работы нет никаких преград. Главное – обязательность, обучаемость и желание работать.

Водителей чаще принимаем по рекомендации их же коллег, которые у нас трудятся. Непременное условие – полный набор документов для работы на международных линиях, знание Конвенций КДПГ и МДП, соглашений ЕСТР.

Насколько актуальна для вас проблема с кадрами водителей?

– Найти хорошего водителя – проблема всех автоперевозчиков. Когда отправляешь человека за тысячи километров на дорогостоящем подвижном составе с грузом на сотни тысяч долларов, надо быть уверенным в нём. Я считаю, что у нас замечательные водители.

Мы постоянно приобретаем новые машины, поэтому и коллектив водителей пополняется. Конечно, при покупке 30 – 50 единиц подвижного состава набрать за раз порядка 60 человек весьма проблематично. Подготавливаемся заранее – собираем резюме, проводим предварительное собеседование.

Средний возраст водителей – около сорока лет. Работают они в экипажах по три человека на две закреплённые машины. После двух недель в рейсе – неделя отдыха. При таком графике водитель и дома побудет, и на благо семьи заработает. Да и машины не простаивают.

Коль водители уходят с предыдущего места работы и устраиваются к вам, компания предлагает хорошие условия?

– Хотелось бы так думать.

Но текучести нет?

– Большинство водителей работают у нас более пяти лет. Видимо, это и есть подтверждение тому, что у них нормальные условия жизнедеятельности и, скажем так, «трудодеятельности». Более того, они приводят своих знакомых, родственников, детей, друзей. Значит, верят в компанию.

Отношение к водителю у нас равное, как к специалисту любого другого звена. И это строго контролируется. Пресекается любая маломальская попытка со стороны какого-либо офисного сотрудника устанавливать иерархию взаимоотношений.

Я считаю, что именно добросовестность и ответственность водителя во многом определяют благосостояние компании. Он – наш представитель при загрузке и разгрузке. Тщательное соблюдение установленных норм и правил при размещении и закреплении груза – гарантия доставки товара в целости и сохранности без проблем в пути.

При получении груза наш водитель обязательно обращает внимание на правильность заполнения сопроводительных документов. При малейшем сомнении он сразу же высылает их по факсу в московский офис. Менеджеры совместно с клиентом всё досконально проверяют, и только после этого принимается окончательное решение о перевозке.

Ежедневно с теми водителями, кто не в рейсе, мы проводим планёрки, во время которых обсуждаем возникшие вопросы, консультируем по нововведениям, напоминаем порядок оформления документов международной перевозки, правила прохождения таможенного досмотра и т. д.

Не премину ещё раз подчеркнуть, что именно водитель является лицом фирмы при общении с грузоотправителем, грузополучателем и таможенными органами. Его культура и воспитание обеспечивают положительный имидж нашей компании. 

– Насколько «разборчивы» в специфике грузов?

– В каждом отдельном случае – индивидуальный подход и полное соблюдение интересов клиента. Доставляем и опасный, и тяжеловесный, и негабаритный груз, получая для этого соответствующее разрешение. Везти можно всё. Надо лишь грамотно обеспечить условия перевозки, а для этого у нас есть опытные менеджеры, водители, современный подвижной состав. Плюс – стопроцентная финансовая ответственность за груз.

Увеличение стоимости топлива, причём не только в России, но и в Европе, введение оплаты за проезд по дорогам той или иной страны и ряд других факторов весьма болезненно сказываются на деятельности международных перевозчиков. Причём рынок автотранспортных услуг с заметным отставанием реагирует на экономические «потрясения». Какой выход видится в этой ситуации?

– Естественно, мы не можем ездить себе в убыток, здесь очень важны отношения с нашими партнёрами. Мы не подводим их с транспортом, особенно в так называемые жаркие периоды. Они же, в свою очередь, не ждут реакции рынка, а входят в положение перевозчика, с которым работают не первый год. Если кто-то захочет сэкономить в такой ситуации и найти перевозчика подешевле, то это его право, главное помнить – «скупой платит дважды». Со своей стороны мы стремимся находить наилучшие решения для каждой конкретной перевозки, исходя из минимизации затрат.

