Возвращаясь к напечатанному "За двумя зайцами"


 

Алексей МАРКОВ

 

Видно, позабыв о народной мудрости «за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», белорусские чиновники решили «помочь» международным перевозчикам с обновлением автопарка, состояние которого весьма плачевно, и в то же время не дать в обиду Минский автомобильный завод.

 

В текущем году был принят Указ Президента Республики Беларусь № 129 «О некоторых мерах по развитию международных перевозок». Законодательным актом предусматривается «беспошлинный» временный ввоз нового импортного подвижного состава (тягачей, грузовых автомобилей и полуприцепов для доставки негабаритных грузов) при условии приобретения… равного количества новых транспортных средств белорусского производства – читай автомобилей МАЗ. После трёх лет ожиданий (как тут не вспомнить, сколько времени надо ждать обещанного) упомянутый документ не оправдал надежд белорусских транспортников: они лишь разводят в недоумении руками.

Комментарий нашего корреспондента по поводу означенной ситуации был опубликован в предыдущем номере журнала «Автоперевозчик» под заголовком «МАЗ – в нагрузку». Однако оказалось, что точку ставить рано. История белорусской модели развития экспорта автотранспортных услуг получила своё продолжение в инструкции, разработанной Министерством транспорта и коммуникаций по согласованию с Минпромом и Государственным таможенным комитетом республики, которая стала своеобразным «дополнением» к 129-му указу. При внимательном её прочтении создаётся устойчивое впечатление, что установленные указом № 129 «кабальные» условия беспошлинного временного ввоза импортных транспортных средств при условии равного приобретения подвижного состава белорусского производства стали ещё «круче».

Согласно Указу Президента Беларуси, перевозчикам предоставлялась возможность приобретения малотоннажных грузовых автомашин (до 6 т), прицепов, полуприцепов и других мазовских транспортных средств, при покупке которых будет согласован временный ввоз импортной техники. То есть ни о каком ограничении речь не шла. Инструкцией же, вопреки 129-му указу, белорусскому участнику рынка международных транспортных услуг навязывается жёсткий перечень подвижного состава Минского автозавода – только тягачи, грузовые автомобили более 20 т и «прочая» прицепная техника.

Также перевозчик обязан соблюсти временной отрезок – календарный год (с 1 января по 31 декабря), в течение которого необходимо приобрести МАЗ и взять в лизинг импортную технику. Может показаться, что этого времени предостаточно, чтобы подобрать варианты по белорусской технике и договориться о приобретении импортной. Но только на первый взгляд. Учитывая очереди в несколько месяцев (а то и более полугода) и на МАЗе, и у зарубежных производителей, следует признать: для большинства транспортных компаний это условие практически невыполнимо. Ведь если сделка с МАЗом состоялась, допустим, летом, то, скорее всего, до 31 декабря ввезти импортные машины не удастся, а следовательно, и «льгота» пропала.

Другой момент. Допустим, белорусский международный перевозчик решил-таки воспользоваться «льготой»: ему нужны именно тягачи или 20-тонные грузовики и прицепы, он укладывается в означенные сроки. Однако его поджидает очередной сюрприз – нужно точно знать VIN-код будущего (неприобретённого, а скорее всего, ещё и непроизведённого) импортного автомобиля. А это в большинстве случаев узнать невозможно.

И последнее. Если в итоге транспортный оператор прошёл сквозь огонь, воду и медные трубы, получил-таки разрешение на временный ввоз импортного подвижного состава без оплаты таможенных платежей, долго ему радоваться всё равно не придётся. Ведь через 34 месяца (максимальный срок временного ввоза) нужно будет либо заплатить всю растаможку по полной программе, либо вернуть практически новые машины, за которые внесена большая часть лизинговых платежей, лизингодателю.

Приобретая определённую технику национального автопрома, белорусский международный перевозчик фактически расплачивается с государством за отсрочку уплаты таможенных платежей за импортную машину. (Эта ситуация с «льготным» ввозом зарубежного подвижного состава напоминает принципы торговли советского времени, когда в нагрузку к дефициту навязывали не пользующийся спросом товар.) В то же время уже сегодня в связи с принятием нового Таможенного кодекса Беларуси перевозчик имеет возможность вносить таможенные платежи в режиме временного ввоза периодически, уплачивая государству проценты по ставке рефинансирования Национального банка за пользование своеобразной рассрочкой, без «нагрузки» в виде МАЗа.

Словно «мыльный пузырь», лопнули все благие намерения чиновников «облегчить» жизнь белорусским перевозчикам и поддержать своего производителя. Погоня за двумя зайцами продолжается.

 

***

Прошло два месяца с начала действия «льготы». Очередь желающих ею воспользоваться не наблюдается. Более того, ещё ни один перевозчик не смог или не захотел приобрести технику на таких «выгодных» условиях.

Интересно, как скоро появятся желающие и найдутся ли они вообще до конца действия «режима благоприятствования», т. е. до 30 июня 2010 г.? Время покажет.