Топливо "Станет ли Украина биодизельным «тигром» Европы?"
Виктор ШОЛОХОВ
После многих лет стагнации украинский агропром наконец-то переживает свой звёздный час. В ближайшее время страна намерена не только обеспечить свои дизельные двигатели экологически чистым топливом собственного производства, полученным из урожая рапса, но и значительно увеличить приток валюты от продажи биодизеля на экспорт. Такую радужную перспективу прочат эксперты Всеукраинского общественного объединения «Украинская аграрная конфедерация». Они прогнозируют, что уже в этом году страна войдёт в пятёрку крупнейших мировых производителей рапса (после Европейского Союза, Китая, Канады и Индии, обойдя при этом США, Австралию и Россию). Правда, на фоне всеобщей эйфории грядущего приобретения независимости от внешних поставщиков моторного топлива, представители украинского бизнеса пока не слишком задумываются над тем, какой ценой обойдётся стране эта программа. Между тем, специалисты предупреждают: здесь далеко не всё так просто…
Поторопитесь, господа!
В последние годы бум потребления биотоплива захлестнул практически все континенты. Рекордно высокие мировые цены на рапсовые семена (основа для производства биодизеля) стали хорошей перспективой для Украины. Ведь у страны значительный аграрный сектор и ещё больший неиспользованный аграрный потенциал. Поскольку ажиотаж на мировом рынке биотоплива из года в год усиливается, Украина сегодня находится в очень выгодной ситуации, которая позволяет стране удовлетворять растущий спрос на биодизель без каких-либо субсидий. Более того, благодаря рекордно растущим ценам на семена рапса (см. график 1, табл. 1), украинские аграрии получают значительную выгоду от тех субсидий, которые направлены на производство и потребление биотоплива в странах ЕС. Грех не воспользоваться такой возможностью!
Источник: расчёты на основе данных Oilworld.
И ещё как пользуются! При общей площади территории Украины без малого 604 тыс. км2 сельскохозяйственные угодья здесь занимают 70 %. Учитывая, что в стране достаточно хорошие условия для выращивания рапса, аграрии ударными темпами «перекраивают» планы посева сельхозкультур, в течение последних трёх лет прибавляя под рапс от 50 до 80 % в год. Сегодня под этой культурой уже занято почти 300 тыс. га земли.
Таблица 1. Максимальная закупочная цена на семена рапса в зависимости от цен на нефть и рапсовый шрот
Цена на рапсовый шрот, долл./т |
Цена на нефть, долл./баррель |
|||||||
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
110 |
|
80 |
81 |
116 |
152 |
187 |
223 |
258 |
294 |
329 |
100 |
92 |
128 |
163 |
199 |
234 |
270 |
305 |
341 |
120 |
104 |
139 |
175 |
210 |
246 |
281 |
317 |
352 |
140 |
115 |
151 |
186 |
222 |
257 |
293 |
328 |
364 |
160 |
127 |
162 |
198 |
233 |
269 |
304 |
340 |
375 |
180 |
138 |
174 |
209 |
245 |
280 |
316 |
351 |
387 |
Источник: Международное агентство по энергетике.
Специалисты подсчитали, что если при нынешней урожайности выращивать рапс на 3 млн га, то 75 % собранного урожая будет достаточно для производства 2,7 млн т биодизеля, что эквивалентно 2,3 млн т дизтоплива (это примерно 64 % годового производства дизтоплива на всех нефтеперерабатывающих заводах Украины). Другое дело, что, по данным Министерства аграрной политики, средний уровень урожайности семян рапса составляет сегодня всего 1,3 т/га. И этого крайне мало для прибыльного производства биодизеля. Поэтому для достижения необходимой рентабельности и повышения качества семян нужны серьёзные инвестиции в технологии сельскохозяйственного производства – или же придётся продолжать, как сегодня, экстенсивный путь расширения полей под посевы рапса.
