Топливо "Биотопливо как реальная альтернатива"


Виктор СТЕПАНОВ

 

Во всём мире большое внимание сегодня уделяется возобновляемым источникам энергии. Многие из них производятся из зерна, стеблей растений, биомассы, древесины и других биоматериалов. Так, растительное масло, получаемое при переработке семян рапса, используется не только для пищевых целей, но и в качестве биокомпонента для производства биодизельного топлива. При этом на рапсовом масле могут работать двигатели специальной конструкции, а на смеси с дизельным топливом нефтяного происхождения - обычные дизели, адаптированные к такому топливу. В мировой практике наиболее широко используются смеси дизельного топлива с метилэфирами жирных кислот, получаемых от последующей переработки рапсового масла на специальных установках.

 

В странах Евросоюза биотопливо считают реальной альтернативой использованию нефтепродуктов в транспорте. Как отмечают в Представительстве Еврокомиссии в Украине и Беларуси, в ЕС надеются, что развитие биотопливных технологий позволит уменьшить зависимость экономики входящих в него стран от импорта нефти, и в то же время оно сделает европейский транспорт экологически более чистым.

Кроме того, переход к использованию биотоплива принадлежит к числу основных элементов политики ЕС, направленной на решение проблемы изменения климата. Ведь автомобильный транспорт является главным, после энергетики, виновником попадания в атмосферу газов, вызывающих так называемый парниковый эффект. Он несёт ответственность за одну пятую от всего количества попадающего в атмосферу углекислого газа (CO2), который играет главную роль в создании "парникового эффекта".

Во многих частях света уже работают над сокращением выбросов парниковых газов автомобильным транспортом. В Соединённых Штатах, Канаде, Японии, Корее, Китае и Австралии уже предпринимались административные меры и добровольные шаги в этом направлении. Некоторые из них сейчас пересматриваются с целью дальнейшего увеличения энергоэффективности топлива и сокращения выбросов CO2.

Президент США Джордж Буш объявил в ежегодном обращении в январе этого года, что он будет добиваться повышения энергоэффективности топлива для легковых автомобилей и лёгких грузовиков, а также поддержки технологии «чистого дизеля», мировыми лидерами которой сейчас являются европейские производители. Япония недавно объявила о своём намерении повысить энергоэффективность автомобильного топлива на 20 % к 2015 г.

ЕС признаёт, что биологические топлива могут способствовать выполнению требований Киотского протокола в отношении выбросов парниковых газов в атмосферу, в связи с чем директива ЕС 2003/30/EC ставит задачу увеличить долю биологического топлива на рынке автомобильного топлива до 5,75 % к 2010 г.

Как отмечается в распространённом Еврокомиссией сообщении, достижение поставленной ЕС цели – сократить выбросы углекислого газа новыми автомобилями до 120 г на километр пути к 2012 г. – позволит выполнить на 10 % требование Киотского протокола о снижении в 2012 г. выбросов парниковых газов на 8 % по сравнению с базовым годом (в большинстве случаев 1990 г.).

Кроме того, в странах Евросоюза считают, что развитие биотопливных технологий позволит уменьшить зависимость экономики Евросоюза от импорта нефти. Согласно решению Европейского Совета, который является саммитом глав государств и правительств стран-членов ЕС, в 2020 г. доля возобновляемых источников энергии (ветра, воды, солнца и биотоплива) в структуре энергетики ЕС должна составить 20 %.

В соответствии с программой Европейской Комиссии, в 2020 г. доля биотоплива в структуре транспортного топлива в ЕС должна равняться 10 % (в 2005 г. она составляла лишь 1 %). Важной целью программы ЕС является развитие биотоплива второго поколения – более чистого, чем это позволяют нынешние технологии.

Россия также намерена в ближайшие годы начать производство экологически чистого автомобильного биотоплива. Более того, предполагается, что страна сможет экспортировать это топливо в Европу. По словам министра сельского хозяйства Российской Федерации Алексея Гордеева, завод по производству биоэтанола из зерна уже строится в Омске, ещё один завод – по производству биодизеля из рапса – планируется построить в западной части страны.

