Безопасность "Россия – Швеция: опасно – безопасно"


 

Александра НОВИЧКОВА

 

Рост аварийности на дорогах всего мира приобретает угрожающие темпы. Поэтому проблемы дорожно-транспортной безопасности всё чаще обращают на себя внимание правительств многих стран. Ведь последствия ДТП – это не только трагедии отдельных людей и их семей, но и большие материальные затраты для всего общества.

Сегодня в Швеции отмечается самый низкий процент смертельных случаев на дорогах по сравнению с другими странами. Власти этого государства и России намерены улучшить процесс обмена опытом в такой важной сфере, как безопасность на дорогах. И одним из весомых шагов в этом направлении был сделан на российско-шведском семинаре по дорожно-транспортной безопасности, который состоялся 25 сентября текущего года в Москве.

 

Опасная Россия…

Печальное мировое «лидерство» по количеству жертв в ДТП принадлежит Китаю. Ежегодно в результате дорожных аварий в этой стране гибнет около 89 тыс. человек. Россия же недалеко ушла от таких показателей и занимает второе место в этой страшной статистике. По данным Министерства транспорта РФ, ежедневно на российских дорогах в авариях погибает 70 человек, 700 человек получают различные увечья. При сохранении существующих негативных тенденций к 2012 г. тяжесть последствий ДТП может увеличиться ещё на 20 %. Ежегодно в России в результате аварийности на дорогах умирает 35 тыс. человек. Причём погибшими в результате ДТП считаются только те, кто отправляется «в мир иной» в первые семь дней после аварии. Все те, кто умирает в больницах позже, в статистику не попадают.

По данным ГИБДД РФ, за первый квартал текущего года в РФ произошло 41356 ДТП, в результате которых 5624 человека погибли, а 50488 человек получили ранения. Вследствие вождения автомобиля в нетрезвом виде, произошло 1937 ДТП, 9899 аварий случилось по вине пешеходов. За указанный период произошло 3662 ДТП с участием детей, в которых 142 ребёнка погибли, 3766 детей получили ранения. Из них 73 погибших и 2442 раненых ребёнка были пешеходами, 63 погибших и 1225 раненых детей были пассажирами транспортных средств, 2 погибших и 47 раненых детей были велосипедистами. В городах и насёленных пунктах произошло 31034 аварий, 10263 ДТП – на автодорогах, в том числе 3997 – на федеральных, 59 – в других местах.

 

Основные виды ДТП в России за январь – март 2007 г.

 

 

Основные виды нарушений ПДД водителями, в результате которых произошло ДТП в России (январь – март 2007 г.)

 

 

 

Основные виды нарушений ПДД пешеходами, в результате которых произошло ДТП в России (январь – март 2007 г.)

 

 

 

Между тем, Германия, например, с населением в 82 млн человек в прошлом году потеряла в ДТП 5 тыс. человек. Тогда как уровень автомобилизации в этой стране выше российского в шесть раз...

Проблема безопасности на российских дорогах с недавних пор утвердилась как политическая. И это неудивительно: демографическую проблему невозможно решить в стране, в которой в течение года погибает такое количество людей. Директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта, геодезии и картографии Минтранса РФ Олег Старовойтов отметил, что для России вопросы обеспечения безопасности дорожного движения настолько обострены, что уже обрели характер национального бедствия. Поэтому для страны очень ценен опыт стран Евросоюза, успешно решающих проблему обеспечения безопасности дорожного движения. Примером в этой работе служит опыт Национального общества безопасности дорожного движения Швеции, которое содействует внедрению системы управления скоростью дорожного движения, а также решения Общепартийного Парламентского консультационного совета по безопасности на транспорте.

По словам министра транспорта Швеции Осы Торстенссон, государственные учреждения и автопроизводители этой страны всегда готовы поделиться опытом и знаниями в сфере безопасности с Россией.

Сегодня в Минтрансе РФ принимаются определённые меры по улучшению ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, одобренная Правительством РФ «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 г.» включает разделы, связанные с этим вопросом (например, внедрение современных перевозочных, управленческих и информационных технологий и развитие систем мониторинга транспортного процесса). Также министерство разрабатывает ряд отраслевых программ по снижению уровня аварийности в местах концентрации ДТП, повышению безопасности на пересечениях автомобильных и железных дорог, а также замене и установке барьерных ограждений и дорожных знаков на федеральных автодорогах.