Если же говорить о последнем варианте, то для него особенно привлекательны земли так называемой Чернобыльской зоны, которые непригодны для производства продовольственного зерна и сегодня зарастают бурьяном. По оценкам специалистов, 100 тыс. га загрязнённых земель вполне годятся для выращивания технических культур наподобие рапса, а ещё 500 тыс. га более чистых земель можно использовать и для производства технических и продовольственных культур.
Нет ничего плохого в том, что Украина активно наращивает сырьевую базу для развития биотоплива – тем же самым сегодня занимаются многие страны. По данным аналитического агентства Oil World, в 2007 г. мировое производство рапса ожидается на уровне 51,6 млн т против 47,2 млн т в прошлом году. И вклад Украины в эту «копилку» будет весьма существенным (см. график 2).
График 2. Динамика производства, переработки и экспорта рапса в Украине
Прогнозируемый валовой сбор рапса в 2007 г. – 1625 тыс. т
Однако на этом радужном фоне тревожит тот факт, что, по словам генерального директора ассоциации «Укролияпром» Степана Капшука, 99,9 % выращенного в Украине рапса будет экспортировано вместо того, чтобы самим перерабатывать сырьё в биотопливо и зарабатывать на продаже готового продукта. А ведь подсчитано, что только за счёт развития биоэнергетики в полном объёме украинские фермеры ежегодно могут дополнительно получать до десяти миллионов долларов, и эти средства могли бы значительно изменить экономическую (и социальную) ситуацию на селе. Поэтому Украине важно самой наращивать мощности для переработки рапсового масла, чтобы экспортировать не семена, как это происходит сейчас, а продукт, максимально готовый для конечного потребления. Как показывают расчёты, экономический эффект от этого будет втрое выше, чем от простого экспорта семян рапса.
Дело государственной важности?
Впрочем, об этой проблеме в стране говорят давно и много. Другое дело, что за добротными документами не всегда следуют реальные действия, и Украина из года в год недобирает весомые суммы упущенной прибыли.
Законодательное и нормативное обеспечения развития биоэнергетики в Украине:
– Национальная энергетическая программа на период до 2010 г. (1996); – Закон Украины «Об альтернативных видах жидкого и газового топлива» (№ 391-XIV от 4.01.2000); – Постановление КМУ «Об утверждении программы “Этанол”» (№ 1044 от 04.07.2000); – Закон Украины «Об альтернативных источниках энергии» (№ 555-IV от 20.02.2003); – Указ Президента Украины «О мерах по развитию производства топлива из биологического сырья» (№ 1094/2003 от 06.09.2003); – Распоряжение КМУ «О развитии производства биодизеля в 2003 г.» (№ 597-р от 06.10.2003); – Постановление КМУ «О порядке выдачи свидетельства о принадлежности топлива к альтернативному» (№ 1307 от 05.10.2004); – Постановление КМУ «Об утверждении программы развития производства дизельного биотоплива» (№ 1774 от 22.12.2006); – Закон Украины «О внесении изменений к некоторым законам Украины о стимулировании производства моторных смесевых бензинов» (№ 3502-IV от 23.02.2006); – Распоряжение КМУ «Об утверждении Энергетической стратегии Украины на период до 2030 г.» (№ 145-р от 15.03.2006); – Проект Закона Украины «О развитии производства и потребления биологических топлив» (регистр. № 3158 от 22.03.2007). |
Казалось бы, ситуация стала меняться после того, как в декабре 2005 г. Кабинет Министров Украины утвердил концепцию Программы развития производства дизельного биотоплива на период до 2010 г. В частности, в документе говорится, что Украина, провозгласив свой политический выбор на вступление в ЕС, должна производить и потреблять в 2010 г. более 520 тыс. т биотоплива. Общий объём финансирования этой программы – 12137,55 млн грн, в том числе за счёт госбюджета 1035,51 млн грн (около 170 млн евро).
