Страхование "До и после ДТП..."


 

Российский рынок автострахования: полис ОСАГО имеют 97 % российских автовладельцев; треть из них потратились ещё и на КАСКО. Три процента владельцев авто не имеют никакого полиса по автострахованию

 

Ирина САРКИСОВА

 

На российском рынке страхования гражданской ответственности автовладельцев грядут, пожалуй, самые значительные изменения за всё время существования ОСАГО. В середине октября текущего года Госдума в первом чтении приняла поправки в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

 

Страховщики заинтересованы в безопасности…

Прежде всего, изменения коснутся размера возмещения: этими поправками предлагается в случае причинения вреда жизни и здоровью лимитировать выплаты на уровне 160 тыс. рублей на каждого потерпевшего, отменив ограничение в 240 тыс. рублей страховых выплат на несколько пострадавших. Если, к примеру, сегодня в результате ДТП в тумане столкнулись десять машин и во всех них были пострадавшие, то доля выплаты на каждого пострадавшего составит 24 тыс. рублей (в среднем, разумеется). А после принятия поправок пресловутый лимит, оберегающий интересы не автовладельцев, а страховых компаний, будет отменён, и компенсация в случае причинения вреда жизни и здоровью будет куда более реалистична.

Значение этой поправки трудно переоценить. Во-первых, каждый, кто оказывался в подобной ситуации, знает, что услуги медицины сегодня в России отнюдь недёшевы, а потому эти 24 тыс. зачастую приходится считать лишь символической выплатой. Во-вторых, сегодня за безопасность на автодорогах страны фактически никто не отвечает – разве что ГИБДД штрафует нарушителей да фиксирует факты ДТП. Неслучайно и в причинах происшествий никто толком не разбирается: общая формулировка «водитель не справился с управлением» – хотя основной причиной степени тяжести происшествия может быть состояние дорожного покрытия или недостаточный уровень пассивной безопасности автомобиля. В странах, например, Западной Европы прежде всего страховые компании заинтересованы в выяснении истины, поскольку именно на страховую компанию виновника в конечном итоге падают основные убытки. Быть может, и в России теперь появится тот самый «страховой контроль»? Это как раз тот случай, когда «деньги правят миром», а выигрывает от этого рядовой автовладелец и общество в целом.

Кроме того, документом устанавливается порядок прямого возмещения убытков: потерпевшему предоставляется право предъявлять требования о возмещении ущерба к своей страховой компании, а не к страховщику причинителя вреда при условии, что в результате ДТП причинён вред только имуществу, и оно произошло с участием двух застрахованных лиц. Тут тоже наконец-то выстраивается вполне закономерная и логичная цепочка. Ведь сегодня пострадавший вынужден обращаться за компенсацией в страховую компанию виновника аварии, с которой он никаких соглашений не подписывал…

При сравнительно простых и «дешёвых» ДТП теперь не обязательно ждать гаишников в пробке на МКАД из-за того, что вам поцарапали бампер или разбили блок-фару: пусть они со своими мигалками едут к местам более серьёзных аварий. Принятым в первом чтении проектом закона предусматривается возможность оформлять документы о ДТП без участия
сотрудников милиции. Согласно проекту, это станет возможно при участии в
ДТП не более двух автомобилей, застрахованных по ОСАГО, и отсутствии потерпевших, жизни и здоровью которых причинён вред. При этом оба водителя должны быть согласны в оценке размера ущерба, не превышающего 25 тыс. рублей.

По поводу следующей поправки многие пострадавшие в ДТП лишь горько усмехнутся: срок рассмотрения страховщиками заявлений потерпевших увеличивается с нынешних 15 до 30 дней. Причина грустной усмешки в том, что нынешние 15 суток в жизни соблюдаются исключительно редко, а теперь страховщикам накинут ещё две недели… Но самое главное заключается в том, что теперь надзор за соблюдением «контрольного срока» ужесточается: за затягивание выплат вводится неустойка в размере 1/75 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки. В перечень поправок входят также изменения, связанные с сокращением периода использования транспортного средства по договору ОСАГО для физических лиц с минимально действующих шести месяцев до трёх.

