МАФ - Конференция "Здоровье людей – в руках перевозчика"


 

Александр ЛУЦЕВИЧ

 

 

 

В рамках Третьего Международного Автотранспортного Форума прошёл круглый стол по теме «Основные направления работы по перевозке скоропортящихся пищевых продуктов специальными транспортными средствами на территории Российской Федерации». Российский автотранспортный союз (РАС), выступивший инициатором его проведения, предложил представителям экспертных организаций, предприятий-изготовителей специализированной техники и оборудования, перевозчикам обсудить проекты технического регламента «О требованиях к безопасности пищевых продуктов и процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации», а также «Правил по перевозке скоропортящихся пищевых продуктов».

 

 

Российская Федерация является одной из договаривающихся сторон «Соглашения о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок» (СПС), принятого в Женеве в рамках деятельности Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН 1 сентября 1970 г.

В РФ Компетентным органом по выполнению обязательств СПС в области автомобильного транспорта является Минтранс, а его постоянно действующим секретариатом определён РАС.

 

 

Европейские государства, более тридцати лет назад подписавшие Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), до сей поры не сошлись во мнении по поводу прямого использования требований, закреплённых данным документом, при доставках скоропортящихся грузов в пределах границ отдельно взятой страны. Одни при внутренних перевозках «под кальку» руководствуются международными нормами. Другие же на основе СПС разработали собственные регламенты с учётом государственной законодательной базы, специфики внутренних распределительных перевозок и прочих моментов.

В России обязательные требования установлены только для транспортных средств, предназначенных для международных автоперевозок скоропортящихся пищевых продуктов. И следует отдать должное, что они строго соблюдаются. При весьма широкой географии поездок (Польша, Германия, Швеция, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, Беларусь, Казахстан и т. д.) и существенных объёмах (за минувшие четыре года выдано более 2500 свидетельств СПС), к российским перевозчикам не было претензий и замечаний о нарушении требований СПС.

Однако на внутреннем рынке ситуация не настолько однозначна. Между перевозчиками скоропортящейся продукции, экспертами контролирующих инстанций, производителями специализированной техники и оборудования, грузоотправителями нет-нет да и возникают противоречия. С точки зрения специалистов, причина разногласий – в отсутствии технического регламента и правил по перевозке скоропортящихся пищевых продуктов внутри страны.

Проблема не настолько узкоспециализированная, как может показаться. Ведь в технологической цепи от производства до потребления скоропортящихся пищевых продуктов процесс перевозки, в отличие от процессов переработки и хранения, которые осуществляются в оборудованных стационарных помещениях, таит повышенную опасность для жизни и здоровья людей. Применение транспортных средств, не обеспечивающих соблюдение необходимых температурных режимов, грозит инфекционными заболеваниями, отравлением и т. д.

 

Российский кафтан по международным меркам

Сегодня под грифом «Проект» подготовлен технический регламент «О требованиях к безопасности пищевых продуктов и процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации», а также «Правила по перевозке скоропортящихся пищевых продуктов».

Казалось бы, зачем нужны эти документы, если имеются федеральные законы о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о качестве и безопасности пищевых продуктов? Действительно, в них определено, что доставка скоропортящихся грузов должна осуществляться специализированно охлаждаемым изотермическим транспортом. Но обязательные требования к такому подвижному составу не установлены, и их правовое регулирование до настоящего времени не проводится.

– Объектами технического регулирования регламента являются специализированные автомобили-фургоны, автоцистерны, прицепы и полуприцепы со специализированными кузовами, прицепы и полуприцепы-цистерны, – поясняет советник по науке НИИ автомобильного транспорта Иван Дынга. – В регламенте даётся их классификация по конструктивному устройству, изотермическим свойствам, эффективности применяемого термического оборудования. Нормы безопасности, методы испытания, маркировка транспортных средств для перевозок скоропортящихся продуктов в пределах России аналогичны международным. Это соответствует практике ряда европейских стран. Например, во Франции, Португалии и Испании требования СПС применяют также для контроля подвижного состава, предназначенного для внутренних перевозок.

Гармонизация с международными нормами позволяет минимизировать затраты, связанные с введением в действие собственного регламента, поскольку будут использованы функционирующие в настоящее время производственно-испытательные базы экспертных организаций, а также привлечены специалисты, аттестованные эксперты, осуществляющие аналогичную деятельность в рамках СПС на всей территории России. Таким образом будет полностью задействован имеющийся потенциал, – подчеркнул И. Г. Дынга.