В программе намечено провести технико-экономическое обоснование и построить несколько заводов по производству биодизеля, определены зоны концентрированного выращивания рапса площадью от 50 до 70 тыс. га, обеспечено развитие технической базы для производства дизтоплива. Для стимулирования выращивания рапса в 2007 – 2010 гг. ежегодно будут предоставляться государственные дотации сельхозпроизводителям всех форм собственности в размере до 100 грн на гектар посевов рапса. Кроме того, на развитие селекции рапса выделено 10 млн грн.
Таблица 2. Технические параметры дизеля и биодизеля
|
Дизель |
Биодизель |
Вязкость, кг/л |
0,84 |
0,88 |
Теплотворная способность, МДЖ/кг |
43,30 |
37,61 |
Теплотворная способность, МДЖ/л |
36,37 |
33,10 |
Соотношение теплотворной способности биотоплива и ископаемых топлив, % |
100 |
91 |
Производство биотоплива на гектар, л |
– |
1547 |
Источник: Международное агентство по энергетике.
Однако реальных шагов всё-таки было сделано на редкость мало, и аграрии по-прежнему выживают благодаря собственному уму-разуму, выращивая дефицитный продукт для продажи семян на экспорт, благо аппетиты европейских стран на приобретение биотоплива постоянно растут. Судите сами о перспективах: в соответствии с директивами ЕС, начиная с прошлого года, производство биодизеля в странах ЕС должно возрасти в три раза, а с 2010 г. – в десять раз.
Если что и остаётся для Украины, так это жалкий ручеёк биодизеля, разбираемый селянами на разные нужды прямо в местах производства. А может ли быть иначе, если до сих пор при громких декларациях в стране нет ни ГОСТов на биодизель, ни каких-либо других серьёзных нормативных документов? Поэтому в условиях дефицита законодательной и нормативной базы по производству моторных видов биотоплива и наблюдается стихийный рост производства биодизеля фермерами и сельхозпроизводителями на маломощном и полукустарном оборудовании.
Завод, ещё завод…
Чтобы всё-таки решить, какие темпы развития биотопливной индустрии приемлемы для Украины, нужно тщательно изучить возможные экономические последствия такого шага, а вместе с тем влияние на окружающую среду и социальную ситуацию. Сначала следует определиться: какой будет стратегия развития отрасли, какие технологии планируется использовать и какой будет инвестиционная политика, а уже затем эти этапы «прописывать» в документах.
Примерно так сейчас и поступают те специалисты, которые верят в перспективность для Украины развития производства биотоплива. Не так давно, например, Министерство аграрной политики, несколько областных администраций и частных компаний заявили, что в их планах на ближайшее время – построить нескольких заводов для производства биотоплива из рапса в Житомире, Сумах, Виннице, Хмельницком и в некоторых других областях. Кстати, каждый завод мощностью 100 тыс. т биотоплива в год обойдётся инвестору примерно в 30 – 35 млн долларов. А чтобы поддержать выращивание рапса и развитие производства биотоплива, Министерство аграрной политики намерено в течение пяти лет увеличить посевные площади под рапс с 234 тыс. га в 2005-м до 1,3 – 1,5 млн га.
Учитывая позитивный опыт развития производства биотоплива в странах ЕС, в Украине целесообразно использовать этот продукт как в чистом виде, так и в виде смеси с традиционным топливом. Эксперты подсчитали, сколько семян рапса нужно стране, чтобы обеспечить эти потребности (см. табл. 3).
Таблица 3. Потребности Украины в биодизеле до 2010 г.