Если ты пострадал в дорожной аварии, трудно говорить о каком бы то ни было выигрыше. Тем не менее, поправки в закон о страховании гражданской ответственности ставят дисциплинированного водителя в более приемлемое положение, чем теперь.

Выиграют ли от нововведений страховые компании? Вряд ли. Однако «автогражданка» в России вводилась не как инструмент зарабатывания денег, а как способ регулирования ответственности на дорогах…

 

Бум авторынка = бум автострахования

Впрочем, дела компаний в стране на рынке автострахования прискорбными назвать сегодня трудно. Во всяком случае, по данным исследования, проведённого компанией «ПрайсвотерхаусКуперс», общий объём сборов по автострахованию в России в первом полугодии составил примерно 3,4 млрд долларов, а по итогам 2007 г. этот показатель может достигнуть 6,5 млрд.

Объём продаж на автомобильном рынке России в первом полугодии этого года увеличился на 51 % по сравнению с первым полугодием 2006 г. Россияне за первые шесть месяцев 2007 г. потратили на приобретение автомобилей 13,6 млрд долларов, ещё 7 млрд им предоставили банки в качестве заёмного финансирования. При этом объём страховых премий по «автокаско» увеличился на 55 %, по ОСАГО – на 16 %.

Согласно оценкам исследователей, объём продаж российских автомобилей в январе – июне сократился на 23 % в физическом выражении и на 8 % – в денежном, составив 2,4 млрд долларов против 2,6 млрд в январе – июне прошлого года. При этом объём продаж иномарок российского производства увеличился на 75 % и достиг 2,8 млрд долларов за первое полугодие этого года. Импорт новых автомобилей в денежном выражении увеличился на 65 % и достиг 13,2 млрд долларов по сравнению с 8 млрд за первое полугодие прошлого года. Импорт подержанных автомобилей вырос на 57 % и достиг 2,2 млрд долларов против 1,4 млрд.
         По прогнозу компании, потенциальное производство иномарок в России за период с 2006 по 2010 гг. увеличится более чем в пять раз и превысит 1,5 млн автомашин. При этом объём продаж китайских автомобилей в России за тот же период увеличится почти в тридцать раз и составит порядка 450 тыс. единиц.

Исследователи отмечают, что средняя стоимость иномарки за пять лет с 2002 по 2006 гг. увеличилась с 7 до 17 тыс. долларов. За последующие три года она вырастет примерно до 20 тыс., полагают они. При этом увеличивается доля дорогих иномарок в общем объёме продаж.
Результаты продаж на автомобильном рынке превзошли все ожидания специалистов. После рекорда, зафиксированного в прошлом году, они рассчитывали на некоторое снижение темпов роста автомобильных продаж в России.

При этом, как отмечают исследователи, иномарки захватили российский рынок и увеличили долю в денежном выражении с 26 до 71 % в период с 2002 по 2006 гг., а за первые шесть месяцев 2007 г. их доля выросла до 78 %.

– В настоящее время Россия считается третьим по величине рынком в Европе по продаже автомобилей после Германии и Великобритании. Не исключено, что по итогам 2007 г. стране удастся обогнать Англию, а в 2009 – 2010 гг. стать европейским лидером в продажах на автомобильном рынке, – сообщил на презентации исследования в Российском страховом союзе руководитель подразделения компании Сергей Костриков.

В связи с бурным ростом автопродаж он прогнозирует увеличение сроков назначения восстановительного ремонта по дилерским гарантиям. По его словам, уже сейчас в ситуациях переизбытка объёмов ремонта дилеры идут на то, чтобы часть работы передавалась по договорам в другие СТО. В ближайшее время дилерам потребуются средства на инвестиции в развитие бизнеса, в том числе на ремонтные станции. Однако возможности предоставления кредитов ограничены, поэтому официальные дилеры, скорее всего, будут привлекать средства путём IPO.

Близки к этим оценкам ситуации на рынке продаж автомобилей и автострахования данные одного из крупнейших игроков рынка автострахования – ОСАО «Ингосстрах». По предварительным данным за девять месяцев, прирост объёма сборов составил 25 % (примерно 10,15 млрд рублей). Объём премий по авто- и имущественному страхованию физических лиц может составить по итогам этого года порядка 16 млрд рублей. Динамика прироста бизнеса в российском автостраховании в 2007 г. в секторе иномарок составит 30 – 35 %. По итогам года по авто- и имущественному страхованию для физических лиц прогнозируется рост премий на 27 %.

