Пассажирские перевозки "Регулирование городских пассажирских перевозок: опыт Смоленска"


 

Виктор СТЕПАНОВ

 

 

Заместитель главы Администрации Смоленска по реформированию городского хозяйства и инвестиционной политике Александр Логутов, курирующий также и вопросы реформирования городского пассажирского транспорта, считает поворотным моментом в его развитии 2004 год, когда на сессии Смоленского горсовета были приняты Правила организации пассажирских перевозок. До этого, по его словам, развитие пассажирских перевозок в этом типичном для европейской части России областном центре происходило стихийно, особенно в той части, которую выполняли частные перевозчики. Об этой и других темах корреспондент «АП» беседовал с А. И. Логутовым.

 

– Александр Иванович, как, по вашему мнению, изменилось положение во внутригородских пассажирских перевозках с принятием этих Правил, и какие проблемы ещё имеются в этом секторе городского хозяйства?

– С помощью Правил организации пассажирских перевозок были определены условия работы в этом секторе перевозчиков всех видов собственности. Сейчас мы объявляем конкурс, определяем одного победителя на каждом маршруте, а дальше он сам выбирает себе субподрядчиков. При этом за всё, что указано в договоре на организацию перевозок, отвечает он один. Это означает, что он несёт полную ответственность за своих субподрядчиков, включая и медицинский контроль состояния водителей, и техосмотр, и соблюдение правил дорожного движения, и культуру обслуживания.

Тогда, по моему мнению, был сделан первый шаг в правильном направлении, позволивший снять напряжённость во взаимоотношениях и между самими перевозчиками, и между городской властью и перевозчиками. До этого момента у нас на одном маршруте было два, три, а то и больше перевозчиков, и конкуренция была очень напряжённой.

Теперь мы будем двигаться дальше. Например, уже всем известно, что «Газель» – это не самое удобное средство для перевозки пассажиров. Но использование микроавтобусов этой марки в городских пассажирских перевозках тоже в одночасье не запретишь, ведь их владельцы вложили в них свои, может быть, последние деньги. Это означает, что должен быть определён переходный период, по завершении которого нам необходимо перейти к использованию других транспортных средств.

Для нас сейчас важно разгрузить площади, где скапливается много транспорта, например, площади Колхозную и Смирнова. Кроме того, необходимо оборудовать конечные остановки, особенно в спальных районах.

В то же время хотелось бы отметить, что количество жалоб на работу городского пассажирского транспорта за последние годы сократилось. Этому способствовало и упорядочение работы маршрутных такси, и то, что были приобретены дополнительные транспортные средства для муниципальной автобусной автоколонны № 1308 и новые троллейбусы, а также трамваи трамвайно-троллейбусного предприятия.

Тем не менее, жалобы всё ещё поступают, например, на положение в микрорайоне Киселёвка, откуда утром муниципальным транспортом сложно уехать, а все маршрутки оттуда идут перегруженными. Поэтому сейчас мы планируем провести туда троллейбусную линию, с помощью которой проблема будет снята.

– Что дало создание в феврале текущего года МУП «Гортранс», перед которым ставилась задача координировать пассажирские перевозки в городе?

– Предприятие «Гортранс» – это новое явление в организации пассажирских перевозок в нашем городе. Оно создано для того, чтобы появилось структурное подразделение, которое будет заниматься перспективным планированием развития общественного транспорта. Кроме того, оно призвано объединить усилия всех перевозчиков, организовать диспетчеризацию, создать единую для муниципальных перевозчиков контрольно-ревизионную службу. Мы ждём от него налаживания контроля над работой наших муниципальных предприятий и приведения в соответствие с действующим законодательством системы взаимоотношений с частными перевозчиками. При этом оно должно действовать так, чтобы не ухудшить существующее положение в перевозке пассажиров и не вызвать снижения качества услуг.