Показатель |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Потенциал производства семян рапса в Украине, тыс. т |
1200 |
2000 |
3000 |
3600 |
5400 |
Объём рапса, который целесообразно использовать для производства биодизеля, тыс. т
|
– |
– |
300 |
900 |
1890 |
Количество рапса, которое целесообразно использовать для производства биодизеля (% от общего объёма рапса) |
– |
– |
10 |
25 |
35 |
Потенциал производства биодизеля, тыс. т |
– |
– |
100 |
300 |
623 |
Технологические нормы потребности дизтоплива в Украине для сельскохозяйственных производителей, тыс. т |
1870 |
1870 |
1870 |
1870 |
1870 |
Доля биодизеля в полном объёме дизельного топлива, которое используется сельхозпроизводителями, % |
– |
– |
5 |
16 |
33 |
Указанные в таблице 2 показатели отражают лишь потенциальные, а не реальные объёмы производства биотоплива. Чтобы достичь этих показателей, нужно к 2008 г. построить, как минимум, три завода по производству биодизеля общим объёмом производства до 300 тыс. т готовой продукции, а к 2010 г. ввести в эксплуатацию ещё не менее двадцати заводов производительностью от 5 до 100 тыс. т суммарной мощностью не менее 623 тыс. т биодизеля.
В таком случае затраты на производство одной тонны биодизеля для заводов производительностью 100 тыс. т составят 3020 - 3100 грн/т (в зависимости от урожайности рапса и цен на рапсовые семена, сложившихся к тому времени на рынке). Кроме того, ради повышения рентабельности производства будут выпускаться сопутствующие продукты – до 1,8 т шрота с тонны семян и 0,05 т очищенного глицерина общей стоимостью до 1260 грн (все цены указаны по состоянию на первый квартал 2007 г.). Для сравнения: средние затраты на производство биодизеля в странах ЕС в 2005 г. составили от 0,509 до 0,688 евро/кг.
Таблица 4. Структура расходов на производство биодизеля в Украине и расчёт максимальной цены на рапсовое масло, а также на семена рапса
1. |
Расчёт максимальной цены предложения на рапсовое масло |
|
||||||
a |
Цена на нефть, долл./баррель |
60 |
|
|
||||
b |
Цена на обычный дизель, долл./баррель |
78 |
= a * 1,3 |
|
||||
c |
Цена на обычный дизель, долл./м³ |
491 |
= b / 0,1589873 |
|
||||
d |
Максимальная цена на биодизель, долл./м³ |
446 |
= c * 0,91 |
|
||||
e |
Максимальна цена на биодизель, долл./т
|
507 |
= d / 0,88 |
|
||||
f |
Производственные расходы |
|
||||||
g |
Постоянные расходы на капитал, долл./т |
20 |
|
|
||||
h |
Расходы на метанол, долл./т |
60 |
= 10 % * P метанол |
|
||||
i |
Другие расходы (труд, энергия), долл./т |
20 |
|
|
||||
j |
Расходы на очистку, долл./т |
5 |
1 % от объёма |
|
||||
k |
Расходы на очистку, долл./т |
22 |
|
|
||||
l |
Маржа производителей биодизеля, долл./т |
20 |
|
|
||||
m |
Общие производственные расходы, долл./т |
147 |
= g + h + i + j + k + l |
|
||||
n |
Доход от продажи глицерина, долл./т |
12 |
= 10 % * P глицерин, долл./т |
|
||||
o |
Фрахт, долл./т |
25 |
|
|
||||
q |
Максимальна цена предложения на рапсовое масло |
347 |
= e – m + n – o |
|
||||
2. |
Расчёт максимальной цены предложения на семена рапса |
|||||||
r |
Цена на рапсовое масло, EXW, долл./т |
347 |
|
|
||||
s |
Стоимость рапсового масла, EXW, долл./т |
146 |
= 42 % * r |
|
||||
t |
Стоимость рапсового шрота, EXW, долл./т |
92 |
= 57,5 % * P рапс. Шрот |
|
||||
u |
Общая стоимость экстрагированной продукции, долл. |
238 |
= s + t |
|
||||
v |
Расходы на переработку, долл./т |
40 |
долл. /т семян рапса |
|
||||
w |
Макс. цена предложения на рапсовые семена на заводе, долл./т |
198 |
= u – v |
|
||||
3. |
Цены |
Параметры |
||||||
|
Цена на метанол, долл./т
|
600 |
Выход рапсового масла из тонны рапсовых семян, % |
42 |
||||
|
Цена на глицерин, долл./т |
120 |
Выход рапсового шрота с тонны рапсовых семян, % |
58 |
||||
|
Цена на рапсовый шрот, долл./т |
160 |
Кол-во литров в одном барреле |
158,99 |
||||
|
Инвестиции на строительство завода |
30 000 000 |
Плотность рапсового масла, м³/т |
0,91 |
||||
|
Годовая мощность, т |
200 000 |
Вязкость биодизеля, м³/т |
0,88 |
||||
|
Процентная ставка |
6 |
|
|
||||
|
Амортизация, лет |
10 |
|
|
Источник: Международное агентство по энергетике; Oilworld.