Согласно данным «Ингосстраха», продажи в России за период с января по август 2007 г. выросли на 68 %. При этом уровень проникновения страхования в сегменте новых иномарок составляет 50 – 70 %.

 

Много денег – тоже не очень хорошо…

Однако рост рынка, кроме положительного для страховых компаний аспекта – увеличения его объёма – имеет и отрицательный аспект. Он неизбежно ведёт и к росту объёма выплат. Например, в Красноярском крае количество претензий страхователей ОСАГО к страховщикам с начала этого года резко увеличилось – сейчас в арбитражном суде рассматривается ежедневно до трёх споров. Показатель держится на этом уровне с начала 2006 г.

Наиболее распространёнными видами заявлений являются иски автовладельцев к страховым компаниям о взыскании не выплаченной им суммы страхового возмещения, а также иски страховщиков к другим страховым компаниям в порядке суброгации.

Кроме того, часто оспариваются отказы страховых компаний о выплате страхового возмещения в случаях, если участник ДТП не был указан в страховом полисе. Долгое время в таких случаях практиковались отказы во взыскании страховых выплат. Теперь же, по словам судьи Красноярского арбитражного суда Натальи Хорошевой, «упор делается не на то, кто указан в страховом полисе, а на установление факта фактического владения транспортным средством на законном основании».

Президент Сибирской ассоциации страховщиков Валерий Ревкуц подтверждает:

– Некоторые страховые компании действительно пытаются любыми способами избежать выплат. Ассоциация борется с этим явлением, но мы не можем применить никаких юридических мер к недобросовестным участникам рынка, а только высказать общественное презрение и исключить из ассоциации. Но даже такое воздействие оказывается достаточным – не так давно представители одной из исключённых компаний принесли свои извинения и пообещали, что подобные действия с их стороны не повторятся.

Рост количества исков происходит в том числе и потому, что законодательство по ОСАГО – сравнительно молодое и несовершенное. Работа над ним ведётся очень активно. Так, Верховным судом было дано понятие утраты товарной стоимости ТС – уменьшение его цены, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств. Утрата товарной стоимости была признана реальным ущербом, который должен быть возмещён в рамках страхового лимита. Кроме того, в закон об ОСАГО были внесены изменения, которые зафиксировали необходимость независимой технической экспертизы, которую может провести как страховая компания, так и страхователь. При этом непредоставление ТС на экспертизу страховщику не является основанием для отказа в страховой выплате.

 

 

Дюжина самых популярных форм страхового мошенничества в ОСАГО:

  1. Использование похищенных бланков полисов;

  2. Намеренная порча бланков и их списание — «полис напрокат»;

  3. Занижение агентом суммы премии по полису;

  4. Использование поддельных бланков и печатей;

  5. Внесение в полис дополнительных водителей без уведомления страховой компании;

  6. Фальсификация обстоятельств ДТП или пострадавшего автомобиля (замена водителя или номерных знаков, фальсификация акта о ДТП, времени ДТП, замена исправных деталей на повреждённые и пр.);

  7. Инсценировка аварий;

  8. Провокация ДТП («подстава»);

  9. Двойное страхование и возмещение;

  10. Оформление полисов после ДТП;

  11. Фальсификация результатов технической экспертизы;

  12. Фальсификация результатов медицинской экспертизы.

 

В целом же по Российской Федерации, по данным ROMIR Monitoring, почти 2/3 владельцев автомобилей (64 %) удовлетворены услугами, предоставляемыми страховыми компаниями. Между тем, Федеральная служба страхового надзора отмечает прирост письменных обращений граждан с жалобами на действия страховщиков при автостраховании. По информации данной службы, в прошлом году в территориальные органы поступило около 1600 таких обращений от 4,6 тыс. граждан. Наиболее острыми и социально значимыми остаются проблемы, связанные с вопросами соблюдения страховыми организациями законодательства, регулирующего ОСАГО. Главными причинами жалоб по обязательному страхованию являются несоблюдение страховщиками сроков рассмотрения обращений и осуществления выплат, а также непризнание страховщиком страхового случая по разным причинам.