На первом этапе произошёл сбой. Дело это новое, и назначенный директором человек не справился с выполнением поставленных перед ним задач. Поэтому, получив более выгодное предложение, он ушёл с поста директора МУП «Гортранс».

Сейчас ведутся переговоры с новым кандидатом на это место. На меня он произвёл положительное впечатление, у него достаточный опыт работы в транспортной отрасли. Думаю, что с его приходом удастся это дело сдвинуть с мёртвой точки.

– Насколько мне известно, в рамках «Гортранса» планируется провести независимое исследование пассажиропотока в городе…

– «Гортранс» как муниципальное предприятие будет иметь такую возможность. За определённую плату с этой целью будут привлечены организации, которые могут этим заниматься, и компетентность которых будет признана на всех уровнях.

– Насколько актуальна для Смоленска проблема транспортных пробок?

– Ещё пять-семь лет назад у нас пробок не было, а теперь они стали, к сожалению, большой проблемой. Для того, чтобы решить все накопившиеся вопросы, в том числе и этот, МУП «Гортранс» в ближайшее время закажет независимому разработчику схему движения пассажирского транспорта по городу Смоленску.

Сейчас у нас, как говорится, где густо, а где пусто. Есть, например, места, где проблемы создаёт трамвай. В то же время убрать его с улиц совсем нельзя, поскольку заменить его нечем.

Схема движения пассажирского транспорта является для города очень серьёзным документом, поэтому исполнитель работы по её созданию будет определяться на конкурсной основе. Естественно, я не могу пока сказать, какое предприятие или организация станет победителем этого конкурса, но могу гарантировать, что это будет серьёзное учреждение. Конкурс будет объявлен уже в ближайшие месяцы.

– Каким требованиям должна отвечать эта схема?

– Прежде всего, она должна быть увязана с Комплексной программой развития, ремонта и содержания улично-дорожной сети, искусственных сооружений и дворовых территорий. Эта программа уже выносилась на обсуждение городского совета и получила там одобрение депутатов. Кроме этого, она пройдёт публичные слушания. Также схема движения пассажирского транспорта должна быть увязана с генпланом Смоленска, который мы в настоящее время корректируем. Главная же задача, которую мы намереваемся решить с помощью этой схемы, заключается в улучшении качества обслуживания пассажиров в Смоленске.

Мы допускаем, что избранный в результате конкурса разработчик предложит нам совершенно новые подходы к решению проблемы пассажирских перевозок в городе. Например, сейчас у нас всего два троллейбусных маршрута. Возможно, новая схема покажет, что требуется ещё два-три таких маршрута. Может быть, будет целесообразно кое-где заменить троллейбусами трамваи, используя, кстати, ту же систему электропитания.

– На пересекающей город по центру Большой Советской улице трамвай уже убрали…

– Это была большая проблема, учитывая, что по стенам домов на этой улице, большая часть которых относится к памятникам архитектуры, появились трещины. Поэтому трамвай с этой улицы пришлось убрать. Было намерение пустить вместо него троллейбус, однако на этой улице слишком крутой спуск, поэтому мы рисковать не стали. Если даже взять за образец Симферополь, где ходит горный троллейбус, то там не бывает таких гололёдов, которые мы наблюдаем каждую зиму. Поэтому рисковать не стали.

– Во время моих бесед с гостями и жителями города приходилось слышать, что в Смоленске, особенно зимой, существуют большие проблемы с уборкой улиц, и из-за этого возникают проблемы и с движением транспорта, и с безопасностью пассажиров…

– Я бы сформулировал иначе: трудности, связанные с большим количеством транспорта, порождают проблему уборки улиц. Владельцы автомобилей, не отличаясь дисциплиной, загромождают улицы и мешают этим их нормальной уборке. У нас на некоторых улицах висят знаки, предупреждающие о том, что одну из сторон улицы по чётным числам занимать под парковку нельзя, чтобы обеспечить возможность уборки. Однако, чаще всего, на эти знаки никто из водителей не обращает внимания, и уборочная техника там работать не может. Это очень серьёзная проблема, причём в масштабах всей страны. Я считаю, что у нас следует ввести такой же порядок, который действует на Западе: оставил машину в неположенном месте – будь готов к тому, что её увезут специальным эвакуатором на штраф-стоянку. А чтобы её оттуда забрать, придётся ещё и деньги заплатить.

