Форум "Страну объединяет транспорт?"


Ксения ДИТЯТКИНА

 

Восьмого ноября этого года в Москву на Всероссийский форум транспортников приехали 360 делегатов из 62 регионов страны. Он прошёл под девизом "Транспорт объединяет Россию". На повестке дня – проблемы и перспективы развития отрасли. Речь шла о проектах, которые уже осуществляются, и о том, что ещё предстоит сделать в сфере транспорта.

Председатель партии "Единая Россия" и Государственной Думы Борис Грызлов много говорил о приоритетах партии, долгосрочных программах развития всех основных видов транспорта, строительстве автомобильных дорог, о развитии системы узловых аэропортов, трубопроводном и железнодорожном транспорте. Увы, отрасль грузовых автоперевозок так подробно, как все вышеперечисленные, господином Грызловым не рассматривалась: видимо, у нас и так всё хорошо.

Между тем, выступавшие на форуме бригадир водителей большегрузных машин А. Т. Хрустель, ректор Московского государственного университета путей сообщения Б. А. Левин, вице-президент Ассоциации международных перевозчиков Е. Д. Судаков всё-таки успели в своих выступлениях изложить проблемы, касающиеся именно отрасли перевозки грузов. Их оказалось не так уж мало. Может быть, руководствуясь не столько ограниченным временем господина Грызлова, сколько именно этим фактором, выступления большинства участников не «входили в рамки отпущенного времени», ведь о проблемах на таких мероприятиях говорят в самый последний момент.

Из выступления А. Т. Хрустеля:

– Я езжу по федеральным трассам, где в основном неплохое дорожное покрытие. Но стоит только с них съехать в сторону, как сталкиваешься с бездорожьем. Если на  улице дождь или снег, то часто вообще проехать невозможно. У меня мощная машина, я бездорожье преодолеть смогу. Но что делать карете "Скорой помощи", например, или школьному автобусу? Они не смогут проехать по всем ямам и колдобинам. Поэтому сегодня очень важно заниматься дорожным строительством, обновлением автопарка, более качественным обучением персонала. Мы надеемся, что фракция «Единая Россия» внесёт соответствующие поправки. Ещё одна очень старая проблема – международные перевозки. Водители, проходя посты пропусков стоят по двое-трое суток, там нет пищи и в туалет негде сходить – это издевательство над человеком. Необходимо направить туда специалиста и уже как-то решить эту проблему. Я надеюсь, что партия примет меры по решению этих вопросов.

Б. А. Левин затронул проблему подготовки водительского состава более детально:

– Грандиозные задачи, которые уже поставлены, вряд ли решаться, если не будет соответствующего кадрового подбора и подготовки кадров для транспорта. После того, как ПТУ были отданы местным бюджетам, подготовка кадров для транспорта начала страдать и сейчас её восстанавливают и возобновляют своими силами техникумы и ВУЗы. Сегодня нужно законодательно закрепить ответственность работодателей за образование кадров. Мы бы хотели, чтобы были внесены поправки в налоговый кодекс Российской Федерации, чтобы обеспечить активное и заинтересованное участие работодателей в учебном процессе. Как ни для кого, для транспортников целевая подготовка крайне важна. Сейчас необходимо сделать усиленный толчок в эту сторону, к этому готова система образования. Своими силами решить поставленную задачу сложно, мы просим помощи у власти, которая уже доказала свою компетентность.

Вице-президент Ассоциации международных перевозчиков Е. Д. Судаков начал свою речь так:

– О дорожниках всегда говорят в последнюю очередь, о международных перевозчиках – ещё реже, потому, что мы занимаем небольшую нишу, но мы «привозим в кузове» порядка 40 млрд долларов, из которых порядка 40 млн отправляется в бюджет. Вопрос достаточно серьёзный. Наверное, мы поддерживаем прекрасные взаимоотношения с партией «Единая Россия»: участие в тех мероприятиях, которые мы вместе обсуждали, и те законодательные акты, которые были приняты за последнее время, а их было не мало.

Он также отметил, что права российских перевозчиков на зарубежной территории несколько отличаются от прав «местных» водителей и попросил принять к сведению вопрос об их уравнивании:

– У нас миллион пересечений границ только российскими перевозчиками. Доставшаяся нам после развала Советского Союза граница – в плачевном состоянии. Реконструкция автомобильных погранпереходов начинается только сейчас. Простои на них длятся по двое-трое, а бывает – и до десяти суток. По данным финской статистики, простои на их территории составляют около 100 км. Они возникают по одной простой причине – мы не доверяем самим себе: зачем таможенникам трогать автомобиль, который под международным флагом проходит четыре-пять границ по территории Европы и вдруг почему-то на своей границе встречается с проблемами? При том, что Россия подписала Конвенцию МДП… Мы достигли 40 % общего объёма перевозок автотранспортом, поэтому сегодня хотелось бы решить проблему государственных грузов. Мы просим рассмотреть законодательные акты, которые позволили бы развиваться национальному перевозчику.

Совместный форум единороссов и транспортника навевал не самые однозначные мысли. Да, эта партия сделала не так уж мало. Ведь много средств из бюджета было брошено на ремонт, восстановление и строительство новых дорог. Но согласитесь: когда партия находится у власти, её члены составляют более 50 % Госдумы, – было бы странно, если бы она ничего не делала. И ещё одно. Что-то старое, забытое напомнил этот форум – что я видела только по телевизору. Когда отрасль просит помощи не у власти, не у государства, а у партии. Куда же государство-то подевалось?

Форум состоялся, проблемы ясны. А как они будут решаться, и будут ли решаться вообще – в том числе и после окончания выборных баталий – покажет время.