Стремясь привлечь больше клиентов, некоторые страховые компании ведут агрессивную политику, завышая комиссионные агентам и брокерам по ОСАГО, на которое в её портфеле приходилось около половины сборов, и существенно снижая тарифы по КАСКО. Однако, как только темп роста рынка «автогражданки» замедлился, объём выплат у таких компаний существенно увеличился, и многие из них (всего – 15 компаний) вынуждены были покинуть рынок. Подобная ситуация может повториться на рынке КАСКО. Только если по ОСАГО по долгам ушедших страховщиков расплачивался РСА из специального фонда, на рынке КАСКО такого фонда нет. По данным аналитиков «Ингосстраха», размер средней выплаты по договорам КАСКО, заключённым с гражданами, увеличился за первое полугодие 2007 г. на 69 %, по корпоративным договорам - на 18 %. Кроме того, убыточность по машинам, приобретённым в кредит, которые занимают до половины портфеля некоторых компаний, растёт огромными темпами и может достигать 100 %.

При этом общий объём выплат по КАСКО практически не изменился за последний год и колеблется на уровне 40 – 50 % от сборов. Сохранять стабильный уровень убыточности пока удаётся благодаря росту рынка и постоянно увеличивающемуся количеству клиентов, которых компании привлекают низкими ценами.

Демпинг и скидки характерны как для крупных, так и для более мелких операторов. Снижают тарифы «УралСиб» и «НАСТА», у которой цены на страховку дорогих иномарок значительно ниже рыночных, «Альфа-Страхование» даёт «поблажки» опытным водителям, «Ингосстрах» предлагает клиентам отказаться от ремонта машины и получить выплаты деньгами (расчёты производит сам страховщик), «ГУТА-Страхование» предоставляет скидки на полис женщинам, которые ездят на иномарках стоимостью от 15 до 25 тыс. долларов.

Кроме того, иногда компании продают дешёвые полисы, прописывая в правилах страхования условия, согласно которым практически невозможно получить выплаты. Например, случай не признаётся страховым, если авария произошла с нарушением правил дорожного движения.

Все свои убытки в розничном бизнесе крупные компании всегда смогут компенсировать за счёт корпоративного страхования. С небольшими страховщиками, в портфелях которых розница доминирует, ситуация обстоит иначе. Как только темп роста замедлится – а аналитики прогнозируют, что это может случиться уже в начале следующего года – убыточность резко возрастёт, покрывать её будет нечем, и количество банкротств автостраховщиков может увеличиться. Гендиректор агентства «Спутник» Ефим Горбачёв оценил среднюю по рынку скидку на полисы КАСКО в 5 – 8 % от базовых тарифов компании.

– Скидка от 12 % должна насторожить потребителей, – предупреждает Е. Горбачёв.

Есть в резерве у некоторых страховщиков и другие способы искусственно поддержать свою «плавучесть». Однако с ними пытаются бороться (зачастую – успешно) соответствующие государственные органы.
Совсем недавно банки направляли всех своих заёмщиков в одну-две компании, где их страховали по завышенным тарифам и на невыгодных условиях. За каждого пришедшего клиента страховщики платили комиссию. Она составляла 15 – 20 % от стоимости полиса по автокредиту. Примерно на столько же дороже рыночной стоимости обходилась заёмщикам страховка.

Однако в ноябре прошлого года ФАС обвинила в нарушении антимонопольного закона банк «Русский стандарт», который отправлял всех своих заёмщиков в компанию «Русский стандарт Страхование». Затем в марте 2007 г. было возбуждено дело против банка «Авангард», клиенты которого пожаловались, что всех их заставляют страховаться в компании «Авангард-Гарант», да ещё и на условиях, когда выплату получить практически невозможно. Обе компании устранили нарушения. Гендиректор «Альфа-Страхования» Владимир Скворцов считает, что эти процессы были «показательными». После созданного прецедента банки начали расширять списки с одного-двух до четырёх-пяти страховщиков-партнёров. Но стоимость полиса на одну и ту же машину или квартиру для заёмщика и человека с улицы всё ещё различалась в разы. Увеличение тарифов было единственным способом «отбить» комиссию. Возможность выполнения банками функций агентов ещё в 2004 г. была узаконена письмами первого зампреда ЦБ Андрея Козлова и руководителя Росстрахнадзора Ильи Ломакина-Румянцева, фактически разрешивших оплачивать услуги банков по поиску клиентов. Тогда ФАС решила запретить завышать тарифы на страховку, рассудив, что после этого исчезнут комиссии, и списки страховщиков-партнёров существенно расширятся.