Помимо этого, Минтранс РФ осуществляет ряд дополнительных мер в области совершенствования нормативно-правового регулирования. В Госдуму представлены проекты следующих Федеральных законов: «Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации»; «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом на маршрутах регулярного сообщения Российской Федерации». В этих законопроектах учтены новые требования, связанные с выходом в последнее время ряда федеральных законов и постановлений Правительства РФ.

Ещё одним важным направлением повышения безопасности дорожного движения является реализация Россией взятых международных обязательств в рамках Конвенций и Соглашений в области автотранспорта и безопасности дорожного движения. Они определяют реальные механизмы организации и обеспечения безопасности движения, повышения конструктивной и эксплуатационной безопасности автотранспортных средств и допуска их к эксплуатации через гармонизацию с международными требованиями. Деятельность по реализации Соглашений будет вестись Минтрансом России во взаимодействии с другими заинтересованными министерствами.

– Практика международных отношений в области транспорта подтвердила перспективность таких видов сотрудничества, как проведение совместных консультаций экспертов, технических семинаров, тематических стажировок по наиболее актуальным проблемам, в том числе и в области обеспечения безопасности дорожного движения, – сказал О. Старовойтов.

 

…безопасная Швеция

Шведские заводы, выпускающие грузовые и легковые автомобили, а также автобусы, многие годы занимают передовые позиции в мире в области безопасности автомобилей.

По словам чрезвычайного и полномочного посла Королевства Швеция в РФ Юхана Муландера, большое значение для страны имеют торгово-экспортные отношения с Россией. Доказательством этому служат неуклонно растущие объёмы продаж зарубежных грузовых и легковых автомобилей в РФ. Сегодня доля экспорта в Россию среди других мировых держав для Швеции составляет 28 %. Его объём за последние семь лет вырос в пять раз (в прошлом году он составил 6 млрд долларов). Продолжается вложение шведских инвестиций в страну, в том числе и в автопром. Например, около 100 млн евро было вложено в новое производство грузовых автомобилей Volvo в Калуге. Мощность предприятия позволит собирать 15 тыс. грузовиков в год. Компания «Scania» тоже объявила, что планирует открыть завод, который будет выпускать до 10 тыс. автомашин в год.

– Важно, чтобы мы сообща, государственными и научными силами, повышали транспортную безопасность и обменивались знаниями в этой области. Шведская транспортная промышленность смогла повысить безопасность своей продукции, а заодно и свою конкурентоспособность на международном рынке, – заявил Ю. Муландер.

Сегодня на шведских дорогах каждый год гибнет около 500 человек, тогда как население страны составляет 8,7 млн человек. С 1975 по 1998 гг. уровень смертности (количество смертей на 10 тыс. жителей) в результате ДТП в Швеции сократился на 58,3 %, тогда как, к примеру, во Франции этот показатель достиг только 42,6 %, в США – 27,2 %, в Японии – 25,5 %.

По словам управляющего директора Инспекции дорожного движения Швеции Ларса Бергфалька, страна шла к таким результатам долгие годы.

 


Решения, оказавшие значительное влияние на уровень безопасности дорожного движения в Швеции

1968 г. Образовано Управление по безопасности дорожного движения в Швеции. Впоследствии этот орган был интегрирован в Государственное дорожное управление, чтобы иметь более широкий взгляд на безопасность дорожного движения.

1971 г. Впервые введено дифференцированное ограничение скорости.

1975 г. Использование ремней безопасности на передних сиденьях.

1977 г. Использование подсветки в дневное время.

1986 г. Использование ремней безопасности для взрослых на заднем сиденье.

1989 г. Количественные задачи по улучшению безопасности движения.

1990 г. Снижен предел содержания в крови алкоголя.

1994 г. Удвоено количество тестов с применением алкогольно-респираторных трубок.

1997 г. Парламент принял программу «Vision Zero».

1998 г. Ограждения для разделения направлений движения. Муниципалитеты устанавливают ограничение скорости до 30 км/ч в городских районах.

1999 г. Использование ремней безопасности в грузовых автомобилях и автобусах.