Выступивший вслед за своим коллегой директор – руководитель научного центра управления перевозками грузов автомобильным транспортом НИИАТ Иван Батищев также обратил внимание участников круглого стола на то, что при подготовке проекта «Правил по перевозке скоропортящихся пищевых продуктов» учтены требования СПС, российская нормативная и законодательная правовая база. Предметное внимание обращено на предложения и замечания, поступившие от федеральных органов, министерств и ведомств, практиков перевозок.

В документе определён перечень основных видов скоропортящихся грузов, даны рекомендации по организации перевозочного процесса, перечислены требования к таре, упаковке, эксплуатации техники и оборудования. Причём его положения никоим образом не дублируют технический регламент.

Правила предусматривают сроки доставки тех или иных пищевых продуктов, а также перечень транспортно-сопроводительных документов. Оговорена необходимость наличия записывающих пломбируемых приборов, которые при доставке скоропортящихся грузов регистрируют соблюдение температурного режима. При разработке проекта учтён и такой принципиальный вопрос, как санитарная обработка и дезинфекция подвижного состава. Предварительно предусмотрено, что это вменяется в обязанность перевозчика по договору с грузовладельцем.

 

На испытание за тридевять земель

В соответствии с СПС транспортные средства (изотермические, ледники, рефрижераторы, отапливаемые), предназначенные для перевозок скоропортящихся пищевых продуктов, перед допуском к эксплуатации (затем периодически) должны проходить испытания либо экспертную проверку на соответствие требованиям, установленным СПС. По результатам контроля выдаются свидетельства СПС международного образца и наносятся опознавательные буквенные обозначения.

Увы, чтобы провести испытания выпускаемой техники, российскому производителю сегодня приходится отправляться за тридевять земель – в Латвию, Эстонию, Германию, Польшу, другие страны, потому как в родном отечестве таких возможностей нет.

Предположительно через полтора года в Подмосковье будет введена в строй испытательная станция для проверки специальных транспортных средств на их соответствие международным требованиям перевозки пищевых продуктов. В климатической камере, размеры которой в длину, ширину и высоту составляют соответственно 20, 5 и 4,5 м, предусмотрена система воздуховодов и термического оборудования. Это позволит иметь температурное поле в соответствии с правилами испытаний изотермических средств на коэффициент теплопередачи.

Факт открытия отечественной испытательной станции отраден. Только ведь её одной явно недостаточно для обеспечения существующих потребностей. Широкий диапазон специальных транспортных средств для перевозки пищевых продуктов по габаритам, размерам и термическому оборудованию обуславливает определённые сложности в методиках испытаний, а посему впору вести речь о создании сети полноразмерных станций для всех видов испытаний различного подвижного состава. Правда, в данном контексте прослеживается и оборотная сторона: по окупаемости это довольно рискованные инвестиционные проекты, что подтверждает, в частности, опыт эксплуатации Мюнхенской испытательной станции.

Впрочем, выход всё же видится в широком использовании сети имеющихся климатических камер на территории европейской части России, которые в своё время были построены для других целей. Если их доукомплектовать и соответственно аккредитовать, то в них вполне можно проводить испытания транспортных средств, пусть не всех, но хотя бы отдельных видов.

 

***

В ходе работы круглого стола помимо обозначенных выше, поднимались и другие вопросы по проблемам перевозок скоропортящихся пищевых продуктов.

Так, при экспертном контроле следует рассматривать не коэффициент теплопроводности материала, из которого изготовлена «оболочка» специального транспортного средства, а объёмный показатель – характеристики кузова вкупе с установкой поддержания температурных режимов. И это требование должно быть однозначно растолковано в техническом регламенте.

Было обращено внимание на обязательность оснащения специальных транспортных средств автоматическими регистраторами-накопителями, фиксирующими соблюдение температурных режимов непосредственно во время доставки продуктов питания, что даёт возможность получения достоверной информации при оперативной проверке подвижного состава в пути следования.

Разговор за круглым столом получился активным и заинтересованным, что подтвердил актуальность вынесенной на обсуждение темы. Впрочем, как заметили сами участники, рассмотрение проблем перевозок скоропортящихся грузов не должно ограничиваться рамками разовых мероприятий. Только при постоянном обмене мнениями и систематическом подходе можно выработать чёткую общую позицию всех участников этого сектора перевозок, чтобы потом, когда вступят в силу технические регламенты и правила по перевозке скоропортящихся пищевых продуктов, не пришлось в панике хвататься за голову.