Ведомство начало масштабные проверки по всей стране, чтобы найти тарифные соглашения, позволяющие предъявить компаниям обвинения в тарифном сговоре. Под подозрением в нарушении закона о конкуренции оказались 51 банк и 70 страховщиков. Им грозили штрафы размером до 15 % от оборота. Среди прочих были такие гиганты, как Росбанк и «Росгосстрах», признавшиеся ФАС в тарифных соглашениях. Это освободило компании от штрафов. Очевидно, в ведомстве надеются, что примеру покаявшихся последуют и другие участники рынка - список нарушителей не разглашается. К тому же у антимонопольного ведомства не хватит ресурсов, чтобы судиться со всеми банками и страховщиками разом.

Всё больше банков спешно переписывают соглашения со страховщиками: во фразе «обязуется согласовывать тарифы и правила страхования с банком» ключевое слово «согласовывать» заменяют на «уведомлять». Такая формулировка позволяет избежать обвинений в тарифном сговоре. При этом условия работы меняются не только на бумаге - всё больше банков требуют от своих партнёров не завышать стоимость полисов.

Больше прочих от действий ФАС пострадали страховщики. Поскольку банки отныне не могут централизованно заставлять заёмщиков покупать полисы в определённой компании, страховщики вынуждены делать это самостоятельно – они «зантересовывают» тех, кто выдаёт кредиты. По некоторым данным, страховщики предлагают кредитным инспекторам до 5 % от страховки каждого пришедшего ипотечного заёмщика (около 5 тыс. долларов). И инспекторы стараются убедить клиентов застраховаться в конкретных страховых компаниях, аргументируя это тем, что в остальных фирмах нужно собирать много документов, или договор страхования делают долго, из-за чего может сорваться сделка. Кроме того, страховщики платят всё те же комиссии банкам, хотя по их просьбе всё чаще оставляют тарифы рыночными. Автострахование кредитных машин несколько компаний уже признали убыточными.

 

Надёжные и не очень…

Между тем, на страховщиков «охотится» и ещё одно серьёзное ведомство ФССН (Федеральная служба страхового надзора). По предварительным оценкам ФССН, порядка 80 – 100 компаний могут оказаться в числе нарушителей приказов и остаться без лицензий.

– Оценка Росстрахнадзора носит уведомительных характер, – полагает Константин Саранчук, председатель коллегии адвокатов «Вэтта Лигал». – Реальное число компаний, которые покинут рынок по причине несоответствия требованиям Минфина, может отклоняться как в большую, так и в меньшую сторону. Сами требования, предъявляемые к страховщикам, нареканий не вызывают: они носят вполне разумный характер, их исполнение позволит провести очистку рынка от малонадёжных компаний. Это пойдёт на пользу как страховщикам, так и страхователям. Мелкие страховщики, функционирующие в условиях борьбы за выживание, избавятся от конкурентов, чьё исчезновение неизбежно в силу изменения ситуации на рынке. Присутствие последних ослабляют позиции первых, зачастую также обрекая их на закрытие бизнеса. В случае, если рынок избавится от наиболее нестабильных и экономически слабых компаний, целый ряд игроков получит шанс на закрепление на рынке. И этот шанс, на мой взгляд, у них должен быть: в ситуации, связанной с приходом иностранцев и борьбой российских страховых гигантов, нельзя забывать о праве на ведение бизнеса мелких компаний, соответствующих законодательным требованиям. Страхователи, в свою очередь, будут заключать договора с компаниями, вызывающими существенно меньше сомнений в своей жизнеспособности. Решение об отзыве лицензий может быть обжаловано в судебном порядке, поэтому страховщикам, чьи финансовые показатели соответствуют требованиям Минфина, опасаться нечего.