 

 

С каждым годом в стране стабильно уменьшается уровень смертности на дорогах. Однако в текущем году этот показатель возрос, что связано с большим количеством мотоциклов на шведских дорогах, а также ростом серьёзных ДТП в городских районах.

По мнению Л. Бергфалька, все улучшения относительно безопасности дорожного движения произошли в Швеции в результате совместных усилий муниципалитетов, правительства и промышленности. Страна всегда находилась на передовых рубежах в области исследований дорожной безопасности. В университетах и промышленных центрах этому придавали большое значение. Шведские компании («Volvo», «Scania» и «Saab»), производящие грузовые автомобили, уделяют большое внимание не только качеству, но и безопасному использованию своей продукции.

Сегодня шведские муниципалитеты и производители автотехники проводят исследования, направленные на повышение безопасности дорожного движения: перестраивается дорожная инфраструктура, предлагаются новые услуги для того, чтобы создать безопасную систему для водителей ТС. Причём система эта должна быть приспособлена к людям с разными умственными и физическими способностями и с разным пониманием тех сложностей, с которыми водители сталкиваются на дороге. Для молодых водителей, которые в любой стране входят в самую большую группу риска, создаются дополнительные условия для подготовки к вождению. Для опытных же водителей возникает проблема приспособления к управлению современными автомобилями. Необходимо также изменить ритм движения. Сейчас в Швеции изучается возможность объединения органов, занимающихся безопасностью транспорта на дорогах, в воздухе и на железных дорогах, для того, чтобы создать общую систему безопасности. Но для этого, конечно, важно чёткое руководство правительства страны, без которого добиться понимания этих ключевых для общества проблем очень сложно.

Десять лет назад шведский парламент принял курс на «нулевой показатель» (программа «Vision Zero»). По словам директора Департамента по дорожной безопасности Швеции Андерса Ли, самым важным аспектом программы является этическая сторона вопроса. Для любого государства первостепенным должен быть курс на сохранение жизни и здоровья своих граждан.

Так исторически сложилось, что основная ответственность в ДТП возлагается на участников дорожного движения, т. е. на индивидуальных пользователей дорогами. В программе «Vision Zero» ответственность возлагается совместно на участников дорожного движения, которые несут ответственность за соблюдение ПДД, и проектировщиков систем безопасности, которые отвечают за проектирование, эксплуатацию и применение дорожно-транспортной системы и, таким образом, отвечают за уровень безопасности системы в целом. Но самым главным является то, что если участники дорожного движения не соблюдают эти правила из-за недостатка знаний, то проектировщики системы должны предпринять дальнейшие действия по предотвращению несчастных случаев со смертельными исходами или с нанесением тяжёлых травм.

Большое количество аварий на дорогах связано с вождение автомобиля в нетрезвом виде. По разным оценкам, в Европе 25 % серьёзных аварий – результат употребления водителями алкоголя. Нужно предпринимать конкретные действия, а именно, обеспечивать общественную осведомлённость и одобрение, полицейское наблюдение, устройство нынешних автомобилей и новые разработки. Для современных ТС необходимы системы ограничения скорости.

Пешеходы являются непосредственными участниками дорожного движения. И водитель обязан считаться с их интересами при выборе скоростного режима. При скорости автомобиля 30 км/ч вероятность гибели пешехода при столкновении с ТС составляет 10 %, тогда как при 50 км/ч – 80 %. По мнению А. Ли, более высокие скорости (от 70 км/ч и выше) должны быть разрешены при наличии срединных разделителей, безопасных зон на обочинах и ограждений. Ограничение скорости должно происходить одновременно с проектированием дорог и автомобилей. Также необходимы камеры слежения за скоростью на дорогах.

Конечно, в автомобилях должны быть системы напоминания о ремнях безопасности. По статистике, в 90 % случаев при использовании ремней безопасности количество смертельных исходов и получения тяжёлых травм при авариях снижается в два раза.

В Тилосандской декларации установлены основные права граждан по безопасности дорожного движения. Они служат для защиты граждан от травм и смерти в результате ДТП. Права основаны на общем положении о том, что участники дорожного движения не хотят причинять вред себе или другим независимо от условий использования дорог. Участники дорожного движения, особенно водители, имеют множество обязанностей, тщательно разработанных за многие годы. Все должны знать и выполнять эти обязанности даже при отсутствии наблюдения. Однако остаётся фактом то, что дорожно-транспортная система не является безопасной даже для тех участников дорожного движения, которые ответственно и наиболее эффективно используют её.