Что дальше?
Весной этого года Верховная Рада Украины утвердила в первом чтении проект Закона № 3158 «О развитии производства и потребления биологических топлив». К сожалению, разразившийся в стране очередной политический кризис заблокировал работу Верховной Рады, и судьба этого документа «зависла». Поскольку рано или поздно работа депутатов возобновится, и закон будет принят, есть смысл назвать некоторые ключевые моменты этого закона?
Общие механизмы внедрения:
– обязательное добавление биотоплив к минеральному топливу;
– гарантированная государственная поддержка производства и потребления биотоплив с помощью налоговых льгот, снижение импортных пошлин и введение других льгот на десятилетний период;
– поддержка научных исследований и разработок в производстве биотоплив;
– поддержка международной кооперации в сфере научных исследований и разработок биотоплив;
– информационная кампания по поводу выгод от применения биотоплив для потребителей и производителей;
– гармонизация украинского законодательства с законодательством ЕС.
Меры государственного регулирования:
– экспортные коды биотоплив будут определяться в соответствии с их конечным предназначением, а не их химическим составом;
– установление норм обязательного содержания биоэтанола при производстве смесевых топлив: в 2008-м – 2 %, в 2010-м – до 10 %;
– для биодизеля рекомендовать нормы обязательного использования в составе дизтоплива (примечание: непоследовательная формулировка в проекте Закона): в 2008-м – 1 %, в 2015-м – 8 %;
– введение с 2007 г. нулевого акцизного сбора для биотоплив на десять лет;
– в Киеве и в городах с населением свыше 500 тыс. человек, а также в рекреационных зонах все транспортные средства должны быть переведены на экологически чистые виды биотоплива: с 5 % в 2008 г., до 100 % в 2011 г.;
– замена вредных примесей на экологически чистые вещества: до 20 % в 2008 г. и до 100 % – в 2010 г.
В зависимости от того, как быстро и в каком объёме будет принят этот документ и как он будет реализовываться на практике, в Украине возможны два сценария по развитию биотопливной индустрии.
По первому из них, пессимистическому, в стране и дальше будет происходить неконтролируемое наращивание производства рапсового сырья, и Украина постепенно превратится в «сырьевой придаток» других государств, в которой будет преобладать стихийное маломощное производство биодизеля для нужд сельхозпроизводителей.
Второй сценарий, оптимистический, предусматривает разработку собственной стратегии развития биоэнергетики; технологический прорыв в сфере производства биологических видов топлива (новые виды сырья и технологий для производства биотоплив второго поколения); привлечение зарубежных инвестиций; строительство биодизельных заводов; переоборудование и строительство спиртовых заводов для производства биоэтанола (это тема отдельного разговора); крупномасштабное производство моторных топлив для внутреннего потребления и на экспорт.
Какой из этих сценариев станет реальностью – покажет время. Впрочем, могут появиться и более эффективные альтернативы по снижению энергетической зависимости страны от импортёров нефтепродуктов и, в частности, моторных топлив. Как бы там ни было, чтобы действительно стать европейским «тигром» по производству биотоплива, о чём украинские политики так любят рассуждать, стране необходимы стабильность экономики, высокий уровень экономических свобод, наличие государственной поддержки биодизельной индустрии, полновесная законодательная и нормативная база, а также разработка стандартов, сопряжённых с мировыми.