– Если у компании нет надёжных учредителей и акционеров, либо с ними не достигнуто взаимопонимание, увеличение капитала невозможно. Их деятельность сопряжена с высоким риском отказа в выплате страхового возмещения, и Росстрахнадзор решил оградить рынок от таких игроков, что, – полагает заместитель генерального директора СГ «Межрегионгарант» Александр Варенцов, – несомненно, является правильным. Кроме того, требования, предъявляемые к собственным средствам и резервам, более чем лояльны. Если компания не соответствует этим минимальным требованиям, то делать на страховом рынке такой большой и многонаселённой страны, как Россия, ей попросту нечего.

Скандальный уход с рынка одного игрока – это удар по репутации всего страхования в целом и каждого оставшегося игрока, в частности. Население страны и без того не доверяет страховщикам, для рынка минимизация потрясений полезна. Тем не менее, уход из бизнеса нежизнеспособных компаний необходим. В любом случае, компании-аутсайдеры будут неоднократно предупреждены о необходимости дополнительных финансовых вливаний или ухода с рынка, у них ещё есть время для передачи портфелей или объединения друг с другом, если, конечно, акционерам удастся договориться. Есть вероятность, что число компаний, на прощание громко хлопнувших дверью, будет несколько ниже, чем прогнозирует Росстрахнадзор.

В свете последних событий на российском рынке автострахования читателям «АП» нелишне будет ознакомиться с дистанционным рейтингом надёжности страховых компаний по результатам деятельности за первое полугодие 2007 г., подготовленным Национальным рейтинговым агентством. Данные для анализа были предоставлены самими компаниями в виде анкет и форм финансовой отчётности (1 и 2 форма). Дистанционный рейтинг пересматривается ежеквартально.

При проведении процедуры дистанционного рейтингования оцениваются, в первую очередь, финансовые показатели компании за конкретный период времени.

 

Название компании

Город

Уставный капитал (тыс. рублей)

Страховые резервы (тыс. рублей)

Наличие индивидуального рейтинга

 Группа AA (очень высокая надежность – второй уровень)

ЗАО "Страховая группа "УралСиб"

Москва

2 200 000

7 311 035

-

 

Группа AA- (высокая надёжность – третий уровень)

ООО "Группа Ренессанс Страхование"

Москва

2 100 800

4 466 880

-

 

Группа A+ (высокая надёжность – первый уровень)

ОАО СК "Русский мир"

Москва

500 000

4 314 980

-

ОАО "ЖАСО"

Москва

869 000

4 586 371

-

 

Группа A- (высокая надежность - третий уровень)

ООО СК "ВТБ-РОСНО"

Москва

435 500

638 407

-

 

Группа BBB+ (достаточная надёжность – первый уровень)

СО "Надежда"

Красноярск

102 947

237 285

да

 

Группа BBB (достаточная надёжность – второй уровень)

МСО "Надежда"

Красноярск

30 000

123 493

да

 

Группа BBB- (достаточная надёжность – третий уровень)

ОАО "Межбанковская Региональная Страховая Компания"

Москва

252 200

217 241

-

ЗАО "СК "Альма"

Москва

120 000

73 810

-

 

 

ФССН в связи с невозможностью установить место нахождения разыскивает страховые организации:

1. ООО «Страховая компания «Юст-Гарант» (рег. № 3807, лицензия № С 3807 38 от 04.07.2007 г.). На момент публикации заявленный адрес: 664000, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Российская, д. 10, оф. 409.
2. ООО «Отечественное Страховое Общество» (рег. № 3863, лицензия № С 3836 77 от 05.06.2007 г.). На момент публикации заявленный адрес: 129346, г. Москва, ул. Коминтерна, д. 48/5.
3. ООО «Страховая компания «ИжАСКО» (рег. № 938, лицензия № С 0938 18 от 09.04.2007 г.). На момент публикации заявленный адрес: 426063, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, д. 13.

Адрес Федеральной службы страхового надзора: 125993, г. Москва, Миусская пл., д. 3, стр. 1.
Контактные телефоны: (495) 251-50-55; 251-81-34.
Факс: (495) 251-50-55.
E-mail: fssn@fssn.ru.