По словам директора Департамента по дорожной безопасности Швеции, в стране для инициации применения стандарта управления безопасностью дорожного движения предприняты следующие меры. В SIS (Шведский институт стандартов) разработало предложение по новому рабочему элементу в ISO. Оно рассматривается в данный момент.

 

 

Десять самых запутанных автомобильных развязок мира

 

1. Развязка на шоссе I-710 и I-105, Лос Анджелес, Калифорния, США. Координаты: 33 54’46.30”N, 118 10’48.33”W.

2. Развязка A9, Шанхай, Китай. Координаты: 31 7’15.17”N, 121 23’5.50”E.

3. Волшебный Объезд (The Magic Roundabout), Суиндон, Вилтс, Великобритания. Координаты: 51 33’46.36”N, 1 46’17.10”W.

4. Таганская площадь, Москва, Россия. Координаты: 55 44’28.54”N, 37 39’14.64E.

5. Площадь Шарля де Голля (Площадь Звезды), Париж, Франция.
Координаты: 48 52’25.46”N, 2 17’42.49”E.

6. Хулио Авенида 9, Буэнос Айрес, Аргентина. Координаты: 34 36’13.16”S, 58 22’53.54”W.

7. Развязка Том Мореланд, Атланта, Джорджия, США.
Координаты: 33 53’31.27”N, 84 15’33.29W.

8. Развязка между шоссе 9 и 6, Токио, Япония. Координаты: 35 50’9.45”N, 139 51’33.48”E.

9. Развязка Гравелли Хилл, Бирмингем, Великобритания.
Координаты: 52 30’39.63”N,1 51’53.53”W.

10. Лондонский круг, Канберра, Австралия. Координаты: 35 18’30.78”S, 149 07’25.62”E. 

 

 

Повысится ли безопасность?

По мнению генерального директора Федерального государственного учреждения «Дирекция по управлению Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 гг.», МВД России Бориса Циклиса, с принятием в прошлом году Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на 2006 – 2012 гг.» борьба за дорожную безопасность вышла на новый государственный уровень. Сейчас эта проблема решается комплексно с использованием межведомственных, региональных и других механизмов взаимодействия. Согласно программе, в этом процессе участвует ряд заинтересованных министерств и ведомств, администраций регионов России. Функцию руководства реализацией программы осуществляет министр внутренних дел РФ Рашид Мургалиев. Непосредственно за её осуществление (по поручению министра внутренних дел РФ) отвечает главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Виктор Кирьянов. Текущее управление программой, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 100 от 20.02.2006, осуществляет федеральное государственное учреждение Дирекция программы повышения безопасности дорожного движения. Государственным заказчиком и координатором программы определены Министерство внутренних дел (МВД), Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, а также Федеральное дорожное агентство.

В настоящее время завершается работа по созданию концепции информационной политики освещения хода и реализации программы. В конце этого года работа должна быть завершена.

Программа осуществляется в два этапа – с 2006 по 2007 гг. и с 2008 по 2012 гг. На первом формируются научные, организационные и законодательные основы систем безопасности дорожного движения, направленные на стабилизацию основного целевого показателя. На втором этапе будет реализован основной комплекс капиталоёмких мероприятий, оказывающих наиболее существенное влияние на состояние безопасности дорожного движения.

Общий объём финансирования программы составляет 53,4 млрд рублей. Из них из средств федерального бюджета выделено 22,3 млрд, за счёт средств бюджетов субъектов РФ – 30,6 млрд и 0,5 млрд – из других источников.

Ожидаемые конечные результаты программы – сокращение к 2012 г. количества погибших в результате ДТП в полтора раза по сравнению с 2004 г. Социально-экономический эффект её реализации может составить 626 млрд рублей, бюджетный – 85 млрд рублей.

Программа реализуется по следующим основным направлениям:

– повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;

– инженерные меры, направленные на совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в городах;

– развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП;

– совершенствование нормативно-правовых, методических и организационных основ системы управления деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения.

За время существования программы её государственными заказчиками заключено более 300 государственных контрактов, которые обеспечивают проведение научно-исследовательских работ, покупку оборудования и спецтехники, возведение объектов дорожной инфраструктуры.

