Логистика "Первый Тверской транспортно-логистический центр"


Роман МУРАШОВ

 

Доля автомобильного транспорта в обеспечении внешнеторгового оборота России на протяжении последних пяти лет в среднем составляет 25 %. Эта отрасль российской экономики обеспечивает более 155 тыс. рабочих мест и приносит в бюджет страны более 6,3 млрд рублей налоговых поступлений ежегодно.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ говорится, что одной из целей внешнеэкономической политики страны является увеличение экспорта транспортных услуг до 37 млрд долларов в 2020 г., что почти в четыре раза больше, чем в 2006 г.

Фактическое состояние российской отрасли МАП говорит о том, что темпы её развития тормозятся, прежде всего, по причине недостаточно благоприятных условий (в тарифной сфере) и низкой конкурентоспособности российских автоперевозчиков для развития отрасли и экспорта российских транспортных услуг. В частности, это находит своё выражение в недостаточной доле российских перевозчиков на рынке МАП (рис. 1).

В этой связи Тверь как нельзя лучше расположена относительно современного Северо-Западного транспортного коридора – объездная дорога является частью одной из важнейших автомагистралей, а удалённость от Москвы на 160 км позволяет городу потенциально выступать выгодной площадкой для организации распределительного транспортно-логистического центра. А это неминуемо отзовётся увеличением грузооборота на северо-западном направлении.

Транспортно-логистические возможности Твери оставались в разряде «потенциальных» до недавнего времени. Буквально в последние дни октября в представительстве АСМАП в Центральном Федеральном округе (ЦФО) нам сообщили, что в этом городе на 162 км трассы Москва – Санкт-Петербург состоится закладка первого камня в строительство первой очереди складских терминалов товарно-распределительного логистического центра. При этом место строительства – по соседству с технической базой одного из ведущих международных автоперевозчиков северо-западного направления члена АСМАП группы компаний «АКСС» – было выбрано совсем не случайно…

В состав представительства АСМАП в ЦФО входят Москва и 17 областей. По состоянию на 01.10.2007 г. представительство объединяет 682 действительных членов АСМАП и 39 ассоциированных.

 

Таблица 1. Российский международный автомобильный транспорт сегодня

Количество подвижного состава действительных членов АСМАП

27 500*

Количество российских транспортных компаний на международных перевозках,
в том числе действительных членов АСМАП

4 300

1 748

Количество рабочих мест в сфере международных автомобильных перевозок

155 000

Отчисления в бюджетную систему России в год, млн долл.

250

Объём перевозок в год, млн т (по данным ФСНТ)

29,4

Стоимость перевозимых грузов в год, млрд долл.

80,1

Доля автомобильного транспорта в обеспечении внешнеторгового оборота России, %

25**

Количество рейсов в год

955 000

Объём рынка международных автотранспортных услуг РФ, млн долл.

6 000

Суммарный годовой доход международных автоперевозчиков РФ, млн долл.

2 400

*По данным на 27.08.2007.

**Без учёта трубопроводного транспорта.

 

Представительство АСМАП в ЦФО осуществляет защиту законных интересов членов АСМАП ЦФО; помощь в решении проблем, связанных с международными автоперевозками в регионах; проводит работу с перевозчиками, подавшими документы на допуск к системе МДП; собирает заявки на разрешения и контролирует их использование; выдаёт и принимает иностранные разрешения и книжки МДП в Брянске и Смоленске; работает с администрациями и компетентными органами Москвы и областей, входящих в ЦФО. Так например, АСМАП вместе с руководством Ространснадзора и УГАДН по Смоленской области в третьем квартале 2007 г. добились введения в действие упрощённой схемы пересечения границы для российских перевозчиков на ППУ «Красное», благодаря чему сократилось время пересечения этого погранперехода в направлении Беларуси. В связи с недовольством перевозчиков проблемами, связанными с получением международного сертификата технического осмотра (МСТО) в Московской области, представительство АСМАП в ЦФО обратилось к руководству ГИБДД ГУВД по Московской области. В результате для ускорения процедуры получения МСТО в Московской области было увеличено количество пунктов инструментального контроля сначала с одного до четырёх, а в текущем году – до восьми.

Для решения проблемы закупки автотехники на приемлемых условиях для перевозчиков и их привлечения к участию в программе Минтранса РФ по обновлению подвижного состава на заседание регионального совета АСМАП в ЦФО в сентябре приглашались региональный директор продаж ООО «МАН Автомобили Россия» С. В. Богочаров и генеральный директор лизинговой кампании «ТрансКредитЛизинг» С. В. Дергачёв. Они рассказали об этом проекте и о перспективах на 2008 г. Программа предполагает поставку автотехники в 2007 г. – 1000 ед., в 2008 г. – 2000 ед. Были продолжены переговоры по программе обновления ПС с ООО «Теллус-лизинг».

 

Рисунок 1. Объёмы перевозок грузов автомобильным транспортом между Россией и зарубежными странами (1999 – 2007 гг.), млн т                                                                                       %

 

 

 

   - объем перевозок, выполненных российскими перевозчиками, %

- объем перевозок, выполненных паритетными перевозчиками, %

   - объем перевозок, выполненных перевозчиками третьих стран, %

 

…Чтобы воочию увидеть, как вершится новейшая логистическая история тверского края, я отправился в путь. На въезде в какое-то село, неожиданно из тумана с наставленным на меня радаром и жезлом, указывающим на обочину, появился тверской инспектор ГАИ. Скорость, измеренная его радаром, совпадала с показаниями моего спидометра. Пока инспектор рассматривал мои документы, я решил расспросить подробнее, как добраться до «АКСС». Узнав цель моего визита, инспектор приободрился, сообщил ориентиры и даже передумал штрафовать.