– Взглянув на план города, замечаешь, что он весь пронизан железнодорожными путями. Можно ли их как-то задействовать во внутригородских перевозках? Или эти линии целиком заняты и никакого резерва не остаётся? Есть ведь тупиковая линия в северном направлении, которая не выходит за пределы города…

– Сейчас ведутся переговоры с государственным унитарным предприятием по малоэтажной застройке с целью освоения новых территорий. В связи с этим не исключена возможность назначения в том направлении, где будет проводиться это строительство, пригородной электрички. Но мы надеемся, что все подобные возможности будут рассмотрены и учтены в ходе создания схемы движения пассажирского транспорта, а также в ходе корректировки генплана города.

– А на каком этапе находится корректировка генплана?

– Выигравшие конкурс специалисты НИИ градостроительства в Санкт-Петербурге пока что предложили три возможных варианта дальнейшего развития Смоленска. В соответствии с одним из них город продолжит развитие в том направлении, которое предусмотрено ныне действующим генпланом. Этот вариант предполагает увеличение населения Смоленска до 650 тыс. человек. При этом расширения границ города не планируется, поскольку современное жилищное строительство будет разворачиваться в районах частной застройки.

Второй вариант делает акцент на использовании туристического потенциала города с доминирующим развитием сферы обслуживания.

Третий вариант направлен на максимальное использование географического положения города на пересечении двух магистральных транспортных потоков, с перспективой его превращения в крупный логистический центр на пути из Европы в Москву.

Все три варианта было решено представить на обсуждение жителей города. Уже прошло первое публичное слушание по этому проекту.

– Среди наиболее серьёзных проблем, на которые жалуются руководители муниципальных транспортных предприятий, называется нехватка водительских кадров и состояние дорог…

– Что касается состояния дорог, то, благодаря партии «Единая Россия», нам на дороги из федерального бюджета было выделено 251,3 млн рублей целевых средств. Сейчас мы активно проводим конкурсы и определяем подрядчиков, чтобы их освоить. Это частично снимает напряжённость, но не решает проблемы в целом.

Реализация уже упомянутой Комплексной программы развития улично-дорожной сети в Смоленске, рассчитанной на период до 2011 г., потребует 12 млрд рублей. Такова цена вопроса.

Пока что мы не можем позволить себе выделять на эти цели более 70 млн рублей в год. Бюджет города находится сейчас в весьма напряжённом состоянии. Предприятия и организации в прошлом году заплатили налогов на сумму 8,4 млрд рублей, а вся доходная часть нашего бюджета составляет примерно 2 млрд рублей. Это всё, чем мы располагаем.

Некоторую надежду внушает динамика роста налоговых поступлений: в 2005 г. эта сумма составляла 6,2 млрд рублей, в 2004 г. – 5,4 млрд.

Нехватка водительских кадров – это только часть огромной проблемы дефицита специалистов на предприятиях города и в городском хозяйстве. Поэтому мы готовимся провести Координационный совет по развитию реального сектора экономики, целиком посвящённый этой проблеме. Не хватает не только водителей, но и сантехников, токарей, фрезеровщиков. Этот дефицит ощущается не только у нас, но нам придётся решать эту проблему самостоятельно. С этой целью мы будем открывать филиалы ВУЗов и техникумов, модернизировать систему профтехобучения. Также будем возвращаться к практиковавшейся в советское время системе обучения на предприятиях, с наставничеством и шефством над молодыми рабочими.