Для специалистов служб, обеспечивающих безопасность дорожного движения и участвующих в ликвидации последствий ДТП, а также для старшеклассников, студентов и других категорий населения, обучающихся на курсах вождения, для водителей ТС и пешеходов разработан мультимедийный цикл с участием Рособразования по оказанию помощи детям, пострадавшим в ДТП.

В рамках программы подготовлен пилотный проект навигационной системы контроля оперативной связи на территории субъектов РФ, позволяющий оперативно определять бригады и патрули оперативных служб, которые находятся ближе других к месту ДТП и прокладывает оптимальный маршрут их проезда к этому месту происшествия. Два опытных образца изготовлены и уже введены в пробную эксплуатацию Росздравом на городской станции скорой помощи в Санкт-Петербурге.

 

Аварийность в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за январь 2007 г.


Санкт-Петербург

Ленинградская область

Всего

2007 г.

2006 г.

Отклонение

Удельный вес
от общего кол-ва
по двум
регионам

2007 г.

2006 г.

Отклонение

Удельный вес
от общего кол-ва
по двум
регионам

2007 г.

2006 г.

Отклонение

+/-

%

+/-

%

+/-

%

Всего ДТП

686

605

+ 81

+ 13,4

73,0

254

176

+ 78

+ 44,3

27

940

781

+ 159

+ 20,4

Всего погибло людей

70

45

+ 25

+ 55,6

53,0

62

57

+ 5

+ 8,8

47

132

102

+ 30

+ 29,4

в том числе погибло детей

0

0

0

0

0

1

2

- 1

- 50

100

1

2

- 1

- 50

Всего ранено людей

778

710

+ 68

+ 9,6

72,8

291

206

+ 85

+ 41,3

27,2

1069

916

+ 153

+ 16,7

в том числе ранено детей

56

41

+ 15

+ 36,6

80

14

6

+ 8

+ 133,3

20

70

47

+ 23

+ 48,9

Тяжесть последствий

8,3

6

+ 2,3

+ 38,6

17,6

21,7

- 4,1

- 18,9

 -

11

10

+ 1

+ 10

ПРИЧИНЫ

По вине водителей

451

414

+ 37

+ 8,9

69,3

200

126

+ 74

+ 58,7

30,7

651

540

+ 111

+ 20,6

в том числе в нетрезвом состоянии

12

11

+ 1

+ 9,1

63,2

7

8

- 1

- 12,5

36,8

19

19

0

0

без права управления

9

10

- 1

- 10

50

9

8

+ 1

+ 12,5

50

18

18

0

0

По вине пешеходов

232

189

+ 43

+ 22,8

82

51

48

+ 3

+ 6,3

18

283

237

+ 46

+ 19,4

в том числе в нетрезвом состоянии

14

10

+ 4

+ 40

77,8

4

10

- 6

- 60

22,2

18

20

- 2

- 10

По вине велосипедистов

1

0

+ 1

0

50

1

1

0

0

50

2

1

+ 1

+ 100

Прочие причины

2

2

0

0

50

2

1

+ 1

+ 100

50

4

3

+ 1

+ 33,3

 

Проблема борьбы с аварийностью по большей части решается в регионах. Поэтому деятельными инструментами должны служить региональные программы повышения безопасности дорожного движения. Основными их задачами являются:

– разработка и применение эффективных схем и средств организации дорожного движения;

– ликвидация и профилактика возникновения опасных участков дорожного движения на территории сети дорог;

– повышение эффективности аварийно-спасательных работ по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

Одна из функций Дирекции программы – контроль и координация хода выполнения мероприятий региональных целевых программ по повышению безопасности дорожного движения. Региональные программы по срокам, этапам и задачам в основе своей соответствуют федеральной программе.

Для оперативного взаимодействия с субъектами РФ в этом году создаются системы информационного обмена на основе работ автоматизированных рабочих мест (так называемая система АРМ). Она позволит в режиме реального времени представлять отчёт о проведении намеченных мероприятий.

В настоящее время уделяется большое внимание вопросам разработки и введения методического обеспечения деятельности по взаимодействию федерального центра и субъектов РФ, муниципальных образований и всех остальных сторон, связанных с реализацией федеральной целевой программы. В этой связи издаётся материал, который входит в основной нормативный документ программы. Система АРМ призвана своевременно информировать участников программы о различных методических разработках, готовящихся в Дирекции.