На место предстоящих событий я добрался неприлично рано – на часах было начало девятого часа утра, когда позвонил управляющему группы компаний «АКСС» Сергею Петровичу Сергееву. Трубку он снял не сразу – уже мысленно я представил себе, что «выдёргиваю» человека из-за раннего семейного завтрака. Но Сергеев приехал на место гораздо раньше меня. Не откладывая «на потом», мы отправились знакомиться с хозяйством.

– Машин в группе компаний, занятых на международных перевозках, не многим более пятидесяти. Все приобретены на вторичном рынке, зато без использования каких бы то ни было заёмных средств, – уточнил Сергеев. – Подвижной состав у нас в прекрасном техническом состоянии. Мы никогда не использовали б/у запчастей, всегда только новые. Собственно и технический центр по обслуживанию грузовых автомобилей «Mercedes» мы изначально строили для своих нужд. Тринадцать лет наши машины уже бегают по дорогам. Есть в нашем парке несколько автомобилей десятилетнего возраста – почти ровесники бизнеса, но списывать их ещё никто не собирается – техническое состояние у тягачей безупречное.

Сегодня техцентр «АКСС» является фирменным «мерседесовским»: налажены прямые связи с немецкими поставщиками запасных частей на конвейер «Mercedes», специалисты техцентра периодически проходят стажировку на заводах производителя, используют фирменные диагностическое оборудование и программы. Здесь выполняют практически все виды ремонтных и профилактических работ на грузовых автомобилях «Mercedes», включая стапельные.

– Начинали мы с небольшой стоянки для машин и пункта технического обслуживания, – продолжил утреннюю экскурсию Сергей Сергеев. – Потом пристроили слесарные мастерские, на втором этаже которых сделали офис. Не так давно, не без помощи Тверской администрации и представительства АСМАП в ЦФО, за что им, конечно же, спасибо, получили ещё и землю. Она хоть и числилась изначально как «сельхозназначения», но представляла собой самое натуральное болото, заваленное буреломом – бульдозеры на гусеничном ходу вязли. Отсыпку производили асфальтобетонной крошкой, которую, кстати, сами и добывали…

Видя моё удивление, Сергеев продолжил. – Купили в Германии по сходной цене дорожную фрезу для продажи в России, да только продать её как-то и не сложилось. Но мы сейчас об этом и не жалеем – выходим с этой фрезой «на заработки» – в качестве шефской помощи тверским дорожникам снимаем старое асфальтовое покрытие, которое и забираем себе для отсыпки. Там где грунт уже устоялся, построили хорошую автомойку для тягачей с полуприцепами. В том же боксе разместили стенд для проверки состояния резьбовых соединений автомобиля – с помощью специальных виброплатформ он имитирует различные дорожные условия, вплоть до экстремальных. Кстати, о дорожных условиях – проехав ещё километров 40 за Тверь в сторону Санкт-Петербурга, вы ощутите, что дорога как таковая отсутствует: ямы достигают глубины, равной диаметру колеса легкового автомобиля. Поэтому этот вибростенд на нашем направлении очень актуален.

Я рассказал Сергееву о своей встрече с тверскими инспекторами ГАИ, которые при упоминании аббревиатуры «АКСС» стали ко мне лояльнее. – Они нас уважают, потому что к нашим водителям и автомобилям не за что придраться, пусть это и нескромно, но группа наших компаний – это образцовый автоперевозчик, – сообщил Сергей Петрович. – Дело в том, что подготовкой водительских кадров и подвижного состава у нас ведает очень компетентный в этом деле человек, знающий систему требований ГАИ изнутри. Как показала практика, соблюдать эти требования в комплексе легче, потому что таким образом претензий ни к нашим водителям, ни к машинам практически не бывает не только в Тверской области, но и за её пределами. Вот только кадры подбирать становится всё сложнее – нет на рынке профессиональных водителей. Наработали мы некоторые материальные активы, будем сейчас парк автомобилей международных перевозок расширять – по договору лизинга впервые закупим 30 новых тягачей «Mercedes».

Пока длилась моя экскурсия по автохозяйству ГК «АКСС», время плавно подошло к началу церемонии закладки первого камня складского терминала. Приехал губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин и представители Тверской администрации, посланники Центральных ведомств из Москвы, коллеги по бизнесу из транспортно-логистических компаний. По всему было видно, что событие является значимым не только для непосредственных его организаторов, но и для региона в целом.

Я спросил у Сергеева, учитывая, что склады строятся в непосредственной близости к технической базе «АКСС», у руководителей прекрасные деловые отношения, участвуют ли его предприятия или он лично в новом проекте?

– Если иметь в виду материальные вложения и распределение прибыли, то ни группа компаний «АКСС», ни я лично не участвуем, – ответил Сергей Петрович. – Ни я, ни мои партнёры не видим смысла смешивать приоритеты. Нас в высшей степени устраивают добрососедские отношения, да и к тому же, когда терминал будет построен, то наш узел можно будет с полным правом называть транспортным логистическим центром. В обеих компаниях понимают всю выгодность такого соседства для каждой стороны. Проще, мудрее и эффективнее у нас пока вариантов нет.