Опытная партия биодизельного топлива выпущена и в Беларуси. Согласно информации Министерства экономики, 705 т смесевого топлива, имеющего в основе дизельное топливо с добавлением масла рапсового специальной очистки и коагулятора-разбавителя было выпущено в Беларуси в прошлом году на ОАО “Новоельнянский межрайагроснаб”. Здесь с 2001 г. начала поэтапно использоваться первая в Республике Беларусь технология производства биодизельного топлива. Для этого было приобретено и установлено технологическое оборудование для получения рапсового масла и смесевого биодизельного топлива. На этом топливе, а также на планируемом к выпуску в этом году производятся эксплуатационные испытания дизельных двигателей мобильной техники. Анализ результатов работы тракторов, автомобилей, уборочных машин уже показал, что биодизельное топливо с содержанием в нём до 10 % рапсового масла и 5 % коагулятора-разбавителя не оказывает отрицательных воздействий на показатели работы двигателей. Однако при большем содержании масла рапсового требуется изменение конструкции как двигателя, так и топливной аппаратуры.

По другой технологии производство биодизельного топлива начнёт выпускаться в текущем году по двум, принятым Госстандартом в июле 2006 г., стандартам. В этом случае будет использоваться не чистое рапсовое масло, а продукты его обработки метиловым спиртом (метанолом) в смеси с катализатором. В результате из рапсового масла получается метиловый эфир жирных кислот. Этот продукт может использоваться в работе дизельных двигателей как самостоятельно, так и в смеси с нефтяным дизельным топливом в любом соотношении. Конструкция двигателя при этом практически не меняется.

Мощность опытной установки составляет 2 тыс. т в год. По результатам эксплуатации опытного оборудования в «Белнефтехиме» будет рассматриваться вопрос о приобретении технологической установки для промышленного производства биотоплива.

Как отмечают специалисты, и первая, и вторая технологии позволяют снижать применение нефтепродуктов, но главное заключается в том, что использование биодизельного топлива на основе продуктов переработки маслосемян рапса на 20 – 22 % уменьшает дымность отработанных газов и выброс окислов азота.

Cпециалисты концерна «Белнефтехим» считают необходимым принятие в Беларуси нормативных актов, направленных на уменьшение стоимости биодизельного топлива и повышение таким образом его привлекательности для покупателей. Кроме того, существует проблема обеспечения основным сырьём для биотоплива – рапсовым маслом.

На решение этой задачи направлены планы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, согласно которым в Беларуси в ближайшие два-три года будет построено несколько предприятий по переработке маслосемян рапса и выработке из них биотоплива.

По словам заместителя главы Минсельхозпрода Василия Павловского, в нынешнем году такой завод будет введён в Бобруйске, а самый мощный завод по производству биотоплива из маслосемян рапса планируется построить в Гродненской области.

Кроме того, в Беларуси намерены увеличить производство рапса. По словам В. Павловского, в этом году посевные площади под рапс уже увеличены до 210 тыс. га. Причём озимого рапса посеяно 168 тыс. га, что в 2,3 раза больше уровня прошлого года. Если в 2006 г. хозяйства страны произвели 147 тыс. т маслосемян рапса, то в текущем году предполагается произвести их в объёме более 200 тыс. т, а к 2010 г. в Беларуси планируют увеличить эти показатели до 600 тыс. т.

Возможно также привлечение в производство биотоплива в республике иностранных инвестиций. В частности, о готовности участвовать в производстве биотоплива в Беларуси заявил 15 января 2007 г. в ходе встречи в Бресте с членом Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания РБ по международным делам и национальной безопасности, председателем Брестского областного исполнительного комитета Константином Сумаром заместитель президента китайской корпорации CLETC Ма Цзян. Это крупное государственное предприятие занимается вопросами зарубежного экономического сотрудничества, и в ходе визита в Беларусь её представитель предложил сотрудничество в реализации ряда проектов, в том числе строительства предприятия по переработке рапса в дизельное топливо.