Эта Федеральная целевая программа – не первая для России. Предыдущие две программы носили технический характер. Они касались строительства и реконструкции дорог, оснащения и переоснащения дорожных служб специальной техникой. Нынешняя программа стала межведомственной, тем самым она кардинально отличается от предшествующих. Многие её пункты связаны с решением идеологических, правовых вопросов, проблем подготовки водителей и спасению пострадавших. Она посвящена человеку, воспитанию участников дорожного движения и самое главное – детей.

 

 

Первая Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в России» была рассчитана на 1996 – 1998 гг. Её целью стало уменьшение, по сравнению с 1991 г., числа смертных случаев в ДТП на 10 – 20 %, т. е. сохранить жизнь 3200 – 6500 человекам. Причём, как было записано в программе, 20 % необходимых для её реализации денежных средств должен был выделить федеральный центр, а 80 % – территориальные дорожные фонды. Однако до 1998 г. денег не выделили, поэтому срок действия программы продлили до 2000 г.

Что касается содержательной части первой программы, то, как утверждали разработчики, выбор её основных мероприятий был выполнен на основе метода экспертных оценок и рассмотрения более 50 альтернативных вариантов направления работ. В итоге все мероприятия объединили в четыре целевых проекта, каждый из которых должен был координировать работу определённого круга специалистов, имеющих опыт решения таких задач, как пропаганда безопасности дорожного движения и формирование общественного мнения; организация движения и эксплуатация автодорог, связи на дорогах и оказание медицинской помощи при ДТП. Очень важным было и то, что в ней значительное место занимали технические вопросы. В частности, связанные с реконструкцией дорожной сети.

 

 

 

Вторая Федеральная программа «Повышение безопасности дорожного движения в России» была принята на период 2002 – 2010 гг. в качестве подпрограммы Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России на период 2002 – 2010 гг.».

В ней были перечислены следующие мероприятия:

– создание специальной автотранспортной медицинской инфраструктуры, включающей научно-исследовательский центр и службы медицинского обеспечения автотранспортных предприятий (сохранение жизни 300 – 350 чел. в год);

– проведение целевых информационно-пропагандистских кампаний, внедрение более эффективных методов обучения населения правилам безопасного поведения на дорогах (сохранение жизни ещё 300 – 400 чел. в год);

– совершенствование государственных стандартов в области конструктивной и эксплуатационной безопасности автотранспортных средств и приведение их в соответствие с Правилами ЕЭК ООН и международными соглашениями, а также разработка нормативных документов по стандартизации;

– проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с совершенствованием контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей (за счёт этих групп мероприятий планировалось сохранить жизнь 4300 – 5200 чел. в год).

Суммарный бюджет второй программы – 25 млрд рублей, в том числе около 3 % – из средств федерального бюджета, 2,5 % – из местных и региональных бюджетов и около 94,5 % – из других источников. Таким образом, при бюджете в 25 млрд рублей планировалось за восемь лет сократить число смертных случаев минимум на 39 тыс. человек. То есть на предотвращение одного смертельного случая предполагалось тратить 641 тыс. рублей, или чуть более 21 тыс. евро.

Это не идёт ни в какое сравнение с европейскими нормами. Достаточно сказать, что Еврокомиссия рекомендует странам-членам ЕС для рентабельного инвестирования в дорожную отрасль расходовать на предотвращение одного смертного случая 1 млн евро в год. Но даже и такого сверхнизкого уровня финансирования не было: как уже отмечалось, первая программа до 1998 г. вообще не финансировалась, а финансирование второй, по оценкам экспертов, не превышало 60 % запланированного.

 

 

Учтём ли опыт Австралии?

– Австралия давно переняла шведский подход к дорожной безопасности, и мы также придерживаемся нулевого варианта в качестве идеального подхода к безопасности на дорогах, – заявил руководитель главных проектов по транспортным авариям в Виктории (Австралия) Джонатан Пассмор.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в мире погибает 1,2 млн человек в дорожных авариях. С точки зрения авиационной безопасности это было бы абсолютно неприемлемо для общества, но на безопасность автодорожного движения оно почему-то смотрит «сквозь пальцы». Смертность от ДТП сильно отличается в разных странах.