– В качестве причины кадрового дефицита в муниципальных предприятиях называется низкий, по сравнению с частными предприятиями, уровень оплаты труда. Как бы вы прокомментировали это утверждение?

– Так у маршрутчиков сейчас тоже не хватает водителей...

– А сколько всего маршрутных такси сейчас насчитывается в городе? Приходилось читать и слышать цифры от 700 до 1000...

– На самом деле сейчас в Смоленске около 750 маршрутных такси. Все они учтены, поскольку тот владелец такси, который имеет право работать на определённом маршруте, получает специальную карточку, на наличие которых проводятся проверки. Если в её ходе водитель маршрутного такси не может предъявить такую карточку, это означает, что он «левый», и его наказывают.

На первоначальном этапе, в 2004 г., у нас по городу в качестве маршрутных такси ходило пусть не тысяча, но около 900 микроавтобусов. Сокращение их количества произошло и потому, что была упорядочена их работа, и потому, что всё больше на улицах появляется больших многоместных автобусов. Их количество растёт и за счёт пополнения парка муниципальных предприятий, и за счёт перехода частных предпринимателей к использованию автобусов большей вместимости.

– Этот переход происходит в силу экономических причин или под влиянием городских властей и общественности?

– Я бы сказал, что своё значение имело и то, и другое. В частности, когда объявлялись конкурсы на маршруты, в условиях прописывалось, какие автобусы должны там работать.

– Городская администрация готова даже выступить в качестве гаранта при покупке новых автобусов предпринимателями?

– Для приобретения автобусов, в том числе в лизинг, необходимы немалые средства. Если у предпринимателя таких средств нет, то мы, по закону, можем дать бюджетную гарантию. Есть рынок, есть конкуренция, которые являются главными регуляторами в этом вопросе.

– Первые успехи в обновлении подвижного состава стали результатом монетизации льгот или для этого были ещё какие-то условия?

– Будем говорить так: благодаря неполной монетизации льгот. Я же сторонник того, чтобы она была полной. Кто-бы что ни говорил и как бы не критиковал правительство за эту меру, я считаю, что это было абсолютно правильное решение.

Перевозчику также нужно платить и за ГСМ, и за запчасти, и за ремонт. Если какой-то орган власти даёт льготу той или иной категории населения, пусть даст денег и на её компенсацию перевозчику. Причём компенсировать нужно все 100 % вызванных введением льготы дополнительных затрат. Если нет возможности наладить фактический учёт таких затрат, есть специальная электронная схема учёта льготников.

– Можно констатировать, что некоторые проблемы в области общественного транспорта лежат на стыке полномочий и сфер компетенции разных ведомств, административных единиц и ветвей власти. Например, с наступлением лета часть муниципальных автобусов снимается с городских маршрутов и переводится на пригородные маршруты…

– Мы вынуждены открывать дачные маршруты, а кроме того, нам приходится выполнять заказы областной администрации, которой подведомственны пригородные перевозки. Однако проблемы в этом я не вижу, трудность здесь всё та же – нехватка подвижного состава. Просто нужно найти средства и купить автобусы.

– Кто в таком случае финансирует пригородные перевозки с использованием принадлежащих городу автобусов, и насколько оперативно поступают эти средства?

– Пригородные перевозки финансирует областная администрация. Средства поступают не всегда оперативно, но и здесь в последнее время заметно улучшение.

– Высказываются также нарекания на неработающую систему лицензирования, планировалось даже вынести этот вопрос на уровень федерального правительства…

– Сейчас лицензию может получить любой владелец микроавтобуса. Мы не знаем, как проверяли, и проверяли ли вообще профессиональный уровень и опыт владельца или водителя, которого он нанимает. Нам неизвестно, кто потом контролирует эти вопросы.

Поэтому я считаю нынешний механизм лицензирования несовершенным, и, по моему мнению, этот вопрос действительно нужно решать на федеральном уровне.