Положительная динамика достигается в основном за счёт повышения эффективности работы, оборачиваемости транспорта и объёмов грузоперевозок.

Однако при этом поперёк пути российскому международному перевозчику становятся прибалтийские, польские и белорусские транспортные операторы, которые демпингуют ставки, работая на рынке доставки грузов между Россией и Западной Европой.

– На это они получают соответствующие разрешения. Впрочем, Минтранс ограничивает количество разрешений на перевозки третьих стран.

Российские грузы всё же должны доставлять российские перевозчики. Каждая страна обязала работать в рамках, которые предусмотрены международными соглашениями. Сколько уже было случаев, когда иностранные компании, по определённым причинам снижая стоимость доставки, доводили наших перевозчиков до разорения! В данном вопросе необходима поддержка правительства. Кстати, первые шаги уже сделаны. По инициативе Минтранса России (заместителя министра транспорта РФ Е. С. Москвичёва) реализуется проект по лизингу укрупнённой партии автопоездов в составе тягачей МАN и полуприцепов Кögеl на основе единой централизованной заявки международных автоперевозчиков – членов АСМАП, за что от имени нашей компании выражаю глубокую благодарность!

Все автомашины компании оснащены мобильной связью. Это обеспечивает двусторонний контакт с водителем, но ведь не позволяет полностью контролировать маршрут следования груза в режиме реального времени.

– Мы намерены оснастить все автопоезда современными спутниковыми системами связи и навигации с так называемыми тревожными кнопками, что обеспечит ещё большую надёжность и безопасность перевозок. Однако ни одна из них не отвечает в полном объёме нашим требованиям. К примеру, современные системы показывают местонахождение машины, но информация не обрабатывается, нет той отчётности, которую мы бы хотели получать.

Питаем определённые надежды на правительственную программу по развитию российской навигационной системы ГЛОНАСС. Возможно, это будет то программное обеспечение, которое нам нужно.

 


 

 ГЛОНАСС – российская ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система. Принцип аналогичен американской системе GPS (NAVSTAR). Однако в отличие от зарубежных навигационных систем аппаратура, работающая с ГЛОНАСС, позволит пользователю определять не только координаты, но и окружающую инфраструктуру. Это означает, что если при использовании GPS пользователь видит лишь свой маршрут, то ГЛОНАСС даёт информацию, например, о сервисных центрах, заправочных станциях, пунктах отдыха. При этом система абсолютно не уступает зарубежным аналогам по точности позиционирования.

С точки зрения специалистов, использование навигационных систем, в частности, спутниковой системы на базе GPS, позволяет минимум на треть снизить себестоимость перевозок.

По некоторым данным, навигационными системами оснащено около 100 тыс. единиц автомобильного транспорта. Однако, если сравнивать достигнутое с масштабами автотранспортного комплекса России (а это около 30 млн машин), навигационное обеспечение в стране находится практически на нулевом уровне.


 

Сегодня большая часть транзита из Западной Европы в сторону России направляется через Латвию, и на границе часто возникают километровые очереди. Некоторые склонны считать, что территория, к примеру, Беларуси не совсем приемлема и привлекательна для транзита. Мол, сезонные ограничения нагрузки на ось, предвзятое отношение со стороны сотрудников таможни…

– Наш транспорт в зависимости от маршрута ходит напрямую через Беларусь и Украину, а не Прибалтику. Чем меньше границ, тем меньше препятствий. 

Сезонные ограничения нагрузок на ось есть и в России. Страны Европы также вводят летние ограничения при высокой температуре. Если посмотреть, во что превращаются дороги в жару, то данная мера вполне оправдана.

В западно-европейских странах движение большегрузов ограничено в выходные и праздничные дни.

Конечно, всё это увеличивает время рейса, но, во-первых, к ситуации нужно относиться с пониманием, а во-вторых, уважать законы той страны, по дорогам которой едешь. Так что не следует сгущать краски в отношении Беларуси и Украины, не принимая во внимание аналогичные европейские порядки.