 

Смертность в ДТП по регионам в 1990 – 2010 гг., тыс. чел.

 

Регионы

1990 г.

2000 г.

2010 г. (прогноз)

Восточная Азия и
Тихоокеанский регион

112

188

278

Восточная Европа и
Средняя Азия

30

32

36

Латинская Америка и
Карибский бассейн

90

122

154

Ближний Восток и
Северная Африка

41

56

73

Южная Азия

87

135

212

Африка к югу от Сахары

59

80

109

Развитые страны

123

110

95

ВСЕГО

542

723

957

 

Как видно из таблицы, самые низкие показатели смертности в ДТП наблюдаются в странах Восточной Европы и Средней Азии, а самые высокие – в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе.

В Виктории уровень смертности гораздо ниже, чем в среднем по стране. Но Австралия не всегда занимала одно из последних мест по смертности. Так, в 1970 г. здесь было зарегистрировано 30,4 смертей на 1 тыс. человек. Сегодняшний показатель Виктории – 6 смертей на тысячу населения. За последние пятнадцать лет количество погибших а авариях снизилось с 400 в 1992 г. до почти рекордных 340 в прошлом году. Во многом это связано с имплементацией стратегии, которая была принята в Австралии («Доберись до места живым»). Благодаря ей в стране удалось снизить смертность среди водителей, пассажиров и пешеходов.

В Австралии существует Комиссия по ДТП, которая занимается компенсацией семьям, пострадавшим в ДТП. Организация несёт ответственность за укрепление дорожной безопасности. Она функционирует за определённую плату, которую водители выплачивают вместе с дорожным налогом.

По мнению экспертов ВОЗ, более 30 % смертей в ДТП связаны с превышением скорости. В странах с меньшим доходом на душу населения эта цифра достигает 50 %. Поэтому в центр внимания в Австралии был поставлен вопрос снижения скорости. Риск аварий удваивается с каждыми пятью километрами скорости. Чем больше превышение скорости водителем, тем тяжелее травмы, получаемые пешеходами и людьми, находящимися в автомобиле, при столкновении. При скорости движения в 40 км/ч у пешехода есть только 40 % выжить, при 60 км/ч в 75 % случаях пешеход погибнет. Увеличение скорости всего лишь на 5 км/ч приводит к увеличению риска смерти пешехода на 32 %. Эти же 5 км/ч увеличивают риск получения серьёзных травм водителем и пассажирами на 20 %.

В Виктории в 2001 г. ограничение стандартной скорости было снижено с 60 до 50 км/ч. После этого количество смертей и тяжёлых травм среди пешеходов снизилось на 25 – 45 %. Учитывая, что в России 40 % погибших – это пешеходы, такое снижение может стать очень ценным шагом для страны.

С вождением автомобиля водителем в нетрезвом виде в Австралии тоже борются. Здесь проводились информационные кампании, рассказывающие об опасностях, связанных с движением в состоянии алкогольного опьянения. В результате количество таких смертей снизилось более чем на 70 % с 1987 г.

Ещё один вопрос, который поднял Европейский совет министров транспорта – это очень высокий риск среди молодых водителей. В Виктории, как и в любой другой стране, водители с 18 до 24 лет входят в самую большую группу риска. Поэтому с 1990-х годов здесь стали применять другую систему подготовки водителей. В 2007 г. требования к потенциальным водителям стали гораздо строже. Любой новый водитель должен перед получением прав «откатать» 120 (!) часов с инструктором. В России же в лучшем случае ученик получает 30 часов вождения с инструктором в автошколе. Кроме того, для молодых австралийских водителей существует очень много ограничений на протяжении первых четырёх лет вождения: полный запрет на использование мобильных телефонов, никакого алкоголя в крови (даже допустимые 0,5 промилле), запрет на вождение особенно мощных машин. Эти меры предотвращают примерно 800 ДТП.

Ещё одним важным компонентом является безопасность автомобилей. Недавно в Австралии были проведены исследования, которые показали, что если водители перейдут на самые безопасные машины в своём классе, то количество ДТП может снизиться до 30 %, а травматизм на дорогах – на треть. Причём это не связано с изменением манеры вождения водителей, со снижением ими скорости и т. д. Австралийская Комиссия по ДТП стремится обеспечить участников дорожного движения релевантной информацией, чтобы они сознательно делали свой выбор в пользу более безопасных автомобилей.