По поводу таможенных служб... Мы доставляем чистые грузы, работаем на уровне законодательной базы. Если в международной конвенции прописаны конкретные нормы и правила, которые перевозчик не нарушает, какие могут быть к нему претензии? 

– «ТЭК-Навигатор» сегодня – это?..

– «ТЭК-Навигатор» является головным предприятием группы компаний «Навигатор», включающей в себя четыре транспортно-экспедиционных компании.

«ТЭК-Навигатор» (г. Москва) осуществляет автомобильные перевозки грузов в региональном (Россия) и международном (страны Европы, Балтии, Скандинавии и СНГ) направлениях собственным транспортом.

«Навигатор-М» (г. Москва) обеспечивает выполнение заявок клиентов как собственным, так и привлечённым подвижным составом.

«Навигатор РУС» (зарегистрирован в особой экономической зоне в Калининградской области) и белорусская фирма «КТЛ» (г. Минск) выполняют экспедиторские функции.

Осуществляя перевозки привлечённым транспортом, наши компании работают только с проверенными партнёрами – автотранспортными фирмами России, Беларуси, Прибалтики и Западной Европы. Это позволяет предлагать оптимальные решения по доставке товаров и обеспечивать стабильное исполнение взятых на себя обязательств практически в любой рыночной ситуации. Каждый привлечённый перевозчик проходит тщательную проверку собственной службой безопасности. На основе долгосрочных контрактов нашими постоянными партнёрами являются более 350 транспортных предприятий.

Доставляем грузы из любой точки Европы, причём, не только до Москвы, но и в любой регион России или страны СНГ. Словом, от двери до двери.

Весь автопарк группы компаний «Навигатор» соответствует экологическому стандарту не ниже Евро-3 и не старше 2005 г. В дальнейшем планируем приобретение тягачей Евро-5. В общей численности 130 автопоездов таких марок, как Mercedes, Renault, MAN объёмом от 93 до 120 м³. Автомобили оборудованы компьютерной системой контроля распределения нагрузок на ось.

Все машины оснащены мобильной связью, что позволяет отслеживать груз в пути. Соответственно, эта информация передаётся клиенту, и в случае необходимости совместно планируем более удобный маршрут. Причём не обязательно в связи с какими-то непредвиденными обстоятельствами. Каждая доставка персонализирована, и мы стремимся находить оптимальные схемы обеспечения конкретной перевозки по срокам и стоимости.

Подвижной состав приобретаем в лизинг. У нас нет ни одного просроченного платежа по лизинговым контрактам, задолженности перед топливными и другими компаниями-поставщиками. Мы всегда платим по своим счетам вовремя!

– Вы перечислили машины трёх автопроизводителей. Такое предпочтение объясняется выгодными условиями приобретения или же надёжностью и экономической эффективностью эксплуатации?

– Здесь немаловажно соотношение цена – качество. Мы достаточно давно сотрудничаем с Renault, и нас вполне устраивают предлагаемые условия приобретения машин. Покупка Mercedes и MAN – это расширение сегмента используемой техники, чтобы не по слухам, а в деле оценить и эксплуатационную надёжность, и рентабельность подвижного состава. В дальнейшем это позволит сделать оправданный выбор.

– Отчего не жалуете российского автопроизводителя?

– Увы, с этой техникой достаточно тяжело быть конкурентоспособным на международном рынке транспортных услуг. А на хорошую машину и грамотного водителя скорее найдёшь.

Каким видится будущее группы компаний «Навигатор»?

– На этот рынок мы пришли надолго и намерены постоянно развиваться. Сегодня по числу 120-кубовых автопоездов группа компаний «Навигатор» занимает лидирующие позиции в России. Будущее видится в том, чтобы стать одной из крупнейших транспортных компаний и составить конкуренцию именитым европейским перевозчикам. А это сотни рабочих мест и дополнительные поступления в бюджет нашей страны.

Курс намечен, будем работать!