Одна из программ Виктории была направлена на электронную систему стабильности. Одновременно была начата кампания по более широкому распространению боковых подушек безопасности в ТС. Для обеспечения безопасных условий передвижения по дорогам нужны новые исследования. Поэтому в Австралии была создана программа, направленная на поддержание тенденции к повышению безопасности особенно опасных мест. Комиссия по ДТП принимает участие во всех новых проектах строительства дорог. Организация устанавливает специальные защитные барьеры из тросов и меняет перекрёстки со светофорами на круговые развязки.

 

(Окончание следует.)

 

НОВОСТИ РАЗБРОСАТЬ ПО ОДНОЙ НА РАЗНЫЕ ПОЛОСЫ ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ

 

Нарушил ПДД – садись в тюрьму!

Испанский парламент принял поправки к Уголовному кодексу страны, согласно которым водителей-лихачей будут сажать в тюрьму на срок до пяти лет. Реформа Уголовного кодекса, принятая парламентом, предусматривает заключение от двух до пяти лет для лиц, которые, находясь за рулём, сознательно подвергают опасности жизнь окружающих, и от шести месяцев до двух лет – для тех, кто делает это несознательно. Тюремному заключению могут подвергнуться водители, которые ездят со скоростью более 200 км/ч по автостраде, более 180 км/ч – по шоссе местного значения или более 110 км/ч – по городским трассам.

За управление автомобилем в состоянии сильного опьянения водителя тоже ждёт тюрьма, как и за вождение после утраты всех баллов талона предупреждений. За управление транспортным средством с аннулированным талоном предупреждений и за вождение без прав отныне полагается тюремное заключение от трёх до шести месяцев.

Ранее за все перечисленные нарушения правил дорожного движения полагался лишь денежный штраф. Напомним, что в июле прошлого года власти Испании в связи с ростом количества ДТП ввели талоны предупреждений к водительским удостоверениям, имеющие по 12 баллов. Они снимаются за нарушение того или иного правила дорожного движения. Утрата всех баллов лишает водителя возможности управлять транспортными средствами.

 

Германия значительно увеличит штрафы за нарушение ПДД

Министерство транспорта Германии намерено резко увеличить штрафы за нарушения ПДД. Глава ведомства обосновал планы желанием ещё лучше защитить разумных от неразумных на дорогах страны. В частности, штраф за управление машиной в нетрезвом состоянии может увеличиться в два раза (до 500 евро). За серьёзное превышение скорости максимальный размер штрафа предлагается поднять с нынешних 425 до 680 евро. Ужесточение штрафов должно вступить в силу в 2008 г.

 

В Великобритании запретили курить за рулём

В Великобритании, в соответствии с новой редакцией ПДД, которая вступила в силу в середине октября текущего года, курение за рулём будет приравнено к нарушению Правил. Такая мера должна помочь снизить количество аварий на дорогах страны.

В Министерстве транспорта Англии считают, что водитель, который курит за рулём при движении автомобиля, отвлекается от дороги, что значительно увеличивает риск попадания в аварию. Если такой курильщик всё же попадёт в ДТП, то в этом случае он будет должен выплатить штраф в размере 2500 фунтов стерлингов (около 5 тыс. долларов).

Однако некоторые английские водители против подобного пункта. Они считают, что этот запрет является нарушением их гражданских прав.

 

Запретят ли курить за рулём в России?

В Госдуму РФ внесён законопроект, вводящий административную ответственность за курение в процессе вождения автомобиля. Авторами этого проекта являются депутаты Тюменской областной думы. Инициативная группа предлагает дополнить главу 12 КоАП статьёй 12.38, устанавливающей штраф в размере 500 рублей за управление транспортным средством водителем, курящим во время движения.

«Курение за рулём отвлекает водителя от вождения так же, как и разговоры во время вождения по телефону, – говорится в пояснительной записке к законопроекту. – Во время прикуривания сигареты глаза отрываются от дороги, при этом автомобиль, движущийся со скоростью 60 км/ч, в течение одной секунды проезжает более 16 метров». По мнению авторов, внесение предложенных поправок в КоАП значительно повысит безопасность движения на дорогах.